Диагностика профессионального самоопределения учащихся 9 класса Маягасской средней школы
методическая разработка (9 класс) на тему

Гоголева Алена Николаевна

Тесты, методики для определения профессиональной направленности учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profdiagnostika.doc451.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика профессионального самоопределения учащихся 9 класса МБОУ «Маягасская средняя общеобразовательная школа имени В.А.Протодьяконова-Кулантая»

Выбор профессии – один из самых сложных выборов в жизни человека. Это не просто принятое в юности решение, а сложившаяся судьба, активная, творческая жизнь или равнодушное существование, это одно из слагаемых человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задает каждый ученик без исключения.

Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке школьников к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Подготовка учащихся к решению выбора профессии ставит перед школой серьезную задачу по организации психологического сопровождения процесса осознанного выбора профессии. Эта проблема,   в первую очередь,  касается классного руководителя.

Целью работы будет профессиональное определение девятиклассников.

Основными задачами являются:

  1. Изучение методологии, используемой в профориентационной работе;
  2. Проведение профориентационных тестов;
  3. Рассмотрение способов планирования профориентационной работы и помощи, профессионального воспитания учащихся.

Предметом исследования является содержание профессиональной ориентации и основные методы ее проведения.

Представленные методики помогут школьникам сориентироваться и выбрать направление собственного профессионального развития. В работе собраны модифицированные отечественные и адаптированные зарубежные профориентационные методики, которые можно использовать в практической деятельности для активизации процесса профессионального самоопределения оптантов, прояснения их профессиональных наклонностей, выбора подходящего рода деятельности.

Предлагаемые материалы могут быть использованы в деятельности классных руководителей, психологов, педагогов, родителей.

Работа состоит и  двух частей. Часть I – методика изучения профессиональной направленности учащихся. Часть  II – результаты проведенных тестов по всему классу и по учащимся.

Использованная литература: Сунцова Я.С. Диагностика профессионального самоопределения. – Ижевск, 2009,  Грецов.А.Г., Азбель А.А. Узнай себя. – СПб.: 2006, Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. – М.. 1988.

 Часть I. Методика изучения профессиональной направленности

Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А.Азбель, А.Г.Грецов)

Методика «Матрица выбора профессии»

Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности (Л.А.Йовайши)

Тест-опросник диагностики темперамента Г.Айзенка

Методика «Большая пятерка личностных качеств» (А.Г.Грецов)

Методика «Семь качеств личности» (Р.Кеттелл)

Методика «Свойства личности» (Дж.Барретт)

Методика определения типа мышления и уровня креативности (В.А.Ганзен)

Диагностика структуры сигнальных систем

Тест-опросник эмпатических тенденций  (А.Меграбиан)

Часть II. Результаты проведенных тестов по классу и учащимся.

Часть II. Результаты проведенных тестов по классу и учащимся. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А.Азбель, А.Г.Грецов)

Мораторий (кризис выбора) – Саян 14, Толя 17, Нарыйаана 10, Камила – 9

Неопределенная – Камила 10

Сформированная – Айаал 12, Саша 15.

Матрица выбора профессии

Саян         Человек. Управление.

                          Менеджер. Администратор.

                          Милиционер. Адвокат. Военный.

                         Таможенник. Прокурор. Табельщик.

Саша        Человек. Продукты питания

Продавец. Парикмахер. Официант.

Режиссер. Артист. Музыкант.

Мастер производственного обучения.

Камила        Информация. Образование.

Преподаватель. Ведущий теле и радиопрограмм

Айаал     Человек. Информация. Оздоровление

Врач. Медбрат. Тренер

Рентгенолог. Врач компьютерной диагностики

Толя  Человек. Техника. Изделия. Природные ресурсы

Управление. Творчество. Конструирование. Исследование. Контроль

Менеджер. Администратор.

Режиссер. Артист. Музыкант

Стилист. Пластический хирург

Психолог. Следователь. Лаборант

Таможенник. Прокурор. Табельщик.

Менеджер по продажам. Логистик. Товаровед

Резчик по дереву. Закройщик. Обувщик

Эргономик. Контролер. Лаборант

Оценщик. Приемщик

Технолог. Авиадиспетчер. Инженер

Конструктор. Дизайнер. Художник

Инженер-конструктор. Телемастер . испытатель

Контролер. Обходчик ЖД

Энергетик. Инженер по кадастру

Архитектор. Декоратор.  Дизайнер ландшафта

Биолог. Метеоролог. Агроном

Радиолог. Почвовед. Эксперт

 Нарыйаана       Человек. Финансы.   Управление. Обслуживание. Контроль

Менеджер. Администратор.

Продавец. Парикмахер. Официант.

Таможенник. Прокурор. Табельщик.

Экономист. Аудитор. Аналитик

Бухгалтер. Кассир. Инкассатор

Ревизор. Налоговый полицейский

Методика оценки склонности к различным сферам Йовайши

А – склонность к работе с людьми

Б – к умственным видам работ

В - на производстве

Г – к эстетике и искусству

Д – к подвижным видам деятельности

Е – к планово-экономическим

А

Б

В

Г

Д

Е

Саян

20

5

13

12

18

22

Саша

19

1

10

24

14

22

Камила

15

12

18

15

13

17

Айаал

14

18

13

12

17

15

Толя

13

14

30

7

10

21

Нарыйаана

17

16

8

14

18

17

Опросник Холланда в 7 классе

Реалистический тип

социальный

артистический

конвенциальный

предприимчивый

интеллектуальный

Саян

Саша

5

10

7

3

10

6

Камила

5

6

8

9

9

3

Айаал

Толя

9

5

6

3

9

6

Нарыйаана

5

9

4

11

11

2

Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны эмоциональная стабильность, хорошо развиты моторные навыки, ловкость. Наделены пространственным воображением. Предпочтение отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с четкими задачами и результатами. Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике. (Толя)

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Стремятся решать проблемы, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко любят поучать и воспитывать окружающих. Предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология. (Саша, Нарыйаана)

Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. Стремятся выделиться из окружения. Эти особенности позволяют им  выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, четко придерживаются инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Наибольшей эффективности им удается достичь в профессиях, требующих четкости, внимательности, устойчивости к монотонной деятельности. Например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель. (Камила, Нарыйаана)

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм, импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями. Профессии : предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат. (Камила, Нарыйаана)

Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Чаще выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия итд.

