Программа работы " Здоровьесбережение и ЗОЖ"
материал (7 класс) на тему
Работа классного руководителя по ЗОЖ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovomu_obrazu_zhizni.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 2 города Вязьмы
Система работы
классного руководителя 7 класса Романовой Г.А. по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Однако, на сегодняшний день у школьников, как и у населения в целом, преобладает пренебрежительное безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Всё ещё низким остается уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как социально опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных школ имеют неточное и неполное представление о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.
Именно поэтому проблема здоровья детей становится приоритетным направлением государства, развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, способной не только адаптироваться к сложным социально- экономическим условиям жизни общества, но к формированию своего образа жизни.
Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности.
В свою очередь, здоровьесберегающая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Успешно способствует этому воспитательная система класса, которая позволяет, опираясь на воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающую среду, воспитательные программы, в первую очередь программу «Здоровье», определить системообразующие факторы. Основными системообразующими факторами по формированию здорового образа жизни в 7 классе, где я являюсь классным руководителем, стали спортивно- оздоровительная, ценностно-ориентированная и диагностическая деятельность. Коллективная творческая деятельность учителей, учащихся и родителей направлена на освоение ценностно-мотивационных установок, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.
Система воспитательного воздействия классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся в образовательном учреждении осуществляется по следующим направлениям:
1.Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), культуры здоровья, гигиеническое образование и воспитание учащихся.
2.Создание здоровьесберегающей образовательной среды.
3.Организация оздоровительной работы.
Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Карлейля: «Здоровый человек– самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.
Исходя из цели, мы разработали систему, включающую следующие направления по формированию здорового образа жизни:
- организация учебного процесса в соответствии с требованиями СанПиН;
-воспитательная работа классного руководителя, учителя физкультуры, организатора ОБЖ, социального педагога по формированию здорового образа жизни;
- внеклассная работа старшей вожатой и заместителя директора по воспитательной работе;
-медицинское обслуживание обучающихся школьными медицинскими работниками;
- организация горячего питания обучающихся;
-сотрудничество с заинтересованными учреждениями и организациями.
Организация воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни обучающихся предполагает решение следующих задач:
- формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения;
- закрепление гигиенических навыков и привычек;
- приобщение к разумной физической активности;
- обучение противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Реализация этих задач осуществляется классным руководителем с учетом мнений и запросов всех участников учебно-воспитательного процесса, а также результатов мониторинга здоровья.
Четкое функционирование всей системы возможно лишь при постоянном взаимодействии всех участников учебно-воспитательного процесса.
Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.
В нашей школе такую систему позволяет выстроить наличие общешкольной воспитательной программы «Здоровье». Эта программа рассчитана на педагогическое сопровождение развития ребенка с 1 по 11 класс и на каждом этапе имеет раздел: «Здоровый образ жизни».
С целью эффективной работы по формированию здорового образа жизни мы проводим анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, обобщенные результаты которого позволяют «держать руку на пульсе»: мы знаем запросы учащихся, определяем проблемы, актуальные для всех участников, возможные пути их решения.
Здоровьесберегающее пространство школы включает две взаимосвязанные структуры: организацию учебного процесса и организацию воспитательного процесса.
Основной формой организации учебного процесса является урок, на котором закладываются основы здорового образа жизни.
Педагоги школы используют различные здоровьесберегающие технологии: личностно ориентированные, развивающие, информационные и т.д. или их элементы в учебно-воспитательном процессе.
Обязательным условием эффективности каждого урока является выполнение требований СанПиН.
Опытные педагоги всегда чувствуют момент наступления усталости учащихся и четко выполняют гигиенические требования к организации урока: плотность уроков, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, уместность применения ТСО, а также контроль осанки, позы, проведение подвижных физкультминуток, гимнастики для глаз, создание благоприятного психологического климата.
Создание здоровьесберегающей образовательной среды предполагает также разумное размещение мебели в классе, доски, проветренное помещение. Свежий воздух – это среда, в которой хорошо работает мозг, легкие; чистая доска – это направленность на деятельность; правильное освещение – это работа глаз. Посадочные места для обучающихся в классе определяются классным руководителем согласно рекомендациям врача.
Организация оздоровительной работы обучающихся занимает ведущее место в воспитательной системе класса. В этом вопросе педагоги-предметники, учитель физкультуры, преподаватель – организатор ОБЖ, администрация, родителя выступают социальными партнерами.
