Содержательная характеристика уровней сформированности социальности
методическая разработка на тему
Рассмотрим уровни социальности: начальный, формальный, уровень долга, уровень самореализации.
I уровень – элементарный, минимального соблюдения правил и норм – это тот уровень, когда система нравственных ценностей еще не сформировалась, однако из среды заимствуются внешние проявления социальности. На данном этапе у школьников преобладает желание вести себя в соответствии с моральными нормами из-за эмоциональной расположенности к конкретным людям: социальность будет обусловлена возникающим интересом к тому или иному человеку, с которым связана деятельность субъекта. Фактически это деятельность по узнаванию, учащиеся могут ее выполнить только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними. На данном этапе происходит знакомство с социальной деятельностью других школьников, с их опытом, с положительным результатом. Школьники узнают, что дает социальная активность человеку, какие проекты уже реализованы. У ребенка появляется осознание значимости оказания безвозмездной помощи людям.
На начальном уровне у подростков преобладает:
-отсутствие представлений о социальности, искаженные представления о данной нравственной категории;
-упрощенные суждения о социально ответственном поведении;
-ранжирование социальности как второстепенного качества личности;
-нежелание признания важности социальности в жизненной перспективе;
-бедность чувств, выражающая отсутствие интереса к людям, слабая эмоциональная восприимчивость;
-уход от самоанализа в ситуациях социально ответственного/ безответственного поведения;
-влияние эмоций на установление отношений в форме кратковременного настроения, помощь людям исходя из собственных интересов;
-эмоциональный отклик как побуждение к участию в организации отдельных актов поведения, направленных на адаптацию к среде;
-заимствование из среды внешних проявлений социальности;
-возможность появления в поступках бестактности, грубости, равнодушия к человеку;
-отказ от принятия участия в ситуациях, где необходимо проявлять социальную направленность личности.
II уровень – формальный. Привычное выполнение правил и норм, обусловленное мотивом нравственности. Социальность сформировалась как отношение: когнитивная и эмоционально-нравственная сфера определяют деятельность школьника, его поступки. Ключевую роль играет автоматизированность действий, которая со временем превращается в привычку и становится стимулом к действию. Однако, может случится так, что нравственная мотивация будет идти вразрез с личными интересами учащегося, в таких ситуациях он может отступить от сформировавшейся привычки. На этом уровне сформированности социальности школьник выполняет общественные дела частично под давлением коллектива, частично по своему желанию. Включается в мероприятия, в которых от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия.
О формальном уровне подростка свидетельствует:
-полный, но недостаточно глубокий объем знаний о социальности;
-неразвитая социальная направленность на человека: понимание его проблем, чувств, переживаний;
-формализация суждений о социальности, характеризующаяся разрывом между суждениями и поведением;
-исключение нравственного аспекта социальности, ориентация на отношение к ней как некому принуждению извне;
-не ярко выраженное проявление эмпатии;
-влияние эмоций на установление отношений в форме устойчивых эмоциональных связей, которые выражаются в своего рода готовности к нравственному поведению;
-организующее влияние эмоционального процесса на внутренние регуляторные процессы, влияющие на участие в общественной жизни;
-некачественное выполнение работы;
-небрежное отношение к имуществу школы, выражающееся в порче мебели, учебного оборудования, учебников и т.д.;
-включение в социальную деятельность под давлением окружающих;
-низкая мотивация социально активного поведения;
-принятие необходимости социальности как ценности, но не включение ее в иерархию подростковых ценностей.
III уровень – уровень долга. Социальность проявляется при игнорировании импульсивных желаний. На данном этапе уже сформировано чувство долга, регулирующее поведение подростка. Главным мотивом является стремление помочь нуждающимся людям, сочувствие и сопереживание. Дети выполняют действие самостоятельно, воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия.
Уровень долга характеризуется:
-дифференцированные знания о социальности;
-ориентация понятий социальности на интересы человека, хотя в отдельных случаях имеются отступления от нравственной мотивации;
-готовностью и стремлением подростка распространять знания о социальности в общении со сверстниками;
-связь суждений о социальности с выработанными поведенческими привычками;
-появление положительных эмоций в ситуации социально-нравственного поведения;
-позитивное влияние эмоций на самооценку, уровень притязаний, одобрение самого себя;
-устойчиво мотивированным социально активным поведением;
-совесть как эмоциональный регулятор поведения;
-выработанная привычка осуществлять деятельность без посторонней помощи и контроля со стороны взрослых;
-сформированная привычка быть внимательным к людям, оказывать им помощь, но возможны отступления в связи с личностно значимыми мотивами;
-активное участие в жизни коллектива, отказ от личных интересов в пользу коллективных на основе осознанного выбора ценностей и норм;
-принятием социальности в качестве личной ценности.
