Классный час "Человек и его манеры"
классный час на тему

МелентьеваАннаАгафоновна

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_ego_manery.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Человек и его манеры»

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

Ход классного часа

  1. Вводное слово.

У ч и т е л ь: Мы живем среди людей, и каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Нужно помнить, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Сейчас вам будет предложена сценка «Игорь на дне рождения».

Вам необходимо подметить все ошибки поведения Игоря, которые он будет допускать. У вас есть листки и ручки, вы можете делать запись. Итак начинаем.

  1. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

Ситуация 1.

В е д у щ и й. Игорь был приглашен на день рождения, он торопился, так как знал, что опаздывать не хорошо. К двери он подошел до назначенного времени за 10 минут.

С ц е н к а: Игорь сильно стучит в дверь. Открывает хозяйка.

И г о р ь (громко). Здравствуйте! (Перешагнув порог, наступил хозяйке на ногу.) Извините. Поздравляю с днем рождения! (Протягивает завернутый подарок и облегченно вздыхает. Раздевается. Сначала снял пальто, потом шапку.)

Х о з я й к а. Проходите.

Хозяйка идет на кухню, Игорь идет за ней и рассказывает.

И г о р ь. А вы знаете, я сейчас заходил в магазин… (Дает советы хозяйке.) Хлеб надо резать тоненькими ломтиками, а селедку надо украшать зеленым луком.

Хозяйка и Игорь садятся за стол. Игорь сел, расстелил салфетку на коленях, нож взял в правую руку, а вилку – в левую, но, перекладывая вилку в другую руку, он уронил нож и тут же извинился.

Х о з я й к а. Ничего, не стоит беспокоиться.

И г о р ь (обращаясь к хозяйке). Все было вкусно, но моя мама готовит лучше.

Все улыбнулись, а Игорь начал рассказывать разные истории. Хлеб брал вилкой, сначала угощал всех, потом брал себе. Каждое блюдо не доедал. Насытившись, отодвинул от себя тарелку.

И г о р ь. Ух, сыт. (Встает и выходит из-за стола.)

У ч и т е л ь. Итак, выясним, сколько и какие ошибки сделал Игорь. Начинаем по порядку сценки. (Один ученик отмечает на доске.)

  1. Его приход I I I I I I
  2. На кухне I I I
  3. За столом 10

_________________________

ВСЕГО: 21. (Учащиеся принимают участие в обсуждении.)

Анализ ситуации.

В е д у щ и й. Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме.

У ч и т е л ь. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала, но правило все-таки осталось. Почему? Может быть, ему пора отмереть?

Идет обсуждение.

В е д у щ и й. В ы в о д : при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице.

Ситуация 2.

В е д у щ и й. Вы все знаете, что рукопожатие возникло в середине века, когда рыцари при встрече, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперед, обнажая ладонь. Тем самым они показывали, что там нет оружия.

По той же самой причине они снимали при встрече головной убор. Дама никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако на сегодня мы замечаем, что это правило начинает относиться и к женщинам. Мужчины при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая тонкая, плотно облегает руку. Снимает и головной убор, если снимается верхняя одежда.

У ч и т е л ь. Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них какой-то смысл?

Ученики вступают в беседу.

В е д у щ и й. В ы в о д: этическо-гигиенический смысл: мальчики сначала снимают головной убор, потом пальто. Девочки – сначала снимают пальто, потом головной убор.

Ситуация 3.

У ч и т е л ь. И все-таки порою кажется, что люди слепо соблюдают правила, заучивая их как традиции.

В е д у щ и й. Например, есть правила обращение с приборами за столом. Если ты во время еды за столом перестал пользоваться приборами, ты можешь сложить их параллельно, но не на тарелку (демонстрация). А если ты уж поел и сыт, то положи приборы на тарелку крест накрест (демонстрация). На первый взгляд, это правило настолько условно и традиционно, что хочется он него отказаться.

У ч и т е л ь. Каково ваше мнение?

Идет обсуждение.

В е д у щ и й. В ы в о д: правило обращения с приборами всем известно, оно нужно, так как освобождает от неудобных и излишних ситуаций: уговариваний, угощений, закармливания и т.п. Приборы в таком положении на тарелке находятся устойчиво. Итак, в каждом правиле поведения есть свой смысл.

У ч и т е л ь. Но тогда возникает вопрос: можно ли запомнить все эти правила? Ведь их очень много, а жизненных ситуаций еще больше. Как же быть: учить наизусть, записывать в дневник и каждый раз сверяться, правильно ты поступил?

Идет обсуждение.

В е д у щ и й. В ы в о д:

  1. надо не забывать, что вокруг тебя люди, которым нельзя мешать;
  2. надо стараться оказывать помощь окружающим людям;
  3. надо стараться не портить им настроение и самочувствие.

Совершенно правильно, давайте теперь эти выводы проверим на следующих жизненных ситуациях.

Ситуация 4. Девочка пьет чай и размешивает чай не касаясь стенок. Почему?

Идет обсуждение.

В ы в о д: чтобы не мешать окружающим.

Ситуация 5. Гости приносят подарки имениннику в развернутом виде. Как поступить имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравится? Да, он благодарит. Почему?

Идет обсуждение.

В ы в о д: гости хотели сделать приятное и именинник не должен огорчать их.

Ситуация 6. Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимет. Зачем существует такое правило?

Идет обсуждение.

В ы в о д: помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он?

Ситуация 7. В транспорте сидит ученик. Входит девочка. а) Он встает, говорит: «Садитесь пожалуйста», в ответ: «Спасибо»; б) он встает, уступив ей место незаметно. Какое из этих решений вам больше нравится?

Идет обсуждение.

В ы в о д: второе, чтобы вежливость не была добродетельной.

  1. Обобщение.

У ч и т е л ь. Повторим общие п р а в и л а:

  • Не мешать окружающим людям.
  • Быть приятным окружающим людям.
  • Не докучать им своим навязчивым вниманием.
  • Помогать окружающим.

И не надо их заучивать наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час. "Человек и манеры"

Воспитательные задачи этого классного часа: расширить о правилах культурного поведения, углубить понимание нравственного смысла этих правил;сформировать положительное отношение к правилам поведения, с...

Классный час " Хорошие манеры"

Классный час для 5-6 классов...

Классный час "Хорошие манеры"

Классный час "Хорошие манеры". Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные, ценности и  нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к...

Разработка классного часа для 6 класса в форме игры «Счастливый случай» Тема «Человек и его манеры»

Разработка классного часа для 6 класса в форме игры «Счастливый случай»Тема «Человек и его манеры»...

Методическая разработка классного часа "Праздник хороших манер и речевого этикета"

Методическая разработка  классного часа  "Праздник хороших манер и речевого этикета"  посвящена необычной форме мероприятия - литературной гостиной.   Выбранная форм...