ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «ХОЧУ БЫТЬ ЛИДЕРОМ!»
учебно-методический материал (6 класс)

Медведева Ксения Сергеевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

общеОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Хочу быть  лидером!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_byt_liderom-novaya_programma2.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

                 ПРИНЯТО:                                                     «УТВЕРЖДЕНО»

Педагогическим  советом  ДДТ                     Приказом № 14-ОД от 29.05.2014

Решение от 28.05.2014                                                 Директор ДДТ

протокол № 5                                                              ________________

                                                                                        Альбицкая Т.А.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА 

«ХОЧУ БЫТЬ  ЛИДЕРОМ!»

Возраст учащихся:         13-17 лет

                                

Срок реализации:         2 года

Автор-составитель:                         педагог дополнительного образования

                                                                              Очирова Алла Борисовна

 

Программа дополнена

педагогом дополнительного образования

Черниковой Александрой Константиновной

                                                                                                                      в 2014 году

Санкт-Петербург

2014год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль лидера в жизни общества неоценима. Процесс «лидерообразования» довольно сложный и трудоёмкий.

Формирование лидерской позиции - это формирование активного отношения к жизни, развитие способности рефлектировать, оказывать влияние на людей, превращая их в единомышленников, направляя их усилия на достижение общих социально-значимых целей, осознание человеком своих ценностей, установок и умений. Лидерская позиция характеризуется ответственным отношением к себе, другим членам группы, людям, природе, миру; готовностью взять на себя ответственность при решении проблемных ситуаций.

    Актуальность. Данная программа способствует развитию личности ребёнка, формированию у него навыков цивилизованного общения, проявлению и совершенствованию таких лидерских качеств, как активность, инициативность, самообладание, наблюдательность, самостоятельность, организованность. Программа даёт детям знания и умения, направленные на познание другого человека, группы в целом, а также эффективное взаимодействие с ними, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций. Она помогает в саморазвитии через формирование ценностного отношения к себе и другим, к социальным проблемам, в развитии чувства причастности к группе и социуму.

Направленность: программа  социально – педагогической направленности.

    Цель программы:  Воспитание гражданина с активной жизненной позицией и навыками организаторской деятельности, создание условий для развития лидерства в детских общественных объединениях.

    Задачи:

  • Обучающие

способствовать формированию: лидерских качеств, навыков руководства и умений руководителя, психологической и коммуникативной культуры, способности к рефлексии.

  • Развивающие

способствовать развитию: аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости; умения самокритичного отношения к себе.

  • Воспитательные

создать условия для: нравственного становления учащихся, мотивации к социально значимой деятельности, активизации ученического самоуправления, создания благоприятного психологического климата снижения уровня тревожности в детском коллективе.

Возраст учащихся: 13-17 лет.

Срок реализации программы - 2 года.

Объем программы: 1-ый год обучения - 144 часа,

                                    2-ой год обучения - 144 часа.

                                                                               всего – 288 часов

Режим занятий: программа предполагает два двухчасовых занятия в неделю.  

Формы подведения итогов: показательная игра, защита творческого проекта, сценарной разработки, проведение праздника, мероприятия, слета, дискуссии,

постановка спектакля.


ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

    Занятия первого года обучения предполагают подготовку воспитанников к социально значимой роли: граждан России, лидеров школы и района, руководителей своей жизни. Успех лидера зависит от таких качеств личности как инициативность, умение оригинально, по-своему подходить к решению любой проблемы, психологически перестраиваться, когда меняются условия или возникают принципиально новые задачи; альтернативное мышление; способность видеть проблемы там, где для других все ясно:; распознавать недостатки в хорошо организованных системах; склонность к усовершенствованию; самостоятельность; новаторство, способность действовать вопреки мнению людей; открытость всему новому; умение критиковать; способность воспринимать критические замечания; способность к разумному и обоснованному риску; организаторские способности.

        Юный лидер детского объединения – человек, ведущий за собой своих товарищей, друзей, членов своего объединения. Он лучше других понимает, что и как нужно делать, чтобы жизнь в детском объединении была интересной, насыщенной, разнообразной.

