Конспект урока по биологии в коррекционной школе 8 класс по теме "Хищные звери. Общие признаки хищных зверей"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
На уроке обобщаются знания детей об отряде грызунов и зайцеобразных, дается понятие "хищники", "плотоядные". Дети знакомятся со строением челюстей хищных животных, характерных повадках и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_biologii_v_8_klasse_po_teme.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Пензенской области
Государственное казенное образовательное учреждение Пензенской области «Нижнеломовская школа – интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам»
(ГКОУ «Нижнеломовская школа – интернат»)
Конспект урока
по биологии в 8 «б» классе
на тему «Хищные звери. Общие признаки хищных зверей»
Автор:
учитель
Сергиенко Т.А.
г. Н – Ломов, 2025 г.
Конспект урока по биологии в 8 классе ( VIII вид) по теме «Хищные звери. Общие признаки хищных зверей».
Дата проведения: 21.02.2025 г.
Цель: познакомить с общими характеристиками хищных животных.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная: обобщить знания детей об отрядах грызунов и зайцеобразных; дать понятие «хищники», «плотоядные», познакомить со строением челюстей хищных животных, характерных повадках, образе жизни, приносимой пользе.
- Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес к предмету посредством применения на уроке ИКТ.
- Коррекционно-развивающая: развивать зрительное восприятие, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать схемы.
Оборудование: иллюстрации, презентация « Хищные звери».
Методы и приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником и тетрадью, коррекционно-развивающие упражнения, рассказы учеников, просмотр презентации.
Ход урока.
- Организационный момент
Учитель: Давайте вспомним правило, по которому мы с вами работаем на уроке:
Чтобы знания пошли нам впрок
Важно правильно начать урок.
Слушай, думай и вникай,
Своих товарищей не отвлекай.
Учитель.: - Итак, следуя нашему правилу, будем на уроке внимательны, активны, старательны. Напоминаю, что мы на уроке даем высказаться до конца, и только после этого поднимаем руку, чтобы дополнить ответ.
- Проверка домашнего задания.
Какой класс животных мы изучаем? ( Млекопитающие).
Назовите характерные признаки класса млекопитающих:
- вскармливание детенышей молоком;
- живородящие;
- волосяной покров;
- постоянная t тела;
- парные конечности под туловищем.
Игра « Выбери вопрос»
- На доске картинки кроликов, они для вас приготовили вопросы:
С какой целью разводят домашних кроликов?
Какие клетки строят для их содержания?
Как ухаживают за кроликами?
Почему кролиководческие фермы строят на ровных сухих местах?
Заяц-беляк – игра «Найди лишнее»:
Заяц-беляк, заяц-русак, бобр, домашний кролик.
Мышь, суслик, хомяк, заяц.
Заяц-русак:
Чем питаются грызуны? (мыши – плоды злаков, различные семена; белки-орешки, жёлуди, семена сосны и ели, грибы и ягоды; бобры– разную сочную траву, кору и молодую древесину осины, ивы и др. лиственных деревьев, зайцы – трава, кора и стебли молодых деревьев и кустарников, домашние кролики – сочная трава, зерно, сено, корнеплоды: морковь, свеклу, брюкву).
Дикий европейский кролик:
Какое строение зубов грызунов? (острые резцы: 2 резца в верхней челюсти и 2 резца в нижней челюсти, пищу пережевывают коренными зубами, клыков нет, между резцами и коренными зубами беззубый промежуток).
Домашний кролик:
Где живут грызуны? (мыши – в неглубоких норах, стогах сена, соломы; белки – в дупле в дереве; бобры – строят хатки вдоль берегов рек и озёр; зайцы - роют норки, домашние кролики – в клетках).
- ФИЗМИНУТКА «Звериная зарядка»
Раз – присядка, два – прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало - (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала! - Объяснение новой темы
Зашифровка темы урока: ( СЛАЙД 1) Задание « Шифровальщик» ( 23,10,27,15,29,6) ( 9,3,6,18,10). ( соответствие цифры букве алфавита) Записали число и тему урока в тетрадь. Назовите известных вам хищных животных.
Клип разнообразие хищников. ( СЛАЙД 3,4)
Хищные очень разнообразны: карлики, гиганты. Большинство – стройные, высоконогие, с длинным хвостом, мелкие, без хвоста. Почти все хищники одеты в теплую одежду, пушистую шубу, окраска зверей разнообразна: пятнистые, полосатые и одноцветные.
- А знаете, почему этих животных назвали «хищными»?
- Оказывается, слово «хищные» произошло от слова «похищать» Ведь все хищные хватают свою жертву, похищают ее.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА : ХИЩНЫЕ, ПОХИЩАТЬ.
Давайте рассмотрим на доске зубы хищных животных (СЛАЙД 5)
- Зубы делятся на резцы, крупные острые клыки и коренные зубы, среди которых на каждой челюсти справа и слева выделяют крупные зубы, называемые хищными зубами. Резцами хищные звери соскабливают мясо с костей убитых ими животных. Клыками умерщвляют добычу. Коренными зубами они перекусывают прочные сухожилия и даже кости.
- Развиты органы чувств – слух, зрение, обоняние.
- Короткий кишечник – животная пища питательна и хорошо переваривается.
- Хищные звери активно преследуют свою добычу. Сравним зубы грызунов и хищных зверей (внимание на доску). (СЛАЙД 6)
Определите, какой группе животных принадлежат эти черепа? (СЛАЙД 7)
– Какие млекопитающие называются хищными? (СЛАЙД 9)
Группа млекопитающих животных, которые полностью или частично питаются другими млекопитающими и птицами, называются хищными зверями (записать в тетради). (СЛАЙД 9)
- ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (СЛАЙД 10)
Проведём, друзья, сейчас Упражнение для глаз.
