Типы и стили семей
консультация (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья — один из шедевров природы. Д. Сантаяна Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг другу.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЧЕЛОВЕКУ СОЦИАЛЬНЫЕ 1. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ СУПРУЖЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ 2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ (передача знаний , умений, ценностей) 2. РОДИТЕЛЬСКАЯ 2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 3 ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ (поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми) 3. ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТА 3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (психологическая защита каждого члена семьи) 4. ДОСУГОВАЯ (развитие интересов каждого члена семьи)
Воспитание детей в различных по структуре семьях Особенности воспитания единственного ребенка в семье. На этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально - устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей , чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры . Единственному ребенку часто, осознано или нет, навязывают роль образцового ребенка . Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей. Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной озабоченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Вывод : Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка.
Специфика воспитания в многодетной семье. Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности, проблемы. С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт ; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития ; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям , а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность . Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты , связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе. Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив.
Во-первых , в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по-своему реагируя на это: в одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во-вторых , в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов. Вывод: Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения своих потребностей.
Воспитание ребенка в неполной семье. Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Если разделение семьи происходит, когда ребенок находится в возрасте от 3 до 12 лет, последствия ощущаются особенно остро. Ребенок ощущает отсутствие отца, даже если не выражает открыто свои чувства. Кроме того, он воспринимает уход отца как отказ от него. Ребенок может сохранять эти чувства многие годы. Очень часто после разделения семьи или развода мать вынуждена пойти на хорошо оплачиваемую работу и в результате может уделять ребенку меньше времени, чем прежде. Поэтому тот чувствует себя отвергнутым и матерью. Что можно сделать, чтобы помочь ребенку в разбитой семье? Объяснить ему, что произошло, причем сделать это просто, никого не обвиняя. Сказать, что так бывает с очень многими людьми и поэтому пусть лучше будет так, как есть. Вывод: Ребёнок находится в постоянном стрессе, нет чувства любви, поддержки, т.к. родителям «не до него».
4 основных типа семейных отношений : На характер выбора типа воспитания в семье оказывают влияние следующие факторы: - психологическая атмосфера в семье в целом, включающая эмоциональные, ролевые и коммуникативные аспекты взаимоотношений, - психосоциальные качества родителей, - особенности личности родителей, - психолого-педагогическая компетентность и уровень образования родителей диктат опека невмешательство сотрудничество