        Чтобы стать настоящим лидером – вожаком, заводилой ребят, необходимо иметь следующие качества, самые важные для лидера:

  • компетентность -  знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
  • активность – умение действовать энергично, напористо;
  • инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;
  • общительность -  открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;
  • сообразительность – способность доходить до сущности явлений; видеть их причины и следствие; определять главное;
  • настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
  • самообладание способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;
  • работоспособность – выносливость, способность выполнять напряженную работу;
  • наблюдательность – умение видеть, мимоходом  отметить важное, замечать детали;
  • самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
  • организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, сообразительность.

Основные задачи первого года обучения:

Обучающие:

- Показать разновидности игр (ролевые, познавательные, творческие, интеллектуальные, экономические, деловые, развивающие).

- Расширение общего кругозора детей и осведомлённости в отдельных областях знаний.

- Освоение технологий оформления игрового пространства.

- Рассказать о рождении театра, его разновидностях, показать отличие театра от других видов искусства

- рассказать о технике сцены, её оформлении.

Воспитательные:

- Раскрытие творческой индивидуальности в социальных взаимоотношениях.

 - Помочь в социальной адаптации, развитие в себе уверенности самостоятельности, ответственности, чувства долга, доброжелательности, товарищества.

Развивающие:

- Дать возможность ребёнку развить в себе организаторские, творческие способности, лидерские качества;

- Научить владеть аудиторией, уметь работать на сцене.

- Развитие у учащихся мотивации самопознания, самореализации, профессионального самоопределения.

Формы проведения занятий: подбирается с учетом цели и задачи, познавательных интересов и индивидуальных возможность воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников:

  • Деловые и ролевые игры.
  • Упражнения на взаимодействие в группе.
  • Тренинги.
  • Творческие задания.
  • Конкурсы (участие в районных, областных и всероссийских).
  • Проигрывание ситуаций.
  • Дискуссии.
  • Моделирование.
  • Проектирование.
  • Встречи со специалистами и интересными людьми.
  • Экспресс-тесты и опросы.
  • КТД.
  • Беседы.
  • Виртуальное путешествие.
  • Клубный день.
  • Творческая мастерская.
  • Видео-просмотр.
  • Защита проекта.
  • Мастер- класс.
  • Работа с тематическими этюдами, развивающими навыки артистического творчества.
  • Упражнения, формирующие умение актёрского анализа и самоанализа.
  • Посещения театральных постановок и репетиций.

        Прогнозируемый результат первого года обучения: развитие личностных качеств ученика, его духовного мира, формирование нравственной и эстетической позиции, приобретение умений фантазировать, замечать и оценивать свои промахи и ошибки, устанавливать  контакт с окружающей средой, умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения. Планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения, умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы.

        Умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития, видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи.

Способы проверки результативности освоения программы: тестовые задания, экспресс-опросы, самооценка и взаимоаттестация учащихся, защита проектов, в том числе и творческого сценария, наблюдение,  анкетирование обучающихся, собеседование.

Формы подведения итогов: зачёт, экзамен, защита сценария, проекта, проведение открытого мероприятия, презентации, защита портфолио


Учебно-тематический план первого года обучения

п/п

Название темы

Всего часов

Всего

Теория

Практика

Комплектование группы

6

6

1

Беседа по технике безопасности

Вводное занятие

1

1

2

2

Лидерская позиция в обществе

18

18

36

2.1

Принципы и задачи детского движения.

2

2

4

2.2

Детские общественные организации, история создания

2

2

4

2.3

Организаторские способности и пути их развития

2

4

6

2.4

Коллективное творческое дело.»

4

4

8

2.5

«Секреты» работы организатора

4

4

8

2.6

Коллектив и лидер. Основы конфликтологии.

4

2

6

3.

Формы работы лидера -организатора

10

14

24

3.1

Знакомство с проектированием  как формой коллективной социально- значимой деятельности.

4

6

10

3.2

Досуговая деятельность.

2

4

6

3.3

Игротехника.

4

4

8

4.

Творческая деятельность

18

20

38

4.1

Агитбригада как форма социализации личности.

4

4

8

4.2

Основы актерского мастерства.

4

4

8

4.3

Компоненты поведения. Интонация. Мимика. Жесты

2

4

6

4.4

Разработка сценария: этапы работы.

4

4

8

4.5

Значение творческих навыков (оформительских, декоративно-прикладных, музыкальных) в деятельности лидера

4

4

8

5.