Тест –опросник диагностики темперамента Айзенка

Шкала интроверсия экстраверсия

Шкала эмоциональная устойчивость - неустойчивость

Шкала скрытность - откровенность

Темперамент

Саян

Умеренная интроверсия

Высокая степень неустойчивости

Искренние ответы

Меланхолик

Саша

Умеренная экстраверсия

Средняя устойчивость

Неискренние ответы

Сангвиник

Камила

Умеренная экстраверсия

Высокая степень неустойчивости

Искренние ответы

Холерик

Айаал

Умеренная интроверсия

Высокая степень неустойчивости

Искренние ответы

Меланхолик

Толя

Умеренная интроверсия

Очень высокая степень неустойчивости

Неискренние ответы

Меланхолик

Нарыйаана

Значительная интроверсия

Высокая степень неустойчивости

Искренние ответы

Меланхолик

«Большая пятерка» Грецов

1

2

3

4

5

Экстраверт-интроверт

Нейротизм

Открытость

Сознательность

Доброжелательность

Саян

6

7

5

6

4

Саша

13

13

7

4

8

Камила

11

10

5

9

13

Айаал

5

10

7

6

9

Толя

6

14

10

14

9

Нарыйаана

6

10

10

8

9

Семь качеств личности Кеттел

Замкнутость/общительность

Эмоц/устойчивость

Подчин/домин

Сдерж/экспр

Робость/смелость

Доверч/подозр

Увер/тревож

Саян

8

8

8

5

9

5

4

Саша

7

4

3

4

6

7

6

Камила

5

5

4

6

5

5

8

Айаал

5

8

7

6

6

8

6

Толя

6

10

7

7

8

7

8

Нарыйаана

6

9

6

9

10

4

8

Свойства личности. Баррет

индивидуализм

общительность

уверенность

пассивность

Ориентация на воображение

Ориентация на факты

спонтанность

осмотрительность

Тип

Саян

29

23

26

25

23

24

28

28

организатор

Саша

14

27

22

18

31

21

45

23

борец

Камила

22

32

12

31

22

30

33

33

компаньон

Айаал

21

21

16

28

21

29

25

24

исполнитель

Толя

35

28

28

33

22

30

29

34

исследователь

Нарыйаана

21

28

23

28

18

27

24

24

завершитель

Тип

Примерные профессии

Саян

организатор

Адвокат, инспектор полиции, специалист по анализу, таможенный инспектор, налоговый инспектор

Саша

борец

Правозащитник, курьер, косметолог, демонстратор, журналист, специалист по связям с общественностью, преподаватель актерского мастерства

Камила

компаньон

Стюардесса, бармен, ассистент стоматолога, парикмахер, учитель младших классов, секретарь, преподаватель физкультуры, лидер команды

Айаал

исполнитель

Специалист по бухгалтерскому учету, гид, повар, диетолог, переводчик, компьютерный техник, средний медицинский персонал, офицер ДПС

Толя

исследователь

Специалист по бухгалтерскому учету, архивариус, аудитор, водитель, инженер, страховщик

Нарыйаана

завершитель

Член бригады скорой помощи, военный, кассир, медсестра, полицейский, пожарный, охранник

Профиль мышления Ганзен

п

с

з

о

к

тип

Уровень креативности

Саян

11

9

7

8

8

Предметно-символический

Средний уровень креативности

Саша

0

1

1

2

2

Средний уровень креативности

Камила

Айаал

9

9

5

7

8

Предметно-символический

Средний уровень креативности

Толя

12

10

8

12

10

Предметно-образный

Высокий уровень креативности

Нарыйаана

11

9

4

12

12

Предметно-образный

Высокий уровень креативности

Диагностика структуры сигнальных систем

метафоризация

образность

символ

вербал

абстраг

рефлексивность

Ручные навыки

Саян

2

2

4

3

1

3

6

Саша

0

3

0

0

2

2

1

Камила

4

3

2

2

4

3

3

Айаал

3

7

6

3

5

4

5

Толя

4

2

5

3

5

5

8

Нарыйаана

4

4

2

1

4

3

6

Тест-опросник эмпатических тенденций Меграбиан

баллы

Уровень эмпатийности

Саян

21

Средний уровень

Саша

21

Средний уровень

Камила

Айаал

19

Средний уровень

Толя

14

Низкий уровень

Нарыйаана

20

Низкий уровень у девушки

Опросник ДДО (методика Климова) в 7 классе

Природа

Техника

Человек

Знак

Худ.образ

Преобладающий тип

возможный

Саян

5

6

4

2

3

техника

природа

Саша

6

3

4

2

5

природа

Худ.образ

Камила

3

5

6

1

3

человек

техника

Айаал

5

3

2

7

3

знак

природа

Толя

6

8

1

4

1

техника

природа

Нарыйаана

1

4

5

3

7

Худ.образ

человек

Анкета изучения желаемого социального статуса в 8 классе

самореализация

заработок

карьера

альтуизм

Условия труда

самостоятельность

общение

Саян

13

15

15

15

15

15

14

Саша

12

14

11

13

10

12

10

Камила

11

12

12

12

13

13

12

Айаал

13

15

11

12

13

15

13

Толя

14

15

13

13

9

8

12

Нарыйаана

11

14

14

15

12

12

14

Карта интересов в 8 классе

Саян

9+Право, юриспруденция

7+Военные специальности

7+Физкультура и спорт

6+История

Саша

4+9+Право, юриспруденция

7+Военные специальности

7+Физкультура и спорт

6+История

3+Авиация, морское дело

3+Торговля, сфера обслуживания

3+Сценическое искусство

Камила

6+Военные специальности

5+Легкая и пищевая промышленность

5+Общественная деятельность

5+Педагогика

5+Право, юриспруденция

5+Торговля, сфера обслуживания

Айаал

6+Медицина

6+Военные специальности

5+Химия

4+Право, юриспруденция

4+Физкультура, спорт

Толя

11+Химия

7+Биология

7+Легкая и пищевая промышленность

7+Техника

7+Электро и радиотехника

7+Физкультура, спорт

Нарыйаана

6+Военные специальности

6+Иностранные языки

6+Сценическое искусство

6+Музыка

5+Легкая и пищевая промышленность

5+Педагогика

5+Право, юриспруденция

5+Физкультура, спорт

Предметы ОГЭ

ФИ

Предметы

1

Базаров С.

Обществознание. Информатика

2

Бочкарев С.

(ГВЭ)

3

Копырина К.

Обществознание. Информатика

4

Стрекаловский А

Химия. Биология

5

Стручков Т.

Биология. Информатика

6

Тарабукина Н.

Обществознание. Английский язык

Расписание второй половины дня 9 класса

День недели

Время

Предмет

ФИ

Понедельник

15.30 – 16.15

ОБЖ

все

16.20 – 17.05

ИК - Химия

С.Айаал

17.10

Пулевая стрельба

все

Вторник

15.30 – 16.15

ИК – Русский язык

все

16.20 – 17.05

ПД - Обществознание

Базаров С., Копырина К., Тарабукина Н.

17.10

Волейбол

все

Среда

15.30 – 16.15

ИК – Математика

все

16.20 – 17.05

ПД - Биология

Стрекаловский А., Стручков Т.

17.10

Четверг

15.30 – 16.15

ПД - Английский

Тарабукина Н.

16.20 – 17.05

ВУД - История

Базаров С., Копырина К., Тарабукина Н.

17.10

Волейбол

все

Пятница

15.30 – 16.15

ВУД – Кылыьах, шашки

Тарабукина Н., Копырина К., Базаров С.

16.20 – 17.05

ВУД - Геометрия

все

17.10

ВИА, Пулевая стрельба

все

Результаты первичной профдиагностики Б.Саяна, ученика 9 класса

Методика Азбеля

Мораторий (кризис выбора) – Саян 14

Матрица выбора профессии

Право, юриспруденция

Военные специальности

Физкультура и спорт

История

                       Управление.Руководство чьей-то деятельностью

                          Менеджер. Администратор.

                          Милиционер. Адвокат. Военный.

                         Таможенник. Прокурор. Табельщик.

