Типы и стили речи.
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) по теме

Балаева Мария Алексеевна

Данный материал предназначен для учителей. Он может быть использован при повторении материала о типах и стилях речи. Предлагаются не только теоретические сведения, но практические задания, работа с текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие речи62.01 КБ

Предварительный просмотр:

Данный материал предназначен для повторения  при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Он дает возможность повторить не только теоретические сведения о типах и стилях речи, но выполнить практические задания к текстам.

Составитель М.А.Балаева,

учитель МБОУ СОШ № 22 Г.Ковров

Описание

Повествование

Рассуждение

Сообщает признаки того или иного явления действительности (предмета, живого существа, окружающей среды). К такому тексту можно задать вопрос: «каков предмет?», «каково ему?», «каково вокруг?»

Предложения, составляющие описание, содержат название явления или его частей, каждое следующее предложение добавляет к сказанному новые признаки.

Предмет Место

Состояния среды Состояния человека

Говорится о следующих друг за другом событиях. В предложении есть указание на лицо и на время, это и есть «тема». Содержится также сообщение о сменяющихся действиях- т.е. «рема». Повествовательный текст создается с целью сообщить о сменяющихся событиях, действиях. К нему можно задать вопрос: «что случилось?», «что произошло?».

Последовательность действий выражена с помощью слов, обозначающих время (сперва, сначала, потом, позднее, тогда, наконец, затем), глаголов со значением начала действия (приступил, начал...).

Изобразительное

Информативное

Содержанием текста является установление при-инно-следственных связей между предметами и явлениями действительности («почему?»). Состоит из 3 частей.

  1. - утверждение (тезис), который нужно доказать.
  2. - аргументы (доказательства, доводы, примеры), необходимые для обоснования высказанной мысли.
  3. - вывод. Рассуждение может быть сокращенным, если отсутствует вывод или доказательства и примеры. Полное рассуждение в научно- деловой речи, сокращенное - в художественной, разговорной.

В тексте используются слова:

потому что, почему, так как, во-первых, поэтому, итак, следовательно, из этого следует, словом, таким образом.

Доказательство

Объяснение

Размышление

 

Стили речи

Разговорный стиль.

1.Цель стиля: общение с близкими людьми, установление и выяснение отношений между родственниками, друзьями, знакомыми; обмен мыслями, впечатлениями и т.п.

  1. Сфера применения: быт, семейные, дружеские отношения.
  2. Основные виды высказываний: беседы (диалоги) на бытовые и другие темы, записки, письма к близким людям.
  3. Стилевые черты: непринужденность выказывания, свобода в выборе языковых средств, проявление своего отношения к предмету речи, его оценка, эмоциональность, отсутствие строгой логичности; характерные языковые средства: разговорные, непринужденные слова и фразеологизмы, просторечия, жаргонизмы, слова в переносном значении (выклянчить вместо выпросить, перекусить вместо поесть, нагоняй вместо наказание, раздевалка вместо гардероб;водить за нос, себе на уме, страх берет, из рук вон и т.п.); эмоционально-оценочные слова - одобрительные (прекрасно, изумительно, чудесно), неодобрительные (зубрила, гулёна, болтун), ласкательные (мамочка, весточка, кусочек, заинька), шутливые (ерундистика, зафутболить, петушиться), укоризненные (бесстыдник, набедокурить) и др.; частицы, междометия, обращения, вводные слова, повторы слов; слова-предложения, неполные предложения, простые предложения, разные по цели высказывания, в том числе вопросительные и побудительные; восклицательные предложения.

Книжные стили.

Художественный стиль.

  1. Цель стиля: нарисовать, изобразить картины жизни общества и отдельных людей, вызвать определенные чувства, мысли, настроение и таким образом воздействовать на читателей.
  2. Сфера применения: произведения устного народного творчества, художественной литературы.
  3. Основные виды высказываний: рассказы, повести, романы, пьесы, стихотворения, поэмы, небольшие зарисовки окружающей жизни.
  4. Стилевые черты: образность, наглядность, конкретность, внимание к

/

отдельным деталям, эмоциональность, проявление оценки автора; характерные языковые средства, конкретные слова (нептгщы, а грачи, скворцы, ласточки: не дерево, а береза, дуб, сосна и т.п.); сравнения, метафоры, эпитеты, оценочные слова и выражения, гиперболы, однородные члены предложения, слова в переносном значении; эмоционально-оценочные слова; разговорные слова, использование одного времени глагола в значении другого; все виды простых и сложных предложений, в том числе простых односоставных и бессоюзных сложных.

