Программа создания воспитательной системы классного руководителя Венковой С.И. Классный руководитель и моделирование нравственной атмосферы в семье!
методическая разработка

Характер и нравственное  поведение ребенка – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_rukovoditel_30.01.07.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Директор МБОУ лицея № 38

_________________ В.К.Смирнов

«30» августа 2010 г.

Программа создания воспитательной системы

классного руководителя Венковой С.И.

на 2010-2012 годы

Классный руководитель и моделирование нравственной

 атмосферы в семье

 

Характер и нравственное  поведение ребенка – это слепок характера родителей, он развивается в ответ на их характер и их поведение.

                                                   Эрих Фромм

Понимая, в контексте общей стратегии, воспитание как процесс и результат созидания человечности в будущем человеке, или, что тоже самое- процесс созидания Человека, многие современные ученые полагают, что именно воспитание человечности является главной задачей системы образования.

Обучение, традиционно выдвигаемое в системе образования на первый план, не может само по себе решить этой задачи. (Хорошо обученный, но бесчеловечный «интеллектуал» опасен для общества). Поэтому, какими бы развитыми технологиями обучения ни  обладала педагогика и психология, потребность общества в организации гуманного воспитания становится все острее. Между тем, практических систем, методик, приемов, средств такой работы до сих пор создано очень мало.

Понятие человечности в первую очередь включает в себя понятие нравственности, и поэтому воспитание –это прежде всего нравственное воспитание.

       Можно бесконечно огорчаться по поводу массового зомбироваия подрастающего поколения телевизионными «шедеврами» и общим упадком культуры и нравственности. Все это так. Именно поэтому школа  должна стать для ребенка и подростка тем островом, где работают люди, способные к «осердеченному» воспитанию, которое само по себе послужит иммунитетом к духовному распаду.

Ясно и другое, что без  семьи, без его морально-нравственного климата, образовательное учреждение бессильно в решении задач становления Человека, личности.

 Лицей № 38, который я представляю на сегодняшних педагогических чтениях, за 15-летнюю историю своего существования разработал систему психолого-педагогических средств формирования отношений с семьей , способствующих и моделированию  нравственной атмосферы в семье.    

Все самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связанно с моей семьёй. Именно в семье сложились представления о добре, зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье мы переживаем чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года утверждает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Глобальные экологические проблемы, межнациональные конфликты, обострение противоречий на религиозной почве, волна терроризма, захлестнувшая современный мир, - всё это усиливает нагрузку на психику развивающейся личности, затрудняет позитивную социализацию подрастающего поколения.

Передо мной матерью двоих детей, классным руководителем десятого класса, в воспитании юного поколения остро встаёт проблема ценностных ориентиров и позитивных образцов поведения.

По мнению В.А.Сухомлинского, которому принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребенка в семье, « воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом, это- развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет вразрез с принятым в обществе моральными устоями».

Изучение образовательного и социального статуса родителей учащихся, принятых в лицей, показывает, что в основном это представители нижегородской технической интеллигенции. Социум характеризуется педагогическим коллективом лицея как благополучный, не требующий особых чрезвычайных мер нивелирования тревожных ситуаций.

Постоянное изучение потребностей социума через социологические исследования, проводимые собственными или приглашенными экспертами, анкетирование, личные беседы показывают высокую степень удовлетворенности родителей и учащихся (непосредственных заказчиков на образование повышенного уровня) качеством обучения и воспитания в школе.

Образовательный статус родителей:                        Социальный статус родителей:

               

Несмотря на то, что большая часть детей из благополучных семей, многие родители не формируют в своих детях нравственных понятий с самого раннего детства; не развита любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, отсутствие ответственности, чувства долга, справедливости, трудолюбие. Встречаются хвастливые, капризные, требовательные, конфликтные, высокомерные, заласканные учащиеся, и мы вносим свою педагогическую коррекцию в их воспитание.

Цель работы лицея и моей, как классного руководителя – помочь родителям в воспитании гармонично развитой личности: творческой, эрудированной, критически мыслящей, трудолюбивой, гуманной, честной, любящей свою Родину. Мы понимаем, что дети приходят в лицей из разных воспитательных школьных систем в 9 или в 10 класс, а это требует мобильности от всего коллектива, в частности от меня – классного руководителя.