Тип

организатор

Адвокат, инспектор полиции, специалист по анализу, таможенный инспектор, налоговый инспектор

– склонность к работе с людьми

«Большая пятерка» Грецов

1

2

3

4

5

Экстраверт-интроверт

Нейротизм

Открытость

Сознательность

Доброжелательность

Саян

6

7

5

6

4

Свойства личности. Баррет

индивидуализм

общительность

уверенность

пассивность

Ориентация на воображение

Ориентация на факты

спонтанность

осмотрительность

Тип

Саян

29

23

26

25

23

24

28

28

организатор

Тип

Примерные профессии

Саян

организатор

Адвокат, инспектор полиции, специалист по анализу, таможенный инспектор, налоговый инспектор

Семь качеств личности Кеттел

Замкнутость/общительность

Эмоц/устойчивость

Подчин/домин

Сдерж/экспр

Робость/смелость

Доверч/подозр

Увер/тревож

Саян

8

8

8

5

9

5

4

Профиль мышления Ганзен

п

с

з

о

к

тип

Уровень креативности

Саян

11

9

7

8

8

Предметно-символический

Средний уровень креативности

Диагностика структуры сигнальных систем

метафоризация

образность

символ

вербал

абстраг

рефлексивность

Ручные навыки

Саян

2

2

4

3

1

3

6

Методика оценки склонности к различным сферам Йовайши

А – склонность к работе с людьми

Б – к умственным видам работ

В - на производстве

Г – к эстетике и искусству

Д – к подвижным видам деятельности

Е – к планово-экономическим

А

Б

В

Г

Д

Е

Саян

20

5

13

12

18

22

Тест –опросник диагностики темперамента Айзенка

Шкала интроверсия экстраверсия

Шкала эмоциональная устойчивость - неустойчивость

Шкала скрытность - откровенность

Темперамент

Саян

Умеренная интроверсия

Высокая степень неустойчивости

Искренние ответы

Меланхолик

Опросник ДДО (методика Климова) в 7 классе

Природа

Техника

Человек

Знак

Худ.образ

Преобладающий тип

возможный

Саян

5

6

4

2

3

техника

природа

Карта интересов в 8 классе

Саян

9+Право, юриспруденция

7+Военные специальности

7+Физкультура и спорт

6+История

Саян находится в моратории профессиональной идентичности. Осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.

Его привлекает Человек как объект деятельности (сфера труда).  Вид деятельности – управление (руководство чьей-то деятельностью).

По матрице выбора профессии получаются следующие профессии: Менеджер. Администратор. Полицейский. Адвокат. Военный. Таможенник. Прокурор. Табельщик.  

Подходящие области работы: Право, юриспруденция, Военные специальности, Физкультура и спорт, История.

Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности Л.А.Йовайши выявляет склонности к различным сферам деятельности. Саян показал склонность к планово-экономическим видам работ и склонность к работе с людьми. Показатели относятся к высоким.

По тесту опроснику диагностики темперамента Г.Айзенка Саян – умеренный экстраверт. Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие риск и движение. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди, «душа компании», заводилы, отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Как правило, ориентируются на внешнюю оценку, поэтому могут хорошо сдавать экзамены, тянутся к новым впечатлениям и ощущениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решения.

Высокая степень эмоциональной неустойчивости.

По темпераменту – меланхолик.  Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью. При неблагоприятных условиях у меланхолика могут развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Методика «Семь качеств личности » Р.Кеттелл показала, что Саян общителен, открыт и добродушен. Ему присущи мягкосердечность, непринужденность в поведении. Охотно взаимодействует с людьми, активен в устранении конфликтов, не боится критики, откликается на любые события. Такой человек успешно реализует себя в профессиях, подразумевающих межличностные контакты, работу в команде.

Человек эмоционально выдержан, реалистически настроен.

Благоразумен, осторожен, рассудителен.

Смел, активен, склонен к риску, готов иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Такой человек может выбирать для себя профессии, предполагающие осуществление в условиях повышенного риска (военный, полицейский, пожарный и тп).

Доверчив, откровенен, благожелателен по отношению к окружающим. Обычно легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе, независтлив, однако окружающие могут злоупотреблять его доверчивостью.

Уверен в себе, хладнокровен, спокоен. Это позволяет результативно работать в ситуациях, связанных с повышенной ответственностью, в стрессогенной обстановке.

По методике «Свойства личности» Дж.Барретт у Саяна преобладает индивидуализм. Это означает, что человек самодостаточный. Полагается только на себя. Проявляет инициативу. Может восприниматься как спокойный, либо как дерзкий человек. Может неплохо чувствовать себя в обществе, но иногда застенчив. Испытывает трудности в общении. Отстранен и целеустремлен. Мыслит самостоятельно. Находчив. Не любит говорить о «пустяках».

Может быть доминантным , упрямым и агрессивным. Считается напористым. Решителен, иногда идет на риск, добивается желаемого. Может задевать чужие чувства. Вызывает уважение. Часто не замечает реакции окружающих. Критичен. Требователен. Берет ответственность на себя.

Ориентация на факты. Оценивает ситуацию логически. Предпочитает дисциплинированное, регламентированное поведение. Контролирует свои действия. Рассматривает вопрос по существу. Ориентируется на объективную информацию и факты.

Эти характеристики позволяют определить личностный тип – Организатор.

Примерные профессии к полученному типу: Адвокат, инспектор полиции, специалист по анализу, таможенный инспектор, налоговый инспектор.

Методика определения типа мышления и уровня креативности «Профиль мышления» В.А.Ганзен выявила предметно-символический тип мышления и средний уровень креативности. В основе мышления – репродуктивное мышление, направленное на выполнение отдельных коротких операций по заданной схеме с использованием кратковременной и оперативной памяти. Часто встречается у людей, занимающихся счетной, учетной работой.

Его любимыми предметами являются физкультура, история, обществознание. Увлекается спортом, под руководством тренера Егорова В.В. занимался боксом, является призером многих республиканских соревнований. Также успешно участвует на соревнованиях по легкой атлетике. Посещает секцию волейбола.

Результаты первичной профдиагностики Б.Саши, ученика 9 класса

Методика Азбеля

Сформированная –Саша 15.

Матрица выбора профессии

Саша        Человек. Продукты питания

Продавец. Парикмахер. Официант.

Режиссер. Артист. Музыкант.

Мастер производственного обучения.

Методика оценки склонности к различным сферам Йовайши

А – склонность к работе с людьми

Б – к умственным видам работ

В - на производстве

Г – к эстетике и искусству

Д – к подвижным видам деятельности

Е – к планово-экономическим

А

Б

В

Г

Д

Е

Саша

19

1

10

24

14

22

Опросник Холланда в 7 классе

Реалистический тип

социальный

артистический

конвенциальный

предприимчивый

интеллектуальный

Саша

5

10

7

3

10

6

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Стремятся решать проблемы, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко любят поучать и воспитывать окружающих. Предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм, импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями. Профессии : предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат.

Тест –опросник диагностики темперамента Айзенка

Шкала интроверсия экстраверсия

Шкала эмоциональная устойчивость - неустойчивость

Шкала скрытность - откровенность

Темперамент

Саша

Умеренная экстраверсия

Средняя устойчивость

Неискренние ответы

Сангвиник

«Большая пятерка» Грецов

1

2

3

4

5

Экстраверт-интроверт

Нейротизм

Открытость

Сознательность

Доброжелательность

Саша

13

13

7

4

8

Семь качеств личности Кеттел

Замкнутость/общительность

Эмоц/устойчивость

Подчин/домин

Сдерж/экспр

Робость/смелость

Доверч/подозр

Увер/тревож

Саша

7

4

3

4

6

7

6

Свойства личности. Баррет

индивидуализм

общительность

уверенность

пассивность

Ориентация на воображение

Ориентация на факты

спонтанность

осмотрительность

Тип

Саша

14

27

22

18

31

21

45

23

борец

Диагностика структуры сигнальных систем

метафоризация

образность

символ

вербал

абстраг

рефлексивность

Ручные навыки

Саша

0

3

0

0

2

2

1

Тест-опросник эмпатических тенденций Меграбиан

баллы

Уровень эмпатийности

Саша

21

Средний уровень

Опросник ДДО (методика Климова) в 7 классе

Природа

Техника

Человек

Знак

Худ.образ

Преобладающий тип

возможный

Саша

6

3

4

2

5

природа

Худ.образ

Анкета изучения желаемого социального статуса в 8 классе

самореализация

заработок

карьера

альтуизм

Условия труда

самостоятельность

общение

Саша

12

14

11

13

10

12

10

Карта интересов в 8 классе

Саша

4+9+Право, юриспруденция

7+Военные специальности

7+Физкультура и спорт

6+История

3+Авиация, морское дело

3+Торговля, сфера обслуживания

3+Сценическое искусство

У Саши сформированная профессиональная идентичность (выраженность выше среднего уровня). Он готов совершить выбор дальнейшего профессионального развития.

