Учебно -методическая разработка
статья на тему
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьника
Совместное с завучем планирование и проведение диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики
Проведение психолого-педагогического консилиума
по вопросам адаптации первоклассника и преемственности между начальной школой и ДОУ
Проведение родительского собрания на тему: “Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки
Проведение “дня открытых дверей” для родителей будущих первоклассников
Выявление семей социального риска, детей девиантного поведение с целью ранней профилактики возможных правонарушений в семьях
Контроль за новым для ребенка режимом дня, развитие в детях чувства ответственности
Организация “Школы будущего первоклассника»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno_metodicheskaya_razrabotka.doc | 651 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
РАССМОТРЕНО ПЦК общеобразовательного цикла Протокол № __ от ______2016г. | СОГЛАСОВАНО Методист ГАПОУ МОК им. В. Талалихина ___________ФИО
|
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Учебно - методическое пособие
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение школьника в образовательном учреждении в период адаптации на различных ступенях обучении
Автор-составитель:
Николайчик С.Н. ,
Учитель биологии
Москва
2018
Краткое содержание работы
В настоящее время в школе обучается 466учащихся.. Демографическая ситуации в микрорайоне такова, что в течение последних лет контингент учащихся снижается. Примерно, 17% семей учащихся составляют неполные семьи, в которых воспитанием ребенка занимается работающая мать. Около 1,5 % семей - проблемные. По социальному положению 37% родителей - рабочие, имеют общее, начальное профессиональное образование, 63% - служащие, 36% имеют среднее специальное образование и 27% - высшее образование;2% - домохозяйки. 30 % родителей считают семью, способной формировать гуманистические ценности. В настоящее время в семьях наблюдается тенденция взглядов родителей - от материальных ценностей к общечеловеческим; потребность в разностороннем развитии личности своего ребенка, раскрытии творческих способностей и приобретении им соответствующих знаний; сохранении здоровья. семья в настоящее время большую часть времени вынуждена решать социально бытовые проблемы, уделяется недостаточное внимание развитию и воспитанию детей, утрачены семейные традиции, которые позволяли ребенку усваивать с раннего возраста общечеловеческие ценности. Многие дети не посещают детский сад. Поэтому в школе создана группа детей 6-7 лет( которые не посещают детский сад) для занятий по подготовке к школе, что бы эти дети смогли лучше перенести адаптационный период. Наши учителя находят наиболее эффективные способы работы с детьми; помогают учащимся адаптироваться, обеспечив для них эмоционально - комфортные условия обучения. Одним из наиболее важных условий успешной адаптации школьников является преемственность в работе начальной школы и детского сада, начальной школы и учителей 5 классов . Работа психолога, социального педагога и классного руководителя 5-х классов начинается задолго до того, как дети станут пятиклассниками. Будущий классный руководитель имеет уникальную возможность познакомиться со своим новым классом уже тогда, когда дети еще учатся в 3-4 классе (посетить уроки, родительские собрания). Посещение начальной школы организует социальный педагог. Организация перехода из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период 1) с педагогической точки зрения характеризуется низкой самоорганизацией, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, и 2) с психологической стороны – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Другим критическим периодом обучения считается переход из среднего в старшее звено. Немалая роль в успешном прохождении периода адаптации отводится личностным особенностям детей, сформировавшимся на предшествующих этапах развития: умению контактировать с другими людьми, владению необходимыми навыками общения, способности определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими.