стили семейного воспитания СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ АВТОРИТАРНЫЙ ПОДАВЛЯЮТ СВОИХ ДЕТЕЙ; - ТРЕБУЮТ БЕСПРЕКОСЛОВНОГО ПОДЧИНЕНИЯ; - НЕ ОБЪЯСНЯЮТ ПРИЧИНЫ СВОИХ УКАЗАНИЙ И ЗАПРЕТОВ; ЖЕСТКО КОНТРОЛИРУЮТ ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ РЕБЁНКА ЗАМЫКАЮТСЯ В СЕБЕ; - ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ НАРУШАЕТСЯ; - ЧАСТЬ ИДЁТ НА КОНФЛИКТ; - ЧАЩЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ НЕУВЕРЕННЫМИ В СЕБЕ, МЕНЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ; - ПОНИЖАЕТСЯ САМООЦЕНКА;
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ПРАВО БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ; - ТРЕБУЮТ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ; - УВАЖАЮТ МНЕНИЕ РЕБЁНКА; - СОВЕТУЮТСЯ С РЕБЁНКОМ; КОНТРОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ НЕ РАЗДРАЖАЕТ, ПРИСЛУШИВАЮТСЯ К ОБЪЯСНЕНИЯМ; ПОВЫШАЕТСЯ САМООЦЕНКА; - МОГУТ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОПУСТИТЕ ЛЬСКИЙ НЕ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЯ НА СВОИХ ДЕТЕЙ, НИ В ЧЁМ НЕ ОГРАНИЧИВАЮТ, НИЧЕГО НЕ ЗАПРЕЩАЮТ; - БЕЗРАЗЛИЧНЫ К ИХ ПОТРЕБНОСТЯМ И ЗАПРОСАМ; - НАКАЗЫВАЮТ И ТУТ ЖЕ ПООЩРЯЮТ, ЛИШЬ БЫ НЕ МЕШАЛИ ИМ; - ПРИ ДЕТЯХ ОБСУЖДАЮТ ДРУГИХ, А ПОТОМ - ВМЕСТЕ С НИМИ; ВЫРАСТАЮТ «ЯБЕДАМИ», «ПОДХАЛИМАМИ», «ПОДЛИЗАМИ»; - ГРУБЫЕ, ВЫСОКОМЕРНЫЕ СО ВСЕРСТНИКАМИ; - ЦИНИЧНЫЕ, НАГЛЫЕ; - КРИТИКУ В СВОЙ АДРЕС НЕ ЗАМЕЧАЮТ; - ЧТОБЫ СЕБЯ ОПРАВДАТЬ, ОБВИНЯЮТ ДРУГОГО; НЕ ЛЮБЯТ НИ УМСТВЕННЫЙ, НИ ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД; ДЛЯ НИХ НЕ СУЩЕСТВУЮТ ЗАПРЕТОВ И НРАВСТВЕННЫХ НОРМ; - ЧАСТО ПОПАДАЮТ ПОД ПЛОХОЕ ВЛИЯНИЕ; - МОГУТ ПОДНЯТЬ РУКУ НА РОДИТЕЛЕЙ
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТЯЗАТЕЛЬ НЫЙ ГИПЕРОПЕКА И ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ: - ИЩУТ В РЕБЁНКЕ ВЫДАЮЩИЕСЯ КАЧЕСТВА; - ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ШИРОКОЕ ПОЛЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ТАЛАНТОВ; ПООЩРЕНИЕ/ СУРОВОЕ НАКАЗАНИЕ; ОКРУЖЕНИЕ ДЕЛЯТ НА ПОЛЕЗНОЕ И БЕСПОЛЕЗНОЕ; - С ОБИДЧИКАМИ РЕБЁНКА ВСТУПАЮТ В КОНФЛИКТ; - ПООЩРЯЮТ СОБЛЮДЕНИЕ РЕБЁНКОМ МОРАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ОБОСТРЯЕТСЯ СТРЕМЛЕНИЕ К ВЗРОСЛОСТИ; - СВЕРСТНИКАМИ СТРЕМЯТСЯ УНИЗИТЬ, ДАЮТ ИМ КЛИЧКИ, ПРИТЕСНЯЮТ; - ОЧЕНЬ ВСПЫЛЬЧИВЫ, САМОЛЮБИВЫ; - СЧИТАЮТ СЕБЯ ВЫШЕ ДРУГИХ; - В СПОРАХ ССЫЛАЮТСЯ НА АВТОРИТЕТЫ, МОГУТ ПРИБЕГНУТЬ К СИЛЕ; ВАЖНА ДЕМОНСТРАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ, Т.К. ЗАВИСЯТ ОТ ОЦЕНКИ ДРУГИХ; - СВОИХ ОБИДЧИКОВ НЕ ПРОЩАЮТ, ГОТОВЫ МСТИТЬ; - СЧИТАЮТ СЕБЯ НЕПОГРЕШИМЫМИ.
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАССУДИТЕЛЬНЫЙ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ПОЛНУЮ СВОБОДУ ДЕЙСТВИЙ; - ПОЛНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ, ПОЗНАНИИ, НО НЕ СЧИТАЮТ НЕОБХОДИМЫМ ПООЩРЯТЬ РЕБЁНКА; - НЕ ПРИНИЖАЮТ ДОСТОИНСТВО РЕБЁНКА; ОБСУЖДАЮТ КАЖДЫЙ ПОСТУПОК, НЕ НАКАЗЫВАЮТ, А ОБЪЯСНЯЮТ О ВРЕДЕ, ПРИЧИНЕННОМ ДРУГИМ; НАРАВНЕ СО ВЗРОСЛЫМИ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ МНОГИХ СЕМЕЙНЫХ СИТУАЦИЙ; ЧУТКИЕ И ВНИМАТЕЛЬНЫЕ К ЧУЖОМУ ГОРЮ; ГОТОВЫ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ; СПОСОБНЫ ПРОЩАТЬ; В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ НЕ СТРЕМЯТСЯ К ПРЕВОСХОДСТВУ; ЛЕГКО РАНИМЫ, ОБИДЧИВЫ, ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ К НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ.