Объекты  деятельности – человек и продукты питания.  Вид деятельности – обслуживание. По матрице выбора профессии ему подходят такие профессии: Продавец. Парикмахер. Официант. Режиссер. Артист. Музыкант. Мастер производственного обучения.

По методике оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности Л.А.Йовайши Саша показал склонности к эстетике и искусству и к планово-экономическим видам работ.

Опросник Холланда в 7 классе

Реалистический тип

социальный

артистический

конвенциальный

предприимчивый

интеллектуальный

Саша

5

10

7

3

10

6

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Стремятся решать проблемы, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко любят поучать и воспитывать окружающих. Предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм, импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями. Профессии : предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат.

По тесту опроснику диагностики темперамента Г.Айзенка Саян – умеренный экстраверт. Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие риск и движение. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. …

Средняя эмоциональная устойчивость.

По темпераменту – сангвиник.

По «Большой пятерке» Грецова выявлен высокий уровень экстраверсии. Человек общительный, активный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий работу в компании, чем в одиночестве.

Высокий нейротизм проявляется в бурных реакциях на любые жизненные события, эмоциональность, менее устойчив к стрессу. Но в то же время более чуткий, отзывчивый, динамичный.

Сознательность ниже среднего характеризуется беспечностью, небрежностью, слабоволием, ленью и любовью к наслаждениям. Но в то же время такие люди более расслабленные, жизнерадостные, приятные в общении, легко переносящие проблемы и неприятности.

Средний уровень доброжелательности.

Методика «Семь качеств личности» Кеттел определила у Саши средние показатели общительности, низкие показатели эмоциональной устойчивости. Человек подвержен чувствам, бурно реагирует на препятствия, настроение переменчиво. Склонен уступать другим, брать вину на себя, тревожиться о своих возможных ошибках. Ему свойственны тактичность, иногда – застенчивость. Робок, сдержан, проявляет осторожность, не вполне уверен в своих силах, отличается повышенной чувствительностью к угрозе.

Методика «Свойства личности» Баррет показала, что Саша подстраивается к окружающим, предпочитает компанию, не любит быть в одиночестве, предан, оказывает поддержку. Легко поддается убеждению. Меняет поведение в связи с ситуацией. Разрешает противоречия между людьми. Любит участвовать в массовых мероприятиях и принимать решения совместно с другими людьми. Может быть упрямым. Считается напористым. Может задевать чужие чувства. Критичен. Требователен.

Восприимчив к чувствам других. Эмоционален и часто экспрессивен. Принимает решения скорее сердцем, а не головой. Уделяет слишком много внимания незначительным вещам. Восприимчив к чувствам и идеям.

Энергичный. Любит изменения, быстро сменяющиеся события. Часто ему трудно заниматься чем-то одним и доводить дело до конца. Любит развлекать, полон энтузиазма. Недостаточно дисциплинирован, но производит яркое впечатление.

Эти характеристики позволяют отнести Сашу к личностному типу «Борец». Подходящие профессии: правозащитник, курьер, косметолог, демонстратор, журналист, специалист по связям с общественностью, преподаватель актерского мастерства, представитель общественной организации.

Диагностика структуры сигнальных систем показывает образность представлений – способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышлению. Абстрагирование – способность обобщать конкретное, выходить в область абстракции. Рефлексивность – способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому.

Результаты первичной профдиагностики К.Камилы, ученицы 9 класса

Методика Азбеля

Неопределенная – Камила 10

Методика изучения статусов профессиональной идентичности показала неопределенную идентичность . Неопределенное состояние характерно для людей, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов.

Матрица выбора профессии

Камила        Информация. Образование.

Преподаватель. Ведущий теле и радиопрограмм

Методика оценки склонности к различным сферам Йовайши

А – склонность к работе с людьми

Б – к умственным видам работ

В - на производстве

Г – к эстетике и искусству

Д – к подвижным видам деятельности

Е – к планово-экономическим

А

Б

В

Г

Д

Е

Камила

15

12

18

15

13

17

Опросник Холланда в 7 классе

Реалистический тип

социальный

артистический

конвенциальный

предприимчивый

интеллектуальный

Камила

5

6

8

9

9

3

Тест –опросник диагностики темперамента Айзенка

Шкала интроверсия экстраверсия

Шкала эмоциональная устойчивость - неустойчивость

Шкала скрытность - откровенность

Темперамент

Камила

Умеренная экстраверсия

Высокая степень неустойчивости

Искренние ответы

Холерик

«Большая пятерка» Грецов

1

2

3

4

5

Экстраверт-интроверт

Нейротизм

Открытость

Сознательность

Доброжелательность

Камила

11

10

5

9

13

Семь качеств личности Кеттел

Замкнутость/общительность

Эмоц/устойчивость

Подчин/домин

Сдерж/экспр

Робость/смелость

Доверч/подозр

Увер/тревож

Камила

5

5

4

6

5

5

8

Свойства личности. Баррет

индивидуализм

общительность

уверенность

пассивность

Ориентация на воображение

Ориентация на факты

спонтанность

осмотрительность

Тип

Камила

22

32

12

31

22

30

33

33

компаньон

Тип

Примерные профессии

Камила

компаньон

Стюардесса, бармен, ассистент стоматолога, парикмахер, учитель младших классов, секретарь, преподаватель физкультуры, лидер команды

Диагностика структуры сигнальных систем

метафоризация

образность

символ

вербал

абстраг

рефлексивность

Ручные навыки

Камила

4

3

2

2

4

3

3

Опросник ДДО (методика Климова) в 7 классе

Природа

Техника

Человек

Знак

Худ.образ

Преобладающий тип

возможный

Камила

3

5

6

1

3

человек

техника

Анкета изучения желаемого социального статуса в 8 классе

самореализация

заработок

карьера

альтуизм

Условия труда

самостоятельность

общение

Камила

11

12

12

12

13

13

12

Карта интересов в 8 классе

Камила

6+Военные специальности

5+Легкая и пищевая промышленность

5+Общественная деятельность

5+Педагогика

5+Право, юриспруденция

5+Торговля, сфера обслуживания

Методика изучения статусов профессиональной идентичности Азбеля показала неопределенную идентичность . Неопределенное состояние характерно для людей, которые не имеют прочных профессиональных целей и планов.

Камилу привлекают информация как сфера труда и образование как вид деятельности. По матрице выбора профессии выходит следующие профессии: Преподаватель. Ведущий теле и радиопрограмм.

«Методика оценки склонности к различным сферам» Йовайши выявила склонности к работе на производстве и к планово-экономическим видам работ.

По опроснику Холланда Камила относится к конвенциальному и предприимчивому типам, есть предрасположенность к артистическому типу.

Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, четко придерживаются инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Наибольшей эффективности им удается достичь в профессиях, требующих четкости, внимательности, устойчивости к монотонной деятельности. Например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель.

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм, импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями. Профессии : предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат.

Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. Стремятся выделиться из окружения. Эти особенности позволяют им  выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

По опроснику Айзенка Камила является умеренным экстравертом. Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие риск и движение. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Обычно это активные, шумные люди, «душа компании», отличные бизнесмены и организаторы, обладают внешним обаянием, прямолинейны в суждениях. Тянутся к новым впечатлениям, оптимистичны, хорошо справляются с работой, требующей быстрого принятия решений.

Тип темперамента – холерик. Холерик характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резвостью, стремительностью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. Недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

Методика «Большая пятерка личностных качеств» Грецова выявила уровень выше среднего экстраверсии. Это означает, что Камила – человек общительный, оптимистичный, любящий повеселиться, более продуктивно выполняющий работу в компании, чем в одиночестве.

Выше среднего уровень нейротизма. Такой человек бурно реагирует на любые жизненные события, эмоционален, менее устойчив к стрессу. Но в то же время эти люди более чуткие, отзывчивые, динамичные.

Ниже среднего уровень открытости. Человек настороженно относится к новому и неожиданному, предпочитает стабильность.

Средний уровень сознательности.

Высокий уровень доброжелательности. Человек доверчив, добр, готов к бескорыстной помощи. Такие качества помогают располагать к себе окружающих хотя иногда окружающие начинают злоупотреблять бескорыстностью такого человека.

Методика «Семь качеств личности» Кеттелл определила средние показатели общительности. Человек общителен, ему присущи мягкосердечность, непринужденность в поведении. Охотно взаимодействует с людьми, не боится критики.

Средние показатели эмоциональной устойчивости.

Низкие показатели доминирования. Это означает, что человек склонен уступать другим, брать вину на себя, тревожиться о своих возможных ошибках. Свойственны тактичность, почтительность, иногда – стеснительность. Такие люди продуктивно работают в ситуациях внешнего управления, но необходимость проявлять собственную инициативу, отсутствие руководства может поставить их в тупик.

Средние показатели экспрессивности. Человек жизнерадостен, весел, активен, эмоционален, верит в удачу.

Средние показатели смелости.

Средние показатели подозрительности.

Человеку свойственно переживать по самым разным поводам, он впечатлителен и раним, испытывает трудности в принятии решений. Такие люди комфортнее чувствуют себя на более спокойной работе, где не требуется незамедлительно принимать решения, от которых зависят чья-то жизнь и здоровье, финансовое благополучие организации и тп.

Методика Дж. Баррет «Свойства личности» показывает, что Камила предпочитает компанию, подстраивается к окружающим. Не любит быть в одиночестве. Легко поддается убеждению. Меняет поведение в соответствии с ситуацией. Любит участвовать в массовых мероприятиях и принимать решения совместно с людьми. Предпочитает держать свое мнение при себе. Скорее уступает, чем соглашается. Может уклониться от высказывания своей точки зрения. Старается нравиться. Ориентирована на сотрудничество. Оценивает ситуацию логически. Предпочитает дисциплинированное, регламентированное поведение. Контролирует свои действия. Рассматривает вопрос по существу. Ориентируется на объективную информацию и факты.

Эти характеристики относят Камилу к личностному типу «Компаньон». Подходящие профессии: Стюардесса, бармен, ассистент стоматолога, парикмахер, учитель младших классов, секретарь, преподаватель физкультуры, лидер команды.

По опроснику ДДО в 7 классе Камила относится к типу «Человек», возможный тип «Техника».

В анкете изучения желаемого социального статуса в 8 классе Камила выбрала условия труда и самостоятельность как самые главные в работе.

Карта интересов показывает предпочтения Камилы: Военные специальности, Легкая и пищевая промышленность, Общественная деятельность, Педагогика, Право, юриспруденция, Торговля, сфера обслуживания.

Результаты первичной профдиагностики С.Айаала, ученика 9 класса

Сформированная – Айаал - 12.

Матрица выбора профессии

Айаал     Человек. Информация. Оздоровление

Врач. Медбрат. Тренер

Рентгенолог. Врач компьютерной диагностики

Методика оценки склонности к различным сферам Йовайши

А – склонность к работе с людьми

Б – к умственным видам работ

В - на производстве

Г – к эстетике и искусству

Д – к подвижным видам деятельности

Е – к планово-экономическим

А

Б

В

Г

Д

Е

Айаал

14

18

13

12

17

15

Тест –опросник диагностики темперамента Айзенка

Шкала интроверсия экстраверсия

Шкала эмоциональная устойчивость - неустойчивость

Шкала скрытность - откровенность

Темперамент

Айаал

Умеренная интроверсия

Высокая степень неустойчивости

Искренние ответы

Меланхолик

 «Большая пятерка» Грецов

1

2

3

4

5

Экстраверт-интроверт

Нейротизм

Открытость

Сознательность

Доброжелательность

Айаал

5

10

7

6

9

Семь качеств личности Кеттел

Замкнутость/общительность

Эмоц/устойчивость

Подчин/домин

Сдерж/экспр

Робость/смелость

Доверч/подозр

Увер/тревож

Айаал

5

8

7

6

6

8

6

Свойства личности. Баррет

индивидуализм

общительность

уверенность

пассивность

Ориентация на воображение

Ориентация на факты

спонтанность

осмотрительность

Тип

Айаал

21

21

16

28

21

29

25

24

исполнитель

Тип

Примерные профессии

Айаал

исполнитель

Специалист по бухгалтерскому учету, гид, повар, диетолог, переводчик, компьютерный техник, средний медицинский персонал, офицер ДПС

Профиль мышления Ганзен

п

с

з

о

к

тип

Уровень креативности

Айаал

9

9

5

7

8

Предметно-символический

Средний уровень креативности

Диагностика структуры сигнальных систем

метафоризация

образность

символ

вербал

абстраг

рефлексивность

Ручные навыки

Айаал

3

7

6

3

5

4

5

Тест-опросник эмпатических тенденций Меграбиан

баллы

Уровень эмпатийности

Айаал

19

Средний уровень

Опросник ДДО (методика Климова) в 7 классе

Природа

Техника

Человек

Знак

Худ.образ

Преобладающий тип

возможный

Айаал

5

3

2

7

3

знак

природа

Анкета изучения желаемого социального статуса в 8 классе

самореализация

заработок

карьера

альтуизм

Условия труда

самостоятельность

общение

Айаал

13

15

11

12

13

15

13

Карта интересов в 8 классе

Айаал

6+Медицина

6+Военные специальности

5+Химия

4+Право, юриспруденция

4+Физкультура, спорт

Методика изучения статусов профессиональной идентичности Азбеля показала , что у Айаала сформированная профессиональная идентичность. Готов совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития. У таких людей присутствует уверенность в правильности принятого решения. Они могут осознанно выстраивать свою жизнь, потому что определились, чего хотят достигнуть.

Айаала интересуют Человек и Информация как сферы труда, Оздоровление как вид деятельности. По матрице выбора выходят следующие профессии: Врач. Медбрат. Тренер . Рентгенолог. Врач компьютерной диагностики.

Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности Л.А.Йовайши выявила у Айаала склонность к умственным видам работ и склонность к подвижным видам деятельности.

По тесту –опроснику диагностики темперамента Айзенка Айаал – умеренный интроверт. Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты, испытывают затруднения в социальной адаптации. Вернее распознают звуки, цвета, более осторожны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Высокая степень эмоциональной неустойчивости.

По темпераменту – меланхолик. Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью. При неблагоприятных условиях у меланхолика могут развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Методика «Большая пятерка личностных качеств» А.Г.Грецова определила интроверсию. Это направленность личности на внутренний мир. Человек сдержанный, трезво мыслящий, отчужденный, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, он индивидуалист. Такие люди находят себя в деятельности, не требующей интенсивного общения.