Перечень мероприятий , который проводит школа:
Собеседование с будущими первоклассниками. Определение уровня готовности
Проведение индивидуальных консультаций для родителей
Разработка программы социально-психологической адаптации, корректировка
Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьника
Совместное с завучем планирование и проведение диагностических мероприятий. Обработка данных диагностики
Проведение психолого-педагогического консилиума
по вопросам адаптации первоклассника и преемственности между начальной школой и ДОУ
Проведение родительского собрания на тему: “Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки
Проведение “дня открытых дверей” для родителей будущих первоклассников
Выявление семей социального риска, детей девиантного поведение с целью ранней профилактики возможных правонарушений в семьях
Контроль за новым для ребенка режимом дня, развитие в детях чувства ответственности
Организация “Школы будущего первоклассника»
Проведение родительского собрания с приглашением педагогов-предметников, будущего классного руководителя. “Впереди пятый класс” (деловая игра
Определить преподавателей предметников и классных руководителей с учётом особенностей классного коллектива и учителя, работающего в начальной школе
Посещение уроков, наблюдение за детьми. Изучение индивидуальных особенностей учеников 3-х классов с целью подбора классного руководителя
Методическая работа: разработка программы социально-психологической адаптации пятиклассников с учётом особенностей конкретных классов
Составление плана внеурочных педагогических мероприятий для пятиклассников
Взаимопосещения уроков учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических “разрывов” в программах I и II ступени
Совместное общение с детьми в выходные дни с целью достижения хорошего контакта между родителями и детьми
Анализ ситуации в 9-х классах, результативности обучения, прогноз структуры 10-х классов, учебные планы, предварительное комплектование учителей, подготовка к итоговой аттестации
Родительское собрание о порядке итоговой аттестации, комплектование профильных 10-х классов с участием педагогов из профессиональных учреждений
Диагностика отношения учащихся к учебным предметам (мотивация
Разработка программы социально-психологической адаптации десятиклассников с учётом особенностей конкретных классов
Профконсультирование, участие в программе вместе с институтом деловой карьеры« Повышение уровня готовности и приспособляемости старшеклассников к конкурентной социально- экономической среде за счет обеспечения их индивидуальными планами карьеры . » Вместе с аттестатом наши выпускники получают именное свидетельство . Приложение 1. Вместе с институтом деловой карьеры проводятся круглые столы с приглашением ректора института и специалистов института. Посмотреть последнюю презентацию в электронном виде можно в Приложении 2 и сайте WWW. School918. Отзыв о работе с институтом прилагается о проделанной работе.
Для детей плохо адаптированных к школе и слабоуспевающих создан « Дневник индивидуальной работы» Приложение 3. Также в школе постоянно социальный педагог проводят социологические исследования «Подверженность молодежи к вредным привычкам» и в электронном виде.Приложение 4.
Приложение 5_ информационный стенд «Если тебе плохо , если не с кем поговорить-обратись» Также каждый год в школе проводится работа по укреплению здоровья школьника в приложение 6 и разработан алгоритм индивидуальной беседы с родителями учеников в приложении 7.
2. Пояснительная записка
Цель программы: создание благоприятных условий для адаптации, основанного на оказании помощи учащимся в преодолении трудностей социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей; оказание ему комплексной помощи в саморазвитии, самореализации и включение его в социально значимую деятельность, подготовка к самостоятельной жизни. Данная программа предназначена для организации успешной адаптации разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении. Адаптированный учащийся, с нашей точки зрения, – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде.
На таком представлении о сути адаптации в общеобразовательном учреждении и строится система психолого-педагогической работы с каждым конкретным ребёнком и группами учащихся.
Цель настоящей программы состоит в разработке, научном обосновании, создании и обеспечении педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Для реализации данной цели мы решаем следующие задачи:
- Оказывать социально-педагогическую поддержку детям, имеющим проблемы в обучении, трудности в общении, адаптации.
- Выявлять ведущие проблемы и ценностные ориентации детей.
- Способствовать созданию благоприятного микроклимата в классном коллективе.
- Способствовать успешной социализации опекаемых детей и детей с ограниченными возможностями.
- Развивать интерес у ребенка к самообразованию, самовоспитанию, самореализации, развитию личностных и интеллектуальных ресурсов.
- Повышать правовую грамотность учащихся; учить решать жизненно важные задачи, включать учащихся в социально- значимую деятельность.
- Способствовать формированию потребности в ведении здорового образа жизни.
Оказывать консультативную помощь родителям и повышать их педагогическую компетентность в вопросах воспитания и решении социально - педагогических проблем ребенка. Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации учащихся с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики).
Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Создать систему психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в период их первичной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к школьным требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности.
Разработать организационно-содержательную модель на период адаптации для учащихся разных возрастных групп.
