Что за зверь такой - профориентация?
статья на тему

Сперанская Наталья Валентиновна

Правильный выбор профессии – это выбор благополучного будущего не только для работника, но и для страны в целом. Но в наше время сделать сразу правильный выбор могут всего лишь единицы. Подавляющее большинство приходят к правильному выбору профессии через череду проб и ошибок. А есть и такие, кто так и не сумел найти «свою» профессию. Почему так происходит?

Окончательное формирование личности, её моральных качеств и познания себя, своих способностей и интересов происходит к 25 годам. Известны в мировой практике случаи, когда люди находили свое призвание, будучи уже в достаточно солидном возрасте: в 40, 50, а то и в 70 лет. А современное общество требует осуществлять профессиональный выбор к 15 – 17 годам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Что за зверь такой – профориентация?

В наши дни каждый день с экрана мы все чаще и чаще слышим слово «профориентация». Я больше 25 лет работаю в сфере образования и 12 из них являюсь специалистом в области профессиональной ориентации школьников. И как никто другой знаю, насколько печально с этим делом обстоит у нас в стране. После развала Союза мы потеряли очень многое, в том числе и хорошо налаженную и действенную систему профориентации. Многие, рожденные и выросшие в СССР, могут сказать, что они тоже ничего не знают про ту систему. Просто мы через нее «проходили» без оповещения, как само собой разумеющееся. Так что такое профориентация и зачем она нужна?

Правильный выбор профессии – это выбор благополучного будущего не только для работника, но и для страны в целом. Но в наше время сделать сразу правильный выбор могут всего лишь единицы. Подавляющее большинство приходят к правильному выбору профессии через череду проб и ошибок. А есть и такие, кто так и не сумел найти «свою» профессию. Почему так происходит?

Окончательное формирование личности, её моральных качеств и познания себя, своих способностей и интересов происходит к 25 годам. Известны в мировой практике случаи, когда люди находили свое призвание, будучи уже в достаточно солидном возрасте: в 40, 50, а то и в 70 лет. А современное общество требует осуществлять профессиональный выбор к 15 – 17 годам.

В итоге выбор профессии школьниками очень часто определяется далекими от личных склонностей факторами: родители посоветовали, учебное заведение рядом с домом, пошел учиться за компанию с другом, ставка на престижность и высокооплачиваемость будущей профессии, возможность избежать призыва в армию.  

Как следствие, появляется такая статистика: 45%, 50% и 80%. За двенадцать лет, что я занимаюсь профориентацией, эти числа практически не изменялись. И эта статистика не по району, и не по городу, а по всей стране. Так что это за числа?

45%  студентов в первые два года бросают обучение в выбранном образовательном учреждении.

50%  людей меняют профессию в течение двух лет после окончания колледжа, вуза (это, соответственно, те, кто вошел в 55% оставшихся на обучении).

80%  населения нашей страны работает не по специальности, указанной в дипломе.

С точки зрения профориентации данная статистика говорит о том, что люди не умеют правильно выбирать профессию. Это обусловлено, в первую очередь, отсутствием государственной программы профориентации населения. Профориентация в школах не является обязательной, а носит рекомендательный характер. В силу чего многие школы с легкостью меняют уроки профориентации на дополнительные уроки математики или языка. Добавим сюда отсутствие трудового воспитания, а ведь уроки трудового обучения направлены не только на то, чтобы привить определенные навыки для быта, но и на выявление склонности подростка к ручному или умственному труду. Нацеленность школы на сдачу ЕГЭ делает среднее образование самоцелью.  Ученик не понимает, а учитель, поставленный в  эти условия, не всегда объясняет, что школьные знания нужны не только для успешной сдачи экзаменов, а главное для того, чтобы расширить вариативность выбора будущей профессии, определиться со своими способностями и возможностями.

Но вернемся к статистике. С точки зрения экономики страны данная статистика говорит об огромных нецелевых расходах государства и семьи. Семья тратит немалые средства на обучение студента. И вот спустя год другой вдруг оказывается, что студент разочарован своим выбором, он осознает, что ему не нужна та профессия, которой он уже обучается. И тут два варианта: либо бросить обучение (45%), либо продолжить. Те, кто имеет мужество бросить, потратили впустую деньги, силы, время. Из тех, кто продолжает обучение, только часть делает это исходя из правильности выбора. Остальные просто не могут себе позволить начать все сначала: нет денег, сил, времени. И тут появляется второе число указанной статистики:  50%, которые, стиснув зубы, доучатся «ради корочки», но никогда не будут работать по полученной специальности.

