Учебно-методическая разработка (распространение опыта и внедрение его в педагогический процесс)
методическая разработка по технологии по теме
Проектная и иследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Metodicheskaya_razrabotka.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7
Красносельского района Санкт-Петербурга
Учебно-методическая разработка
(распространение опыта и внедрение его в педагогический процесс)
Тема: «Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
работу выполнила: учитель высшей категории ГОУ СКШ №7
Красносельского р-на, С.Н. Трофимова
Санкт-Петербург
ВВЕДЕНИЕ
В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопро сы, связанные с подготовкой подраста ющего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельнос ти являются чрезвычайно важными.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессио нальной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в лю дях с высоким уровнем профессиональ ной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.
Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Приме нение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинте ресовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив ные способы обучения и проектные ме тодики в определенной степени позво ляют решить проблемы учебной мотива ции и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Создание условий для реализации творческого развития на уроках, осно ванная на активной деятельности уча щихся в тесном сотрудничестве с учите лем, создается благодаря:
- формированию и развитию позна вательного интереса, активизации по знавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситу ацию успеха; бессмысленно и безнрав ственно заставлять детей обучаться тру ду, если они не осознали его значимос ти, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
- сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
- созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития про фессионально-трудовой деятельности учащихся;
- дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении;
- использованию методов, активизи рующих учебный процесс;
- использованию учителем различных вербальных средств (чтение, монолог и диалог, жестовые и мимические средст ва, проговаривание и заучивание техни ческих терминов и др.) с целью развития речевых навыков учащихся, в том числе отработки навыков осознанной, правиль но грамматически оформленной речи;
- неразрывному единству обучения и воспитания.
Активные формы обучения являются для современной специальной ( коррекционной ) школы актуальными и перспек тивными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:
- между программными требования ми и разным уровнем реальных учебных возможностей детей (с интеллектуаль ной недостаточностью или с недостат ком учебной мотивации);
- между уровнем развития речи уча щихся (как правило, низким) и высоки ми требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
- между низкой мотивацией учащих ся к учению и значительными ожидани ями со стороны общества;
- между отсутствием осознания неко торыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлек сией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.
Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материа лов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения но вых педагогических технологий, серьез ной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по от дельным направлениям деятельности.
Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нель зя. Необходим индивидуальный и диф ференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.
Продуктивность применения проект ного метода обусловлена:
- технологичностью: при последова тельном выполнении предлагаемых за даний по принципу «от простого к слож ному», «от конкретного к абстрактно му», обязательно достигается желаемый результат;
- достаточно высокой эффективнос тью уроков;
- развитием речевых навыков учащих ся, в том числе в неподготовленной ре чевой ситуации;
- развитием и поддержанием интере са к предмету;
- практическим применением приоб ретенных знаний, умений, навыков в но вых ситуациях;
- развитием коммуникативных навы ков учащихся;
- созданием благоприятного мораль но-психологического климата, доброже лательной атмосферы во взаимодейст вии преподавателя и учащихся.
Проектные обучения поз воляют избежать шаблонности в препо давании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Характеристика темы:
Цель: Развитие творческих способностей учащихся, для реализации их как на уроках так и в жизни»
Задача: Создание условий для реализации творческих способностей учащихся.
Цель метода проектов:
Научить:
- приобретать знания самостоятельно
- пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач
- искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы
- планировать свою деятельность
работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли
- объективно оценивать процесс и результат проектирования..
Задачи проектной деятельности:
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.
- Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)
- Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
- Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)
Глава 1. Теоретические предпосылки использования
проектной деятельности на уроках трудового обучения.
- 1 Историческая справка.
Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в США. Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще вначале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.
Проектирование – от лат. projectus – брошенный вперед.
1.2 Новые подходы к трудовому воспитанию.
Проектирование:
- мысленное моделирование образа желаемой действительности.
- описание желаемого результата (цели) и той деятельности, которая должна к нему привести,
- целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата.
Метод проектов может использовать ся при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть исполь зован при обучении детей с разными воз можностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно нахо дить не только учителя, но и сами дети
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необ ходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовле чение учащихся в активную деятель ность, оптимальное сочетание различ ных форм работы. И конечно, продук тивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессио нальной и высоконравственной позиции самого учителя.(слайд№18)
Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно от носятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изде лия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.
Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудо вого обучения показывает, что ее моти вы, как правило, отличаются примитив ной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недоста точно (или вообще не вызывает) поло жительных эмоций.
Приступая к использованию элемен тов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных ти пологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):
- школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;
- учащиеся с преимущественными на рушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе);
- учащиеся с преимущественным на рушением исполнительной стороны тру довой деятельности
- школьники с преимущественным на рушением энергетической стороны тру довой деятельности;
- учащиеся с одновременным наруше нием двух-трех сторон трудовой дея тельности.
Для комплексного решения задач тех нологического обучения активно ис пользуются различные методы, в том числе выполнение учебных технологиче ских проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в про цесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реалезации. Действенность этого метода обус ловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по сво им интересам, которая соответствует их способностям и в то же время форми рует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руко водством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобре тают навыки практической работы и опыт решения реальных задач. (слайд№19)
Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методи ческого и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с уче том интересов учащихся.