Реализовать разработанную модель для каждой возрастной группы.
Корректировать процесс организации адаптации в образовательном учреждении.
Таким образом, мы считаем, что для решения перечисленных задач психологическая служба должна помочь педагогам:
- отслеживать результаты психолого-педагогического развития учащихся на различных этапах обучения;
- создать условия для успешной социально-психологической адаптации личности ребенка к новой социальной ситуации;
- помочь школьникам, испытывающим трудности в общении, в выработке конформного стиля поведения;
- оптимизировать естественный процесс адаптации, сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;
- создать условия для организации постоянного профессионального диалога между педагогами разных ступеней обучения;
- актуализировать мотивацию обучения, постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
В нашей социально-педагогической деятельности мы руководствуемся следующими основными нормативно-правовыми документами
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Конституцией РФ;
- Гражданским, Семейным, Уголовным кодексом;
- Кодексом об административных правонарушениях;
- Законом РФ "Об образовании";
- Федеральным законом №120 "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральным законом № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
Для эффективности решения поставленных задач мы взаимодействуем со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными институтами города. Используются при этом различные методы, способы, приемы и формы работы
Все периоды адаптации имеют общие и специфические признаки и зависят от следующих условий: продолжительность адаптивного этапа, возраст человека, цель адаптации и др. Чаще всего процесс собственной адаптации индивидом не осознается и проходит стихийно. Это приводит к увеличению продолжительности периода адаптации, к формированию комплексов, к возникновению психического дискомфорта, состояния фрустрации и стресса, нервного истощения. Освоив необходимые приемы, человек способен сознательно управлять собственно процессом адаптации.
В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.
Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
.
Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:
- состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);
- резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);
- истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).
Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром:
- дошкольник – первоклассник (6,5–7 лет);
- выпускник начальной школы – пятиклассник (9–10–11 лет);
- младший подросток – старшеклассник (15–16 лет).
Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена. Анализ данных социометрического исследования, психологических наблюдений обучающихся в начале каждой образовательной ступени показали необходимость создания специальной программы психолого-педагогического сопровождения школьника на протяжении адаптационного периода.
Программа предусматривает специфические задачи и для каждой возрастной группы детей, и для учителей и родителей.
Для первоклассников:
- помочь ребенку принять позицию школьника;
- помочь осознать появление нового сообщества – класса; ввести понятие оценки, самооценки и различные её критерии;
- обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Для пятиклассников:
- помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;
- помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;
- помочь принять новую позицию – ученика основной школы;
- помочь детям принять “новых” учителей;
- пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).
Для десятиклассников:
- помочь принять позиции “ученик-старшеклассник”;
- помочь принять новичков в коллектив;
- помочь найти личностный смысл и мотивацию учения для каждого десятиклассника;
- познакомить с миром юноши и миром девушки; помочь в организации самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
.
Для учителей начальных классов:
- изучить программы по обучению и воспитанию детей в ДОУ для успешного взаимодействия в целях и содержании обучения;
- учитывать возрастные особенности и возможности детей;
- выработать единые требования по проблеме “готовность ребенка к школе” между ДОУ и ГОУ.
Для учителей-предметников:
- снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;
- создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;
- помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Для родителей:
- снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;
- создать атмосферу сотрудничества;
- договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;
- выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.
В соответствии с этими задачами выделяются основные направления работы по адаптации учащихся к новым этапам школьной жизни:
Психологическая диагностика на этапе адаптации детей направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
Консультативная работа с педагогами и родителями. Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и формами оказания помощи. Консультирование родителей осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.
Методическая работа, направленная на совершенствование методики и модификацию содержания обучения. Она осуществляется совместно с администрацией школы по результатам анализа психолого-педагогического статуса учеников.
Профилактическая работа осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому ребенку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме тренингов.
Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа проводится с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической помощи, деятельности по адаптации детей к новым условиям, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов.
Прогнозируемый результат:
- Сформированность у первоклассников, пятиклассников и десятиклассников психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения.
- Сформированность у педагогов и родителей навыков психологического мониторинга, потребности в рефлексии.