С 2003 года в лицее создана кафедра творческой педагогики, которая призвана содействовать интеграции усилий лицея и семьи в вопросах воспитания и развития личности.

Вся система управления педагогическим процессом в лицее выстроена таким образом, чтобы классный руководитель не оставался один на один со своими проблемами.

Достижению цели, способствует проектная деятельность в лицее. Их несколько. Приоритетны является проект гражданского, патриотического воспитания, через этот проект мои ученики участвуют во многих мероприятиях, акциях.: «Вас помнит мир спасённый», «Война в истории моей семьи», «Годы, опалённые войной» и других.

Через кафедру осуществляется системный подход к диагностике уровня воспитанности учащихся. По результатам диагностики нам, классным руководителям, выдаются рекомендации по коррекции отдельных качеств и черт личности нравственного характера, а классный руководитель, в свою очередь, совместно с родителями разрабатывает некий культурно-образовательный маршрут для ребенка.

По результатам диагностики 2005-2006 учебного года учащиеся лицея показали достаточно высокий уровень таких сформированных качеств как: коммуникативность, развитое чувство собственного достоинства, тактичность, готовность придти на помощь другим. Важно, чтобы чаша добра перевешивала чашу зла и жестокости в нашем мире. Но мы понимаем, что без семьи сформировать нравственные качества невозможно. Только семья может глубоко почувствовать своего сына или дочь и выбрать правильные решения.

Такой подход вызывает доверительное отношение родителей к лицею и мотивирует их к дальнейшему сотрудничеству с нами. Они знают, что их ребёнку не навредят.

   

100 % посещение родительских собраний – это свидетельствует, что за годы существования лицея сложились доверительные отношения педагогического коллектива и родителей.

Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно формируются семьёй  в семье.  

Цели:

Идеальная (в перспективе): воспитать Гражданина Мира, гармонично развитого Человека.

Реально: воспитание Гражданина любящего свою семью, школу, город, край, Россию; человек культуры и нравственности.

Задачи:  

  • Воспитание любви к школе, городу, краю, Отечеству.
  • Сформировать представление об общечеловеческой культуре, нравственных образцах и нормах, принятых в культуре в качестве идеала.
  • Создать условие для личностного принятия каждым учеником общечеловеческих норм и образцов как ценностей.
  • Сформировать умение адаптироваться к изменению  социо-культурном пространстве.
  • Развивать способность к взаимоотношению и сотрудничеству с различными религиозными и социальными группами.

Способы воздействия:

  • Собственный пример;
  • Совместный поиск идеалов;
  • Совместное решение нравственных задач;
  • Опора на семью;

Моя убеждённость в хороших качествах каждого человека.

Принципы:

  • Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка. Каждый помнит: природа ребёнка такая же, как и природа взрослого человека;
  •  Принцип предпочтения ориентации на внутреннюю мотивацию ученика, а не на внешнюю;
  • Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;
  • Принцип завершенности в обучении и воспитании;
  • Принцип системности, обеспечивающий единство подходов в решении всех образовательных задач;
  • Принцип включения родителей в педагогический процесс.

Мой педагогический принцип:

              НЕ ВРЕДИ!

Принцип «не вреди!» соединяет в себе и нравственный закон, и правила психогигиены. Его соблюдение служит добру, так как совпадает с положительным знаком нравственности и способствует развитию нравственного контроля!

Моё коммуникативное правило:

  • Спокойно реагировать на всё!
  • Нарушение правил психогигиены общения вызывает цепную реакцию нервно-психологического неблагополучия, то есть зла.

Памятка мне:

  • Не отходить от поставленных задач.
  • Не забывать о принципиальной основе моего педагогического кредо – доброта, любовь, доверие.

Программа духовно – нравственного развития школьника

Стержневая тема

Цели и задачи

Форма проведения

Сроки

Русский дом

Формировать у детей общее представление о культуре русского народ, её богатство и разнообразии, воспитывать любовь к родному краю, культуре своего народа.

Дать более широкое понятие – Дом.

Дом – это семья, школа, природа, Родина.

Конечный результат: знаком с видами народного творчества, владеет одним или несколькими жанрами народного искусства, любят и хранит национальную культуру.

Урок, кружки, праздник, часы общения, беседы, диспуты.

В течение года

Родительский дом-начало начал

Цель:  воспитывать любовь к дому, родителям, близким, а также заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры.

