Экологическое воспитание в рамках ФГОС
статья на тему

Дудко Виктория Евгеньевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_v_ramkah_fgos.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства воспитания. Проведенное в нашей школе анкетирование показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. 

Красоту природы можно увидеть, прежде

всего, в самой природе, поэтому в школе должно уделяться серьёзное внимание организации экскурсий и походов по местам родного города начиная с 1 класса. Учащиеся наблюдают за растениями, птицами, насекомыми. По результатам походов учащиеся, совместно с классным руководителем готовят творческий отчёт: рисунки цветов, деревьев, насекомых, выставки фотографий, гербарии. Пробудившееся в детях чувство красоты вызывает у них желание охранять природу. На каждой экскурсии, в походе внимание детей обращается на примеры того, как люди своей неосторожностью беззаботным отношением, а порой незнанием губят окружающую природу. Учащиеся наглядно убеждаются: к растениям и животным надо относиться чутко, осторожно, они достойны жалости и сострадания, защиты и бескорыстной помощи. Красоту природы можно увидеть прежде всего в самой природе, поэтому в школе должно уделяться серьёзное внимание организации экскурсий и походов по местам родного города начиная с 1 класса. Учащиеся наблюдают за растениями, птицами, насекомыми. По результатам походов учащиеся, совместно с классным руководителем готовят творческий отчёт: рисунки цветов, деревьев, насекомых, выставки фотографий, гербарии. Пробудившееся в детях чувство красоты вызывает у них желание охранять природу. На каждой экскурсии, в походе внимание детей обращается на примеры того, как люди своей неосторожностью беззаботным отношением, а порой незнанием губят окружающую природу. Учащиеся наглядно убеждаются: к растениям и животным надо относиться чутко, осторожно, они достойны жалости и сострадания, защиты и бескорыстной помощи.     На  уроках окружающего мира, рассматриваются связи  между неживой и живой природой,  между растениями и  животными, между природой  и  человеком.  Без этого трудно представить возможные последствия вмешательства человека в  природные  процессы, невозможно формирование экологической культуры младших школьников. Между животными  разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи, например,   при распределении гнездовой или охотничьей территории очень важна забота взрослых животных о потомстве. Существуют связи между грибами, растениями и животными.  Растущие  в  лесу грибы своей подземной частью - грибницей срастаются с корнями деревьев,  кустарников, некоторых трав. Благодаря этому, грибы получают от растений органические питательные вещества,  растения от грибов - воду, с растворимыми  в ней минеральными солями.  Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

      Связи между неживой и живой природой проявляются в лесу,  на лугу, в водоеме, в болоте, в поле и называются природным сообществом.  Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой.  Человек - часть природы, он  неотделим  от  нее. Связь между человеком и природой проявляется в материальной и духовной жизни людей. Воздействие человека на природу может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха,  воды,  уничтожение  растений, животных  и  другое). Это и сбор дикорастущих растений на букеты,  истребление животных на охоте, нарушение местообитания живых организмов. Загрязнение воды в реке приводит к гибели рыб, вырубка  старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах. Из этого следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Изучение экологических  связей,  способствует   повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе  информационные, игровые, проектные и исследовательские технологии. В начальной школе игровые технологии -  очень важный вид деятельности. Играя, обучающиеся осваивают и закрепляют сложные понятия,  формируя умения и навыки непроизвольно.  Мы  с детьми с удовольствием ходим   на прогулку под общим названием «По тропинке в лес пойдём». Отдых на природе - увлекательный и интересный, веселый и эмоциональный, полезный. На свежем воздухе ребята читают стихи о природе, сами  загадывают загадки или отвечают на вопросы учителя. Все  вместе играем в подвижные игры, рассматриваем насекомых, птиц, растения, учимся наблюдать и сравнивать.  Зимой мы совершаем лыжные соревнования «Звонкая лыжня» и лыжные прогулки «В царство Деда Мороза». Во время прогулок мы наблюдаем за зимующими птицами, рассматриваем следы на снегу, что интересно и  поучительно.  Пребывание детей  на свежем воздухе и движение полезно для  здоровья. Это важный этап в формировании здорового образа жизни младших школьников.

       Познавательные игры развивают любознательность, интеллект и творческие способности детей, их можно проводить и на природе и в помещении. На природе была проведена познавательная игра «Зелёная аптека», где сразу и рассмотрели некоторые лекарственные растения. Дети  поделились собственным опытом и знаниями о  лекарственных растениях. Интеллектуально – познавательные игры «Тропой туриста», «О больших и маленьких», «Птицы – наши друзья», «Юные экологи» позволяют показать свои знания и узнать много нового.