Научный стиль.

  1. Цель стиля: сообщений о достижениях науки и техники, разъяснение причин тех или иных явлений окружающей жизни, объяснение научных положений, описание существенных признаков предметов и явлений.
  2. Сфера применения: научные статьи, рецензии, аннотации, лекции.
  3. Основные виды высказываний: научные статьи, книги, лекции, доклады, учебники.
  4. Стилевые черты: обобщенно-отвлеченный характер речи; строгая логичность, доказательность; выделение существенного, наиболее важного; точность, определенная сухость речи; специальная лексика и фразеология; отсутствие эмоционально окрашенных слов; обычно глаголы в настоящем времени; существительные в родительном и винительном падежах; указательные местоимения; книжные слова с обобщенным и отвлеченным (абстрактным) значением {растения, животные, население, скорость, движение, развитие);слова-термины {грамматика, коэффициент, масштаб, хронология, элемент);преобладание сложных, особенно сложноподчиненных предложений; предложения с причастными и деепричастными оборотами; вводные слова, указывающие на порядок мыслей, на связь между ними (во-первых, во-вторых, следовательно, значит, итак); производные предлоги (вследствие, в связи, по мере, в результате); преобладание повествовательных предложений; вопросительные предложения используются с целью привлечь внимание к предмету речи; предложения с именным составным сказуемым.

Официально-деловой стиль.

  1. Цель стиля: регулировать отношения между людьми, учреждениями, странами, между гражданами и государством; давать точные указания, предписания.
  2. Сфера применения: деловые отношения между людьми, учреждениями, государствами.
  3. Основные виды высказываний: договоры, законы, деловые бумаги (отчеты, справки, расписки, протоколы, заявления, объявления, планы работы), документы.
  4. Стилевые черты: официальность речи, строгая точность, отсутствие эмоциональности (бесстрастность), сухость изложения; официальные слова и выражения (электропоезд, транспортные средства, общественные места, жилплощадь, в истекшем году); отглагольные существительные на-ие (проживание, непослушание и т.п.); допустимость речевых стандартов (штампов), особенно в документах (прошу Вашего разрешения, в установленном порядке, довожу до сведения, по истечении срока и т.п.); предложения с однородными членами, с причастными оборотами: сложные предложения с придаточными условия; производные предлоги (ввиду, вследствие, за неимением и др.)

Публицистический стиль.

  1. Цель стиля: воздействовать на массы, формировать у людей правильное отношение к общественно-важным делам, информировать их об этих делах.
  2. Сфера применения: общественная жизнь, политика.
  3. Основные виды высказываний: газетные статьи, выступления на митингах, собраниях.
  4. Стилевые черты: призывный, страстный характер речи; ярко выраженная оценка предмета речи; слова с приподнятой, торжественной окраской (труженик, хлебороб, предначертания, свершения, почин и т.п.); слова с отрицательной оценкой (происки, злодеяния, обывательщина и т.п.); общественно-политическая лексика (партия, революция, демократия, коллективизм и т.п.);особые «газетные» фразеологизмы (эстафета поколений, шагать в ногу со временем, рабочая хватка, работать с огоньком и т.п.); использование пословиц и поговорок; использование слов в переносном значении; побудительные предложения; восклицательные предложения.

Задания.

1.Перепишите, вставляя пропущенные буквы, дописывая окончания. Объясните выбранные написания.

(1)Осень в этом году в Подмосковь... была совсем нежда...ой. (2)Еще в разгаре были многие полевые работы, как в одну из темных безлу...ых ночей непрош..ым гостем явился весьма крепкий мороз..ц и снеж..к.

(3)На бегу остановились (не) большие, стекля..о-прозрачные реч..нки, совершенно (не) замутн..ые (не) приютными холодными ветрами. (4)(Кое) где в молод..нькомлед..омзеркальц.. в удивлен..ом (не) доумен.. проглядывали (не)жд..о-(не)гад..озакрапл..ые в воду еще свежезеле..ые листочки.

