Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме
Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета.
Учебно-методическая разработка.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580
Приморского района Санкт-Петербурга
Юлаевой Ирины Алексеевны.
Диагностика общеучебных умений и навыков по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_bazovyh_kompetenciy_lichnosti_v_kontekste_uchebnogo_predmeta.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета.
Учебно-методическая разработка.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580
Приморского района Санкт-Петербурга
Юлаевой Ирины Алексеевны.
Формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков-одна из важнейших задач современной российской школы, поскольку без опорных ОУУН невозможны успешная предметная деятельность, формирование базовых компетенций личности. Поэтому, анализируя результативность учебного процесса по своему предмету, каждый учитель оценивает и качество сформированности ОУУН. Подобный мониторинг позволяет «увидеть» каждого ученика-те умения и навыки, которые сформированы или требуют коррекции; определить «профиль» коррекционной работы, выстроить маршрут работы (индивидуальной и с целым классным коллективом) по развитию ОУУН в контексте конкретного предмета.
Осуществляя мониторинг ОУУН, учитель прежде всего оценивает уровень сформированности мыслительных умений и навыков, а именно: анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, умения обобщать, делать выводы. Сформированность мыслительных ОУУН выявляется и оценивается в ходе выполнения обучающимися заданий предметного содержания в виде разноуровневой контрольной работы (РКР), контрольно-_методического среза (КМС), разноуровнего теста (РТ). Эти работы инициирует учитель или администрация школы (например, в рамках ВШК качества образования).Проводить подобную диагностику целесообразно после изучения конкретной учебной темы, то есть после усвоения обучающимися её содержания. На предметном содержании пройденного составляется работа, включающая ,как правило, 5 частей. Хотя учитель может предложить обучающимся работу, особенно в рамках КМС или РТ, включающую меньшее количество заданий, на выявление отдельных общеучебных умений и навыков. Сформированность мыслительных ОУУН оценивается в ходе выполнения каждого задания либо знаком: (+) справился или (_)не справился, либо в балльной системе, определённой учителем.
Задания, включаемые в работу:
- анализ: найти соответствие между понятиями, определениями, явлениями и т. п.
- синтез: назвать процесс по его характеристике; назвать общим словом несколько…
- причинно-следственные связи: продолжить ряд слов, понятий; вставить недостающее слово; расположить в логической последовательности…; построить систему понятий и т.п.
- вывод: на основании… сделайте вывод, сформулируйте ответ на вопрос и т.п.
Итоги мониторинга оформляются в виде таблицы и анализируются на заседании школьного методического объединения:
Карта сформированности мыслительных общеучебных умений и навыков
Ф.И. обучающегося | анализ | синтез | сравнение | логика | выводы |
Приложение.
Диагностическая разноуровневая контрольная работа.
Тема: «Русская литература 18-19 веков. Литературные направления»
Класс:10(гуманитарный профиль)
Цель: уровень сформированности мыслительных ОУУН; качество повторения учебного материала.
Первый уровень (анализ)
.Выберите правильный ответ.
1.Художественный метод-это:
а) способ познания, исследования;
б) система философских взглядов;
в) стремление объяснить творчество писателя его биографией.
2.Писателей, приверженцев художественного метода, объединяет:
а) сходство биографических данных;
б) эпоха и время;
в) представление об идеале, человеке;
3 Классицизм-это:
а) художественный метод;
б) художественное направление;
в) философское учение
4. Лирический герой-это:
а) автор лирического произведения;
б) образ героя в лирическом произведении;
в) нежный, чувствительный персонаж.
5. « Натуральная школа» имеет отношение к:
а) сентиментализму;
б) романтизму;
в) реализму.
6. Романтизм-это:
а) воссоздание действительности;
б) пересоздание действительности в соответствии с идеалом;
в) следование строгим канонам и образцам.
Второй уровень (синтез)
- Из приведённого ниже словоряда выберите слова, которые относятся к:
а) классицизму;
б) сентиментализму;
в) романтизму;
г) реализму.
- - разум, рационализм; 2- чувствительность и добродетель; 3- способность глубоко и искренне переживать; 4- разрыв между идеалом и действительностью; 5- жизненная правда; 6- анализ и оценка окружающей действительности; 7- герой, противопоставленный среде; 8- действительность без прикрас; 9- свобода как наивысшая ценность; 10- природная чувствительность; 11- государство, монарх, долг; 12- идеальное общество.
Третий уровень (сравнение)
Что общего между классицизмом и сентиментализмом (романтизмом и реализмом) и в чём их разница?
Четвёртый уровень (логика, критическое мышление)
Как вы понимаете высказывание? Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.