         Викторина - одна из форм экологического воспитания. Вопросы составляю  на основе сведений о природных объектах и явлениях. Для достижения успеха необходимы знания по экологии, в области окружающего мира и, конечно, общая эрудиция.

        На уроках, классных часах  и во внеурочной деятельности очень часто применяю занимательный материал: кроссворды, шифровки, загадки, ребусы.  Провожу конкурсы  загадок, рисунков на различные темы. Использование занимательного материала на экологическую тему помогает активизировать познавательную активность, наблюдательность, внимание, мышление, развивает творческое воображение ребёнка, повышает его экологическую культуру. Для создания проблемных ситуаций, которые разрешаем с детьми, предлагаю такие вопросы:

  • Вы путешествовали по лесу и случайно на тропинке увидели выпавшего из гнезда птенца.  Как вы поступите? Почему?
  • На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения. Как вы поступите? Почему?
  • После отдыха в лесу вы собираетесь домой. Как поступить с накопившимся мусором? Почему?
  • Огромный вред природе наносят пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары возникают от удара молнии, но чаще – из-за неосторожного обращения человека с огнём. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя?

Вместе с ребятами мы разработали  «Правила юных друзей природы»:

  • Не ломай деревья и кустарники, не ломай травянистые растения;
  • Не сбивай грибы, даже несъедобные;
  • Не обрывай паутину, не убивай паучков;
  • Не распугивай птичьи стаи;
  • Не лови диких зверей и птиц, не уноси их домой;
  • Не шуми в лесу, в парке, шумом ты отпугнёшь животных, помешаешь им. А сам увидишь и услышишь гораздо меньше;
  • Не подходи к птичьим гнёздам и не трогай их и т.д.

      Использую экологические рассказы – загадки. В них описание поведения  ребят на природе. Сами ученики отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей, жаб, лягушек и т.д. Почему бабочки не могут жить без цветов?  Почему цветы не могут жить без бабочек? Читаю стихи или рассказы на экологическую тему, например, стихотворение Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу». После прослушивания  дети рассказывают, какие ошибки совершил человек, что он не знает.

Использую иллюстрации на экологическую тему. Например, на какой иллюстрации дети ведут себя правильно, а на какой нет?

Ребята с удовольствием участвуют в поиске ответов на задания:

  • узнай и расскажи (детям нужно найти материал  о стрекозе, муравье, как делают гнезда ласточка, стриж, дикая утка, и рассказать детям на уроке или мероприятии);
  • вести из сада и огорода (одна - две жабы может полностью очистить от слизней огород и т.д.);
  • знаете ли вы (самый сильный из насекомых жук-носорог, сам весом 14г может тащить груз в 1кг 580г?)
  •  знаете ли вы (пчела, чтобы собрать 100г мёда, должна облететь 1000000 цветков)
  • подумай (почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить насекомых).

      Дети приготовили книжки-малышки на тему «Берегите растения и животных». В них нарисовали редкие растения и животных, а также нарисовали знаки к «Правилам юных друзей природы».

     В рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО  по духовно-нравственному направлению  в классе ведётся работа научного общества «Юный друг природы».  Цель программы: формирование у детей бережного отношения к природе, воспитание нравственной культуры, обогащение представлений о добре и зле, формирование опыта разумного и гуманного поведения в природе, а так же усвоение новых знаний об оказании помощи природе. Программа работы строится таким образом, чтобы в процессе экологического воспитания осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу ребенка, т.е. предполагает наличие познавательных, познавательно-развлекательных, исследовательских, благотворительных, и практических мероприятий.  В программу работы включен материал, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Я считаю, что воспитание экологической культуры реализуется  через систему занятий, внеклассных мероприятий, через внеурочную деятельность и индивидуальную  работу  с обучающимися. Занимаясь изучением экологических проблем, дети стали  более внимательными  к объектам окружающего мира,  часто рассказывают о своих наблюдениях за жизнью растений, животных, любуются растениями, но не срывают их, любят делать зарисовки природных объектов, стараются выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ  ФГОС»

Учитель 3 «А»                                        Дудко В.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры в рамках предмета Технология

В статье освещены возможности учебного предмета и разделы программы, которые могут быть использованы для формирования мироззрения учащихся и вопитания экологически грамотных граждан страны.Интеграция ...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Экологическое воспитание учащихся в рамках уроков географии по охране водных ресурсов Санкт-Петербурга.

Экологическое воспитание учащихся в рамках уроков географии по охране водных ресурсов Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург прекрасно снабжен водными ресурсами, а из уроков географии дети знают,...

Социальный проект «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»

Паспорт социального проекта «Экологическое воспитание школьника средней школы в рамках изучения иностранного языка»...

Экологическое воспитание школьников в рамках реализации ФГОС

Экологическое воспитание школьников на основе принципов "Хартии Земли"...