Достоинства настоящей программы
- в ее мобильности, вариативности в зависимости от степени адаптированности, возраста, развития ребенка;
- в имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
- в имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся, отслеживая результаты, начиная с дошкольного возраста;
- в создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Отличительная особенность программы состоит в том, что работа осуществляется при помощи методической и социально-психологической службы по повышению мотивации педагогов к личностному и профессиональному росту через развитие навыков рефлексии, что способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы с учащимися, удовлетворенности учителей педагогическим трудом в целом, совершенствованию урока через реализацию приоритетных воспитательных целей, предусматривающих увеличение потенциала самостоятельности, самоуправления учащегося.
Наибольший эффект программа может иметь, реализованная как целостная система совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде, включающее в себя как успешное функционирование, так и перспективное психологическое здоровье.
Для успешной адаптации необходимо выполнение следующих этапов её реализации:
- разработка социально-психологической службой варианта программы для учителей-предметников для работы с каждой возрастной группой (1–е, 5–е, 10–е классы);
- создание классным руководителем программы деятельности в адаптационный период с учётом специфики класса, особенностей родительского коллектива и собственных возможностей;
- обобщение классными руководителями материалов диагностики детей и представление результатов родителям, педагогам-предметникам;
- проведение родительских собраний для выяснения ожидания родителей от обучения их ребенка в школе и ознакомления их с итогами и материалами адаптационного периода;
- проведение итоговых психолого-педагогических консилиумов по каждой возрастной группе для обмена впечатлениями между учителями об особенностях своих классов и отдельных детей с целью осмысления результатов адаптационного периода с целью выработки дальнейшей стратегии обучения и воспитания.
Основные направления и этапы работы с учащимися разных возрастных групп в период адаптации Опыт работы показывает, что продолжительность адаптации зависит от разных факторов:
- индивидуальных особенностей ребенка (характера, психической организации, состояния здоровья, уровня базовой подготовки, интересов, уровня общения и т.д.);
- специфических особенностей организации учебного процесса в школе;
- уровня социального благополучия семьи (конфликтная, проблемная, благополучная семья).
Работа по адаптации рассчитана на один учебный год и осуществляется в три этапа.
Первый этап – готовность к обучению на новом возрастном этапе начинается в марте – апреле месяце. Выполняется следующая работа:
- Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение готовности к обучению в следующем звене.
- Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей. Групповая консультация в форме родительского собрания – это знакомство с формами организации жизни ребенка перед вступлением в новую возрастную группу. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети показали низкие результаты тестирования и могут испытывать трудности в период адаптации.
- Взаимопосещение уроков, занятий воспитателями ДОУ и учителями начальных классов, учителями-предметниками с целью поисков путей преодоления содержательных и методических “разрывов” в программах дошкольного образования и I ступени, I и II ступени; II и III ступени.
- Проведение совместных “круглых столов”, носящих на данном этапе общий ознакомительный характер:
- для педагогов, набирающих первые классы с воспитателями детских садов;
- учителей-предметников, классных руководителей пятиклассников и учителей начального звена, выпускающих 3–4 классы;
- учителей-предметников и классных руководителей десятиклассников.
Проведение “Дня открытых дверей”.
Второй этап – первичная адаптация к новым социальным условиям.
Этот этап самый сложный для учащихся и самый ответственный для взрослых (учителей и родителей). В рамках данного этапа с сентября по январь предполагается:
- Изучение личных дел и проведение анкетирования учащихся и родителей классным руководителем, во-первых, для первичного ознакомления и получения общих сведений об учащихся, их семей; во-вторых, для составления карты сопровождения.
- Проведение психолого-педагогической диагностики (пятиклассники, десятиклассники).
А) Общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности учебных навыков на основе изучения: показателя самооценки, особенностей общения, мотивации обучения, уровня сформированности умения учиться, личностных качеств.
Б) Второй диагностический тур, направленный на выявление причин низких результатов.
- Проведение консультативной и просветительской работы, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям, результатами диагностики.
- Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями учащихся, выявленных в ходе диагностики и наблюдения в первые недели обучения.