IV уровень – уровень самореализации. Социальность проявляется как естественное качество личности, ее свобода, принятие необходимого как личностно-ценного. Гуманистическая направленность личности подростка, т.е. его цели и интересы согласуются с общественными и характеризуются высокой требовательностью к себе и окружающим. На этом уровне сформированности социальности цель может быть достигнута лишь тогда, когда ученик, дополнив и уточнив ситуацию, добывает субъективно новую (для себя) информацию, т. е. применяет самостоятельную трансформацию известной ориентировочной основы типового действия.
Уровень самореализации предполагает:
-полноту и глубину знаний о социальности;
-наличие устойчивой саморефлексии;
-наличие убеждений в необходимости воспитания социальности как ценностного отношения к человеку;
-осознание необходимости в собственном самосовершенствовании, формировании гуманистической направленности личности;
-готовность отстаивать суждения и свое мнение о важности социальной активности в широком и узком кругу сверстников и взрослых;
-отражение эмоций во внутренней мотивации социального поведения;
-эмоциональный отклик как стимул к действию, проявляется в поступке на благо «других»;
-эмоция как стимулятор самоактуализации личности;
-умение предъявлять высокие требования как к себе, так и членам коллектива, способность занять непримиримую позицию по отношению к тем, кто не признает прав и свобод другого человека. Помощь людям из чувства долга, которое является регулятором поведения;
-реальный вклад в успехи коллектива, содействие гармонии отношений, соотнесение своих действий с самочувствием, интересами товарищей;
-реализация собственных позиций, авторских творческих проектов, осуществление возможностей во имя саморазвития;
-осознанное включение социальности в ранг ведущих ценностей.
Обобщенный практический опыт корреляции структурных компонентов качества (когнитивного, эмоционального, поведенческого) и показателей их сформированности мы занесли в таблицу №2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urovni_sotsialnosti.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрим уровни социальности: начальный, формальный, уровень долга, уровень самореализации.
I уровень – элементарный, минимального соблюдения правил и норм – это тот уровень, когда система нравственных ценностей еще не сформировалась, однако из среды заимствуются внешние проявления социальности. На данном этапе у школьников преобладает желание вести себя в соответствии с моральными нормами из-за эмоциональной расположенности к конкретным людям: социальность будет обусловлена возникающим интересом к тому или иному человеку, с которым связана деятельность субъекта. Фактически это деятельность по узнаванию, учащиеся могут ее выполнить только при повторном восприятии ранее усвоенной информации об объектах, процессах или действиях с ними. На данном этапе происходит знакомство с социальной деятельностью других школьников, с их опытом, с положительным результатом. Школьники узнают, что дает социальная активность человеку, какие проекты уже реализованы. У ребенка появляется осознание значимости оказания безвозмездной помощи людям.
На начальном уровне у подростков преобладает:
-отсутствие представлений о социальности, искаженные представления о данной нравственной категории;
-упрощенные суждения о социально ответственном поведении;
-ранжирование социальности как второстепенного качества личности;
-нежелание признания важности социальности в жизненной перспективе;
-бедность чувств, выражающая отсутствие интереса к людям, слабая эмоциональная восприимчивость;
-уход от самоанализа в ситуациях социально ответственного/ безответственного поведения;
-влияние эмоций на установление отношений в форме кратковременного настроения, помощь людям исходя из собственных интересов;
-эмоциональный отклик как побуждение к участию в организации отдельных актов поведения, направленных на адаптацию к среде;
-заимствование из среды внешних проявлений социальности;
-возможность появления в поступках бестактности, грубости, равнодушия к человеку;
-отказ от принятия участия в ситуациях, где необходимо проявлять социальную направленность личности.
II уровень – формальный. Привычное выполнение правил и норм, обусловленное мотивом нравственности. Социальность сформировалась как отношение: когнитивная и эмоционально-нравственная сфера определяют деятельность школьника, его поступки. Ключевую роль играет автоматизированность действий, которая со временем превращается в привычку и становится стимулом к действию. Однако, может случится так, что нравственная мотивация будет идти вразрез с личными интересами учащегося, в таких ситуациях он может отступить от сформировавшейся привычки. На этом уровне сформированности социальности школьник выполняет общественные дела частично под давлением коллектива, частично по своему желанию. Включается в мероприятия, в которых от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия.
