Классный час. "Человек и манеры"
классный час (7 класс) на тему
Воспитательные задачи этого классного часа: расширить о правилах культурного поведения, углубить понимание нравственного смысла этих правил;сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_chelovek_i_ego_manery.docx | 18.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Буинска РТ»
Классный час
"ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
Классный руководитель. Абзалова Э.Р.
Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"
Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.
Ход классного часа
I. Вводное слово.
Учитель. Мы живем среди людей, и каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Нужно помнить, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Сейчас вам будет предложена сценка «Игорь на дне рождения». (По возможности сценку могут разыграть заранее подготовленные ученики.) Вам необходимо подметить все ошибки поведения Игоря, которые он будет допускать. У вас есть листки и ручки, вы можете делать записи.
II. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.
Ситуация 1.
Ведущий. Игорь был приглашен на день рождения, он торопился, так как знал, что опаздывать нехорошо. К двери он подошел до назначенного времени за 10 минут.
Сценка: Игорь сильно стучит в дверь. Открывает хозяйка.
Игорь (громко). Здравствуйте! (Перешагнув порог, наступил хозяйке на ногу.) Извините. Поздравляю с днем рождения! (Протягивает завернутый подарок и облегченно вздыхает. Раздевается. Сначала снял пальто, потом шапку.)
Хозяйка. Проходите.
Хозяйка идет на кухню, Игорь идет за ней и рассказывает.
Игорь. А вы знаете, я сейчас заходил в магазин... (Дает советы хозяйке.) Хлеб надо резать тоненькими ломтиками, а селедку надо украшать зеленым луком.
Хозяйка и Игорь садятся за стол. Игорь сел, расстелил салфетку на коленях, нож взял в правую руку, а вилку – в левую, но, перекладывая вилку в другую руку, он уронил нож и тут же извинился.
Хозяйка. Ничего, не стоит беспокоиться.
Игорь (обращаясь к хозяйке). Все было вкусно, но моя мама готовит лучше.
Все улыбнулись, а Игорь начал рассказывать разные истории. Хлеб брал вилкой, сначала угощал всех, потом брал себе. Каждое блюдо не доедал. Насытившись, отодвинул от себя тарелку.
Игорь. Ух, сыт. (Встает и выходит из-за стола.)
Учитель. Итак, выясним, сколько и какие ошибки сделал Игорь. Начинаем по порядку сценки. (Один ученик отмечает на доске.)
1. Его приход | | | | | |
2. На кухне | | |
3. За столом 10
ВСЕГО: 21. (Учащиеся принимают участие в обсуждении.)
Анализ ситуации.
Ведущий. Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме.
Учитель. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала, но правило все-таки осталось. Почему? Может быть, ему пора отмереть?
Идет обсуждение.
Ведущий. Вывод: при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице.
Ситуация 2.
Ведущий. Вы все знаете, что рукопожатие возникло в середине века, когда рыцари при встрече, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперед, обнажая ладонь. Тем самым они показывали, что там нет оружия.
По той же самой причине они снимали при встрече головной убор. Дама никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако на сегодня мы замечаем, что это правило начинает относиться и к женщинам. Мужчины при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая тонкая, плотно облегает руку. Снимают и головной убор, если снимается верхняя одежда.
Учитель. Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них какой-то смысл?
Ученики вступают в беседу.
Ведущий. Мальчики сначала снимают головной убор, потом пальто. Девочки – сначала снимают пальто, потом головной убор.
Ситуация 3.
Учитель. И все-таки порою кажется, что люди слепо соблюдают правила, заучивая их как традиции.
Ведущий. Например, есть правила обращения с приборами за столом. Если ты во время еды за столом перестал пользоваться приборами, ты можешь сложить их параллельно, но не на тарелку (демонстрация). А если ты уже поел и сыт, то положи приборы на тарелку крест накрест (демонстрация). На первый взгляд, это правило настолько условно и традиционно, что хочется от него отказаться.
Учитель. Каково ваше мнение?
Идет обсуждение.
Ведущий. Правило обращения с приборами всем известно, оно нужно, так как освобождает от неудобных и излишних ситуаций: уговора, угощений, закармливания и т. п. Приборы в таком положении на тарелке находятся устойчиво. Итак, в каждом правиле поведения есть свой смысл.
Учитель. Но тогда возникает вопрос: можно ли запомнить все эти правила? Ведь их очень много, а жизненных ситуаций еще больше. Как же быть: учить наизусть, записывать в дневник и каждый раз сверяться, правильно ты поступил?
Идет обсуждение.
Ведущий. Вывод:
1) надо не забывать, что вокруг тебя люди, которым нельзя мешать;
2) надо стараться оказывать помощь окружающим людям;
3) надо стараться не портить им настроение и самочувствие.
Совершенно правильно, давайте теперь эти выводы проверим на следующих жизненных ситуациях.
Ситуация 4. Девочка пьет чай и размешивает чай, кофе не касаясь стенок. Почему?
Идет обсуждение.
Вывод: чтобы не мешать окружающим.
Ситуация 5. Гости приносят подарки имениннику в развернутом виде. Как поступить имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравится? Да, он благодарит. Почему?
Идет обсуждение.
Вывод: гости хотели сделать приятное и именинник не должен огорчать их.
Ситуация 6. Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимает. Зачем существует такое правило?
Идет обсуждение.
Вывод: помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он?
Ситуация 7. В транспорте сидит ученик. Входит девочка. а) Он встает, говорит: «Присаживайтесь, пожалуйста», в ответ: «Спасибо»; б) он встает, уступив ей место незаметно. Какое из этих решений вам больше нравится?
Идет обсуждение.
Вывод: второе, чтобы вежливость не была добродетельной.
III. Обобщение.
Учитель. Повторим общие правила:
Не мешать окружающим людям.
Быть приятным окружающим людям.
Не докучать им своим навязчивым вниманием.
Помогать окружающим.И не надо их заучивать наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Человек и обстоятельства" (6 - 7 кл.)
Классный руководитель учит своих подопечных достойно перенести жизненные трудности, неудачи и поражения. Не отступать от намеченной цели, ссылаясь на разные обстоятельства. При этом классный руководит...
Презентация к классному часу"Человек и обстоятельства" 6-7 кл.
Данная презентация поможет учителю в проведении классного часа "Человек и обстоятельства"....
Единый классный час "Человек-вселенная-космос"
Классный час был посвящён 50-летию первого полёта в еосмос и проводился в 6 классе....
КЛАССНЫЙ ЧАС «Человек, вооруженный знанием, непобедим»
Классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни....
презентация к классному часу "Человек, будь человеком"
готовая презентация к классному часу....
Классный час "Человек и его манеры"
Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать ...
Методическая разработка классного часа "Праздник хороших манер и речевого этикета"
Методическая разработка классного часа "Праздник хороших манер и речевого этикета" посвящена необычной форме мероприятия - литературной гостиной. Выбранная форм...