Деловое общение

12

14

26

5.1.

Этика делового общения.

2

4

6

5.2.

Формы организаторской деятельности (дебаты, круглые столы, конференции, ток – шоу, интервью, выступления).

2

4

6

5.3.

Основы риторики.

2

2

4

5.4.

Организация мастер-классов.

6

4

10

6.

Общественная практика

8

4

12

6.1

Организация деятельности детского актива в образовательном учреждении.

4

2

6

6.2

Портфолио лидера.

4

2

6

Всего

73

71

144


Содержание программы

первого года обучения

№ п/п

Разделы и темы занятий

Теория

Практика

Формы контроля

I. Вводное занятие

1.1

Беседа по технике безопасности.

Вводное занятие

Знакомство с правилами поведения на занятиях и инструкциями по технике безопасности, с задачами, перспективами деятельности по программе

II. Лидерская позиция в обществе

2.1.

Принципы и задачи детского движения

Лидерская позиция в современном мире. Принципы детского движения. Детское движение в России в XX-XXI вв

Тесты

2.2.

Детские общественные организации, история создания

Детские общественные организации, из истории создания, зарубежные общественные организации. Символы и ритуалы детского движения

Беседа «Роль детских организаций».

2.3.

Организаторские способности и пути их развития

Самоконтроль, эффективная самопрезентация, умения слушать окружающих, навыки.

тест на организаторские способности и коммуникабельность онлайн.

Проведение КТД, Ролевая игра

2.4.

Коллективное творческое дело

Работа над ролью-заданием, проведение коллективного творческого дела.

Игры: «Найди свое место», «Скажи шестое», «Мяч за кругом», «Лесенка».

2.5.

«Секреты» работы организатора

Разработка алгоритма подготовки и проведения дела; вычленить секреты успеха.

Игры "Два корабля", «Молекулы»

Клубный день

2.6.

Коллектив и лидер. Основы конфликтологии

Что такое конфликтная ситуация, как ее предвидеть. Конфликтные ситуации и пути их разрешения.

Тренинги-упражнения: «Картина двух художников», «Как разделить яблоко?».

III.Формы работы лидера-организатора

3.1

Знакомство с проектированием  как формой коллективной социально- значимой деятельности

Проектная деятельность, специфика, правила работы по проекту.

Работа с литературой и в интернете.

Защита проектов, конкурс игровых мастерских

3.2

 Досуговая деятельность

Как правильно отдыхать после учебного дня. Отдых пассивный и активный. Возможности в организации отдыха петербургского школьника.

Виртуальное путешествие по любимым местам отдыха г.Санкт- Петербурга

Тест «Мои интересы»

3.3

Игротехника

Классификация игр.

Для чего они нужны. Специфика их подготовки и проведения. Участники игры.

Рисунок «Я играю»

IV. Творческая деятельность

4.1

Агитбригада как форма социализации личности

Выступления способствуют сплочению коллектива, формируют чувство ответственности, взаимовыручки.

Сценарии праздников «Движение — это жизнь, которую мы ценим», «Задор», «Да здравствует возраст расцвета!», «Формула успеха» и др.

4.2

Основы актерского мастерства

Импровизация. Идея. Сценарий. Постановка. Творческий замысел.

Как готовиться к публичным выступлениям. Приёмы привлечения внимания аудитории.

Подготовка к выступлениям

Репетиционный процесс.

4.3

Компоненты поведения: интонация, мимика, жесты

Импровизация. Идея. Сценарий. Постановка. Творческий замысел.

Как готовиться к публичным выступлениям. Приёмы привлечения внимания аудитории.

Подготовка к выступлениям

-репетиционный процесс.

4.4

Разработка сценария: этапы работы

Составляющие части сценария. Пролог. Конфликт. Кульминация.

Сюжет. Эпилог.

Разработка собственного сценария.

4.5

Значение творческих навыков (оформительских, декоративно-прикладных, музыкальных) в деятельности лидера

Активизировать каждого члена группы, снять напряженность, создать определенное эмоциональное настроение, умение владеть собой.

КВНчик; игры на внимание: «Гаражи», «Кресты-параллели».

V. Деловое общение

5.1

Этика делового общения

Понятия «этика», «деловое общение», специфика и требования к форме делового общения.

