Презентация к темк классного часа " Домодедовскому округу 50 лет"
классный час (7 класс) по теме

Тимонина Виктория Юрьевна

Презентация посвящена 50-летию Домодедовского округа

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Моя малая родина, Домодедовскому округу 50 лет, история Съяновских каменоломней »

Слайд 3

Палеонаходки в известняковых карьерах в Домодедово

Слайд 9

Воскресенская церковь в селе Битягово (1670 – 71 гг.)

Слайд 10

Михаило-Архангельская церковь. Село Михайловское.

Слайд 11

Храм Воскресения Словущего (село Колычево )

Слайд 12

Церковь Покрова на Нерли



Предварительный просмотр:

Конспект урока

МАОУ Домодедовская СОШ №4

Дата: 01.09.2018

Вид урока: урок-беседа

Преподаватель: Тимонина Виктория Юрьевна

Тема урока: «Моя малая родина, Домодедовскому округу 50 лет, история Съяновских каменоломней».

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока:  Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране, своей малой родине Домодедовскому округу.

Задачи:

Познавательные: 

  • Формирование целостного научного мировоззрения, экологического мышления и гуманистической направленности личности школьников
  • Изучение истории родного края для познания своего места в мире.
  • Рассказать учащимся, сколько сел и деревень состоят в Домодедовском округе

Обучающие:

  • Преобразование внутреннего мира школьника с помощью гармонии и красоты заложенных в памятниках природы, истории и культуры на территории родного края.
  • Обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли.

Развивающие:

  • развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас;

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему, родного края.

Оборудование:

Для учителя: презентация «Моя малая Родина. Домодедовская земля», мультимедийное оборудование 

Для учащихся: Тетрадь, ручка

План урока:

  • Организационная часть 2 мин.;
  • Постановка основной темы урока, обоснование цели урока 7 мин.;
  • Сообщение новых знаний 31мин.;
  • Рефлексия 5 мин.

Ход урока:

  • Организационная часть (2 мин)

Учитель: «Здравствуйте 7 «Д» класс. Садитесь. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Виктория Юрьевна, я ваш новый классный руководитель и вместе с этим преподаватель изобразительного искусства». Мы с вами подружимся, с каждым из вас я отдельно познакомлюсь, узнаю о ваших интересах и стремлениях. Не обижайтесь, пожалуйста, если я не сразу запомню ваши имена и фамилии. Давайте приступим к уроку

Ученики: «Здравствуйте, очень приятно познакомится».

  • Сообщение новой темы и цели урока (7 мин.)

Учитель: «Тема нашего классного часа звучит так: «: «Моя малая родина, Домодедовскому округу 50 лет, история Съяновских каменоломней».

  • Сообщение новых знаний (3 мин.)

Учитель: «На территории городского округа Домодедово находятся 140 населённых пунктов: 1 город, 4 посёлка, 23 села и 112 деревень. Но сегодня узнаем историю возникновения Съянских пещер, которые расположены в окрестностях деревень: Съяны, Киселиха, Колычово и т.д. Несколько сот миллионов лет назад земли Домодедовского района были неглубоким морским дном. Сохранились следы двух морей: каменноугольного, существовавшего около 300 млн лет назад, и юрского, существовавшего около 200млн лет назад. Каменноугольное море напоминает о своём существовании в районе залежами известняка. На нем обнаружите иглы морских ежей, кораллы, панцири древних кальмаров и ракушек. От юрского моря в районе осталось чёрная глина, которая лежит поверх известняка. Эпоха ледника оставила после себя в районе глубокие речные долины , наносы песка и красной глины. В этих отложениях находятся останки вымерших животных. В р. Пахре была найдена кость ноги одного из мамонтов, некогда бродивший по землям района. Зуб другого мамонта был обнаружен в котловане за новым кладбищем г.  Домодедово. Челюсти волосатого носорога были найдены при строительстве нового узла связи г. Домодедово. Так чем же известна деревня Новое Съяново и Старое Съяново расположенное в нашем Домодедовском округе, в близ реки Пахры». Кто-то может мне сказать, возможно, слышали, возможно, знаете?»

Ученики: «Деревня Съяны известна своими каменоломнями».

