Воспитательная программа классного руководителя
методическая разработка на тему
Рабочая программа
воспитательной работы с учащимися 4 класса
классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_4_b_klasa.docx | 52.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богородская школа №8»
Рабочая программа
воспитательной работы с учащимися 4 «б» класса
классного руководителя
Крыловой Людмилы Геннадьевны
Автор программы:
Крылова Л.Г учитель
г. Богородск
2017- 2018 уч.год.
Информационная карта
1. | Полное название программы | Рабочая программа воспитательной работы с учащимися 4 «б» класса | |
2. | Автор программы | Учитель Крылова Людмила Геннадьевна | |
3 | Место проведения | МКОУ «Богородская школа №8» | |
4 | Адрес организации | 607600 Нижегородская область, г.Богородск, ул. Салова, д.15, | |
5 | Цель программы | Создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированное развитие для дальнейшей успешной социальной адаптации. | |
6 | Задачи программы | - Создавать коррекционно-развивающую среду; - Развивать потребность в здоровом образе жизни; - Воспитывать у учащихся нравственность, индивидуальность, личные качества, позволяющие осуществлять их социальную адаптацию, реабилитацию; – Формировать у учащихся прочные трудовые умения и навыки; -Способствовать творческому развитию личности учащихся. | |
7 | Сроки проведения | 2017-2018 уч.год | |
8 | Ожидаемые результаты | - организация занятости учащихся; - получение учащимися умений и навыков здорового и безопасного образа жизни; - повышение уровня представлений у учащихся о мире, о себе; - развитие важных компетенций, которые помогут ребенку адаптироваться в социуме: активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни; - планирование трудовой деятельность, умение оценивать результаты своего труда, иметь представления об основных профессиях. | |
9 | Общее количество учащихся |
| |
Пояснительная записка
Основная цель классного руководителя состоит в формировании личности. Невозможно вооружить ребёнка умениями читать, писать, считать без воспитания. Направления воспитательной работы детей с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечивать целостное, всестороннее и гармоничное развитие младшего школьника.
Воспитать – значит научить жить в гармонии с окружающим миром. Этот процесс двусторонний, основан на взаимопонимании учителя и ученика, и постепенно человек выходит на уровень самовоспитания, что очень трудно ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому роль педагога очень велика.
Основные критерии воспитательной работы:
- Личностное развитие:
Гражданско- патриотическое воспитание
Нравственно- этическое воспитание
- Основы социализации и общения
- Воспитание экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни
- Трудовое воспитание
- Творческо- эстетическое воспитание
Цель:
Создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированное развитие для дальнейшей успешной социальной адаптации.
В течении работы с классным коллективом планирую решать следующих задачи:
- создавать коррекционно-развивающую среду;
- развивать потребность в культуре здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;
- воспитывать у учащихся нравственность, гражданственность и патриотизм, индивидуальность, личные качества, позволяющие осуществлять их социальную адаптацию, реабилитацию;
- формировать у учащихся прочные трудовые умения и навыки;
- способствовать эстетическо- творческому развитию личности учащихся.
Ожидаемые результаты:
- организация занятости учащихся;
- получение учащимися умений и навыков здорового и безопасного образа жизни;
- повышение уровня представлений у учащихся о мире, о себе;
- развитие важных компетенций, которые помогут ребенку адаптироваться в социуме: активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
- планирование трудовой деятельность, умение оценивать результаты своего труда, иметь представления об основных профессиях;
- развитие творческих способностей.
Нормальное развитие ребёнка возможно только при совокупности нескольких условий. Первое условие связано с состоянием здоровья ребёнка. Сохранность здоровья обеспечивает возможность развиваться в соответствии с возрастом. Второе условие – благоприятная социально – педагогическая развивающая среда. Третье условие – активность самого ребёнка.
Формы деятельности с детьми:
-беседы – практикумы, познавательные беседы, беседы-рассуждения;
-чтение книг, устные журналы;
-проведение классных часов, просмотр учебных фильмов,
-спортивные соревнования и дни здоровья,
- взаимодействие с образовательными и спортивными учреждениями города,
-творческие конкурсы, праздники, игры и народные игры,
-развивающие часы, занятия;
-работа в кружках, экскурсии, акции;
-участие в проведении национально-культурных праздников,
-участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам.
Приоритетные направления воспитательной работы
- Личностное развитие
Приоритетные понятия направления: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям;
-Гражданско- патриотическое воспитание: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека ( любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка).
-Нравственно- этическое воспитание: воспитание нравственных чувств и этического сознания (ценность человеческой жизни, смысл жизни; добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность).
Формы работы классного руководителя : - наблюдение, -анкетирование, тестирование, -диагностическая беседа, -метод рефлексии,
- конкурсы, викторины, игры, конкурсы, -беседы и классные часы.