Нейротизм выше среднего. Бурно реагирует  на любые жизненные события, эмоционален, менее устойчив к стрессу. Но в то же время эти люди более чуткие, отзывчивые, динамичные.

Средний уровень открытости. Человек настороженно относится к новому и неожиданному, предпочитает стабильность.

Уровень сознательности ниже среднего. Минусы: беспечность, небрежность, слабоволие, лень и любовь к наслаждениям.

Средний уровень доброжелательности.

Методика «Семь качеств личности» Р.Кеттелл выявила средние показатели общительности, эмоциональной устойчивости, склонности к подчинению, сдержанности, робости,  доверчивости и уверенности.

По методике «Свойства личности» Дж.Барретт у Айаала преобладает пассивность. Предпочитает держать свое мнение при себе. Скорее уступает, чем соглашается. Может уклониться от высказывания своей точки зрения. Старается нравиться. Ориентирован на сотрудничество. Оценивает ситуацию логически. Предпочитает дисциплинированное, регламентированное поведение. Контролирует свои действия. Рассматривает вопрос по существу. Ориентируется на объективную информацию и факты. Любит изменения. Часто ему трудно заниматься чем-то одним и доводить дело до конца. Любит развлекать. Иногда воспринимается как легкомысленный человек, поскольку хватается то за одно, то за другое. Недостаточно дисциплинирован.

Эти характеристики относят Айаала к личностному типу «Исполнитель». Подходящие профессии: Специалист по бухгалтерскому учету, гид, повар, диетолог, переводчик, компьютерный техник, средний медицинский персонал, офицер ДПС.

«Профиль мышления» В.А.Ганзен характеризует тип мышления у Айаала как предметно-символический. В основе репродуктивное мышление, направленное на выполнение отдельных коротких операций по заданной схеме с использованием кратковременной и оперативной памяти. Часто встречается у людей, занимающихся учетной работой. Уровень креативности средний.

Диагностика структуры сигнальных систем выявляет преобладание образности представлений  и символизации. Образность – способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышлению. Символизация – способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками.

Тест-опросник эмпатических тенденций Меграбиан показывает средний уровень эмпатийности. Эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания других, высшее нравственное чувство.

По опроснику ДДО, проведенному в 7 классе, Айаал относится к типу «Знак», возможен тип «Природа».

В анкете изучения желаемого социального статуса в 8 классе Айаал указал заработок и самостоятельность как самые важные в профессии.

В методике «Карта интересов» Айаал выбрал медицину, военные специальности,  химию, юриспруденцию и физкультуру.

 

Результаты первичной профдиагностики С.Толи, ученика 9 класса

Методика Азбеля

Мораторий (кризис выбора) –Толя - 17.

Матрица выбора профессии

Толя  Человек. Техника. Изделия. Природные ресурсы

Управление. Творчество. Конструирование. Исследование. Контроль

Менеджер. Администратор.

Режиссер. Артист. Музыкант

Стилист. Пластический хирург

Психолог. Следователь. Лаборант

Таможенник. Прокурор. Табельщик.

Менеджер по продажам. Логистик. Товаровед

Резчик по дереву. Закройщик. Обувщик

Эргономик. Контролер. Лаборант

Оценщик. Приемщик

Технолог. Авиадиспетчер. Инженер

Конструктор. Дизайнер. Художник

Инженер-конструктор. Телемастер . испытатель

Контролер. Обходчик ЖД

Энергетик. Инженер по кадастру

Архитектор. Декоратор.  Дизайнер ландшафта

Биолог. Метеоролог. Агроном

Радиолог. Почвовед. Эксперт

Методика оценки склонности к различным сферам Йовайши

А – склонность к работе с людьми

Б – к умственным видам работ

В - на производстве

Г – к эстетике и искусству

Д – к подвижным видам деятельности

Е – к планово-экономическим

А

Б

В

Г

Д

Е

Толя

13

14

30

7

10

21

Опросник Холланда в 7 классе

Реалистический тип

социальный

артистический

конвенциальный

предприимчивый

интеллектуальный

Толя

9

5

6

3

9

6

Тест –опросник диагностики темперамента Айзенка

Шкала интроверсия экстраверсия

Шкала эмоциональная устойчивость - неустойчивость

Шкала скрытность - откровенность

Темперамент

Толя

Умеренная интроверсия

Очень высокая степень неустойчивости

Неискренние ответы

Меланхолик

«Большая пятерка» Грецов

1

2

3

4

5

Экстраверт-интроверт

Нейротизм

Открытость

Сознательность

Доброжелательность

Толя

6

14

10

14

9

Семь качеств личности Кеттел

Замкнутость/общительность

Эмоц/устойчивость

Подчин/домин

Сдерж/экспр

Робость/смелость

Доверч/подозр

Увер/тревож

Толя

6

10

7

7

8

7

8

Свойства личности. Баррет

индивидуализм

общительность

уверенность

пассивность

Ориентация на воображение

Ориентация на факты

спонтанность

осмотрительность

Тип

Толя

35

28

28

33

22

30

29

34

исследователь

Тип

Примерные профессии

Толя

исследователь

Специалист по бухгалтерскому учету, архивариус, аудитор, водитель, инженер, страховщик

Профиль мышления Ганзен

п

с

з

о

к

тип

Уровень креативности

Толя

12

10

8

12

10

Предметно-образный

Высокий уровень креативности

Диагностика структуры сигнальных систем

метафоризация

образность

символ

вербал

абстраг

рефлексивность

Ручные навыки

Толя

4

2

5

3

5

5

8

Тест-опросник эмпатических тенденций Меграбиан

баллы

Уровень эмпатийности

Толя

14

Низкий уровень

Опросник ДДО (методика Климова) в 7 классе

Природа

Техника

Человек

Знак

Худ.образ

Преобладающий тип

возможный

Толя

6

8

1

4

1

техника

природа

Анкета изучения желаемого социального статуса в 8 классе

самореализация

заработок

карьера

альтуизм

Условия труда

самостоятельность

общение

Толя

14

15

13

13

9

8

12

Карта интересов в 8 классе

Толя

11+Химия

7+Биология

7+Легкая и пищевая промышленность

7+Техника

7+Электро и радиотехника

7+Физкультура, спорт

Как показывает методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А.Азбеля, Толя находится в моратории профессиональной идентичности. Осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.

Его привлекают Человек, Техника, Изделия, Природные ресурсы как объект деятельности (сфера труда).  Виды деятельности – управление (руководство чьей-то деятельностью), творчество, конструирование, исследование, контроль.

По матрице выбора профессии получаются следующие профессии:

Менеджер. Администратор. Режиссер. Артист. Музыкант. Стилист. Пластический хирург. Психолог. Следователь. Лаборант. Таможенник. Прокурор. Табельщик. Менеджер по продажам. Логистик. Товаровед. Резчик по дереву. Закройщик. Обувщик . Эргономик. Контролер.Лаборант.Оценщик. Приемщик. Технолог. Авиадиспетчер. Инженер. Конструктор. Дизайнер. Художник. Инженер-конструктор. Телемастер . Испытатель .Контролер. Обходчик ЖД. Энергетик. Инженер по кадастру. Архитектор. Декоратор.  Дизайнер ландшафта. Биолог. Метеоролог. Агроном. Радиолог. Почвовед. Эксперт .

«Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности» Л.А. Йовайши выявила преобладающую склонность к работе на производстве.

