Воспитание экологической культуры в рамках предмета Технология
статья (технология) по теме
В статье освещены возможности учебного предмета и разделы программы, которые могут быть использованы для формирования мироззрения учащихся и вопитания экологически грамотных граждан страны.Интеграция учебных предметов - необходимое условие проектной и исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ekologicheskoy_kultury_v_ramkah_predmeta_tehnologiya.doc | 53.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры в рамках предмета Технология
Как известно, «Технология» определяется как наука о преобразовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Цель же учебного предмета является не только и не столько передача определенных знаний и умений, а приоритетным направлением является развитие учащихся. Процесс обучения строится с использованием дизайн-подхода, в основе которого лежит проектный метод.
Конечно, мы и ранее неизбежно применяли и использовали межпредметные связи на уроках технологии. В свое время я даже представляла на защиту вариативную программу с элементами интегрирования. Отрадно, что метод проектов позволяет сохранить и обогатить эти связи и по новому взглянуть на интеграцию содержания образования. Такие сквозные линии как технология-литература, технология-история материальной культуры, технология-черчение, изо, технология- МХК, технология- музыка, технология- математика остались и сохраняют свое значение. Вместе с тем более значимыми в силу своей актуальности стали такие линии как технология-биология, технология- ОБЖ.
Содержание курса позволяет способствовать воспитанию у школьников экологической культуры. Понятие «экологической культуры» ввел академик Д.С. Лихачев, одним из первых обративший внимание общества на важность сохранения и поддержания культурной традиции для выживания человечества. В том, что кризис (экологический, демографический) в обществе есть и необходимость преодоления его очевидна, никто не сомневается. Современные философы, социологи, экологи, культурологи считают, что мы живем в эпоху смены цивилизации. Индустриальная цивилизация сменяется новой- которая получила названия -постиндустриальная, информационная, экологическая, ноосфера… Но как не назови – очевидно то, что для этого необходим пересмотр ценностей и приоритетов в целом (экологическая революция должна произойти в сознании человека) для перехода к новому этапу бытия, природы и человека на основах экологического мировосприятия.
Возможность поспособствовать формированию такого мировоззрения у нас с вами есть, т.к. содержание курса (технологии) представляет достаточно много материала.
Основные разделы программы, позволяющие использовать межпредметные связи
Раздел | Тема занятия | Содержание. Дополнительный материал. |
Технология обработки ткани | Материаловедение. --------------------------------------Лоскут .Безотходное (повторное ) использование материала. | Натуральные и химические текстильные волокна. Их свойства, влияние на самочувствие человека. Смесовые ткани. --------------------------------------История рукоделия. Технология изготовления изделий в лоскутной технике. |
Дизайн одежды | Учёт традиций и климата | Виды одежды, значение одежды. Гигиенические требования к одежде. |
Технология декоративно-прикладного искусства | Вышивка, её виды Вязание | Цвет, сочетание цветов Традиции. Орнамент. Смысловое значение орнамента. Рукоделие – способ гармонизации пространства жилища. |
Технология ведения домашнего хозяйства | Чистота помещения. Сухая и влажная уборка | Моющие и чистящие средства. Механизм их воздействия, возможные последствия |
Освещение | Санитарные нормы освещённости помещения. Гигиена зрения | |
Цвет и самочувствие | ||
Фитодизайн | Комнатные растения в интерьере, их роль и значение. | |
Уход за одеждой | ||
Электробытовые приборы | Безопасное пользование |
Гигиена и здоровье | Уход за собой. Гигиена тела и лица | Гигиена подростка. Профилактика воспалительных процессов кожи. Правильный уход. |
Технология обработки пищевых продуктов | Техника безопасности при работе с бытовыми приборами | Электромагнитное излучение. Стандарты электромагнитного излучения |
Здоровый образ жизни. Культура питания. Гигиена и здоровье. Лекарства на тарелке | Вода, её значение. Напитки. Чистота воды. Виды очистки. Пищевые вещества, их роль и значение. Витамины. Минеральные вещества. Пищевые добавки, их классификация .Польза и вред. Генномодифицированные продукты. Нитраты и нитриты. | |
Информационные технологии | Рекомендации по работе с компьютером | Излучение компьютера |
Профессиональное самоопределение | Профессии, их виды. Требования к человеку. | Соответствие психофизиологических особенностей человека требованиям профессии. |
При формировании тем проектных работ я обязательно использую темы и вопросы, содержащиеся в данной таблице и, конечно, при выборе темы для научно – исследовательской работы учащихся. Дизайн-подход позволяет учащимся освоить широкий спектр мыслительных операций, необходимых для творческой и эффективной работы. Подтверждением этого служит то ,что к 9 классу большинство достаточно четко представляют себе исследовательскую деятельность в рамках проекта ,и поэтому становится возможным работа в НОУ. Эта работа индивидуальна—и результаты достаточно стабильны. Во всяком случае в течение 3 лет призовые места в районе и городе . Можно и нужно использовать проектную деятельность для того, чтобы ознакомить учащихся с идеей устойчивого развития –Российская доктрина устойчивого развития ( по Вернадскому). Устойчивое развитие- удовлетворяет потребностям настоящего, но не угрожает будущему. Как известно, критериями оценки устойчивого продукта являются требования экономики, экологии, нравственности. Проект должен быть нацелен на изготовление изделия, необходимого сейчас, но изготовление и потребление его не представляет угрозы для будущего.
