Авторская образовательно-воспитательная программа "Классный руководитель как практический психолог" (5-8 классы)
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс)
Данная программа предназначена для работы классного руководителя с учащимися 5-8 классов, детей среднего школьного возраста, 10-13 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_rukovoditel_kak_prakticheskiy_psiholog.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторская образовательно-воспитательная программа
«Классный руководитель как практический психолог»
В структуре учебно-воспитательной работы не все понятия и акценты совершенны. Еще в юности меня поразило и заставило задуматься дошедшее из глубокой древности размышление неизвестного педагога, считавшего, что для превращения несмышленного ребенка в Человека надо в течение десяти лет ежедневно давать ему четыре урока в такой строгой последовательности: урок здоровья, урок любви, урок мудрости, урок труда.
В современной школе лидерство прочно захватил урок мудрости, при этом учебные дисциплины нацелены в меньшей степени на развитие исследовательского ума, в большей – на заполнение кладовых памяти знаниями. Между уроками здоровья и труда время от времени начинались сражения за второе место, и борьба эта велась с переменным успехом, а урок, любви, справедливо поставленный мыслителем Древнего Востока впереди мудрости и труда, так как он для очеловечивания, для выделывания в человеке, по сути, изъят из учебной программы, да и во внеклассной работе оказался на задворках. Так теоретически подковывала я себя к внедрению в учебно-воспитательную систему лидирующих «уроков любви», конечная цель которых в создании класса-семьи, в которой каждый ученик, с одной стороны, осознавал себя как человека, верил в свою неповторимость и талантливость, а уж потом, ощутив в себе потребность изучать себя, понять в чём неповторимость и немедленно взяться за развитие таланта своей души, а с другой стороны, осознавал потребность радостной ответственности за интеллектуально-духовный рост одноклассников, а затем и всех людей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа относится к образовательно-воспитательному типу программ, так как включает в себя как воспитательные, педагогические, а также психолого-педагогические методики. Программа построена на достижениях русской, советской и российской педагогик, психологии, а также смежной науки педологии. Все предлагаемые в ней методики и формы работы учитывают возрастные, личностные, семейные особенности учащихся. Программа разработана для учеников 5-8 классов, детей среднего школьного возраста (10-13 лет). Это самый трудный возраст, подростковый, когда ребенок начинает примерять на себя новое физическое тело и новые социальные роли, мыслить логично, рассуждая и обобщая выводы и если не активизировать его познавательную деятельность и социализацию его личности, то в нём могут развиться характерные для подростков инфальтильность и безразличие. Для обучения и воспитания данный возраст, по мнению психологов и педагогов С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, ценен тем, что это время интенсивного развития человека, так называемый синзитивный период. Темы развития психики человека в детские годы в несколько раз превышает темы развития психики взрослого, как доказывают многие исследования. И поэтому необходимо учитывать возрастные особенности учащихся в учебно-воспитательной работе.
Цель данной программы заключается в оказании помощи учащимся при формировании их как саморазвивающихся, самоопределяющихся в жизни личностей, направленных не только вовнутрь, но и все себя, на пользу всего общества.
Для решения данной трудоемкой цели необходимо решать постоянно следующие основные задачи:
- первоначально изучить уровень сформированности мышления учащегося (развития памяти, внимания, воображения и т. д.), его склонности и интересы, способности и предпочтения, тип интеллекта или дифференцированность разных типов интеллекта.
- изучить личностно-характериологические характеристики ученика-воспитанника, необходимых как для формирования самой личности ребенка, его интеллектуальных способностей, так и для создания класса-семьи.
- по мере проведения обучающих методик отслеживать (диагностировать) изменение характерологических качеств ученика-воспитанника, что позволит скорректировать последующее применение обучающих и воспитательных методик. Не случайно великие педагоги-психологи П.П. Блонский и А.С. Макаренко ориентировали учителей на то, чтобы они стали «практическими психологами» и «корректив к каждой личности подбирали в каждый момент, в каждой ситуации».