- Организация педагогической поддержки учащихся во внеурочное время:
классные часы, направленные на выявление учащихся, обладающих лидерской одаренностью и формирование актива класса;
учеба актива класса, с целью формирования управленческой культуры;
общешкольные мероприятия “Дом, в котором мы живем”, “Мама, папа, я – спортивная семья”, КВН “Автопортрет нашего класса” и т.д., –
- Подобные мероприятия помогают настроиться на предъявленную школой систему требований, снять чрезмерное психологическое напряжение.
- Организация профилактической работы в период адаптации.
- Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, родителей в период первичной адаптации учащихся разных возрастных групп. Проведение педагогических консилиумов по разработке единой системы требований к классам со стороны учителей-предметников: “Адаптация первоклассника и преемственность между начальным звеном школы и ДОУ” с приглашением заведующих, воспитателей детского сада, взаимодействующих со школой, “Вопросы адаптации 5-ов к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе”, “Вопросы адаптации учащихся 10-х классов к новым условиям”.
Третий этап - психолого-педагогическая работа с учащимися, испытывающими особые трудности в период адаптации.
Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1кл., 5кл., 10кл. и предполагает следующее:
- Социально-психологической адаптированности каждого учащегося; выявления характера и природы синдрома дезадаптации в каждом конкретном случае, определения путей оказания помощи этим учащимся.
Основными способами получения информации на третьем этапе являются:
- экспертные опросы учителей, родителей;
- диагностика неадаптированных учащихся;
- анализ педагогической документации и материалов предыдущих обследований.
Оказание родителям данных учащихся психолого-педагогической помощи в форме индивидуальных консультаций (по их просьбе).
Индивидуальное консультирование учителей по вопросам общения с данными учащимися. Привлечение специалистов разных профилей (медики, , невропатолог, логопед и др.)
Организация педагогической помощи учащимся, испытывающим различные трудности в обучении с учетом результатов их психодиагностики; методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа – выявить и устранить моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, провоцирующие различные трудности.
Проведение с учащимися, испытывающими особые трудности в адаптации, социально-психологических и педагогических тренингов.
Аналитическая работа по результатам, полученным на третьем этапе, и соотнесение их с результатами адаптации, проведение расширенного административного совещания по итогам адаптации учащихся, испытывающих трудности к приспособлению новым социальным условиям.
Социально-педагогическая деятельность с учащимися , испытывающие трудности в адаптации и трудности в обучении
Работа с учащимися носит многогранный характер: направлена на решение социально-педагогических проблем, профилактику правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни саморазвитии и самовоспитании, включение ребенка в социально-значимую деятельность. При работе с учащимися используются различные формы, методы, приемы и способы. Нами разработаны и реализуются различные программы для учащихся, направленные на решение поставленных социально-педагогических задач .Один из методов который мы используем - диагностическая работа с учащимися ,поведение которых не соответствует нормам психического здоровья и профилактическая и коррекционно-развивающая работа . Для этих целей нам помогает в работе дневник индивидуальной работы, который регулярно и переходит с учащимся из класса в класс . Приложение 3.
«Дневник индивидуальной работы с учащимся»
Пояснительная записка
Насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы.
Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.
Вышеизложенные факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:
- поведение не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);
- антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).
«Дневник индивидуальной работы» поможет социальному педагогу, в решении проблем с документацией. Он регулярно заполняется и хранится у социального педагога, помогает лучше узнать ученика, особенно его сильные и слабые стороны.
Цель:
· адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
· развивать адаптационные умения;
· почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;
· приобрести навыки для дальнейшей самореализации.
Ведется «Дневник индивидуальной работы с учащимся» социальным педагогом регулярно и переходит с учащимся из класса в класс.
СОДЕРЖАНИЕ ДНЕВНИКА
1. Титульный лист (обложка).
2. Содержание:
I раздел «Общие сведения об учащемся» (информация о владельце);
II раздел «Общие сведения о семье учащегося» (информация о семье учащегося);
III раздел «Учебная деятельность» (творческие работы, направления активности);
IV раздел « Индивидуальная работа с учащимся» (план работы, акты, полезная информация).