Подбор необходимого материла по теме «Я будущий президент», проведение коллективно- творческого дела.

5.2

Формы организаторской деятельности (дебаты, круглые столы, конференции, ток – шоу, интервью, выступления

Специфика проведения. Роль ведущего. Оформление пространства.

-Видео-просмотр

-Проведение пресс-конференции «Встреча со звездой».

5.3

Основы риторики

Прислушиваясь друг к другу, можно понять очень многое.

Беседа, практическая работа в группах.

Деловая игра

5.4

Организация мастер-классов

Показать несколько фокусов привлечения внимания аудитории. Формирование умения создавать презентации.

Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему.

Выбор цветового решения, подбор шрифтов.

VI. Общественная  практика

6.1

Организация деятельности детского актива в образовательном учреждении

Самоуправление - составная часть воспитательного процесса.

«Детские, молодёжные и семейные кафе»; «Ораторская конференция»

6.2

Портфолио лидера

Презентация творческих проектов, отчетов.

-Просмотр слайд-проектов

-Оформление папок.

Защита портфолио


Методическое обеспечение первого года обучения

Последние десятилетия принесли с собой общее ускорение темпов общественной жизни, обвальный рост потока информации, а с ними и необходимость постоянного обновления знаний, ориентаций и установок личности.

В этих условиях успешность формирования личности ребёнка главным образом определяется тем, в какой мере она способна к творческому развитию и саморазвитию. Особенно важно обеспечить на данном этапе удачное начало жизни детей через учебные занятия в детском творческом объединении.

        Система проведения занятий даёт возможность учащимся приобрести опыт игротехники через общение со специалистами в различных видах игровой деятельности. Важен и опыт общения мира взрослых и детей.

  Исключительное значение в модуле отдаётся групповым формам работы, позволяющим учащимся проявлять активность, наиболее полно реализовать свои умения и навыки:

-игровые тренинги, позволяющие научиться общению,

-упражнения на взаимодействие в группах,

-игры на сплочение коллектива, выявление лидерских качеств,

-формы анализа личного роста,

-методы взаимодействия в группах: гибкое планирование, умение работать с разным количеством людей.

  В процессе усвоения программы педагогом используются:

- видеоматериалы разнообразных игровых программ;

- карточки с заданиями;

- литература по темам;

- аудиозаписи;

- слайд – альбомы по результатам проведённых мероприятий;

- компьютерные презентации.

  Для более эффективного внедрения программы  предусмотрены выездные сборы, встречи, экскурсии, клубные дни общения с другими детскими объединениями.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • Создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • Проведение психологического тестирования с целью выявления направленности личности;
  • Побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;
  • Применение индивидуальных групповых и массовых форм обучения.

Результативность усвоения программы 1-го года обучения выявляется путём анализа участия детей в ниже перечисленных формах диагностики.

Материально-техническое оснащение

первого года обучения

- телевизор;

- цифровой фотоаппарат

- мультимедиа- проектор;

- ноутбук;

- экран;

- магнитофон;

- разнообразный игровой реквизит;

- призы;

- метроном;

- часы;

- театральный инвентарь и специальное оборудование; кубы, элементы театральных декораций;

- канцелярские принадлежности (ножницы, бумага, краски, карандаши и т.п.).

Список литературы первого года обучения

Для педагогов

Авторские игры из брошюры «Круг друзей», май 1995 г. СПб

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться.- М.: Политиздат, 198

Биржа идей./Сост. А.В.Волохов.- НПЦ ЦС СПО (ФДО) СССР, 1991

Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии  ребёнка //Вопросы психологии.- 1966, № 6 с.94-101

Гуриков с.р. Методическое пособие с программой по созданию презентаций MS Power Point/ - Красноярск: КОЭК, 2003

Игротека. Лидер 21 века. /сост.Л.А.Побережная. Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006 г.

Колчеев Ю.В. «Театральные игры в школе».- М.: Школьная пресса, 2003.

Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса. Учебное пособие.- Новосибирск: изд-во ГПУ, 1995

Куприянов Б.В. Формы воспитательной работы с детским объединением. –Кострома: КГУ, 1999

Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.

Материалы тематических смен Всероссийского детского центра “Орлёнок»

Николаева Л.А., Конференции старшеклассников. Москва, 1980 г.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Москва, 1993 г.

Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005.

Свистун. Коммуникативный тренинг. СПб, 1992 г.

Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.: Народное образование, 2000.

Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.: Народное образование, 2001.

Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001.

Трембольский Я.Л. Ваше слово, эрудиты. Москва. 1990 г.

Федоров Е.С. Шпаргалка вожатого. Москва, 1992 г.

Шмаков С.А. Игры – шутки, игры-минутки, Москва, 1993 г.

Шмаков С.А. Ее величество игра. Москва, 1992 г.

Шуркова Н.Е. Собранье пестрых дел, Витебск, 1993 г.

Чекалов И.В. Вечера эрудитов. Минск, 1990 г.

   

 Список литературы первого года обучения

Для детей

Антоновский С., КанардовИ. «Тренинг лидерства».- Авторская разработка

Интеллектуально- познавательные игры и игровые методики. М.: Центр Гуманитарной литературы, 2005 г.

Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.

Команда нашего двора (Социоигровые технологии деятельности активиста общественного движения). /Сост. АВ.Волохов и др. Н.Новгород, изд. «Педагогические технологии», 2006

Копилка вожатских премудростей. Методическое пособие.- М.: Центр Гуманитарной литературы, 2003 г.

Лутошкин А.Н.Как вести за собой. –М, 1992 г.

Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ю.Питер»

Точка, точка, запятая: Праздник круглый год. Выпуск 6,7- Нижний Новгород . изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007 г.

Хочу быть лидером! Выпуск 3.- Н.Новгород, изд. «Педагогические технологии», 2004

Федорцева В.Г. «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».- Зеленоград, 1993 г.

Фришман И.И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, 1993 г.


ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Занятия второго года обучения представляют собой систему взаимосвязанных творческих заданий, деловых игр и тренингов, входе которых воспитанники будут анализировать и моделировать различные ситуации, высказывать и защищать свою коллективную точку зрения, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. В ходе занятий дети самостоятельно или при помощи педагога могут выявить свои слабые и сильные стороны, склонности и возможности. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение  поставленной цели и решения педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации образовательной программы. Анализ и самоанализ проделанной работы.

        Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяет ребенку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

Основные задачи второго года обучения:

Обучающие:

 - создание условий для проявления индивидуальности ребенка, его творческого и нравственного потенциала;

 - овладение ребенком знаниями и умениями в соответствии с профилем программы, навыками самоопределения, роли и позиции в обществе.

Воспитательные:

 - помочь в социальной адаптации, развитие в себе уверенности, самостоятельности, ответственности, чувства долга, доброжелательности, товарищества;

 - воспитать уверенность в себе, самостоятельность, ответственность, чувство долга, доброжелательность.

Развивающие:

 - дать возможность ребенку развить в себе организаторские, творческие способности, лидерские качества;

 - научить владеть аудиторией, развить режиссерские навыки;

 - развить у учащихся мотивацию к самопознанию, самореализации, профессиональному самоопределению.

        Формы проведения занятий: лекция, виртуальное путешествие, клубный день, творческая мастерская, видеопросмотр, обсуждение, аукцион, практикум, защита проекта, мастер- класс,  работа с тематическими этюдами, развивающими навыки артистического творчества; упражнения, формирующие умение актёрского анализа и самоанализа, круглые столы, мастерские

Проектирование и моделирование реализуются с целью создания условий воспитанникам для выдвижения, развития и реализации творческой идеи(как индивидуальной, так и групповой).

        Прогнозируемый результат:

        Приобретение учащимися необходимых знаний и навыков, готовность организовать интересный и содержательный досуг в любых условиях, используя разнообразные игровые формы, приёмы коллективного планирования, организации и анализа проведённого дела, рационального распределения обязанностей, смены поручений, использование современных игровых технологий.

Умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития, видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи, повышение уровня социальной активности учащихся, получение практических знаний по организации коллективной творческой деятельности,

Повышение правовой грамотности, использование приобретенных умений и навыков в практической деятельности и реальной жизни: участие в школьных общественных организациях, выработка позитивной гражданской позиции.

        Способы проверки результативности освоения программы: тестовые задания, экспресс-опросы, самооценка и взаимоаттестация учащихся, защита проектов, презентаций, докладов; наблюдение,  анкетирование обучающихся, собеседование, самоанализ,.