Учитель: « Да совершенно верно. Деревня Старосъяново расположена в 5.6 км от города Домодедово, в северо-восточном направлении. На северо-западе к деревне примыкает д. Новосъяново, на юго-востоке деревни НовленскоеКиселиха. А известна эта местность своими каменоломнями и системой пещер. Сьяны являются наиболее популярной из всех подмосковных систем. Здесь очень много как ориентиров и достопримечательностей, так и посетителей. Так откуда же эти пещеры взялись, почему к ним такой интерес? Специфика домодедовской земли состоит в том, что в ее недрах спрятаны крупнейшие залежи известняка. Местные жители вот уже сотни лет используют известняк в домашнем хозяйстве. В селении района и сегодня многие дома состоят из фундаментов из известняковых блоков, а ближайших от разработок селениях из блоков белого камня нередко сложены подсобные пристройки и погреба. Белокаменные блоки широко использовались при строительстве Воскресенской церкви села Битягово (1670 – 71 гг.), Никольских  пятиглавой церкви села Колычово (1697 г.),  села  Домодедово ( 1731 – 1738 гг.), Михайловской села Лямцино (1794 г.), Михаила Архангела села Одинцово (1800 г.), Покрова Пресвятой Богородицы села Буняково (1809 г.), четырехъярусной колокольни Знаменской села Лобаново (1851 г.) и др. Но большая часть добытого здесь камня использовалась на стороне. Недавними исследованиями палеонтологов доказано, что добытый в штольнях близ деревень Съяново, Камкино, Киселиха и Новлинское еще в XII веке использовался для сооружений стен таких архитектурных шедевров Владимиро-Суздальского княжества, как Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залеском (1152-1157 гг.), Успенский (1158-1160 гг.) и Дмитровский (1194-1197 гг.), соборы во Владимире, одноглавый храм Покрова на Нерли (1165 г.) с изящной каменной резьбой, укрепление замка и собор в резиденции  Андрея Боголюбского в селе Боголюбово (XII в.), а в XIII в. – собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225 гг.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234 гг.). К месту строительства камень зимой доставляли на санных обозах, а летом на судах («шитихах») с низовий Пахры по Москве-реке поднимали до ее верховий, оттуда на лошадях перевозили до реки Клязьмы, а затем вновь на судах в нужное место.

По Москве-реке и Оке камень перевозили для строительства древнего Архангельского собора в Нижнем Новгороде (1277 г.)

Со второй половины XIII в. Основным потребителем становится Москва, начиная с первой каменной церкви во имя Спаса, построенной в 1272 г. в Даниловском монастыре (в то время монастырь был еще за чертой города), затем белокаменного Успенского собора в Кремле  (20-е г.г. XIV в.) и многочисленных церквей.

Потребность в белом камне и извести возросла в связи с решением великого князя Дмитрия Ивановича, он сказал такие слова «Ставить город Москву Камнем», после пожара в 1365 году в котором сгорел весь Кремль.  

Промысел по добыче известняка продолжался вплоть до 20-30-х годов прошлого века. С развитием железных дорог белый камень постепенно уступал свое место в строительстве мрамору, граниту, габбро, доставлявшимся с  Урала, Кавказа и Украины, здешний камень пошел на укрепление полосы Домодедовского аэропорта, после чего выработки были закрыты и сейчас каменоломни служат лишь как туристический объект.

Рефлексия (0,5 мин.)

  1. Какие геологические эпохи оставили свой след в Домодедовском  районе? (Юрский,  Ледниковый)
  2. Назовите архитектурные шедевры возведенные из съянского известняка.

Вопросы для проверки усвоенного материала.

Учитель: «Ребята, вы все большие молодцы, всем спасибо, урок окончен. До свидания».

Ученики: «До свидания!»

Вывод: На данном уроке перед детьми была поставлена задача – рассказать детям о истории деревень Новое Съяново и Старое Съяново, чем они так известны и какой промысел был на их территории . На мой взгляд, учащиеся усвоили данный материал ,проявив заинтересованность в теме Дисциплина поддерживалась за счет заинтересованности и включенности учеников в учебный процесс. Таким образом, можно сделать вывод, что материал урока был усвоен учениками в достаточной степени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к классному часу "Изобретения, изменившие человечество", представлена презентация классного часа и к нему текст.

Материал и презентация  были  подготовлены, как методическая разработка  для проведения классного часа в рамках недели машиностроительных  профессий, для обучающихся по профессии "...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...