Поиск и постановка вопросов: что есть красоты женщины, девушки, матери? Её предназначение в мире? Красота семьи?

Красота и сила материнской любви.

Внеклассные мероприятия, часы общения, уроки, способствующие созданию духовной близости теплоты, понимания между родителями и детьми.

  1. Что такое дом?

 Дети    Отец   Мать

  1. Откуда идет фамилия отца? Родословная семьи, история, профессии, традиции.
  2. Чем крепка семья, в чём её красота?
  3. Проект моей семьи. Представление о своей бедующей семье.

В течение года

ноябрь

декабрь

Январь

Февраль –март

Мой лицей

Воспитывать на лучших традициях Пушкинского лицея, история родного лицея. Формировать отношение к лицею как дому, где каждый раскрывает свои способности таланты, обретает друзей.

Конечный результат: Знаком с историей Пушкинского лицея, с историей своего лицея, верить в свои творческие возможности. Владеет методами освоения источников духовного развития.

Часы общения, знакомящие с историей, традициями родного лицея, а также лицея, в котором учился А.С. Пушкин.

Встречи с выпускниками и учителями лицея

!9 октября – праздник «День лицеиста»

Сентябрь -Октябрь

Языком науки и искусства

Формировать нравственною, духовно развитую личность, способную к самосовершенствованию,  поиска смысла жизни, стремящуюся к правде, доброте, красоте.

Формировать гуманистическое отношение к окружающему миру, формировать нравственные основы личности.

Классные часы, внеклассные мероприятия, диспуты, беседы и др.

Встреча с прекрасным, выходы в музеи, театры.

Смотры талантов, олимпиады, турниры, интеллектуальные игры.

«Виват лицей!»

«Виват наука!»

«Я люблю»

«Родительской дом»

«Как прекрасен этот мир»

В течение года

Я люблю

Воспитывать любовное отношение к миру, родителям, друзьям, Отечеству, природе и т.д.

конечный результат

Имеет представление о любви как особом отношении к окружающему, как к высшему человеческому чувству. Любить дом, семью, Отечество.

Любовь матери

Любовь к дому, семье, друзьям, природе, красивому.

Беседы, классные часы, конференции.

«Мужчина и женщина»

«любовь – трепет души»

«Любовь- творчество, созидание»

«Люблю Отчизну я…»

«Христианское понимание любви»

В течение года

февраль

Как прекрасен этот мир

Цель – развивать в детях чувство красоты: видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее, стремиться к гармонии внешнего и внутреннего.

конечный результат

Уметь видеть, беречь и созидать красоту.

Экологическая конференция

Создание плакатов, рисунков

Сын природы – человек(Человек и Вселенная – часть природы, в которой есть свои законы, по которым живет человек и природа)

Философское основы мировосприятия в восточной и западной цивилизациях.

(Беседы, круглые столы, классные часы, конференции)

Март

В течение года

Апрель

Май

Вот и стали мы на год взрослей

(рефлексия)

1.Подведение итогов, планирование новых задач

2.Осмысление себя в лицее, как в мастерской культуры

3.Создание своей системы духовного роста

конечный результат

уметь оценить свой творческий рост и наметить пути духовного и нравственного развития

Классные часы, выставки, литературные чтения, участие во всех итоговых мероприятиях лицея.

Май

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, я уделяю самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи, на основе которых зарождаются и формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

Классный руководитель, родитель и семья.

Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребёнок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к нему самому, то нередко в таких семьях воспитание становиться неблагоприятным фактором формирования личности. Такие семьи в моём классе тоже встречаются, поэтому выделяю следующие формы работы с родителями:

     

 

       

Огромную роль в воспитании нравственности в семье играет родительский комитет класса. Он оказывает большую помощь в проведении мониторинга качества знаний по всем предметам в подготовке родительских собрании, бесед с родителями (подбор литературы, выступление родителей, анализ работы за истекший период), в проведении вечеров, экскурсий, походов и так далее.

Родители лицеистов являются активными участниками организации жизни лицея. В лицее успешно осуществляет свою деятельность Попечительский совет, представляющий собой орган общественного управления. Членами Попечительского совета являются родители, которые не только инвестируют средства в развитие материально-технической базы , но и активно участвуют во всех видах учебной и воспитательной деятельности лицея, обеспечивая будущее своих детей. Стало традицией обсуждать вопросы развития лицея по всем направлениям на заседаниях Попечительского совета (4 родителя из моего класса являются членами попечительского совета).