По опроснику Холланда, проведенному в 7 классе, Толя относится к реалистическому и предприимчивому типам.

Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны эмоциональная стабильность, хорошо развиты моторные навыки, ловкость. Наделены пространственным воображением. Предпочтение отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с четкими задачами и результатами. Могут успешно найти себе применение в спорте, физике, химии, экономике.

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм, импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями. Профессии : предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат.

Тест –опросник диагностики темперамента Г.Айзенка Толя – умеренный интроверт. Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты, испытывают затруднения в социальной адаптации. Вернее распознают звуки, цвета, более осторожны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Очень высокая степень эмоциональной неустойчивости.

Ответы были не всегда искренними и свидетельствуют о тенденции ориентироваться на создание хорошего впечатления о себе.

По темпераменту – меланхолик. Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью. При неблагоприятных условиях у меланхолика могут развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Методика «Большая пятерка личностных качеств» А.Г.Грецова определила интроверсию. Это направленность личности на внутренний мир. Человек сдержанный, трезво мыслящий, отчужденный, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, он индивидуалист. Такие люди находят себя в деятельности, не требующей интенсивного общения.

Нейротизм высокого уровня. Бурно реагирует  на любые жизненные события, эмоционален, менее устойчив к стрессу. Но в то же время эти люди более чуткие, отзывчивые, динамичные.

Выше среднего уровень открытости. Человек легко воспринимает все то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонен к творчеству. Но это может оборачиваться некоторой «поверхностностью», неустойчивостью убеждений и интересов.

Высокий уровень сознательности. Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые, настойчивые. Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок.

Средний уровень доброжелательности.

Методика «Семь качеств личности» Р.Кеттелл выявила средние показатели общительности, склонности к подчинению, сдержанности, робости,  доверчивости и уверенности. Шкала «Эмоциональная неустойчивость-устойчивость» показала высокий балл (10). При высоких показателях человек выдержанный, реалистически настроенный. Он способен лучше следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов, но иногда может проявлять недостаточную гибкость, некоторую невосприимчивость к переживаниям окружающих. Эмоциональная устойчивость – важное качество во всех профессиях, где работа протекает в условиях повышенной эмоциональной напряженности, могут возникать неожиданные повороты событий, на которые необходимо адекватно реагировать.

По методике «Свойства личности» Дж.Барретт у Толи преобладает индивидуализм. Это означает, что человек самодостаточный. Полагается только на себя. Проявляет инициативу. Может восприниматься как спокойный, либо как дерзкий человек. Может неплохо чувствовать себя в обществе, но иногда застенчив. Испытывает трудности в общении. Отстранен и целеустремлен. Мыслит самостоятельно. Находчив. Не любит говорить о «пустяках».

Отмечается пассивность. Предпочитает держать свое мнение при себе. Скорее уступает, чем соглашается. Может уклониться от высказывания своей точки зрения. Старается нравиться. Ориентирован на сотрудничество.

Ориентация на факты. Оценивает ситуацию логически. Предпочитает дисциплинированное, регламентированное поведение. Контролирует свои действия. Рассматривает вопрос по существу. Ориентируется на объективную информацию и факты.

Спокойный, стабильный и надежный. Может терпеливо дожидаться, не торопит ход событий. Воспринимает вещи такими, какие они есть. Неторопливость и вдумчивость позволяют окружающим рассчитывать на него. Предсказуем. Аккуратен и педантичен в работе.

Данные характеристики позволяют отнести Толю к типу «Исследователь». Подходящие профессии: Специалист по бухгалтерскому учету, архивариус, аудитор, водитель, инженер, страховщик.

Методика определения типа мышления и уровня креативности В.А.Ганзен показала преобладание предметного и образного мышления. Предметно-образный тип мышления – мыслительный процесс осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и при практическом преобразовании реальных предметов в режиме реального времени. Необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Человек с данным типом привязан к действительности. Часто встречается у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

У Толи высокий уровень креативности. Креативность – это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности.

Диагностика структуры сигнальных систем показывает наличие ручных навыков - способность мастерить, ремонтировать, осуществлять ручные манипуляции. Символизация – способность к обозначению тех или иных явлений знаками, оперирование формулами, графиками. Абстрагирование – способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции. Рефлексивность – способность долго удерживать одну и ту же информацию в памяти, каждый раз переосмысливая ее по-новому, высокая степень рефлексии, тщательное продумывание своих действий.

По тест-опроснику эмпатических тенденций Меграбиан у Толи отмечается низкий уровень эмпатийности – эмоциональной отзывчивости на переживания других.

По опроснику ДДО, проведенному в 7 классе, Толя относится к типу «Техника», возможный тип – «Природа».

В анкете изучения желаемого социального статуса в 8 классе Толя указал заработок и самореализацию как самые главные в профессии.

В методике «Карта интересов» Толя выбрал Химию, Биологию, Легкую и пищевую промышленность, Технику, Электро и радиотехнику, Физкультуру и спорт.

Результаты первичной профдиагностики Т.Нарыйааны, ученицы 9 класса

Методика Азбеля

Мораторий (кризис выбора) –Нарыйаана - 10.

Матрица выбора профессии

Нарыйаана       Человек. Финансы.   Управление. Обслуживание. Контроль

Менеджер. Администратор.

Продавец. Парикмахер. Официант.

Таможенник. Прокурор. Табельщик.

Экономист. Аудитор. Аналитик

Бухгалтер. Кассир. Инкассатор

Ревизор. Налоговый полицейский

Методика оценки склонности к различным сферам Йовайши

А – склонность к работе с людьми

Б – к умственным видам работ

В - на производстве

Г – к эстетике и искусству

Д – к подвижным видам деятельности

Е – к планово-экономическим

А

Б

В

Г

Д

Е

Нарыйаана

17

16

8

14

18

17

Опросник Холланда в 7 классе

Реалистический тип

социальный

артистический

конвенциальный

предприимчивый

интеллектуальный

Нарыйаана

5

9

4

11

11

2

Тест –опросник диагностики темперамента Айзенка

Шкала интроверсия экстраверсия

Шкала эмоциональная устойчивость - неустойчивость

Шкала скрытность - откровенность

Темперамент

Нарыйаана

Значительная интроверсия

Высокая степень неустойчивости

Искренние ответы

Меланхолик

«Большая пятерка» Грецов

1

2

3

4

5

Экстраверт-интроверт

Нейротизм

Открытость

Сознательность

Доброжелательность

Нарыйаана

6

10

10

8

9

Семь качеств личности Кеттел

Замкнутость/общительность

Эмоц/устойчивость

Подчин/домин

Сдерж/экспр

Робость/смелость

Доверч/подозр

Увер/тревож

Нарыйаана

6

9

6

9

10

4

8

Свойства личности. Баррет

индивидуализм

общительность

уверенность

пассивность

Ориентация на воображение

Ориентация на факты

спонтанность

осмотрительность

Тип

Нарыйаана

21

28

23

28

18

27

24

24

завершитель

Тип

Примерные профессии

Нарыйаана

завершитель

Член бригады скорой помощи, военный, кассир, медсестра, полицейский, пожарный, охранник

Профиль мышления Ганзен

п

с

з

о

к

тип

Уровень креативности

Нарыйаана

11

9

4

12

12

Предметно-образный

Высокий уровень креативности

Диагностика структуры сигнальных систем

метафоризация

образность

символ

вербал

абстраг

рефлексивность

Ручные навыки

Нарыйаана

4

4

2

1

4

3

6

Тест-опросник эмпатических тенденций Меграбиан

баллы

Уровень эмпатийности

Нарыйаана

20

Низкий уровень у девушки

Опросник ДДО (методика Климова) в 7 классе

Природа

Техника

Человек

Знак

Худ.образ

Преобладающий тип

возможный

Нарыйаана

1

4

5

3

7

Худ.образ

человек

Анкета изучения желаемого социального статуса в 8 классе

самореализация

заработок

карьера

альтуизм

Условия труда

самостоятельность

общение

Нарыйаана

11

14

14

15

12

12

14

Карта интересов в 8 классе

Нарыйаана

6+Военные специальности

6+Иностранные языки

6+Сценическое искусство

6+Музыка

5+Легкая и пищевая промышленность

5+Педагогика

5+Право, юриспруденция

5+Физкультура, спорт

Как показывает методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А.Азбеля, Нарыйаана находится в моратории профессиональной идентичности. Осознает проблему выбора профессии и находится в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.