Формы подведения итогов: зачёт, тестирование, защита сценария, проекта, портфолио, проведение открытого мероприятия, самопрезентация.


Учебно-тематический план второго года обучения

Всего часов

Всего

п/п

Темы

Теория

Практика

1.

Инструктаж по технике безопасности

Вводное занятие

1

1

2

2.

Детское самоуправление в современной школе

16

16

32

2.1.

Понятие «школьное самоуправление» и его отличие от понятия «детское объединение».

8

6

14

2.2.

Формы организации школьного самоуправления.

4

6

10

2.3.

Принципы работы школьного самоуправления.

4

4

8

3.

Тренинг как активная форма взаимодействия и принятия решений

14

14

28

3.1

Лидер – человек действия.

4

4

8

3.2

Развитие навыков выбора и исполнения решений.

4

4

8

3.3

Ключ к успеху: стремление к самосовершенствованию.

6

6

12

4.

Риторика для лидера

10

10

20

4.1

Подготовка к публичной речи.

6

4

10

4.2

Правила композиции выступлений.

4

6

10

5.

Этика и культура делового общения

10

8

18

5.1

Правила делового этикета.

4

4

8

5.2

Имидж лидера.

6

4

10

6.

Организация проектной деятельности

10

8

18

6.1

Целеполагание в проектной деятельности.

6

4

10

6.2

Социальное проектирование.

4

4

8

7.

Права и обязанности юных граждан

14

12

26

7.1

Ювенальное право.

6

4

10

7.2

Трудовое право.

4

4

8

7.3

Защита портфолио лидера.

4

4

8

                                                 Итого

75

69

144

Содержание программы второго года обучения

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Формы контроля

1.1

Инструктаж по технике безопасности.

Вводное занятие.

Знакомство с правилами поведения на занятиях и инструкциями по технике безопасности, с задачами, перспективами деятельности по программе просмотр и обсуждение видео

2. Детское самоуправление в современной школе

2.1

Понятие «Школьное самоуправление» и его отличие от понятия «детское объединение»

Помочь обучающимся глубже овладеть понятиями «детское объединение», «Школьное самоуправление», «детское движение»

Игры: «Индийский вождь»; упражнения: «Идеальный мир»,

2.2

Формы организации школьного самоуправления

Основы организации школьного самоуправления, разделение их на группы

Игры «Ценности», «Наводнение», «Землетрясение».

2.3

Принципы работы школьного самоуправления

Принципы равноправия, выборности, обновляемости и преемственности,  демократии

упражнения «Джеффа», «Рассказ про…», «Отказ», «Степной огонь», «Пять добрых слов».

Клубный день

3. Тренинг как активная форма взаимодействия и принятия решений

3.1

Лидер – человек действия

Понятие «Лидер», основные качества лидера, «Команда», работа в группе.

Работа с методической и справочной литературой, тренинги

3.2

Развитие навыков выбора и исполнения решений

Активизировать каждого члена группы, снять напряженность, создать определенное эмоциональное настроение, умение владеть собой.

КВНчик; игры на внимание: «Гаражи», «Кресты-параллели».

3.3

Ключ к успеху: стремление к самосовершенствованию

Выработка умения слышать и слушать.

Коммуникативные игры: «Все равно ты молодец, потому что…», «Лабиринт».

4. Риторика для лидера

4.1

Подготовка к публичной речи

Показать несколько фокусов привлечения внимания аудитории.

Подготовка к выступлению, подбор интонации, публичное выступление на заданную тему.

4.2

Правила композиции выступлений

Прислушиваясь друг к другу, можно понять очень многое.

Беседа, практическая работа в группах.

5. Этика и культура делового общения

5.1

Правила делового этикета

Понятия «этика», «деловое общение», специфика и требования к форме делового общения.

Подбор необходимого материла по теме «Я будущий президент», проведение коллективно- творческого дела.

5.2

Имидж лидера

Качества лидера, взаимоотношения лидера и его команды.

Проведение коллективно- творческого дела

6. Организация проектной деятельности

6.1

Целеполагание в проектной деятельности

Виды проектов.

Экскурсия в районную библиотеку, тренинги.

6.2

Социальное проектирование

Проектная деятельность, специфика, правила работы по проекту.