- Воспитание экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни
Приоритетные понятия направления: традиции и обычаи нации семьи по сохранению здоровья; гигиена и ее значение в жизни человека; культура сохранения собственного здоровья; режим дня и здоровье; воля и ее значение в сохранении здоровья.
Формы работы классного руководителя : -спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, марафоны, турниры; -походы выходного дня, дни здоровья; -предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике; -беседы и дискуссии.
Тематические консультации для родителей.
- Основы социализации и общения
Основные понятия компонента «социализация»: общественная жизнь, виды деятельности, общение, социальная активность, обязанности, самоорганизация, правила поведения в обществе,
Формы работы классного руководителя в направлении: -классные и воспитательные часы; -участие в школьных и городских мероприятиях; -создание игровых ситуаций коммуникативных отношений с товарищами и взрослыми; -моделирование ситуаций поведения в социуме;
Основные понятия компонента”Общение”: эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие, сопереживание, умение управлять собой, лидерство, изолированность, одиночество.
Форма работы классного руководителя в направлении”Общение”: -социометрия; -интерактивные игры, тематические классные часы; -тренинг общения детей и родителей; -самопрезентации и самопредставление; -праздники, конкурсы, ролевые игры
- Трудовое воспитание
Основные понятия направления: общественно полезный труд, бытовой труд, самообслуживание, производственный труд, учебный труд, трудолюбие.
Формы деятельности классного руководителя в направлении: -тематические классные часы; -акция “Чистый двор” с участием родителей; -праздники, неделя трудового обучения, выставки поделок; -кружковая работа; -привлечение родителей совместным трудовым акциям, праздникам.
- Творческо- эстетическое воспитание
Основные понятия направления: положительные и отрицательные эмоции и чувства, способности, творчество, внутренняя и внешняя культура и эстетика.
Формы работы классного руководителя:
-концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства; -концерты учащихся, выставки изделий, изготовленных собственными руками; дни творчеств; -анализ изучения потребностей учащихся в досуговой деятельности в стенах школы по классам; празднование памятных дат в жизни учащихся и дат календаря; -посещение театров, музеев, выставок; -театрализованные представления; - презентации; -конкурсы талантов, марафоны.
Тема работы «Методического объединения классных руководителей» на этот учебный год : «Проектная деятельность». Поэтому я запланировала работу с классом работу над долгосрочным проектом «Никто не забыт - ничто не забыто» (Приложение 1.)
Приложение 1
План работы над проектной деятельностью
«Никто не забыт - ничто не забыто»
Цель: Расширить представления детей об истории Родины и города.
Воспитывать чувство патриотизма, сострадания, гордости за свой город.
Задачи:
- воспитывать бережное отношение к народной памяти, любовь к Родине, чувство благодарности и уважения к ветеранам ВОВ.
- формировать чувство гордости за воинов –защитников.
- обогатить и закрепить представление детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в ВОВ.
- развивать связную речь, через пересказ текстов, разучивание стихотворений о войне.
- расширить кругозор детей - привлечь родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям.
Формы и методы:
-классные часы, беседы;
- игровые: дидактические игры, инсценировки;
- словесные: чтение и рассказывание стихов, разговор, беседа, рассматривание фотографий, инсценировки;
- наглядные: показ предметов обихода солдат; -выход в музей; -создание презентаций; видеоотчетов.
Предполагаемый результат:
- приобретение знаний об истории Родины.
- понимание детьми подвига, совершённого жителями города.
- активное участие учащихся и родителей в реализации проекта.