Раздел I. Общие сведения об учащемся.
Данные учащегося.
В этом разделе помещается информация, помогающая социальному педагогу проанализировать личные данные учащегося, а также характеристики на ученика составленные классным руководителем и психологом школы.
Раздел II. Общие сведения о семье учащегося.
Характеристика на родителей учащегося.
В этом разделе помещаются характеристики на родителей ученика составленная классным руководителем. Информация, помогающая проанализировать семью ученика.
Раздел III. Учебная деятельность.
Наблюдение за учебной деятельностью.
В данный разделе помещаются результаты наблюдений и учет успеваемости и посещаемости учащегося; а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности. Материалы, представленные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной активности ученика.
Раздел IV. Индивидуальная работа.
Содержание работы.
В этом разделе помещен план и содержание работы с учащимся и его семьей.
1. Диагностическая работа
· медико-психологический мониторинг при зачислении детей в школу
медики, психологи. В начале года.
· выяснение роли наследственных, социально-экономических условий в процессе формирования личных качеств
медики, психологи, кл .руководители, соц.педагог. Постоянно.
· создание индивидуальных программ развития детей группы риска
психологи, зам.директора по в\р, организаторы, соц.педагог.
· использование их (программ) для выявления факторов риска
· отслеживание промежуточных и конечных результатов
2. Профилактическая и коррекционно-развивающая работа:
· формирование потребности в получении знаний, способствующих благоприятному развитию и сохранению психического здоровья
· активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка, содействие стабилизации эмоционального уровня.
через: (тренинг личностного роста, коррекцию поведения, индивидуальные и групповые психопрофилактические беседы; консультирование; факультативные группы, уроки психологии.);
· посещение семей
постоянно, кл .руководители, администрация
· анализ результатов исследования с указанием конкретных мер и контроль за их выполнением;
постоянно. Психологи, администрация
Сбор информации происходит через такие методы как: наблюдение за ребенком (в учебной и во внеклассной деятельности); беседа непосредственно с ребенком, классным руководителем, преподавателем - предметником, родителями; методы диагностики личности, семьи, социума. Для выявления дополнительных сведений о ребенке проводится мониторинг социальной ситуации развития ребенка. Цель мониторинга - отслеживание социальной ситуации развития ребенка.
По завершению данного этапа составляем характеристику ситуации, в которой находится ребенок, а так же характеристику проблемных состояний ребенка. Данная информация фиксируется в документах.
Организованная таким образом работа по адаптации и преемственности имеет ряд положительных моментов:
Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе;
Повышение адаптивности учащихся вызывает повышение адаптивности учителей, которые активно включаются в процесс организации адаптации ребенка и закономерно приобретают определенные знания и умения в области адаптации.
В результате такой активной работы по адаптации учащихся улучшается психологический климат и в педагогическом коллективе, повышается уровень трудоспособности учителей и улучшается состояние их здоровья, и, как следствие, повышается рост качества преподавания и улучшаются взаимоотношения с учащимися
Многие учащиеся школы испытывают трудности с самоопределением и выбором своей будущей профессии, поэтому важным направлением в деятельности социального педагога является профессиональная ориентация школьника. Наша задача - познакомить учащихся с образовательными, профессиональными учреждениями города и округа, перечнем предлагаемых профессий; изучить потребности рынка труда по выбранной профессии, помочь учащемуся определить свои индивидуальные склонности, способности, траекторию дальнейшего образовательного пути. Для реализации поставленных задач был на базе школы 918 открыта экспериментальная площадка по теме: « Повышение уровня готовности и приспособляемости старшеклассников к конкурентной социально- экономической среде за счет обеспечения их индивидуальными планами карьеры . » Создана творческая группа учителей , совместно с педагогом –методистом института деловой карьеры Жуковой Е.В. :Основными задачами, стоящими перед творческой группой учителей - , являются :1.Ознакомление самих участников эксперимента с методом исследования по данной теме.2.Подготовка и проведения анкетирования старшеклассников. 3.Собрать и отработать социологическую информацию.4.Исследовать уровень социальной зрелости и приспособляемости старшеклассников к конкурентной социально – экономической среде. Актуальность экспериментального проекта заключается в его практической значимости для экономики страны. Нужны целенаправленные трудовые ресурсы. Именно из-за неумения людей ставить жизненные цели; из-за неумения выстраивать отношения с коллегами, из-за неумения вписаться в интересы работодателя в стране низкая приспособляемость трудовых ресурсов. Необходимы люди с другими характеристиками; люди , умеющие правильно определять приоритеты в целях жизни, люди, замотивированные на производительный и качественный труд, люди, знающие как трудоустроиться и достичь максимальных успехов в труде и карьере. Формирование таких качеств трудовых ресурсов должно осуществляться с помощью быстродействующих социальных технологий. Наличие таких качеств поможет решить две чрезвычайно-важные и сложные задачи:1.Снижение наркомании и молодежной преступности. 2..Повышения уровня жизни населения.