Вопрос о посещении семьи всегда актуален: ребенка не поймешь, не почувствуешь пока не увидишь место, где он впитывает в себя законы морали и нравственности, учится управлять собой, своими чувствами, учится жить с людьми, взаимодействовать, терпеть, где он страдает, болеет, плачет, в общем, где на 80% куется его человеческое «Я». Когда я прихожу в дом, я вдыхаю его запахи, смотрю на то, в чем проявляется ребенок, радостно ли ему здесь. В памяти остается много.

У нас бывает так: после собрания в кабинете остается несколько человек поговорить, посоветоваться лично, один на один. А когда мы выходим в коридор, там ждет еще одна мама, на первом этаже прохаживается чей то отец… Все хотят поговорить о том, что волнует их.

Чтобы не забыть предмет бесед, фиксирую их в таблице.

Ф.И.

Дата

Проблема

Отношение

родителей

Пути решения

Результат

Из всех типов семей, пожалуй сложнее всего работать с пьющими родителями.  В их жизни все нестабильно, взрывоопасно, беспросветно и бесперспективно. Среди них много хороших людей, но сотрудничество с ними в плане плодотворности воздействия на них и ребенка затруднительно, но работать надо, веря в них уважая их, помогая детям увидеть жизнь другую светлую, чистую, чтобы когда-нибудь они могли сделать свой выбор в этой жизни: грязь или частота, верх или низ.

Контроль и анализ работы.

Ф.И.

Состав семьи. Краткая характеристика

Личностные особенности (характер, характеристика внимания, памяти, отношение к работе, умение адаптироваться и т.п.)

Успеваемость

Интересы

Темы индивидуальных бесед

Дисциплина

Проблемы (конфликты, личные трудности: учебные, семейные, коммуникативные и т.д.)

Правовая ситуация

Пути решения

Работа с родителями

Работа с учителями, социальным педагогом

Прогнозируемый результат

Фактический результат

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Исследования эмоционального влияния семьи на подростка, учащегося лицея, обнаруживают их позитивность и значимость. Причём в результате последних лет прослеживается тенденция к развитию эмоциональной гармонии, желания понять подростка и эффективно помочь. Эта динамика может свидетельствовать о некоторой стабилизации процессов в обществе, повышении уверенности в будущее у взрослого населения.

Может для некоторых мои слова покажутся странными, но я жила и живу счастливым человеком, потому что наряду с большими и малыми жизненными заботами и тревогами школьных буден меня никогда не покидает всеохватное чувство близости с детьми – моими учениками и воспитанниками, горячие желание передать им всё доброе и хорошее, что поможет стать настоящими людьми, сделать завтрашний день спокойным.

Всё с ними вместе: и открытые уроки, и создание кабинета химии, и наши научные конференции, различные поездки, экскурсии. Мы «Вместе» - примечательны тем, что мы ещё лучше познаём друг друга: ученики – учителя, а я – детей.

Нам, взрослым, поступки детей часто кажутся странными, лишенными всякой логики. Но почему бы не поискать причин, которые толкают их на опасные или сумасбродные действия? Понять – это полдела в воспитании. Для меня понять – значит сделать шаг на встречу ученику, подать ему свою дружескую руку, помочь.

В моей работе недопустимы скоропалительные выводы: этот – такой, а тот этакий. Дети есть дети, и каждый с « чудинкой», со своим характером и неповторимой судьбой. Бывают среди них и злые, и упрямые, и эгоистичные. Но я стараюсь разобраться в человеке, почему он стал именно таким, понять причины и мотивы его поведения. Не всё, конечно, получается…

Я провела исследования, целью которого является изучение степени социализации учащихся, их нравственной воспитанности.