(5)И природа начала быстро перестраиват(?)ся, подчиняясь (не) жела...ой, (н..) кем (не) зва..ой ранней осени. (6)Быстро погружался в предстоящую зимнюю спячку сад, торопясь сбросить с себя свежезаморож...уюлиству. (7)На лугах, где так и осталась (не) кош...ой трава, под ногами особенно сочно хрустело. (8)(Из) под белого снежного покрывала на сея..ых полях (кое) где выглядывали зеленовато- глянцевые пятнышки (не) давно посея..ых озимых. (9)Хож..ые - перехож..ые тропинки, уходящие (в) даль леса, спрятались, сравнявшись со свежескош..ыми полями, и скрылись под снежным покровом.

(10)Но особенная прелесть для местных реб..тишек таилась в малохож..ых и почти неезж..ых дорогах и дорожках. (11)Они за одну ночь покрылись твердым настом, по которому осчастливл..ыера(нн,н)ими заморозками дети уже неслись под горку и на (не)ков..ыхсанях. (12)Обдавая друг друга фонтаном (мелко) дробл.. .ого льда, смеш..ого с затвердевшими комочками земли, они снова взб..рались на естеств..ую лед..ую горку.

Задание.

1.Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

   а) Все в природе радовалось приходу осени.

   б) Только дети  встретили весну  с радостью.

   в) Ранняя осень пришла с морозом и снежком.

   г) Природа погружалась в зимнюю спячку.

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 10-12?

    а) описание и рассуждение

    б) рассуждение и повествование

    в) повествование

    г) повествование и описание

3. В каком предложении используется синоним к словосочетанию не как обычно?

     а) 2                                                          в) 7

     б) 4                                                          г) 8

4.Передайте содержание данного текста в разговорном стиле.

   Что изменилось в описании событий?

2. Прочитайте текст. Выполните задание.

Арктур – гончий пес. Он родился, как и все щенки, слепым, был тотчас облизан матерью и положен поближе к теплому животному. И пока он лежал, привыкая дышать, у него все прибавлялись братья и сестры, такие же, как и он, дымчатые щенки с голыми животами и короткими дрожащими хвостиками.

           В свое время у всех щенят прорезались глаза, и они узнали с восторгом, что есть мир еще более великий, чем тот, в котором они жили до сих пор. У него тоже открылись глаза, но ему никогда не суждено было увидеть света. Он был слеп, бельма толстой серой пленкой закрывали его зрачки. Для него, слепого, настала горькая и трудная жизнь. Она была бы даже ужасной, если бы он мог осознать свою слепоту.

            Он стал бездомным псом – бродягой, угрюмым, неловким и недоверчивым. Он научился выть, как волк, так же длинно, мрачно и тоскливо. Он был грязен, часто болел, рылся на свалках возле столовых, получал пинки и ушаты грязной воды наравне с другими такими же бездомными и голодными собаками.

              Он не мог быстро бегать, ноги, его крепкие ноги, в сущности, не были ему нужны. Все время ему казалось, что он бежит навстречу чему – то острому и жестокому.

               Неизвестно, какое имя дала ему собака при рождении, - ведь мать, даже и собака, всегда знает своих детей по именам. Для людей он не имел имени… Неизвестно также, остался бы он жить в городе, ушел бы или сдох где – нибудь в овраге, молясь в тоске своему собачьему богу, но в судьбу его вмешался человек, и все переменилось.

  • О ком этот текст?
  • Найдите в тексте эпитеты. Определите их роль.
  • Замените, где возможно, местоимение он, используя различные средства связи предложений.
  • Перескажите текст.
  • Определите тип и стиль речи данного текста.
  • Какова основная мысль текста? Составьте кластер, в центре которого расположите ключевое понятие «пес Арктур».

 3. Прочитайте текст. Спишите, расставьте недостающие знаки препинания (20). Графически объясните постановку знаков. Укажите виды сложных предложений.

Лес зимой.

             Кто не боится дождя и холода пусть идет в лес ноябрьским утром. Много небезынтересных встреч ожидает вас в притихшем но по-прежнему живом лесу.

              В начале зимы без особого труда вы отыщете зайчишку его снежно-белая шубка предательски выделяется на бурой земле не покрытой снегом.

             Где-то вверху на сосне перепрыгивает с сучка на сучок синицы отыскивая не спрятавшихся по кору жучков. Тонко свистнет рябчик в ельнике и снова тишина ничем не нарушаемая.

