Классный час. "Человек и манеры"
классный час (7 класс) на тему

Абзалова Эндже Равиловна

Воспитательные задачи этого классного часа: расширить о правилах культурного поведения, углубить понимание нравственного смысла этих правил;сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_chelovek_i_ego_manery.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Буинска РТ»

Классный час

"ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"

Классный руководитель. Абзалова Э.Р.

Классный час "ЧЕЛОВЕК И ЕГО МАНЕРЫ"  

 Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

Ход классного часа

I. Вводное слово.

Учитель. Мы живем среди людей, и каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражается на людях. Нужно помнить, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Сейчас вам будет предложена сценка «Игорь на дне рождения». (По возможности сценку могут разыграть заранее подготовленные ученики.) Вам необходимо подметить все ошибки поведения Игоря, которые он будет допускать. У вас есть листки и ручки, вы можете делать записи.

II. Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

Ситуация 1.

Ведущий. Игорь был приглашен на день рождения, он торопился, так как знал, что опаздывать нехорошо. К двери он подошел до назначенного времени за 10 минут.

Сценка: Игорь сильно стучит в дверь. Открывает хозяйка.

Игорь (громко). Здравствуйте! (Перешагнув порог, наступил хозяйке на ногу.) Извините. Поздравляю с днем рождения! (Протягивает завернутый подарок и облегченно вздыхает. Раздевается. Сначала снял пальто, потом шапку.)

Хозяйка. Проходите.

Хозяйка идет на кухню, Игорь идет за ней и рассказывает.

Игорь. А вы знаете, я сейчас заходил в магазин... (Дает советы хозяйке.) Хлеб надо резать тоненькими ломтиками, а селедку надо украшать зеленым луком.

Хозяйка и Игорь садятся за стол. Игорь сел, расстелил салфетку на коленях, нож взял в правую руку, а вилку – в левую, но, перекладывая вилку в другую руку, он уронил нож и тут же извинился.

Хозяйка. Ничего, не стоит беспокоиться.

Игорь (обращаясь к хозяйке). Все было вкусно, но моя мама готовит лучше.

Все улыбнулись, а Игорь начал рассказывать разные истории. Хлеб брал вилкой, сначала угощал всех, потом брал себе. Каждое блюдо не доедал. Насытившись, отодвинул от себя тарелку.

Игорь. Ух, сыт. (Встает и выходит из-за стола.)

Учитель. Итак, выясним, сколько и какие ошибки сделал Игорь. Начинаем по порядку сценки. (Один ученик отмечает на доске.)

1. Его приход | | | | | |

2. На кухне | | |

3. За столом 10

ВСЕГО: 21. (Учащиеся принимают участие в обсуждении.)

Анализ ситуации.

Ведущий. Как известно, правило идти впереди своей спутницы, поднимаясь по лестнице и спускаясь по ней, возникло во времена свечного освещения, когда впереди шел мужчина со свечой в руке, чтобы освещать путь даме.

Учитель. В настоящее время освещение электрическое. Такая необходимость отпала, но правило все-таки осталось. Почему? Может быть, ему пора отмереть?

Идет обсуждение.

Ведущий. Вывод: при соблюдении этого правила можно оказать помощь своей спутнице.

Ситуация 2.

Ведущий. Вы все знаете, что рукопожатие возникло в середине века, когда рыцари при встрече, проявляя свои миролюбивые намерения, снимали перчатку и протягивали руку вперед, обнажая ладонь. Тем самым они показывали, что там нет оружия.

По той же самой причине они снимали при встрече головной убор. Дама никогда не была рыцарем, поэтому к ней эти правила не имели никакого отношения. Однако на сегодня мы замечаем, что это правило начинает относиться и к женщинам. Мужчины при рукопожатии снимают перчатку и не снимают лишь ту, которая тонкая, плотно облегает руку. Снимают и головной убор, если снимается верхняя одежда.

Учитель. Как вы объясните наличие таких правил? Есть ли в них какой-то смысл?

