Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета. Учебно-методическая разработка.
учебно-методический материал по литературе (10 класс) по теме
Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета.
Учебно-методическая разработка.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580
Приморского района Санкт-Петербурга
Юлаевой Ирины Алексеевны.
Диагностика общеучебных умений и навыков по русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovaniya_bazovyh_kompetenciy_lichnosti_v_kontekste_uchebnogo_predmeta.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования базовых компетенций личности в контексте учебного предмета.
Учебно-методическая разработка.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы ГБОУ школы №580
Приморского района Санкт-Петербурга
Юлаевой Ирины Алексеевны.
Формирование и развитие у обучающихся общеучебных умений и навыков-одна из важнейших задач современной российской школы, поскольку без опорных ОУУН невозможны успешная предметная деятельность, формирование базовых компетенций личности. Поэтому, анализируя результативность учебного процесса по своему предмету, каждый учитель оценивает и качество сформированности ОУУН. Подобный мониторинг позволяет «увидеть» каждого ученика-те умения и навыки, которые сформированы или требуют коррекции; определить «профиль» коррекционной работы, выстроить маршрут работы (индивидуальной и с целым классным коллективом) по развитию ОУУН в контексте конкретного предмета.
Осуществляя мониторинг ОУУН, учитель прежде всего оценивает уровень сформированности мыслительных умений и навыков, а именно: анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, умения обобщать, делать выводы. Сформированность мыслительных ОУУН выявляется и оценивается в ходе выполнения обучающимися заданий предметного содержания в виде разноуровневой контрольной работы (РКР), контрольно-_методического среза (КМС), разноуровнего теста (РТ). Эти работы инициирует учитель или администрация школы (например, в рамках ВШК качества образования).Проводить подобную диагностику целесообразно после изучения конкретной учебной темы, то есть после усвоения обучающимися её содержания. На предметном содержании пройденного составляется работа, включающая ,как правило, 5 частей. Хотя учитель может предложить обучающимся работу, особенно в рамках КМС или РТ, включающую меньшее количество заданий, на выявление отдельных общеучебных умений и навыков. Сформированность мыслительных ОУУН оценивается в ходе выполнения каждого задания либо знаком: (+) справился или (_)не справился, либо в балльной системе, определённой учителем.
Задания, включаемые в работу:
- анализ: найти соответствие между понятиями, определениями, явлениями и т. п.
- синтез: назвать процесс по его характеристике; назвать общим словом несколько…
- причинно-следственные связи: продолжить ряд слов, понятий; вставить недостающее слово; расположить в логической последовательности…; построить систему понятий и т.п.
- вывод: на основании… сделайте вывод, сформулируйте ответ на вопрос и т.п.
Итоги мониторинга оформляются в виде таблицы и анализируются на заседании школьного методического объединения:
Карта сформированности мыслительных общеучебных умений и навыков
Ф.И. обучающегося | анализ | синтез | сравнение | логика | выводы |
Приложение.
Диагностическая разноуровневая контрольная работа.
Тема: «Русская литература 18-19 веков. Литературные направления»
Класс:10(гуманитарный профиль)
Цель: уровень сформированности мыслительных ОУУН; качество повторения учебного материала.
Первый уровень (анализ)
.Выберите правильный ответ.
1.Художественный метод-это:
а) способ познания, исследования;
б) система философских взглядов;
в) стремление объяснить творчество писателя его биографией.
2.Писателей, приверженцев художественного метода, объединяет:
а) сходство биографических данных;
б) эпоха и время;
в) представление об идеале, человеке;
3 Классицизм-это:
а) художественный метод;
б) художественное направление;
в) философское учение
4. Лирический герой-это:
а) автор лирического произведения;
б) образ героя в лирическом произведении;
в) нежный, чувствительный персонаж.
5. « Натуральная школа» имеет отношение к:
а) сентиментализму;
б) романтизму;
в) реализму.
6. Романтизм-это:
а) воссоздание действительности;
б) пересоздание действительности в соответствии с идеалом;
в) следование строгим канонам и образцам.
Второй уровень (синтез)
- Из приведённого ниже словоряда выберите слова, которые относятся к:
а) классицизму;
б) сентиментализму;
в) романтизму;
г) реализму.
- - разум, рационализм; 2- чувствительность и добродетель; 3- способность глубоко и искренне переживать; 4- разрыв между идеалом и действительностью; 5- жизненная правда; 6- анализ и оценка окружающей действительности; 7- герой, противопоставленный среде; 8- действительность без прикрас; 9- свобода как наивысшая ценность; 10- природная чувствительность; 11- государство, монарх, долг; 12- идеальное общество.
Третий уровень (сравнение)
Что общего между классицизмом и сентиментализмом (романтизмом и реализмом) и в чём их разница?
Четвёртый уровень (логика, критическое мышление)
Как вы понимаете высказывание? Согласны ли вы с автором? Обоснуйте свою точку зрения.