О формальном уровне подростка свидетельствует:
-полный, но недостаточно глубокий объем знаний о социальности;
-неразвитая социальная направленность на человека: понимание его проблем, чувств, переживаний;
-формализация суждений о социальности, характеризующаяся разрывом между суждениями и поведением;
-исключение нравственного аспекта социальности, ориентация на отношение к ней как некому принуждению извне;
-не ярко выраженное проявление эмпатии;
-влияние эмоций на установление отношений в форме устойчивых эмоциональных связей, которые выражаются в своего рода готовности к нравственному поведению;
-организующее влияние эмоционального процесса на внутренние регуляторные процессы, влияющие на участие в общественной жизни;
-некачественное выполнение работы;
-небрежное отношение к имуществу школы, выражающееся в порче мебели, учебного оборудования, учебников и т.д.;
-включение в социальную деятельность под давлением окружающих;
-низкая мотивация социально активного поведения;
-принятие необходимости социальности как ценности, но не включение ее в иерархию подростковых ценностей.
III уровень – уровень долга. Социальность проявляется при игнорировании импульсивных желаний. На данном этапе уже сформировано чувство долга, регулирующее поведение подростка. Главным мотивом является стремление помочь нуждающимся людям, сочувствие и сопереживание. Дети выполняют действие самостоятельно, воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия.
Уровень долга характеризуется:
-дифференцированные знания о социальности;
-ориентация понятий социальности на интересы человека, хотя в отдельных случаях имеются отступления от нравственной мотивации;
-готовностью и стремлением подростка распространять знания о социальности в общении со сверстниками;
-связь суждений о социальности с выработанными поведенческими привычками;
-появление положительных эмоций в ситуации социально-нравственного поведения;
-позитивное влияние эмоций на самооценку, уровень притязаний, одобрение самого себя;
-устойчиво мотивированным социально активным поведением;
-совесть как эмоциональный регулятор поведения;
-выработанная привычка осуществлять деятельность без посторонней помощи и контроля со стороны взрослых;
-сформированная привычка быть внимательным к людям, оказывать им помощь, но возможны отступления в связи с личностно значимыми мотивами;
-активное участие в жизни коллектива, отказ от личных интересов в пользу коллективных на основе осознанного выбора ценностей и норм;
-принятием социальности в качестве личной ценности.
IV уровень – уровень самореализации. Социальность проявляется как естественное качество личности, ее свобода, принятие необходимого как личностно-ценного. Гуманистическая направленность личности подростка, т.е. его цели и интересы согласуются с общественными и характеризуются высокой требовательностью к себе и окружающим. На этом уровне сформированности социальности цель может быть достигнута лишь тогда, когда ученик, дополнив и уточнив ситуацию, добывает субъективно новую (для себя) информацию, т. е. применяет самостоятельную трансформацию известной ориентировочной основы типового действия.
Уровень самореализации предполагает:
-полноту и глубину знаний о социальности;
-наличие устойчивой саморефлексии;
-наличие убеждений в необходимости воспитания социальности как ценностного отношения к человеку;
-осознание необходимости в собственном самосовершенствовании, формировании гуманистической направленности личности;
-готовность отстаивать суждения и свое мнение о важности социальной активности в широком и узком кругу сверстников и взрослых;
-отражение эмоций во внутренней мотивации социального поведения;
-эмоциональный отклик как стимул к действию, проявляется в поступке на благо «других»;
-эмоция как стимулятор самоактуализации личности;
-умение предъявлять высокие требования как к себе, так и членам коллектива, способность занять непримиримую позицию по отношению к тем, кто не признает прав и свобод другого человека. Помощь людям из чувства долга, которое является регулятором поведения;
-реальный вклад в успехи коллектива, содействие гармонии отношений, соотнесение своих действий с самочувствием, интересами товарищей;
-реализация собственных позиций, авторских творческих проектов, осуществление возможностей во имя саморазвития;
-осознанное включение социальности в ранг ведущих ценностей.
Обобщенный практический опыт корреляции структурных компонентов качества (когнитивного, эмоционального, поведенческого) и показателей их сформированности мы занесли в таблицу №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по информатике и ИКТ для оценки уровня сформированности предметных компетенций учащихся при изучении темы «Создание табличной базы данных. Отбор и сортировка данных»
Представленные тестовые задания содержат 6 вариантов по 5 заданий в каждом. Задания отражают вопросы, которые изучаются в базовом курсе информатики и ИКТ УМК Макаровой Н.В., что позволяет использовать...
Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1
В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно -производственной сборочной мастерской важно проводить контроль над...
Диагностический инструментарий по результатам социально-психологической адаптации учащихся и уровня сформированности УУД по методике Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л..
Аналитический отчет по результатам социально-психологической адаптации учащихся и уровня сформированности УУД (заполняется на основе данных, полученных при диагностике по методике Александровской Э.М...
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)
Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности. Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика). Из опыта моей работы....