На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструмен тами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обуче ния учащиеся достигают осознания соб ственных возможностей в проектно-технологической деятельности.
Глава 2. Особенности организации проектной деятельности в специальной (коррекционной) школе.
2.1 Основные требования и условия проектной деятельности.
Преподавателю необходимо учиты вать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, сре ди которых наиболее существенными являются следующие:
- подготовленность учащихся к дан ному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и зна чимость проекта;
- практическая осуществимость про екта;
- существенными условиями учебной проектной деятельности являются:
- возможность применения получен ных знаний, умений и навыков;
- соответствие учебной задачи инди видуальным возможностям учащихся;
- наличие необходимых материально-технических средств;
-соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требо ваниям;
- обеспечение безопасных условий труда;
- использование образовательных ре сурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, произ водственных структур;
- применение природных материалов и отходов производства;
- рациональное планирование и оформление учебного комплекса.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научнопопулярную лите ратуру, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отче тов учащихся, выставку лучших изделий.
Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подго товленности учащихся. «Капилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обес печением и оформлением, что позволя ет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
2.2 Характеристика этапов учебного проектирования.
Методика проектного обучения не за висит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации).
Работа начинается с определения сфе ры интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки зада чи (темы) проекта.
Далее следуют сбор, изучение и обра ботка информации по теме проекта. Это является основой для предложения ва риантов решения задачи (желательно нескольких).
Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.
После определения ведущей идеи ре шения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем) (слайд №15)
Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения рабо ты материалами, инструментом и обору дованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и кон троля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.
По завершении изготовления прово дятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвига ются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.(слайд№23)
Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением адми нистрации, учителей, родителей, кото рые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одно классников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструк ции и технологии проекта.
Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориен тированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса позна ния, а учитель выполняет функции ор ганизатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.
Проектный метод обу чения на современном этапе является составным звеном в организации учеб но-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю воз можность разнообразить формы прове дения занятий, стимулировать творчест во и развить мотивационную сферу школьников.
Метод проектов формирует и совер шенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального пове дения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, учени ки приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности.
Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель трудового обучения может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми.
Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.
Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению (слайд№22) Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.(слайд№17)
Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.
В своей работе используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия, учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой швейного изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет (приложение №1, №2). Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.
Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.
Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.
Конечно, наши выпускники не станут владельцами предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:
– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;
– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);
– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);
– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)
– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.
Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности рынков труда.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические предпосылки использования проектной деятельности на уроках трудового обучения…………………..................7
- Историческая справка……………………………………….10
- Новые подходы к трудовому воспитанию…………………12
Глава 2. Особенности организации проектной деятельности в
специальной (коррекционной) школе………………...13
2.1 Основные требования и условия проектной и исследовательской
деятельности на уроках …………………………………….16
- 2 Характеристика этапов учебного проектирования……….18
Заключение …………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………22
Приложение№1………………………………………………………..23
Приложение №2……………………………………………………….24
Презентация……………………………………………….Приложение
Список литературы
1. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.
2. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классик стиль. 2003.
Калинников Л.В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1998. - №3.
3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.
Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. Дефектология. – 1993. - №5.
4. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г., с. 83-95
5. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под. ред. Дульнева Г.М. – М., Педагогика, 1971.
6. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
7. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
8. Выготский Л.С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.
9. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Ред.-сост. Е. И. Соколова; Под ред. Н.Л. Селивановой. М.:
Педагогическое общество России, 1998.
10. Дом семья. 5-12 классы: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» / Под ред. Е.Д. Волоховой. СПб.: Русский Издательский Дом, 1997.
11. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980
12. Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель - ученик»: Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999.
13. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие. М.: Роспедагентство, 1998.
14. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учебно-методическое пособие. Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998.
15. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
16. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
17. Методика обучения технологии: Книга для учителя / Под ред. В.Д. Симоненко. Брянск-Ишим: Изд-во Ишимского госпедуниверситета, 1998.
18. Методика трудового обучения с практикумом: Учеб. пособие для студентов / Под ред. Д.А. Тхоржевского. М: Просвещение,1987.
19. Научно-популярный иллюстрированный журнал «Народное творчество» .
20. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
21. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт.-сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. М.: Дрофа, 2000.
22. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1996.
23. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.В. Давыдова: В 2 т.
24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
25. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
26. Федеральная программа развития образования.
Приложение №1
Проект: «Плечевое изделие»
(презентация слайд20)
Предмет: швейное дело.
Класс: 9
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: ученики самостоятельно изготавливают плечевое изделие по выбору.
Цели:
- учить пользоваться журналами мод и готовыми выкройками для изготовления одежды;
- самостоятельно добывать необходимые сведения;
- развивать самостоятельность в работе;
- умение планировать свою деятельность;
- следовать намеченному плану;
- воспитывать художественный вкус в одежде;
- объективная самооценка своей деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- -создать условия для закрепления умения в использовании швейного оборудования;
- - создать условия для формирования представления «отделка швейного изделия»;
- - создать условия для закрепления у учащихся понятия – «реализация идеи»
- - создать условия для закрепления навыков выполнения правил безопасной работы.
