Экологическое воспитание учащихся в рамках уроков географии по охране водных ресурсов Санкт-Петербурга.
статья по географии
Экологическое воспитание учащихся в рамках уроков географии по охране водных ресурсов Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург прекрасно снабжен водными ресурсами, а из уроков географии дети знают, что благодаря круговороту вода не исчезнет. Необходимо, чтобы учащиеся также осознали следующие взаимосвязи:
-качество воды в Неве - качество водопроводной воды - мое здоровье;
-экологическое состояние воды в Неве - экологическое состояние города - мое здоровье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание учащихся в рамках уроков географии по охране водных ресурсов Санкт-Петербурга.
Известно, что в процессе преподавания предмета географии наибольшее внимание уделяется изучению природных и производственных территориальных комплексов и компонентов, законов и закономерностей размещения и взаимодействия компонентов географической среды. Однако в наше время исследование проблем, связанных с экологией, выходит на первый план. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Экологическая ответственность на прямую связана с такими качествами человека, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. У личности ,обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование.Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Сейчас жизнь ставит перед учителям и воспитателями задачу развития личности ребенка как непрерывный процесс. Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций. При этом представляется важным рассматривать экологическую ситуацию в своём населённом пункте. Нам, жителям Санкт – Петербурга, живущим на берегах Невы, Финского залива, в городе с огромным количеством рек и озёр, актуально говорить о водных ресурсах и о проблемах водоиспользования. Изучая свою местность, школьники должны знать вблизи каких водоемов находится город, в каком они состоянии и что нужно делать для спасения водных ресурсов.
Вода – главный источник жизни людей, и от того, насколько эффективно работают системы водоснабжения и водоотведения в городе, напрямую зависит благополучие горожан, благополучие будущих поколений, национальная безопасность и состояние экологии в регионе. Для такого большого города как Санкт-Петербург, с численностью населения более 5 млн. человек, вопрос правильного использования водных ресурсов приобретает ещё большую значимость. Школьники много слышат о том, что надо экономить воду. Тем не менее, у большинства из них отсутствуют четкие представления о водных ресурсах вокруг Санкт-Петербурга, откуда приходит чистая вода в город и зачем нужно экономить воду.
Санкт-Петербург прекрасно снабжен водными ресурсами, а из уроков географии дети знают, что благодаря круговороту вода не исчезнет. Необходимо, чтобы учащиеся также осознали следующие взаимосвязи:
-качество воды в Неве - качество водопроводной воды - мое здоровье;
-экологическое состояние воды в Неве - экологическое состояние города - мое здоровье.
В связи с этим возникает первоочередная необходимость вводить уроки, экологические игры и праздники ,посвящённые экологическому воспитанию в рамках «Уроков воды». Они помогут школьникам узнать о водных ресурсах своего края, водоснабжении в городе, улучшат понимание экологических проблем и решений в сфере водопотребления и сохранения водных ресурсов, а также разовьют их умение осуществлять доступные практические действия по экономии воды дома и в школе.
Из опыта работы познакомлю вас с одним из уроков по теме «Уроки воды» - «Откуда приходит вода в Санкт-Петербург. Путешествие с капелькой воды»,который положил начало практическому исполнению этого плана. Главной задачей урока было инициировать у учащихся размышления и дискуссии о настоящем и, что ещё более важно, будущем водной среды города. Благодаря СМИ и взрослые, и школьники сейчас стали больше знать о проблемах водной среды города, но стали ли эти проблемы их больше волновать? Исходя из этого, целью урока стало формирование экологической культуры и ответственности за её соблюдение. В ходе урока ученики были вовлечены в продуктивное общение, что способствовало развитию критического мышления. На уроке активно использовалась презентация. Внедрение ИКТ позволило наглядно, очень ярко и красочно представить детям интересную и важную информацию. Анимационные эффекты предоставили возможность наиболее полно раскрыть нужный материал. При составлении презентации ставились следующие задачи:
1.Образовательные:
- закрепить у учащихся знания о воде, как о важном веществе, без которого невозможна жизнь;
- познакомить учащихся:
- с видами больших водоемов вокруг Санкт-Петербурга;
- с городским Водоканалом и основными этапами очистки воды;
- способствовать формированию отношения к воде как наиболее ценному ресурсу, который надо беречь и экономить.
- формировать познавательный интерес с привлечением дополнительного материала под средством ИКТ.
2.Воспитательные:
- воспитать интерес к родному краю;
- формировать активную позицию по охране природы и экологической культуры, понимание своей личной роли в жизни своего города.
На уроке учащиеся узнали о праздновании Всемирного Дня Воды (22 марта), что впоследствии позволило провести экологический урок-праздник с познавательно-игровой программой «Балтийское море- наш общий дом».
Проведенная во время урока экологическая игра «Моделирование загрязнения Невы» на примере макета, выполненного детьми , сориентировало школьников на практические действия по охране воды. В продолжение всего урока у детей ни разу не наблюдался спад познавательной активности.
Экскурсии в Музей «Мир воды Санкт-Петербурга» и мультимедийный комплекс «Вселенная воды» помогли закрепить знания и представления о водоснабжении в Санкт-Петербурге.
В заключении, хочется сказать, что подобные уроки экологического воспитания станут нашей традицией в процессе преподавания предмета географии и защитят учащихся коррекционных школ от равнодушно-пассивного отношения к природе.
Учитель высшей квалификационной категории: Емелева Т.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)
Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ РЕК…»
Урок посвящен проблеме охраны малых рек Ростовской области и разработан с целью экологического воспитания школьников....
Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»
При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...
презентация к уроку географии "ледники и водные ресурсы"
В презентации дается краткая характеристика водных ресурсов и ледников. Презентация может быть использована на уроках географии в 6 классе....
Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.
Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....
Формирование экологической культуры учащихся в рамках использования ресурсов современной цифровой школы
Одно из основных направлений работы классного руководителя – это формирование здорового образа жизни учащихся. Сегодня это направление является составляющим экологического воспитания и образования. В ...
Сценарий открытого мероприятия по охране водных ресурсов "Всем известно без воды - и не туды, и не сюды""
Аннотация.Внеклассное занятие по теме «Всем известно без воды – и не туды и не сюды» был проведён 22 марта и посвящён Всемирному Дню воды. Занятие интегрированное, используются матер...