Ученики вступают в беседу.

Ведущий. Мальчики сначала снимают головной убор, потом пальто. Девочки – сначала снимают пальто, потом головной убор.

Ситуация 3.

Учитель. И все-таки порою кажется, что люди слепо соблюдают правила, заучивая их как традиции.

Ведущий. Например, есть правила обращения с приборами за столом. Если ты во время еды за столом перестал пользоваться приборами, ты можешь сложить их параллельно, но не на тарелку (демонстрация). А если ты уже поел и сыт, то положи приборы на тарелку крест накрест (демонстрация). На первый взгляд, это правило настолько условно и традиционно, что хочется от него отказаться.

Учитель. Каково ваше мнение?

Идет обсуждение.

Ведущий. Правило обращения с приборами всем известно, оно нужно, так как освобождает от неудобных и излишних ситуаций: уговора, угощений, закармливания и т. п. Приборы в таком положении на тарелке находятся устойчиво. Итак, в каждом правиле поведения есть свой смысл.

Учитель. Но тогда возникает вопрос: можно ли запомнить все эти правила? Ведь их очень много, а жизненных ситуаций еще больше. Как же быть: учить наизусть, записывать в дневник и каждый раз сверяться, правильно ты поступил?

Идет обсуждение.

Ведущий. Вывод:

1) надо не забывать, что вокруг тебя люди, которым нельзя мешать;

2) надо стараться оказывать помощь окружающим людям;

3) надо стараться не портить им настроение и самочувствие.

Совершенно правильно, давайте теперь эти выводы проверим на следующих жизненных ситуациях.

Ситуация 4. Девочка пьет чай и размешивает чай, кофе не касаясь стенок. Почему?

Идет обсуждение.

Вывод: чтобы не мешать окружающим.

Ситуация 5. Гости приносят подарки имениннику в развернутом виде. Как поступить имениннику? Всех благодарить, хотя, может быть, вещь не нравится? Да, он благодарит. Почему?

Идет обсуждение.

Вывод: гости хотели сделать приятное и именинник не должен огорчать их.

Ситуация 6. Прохожий обронил какой-то предмет. Кто ближе, тот поднимает. Зачем существует такое правило?

Идет обсуждение.

Вывод: помочь человеку. Не известно, может ли он нагнуться, да и заметил ли он?

Ситуация 7. В транспорте сидит ученик. Входит девочка. а) Он встает, говорит: «Присаживайтесь, пожалуйста», в ответ: «Спасибо»; б) он встает, уступив ей место незаметно. Какое из этих решений вам больше нравится?

Идет обсуждение.

Вывод: второе, чтобы вежливость не была добродетельной.

III. Обобщение.

Учитель. Повторим общие правила:

 Не мешать окружающим людям.

 Быть приятным окружающим людям.

 Не докучать им своим навязчивым вниманием.

 Помогать окружающим.И не надо их заучивать наизусть.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек и обстоятельства" (6 - 7 кл.)

Классный руководитель учит своих подопечных достойно перенести жизненные трудности, неудачи и поражения. Не отступать от намеченной цели, ссылаясь на разные обстоятельства. При этом классный руководит...

Презентация к классному часу"Человек и обстоятельства" 6-7 кл.

Данная презентация поможет учителю в проведении классного часа "Человек и обстоятельства"....

Единый классный час "Человек-вселенная-космос"

Классный час был посвящён 50-летию первого полёта в еосмос и проводился в 6 классе....

КЛАССНЫЙ ЧАС «Человек, вооруженный знанием, непобедим»

Классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни....

презентация к классному часу "Человек, будь человеком"

готовая презентация к классному часу....

Классный час "Человек и его манеры"

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать ...

Методическая разработка классного часа "Праздник хороших манер и речевого этикета"

Методическая разработка  классного часа  "Праздник хороших манер и речевого этикета"  посвящена необычной форме мероприятия - литературной гостиной.   Выбранная форм...