программа кружка "Театр начинается с вешалки"
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Полещук Светлана Ивановна

Третий год  являюсь руководителем театральной студии, предлагаю ВАм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа42.76 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Театр начинается с вешалки»

 2018-2019 учебный год

5-8 класс

Автор-составитель(ли)

Учитель:  Полещук Светлана Ивановна (Ф.И.О.)

Квалификационная категория: первая

п. Голышманово,2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизациювоспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Структура программы

В программе выделено два типа задач.

 Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

 Второй тип– это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

- развитие речевой культуры;

- развитие эстетического вкуса.

- воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся  классов, на 1 год обучения.

На реализацию театрального курса  отводится 68 ч в год ( 2 час в неделю). Занятия проводятся по 45 минут.

Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Особенности реализации программы:

Программа включает следующие разделы:

1.  Театральная игра

2.  Культура и техника речи

3.  Ритмопластика

4.  Этика и этикет

5.  Работа над спектаклем, показ спектакля

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются: театральные игры, конкурсы, беседы, спектакли, праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Методы работы:

Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Алгоритм работы над пьесой.

 Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита (можно условна), с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком.

Премьера.

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

 промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.

2.Планируемые результаты освоения программы:

Обучающиеся должны знать

правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;

наизусть стихотворения русских авторов.

Обучающиеся должны уметь

владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

 строить диалог с партнером на заданную тему;

подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Учебный план на  год

Разделы программы

Количество часов

1 год

1

Введение

1

2

Культура и техника речи

6

3

Ритмопластика

5

4

Театральная игра

54

5

Этика и этикет

2

 

Всего часов

68

Календарно-тематическое планирование

Тема занятий

Количество часов.дата

По факту


I полугодие

1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка. Психологический автопортрет. Конкурс «Оригинальное представление себя и группы».

1

15.09

15.09

Ритмопластика

2

Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»).

1

15.09

15.09

Театральная игра

3

  Театр. Перед поднятием занавеса. Правила игры. Всё о театре. Театр начинается с вешалки. Культура поведения в театре. Просмотр видео «Театры мира».

1

22.09

22.09

Культура и техника речи

4

Работа над сценической речью.  Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Просмотр фильмов, анализ актёрской речи.  

1

22.09

22.09

5

Работа над сценической речью: масочный звук и посыл. Упражнения по развитию речи.

1

29.09

29.09

6-7

Работа над текстом (логика речи). Упражнения по правильной постановке ударения, эмоциональному окрашиванию фразы.

2

29.09

6.10

29.09

6.10

8-9

Упражнения по общению на сцене. Конкурс сценок.

2

6.10,13.10

6.10

Ритмопластика

10

Обсуждение фильмов, театральных постановок, упражнение по сценическому движению «Море волнуется», «Качели», Упражнения с пустышкой. Этюды «Тумбочка», «Вышивание», «Грим» и т.д. Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

13.10

13.10

11-12

Отработка сценического движения. Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие». Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

2

13.10

20.10

13.10

2010

13-14

Сценические этюды. Практическая работа. Деление на группы, составление сценических этюдов.

2

27.10,27.10

20.10

Театральная игра

15

Словесное воздействие на подтекст. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи; подтекст вскрывается через пластику).

1

10.11

16

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

1

10.11

17-19

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками). Конкурс.

3

10.11,10.11,

17.11

17.11

17.11

20-21

Работа над образом. Анализ мимики лица. Показ сценок.

2

17.11,24.11

24.11

24.11

Культура и техника речи

22

Работа над упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Упражнения «Верёвочка», «Выстрелы».

1

24.11

1.12

23

Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии. Упражнения «Шлемофон», «Пчёлка и медвежонок», «Мыльные пузыри».

1

1.12

1.12

Театральная игра

24-25

Театр кукол. Кукольный театр Сергея Образцова. Просмотр отрывков из спектаклей «Необыкновенный концерт». Обсуждение.

2

1.12,8.12

8.12

8.12

26

Испытание пантомимой. Пантомимический этюд – тень Координация движений. Имитация поведения животного. Этюд на наблюдательность. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

1

8.12

15.12

Этика и этикет

27-28

(Этикет). Культура речи как важная составляющая образ человека, часть его обаяния. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибки, мягкость и жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов: поведение на улице, в транспорте; телефонный разговор; поведение в магазине. Примеры учащихся. Создание сценических этюдов. («В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»)

2

15.12,15.12

15.12

22.12

Театральная игра

29-30

Театр музыкальной комедии. Просмотр музыкальной комедии. Обсуждение

22.12,22.12

22.12

29.12

31-32

 Чтение, обсуждение произведение .

2

29.12,29.12

29.12

33-34

Составление сценария произведения.

1

19.1,19.01

35-36

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям.

2

26.1,26.1

37

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Подготовка эскизов несложных декораций и костюмов.

1

2.02

38-60

Отработка ролей. (Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций)

12

2.02,9.02,9.02-

22,04

61-63

Подбор музыкального сопровождения к сценарию. Репетиция.

1 22.04

27.04,27,04

64-65

Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, с музыкальным сопровождением и т.п.

1

4.05,4.05

66-67

Выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями

1

11.05 11.05

68

Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела). Анализ работы за год.

1

18.05

Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Музыкальный центр;

музыкальная фонотека;

костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;

элементы костюмов для создания образов;

видеокамера для съёмок и анализа выступлений.

электронные презентации

сценарии сказок, пьес, детские книги.

6.- Учебно-методический комплекс

Литература. Здесь живёт театр: программы, занятия кружков, элективный курс/авт.-сост.О.Я. Лянцман. – Волгоград: Учитель, 2009. – 137 с.

Электронные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Театр начинается с вешалки?.."

Презентация для вводных уроков по предмету "Беседы о тенатральном исскусстве"....

Программа "Я начинаю читать " (Подготовка к школе )

Программа « Я начинаю читать» составлена на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» Программа направлена на формировани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Я начинаю свой бизнес» (элективный курс) 8 класс

Рабочая программа мобильна, позволяет рассчитывать учебное время на курс 34 часов в 8 классе....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ»

Разработка представляет собой дополнительную общеобразовательную программу, которая содержит поурочные планы занятий оздоровительной гимнастики у-шу согласно возрасту воспитанников и году обучения....

Игра-путешествие "Театр начинается с вешалки"

Театр начинается с вешалки. Квест-игра для летнего лагеря....

Профориентационная программа "Успех начинается сегодня"

Программа обобщает профориентационную работу, проводимую в МБОУ  "Мозжухинская ООШ"....

Конспект урока СБО на тему:" Определение места вешалки. Пришивание вешалки к изделию"

Познакомить учащихся с технологией изготовления вешалки. Формировать навыки изготовления вешалки.Вырабатывать навыки самостоятельной работы и самоконтроля с опорой на технологическую карту.Развивать г...