Нарыйаану привлекают Человек и Финансы как объект деятельности. Виды деятельности - Управление, Обслуживание, Контроль.

По матрице выбора профессии выходят следующие профессии: Менеджер. Администратор. Продавец. Парикмахер. Официант. Таможенник. Прокурор. Табельщик. Экономист. Аудитор. Аналитик. Бухгалтер. Кассир. Инкассатор. Ревизор. Налоговый полицейский.

«Методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности» Л.А. Йовайши выявила преобладающие склонности к работе с людьми, к подвижным видам деятельности и к планово-экономическим работам.

По опроснику Холланда, проведенному в 7 классе, Нарыйаана относится к конвенциальному , предприимчивому и социальному типам.

Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, четко придерживаются инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Наибольшей эффективности им удается достичь в профессиях, требующих четкости, внимательности, устойчивости к монотонной деятельности. Например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель.

Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм, импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями. Профессии : предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат.

Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Стремятся решать проблемы, способны к сопереживанию и состраданию. Нередко любят поучать и воспитывать окружающих. Предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

Тест –опросник диагностики темперамента Айзенка выявил у Нарыйааны значительную интроверсию. Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты, испытывают затруднения в социальной адаптации. Вернее распознают звуки, цвета, более осторожны и педантичны, показывают наилучшие результаты по тестам интеллекта, лучше других учатся в школе и вузе, лучше справляются с монотонной работой. Начальники, занимающие высокие посты, не требующие постоянного общения с людьми, чаще всего интроверты.

Высокая степень эмоциональной неустойчивости.

По темпераменту – меланхолик. Меланхолик характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью. При неблагоприятных условиях у меланхолика могут развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

Методика «Большая пятерка личностных качеств» А.Г.Грецова определила интроверсию. Это направленность личности на внутренний мир. Человек сдержанный, трезво мыслящий, отчужденный, ориентированный не на общение, а на дело. Такому человеку сложнее в коллективе, он индивидуалист. Такие люди находят себя в деятельности, не требующей интенсивного общения.

Нейротизм выше среднего уровня. Бурно реагирует  на любые жизненные события, эмоционален, менее устойчив к стрессу. Но в то же время эти люди более чуткие, отзывчивые, динамичные.

Выше среднего уровень открытости. Человек легко воспринимает все то новое, что появляется вокруг, демонстрирует любопытство, гибкость и готовность к изменениям, обычно склонен к творчеству. Но это может оборачиваться некоторой «поверхностностью», неустойчивостью убеждений и интересов.

Средний уровень сознательности. Люди, проявляющие сознательность, характеризуются как усердные, пунктуальные, целеустремленные, надежные, честолюбивые, настойчивые. Но иногда это оборачивается неоправданным упрямством, желанием всех и все контролировать, а также мучительным переживанием вины из-за своих реальных или мнимых ошибок.

Средний уровень доброжелательности.

Методика «Семь качеств личности» Р.Кеттелл выявила средние показатели общительности, склонности к подчинению, уверенности. Шкала «Эмоциональная неустойчивость-устойчивость» показала высокий балл (9). При высоких показателях человек выдержанный, реалистически настроенный. Он способен лучше следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов, но иногда может проявлять недостаточную гибкость, некоторую невосприимчивость к переживаниям окружающих. Эмоциональная устойчивость – важное качество во всех профессиях, где работа протекает в условиях повышенной эмоциональной напряженности, могут возникать неожиданные повороты событий, на которые необходимо адекватно реагировать.

Человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, активен. Он эмоционален, верит в удачу, в компаниях часто становится лидером, энтузиастом. Экспрессивность важна для представителей большинства творческих профессий.

Смел, активен, склонен к риску, готов иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Такой человек может выбирать профессии, предполагающие, что деятельность осуществляется в условиях повышенного риска (военный, полицейский, пожарный и тп).

Человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью к окружающим. Обычно он легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.

По методике «Свойства личности» Дж.Барретт у Нарыйааны преобладает общительность. Предпочитает компанию, подстраивается к окружающим. Не любит быть в одиночестве. Легко поддается убеждению. Меняет поведение в соответствии с ситуацией. Любит участвовать в массовых мероприятиях и принимать решения совместно с людьми.

Отмечается пассивность. Предпочитает держать свое мнение при себе. Скорее уступает, чем соглашается. Может уклониться от высказывания своей точки зрения. Старается нравиться. Ориентирован на сотрудничество.

Ориентация на факты. Оценивает ситуацию логически. Предпочитает дисциплинированное, регламентированное поведение. Контролирует свои действия. Рассматривает вопрос по существу. Ориентируется на объективную информацию и факты.

Спокойный, стабильный и надежный. Может терпеливо дожидаться, не торопит ход событий. Воспринимает вещи такими, какие они есть. Неторопливость и вдумчивость позволяют окружающим рассчитывать на него. Предсказуем. Аккуратен и педантичен в работе.

Данные характеристики позволяют отнести Нарыйаану к типу «Завершитель». Подходящие профессии: Член бригады скорой помощи, военный, кассир, медсестра, полицейский, пожарный, охранник.

Методика определения типа мышления и уровня креативности В.А.Ганзен показала преобладание предметного и образного мышления. Предметно-образный тип мышления – мыслительный процесс осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и при практическом преобразовании реальных предметов в режиме реального времени. Необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Человек с данным типом привязан к действительности. Часто встречается у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

У Нарыйааны высокий уровень креативности. Креативность – это общая способность к творчеству, характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности.

Диагностика структуры сигнальных систем показывает наличие ручных навыков - способность мастерить, ремонтировать, осуществлять ручные манипуляции. Метафоризация – способность замечать метафоры в речи, образах, стихах, художественных произведениях, умение придумывать метафорические выражения (признак творческой одаренности). Образность представлений – способность к яркому образному представлению, фантазированию, образному мышдению, художественные способности. Абстрагирование – способность успешно обобщать конкретное, выходить в область абстракции.

По тесту-опроснику эмпатических тенденций Меграбиан у Нарыйааны отмечается низкий уровень эмпатийности – эмоциональной отзывчивости на переживания других.

По опроснику ДДО, проведенному в 7 классе, Нарыйаана относится к типу «Художественный образ», возможный тип – «Природа».

В анкете изучения желаемого социального статуса в 8 классе Нарыйаана указала альтуизм, заработок, карьеру и общение как самые главные в профессии.

В методике «Карта интересов» Нарыйаана выбрала Военные специальности, Иностранные языки, Сценическое искусство, Музыку, Легкую и пищевую промышленность, Педагогику, Право, юриспруденцию, Физкультуру, спорт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...

Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Статья "Модель взаимодействия с социальными партнерами города как основа  профессионального самоопределения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...

Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...

Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)

Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит ...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...