Классные часы и беседы | Художественно деятельность | Творческая деятельность | Дидактические игры | Работа с родителями |
1.«Мальчики- будущие защитники Родины», 2.Беседы о родственниках-участниках ВОВ, 3.«Герои в нашей семье», 4.«Герои Великой Отечественной войны – наши земляки», 5. Праздник «23 февраля» 6.«Георгиевская лента – символ Дня Победы»; | Чтение художественной литературы: 1. Л. Кассиль «Памятник солдату», 2.С. Баруздин «Точно в цель», «За Родину», 3.Ю .А. Агебаев «День Победы», | 1.Рисование: | 1.«Узнай и назови боевую технику ВОВ», 2.«Назови город – герой», 3.«Что лежит у солдата в вещевом мешке». | 1.Беседа с родителями «Мы помним» |
Приложение 2
План воспитательной работы
«Личностное развитие» | «Воспитание экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни» | «Социализация и общение» | «Трудовое воспитание» | «Творческо- эстетическое развитие» | |
Сентябрь | 1.«День знаний». 2.Оформление диагностических карт личностного развития обучающего. | Классный час «2017 год- год Экологии». | Оформление маршрутных листов «Безопасный путь в школу" | «Мои обязанности дома и в классе». (обязанности труд. сектора» | Выставка поделок «Пожарная безопасность» |
Октябрь | «День пожилого человека». Беседа- «Наши дедушки и бабушки» | Классный час «Экология и энергосбережение» | Оформление стендов «Моя безопасность» | «Герои моей семьи » создание семейного альбома в фотографиях | Концерт «День учителя» |
Ноябрь | «Мальчики- будущие защитники Родины» | «О вреде курения и о табачном дыме и его воздействия на человека» | «Что могут деньги и для чего они нужны» | Генеральная уборка класса | Концерт «День Матери» |
Декабрь | «Герои Великой Отечественной войны – наши земляки» - беседа | Спортивное мероприятие | «Семейные праздники, как отмечают праздник в моей семье» | Новый год, украсим класс без хлопот | День творчества «Новогодний серпантин» |
Январь | «Герои в нашей семье» | «В гостях у доктора Неболейкина» | « О дружбе и товариществе» | «Комнатные растения, как за ними ухаживать» | «Новогодняя ёлка» |
Февраль | Праздник «23 февраля» | Зимние забавы | «Масленица» народные посиделки и обряды. | Изготовление подарков к празднику День защитника Отечества | Выставка детских рисунков, посвященной В О войне. |
Март | «Георгиевская лента – символ Дня Победы» | «Моё здоровье- в моих руках» | «Государственный праздник 8 марта» | Изготовление подарков к празднику | Праздник для мам и бабушек |
Апрель | « Как бороться с ленью» | «Значение витаминов для роста и развития» | «День космонавтики» | «Хозяйственный инвентарь и правила и правила по т. б. при работе с ним», уборка территории. | Экскурсия в музей (театр, Дом культуры..) |
Май | «Чего я добился за год» | «Спортивные достижения в моей стране, спорт в моей жизни». | «Этот праздник со слезами на глазах» (9 мая) | Уборка школьного двора | Выставка совместного творчества родителей и детей «Мы помним». |
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому.
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- проведение совместных праздников;
- анкетирование;
- общешкольные родительские собрания.
Тематика (работа) | Период | Ответственные |
1. Встреча- сбор с учащимися и родителями Цель: знакомство с родителями, индивидуальные беседы, консультации. | 26 августа | Классный руководитель. |
2.Тесный контакт с социальным педагогом Цель: профилактика бродяжничества и воздействия на родителей. | В течение года | Классный руководитель. |
3.Проводить беседы и родительские собрания с родителями. | В течение года | Классный руководитель и воспитатель |
4.Сообщать родителям об успехах их детей, о пропусках и поведении. | В течение года | Классный руководитель |
5.Телефонная связь со всеми родителями. 6.Посещение семей. | В течение года | Классный руководитель и воспитатель |
7. Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка. | В течение года | Классный руководитель |
7. Консультационная помощь. | По мере необходимости | Классный руководитель и воспитатель |
Приложение 3
План проведения тематических родительских собраний по программе.
Тема | Цель | Сроки |
1.Организационное собрание. 2.Представление родителям проекта «Никто не забыт - ничто не забыто» | Ознакомить с примерным режимом дня. Довести до сведения о работе над проектной деятельностью. | Сентябрь |
«Взаимодействие семьи и школы.» | Наметить совместный план воспитательной работы с родителями. | Октябрь |
«Воспитание трудолюбия в семье» | Обсудить с родителями проблему трудового воспитания в семье, | Ноябрь |
1.«Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности». Совместно с детьми. 2. Проведение инструктажа по технике безопасности во время зимних каникул для детей и их родителей. | Главная задача игр – дать возможность каждому ребенку проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость. | Декабрь |
«Формирование у детей ответственности». | Просвещение родителей по проблеме формирования у детей ответственности. | Февраль |
«Здоровье детей в руках родителей» | Довести до сознания родителей, что сохранить здоровье своего ребёнка – основная задача и обязанность. | Апрель |
«Итоги года обучения» ,выпускной | Подведение итогов | Май |
Приложение 4
Мероприятия по работе с «трудными» детьми
(в течение года)
Тематика | Период |
1. Выявить педагогически запущенных детей. | Сентябрь - октябрь. |
2.Изучение причин социально - педагогической запущенности ребенка. | Сентябрь – ноябрь |