Учитель ОБЖ дает учащимся первичные знания о понятиях ''здоровье'' и ''здоровый образ жизни'', прививает культуру безопасного отношения к себе и окружающему миру, в совместной деятельности формирует умения и навыки по основам медицинских знаний. Мероприятия, проводимые преподавателем- организатором ОБЖ по гражданской обороне и пожарной безопасности, способствуют формированию у учащихся практических навыков поведения в чрезвычайных ситуациях, которые в жизни могут возникнуть в любой момент.
Учитель физкультуры на практике учит детей закаливать свой организм, способствует развитию его силы, выносливости, делает этот процесс здоровьесбережения привлекательным и необходимым.
Обучающиеся класса укрепляют свое здоровье не только в спортивном зале школы, но и на секциях вольной борьбы, тенниса, футбола и волейбола. Учащиеся класса всегда активно участвуют в соревнованиях школьной и районной спартакиады школьников по различным видам спорта, в школьных спортивных мероприятиях: в Днях здоровья, «Веселых стартах», в спортивных состязаниях «А ну-ка, мальчики!» Ежегодно проводятся углубленные медицинские осмотры учеников класса, заполняются листы здоровья в классных журналах, проводятся профилактические прививки.
На основе медицинских обследований в паспорта здоровья вносятся данные о группе здоровья, группе по физической культуре показатели физического развития, а также социальные показатели. В соответствии с реализацией школьной программы «Здоровье» классным руководителем, совместно с учителем физкультуры, преподавателем-организатором ОБЖ проводится мониторинг здоровья обучающихся.
Тестирование, определяющее личностные качества учащихся, помогает классному руководителю выявить уровень тревожности, самооценку, мотивацию, интересы школьников, а также темперамент, социальный статус.
Классным руководителем ежедневно анализируются причины пропусков уроков обучающимися.Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины имеющегося состояния здоровья и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья.
Система организации питания в школе ставит перед классным руководителем следующие задачи:
- обеспечить учащихся полноценным горячим питанием;
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- формировать культуру питания и навыки самообслуживания.
Работа по формированию здорового образа жизни в классе всегда проводится в тесном сотрудничестве с родителями, ведь основа воспитания культуры здорового образа жизни закладывается в семье. Работа с родителями строится по двум направлениям: просвещение самих родителей и активизация родительской помощи в проведении мероприятий с детьми.
Народная пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать». Поэтому самой популярной формой работы по здоровому образу жизни является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасное колесо», в которых участвуют учащиеся класса с огромным удовольствием.
Проводимая работа по формированию здорового образа жизни на протяжении ряда лет была небезуспешной. Это подтверждает и тот факт, что среди учеников моего класса нет курящих детей и пристрастившихся к алкоголю. У большинства детей сформированы интересы, о чем свидетельствует занятость во внеурочное время. Кроме того, у обучающихся класса прослеживается достаточно высокая мотивация к учебному труду, что также говорит о психологическом здоровье учащихся и о сформированности навыков распределения времени учебы и отдыха.
Возвращаясь к нашему девизу, хочу сказать: для того, чтобы «драгоценное произведение природы» развивалось, было здоровым, сильным и умным, наша работа по сохранению и укреплению здоровья детей основана должна быть основана на совместной деятельности всех заинтересованных структур.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы творческой группы по здоровьесбережению
Полное название программы: "Применение здоровьесберегающих технологий и активных форм обучения как средство сохранения здоровья и повышения качества ЗУН обучающихся"Цель: создание условий для со...
Программа по здоровьесбережению педагога-психолога МБОУ гимназии №3 г.Пролетарска на 2012-2013 учебный год
Все направления работы педагога-психолога по здоровьесбережению на 2012-2013 учебный год...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факто...
Программа по здоровьесбережению "Я - здоровый человек!"
Программа предусматривает работу классного руководителя в данном направлении с 1 по 11 класс...
Программа по здоровьесбережению «10 секретов здоровья»
Цель этой работы – укрепить здоровье детей, закалить организм, стимулировать правильное физическое развитие, и наряду с этим снизить недостатки физического развития и моторики....
Психолого - педагогические условия для реализации программы по здоровьесбережению.
Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоров...