Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")
материал (10 класс)
«Как хорошо , когда у человека есть
возможность выбрать себе профессию
не по необходимости, а сообразуясь с
душевными склонностями»
Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Известно, что выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Такие дети замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко их теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Поэтому для себя я решила, что проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе - интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В связи с выше сказанным становится очевидной необходимость создание целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников моего класса, которая будет включать в себя как получение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности, что даст школьникам представление об основах выбора профессии, о возможностях получения образования по избранному профилю.
Цель моей работы заключается в осуществлении помощи воспитанникам моего класса в определении осознанного выбора профессии.
Для достижения цели мною были поставлены следующие
задачи:
- расширение кругозора учащихся в мире профессий;
- повышения уровня профессиональной зрелости;
- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;
- исследования учащимися своих способностей и возможностей;
- построение жизненной перспективы.
Когда я начала планировать свою воспитательную работу, то сразу же решила, что буду заниматься развитием профессионального самоопределения и самопознания у детей.
Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать.
Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей очень трудно осуществлять работу по данной теме. Следовательно, первым этапом моей работы послужили – диагностические исследования - это неотъемлемая часть воспитательной работы.
Я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях в школе и в группах, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.
Мною был составлен план работы по профориентации.
План:
1. Индивидуальные консультации родителей и обучающихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся.
2. Диагностика воспитанников с целью определения их склонностей и интересов, применительно к выбранной профессии (тестирование и анкетирование).
3. Профессиональный тренинг по выбору Моё профессиональное будущее».
4. Круглый стол «Куда пойти учиться?». Производственная практика на связь отделение.
5. Встреча с представителем центра занятости Симферопольского района.
6. Экскурсия в Симферопольский транспортный техникум. Производственная практика.
7. Беседа с учащимися, нуждающимися в особом контроле со стороны взрослых» Моё будущее – моими глазами.
8. Посещение в Кооперативный техникум.
9. Ярмарка вакансий в поселок Молодёжное симферопольского района.
10. Беседа «Профессия- сферы быта. Кто нас обслуживает»;
11. Встреча со студентами ВГУ, ветеринарной академии. Производственная практика в пекарню.
12. Ток- шоу «Выбор будущей профессии».
13. Классный час на тему: «Условия приема в ПТУ, техникумы».
14. Экскурсии в: 26- ПТУ, 25- ПТУ.
15. Видеолекторий «Профессии. востребованные на рынке труда».
16. Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «В мире профессий».
19. Родительское собрание «Роль семьи в определении будущей профессии обучающихся».
Во время каждого занятия провожу словарную работу с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами. Обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.
С целью воспитания, социально – педагогической поддержки становления и развития высоконравственного. Трудолюбивого, ответственного, творческого, коммуникабельного, инициативного и компетентного гражданина, формирования интереса к будущей профессии, я провела для учащихся своего класса круглый стол «Мир профессий» в ходе которого, по замыслу педагога. Приглашенные гости – инспектор ГИБДД Симферопольского района, врач – педиатр, инженер – программист, водитель. Учитель, воспитатель, специалист центра занятости – должны были как можно подробнее ознакомить обучающихся с особенностями своей профессии.
В соответствии с темой круглого стола, я помогла учащимся актуализировать главную формулу правильного выбора будущей профессии «Хочу – могу- надо». Совместно с педагогом – психологом школы – интерната Ожеговой А.А. была проведена значительная подготовительная работа (тестирование, анкетирование), позволившая определить склонность учащихся к определенной профессии.
В ходе последующего диалога школьники делились с присутствующими своими соображениями об интересующих профессиях, а приглашенные специалисты давали практические советы и рекомендации, другую полезную и информацию.
В заключение заседания круглого стола была проведена рефлексия: школьники обсудили, что им понравилось больше всего.
Мероприятие достигло поставленной цели. В ходе заседания круглого стола были использованы мультимедийные технологии, продемонстрирована работа в парах, в группах.
В результате проведения мероприятия «Мир профессий» у школьников сформировалась:
- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека. О рынке труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
- умения находить выход из проблемной ситуацией, связанной выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- умения действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально – производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда;
- ценностное отношению к труду.
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. В том числе и в учебной деятельности. Из этого следует. Что формы и методы профориентационных воздействий представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально – технически высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
В результате проведенной работы многие обучающиеся моего класса определились в выборе профессий. А именно: Олег и Амет выбрали профессию столяра. Денис хочет поступать в Транспортный техникум на факультет ремонт компьютерных сетей, а Руслан на автослесаря. Екатерина в школу изобразительных искусств, Кирилл в техникум радиотехники, Сергей профессиональным поваром и поступать в Кооперативный техникум, Семен судосборщиком в Севастополе. Эвелине нравится профессия медсестры, потому что она благодарная и очень важная.
Лавное для человека – этот здоровье! Людям любой профессии необходимо работать над собой всегда! И тогда любая мечта станет реальностью.
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «ЛОЗОВСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
Формирование профессионального самоопределения учащихся
в условиях школы - интерната
(выступление из опыта работы на конкурсе
«Воспитатель года»)
Воспитатель,
Халилева Э.Х.
с. Ферсманово, 2017г.
«Как хорошо , когда у человека есть
возможность выбрать себе профессию
не по необходимости, а сообразуясь с
душевными склонностями»
Для учащихся старших классов выбор профессии – самый главный вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Известно, что выпускникам интернатов трудно адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Такие дети замкнуты, не хотят считаться с мнением других людей, с трудом находят работу и легко их теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.
Поэтому для себя я решила, что проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе - интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.
В связи с выше сказанным становится очевидной необходимость создание целостной системы содействия профессиональной ориентации и самоопределения воспитанников моего класса, которая будет включать в себя как получение знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности, что даст школьникам представление об основах выбора профессии, о возможностях получения образования по избранному профилю.
Цель моей работы заключается в осуществлении помощи воспитанникам моего класса в определении осознанного выбора профессии.
Для достижения цели мною были поставлены следующие.
Задачи:
- расширение кругозора учащихся в мире профессий;
- повышения уровня профессиональной зрелости;
- актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся;
- исследования учащимися своих способностей и возможностей;
- построение жизненной перспективы.
Когда я начала планировать свою воспитательную работу, то сразу же решила, что буду заниматься развитием профессионального самоопределения и самопознания у детей.
Известно, что во всякой деятельности необходимо не только обстоятельное осмысление ее процессуальных основ и наличие соответствующих умений и навыков, но и глубокое знание того материала, с которым приходится работать.
Без постоянного изучения и знания особенностей поведения и развития детей очень трудно осуществлять работу по данной теме. Следовательно, первым этапом моей работы послужили – диагностические исследования - это неотъемлемая часть воспитательной работы.
Я провела анкетирование и диагностику воспитанников, с целью выявления их принятия в социуме (социометрия); понаблюдала за поведением детей на праздниках, открытых мероприятиях в школе и в группах, чтобы определить их коммуникабельность, творчество, элементарные жизненные навыки.
Мною был составлен план работы по профориентации.
План:
1. Индивидуальные консультации родителей и обучающихся об особенностях выбора профессии и профессионального самоопределения обучающихся.
2. Диагностика воспитанников с целью определения их склонностей и интересов, применительно к выбранной профессии (тестирование и анкетирование).
3. Профессиональный тренинг по выбору Моё профессиональное будущее».
4. Круглый стол «Куда пойти учиться?». Производственная практика на связь отделение.
5. Встреча с представителем центра занятости Симферопольского района.
6. Экскурсия в Симферопольский транспортный техникум. Производственная практика.
7. Беседа с учащимися, нуждающимися в особом контроле со стороны взрослых» Моё будущее – моими глазами.
8. Посещение в Кооперативный техникум.
9. Ярмарка вакансий в поселок Молодёжное симферопольского района.
10. Беседа «Профессия- сферы быта. Кто нас обслуживает»;
11. Встреча со студентами ВГУ, ветеринарной академии. Производственная практика в пекарню.
12. Ток - шоу «Выбор будущей профессии».
13. Классный час на тему: «Условия приема в ПТУ, техникумы».
14. Экскурсии в: 26- ПТУ, 25- ПТУ.