             В мелкой поросли леса издали видна рябина рдеют её ярко-красные гроздья точно кораллы, брошенные чьей-то рукой. Хлопочут на её ветвях дрозды еще не улетевшие на юг. Слышится неприятный крик сойки. Сейчас осенью когда еды вволю эти птицы припасают впрок на зиму рассовывая желуди в разные щелки.

             В глубине леса раздается испуганный заячий крик. Какой-то хищник застал зверька врасплох. Изредка залетает в наши края полярная сова  очень красивая да только  непрошеная гостья.

    Если побудете дольше в лесу то увидите длиннохвостую пуночку. Поздней осенью эти птицы тоже перекочевывают из тундры на юг.

             В декабре лес преобразуется неузнаваемо белая перина сплошь покрывает землю приятно отправиться в лес на санях по не езженной с самой осени дороге.

  • Как можно по -  другому озаглавить текст?
  • Является ли данный текст рассуждением? Аргументируйте свой ответ.
  • Каковы языковые особенности текста? Какие изобразительно – выразительные средства используются в тексте. Оформите свой ответ в таблице.

4.Прочитайте текст. Выполните задания.

(1)Что такое настоящие культурные ценности? (2)Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишневого сада». (3)Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки. (4)Не портрет на стене. (5)Это живое явление культуры…

(6)Возьмем, к примеру, музыку Баха. (7)Совсем недавно казалось, что она существует только для знатоков, что так называемому широкому слушателю Бах не нужен. (8)А уж добаховская музыка, музыка ренессансная, средневековая казалась чем-то давно забытым, списанным в архив. (9)Но посмотрите на современные афиши. (10)Её исполняют и слушают с гораздо большим удовольствием и пониманием, чем хронологически более близкие вещи.

(11)В подлинной культуре ничто не умирает. (12)Может оставаться, как незажжённая лампочка. (13)Но придёт минута, чья-то рука коснется выключателя - вспыхнет яркий свет. (14)Вспомним хотя бы Пушкина. (15)Были ведь после смерти его эпохи, когда Пушкин, казалось бы, был оттеснён, его переставали читать. (16)Но потом он снова возвращался, и я думаю, что он у нас не за спиной, он все еще впереди: отчасти он наше историческое прошлое, отчасти -  культурное будущее. (17)И сегодня он привлекает нас прежде всего тем, что он поэт раздумья. (18)Не случайно уже с середины двадцатых годов его произведения кончаются не ответами, а вопросами.  (19)Лирика Пушкина всегда дает толчок мысли.

(20)Нам невольно хочется видеть в Пушкине литератора, уже закончившего свою дорогу. (21)Мы как бы придаем этакую композиционную завершённость его пути. (22)Но все дело в том, что Пушкин нашел необходимость постоянного движения. (23)И тут мы должны говорить об участии Творца, Личности в культурной жизни не только своего времени.

(24)Культура преодолевает биологическую смерть и не всегда подчиняется простой логике: чем новее – тем современней. (25)Понятие это – немеханическое. (26)И формула «незаменимых людей нет» - везде неправильная – здесь вопиюще несправедлива. (27)В области художественного творчества все незаменимы. (28)Не изобретенная одним человеком машина будет изобретена другим – ненаписанное произведение останется ненаписанным. (29)А ведь без «Евгения Онегина» или «Братьев Карамазовых» история России была бы другой. (30)После крупного мастера какой – то путь остается непройденным.

(31)Непройденные дороги – это не заваленные тоннели, не потерянные тропы. (32)И культура часто возвращается назад, чтобы найти потерянную тропу. (33)История идет вперед и будет идти очень круто. (34)Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов вдруг скажут нам еще что-то новое, чего мы не предполагали.

(35)Судить, что в культуре умерло, а что остается,- очень трудно. (36)Я думаю, подлинно талантливое не умирает. (37)Другое дело, что мы часто оказываемся не на высоте нашего наследия, не на высоте своей культурной памяти.

Задания.