Подобная система обучения-воспитания, следуя к высокой цели создания личности должна, опираться на следующие методические принципы:
- антропологический (человековедческий);
- аксеологический (ценностный);
- герменевтический (принцип обмена личностных смыслов учителя и ученика);
- синергетический (принцип самоуправления, саморазвития);
- герменевтический (принцип целостности).
Идеи педагогической антропологии, разработанные впервые в русской педагогике
К.Д. Ушинским должны интересовать не только психологов, а и учителей, особенно учителей-воспитателей.
Антропологический метопринцип является ведущим и в данной программе. В рамках этого принципа в ней используются следующие подходы:
1. личностно-целостный;
2. духовно-нравственный;
3. биолого-генетический;
4. Социальный подход.
Согласно этим подходам программа выстроена из шести разделов:
1. Личность и ее коррекция;
2. Формирование общечеловеческих ценностей;
3. Формирование интеллекта;
4. Здоровый образ жизни (в рамках биолого-генетического и экспериментального подхода);
5. Социализация личности (в рамках социального подхода);
6. Работа с родителями (в рамках социального подхода).
Предлагаемые в планировании внеклассной работы методики и формы работы направлены на усиление диалога между учителем-воспитателем и учеником-воспитателем и саморазвития личности как учителя, так и ребенка через:
- усиление и усовершенствование диалогичности между всеми участниками воспитательного процесса;
- развитие внутреннего диалога для углубленного понимания и постижения самого себя;
- создание доброжелательного психологического климата в классном коллективе;
- расширение возможностей содержательного общения родителей с детьми.
В рамках I раздела «Личность и ее коррекция» используется педагогическая соционика в нескольких ступенях:
1. социодиагностика или типоведение;
2. социоанализ с учетом собственного типа и типа личности ученика;
3. социоразвитие – стимулирование развития и саморазвития позитивных качеств учеников с учетом их личностных типов;
через 4 этапа:
в 5-6 классах лучше всего развивать сенсорные функции и интуицию, в 7-8 классах – этико-эмоциональные функции, умение общаться с людьми различных типов, логику мышления, а в старших классах – гармонию всех психических функций и мышления.
Результаты соционики недостаточны, т. к. у детей только формируется социотип, и поэтому наряду с ней в программе используются методики и тесты, позволяющие выявить уровень формирования качеств ребенка, а также методики, направляющие в развитии интеллекта и дающие пути коррекции, что очень важно.
Помимо чисто психологических методик и тестов необходимо применять ролевые игры, ведь в определенное время у детей формируется тот или иной тип деятельности:
- сначала непосредственно эмоциональное общение;
- предметно-манипуляторная деятельность;
- игровая деятельность;
- учебно-профессиональная деятельность.
Игровые виды:
- психотехнические игры и просто игры используются в 5-6 классах;
- ролевой тренинг в более старших классах.
Применяется также игры-тесты, игры психосаморегуляции состояния, игры, активизирующие резервные возможности.
Работая над социализацией личности, созданием класса, семьи, учитель должен сначала изучить «маленький социум», определить отношения между девочками и мальчиками, выявить группировки внутри коллектива, лидера, «робинзонов», аутсайдеров и определить стиль общения в классе с помощью психологических и педагогических методик (социограмма, тестов-рисунков, недописанных тезисов, графических тестов, ранжирования в 5-6 классов, двойного ранжирования в 7-8 классах. В программном разделе используется такая важная наука как конфликтология. Как предлагают конфликтологи А. В. Мудрик, Ю. Л. Леонтьева, Л. М. Митина следует использовать следующие методы разрешения конфликтов:
- метод эвристических вопросов;
- метод семи шагов;
- метод активных консультаций;
- метод моделирования разрешения конфликта;
- метод перехода от конфликта к сотрудничеству и сотворчеству;
- метод посредников;
- метод картографии конфликта;
- метод резкого обострения и энергичного разрешения конфликта.