Контрольно-методический срез.
Тема: «Русская литература первой половины 19 века».
Класс: 10 (социально-гуманитарный профиль).
Цель: качество обученности в рамках учебной темы; уровень сформированности мыслительных ОУУН.
Первый уровень (анализ).
1.Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина связана с литературным направлением:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм.
2.В оде «Вольность» А.С.Пушкин следует традициям:
а) классицизма;
б) сентиментализма;
в) романтизма;
г) реализма.
3. «Звезда пленительного счастья» - этот троп называется:
а) олицетворение;
б) эпитет;
в) метонимия;
г) метафора.
4. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» написана в традициях:
а) классицизма;
б) сентиментализма;
в) романтизма;
г) реализма,
5. В поэме «Демон» М.Ю.Лермонтов развивает мотив:
а) любви;
б) творчества;
в) одиночества;
г) лишнего человека.
6. Стихотворение «Пророк» М.Ю.Лермонтова соответствует тематике:
а) философской лирики;
б) вольнолюбивой лирики;
в) гражданской лирики;
г) патриотической лирики.
7. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя – это:
а) реалистическое произведение;
б) фантастическое произведение;
в) романтическое произведение;
г) модернистское произведение.
Второй уровень (синтез).
Соотнесите слова и понятия из предложенного словоряда с фамилией художника слова:
А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь
Сюрреализм, крайний индивидуализм, «маленький и ничтожный», телесное и духовное, вольность и покой, Закон и Власть, конфликт с Богом, «мир земной мне тесен», фантасмагория, несоответствие между иллюзией и реальностью, «всё ложь, обман, всё не то, чем кажется», «рабство, падшее по манию царя».
Третий уровень (логика, критическое мышление).
Дать развёрнутый аргументированный ответ на вопрос ( по выбору обучающегося).
1.Почему с «Петербургскими повестями» Н.В.Гоголя ассоциируется слово «фантасмагория»?
2.Символический смысл названия одной из повестей Н.В.Гоголя (по выбору обучающегося).
3.Сострадания или осуждения заслуживает лермонтовский «Демон»?
4.Находит ли отражение тема мёртвой души в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя?
Разноуровневый тест по литературе для обучающихся 10 класса
(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»).
1.Пьесу «Гроза» открывает диалог:
а) Бориса и Кулигина
б) Шапкина и Кудряша
в) Кулигина и Кудряша
г) Дикого и Бориса.
2.Это диалог о:
а) о власти денег
б) о красоте природы
в) о произволе Дикого
г) о науке
3. В 1 явлении действия1 читатель узнаёт мнение горожан о:
а) Варваре и Катерине
б) Диком и Кабановой
в) Тихоне и Борисе
г) сумасшедшей барыне.
4.Жестокие нравы Калинова разоблачает в монологе:
а) Кудряш
б) Кулигин
в) Феклуша
г) Борис.
5.Почему Борис живёт в Калинове, в доме дяди:
а) он сирота и ему некуда деться
б) он хочет получить завещанные бабушкой деньги
в) он не достиг совершеннолетия
г) чтоб видеться с Катериной.
6. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Эта реплика:
а) Катерины
б) Кабановой
в) Варвары
г) Кудряша.
7. Кто из героев пьесы кланялся в ноги мужичку-работнику и просил у него прощения:
а) Кудряш
б) Дикой
в) Кабанова
г) Борис.
8. « Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты режь меня». Это слова:
а) Катерины
б) барыни
в) Варвары
г) Глаши.
9. Кому в пьесе принадлежат слова: « Только одного и надо у бога росить, чтоб она умерла поскорее»:
а) Тихону
б) Борису
в) Кудряшу
г) Кулигину.
10. В конце пьесы, переживая смерть жены, Тихон:
а) остаётся послушным исполнителем маменькиной воли
б) бросает ей в лицо публичное обвинение в смерти жены
в) переживает горе в обществе Дикого
г) стремится отомстить Борису.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий
Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...
Реферат по теме «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»"
Данный реферат участвовал в конкурсе "Инновационная школа 2012" и получил высокую оценку жюри конкурса....
Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины "Физика"
Материал представвляет собой методическую разработку, в которой рассматривается реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины "Физика" в учреждении среднего профессионального образ...
Коммуникативный метод обучения как фактор формирования базовой культуры личности.
Коммуникативный метод обучения как фактор формирования базовой культуры личности....
Метод проектов как способ формирования исследовательской компетенции личности ученика (на уроках географии и во внеурочное время)
Эта исследовательская работа о методе проектов,как одном из способов формирования исследовательской компетенции личности ученика....
«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»
«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...