  • Составьте план текста. Перескажите текст по плану.
  • Из предложений 1-7 выпишите слово, образованное приставочным способом.
  • Из предложений 11-19 выпишите краткое страдательное причастие.
  • Из предложений 1-5 выпишите словосочетание со связью примыкание.
  • Среди предложений 14-23 найдите простое односоставное безличное предложение. (Напишите номер этого предложения).
  • Среди предложений 11-19 найдите предложение с вводной конструкцией. (Напишите номер этого предложения).
  • Среди предложений 7-19 найдите сложноподчиненное с однородными придаточными определительными. Выпишите это предложение, подчеркните грамматические основы и нарисуйте схему.
  • Среди предложений 1-10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения.
  • Напишите сочинение по прочитанному тексту. Какие проблемы поднимает автор? Разделяете ли вы позицию автора? Свой ответ аргументируйте. Объем сочинения – не менее 150 слов.

5.Прочитайте текст.

Виктор Сергеевич Розов – известный драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодежи второй половины 20 века («В поисках радости», «Традиционный сбор», «Вечно живые», «Летят журавли») он поднимает  вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции.

Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь). Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да, и нет. Нет – по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. Кроется ли она в здоровье? Конечно, да, но в то же время и нет.

Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве.

А. Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, наблюдай сам и вникай». Обратите внимание на начало фразы: «Если хочешь быть оптимистом…» И еще – «вникай сам».

 В госпитале я лежал загипсованный по грудь полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый. Сестры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?» А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я - то здоровый». Дух мой был здоров.

Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. Но не самую важную. При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, иначе – беда.

  • В каком(-их) из предложений есть ответ на главный вопрос текста: «Что такое сердцевина счастья»?
  • Определите стиль и тип речи текста.
  • Укажите все метафоры.
  • Определите средства выразительности, которые использованы в первом абзаце.
  • Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ обоснуйте.

6.Прочитайте текст. Сформулируйте основную мысль.

Простодушный податель новостей без всякой иронии сообщал недавно из телевизора: «Во время своего визита на Остров свободы пап римский заявил…» - имелся в виду визит на Кубу. Из продолжения фрагмента следовало, что пап протестовал против ущемления на острове именно свободы и прав. Оксюморон получился. Но совершенно невольный. Если  расспросить комментатора, выяснится, что он ничуть не заблуждается относительно свобод граждан под нескончаемой диктатурой папы Кастро, но прилипла такая кличка к Кубе в иные времена и не отлипает до сих пор вопреки всем сменам идеологических вех. Привычка – прямая халтура.Сотрудников российских спецслужб бездумно называют «чекистами». Большинство из пользователей этого термина ничуть не одобряет большевистский         террор – просто они не слышат зловещего оттенка данного слова. Состояние природы принято теперь именовать «экологией». Вполне грамотная телеведущая сообщает с сочувственной интонацией: «Наш репортаж из села, где экология представляет смертельную опасность». В таком случае ввиду возможного столкновения с астероидом смертельную опасность представляет «астрономия», а уж для современного нашего языка смертельная опасность, несомненно, таится в «филологии». Эпоха катастроф влияет на представительниц самых кротких специальностей. И вот музыкальная критикесса сообщила по радио со своей непередаваемой интеллигентной интонацией: «В эпицентре концерта оказалась «Кармен – сюита» Бизе – Щедрина». А уж партийным и государственным деятелям сам бог велел постоянно находиться в «эпицентре» событий…Соискателям выборных вакансий приходится предъявлять избирателям мало – мальскую «харизму» - от простого русского слова…от слова «лицо». И понятно: по лицу встречают, на Руси это всегда знали, и родимые харизмы глядятся на всех экранах достаточно лепо, спасибо гримерам и гм…имиджмейкерам. А уж если безнадежно не вышел харизмой – нечего и соваться в калашный ряд. В Охотный – тем паче. Современная нам действительность изрядно расшатала гражданам нервы, а потому всякий чувствительный человек постоянно оказывается «в шоке». Появился даже, если позволено выразиться, положительный шок, например: «После победы своей сборной болельщики пребывают в шоке». Понятно, от радости.«Геноцид» положительный нам не грозит, но даже самые умеренные неприятности с легкостью возводят в «геноцид». Впечатлительные русские патриотические лидеры называли «геноцидом» трудности, переживаемые в Латвии тамошними «негражданами». Трудности, конечно, наблюдаются, но все же не следует равнять отказы в гражданстве с массовыми убийствами. Память жертв сталинского и гитлеровского геноцида  оскорблена, разумеется, такой девальвацией фашистских преступлений, но, быть может, это тоже входит в расчет. Мода на слова куда прилипчивей, чем на платья,  потому что сменить гардероб встанет дорого, а модные слова приобретаются даром. Нынче модно говорить «элита» в том значении, в каком в котором оно употребляется в английском. И вот числят в «элите» политиков и бизнесменов, то есть людей богатых и успешных в своей карьере; политологи важно толкуют о взаимоотношениях «местных элит», куда входят откровенно темный личности. Но у нас в России элитой всегда называли носителей высшей культуры духовности – как раз в отличие министров и миллионеров. Потеря этого оттенка, преобразование в элиту вульгарных выскочек означает пренебрежение к духовным ценностям, даже если усердные повторятели ходкого слова ничего такого не помышляют. Точно так же приобрело английское наполнение слово «проблема». В русском языке оно неизменно означало глубокий вопрос, имеющий общечеловеческое или национальное значение: «проблема поисков внеземных цивилизаций» столетиями волновала воображение, «проблемы сельского хозяйства» хронически оставались неразрешимыми, как и «проблемы молодежи». Теперь же не сходят с языка английские кальки «какие проблемы?», «нет проблем», «это ваша проблема», «у меня проблемы с холодильником»…Очень распространенным сделалось выражение – переносное, разумеется, - «публичная порка». То, по словам политического обозревателя, президент собирается устроить правительству «публичную порку», то Дума. Да и сам министр, бывает, не против заявить в первом лице: «Меня выпороли…» (М. Чулаки.Стиль сих дней // Литературная газета. 1998. № 7.)