И вот мы подходим к третьему числу  – 80%. Что стоит за ним? Огромные экономические потери не только семьи, но и государства: сначала на образование тех, кому это образование оказалось ненужным; потом на их переобучение и трудоустройство. И это только явные потери, а есть еще неявные: это та польза, которую эти люди могли бы принести обществу, если бы сразу начали работать по «правильной» профессии.

Большинство людей, получивших одно образование, а нашедших себя совсем в другой профессии, так и работают не переучившись. Не у всех на это есть возможность. И не смотря на то, что они работают по призванию, качество их работы все равно ниже из-за отсутствия нужного образования. Я знаю это на собственном примере: имея инженерно-экономическое образование, я 15 лет отработала учителем и 12 лет – методистом. И все эти годы мне постоянно не хватало знаний каких-либо элементарных азов. Все время приходилось «изобретать велосипед». И никакие курсы повышения квалификации не помогут, потому что они рассчитаны на то, что азы то как раз у аудитории уже есть.

Вот почему наше государство, увидев ту же статистику: около 80%  школьных учителей по стране, которые сегодня работают в школе, не имея педагогического образования; обязывает данных учителей получить педагогическое образование, если они и впредь хотят трудиться в сфере образования. Я полагаю, что, наведя порядок в бюджетных сферах, государство на этом не остановится и установит такой порядок, чтобы на все значимые трудовые места людей брали исключительно с соответствующим образованием. «Экономика должна быть экономной», и это правильно.

Теперь поговорим про оставшиеся 20%. На первый взгляд может показаться, что это люди, которые правильно выбрали профессию и счастливо в ней пребывают. На самом деле эти 20% нужно опять делить на две части: на тех, кто «правильно и счастливо», и на тех, кто доучился «ради корочки», но уйти в другую профессию так и не смог, и вынужден работать на нелюбимой работе. В этом случае опять сплошной ущерб, как самому человеку, так и государству: качество труда такого «профессионала» существенно ниже, он не столько работает, сколько заставляет себя выполнять нелюбимую работу. А потом мы удивляемся – откуда в стране столько некомпетентных работников во всех видах деятельности?

Страдает не только экономика страны. Нельзя назвать счастливым и успешным человека, который не нашел «правильную» профессию. Человек большую часть жизни проводит на работе, и если эта работа приносит не удовлетворение, а сплошной психологический дискомфорт, то и общий жизненный фон у такого человека будет негативным. Человек, приходящий с любимой работы, если и испытывает усталость, то легкую, приятную, которая быстро проходит. Человек, приходящий с нелюбимой работы, испытывает более сложную психологическую усталость, которая не успевает пройти к следующему рабочему дню, накапливается и с годами переходит в хроническую. Такие, недовольные сложившейся жизнью, люди могут пополнить ряды социально неблагополучных и криминальных элементов.

Так по каким причинам конкретная профессия для конкретного человека становится «правильной» или «неправильной»? У каждого человека от природы есть определенные способности, склонности, темперамент и характер. И всему этому природному «набору» подходят одни виды профессиональной деятельности и категорически не подходят другие. А поскольку школьник, выбирающий профессию, и его родители, помогающие ему это делать, не владеют данной информацией, то и выбор очень часто получается ошибочным.

Сложившаяся ситуация требует срочных изменений. Я лично, год назад, пользуясь акцией «задай вопрос президенту», спрашивала, когда же в стране займутся профориентацией на государственном уровне. Но ждать, пока государство до конца осознает глубину проблемы, создаст и внедрит систему профориентации в школу, слишком долго.  Поэтому мы, специалисты по профориентации учащихся, призываем делать все, что в наших силах для повышения значимости профориентационной работы в школах уже сегодня.

Сперанская Н.В., методист, педагог дополнительного образования ГБУДО ДДТ Центрального района СПб «Фонтанка-32»

Сентябрь 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ Лескова "Зверь". Презентация к уроку

Место святочного рассказа в творчестве Лескова. Концепция рассказа "Зверь". Ключевые моменты анализа. Основные образы....

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Урок по Окражающему миру по теме "Кто такие звери?"

Урок по Окражающему миру по теме "Кто такие звери?"...

Модульные уроки по биологии в 7 классе «Класс Млекопитающие, или Звери», «Многообразие зверей»

Модульные  уроки  по  биологии  7  класс; рабочая  программа  по  биологии  для  6-9  классов (авторы  В.В. Пасечник  и  др.) - ку...

Кто такие звери и птицы

Презентация к уроку...

открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Кто такие звери" УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знания. Планируемые достижения обучающихся: усвоить, что звери – животные , тело которых покрыто  шерстью;научиться приводить примеры...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие звери" 1 класс, УМК "Школа России"

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о зверях.Задачи урокаДидактические:определять принадлежность животного к группе зверей;знать внешнее ст...