Контрольно-методический срез.
Тема: «Русская литература первой половины 19 века».
Класс: 10 (социально-гуманитарный профиль).
Цель: качество обученности в рамках учебной темы; уровень сформированности мыслительных ОУУН.
Первый уровень (анализ).
1.Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина связана с литературным направлением:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм.
2.В оде «Вольность» А.С.Пушкин следует традициям:
а) классицизма;
б) сентиментализма;
в) романтизма;
г) реализма.
3. «Звезда пленительного счастья» - этот троп называется:
а) олицетворение;
б) эпитет;
в) метонимия;
г) метафора.
4. Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон» написана в традициях:
а) классицизма;
б) сентиментализма;
в) романтизма;
г) реализма,
5. В поэме «Демон» М.Ю.Лермонтов развивает мотив:
а) любви;
б) творчества;
в) одиночества;
г) лишнего человека.
6. Стихотворение «Пророк» М.Ю.Лермонтова соответствует тематике:
а) философской лирики;
б) вольнолюбивой лирики;
в) гражданской лирики;
г) патриотической лирики.
7. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя – это:
а) реалистическое произведение;
б) фантастическое произведение;
в) романтическое произведение;
г) модернистское произведение.
Второй уровень (синтез).
Соотнесите слова и понятия из предложенного словоряда с фамилией художника слова:
А.С.Пушкин М.Ю.Лермонтов Н.В.Гоголь
Сюрреализм, крайний индивидуализм, «маленький и ничтожный», телесное и духовное, вольность и покой, Закон и Власть, конфликт с Богом, «мир земной мне тесен», фантасмагория, несоответствие между иллюзией и реальностью, «всё ложь, обман, всё не то, чем кажется», «рабство, падшее по манию царя».
Третий уровень (логика, критическое мышление).
Дать развёрнутый аргументированный ответ на вопрос ( по выбору обучающегося).
1.Почему с «Петербургскими повестями» Н.В.Гоголя ассоциируется слово «фантасмагория»?
2.Символический смысл названия одной из повестей Н.В.Гоголя (по выбору обучающегося).
3.Сострадания или осуждения заслуживает лермонтовский «Демон»?
4.Находит ли отражение тема мёртвой души в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя?
Разноуровневый тест по литературе для обучающихся 10 класса
(по пьесе А.Н.Островского «Гроза»).
1.Пьесу «Гроза» открывает диалог:
а) Бориса и Кулигина
б) Шапкина и Кудряша
в) Кулигина и Кудряша
г) Дикого и Бориса.
2.Это диалог о:
а) о власти денег
б) о красоте природы
в) о произволе Дикого
г) о науке
3. В 1 явлении действия1 читатель узнаёт мнение горожан о:
а) Варваре и Катерине
б) Диком и Кабановой
в) Тихоне и Борисе
г) сумасшедшей барыне.
4.Жестокие нравы Калинова разоблачает в монологе:
а) Кудряш
б) Кулигин
в) Феклуша
г) Борис.
5.Почему Борис живёт в Калинове, в доме дяди:
а) он сирота и ему некуда деться
б) он хочет получить завещанные бабушкой деньги
в) он не достиг совершеннолетия
г) чтоб видеться с Катериной.
6. «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Эта реплика:
а) Катерины
б) Кабановой
в) Варвары
г) Кудряша.
7. Кто из героев пьесы кланялся в ноги мужичку-работнику и просил у него прощения:
а) Кудряш
б) Дикой
в) Кабанова
г) Борис.
8. « Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты режь меня». Это слова:
а) Катерины
б) барыни
в) Варвары
г) Глаши.
9. Кому в пьесе принадлежат слова: « Только одного и надо у бога росить, чтоб она умерла поскорее»:
а) Тихону
б) Борису
в) Кудряшу
г) Кулигину.
10. В конце пьесы, переживая смерть жены, Тихон:
а) остаётся послушным исполнителем маменькиной воли
б) бросает ей в лицо публичное обвинение в смерти жены
в) переживает горе в обществе Дикого
г) стремится отомстить Борису.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет. Формирование базовых компетенций посредством педтехнологий
Тематический педсовет. Теоретический вопрос педсовета. Презентация+ диагностика компетенций...
Реферат по теме «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»"
Данный реферат участвовал в конкурсе "Инновационная школа 2012" и получил высокую оценку жюри конкурса....
Формирование базовых компетенций при изучении дисциплины "Физика"
Материал представвляет собой методическую разработку, в которой рассматривается реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины "Физика" в учреждении среднего профессионального образ...
Исследовательская деятельность как развивающая технология для формирования базовых компетенций
Компетентностный подход стал результатом новых требований, предъявляемых к качеству образования. Современный ученик должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интегр...
Статья «Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»
«Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций»Автор: Дорохина Ольга Николаевна Под инновациями в образовании поним...
«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»
«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...