Задание

                      1.   Найдите в тексте слова и выражения, характерные для публицистического стиля.

  1. Разделите текст на абзацы. Составьте план.
  2. Перескажите текст по плану.
  3. Напишите свое рассуждение по проблеме, поднятой в тексте.

7.Прочитайте текст. Понятно ли вам, о чем говорит автор.

             Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит.

             Мне кажется, если бы меня спросили, что такое «душа», я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы , что душа – это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во- вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т.п., как сказано в учебнике психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлениях души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле. И все это понимание души было бы не о своей душе, а как говорят и думают о ней все люди. Между тем у меня была своя душа, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда лил потихоньку слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало -  помалу с годами, с десятками проходящих лет я через страдания узнавал свое назначение: мало -  помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого…

               И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.

               И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием моей души и душа  -  это и значит любовь.

                А сколько всего мы храним недостойного среди сокровищ души!

Задания.

1.В каком из высказываний, приведенных ниже, отражено авторское понимание души?

А. Душа есть совокупность знаний человека о себе.

Б.  Душа – это внутренний мир человека, это то, что он сам знает о себе.

В.  Душа – это значит любовь.

Г.  Душа – некая сущность человека, обитающая в теле.

2. Какая из тем не затронута в тексте?

А. Назначение каждого человека в жизни – проявить себя в добром деле, сделать что – то полезное для общества.

Б. Часто среди сокровищ своей души мы храним много недостойного.

В. С годами мы начинаем понимать, что самое необходимое наше назначение, без чего существование было бы бессмысленным – быть не как все, а стать самим собой.

Г. Существует несколько общепринятых представлений о душе. Между тем у каждого человека душа своя.

3. Укажите тип(-ы) речи, который(-ые) использует автор в тексте.

4. Выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

5. Найдите неопределенно – личное(-ые) предложение(-я).

6. Сколько грамматических основ в первом предложении?

7. Найдите сложное(-ые) предложение(-я) с бессоюзной и подчинительной связью.

                                        ,

8. Перед вами текст О Генри. Прочитайте внимательно.

                                      Последний лист.

На одном из улиц большого города в трехэтажном кирпичном доме жили две молодые девушки – художницы Сью и Джонси. В ноябре тяжелая болезнь свалила Джонси с ног. Она лежала неподвижно на кровати, глядя сквозь оконное стекло на глухую стену соседнего кирпичного дома.

            Однажды утром озабоченный доктор вызвал Сью в коридор и сказал, что у её подруги очень мало шансов поправиться. Она может справиться с болезнью, если сама захочет жить.