Учащимся предлагается написать 20 суждений и оценить степень своего согласия или несогласия по следующей шкале: 4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 0 – никогда;

Суждения

Степень своего согласия или несогласия

4

3

2

0

Среднее

1. Я стараюсь во всём слушать учителей и родителей

10

5

11

-

3

2. Я люблю свою Отчизну

20

6

0

-

3,9

3. За что бы я ни взялся, мне всё по плечу

9

16

1

-

3,3

4. Я умею прощать людей

17

4

5

-

3,46

5. Я стремлюсь поступать так же, как мои друзья

10

8

8

-

3,07

6. Я люблю свою семью

24

1

1

-

3,88

7. Я становлюсь очень упрямым, если уверен(а), что я прав(а)

20

5

1

-

3,65

8. Творить добро – это главный лозунг моей жизни

19

6

1

-

3,68

9. Я стараюсь поступать так, чтобы меня за это отметили

24

1

1

-

3,88

10. В общении со сверстниками я всегда отстаиваю своё мнение

26

0

0

-

4

11. Если я что – то задумал(а), я обязательно это исполню

25

1

0

-

3,96

12. Мне нравиться помогать другим людям

20

4

2

-

3,7

13. Мне хочется, чтобы со мной дружили все окружающие меня люди

21

4

1

-

3,76

14. Если мне кто – то не нравиться, я с ним общаться не буду

14

6

6

-

3,3

15. Я стремлюсь всегда побеждать и выигрывать

22

4

0

-

3,9

16. Я всегда переживаю неприятности других людей, как свои собственные

21

3

2

-

3,72

17. Я не стремлюсь к ссорам с друзьями

26

0

0

-

4

18. Я люблю окружающий меня мир  и ежечасно познаю его

21

4

1

-

3,7

19.Если я за что – то берусь, то всегда довожу до конца

22

4

0

-

3,9

20. Я всегда на защите тех, кого обижают.

25

0

1

-

3,8

   

Анализ результатов:

оценка адаптивности

1.– 3        5.-3,07                9.-3,88                13.-3,76        17.-4                 Итого: 3,542

оценка автономности:

2.-3,5        6.-3,88                10.-4                14.-3,3                18.-3,7                Итого: 3,676

оценка социальной активности

3.-3,3        7.-3,65                11.-3,96        15.-3,9                19.-3,9         Итого: 3,7428

оценка нравственности

4.-3,46        8.-3,68                12.-3,7                16.-3,72        20.-3,8                Итого: 3,672

Получаемый коэффициент больше трёх, а это значит, что можно констатировать высокую степень социализации подростка. Но есть к чему стремиться.

Только совместными силами с педагогами лицея, администрацией лицея, педагогом-психологом, только с помощью любви можно воспитать нравственного человека. Где любовь, там и доброта, и боль, и гнев, и страх за своего ребёнка, и поощрение, и осуждение, иногда и наказание.

Моё кредо:

«Я хочу пробудить у детей любовь к знаниям, стремление к творчеству и желание творить самим; весёлое и радостное ощущение жизни, готовность и желание помочь себе и другим».

«Любить детей – значит понимать их, чтобы понимать их – нужно понять себя».

Вообще, я убеждена, что пример близких людей: старших товарищей, учителей, родителей, бабушек, дедушек особенно, для ребёнка своеобразная азбука человеческого поведения, по которой он учиться жить. И оттого, как будет смоделирована нравственная атмосфера в семье, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точка зрения, убеждения, будут формироваться нравственные качества ребёнка.

Давайте жить по законам сердца, даря его детям:

        С – сей разумное, доброе вечное.

        Е – ежечасно, ежеминутно познавай себя и мир

        Р – радость людям дари

        Д – делай добро людям, люби и прощай их

        Ц – цель жизни найди свою

        Е – если попал в беду, не теряй веру в себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция и программа совершенствования воспитательной системы

Социально – экономические и политические изменения в стране характеризуются стремительной динамичностью, что значительно усложняет задачи и повышает роль воспитания наряду с обучением. Состояние...

Концепция и программа совершенствования воспитательной системы

Социально – экономические и политические изменения в стране характеризуются стремительной динамичностью, что значительно усложняет задачи и повышает роль воспитания наряду с обучением. Состояние...

Концепция и программа совершенствования воспитательной системы

Социально – экономические и политические изменения в стране характеризуются стремительной динамичностью, что значительно усложняет задачи и повышает роль воспитания наряду с обучением. Состояние...

Программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани "СОШ №14"

В методической разработке рассматривается программа развития воспитательной системы МБОУ г.Астрахани «СОШ №14», разработанная на 2011 – 2016 годы.Разделы программы:1. Теоретико-методологические ...

программа по созданию воспитательной системы класса

Для создания максимально благоприятных условий для развития личности ребенка необходим не просто набор мероприятий, а четко выстроенная система воспитания, позволяющая учитывать интересы, потреб...