Влево, вправо посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик не сердись,
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
- Многообразие хищных зверей, их значение. Рассказы учеников и учителя:
Волки – рассказ по учебной картине « Волки». (СЛАЙД 11). Найдём рассказ о волке на стр. 160 учебника, прочитаем.
Медведь – рассказ по учебной картине « Медведи».
Вперевалку зверь идёт по малину и по мёд.
Любит сладкое он очень
А когда приходит осень.
Лезет в яму до весны,
где он спит и видит сны.
Бурый медведь – крупный сильный хищный зверь.
Рассказ ученика. (СЛАЙД 12) Семейство медвежьих насчитывает несколько видов – медведь бурый, белый, чёрный, панда, коала. Первые три вида живут в нашей стране, остальные иностранцы. (СЛАЙД 13)
Коала – сумчатый медведь. Рост взрослого медведя всего 60 см, а новорождённого – всего 2 см. Некоторое время он растёт, путешествуя в сумке – складке, расположенной, как у кенгуру, на животе. Через 8 месяцев перебирается на спину к маме и ездит таким образом. Медведица таскает своего малыша ещё 1,5 года, пока он не станет самостоятельным. Коалы живут только в Австралии. Питаются коалы только листьями эвкалипта.
Панда – медведь оригинальной окраски. Живёт в бамбуковых лесах, в гористой части Китая. Это очень пугливые, осторожные звери. Днём панда не выходит из своих укрытий – берлог. С наступлением темноты принимается искать пищу. Их любимое лакомство – бамбуковые побеги. Панда может поедать бамбук 10 часов без остановок. Найдём в учебнике на стр. 161 о буром медведе, прочитаем.
Рысь – учебная картина « Рысь» ( СЛАЙД 14).
Огромная кошка мелькнёт за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями.
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идёт на охоту коварная…( рысь).
Рысь – очень осторожный и опасный сильный хищник . Наёдем в учебнике на стр.161 о рыси, прочитаем.
Тигр - один из самых крупных и сильных хищников (СЛАЙД 15). Найдем на стр. 162-163 о тигре, прочитаем.
ЛЕВ - найдем на стр. 163 о львах, прочитаем. (СЛАЙД 16)
- Закрепление. Игра «Верно ли утверждение?» (да или нет). (СЛАЙД 17)
Каких животных называют хищными зверями? (Млекопитающих, которые полностью или частично питаются другими млекопитающими и птицами, называют плотоядными или хищными зверями).
- О каких животных мы сегодня говорили?
- Каких хищных животных вы запомнили? А как вы их запомнили, мы сейчас проверим.
ИГРА «Угадай животное» (СЛАЙД 18, 19).
Тест «Хищные звери»
1.Почему хищных зверей называют хищными?
А) Потому что похищают других животных, чтобы съесть их.
Б) Потому что живут только в лесу. В) Потому что дружат с другими зверями.
2. Что объединяет хищных зверей?
А) Строение зубов. Б) Окраска шерсти. В) Строение черепа.
3. Какими зубами хищники умерщвляют добычу?
А) Резцами. Б) Клыками. В) Коренными зубами.
4. Какими зубами хищники перекусывают сухожилия и даже кости?
А) Резцами. Б) Коренными зубами. В) Клыками.
5. Самый маленький представитель хищных животных:
А) Ласка Б) Рысь В) Медведь
6. Самый крупный представитель хищников:
А) Рысь Б) Медведь В) Тигр
7. Хищные животные имеют:
А) Крупное тело Б) Мелкое тело В) Стройное тело
8. Какие из данных животных хищники?
А) лось, кабан, заяц.
Б) волк, рысь, лев.
Домашнее задание:
- Итог урока:
О каких животных шла речь на уроке?
Что общего у этих животных?
Какую пользу они приносят природе?
Релаксация:
Пожалуйста, оцените себя – как вы работали на уроке? Перед вами «Лестница успеха». Первая ступенька означает, что вам было трудно выполнять задания на уроке, и нужна была помощь учителя; вторая означает, что задания были не такими уж лёгкими, но вы справились; и третья ступенька означает, что со всеми заданиями вы легко справились и очень довольны собой. (Поднимите карточку с цифрой).
Выберите смайлик:
Мне было скучно на уроке.
Мне было очень интересно учиться.
Спасибо за урок! Урок окончен.
- Домашнее задание (СЛАЙД 20) - Сегодня мы с вами говорили об общих чертах хищных животных. Ищем дополнительный материал в библиотеке или в интернете по хищным животным, о которых не говорится в учебнике и рисунок какого-либо хищного животного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по грамматике в коррекционной школе
Это подробный план-конспект урока грамматики в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха)....
Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».
Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...
конспект урока по сельскохозяйственному труду коррекционной школы 8 вида 8 класса по теме "Содержание и кормление КРС"
Обобщающий урок по содержанию и кормлению КРС, направленный на закрепление и обобщение полученных знаний, формирующий практические умения по уходу за КРС....
Конспект урока по биологии "Мочевыделительная система".9 класс коррекционная школа
Мочевыделительная система. Почки - органы выделения. Предупреждение болезней почек. Конспект урока с презентацией и заданием на повторение....
Конспект урока по природоведению в коррекционной школе IV вида в 5 классе по теме «Лиственные деревья»
Конспект урока по природоведению в коррекционной школе IIIV вида в 5 классе по теме «Лиственные деревья»Задачи:- закрепить знания учащихся о лиственных деревьях;- познакомить учащихся с ди...
Конспект урока по биологии в коррекционной школе "Охрана птиц"
Тема урока: "Охрана птиц"Тип урока: урок закрепления и обобщения полученных знаний.Вид урока: комбинированный. Творческая мастерскаяЦель урока: расширить ...