             После ухода доктора Сью вошла в комнату Джонси. Думая, что больная уснула, девушка села к окну и начала рисовать. Вдруг она услышала тихий шепот и торопливо подошла к кровати. Глаза Джонси были широко открыты. Она смотрела в окно и считала – считала в обратном направлении.

              Сью тоже посмотрела в окно. Что там было считать?. Был виден только пустой, унылый двор и глухая стена кирпичного дома. Старый плющ заплел её до половины. Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголенные ветви цеплялись за осыпающиеся кирпичи.

        - Что там такое, милая? – спросила Сью.

        - Три дня назад их было почти сто, едва слышно ответила Джонси. – Голова кружилась считать. А теперь это легко. Теперь осталось только пять.

         - Чего пять, милая?

         - Листьев. На плюще. Когда упадет последний лист, я умру.

                 На все уговоры успокоиться, съесть немного бульона и уснуть Джонси продолжала говорить, что ей хочется увидеть, как упадет последний лист. Она устала жить, устала думать. Ей хочется освободиться от всего и лететь, лететь все ниже и ниже, как один из этих бледных, усталых листьев.

              Наконец она уснула, и Сью бросилась к старому художнику Берамну, который жил на нижнем этаже. В искусстве Берман был неудачником. Он все собирался написать шедевр, но даже и не начал его. Уже несколько лет он не написал ничего, кроме вывесок, реклам ради куска хлеба. Он считал своей обязанностью опекать молодых художниц.

               Сью рассказала старику про фантазию Джонси и про свои опасения насчет того, как бы она, легкая и хрупкая, как лист, не улетела от них. Старик Берман раскричался, насмехаясь над такими глупыми фантазиями.

               На другое утро Джонси потребовала открыть штору. Сью устало повиновалась. И что же? После проливного дождя и резких  порывов ветра, не унимавшихся всю ночь, на кирпичной стене еще виднелся один лист плюща – последний! Все еще темно – зеленый у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной, он храбро держался на ветке.

                  - Это последний, - сказала Джонси. – Я думала, что он упадет ночью. Он упадет сегодня, тогда умру и я.

                День прошел, и даже в сумерки они видели, как одинокий лист держится на своем стебельке. Ночью опять поднялся северный ветер и дождь стучал в окна.

                Как только рассвело, Джонси велела поднять штору.

                Она долго лежала, глядя на лист. Потом сказала, обратившись к подруге:

                 - Я была скверной девчонкой, Сью. Должно быть, этот последний лист остался на ветке, чтоб показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти. Дай мне немножко бульона и молока…

             Через день доктор сказал Сью:

                  - Она вне опасности. Вы победили. Но я должен навестить старика Бермана. У него тоже воспаление легких. Он очень слаб, и надежды на выздоровление нет никакой.

          В тот же день вечером Сью сказала Джонси:

                 _ Берман умер сегодня. Он болел всего два дня. Утром первого дня швейцар нашел бедного старика на полу в его комнате. Он был  без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который еще горел, лестницу, кисти и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляет, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана, он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист.                (О  Генри)

  1. Пересказать текст по вопросам:
  • Почему положение Джонси было почти безнадежным?
  • Что мешало ей выздороветь?
  • Что помогло девушке победить болезнь?
  • Кто пришел ей на помощь и в чем она заключалась?
  • Создал ли свой шедевр художник Берман?
  • Как вы понимаете смысл слова шедевр?
  • Как вы думаете, зачем Сью обо всем рассказала Джонси?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы и стили речи

Материал для повторения на уроках текстоведения...

Типы и стили речи.

Презентация поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о типах и стилях речи, научит  определять тип, стиль речи, формулировать тему, идею текста,  находить в текстах элементы, ука...

Типы и стили речи.

Проверочная работа для учащихся 5-х классов по теме "Типы и стили речи"....

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по теме "Типы и стили речи"

Этот материал учитель -словесник может использовать при изучении темы "Стили и типы речи". Особенность данного материала заключается в том, что содержание его основано полностью на творческих работах ...

Урок русского языка в 5 классе "Типы и стили речи".Презентация.

Урок русского языка в 5 классе по учебнику Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, (2012 год) Часть 1...

Типы и стили речи.

Типы и стили речи. Совершенствование умения подбирать слова ,опираясь на заданные параметры текста....

Типы и стили речи.

Типы и стили речи. Теория....