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ (ребёнок родился слабым, болезненным) ОГРАНИЧИВАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА, ПОСТОЯННО С НИМ ЗАНИМАЮТСЯ, НЕ ОСТАВЛЯЮТ БЕЗ ВНИМАНИЯ; НИКОГДА НЕ НАКАЗЫВАЮТ; ИСПЫТЫВАЮТ ЧУВСТВО ВИНЫ, ЕСЛИ НЕ МОГУТ УДОВЛЕТВОРИТЬ ПРИХОТИ РЕБЁНКА; МНОГО ХВАЛЯТ, ПООЩРЯЮТ НЕ ТОЛЬКО МОРАЛЬНО, НО И МАТЕРИАЛЬНО; САМИ ПОДБИРАЮТ ДРУЗЕЙ ДЛЯ СВОЕГО РЕБЁНКА; ЗАВИСИМЫ ОТ СИТУАЦИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ПОЛНОСТЬЮ ЛИШЕНЫ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; КАПРИЗНЫ; ОЧЕНЬ ЛЮБЯТ СЕБЯ, ВО ВСЕХ БЕДАХ ОБВИНЯЮТ ДРУГИХ; БЕЗРАЗЛИЧНЫ К КРИТИКЕ, НО В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ СИЛЬНО ОБИЖАЮТСЯ НА ЗАМЕЧАНИЯ, ВПАДАЮТ В АПАТИЮ; НЕ ИМЕЮТ ЧЁТКИХ ЦЕЛЕЙ; К 6-7 КЛАССУ БРОСАЮТ ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ И ВЕДУТ РАСПУЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ КОНТРОЛИРУЮ ЩИЙ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ ОГРАНИЧЕННУЮ СВОБОДУ ДЕЙСТВИЙ; ЧАСТО НАКАЗЫВАЮТ И ПООЩРЯЮТ; СКУПЫ НА ЛАСКУ, ПОХВАЛУ, ПОДДЕРЖКУ РЕБЁНКА; ВИДЯТ БОЛЬШЕ НЕДОСТАТКОВ, ЧЕМ ДОСТОИНСТВ; ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ; ЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫМЕЩАЮТ НА РЕБЁНКЕ; МОГУТ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА ДЕМОНСТРАТИВНО; СЧИТАЮТ, ЧТО ИХ РЕБЁНОК ДОСТАВЛЯЕТ ОКРУЖАЮЩИМ ХЛОПОТЫ СТРЕМЯТСЯ УЙТИ ИЗ-ПОД НАВЯЗЧИВОГО КОНТРОЛЯ; НЕ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ, НЕ РЕШИТЕЛЬНЫ, СТАРАЮТСЯ ВСЁ ДЕЛАТЬ УКРАДКОЙ; НЕ ЗНАЮТ КАК СЕБЯ ВЕСТИ, ВНЕШНЕ УГРЮМЫ, ПОДОЗРИТЕЛЬНЫ К СТАРШИМ, СОСРЕДОТОЧЕНЫ НА ЛИЧНОЙ ЗАЩИТЕ; ОЧЕНЬ РЕЗКИ, ВСПЫЛЬЧИВЫ, КОНФЛИКТНЫ; ГРУБЫ, МСТИТЕЛЬНЫ; АГРЕССИВНЫ К ДРУГИМ И К СЕБЕ; ЗАМЕЧАНИЯ И КРИТИКУ НЕ ВОСПРИНИМАЮТ; ДО 12 ЛЕТ ЭТО ТРУДНОУПРАВЛЯЕМЫЕ ДЕТИ
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЧУВСТВУЮ ЩИЙ (при материальном недостатке, при плохих бытовых условиях жизни, отсутствие духовной близости между родителями, отсутствие одного родителя) НЕ ЧИТАЮТ ДЛИННЫХ НОТАЦИЙ; ПОДДЕРЖИВАЮТ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ; УДОВЛЕТВОРЯЮТ ПОТРЕБНОСТИ РЕБЕНКА В СИЛУ ИМЕЮЩИХСЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ; РАЗДЕЛЯЮТ ВСЕ ТЯГОТЫ ЖИЗНИ; УМЕЮТ ЖАЛЕТЬ, СОСТРАДАТЬ, ПОНИМАТЬ ЧУЖОЕ ГОРЕ И БОЛЬ В ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ ПРОСТЫ; НЕ ВЫРАЖАЮТ ВСЛУХ СВОЁ НЕУДОВОЛЬСТВИЕ; НИКОГДА НЕ ПОСТУПАЮТ БЕЗНРАВТВЕННО; ХОРОШИЕ, ДОБРЫЕ, ОТЗЫВЧИВЫЕ ДРУЗЬЯ, ПОЛЬЗУЮЩИЕСЯ УВАЖЕНИЕМ; НЕ УМЕЮТ ПОСТОЯТЬ ЗА ДРУГИХ И ЗА СЕБЯ; СИЛЬНО ПЕРЕЖИВАЮТ КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ГАРМОНИЧНЫЙ ИСКРЕННИЕ, ОТКРОВЕННЫЕ; С УДОВОЛЬСТВИЕМ ДЕЛЯТСЯ СВОИМИ ПРОБЛЕМАМИ; НЕ СКРЫВАЮТ СВОИХ ЧУВСТВ И ОТНОШЕНИЙ; С УВАЖЕНИЕМ ОТНОСЯТСЯ К ЛЮДЯМ; УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬ СВОИХ ТОВАРИЩЕЙ, СЕБЯ; НЕТ ЧУВСТВА ПРЕВОСХОДСТВА НАД ДРУГИМИ; ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЮТ НА ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ; ТРЕБОВАТЕЛЬНЫ К СЕБЕ; СПОСОБНЫ НА ШАЛОСТИ, НО ЗАМЕЧАНИЯ ВОСПРИНИМАЮТ РАЗУМНО, УМЕЮТ ВЕЖЛИВО ИЗВИНИТЬСЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типы и стили речи
Материал для повторения на уроках текстоведения...
Типы и стили речи.
Презентация поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о типах и стилях речи, научит определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста, находить в текстах элементы, ука...
Типы и стили речи.
Данный материал предназначен для учителей. Он может быть использован при повторении материала о типах и стилях речи. Предлагаются не только теоретические сведения, но практические задания, работа с те...
Типы и стили речи.
Проверочная работа для учащихся 5-х классов по теме "Типы и стили речи"....
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Типы и стили речи"
Этот материал учитель -словесник может использовать при изучении темы "Стили и типы речи". Особенность данного материала заключается в том, что содержание его основано полностью на творческих работах ...
Урок русского языка в 5 классе "Типы и стили речи".Презентация.
Урок русского языка в 5 классе по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, (2012 год) Часть 1...
Типы и стили речи.
Типы и стили речи. Совершенствование умения подбирать слова ,опираясь на заданные параметры текста....