Перед тем как применять любой из этих методов необходимо выявить уровень конфликтности личности на основе теста, а затем применить его параллельно с ролевым тренингом, основанном на принципах мобилизации сильных сторон своей личности, целеполагания и целеустремленности, самоорганизации и самоконтроля. Данная работа приносит результаты воспитателю не сразу, а после того, как учитель открыто в течение ряда лет будет выставлять на всеобщее обсуждение в классе дневники поведения, педагогические характеристики, хронокарты на каждого ученика.
Формирование общечеловеческих ценностей, по мнению исследователей
Т. К.Ахаяна, З. И. Васильевой, А. В. Зосимовского, включает 6 уровней: узнавание, знание, понимание, анализ, синтез, оценку. Прежде чем направленно двигаться к формированию этих уровней, необходимо определить круг ценностей учеников на основе педагогических методик: в 5-6 классах графическими тестами «Фантастический выбор», «Недописанный рассказ», ранжированием ценностей; в 7-8 классах графическими тестами, сферограммой (двойное ранжирование). Особенность диагностики ценностных ориентаций: проводится через полгода, т. к. идет быстрое формирование личности и изменения самой России.
В разделе «Формирование интеллекта» в 5-6 классах применяются развивающие методики, а в 7-8 классах их трудность возрастает на основе принципов оптимальности, динамичности, системности и информативности, но чередовать при этом периоды мобилизации интеллектуальных сил и их релаксации.
В разделе «Здоровый образ жизни» используются методики такой педагогической науки как валеология, которые воспитывают и обучают человека здоровому образу жизни и направляют его в саморазвитии его знаний, умений и способностей к самооздоровлению.
АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Данная программа апробировалась ранее в школе № 86 Советского района, в течении двух лет, в 1997-1998 годах, а сейчас внедряется в воспитательную систему гимназии, и предлагается школам района как альтернативная разработка. В 2000 году элементы программы вошли в сборник «Из опыта работы», изданный Приволжским районным отделом образования и Центром воспитательной работы.
Практические результаты программы выливаются в процесс постановки новых задач, которые исходят из выявленных уровней мышления, социализации, ценностей, способностей, интересов учеников и их родителей, достигнутых результатов по развитию личности и класса-семьи, вовлечению родителей в классовую деятельность, на новый учебный год.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ
Основные идеи I раздела «Личность и её коррекция»
Составляя воспитательную программу, учитель-воспитатель должен учитывать данные соционики, психологии и использовать их на практике с учётом возрастных особенностей учеников:
в 5 классе целесообразно ограничиться проведением ролевых игр и методик, диагностирующих и развивающих одновременно уровень развития мышления детей;
в 6 классе правомерно начать изучать характериологические особенности отдельной личности, а на следующий год выявить их уже по другим шкалам (в другой плоскости) и в практической деятельности использовать предлагаемые пути коррекции;
в 7–8 классах использовать игровые и тренинговые методики, активизирующие резервные возможности и корректирующие поведение подростков.
Основные идеи II раздела «Социализация личности»
Воспитатель для выработки программы социального воспитания и социального обучения сначала должен изучить коллектив: межличностные отношения, стиль общения, группа внутри класса, выявить уровень самооценки, а затем на основе полученных данных планировать свою практическую деятельность, направленную на формирование у учеников социального поведения на принципах самовоспитания и самообучения. Возникшие в классе конфликты разрешать с помощью эвристических предписаний и тестов, тренинга по развитию коммуникативных навыков.