Главное:
По проекту, в результате работы выпускника готовят к продолжению образования ,учат выстраивать собственную карьеру. Помогают старшеклассникам выбрать профессию, наиболее подходящую для каждого из них, не только выбрать, но и как освоить эту профессию и что ему (старшекласснику ) делать, чтобы достичь поставленной задачи. На карьерный рост человека действует правильный выбор профессии, осведомленность человека, о содержании и характере выбранной им работы. «Если Вы не умеете планировать свою карьеру, то Ваше место под солнцем займут другие»; - так утверждает профессор ИДК Валерий Назаров. Строительство деловой карьеры - это сложный многоступенчатый процесс. Создать стратегию собственного профессионального развития еще на этапе обучении в школе - что может быть лучше для современного молодого человека, желающего всегда иметь на рынке вакансий уверенное конкурентное преимущество. Технологию строительства карьеры создал и внедрил в программу обучения Валерий Назаров, профессор, доктор экономических наук, ректор Института деловой карьеры. Учащиеся старших классов на уроках информатики будут работать по данному проекту на сайте ИДК:center.ru.pk.ru.
Таким образом, с помощью данного сайта, а также организаторов данного проекта, его учредителей, учителей нашей школы, психолога, социального педагога старшеклассники к окончанию школы будут готовы выбрать профессию, у них будет собственная схема карьерного роста и план карьеры.
Результаты работы с учащимися 9 и 11 классов за 2017 г. По результатам анкетирования
Список используемой литературы при составлении материала:
1. «Справочник Классного руководителя» за 2006 год №0. Рубрика: разбираем сложные ситуации. (сайт www.klass.resobr.ru)
2. «Работа социального педагога в школе и микрорайоне». Рубрика: работа социального педагога с детьми группы риска. (сайт http://www.ppoisk.com/)
3. «Деятельность социального педагога в образовательном учреждении» Сост.Н.И. Еременко.–.Волгоград:Изд.Корифей,2007 г. (очень полезная в работе книга)
4. Картинки на школьную тему – http://www.sunhome.ru/search/
5.Битянова М. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998
6 Еникеев М. И. Общая и социальная психология. Учебник для Вузов. – М.: Издательство гр. НОРМА – ИНФА М, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка к уроку по теме "Орган зрения"
Изучение строения органа зрения, основных функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира. Важности соблюдения правил гигиены зрения....
Учебно-методическая разработка (распространение опыта и внедрение его в педагогический процесс)
Проектная и иследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида...
Учебно-методическая разработка урока. "Регионы России" 8 класс
Повторительно-обощающий урок в 8 классе по теме "Регионы России"...
Учебно методическая разработка к УМК программы «Обучение игре на гитаре» «Знания и навыки, необходимые для исполнения одной из базисных форм токе-фламенко – Сигирийяс.»
В УМР рассмотрен процесс освоения формы Сигирийяс....
Учебно-методические разработки для подготовки к сдаче ГИА по обществознанию
Данный материал имеет форму тестов, типа А и Б. Данные разработки будут полезны при подготовке к ГИА по обществознанию....
Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.
Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580Приморского района Санкт-Пете...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...