Я надеюсь, вы согласитесь с тем, что деятельность учителя и ученика в процессе проектирования совершенно очевидно подтверждает неизбежность интегрирования. Учебные предметы теряют свою изолированность, их содержание приобретает особый смысл .При этом происходит связывание в единое целое : деятельность на уроке, вне урока, вне школы. Я , например, использую уроки ОБЖ, родительские собрания, классные часы со следующей тематикой «Телевизор и мы», «Компьютер и мы», «Пищевые добавки» и подобное..
Ситуация работы над проектами дает дополнительный шанс придумывать, исследовать ,разрабатывать новые решения проблем. Процесс решения задачи предполагает и затрагивает всю структуру человека по всем уровням: физическому, логическому и духовному.
Имея в своем распоряжении задачу, находя информацию и приложив усилия, ребенок находит решение задачи или выявленной проблемы. Позитивным и очень важным моментом является то, что ребенок ощущает при этом - это его духовный заработок, который придает ему силы, уверенности и желания решать новые интересные задачки. Кроме того, у него в арсенале остаются навыки решения подобных задач, умения, знания . Все это становится основой для его творчества .
Хорошо то, что метод проектов предоставляет возможности для творческой работы детей. Позвольте напомнить схему, иллюстрирующую работу с информацией по уровням
Репродуктивный------------уровень понимания ---------------- творческий
1.работа с информацией на репродуктивном уровне : то не только малоэффективно, но даже вредно для здоровья.
2Работа с информацией на уровне понимания значительно сложнее, но и эффективнее. Для ее организации необходимы 3 уже упомянутых фактора: задача, информация, энергия .В процессе подбора информации к задаче и установления их полного соответствия, ученик находит решение, данная ситуация становится частью знания. Таким образом, происходит процесс осознания, то есть процесс от получения информации до ее понимания
.Эти варианты относятся к работе ума: когда к вопросу (задаче) подбираются ответы, т. е. кем-то когда-то уже найденные решения.
А если взять ситуацию, когда вопрос есть, а готового ответа нет? В этом случае ответ (информационное решение) приходится создавать. Это и есть творчество, а оно является характеристикой разума. Понятно, что человек, работающий на уровне понимания, а тем более способный решать задачи творчески и находить новые нестандартные ответы в новой нестандартной ситуации, обладает большим потенциалом выживания. А это ли не задача учителя ,тем более учителя технологии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...
Педагогический проект: «Системно-деятельностный подход в воспитании экологической культуры школьников в рамках биологического образования»
Данный проект включает в себя прогностическое видение путей решения актуальной педагогической проблемы -воспитании экологической культуры.Содержит комплекс приоритетов, целей, методов и задач педагоги...
Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.
Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....
Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...
Преподавание курса «Региональная культура» в рамках предмета технология
Исследовательская работа...
ИКТ технологии как средство воспитания экологической культуры у учащихся на уроках биологии
В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разруше...
Воспитание экологической культуры в рамках работы кружка «Юный эколог»
Современный человек не приучен заботиться о природе. Новый стиль жизни нужно прививать с детства, ведь вся надежда только на детей. Именно нам предстоит создать новую культуру — как во взаимоотн...