15. Видеолекторий «Профессии. востребованные на рынке труда».
16. Просмотр видеофильма с последующим обсуждением «В мире профессий».
19. Родительское собрание «Роль семьи в определении будущей профессии обучающихся».
Во время каждого занятия провожу словарную работу с целью продолжения знакомства с новыми и непонятными словами. Обогащения лексикона воспитанников и осознанного употребления терминов в речи.
С целью воспитания, социально – педагогической поддержки становления и развития высоконравственного. Трудолюбивого, ответственного, творческого, коммуникабельного, инициативного и компетентного гражданина, формирования интереса к будущей профессии, я провела для учащихся своего класса круглый стол «Мир профессий» в ходе которого, по замыслу педагога. Приглашенные гости – инспектор ГИБДД Симферопольского района, врач – педиатр, инженер – программист, водитель. Учитель, воспитатель, специалист центра занятости – должны были как можно подробнее ознакомить обучающихся с особенностями своей профессии.
В соответствии с темой круглого стола, я помогла учащимся актуализировать главную формулу правильного выбора будущей профессии «Хочу – могу- надо». Совместно с педагогом – психологом школы – интерната Ожеговой А.А. была проведена значительная подготовительная работа (тестирование, анкетирование), позволившая определить склонность учащихся к определенной профессии.
В ходе последующего диалога школьники делились с присутствующими своими соображениями об интересующих профессиях, а приглашенные специалисты давали практические советы и рекомендации, другую полезную и информацию.
В заключение заседания круглого стола была проведена рефлексия: школьники обсудили, что им понравилось больше всего.
Мероприятие достигло поставленной цели. В ходе заседания круглого стола были использованы мультимедийные технологии, продемонстрирована работа в парах, в группах.
В результате проведения мероприятия «Мир профессий» у школьников сформировалась:
- знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека. О рынке труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности;
- умения находить выход из проблемной ситуацией, связанной выбором профиля обучения и путей продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- умения действовать в социуме и рабочей группе; вступать в коммуникацию с представителями социокультурного и профессионально – производственного окружения; противостоять манипулятивному влиянию; презентовать себя на рынке труда;
- ценностное отношению к труду.
Систематическое проведение профориентационной работы оказывает положительное влияние на повышение общей активности школьника. В том числе и в учебной деятельности. Из этого следует. Что формы и методы профориентационных воздействий представляет собой систему целенаправленных действий педагогического коллектива школы, семьи, профессионально – технически высших учебных заведений, производства и общественных организаций по формированию у учащихся психологической и практической готовности к определенной сфере трудовой деятельности.
В результате проведенной работы многие обучающиеся моего класса определились в выборе профессий. А именно: Олег и Амет выбрали профессию столяра. Денис хочет поступать в Транспортный техникум на факультет ремонт компьютерных сетей, а Руслан на автослесаря. Екатерина в школу изобразительных искусств, Кирилл в техникум радиотехники, Сергей профессиональным поваром и поступать в Кооперативный техникум, Семен судосборщиком в Севастополе. Эвелине нравится профессия медсестры, потому что она благодарная и очень важная.
Главное для человека – этот здоровье! Людям любой профессии необходимо работать над собой всегда! И тогда любая мечта станет реальностью.
Спасибо за внимание!
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Статья "Организация работы по профессиональному самоопределению учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Знания, которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, помогают им в выборе будущей профессии. Ежегодно многие учащиеся нашей школы поступают в высшие и средние специаль...
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В МУК.
В данном выступлении представлены итоги профмониторинга на компьютерной программе "Effecton Studio" ....
"Формирование толерантности как нравственной основы личности умственно - отсталого обучающегося в условиях школы - интерната". Выступление на семинаре по дефектологии.
Толерантность - нравственная основа личности....
Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы
Требования новых государственных образовательных стандартов позволяют рассматривать образовательный процесс в школе как условие и средство профессионального развития личности обучаю...
Работа с родителями по формированию профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании
В рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО проводится работа с родителями обучающихся. Важнейшей задачей становится формирование конструктивных родительс...
Профессиональное самоопределение учащихся в условиях профориентационной работы
Профессиональное самоопределение "Темперамент"...