Основные идеи III раздела «Формирование общечеловеческих ценностей»
- выявлять круг интересов и духовных потребностей личностей периодично и намечать тенденции развития личности;
- на основе полученных данных строить свою практическую работу, беря во внимание 6 уровней целей (ценностных ориентаций школьника)
Основные идеи IV раздела «Формирование интеллекта»
- выявить уровень развития мышления: памяти, внимания, воображения, логики;
- применять развивающие тесты и методики, обучающие ролевые игры с учётом возрастных особенностей учеников, усложняя задачи, то есть создавать предпосылки для развития мыслительной деятельности, основывать эти методики и тесты на принципе мобилизации и релаксации для эффективности развития творческих способностей учеников.
Основные идеи V раздела «Здоровый образ жизни»
- определить для себя понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»;
- определить уровень здоровья каждого ребёнка;
- соблюдать главный принцип науки о здоровье (валеологии) «не навреди» и закон меры;
- работа по искоренению вредных привычек и помощь ученикам выхода из трудных ситуаций на основе ролевых спортивных игр.
Основные идеи VI раздела «Работа с родителями»
- начиная работать с родителями, необходимо показать им свои цели, идеи, программу действий, основанные на природных, социальных и педагогических факторах развития ребёнка и по мере внедрения этой программы знакомить родителей с результатами проведённых тестов, методик, игр;
- проводить анкеты и тесты среди самих родителей двоякого плана:
а) нацеленные на личность самих родителей;
б) нацеленные на их детей.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ С 5-8 КЛ.
I раздел: ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ КОРРЕКЦИЯ
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Приведение психологических методик и тестов для изучения формирования мышления ребёнка: сначала методика изучения памяти на образы и числа, внимания, логики и их развития | То же самое + педагогические методики | Тестирование: «продуктивность памяти»; «Оценка психических состояний», «Оценка творческих способностей школьников» | Оценка способностей принятия творческих ответственных решений. Оценка уровня творческого потенциала. Оценка способности к саморазвитию. |
Методика «память на числа» и «память на образы», корректурная таблица | Более усложнённые методики «закономерности числового ряда», «выделение существенных признаков» | Методика «сложные аналогии» | «Интеллектуальная лабильность» – тест возрастающей трудности. |
Ролевые игры на раскрытие воображения, направленность их на изучение человеческих отношений. Игры-тесты. Методики улучшения памяти. | Психологические ролевые игры, игры, активизирующие резервные возможности. Методики улучшения памяти. Характерологический тест К. Леонгарда | Ролевой тренинг Экспресс-диагностика характериологических особенностей личности Айзенка + пути коррекции | Ролевой тренинг Экспресс-диагностика характериологических особенностей личности Айзенка + пути коррекции |
Классные часы | |||
|
| Учёба – самое главное… Я и мы (общение) Мир и человек. Парадоксы и искусство спора | Рациональное чтение (10 правил) |
II раздел: СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Тест диагностики межличностных отношений на основе социограммы Тесты-рисунки «Мои товарищи» и «Моя жизнь». Ролевые игры | Оценка творческого и нравственного климата в коллективе. Графические тесты «Я–позиция» Ранжирование социальных ценностей. | Оценка творческого и нравственного климата в коллективе. Тренинг коммуникативных умений. Другой вариант графического теста «Я–позиция» Двойное ранжирование (самооценка) Составление дневников общения. | Оценка уровня коммуникативности. Ролевой тренинг. Эвристические беседы о конфликтах. Составление дневников поведения, хронокарт Оценка коммуникативно-лидерских способностей Оценка делового творческого и нравственного климата в коллективе |
Классные часы | |||
Правила дорожного движения Мы и театр | Дружба, её виды и этапы Не стесняйтесь нежности (Быть непохожим на других) | Проблемы школы и класса. Я и мы. Формула выживаемости. | Конфликты и мы. |
III раздел: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
На уроках сенсорики Определение круга ценностей на основе педагогических методик: «Фантастический выбор» Недописанный рассказ | На уроках интуиции Ранжирование ценностей «Я и …?» недописанный рассказ (др. варианты) | На уроках когнитивности Графические тесты, двойное ранжирование, сферограммы. | Ценностное поведение. |
Периодичность – выявление тенденций в процессе развития ценностей | |||