2. Коррекционно- развивающие:
- - развивать зрительное восприятие и внимание;
- - развить слуховое восприятие;
- - развивать мысленные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация)
- развивать пальцевую моторику.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение следовать инструкции педагога;
- воспитывать умения наблюдать за действиями педагога;
- разработать модель плечевого изделия по выбору в соответствии с определенным стилем в одежде;
- найти описание данного стиля, изготовить выкройку (можно пользоваться готовыми выкройками из журнала мод);
- выполнить расчет себестоимости изделия;
- аргументировать преимущество изготовления одежды своими руками перед готовой одеждой;
- изготовить изделие, представить результаты своей работы.
Оборудование:
для учителя – наглядные пособия: плакаты с образцами видов плечевого изделия, рабочие карточки с образцами тканей и записью их особенностей, принадлежности для работы.
для учащихся – тетради, принадлежности для шитья, ткань, бумага для конструирования выкройки.
Форма организации работы: индивидуальная, урочно - внеурочная.
Время: 4 четверть, защита проекта в конце четверти.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1. Выбор изделия для проекта.
2. Выполнение эскиза изделия.
3.Снятие мерок.
4. Выполнение чертежа, изготовление выкройки.
5. Расчет себестоимости изделия.
6. Технологическая последовательность изготовления изделия.
7. Пошив изделия.
8. Оформление необходимой документации.
9. Защита проекта.
- -Учащиеся на уроках изучают необходимый материал, выполняют чертеж изделия, выполняют работы по пошиву, во внеурочное время оформляют проект, дополнительно в библиотеке, интернете, ищут необходимую информацию о стилях в одежде, о направлениях в моде.
- В конце четверти учащиеся выполняют защиту проектов.
Можно использовать проекты в качестве контрольных работ за год.
Приложение №2
Проект: «Головной убор на лето»
Предмет: швейное дело.
Класс: 6
Тип проекта: творческий.
Планируемый результат: ученики самостоятельно изготавливают головной убор по выбору.
Цели:
- учить моделировать разные фасоны летних головных уборов;
- развивать самостоятельность в работе;
- умение планировать свою деятельность;
- следовать намеченному плану;
- развитие фантазии, воображения;
- дать объективную самооценку своей деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
- создать условия для разработки модели головного убора по выбору;
- создать условия для творческой реализации идеи проекта;
- создать условия для закрепления у учащихся понятие – «реализация»
- создать условия для закрепления навыков выполнения правил безопасной работы.
2. Коррекционно- развивающие:
- развивать зрительное восприятие и внимание;
- развить слуховое восприятие;
- развивать мысленные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация)
- развивать пальцевую моторику.
3. Воспитательные:
- воспитывать умение следовать инструкции педагога;
- воспитывать умения наблюдать за действиями педагога.
- разработать модель головного убора по выбору в соответствии с определенным стилем в одежде;
- найти описание данного стиля, изготовить выкройку (можно пользоваться готовыми выкройками из журнала мод);
- выполнить расчет себестоимости изделия;
- аргументировать преимущество изготовления одежды своими руками перед готовой одеждой;
- изготовить изделие, представить результаты своей работы.
Оборудование:
для учителя – наглядные пособия: плакаты с образцами видов плечевого изделия, рабочие карточки с образцами тканей и записью их особенностей, принадлежности для работы.
для учащихся – тетради, принадлежности для шитья, ткань, бумага для конструирования выкройки.
Форма организации работы: индивидуальная, урочно - внеурочная.
Время: 4 четверть, защита проекта в конце четверти.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
1. Выбор изделия для проекта.
2. Выполнение эскиза изделия.
З. Выполнение чертежа, изготовление выкройки.
4. Расчет себестоимости изделия.
5. Технологическая последовательность изготовления изделия.
б. Изготовление изделия.
7. Оформление необходимой документации.
8. Защита проекта.
-Учащие на уроках изучают необходимый материал, выполняют чертеж изделия, выполняют работы по пошиву, во внеурочное время оформляют проект. В конце четверти учащиеся выполняют защиту проектов.
Можно использовать проекты в качестве контрольных работ за год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»
Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне - « L’ aventure des impressionnistes» для уч...
Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.
Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...
Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"
Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...
Учебно-методическое пособие "Разработка модели информационные потребности школьников"По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой
По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой организацией нужен широкий спек...
Методическая разработка: «Из опыта создания инновационного продукта «Музейно-педагогический комплекс»
Санкт-Петербург называют культурной столицей России благодаря сосредоточению большого количества памятников архитектуры и истории, уникальным музеям, высокому уровню развития театрального, хореографич...
Учебно-методическая разработка (распространение опыта и внедрение его в педагогический процесс) Тема: «Проектная и исследовательская деятельность как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Значение проектной и иссследовательской деятельности в процессе обучения учащихся с умственной отсталостью. Методы и приемы работы....
4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др.
4.4. Результаты участия в научно-методической, учебно-методической, инновационной деятельности, в т.ч. выступления на конференциях, педагогических чтениях, мастер-классах и др....