3.Оказание социально- психологической помощи через взаимодействие с социальном педагогом и работниками ОДН | По мере необходимости |
4.Правовое просвещение «трудных» учащихся. | По мере необходимости |
5.Психологические консультации для детей и родителей. | В течение года |
6.Изучение положения ребенка в коллективе. | В течение года |
7.Вовлечение «трудных» учащихся в воспитательные центры, кружки, секции | Сентябрь – октябрь |
Приложение 5
Диагностическая карта личностного развития учащегося
Критерии | Показатели | Степень выраженности оцениваемого качества | Оценка в баллах |
Организационно- волевые качества | |||
1.Терпение | Способность переносить допустимые по возрасту нагрузки в течение определенного времени | а) высокий уровень – терпения хватает на все занятие б) средний уровень – на большую часть занятия в) низкий уровень – менее чем на половину занятия | 8-10 5-7 Менее 5 |
2.Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | а) высокий уровень – волевые усилия всегда побуждаются самим ребенком б) средний уровень – чаще самим ребенком, но иногда с помощью педагога в) низкий уровень – волевые усилия ребенка побуждаются извне | 8-10 5-7 Менее 5 |
3.Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки | а) высокий уровень – ребенок постоянно контролирует себя сам б) средний уровень – периодически контролирует себя сам в) низкий уровень – ребенок не контролирует себя самостоятельно | 8-10 5-7 Менее 5 |
1.Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | а) высокий уровень – нормальная б) средний уровень – заниженная в) низкий уровень – завышенная | 8-10 5-7 Менее 5 |
2.Интерес к занятиям | Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | а) высокий уровень – постоянно поддерживается ребенком самостоятельно б) средний уровень – периодически поддерживается самим ребенком в) низкий уровень – продиктован из вне | 8-10 5-7 Менее 5 |
Поведенческие качества | |||
1.Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации | а)высокий уровень – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты б) средний уровень – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать в) низкий уровень – периодически провоцирует конфликты | 8-10 5-7 Менее 5 |
2.Тип сотрудничества (отношение воспитанника к общим делам класса) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | а) высокий уровень – инициативен в общих делах б) средний уровень – участвует при побуждении извне в) низкий уровень – избегает участия в общих делах | 8-10 5-7 Менее 5 |
Ключ: 70-56 высокий уровень 55-35 средний уровень 34-0 низкий уровень |
Анализ полученных и обработанных результатов личностного развития обучающихся
Показатели | Илья | Дима | Никита | Никита | Саша | Юля | Вера | Данил | Настя | Камилла | Андрей |
Организационно-волевые качества: Терпение Воля Самоконтроль | Сред ний | Низ кий | Низ кий | Сред ний | Низ кий | Сред ний | Высо кий | Сред ний | Сред ний | Низ кий | Низ кий |
Ориентационные качества: Самооценка Интерес к занятиям | Сред ний | Сред ний | Низ кий | Сред ний | Низ кий | Сред Ний | Сред ний | Сред Ний | Сред Ний | Сред ний | Сред ний |
Поведенческие качества: Конфликтность | Высо кая | Сред няя | Низ кая | Высо кая | Высо кая | Низ кая | Высо кая | Высо Кая | Низ кая | Низ кая | Низ кая |
Тип сотрудничества | Сре ний | Сред ний | Низ кий | Сред ний | Низ кий | Сред ний | Сред ний | Низ кий | Высо кий | Сред ний | Низ кий |
Уровень(В, С, Н) | С | с | Н | С | н | с | В | С | С | с | Н |
Приложение 6
Карта здоровья учащихся
ФИО | Наличие инв | Группа здоровья | Мед. группы | Хронические заболевания | % заболеваемости |
Илья | Нет | Сердечная недостаточность | 5% | ||
Дмитрий | Нет | 20% | |||
Никита | Нет | Невризма | 60% | ||
Никита | Нет | 2% | |||
Александр | Нет | 1% | |||
Юлия | Нет | Малый вес | 30% | ||
Вера | Нет | 30% | |||
Данил | Нет | Неврологическое заболевание | 60% | ||
Анастасия | Нет | 1% | |||
Камилия | нет | Речевой дефект -сонорное произношение | 5% | ||
Андрей | нет | 5% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа классного руководителя 5-7 класс
В данной работе предлагаю необходимые таблицы по работе классного руководителя, воспитательную программу работы с классом по направлениям с 5 по 7 класс. План работы 7 в класса на текущий учебный год...
Воспитательная программа классного руководителя в СПО
Пояснтельная записка к воспитательной программе классного руководителя группы в СПО. программа расчитана на 4 года и проводится по нескольким направлениям. В поянительной записке подробно описываются ...
Программа создания воспитательной системы классного руководителя Венковой С.И. Классный руководитель и моделирование нравственной атмосферы в семье!
Характер и нравственное поведение ребенка – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение....
воспитательная программа классного руководителя
программа работы классного руководителя с классом на 3 года...
Воспитательная программа классного руководителя
Воспитательная программа классного руководителя...
Воспитательная программа классного руководителя
В программе четко описаны цель, задачи работы классного руководителя на учебный год....
Авторская образовательно-воспитательная программа "Классный руководитель как практический психолог" (5-8 классы)
Данная программа предназначена для работы классного руководителя с учащимися 5-8 классов, детей среднего школьного возраста, 10-13 лет....