Классные часы | |||
|
|
|
|
IV раздел: ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Развивающие методики по тренировке памяти, методики французского учёного Лаппа; Методика концентрации и переключения внимания, развития логики, воображения. Ролевые игры (обучающие) | На более высоком уровне те же методики + корректурная таблица. Методика ОЧОГ (запоминания материала) Методика мобилизации и релаксации | Сложные аналогии Продуктивность памяти Методика оценки логического мышления. Методика мобилизации и релаксации | Интеллектуальная лабильность (тест возрастающей трудности). Методика рационального чтения. Методика мобилизации и релаксации |
Классные часы | |||
Знание – сила | Улучшаем память в любом возрасте |
| Искусство спора |
V раздел: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
Ролевые игры (спортивные) | Ролевые игры (спортивные) | Искоренение вредных привычек через игровой тренинг: создание экспериментальных ситуаций | |
Классные часы | |||
| Выбор пути (система Г. Шаталовой) |
|
|
Авторское учебное пособие для углубленного изучения истории
в 10-11 классах
«Историография»
Предлагаемый учебник содержит историографический материал, построенный на взаимосвязях между российской и зарубежной исторической наукой, а также историософский материал, начиная с древнейших времен до современных тенденций через призму линейных и циклических представлений о ходе исторического процесса. При раскрытии основных идей школ русской историографии и их представителей показана взаимосвязь с философскими идеями Запада. В ряде параграфов преимущества и недостатки каждого из них.
Если ранее в российской историографии выделяли в качестве основных этапы:
- этап накопления исторических знаний, возникновение и развитие феодальной историографии (X-XVII вв.).
- превращение исторических знаний в науку (первая половина XVIII в.);
- возникновение новых направлений, господство дворянской историографии (вторая половина XVIII в.);
- кризис дворянской историографии, утверждение буржуазной историографии.
Как видим, данная периодизация развития исторической науки основывается на формационном подходе, охватывающем не все аспекты. Поэтому автор учебника считает целесообразным рассматривать историю развития исторической науки с точки зрения цивилизационного подхода.
Историографический материал включает в себя биографические данные того или иного представителя направления, школы, его философию истории. По учебнику можно проследить как расширялись и менялись предмет (объект), проблемы исторических исследований, начиная с древности и заканчивая современной наукой.
Калейдоскоп имен, теорий и концепций, предположений историков является показателем постоянного поиска на пути Истины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Практика взаимодействия классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного и личностно- ориентированного развития ребенка
выступление на секции заместителей директора по ВР...
Авторское пособие для классных руководителей "Методики и диагностики"
Авторское пособие для классных руководителей содержит более двадцати методик и диагностик, анкет, позволяющих определить мотивы учебной деятельности учащихся, изучить социализированность личности учащ...
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Научное общество учащихся Секция «Психология. Экономика»
Авторская образовательная программа секции НОУ "Психология.Экономика" преподавателя ГБОУ СПО КГСТ Гневашевой Т.В....
Практическое руководство по организации практических занятий МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных классах
Руководство предназначено для организации практических занятий по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя специальность 050146 Преподавание в начальных к...
Работа Батарейной школы: Образовательно-воспитательный проект «Внуки героев». Руководитель Батарейной школы ГБОУ "Гимназии №24" г.Севастополь учитель ОБЖ Антонец Е.А.
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию у обучающихся высокого...
Инфографика "ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС Педагога - психолога службы практической психологии образования России"
В данной инфографике проиллюстрированы основные принципы ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА Педагога-психолога службы практической психологии образования России (вариант, принятый на Всероссийск...
Практическое пособие по использованию притч на занятиях по психологии в старших классах.
В материале представлено содержание авторских притч, используемых на занятиях по психологии в старших классах....