Выступление на ШМО .
статья
работа классного руководителя с "трудными" подростками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа классного руководителя с « трудными» подростками.
Подготовила учитель физики МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» Девятова.З.В.
Работа с «трудными» детьми актуальна в наше время, так как раньше «трудными» детьми считались подростки, теперь в эту категорию
попадают дети 8 – 11 лет. Количество таких детей становится все больше и больше, с каждым годом отмечается рост детской преступности. Причины этому разные:
-политическая и социально – экономическая нестабильность в обществе,
-изменение ценностных ориентаций,
-неблагоприятные семейно-бытовые отношения (разводы родителей, чрезмерная их занятость, отсутствие контроля за обучением и воспитанием детей.)
Кто такие «трудные» дети?
«Трудными» детьми в школах называют любых детей, чье поведение и обучение не соответствует стандартам, которые предъявляются школе. И совсем не важно, что ребенок не курит, не пьет, не употребляет наркотики и не сбегает из дома. Эти дети доставляют много хлопот. Их поэтому и называют «трудными», подразумевая и то, что с ними трудно «справиться» и то, что им «трудно» живется в сложившейся ситуации.
Будучи еще не сформировавшейся личностью, они сами не могут справиться с ситуацией, в которую попадают. В результате они
становятся жестокими, агрессивными, озлобленными, появляется ненависть, подозрительность, неверие в доброту. «Трудные» дети, как правило, плохо учатся, бывают второгодниками. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся. У них рвутся отношения со сверстниками. Их воспитанием в семье никто не занимается, родители чаще всего заняты своими бытовыми проблемами. И такой ребенок становится несимпатичен, на доброжелательность окружающих он рассчитывать не может, поэтому он всегда находится в постоянной позиции обороны, даже если нет на это никаких причин. У него формируется чувство незащищенности и одиночества. Он теряет уверенность в себе, способность к саморегуляции и самоутверждению в важных жизненных ситуациях.
Каковы проблемы «трудных» детей?
1.Крайне важно распознать, когда ребенок находится в неблагополучном состоянии, когда ощущает дискомфорт, надо уметь посмотреть на ситуацию со стороны его глазами, поставить себя на его место. Здесь учитель должен быть психотерапевтом. Снять неприятное состояние можно различными методами:
-подавление (пресечение и ограничение действий ребенка, которые могут нанести вред),
-вытеснение (через включение в деятельность устранить отрицательные проявления),
2 . « Трудные» дети бывают разного возраста, поэтому здесь очень важно знать физиологические и психологические их особенности.
3.Низкий воспитательный потенциал в семье, где родители заняты своей личной жизнью или зарабатыванием денег.
Дети осложненного поведения – это дети тяжелой личной судьбы. Они зачастую отражают образ жизни своих родителей. Конечно, никто не ставит перед собой задачу: создать такую ситуацию, чтобы ребенок чувствовал себя униженным и зависимым. Но защита ему нужна.
Поэтому главная задача учителей, социального педагога, психолога и родителей направить все совместные усилия на подавление в ученике стремления к негативному поведению, постоянная поддержка их и стимулирование позитивного поведения ребенка.
С чего же начинать работу классному руководителю с «трудными» детьми?
С их изучения! С составления дигностической карты выявления таких детей, начиная с младшего школьного возраста и составления на них досье. С этой целью:
-проводится анкетирование, диагностика,
-определяется уровень запущенности, отношение к учебе, волевых качеств.
-определяется отношение к самому себе, окружающим, семье,
-изучаются интересы, увлечения, способности детей через проведение мониторинга занятости.
Выявление «трудных» детей предполагает исследовательскую деятельность классного руководителя совместно с психологом: изучаются нравственные ориентиры личности, воспитательный уровень семьи и коллектива, определяются причины трудновоспитуемости, воспитательные возможности среды и способы перевоспитания, включение самого подростка в процесс ресоциализации.
Результаты диагностики уровня воспитанности заносятся в специальную
таблицу.
Когда диагностика вся проведена, все материалы собираю в специальную папку, досье, которая заведена на каждого ребенка, ведется она классным руководителем, учителями – предметниками, психологом.
Такая папка удобна тогда, когда наблюдается смена учителей или классных руководителей в классе.
Для более детального знакомства с ребенком необходимо знать его пробелы, уровень усвоения программного материала, здесь классный руководитель работает в тесном контакте с учителем – предметником. Учебным планом в моем классе предусмотрены групповые и индивидуальные занятия по ликвидации и коррекции знаний детей. В классе 6 девочек и 17 мальчиков, уровень мотивации и качество знаний
низкий. Поэтому учителям – предметникам приходится много заниматься с детьми дополнительно. У каждого проблемного ребенка имеются тетради коррекции по математике и русскому языку. Моя задача проконтролировать посещаемость этих занятий.
В организации воспитательной работы с «трудными» детьми большую роль играет индивидуальная работа с родителями. Индивидуальные беседы, консультации помогают установить контакт с каждым членом семьи, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка. Действовать надо все время вместе с родителями, только так можно снять отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка. Учитель обязан помочь родителям раскрыть возможности их ребенка, его положительные черты. При этом следует исключать замечания, задевающие самолюбие, постоянные жалобы на ребенка, сосредоточение внимания на его недостатках, этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и результата не будет.
Кроме бесед в школе, провожу беседы на дому, либо в присутствии детей или без них. Ведется дневник индивидуальных бесед, в котором записывается краткое содержание беседы, проблемы, наблюдения, выводы, роспись ребенка, родителя. Последнее повышает ответственность детей
за свои слова, поступки, дела. Ребята, требующие повышенного внимания и контроля, закреплены за членами родительского комитета, которые проводят встречи, беседы с ними. Такая большая работа с родителями помогает классному руководителю добиться результатов и эффективности, проблемные дети становятся более контактными, участвуют в классных мероприятиях.
Говоря о гуманно – личностном подходе к ребенку, хотелось бы дать советы классным руководителям, используя труды Ш.А. Амонашвили, В.А.Сухомлинского. В реализации личностно – ориентированного подхода можно выделить следующие особенности его применения к «трудным» детям:
1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать,
принимать, верить в нее.
-любить и уважать «трудных» детей сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота им нужна больше, чем хорошим детям,
-говорить с ними, как со взрослыми, не ломать резко их взгляды, мнение,
даже если они ошибочны,
-забывать плохое, помнить только хорошее, прощать, верить в его исправление.
2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал внимание лично к нему (предоставлять «трудным» возможность проявлять себя с положительной стороны, компенсировать его недостатки выявлением положительных сторон).
3.Исключить принуждение, всякое выделение недостатков (нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он может не выполнить).
4.Организовать атмосферу успеха, помогать детям учиться, обретать уверенность в себе (не скупиться на поощрения и похвалу).
5.Учить их видеть личность в себе и окружающих (вовлекать в жизнь классного коллектива).
6.Не упустить время, помочь вовремя.
Конечно, работа с «трудными» детьми трудна и кропотлива, но она стоит того, чтобы ее проводить. И конечный результат ее – преодоление отклонений в поведении и учебе подростка, изменение отношений со сверстниками, родителями, окружающими, познание самого себя, изменение своего стиля жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное применение на у...
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...