Работа с литературой и в Интернете.

7. Права и обязанности юных граждан

7.1

Ювенальное право

Декларация прав о защите детей», «Что мы знаем о Конвенции».

Импровизированная игра «Суд идет», дискуссия «Защита прав детей в России».

7.2

Трудовое право

Знакомство с законом по защите прав детей в РФ и в мире, гражданское право

Подбор материала для творческой работы, оформление и защита творческой работы «Я гражданин России».

7.3

Защита портфолио лидера

Презентация творческих проектов, отчетов.

-Просмотр слайд-проектов

-Оформление папок.

Методическое обеспечение второго года обучения

Дидактические материалы:

- слайд – альбомы по результатам проведённых мероприятий;

- карточки-задания к темам;

- компьютерные презентации;

- методическая и специальная литература;

   

Результативность усвоения программы второго  года обучения выявляется путём анализа участия детей в ниже перечисленных  формах диагностики

Материально-техническое оснащение:

- магнитофон;

- телевизор;

- мультимедиа- проектор;

- ноутбук;

- экран;

- игровой реквизит;

- призы;

- метроном;

- часы;

- канцелярские принадлежности (ножницы, бумага, краски, карандаши и т.п.)

Список литературы для реализации программы

второго года обучения

Для педагогов

Авторские игры из брошюры «Круг друзей», май 1995 г. СПб

Антонов В.В. Изучаем права человека. - М.: Вита-Пресс, 1996.

Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе адвокат, 2000

Бейбородова Л.В., Рожков М.И. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников: педагогический аспект // Ярославский педагогический вестник//. –Ярославль, 1994

Володченков В., Юмашев В.Выходи играть во двор.- М., 1989

Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание.- М.:Просвещение, 1998

Детское движение. Выпуск информационно- методических материалов под рук. Т.А.Васильевой.- М.,2004.-96с.

Заика З.В., Сукова Е.Н., Пащенко С.В. Программа деятельности школьного клуба старшеклассников «Лидерство» г. Шебекино Средняя общеобразовательная школа № 2. – 2004.

ЗимбардоФ. Застенчивость.-СПб., 1996

Лутошкин А.Н. Как вести за собой.- М., 1992

Николаева Л.А., Конференции старшеклассников. Москва, 1980 г.

Н.В.Самоукова. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум- г.Дубна, Изд.центр «Феникс», 1996, -160с.

Позывные лета: калейдоскоп летнего отдыха детей.-М.:ЦГЛ,2003.-413С.

Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. Москва, 1993 г.

Технология игры в 21 веке.- М., 1999

Трембольский Я.Л. Ваше слово, эрудиты. Москва. 1990 г.

Черный Г.П. Педагогическая технология массового праздника, Москва, 1990 г

Чуркова Н.Е.Собрание пёстрых дел - Владимир,1993.

Шмаков С.А. Ее величество игра. Москва, 1992 г.

Шмаков С.А. Игры – шутки, игры-минутки, Москва, 1993 г.

Шуркова Н.Е. Собранье пестрых дел, Витебск, 1993 г. 8. Смирнов В.ф. Путешествие в страну тайн. Москва, 1993 г.

Список  литературы для реализации программы

второго года  обучения

Для детей

Авторские игры из брошюры «Круг друзей», май 1995 г. СПб

Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.

«Классная компания» Материалы авторской смены. /Авторы-сост.    А.В.Юрова и др.- ВДЦ «Орлёнок», 2005г.

Материалы тематических смен Всероссийского детского центра “Орлёнок»

Пугачёв В.П. «Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом».- М.: «Аспект-Пресс», 2002

Титова Е.В. Если знать, как действовать // Книга для внеклассного руководителя//. –М.:Просвещение, 1993

Федоров Е.С. Шпаргалка вожатого. Москва, 1992 г.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. – Рига, 1995

Чуркова Н.Е.Собрание пёстрых дел - Владимир,1993.

Шмаков С.А. Игры – шутки, игры-минутки, Москва, 1993 г.

Шмаков С.А.Уроки детского досуга.- Омск, 1992

Шмаков С.А., Безбородова Н.Г. От игры к самовоспитанию. – М.:Новая школа, 1993

Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики.- М.: Педагогическое общество России, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...