Программа работы творческой группы по здоровьесбережению
рабочая программа по теме
Полное название программы: "Применение здоровьесберегающих технологий и активных форм обучения как средство сохранения здоровья и повышения качества ЗУН обучающихся"
Цель: создание условий для сохранения, укрепления здоровья, формирования навыков организации ЗОЖ и повышения качества ОП
Задачи:
· На основе диагностики осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг здоровья учащихся;
· Создать информационный банк о состоянии здоровья обучающихся;
· В рамках программы комплексного формирования здоровьесберегающего пространства школы организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с учащимися и родителями;
· Повысить уровень мотивации участников образовательного процесса на
сохранение и укрепление здоровья;
· Формировать личностно-ориентированную компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья у участников ОП;
· Учителям – предметникам овладеть навыками применения здоровьесберегающих комплексов включающих способы, формы и методы обучения, коррекции, сохранения и укрепления здоровья участников ОП.
Перечень основных блоков программы:
- обучающий (обучение педагогов здоровьесберегающим приемам, методам, технологиям)
- психологический (работа педагога – психолога с учителями и обучающимися)
- социально – профилактический (взаимодействие с родителями, социальными службами)
- педагогический (работа классных руководителей, учителей- предметников с обучающимися)
- блок двигательной активности (массовые внеклассные мероприятия, направленные на физическое развитие, динамические перемены, динамические и релаксационные паузы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_zdorovesberezheniyu.doc | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
г. Называевска Омской области
Согласовано с Советом школы
МОУ «СОШ № 4» г. Называевска
«__»___________ 20___ г.
Председатель Совета школы ________ Н.Н. Баранова
Утверждено на педагогическом совете
МОУ «СОШ № 4» г. Называевска
«__»___________ 20___ г.
Директор школы ________В. С. Федюнин
Утверждено на Методическом совете
МОУ «СОШ № 4» г. Называевска
«__»___________ 20___ г.
Председатель МС ________ Т. А. Удилова
Программа работы
творческой группы
«Применение здоровьесберегающих технологий и активных форм обучения как средство сохранения здоровья и повышения качества ЗУН обучающихся»
2009/2010 уч. год
Цель: создание условий для сохранения, укрепления здоровья, формирования навыков организации ЗОЖ и повышения качества ОП
Задачи:
- На основе диагностики осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг здоровья учащихся;
- Создать информационный банк о состоянии здоровья обучающихся;
- В рамках программы комплексного формирования здоровьесберегающего пространства школы организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с учащимися и родителями;
- Повысить уровень мотивации участников образовательного процесса на
сохранение и укрепление здоровья;
- Формировать личностно-ориентированную компетентность в вопросах сохранения и укрепления здоровья у участников ОП;
- Учителям – предметникам овладеть навыками применения здоровьесберегающих комплексов включающих способы, формы и методы обучения, коррекции, сохранения и укрепления здоровья участников ОП.
Перечень основных блоков программы:
- обучающий (обучение педагогов здоровьесберегающим приемам, методам, технологиям)
- психологический (работа педагога – психолога с учителями и обучающимися)
- социально – профилактический (взаимодействие с родителями, социальными службами)
- педагогический (работа классных руководителей, учителей- предметников с обучающимися)
- блок двигательной активности (массовые внеклассные мероприятия, направленные на физическое развитие, динамические перемены, динамические и релаксационные паузы)
Ожидаемые результаты:
В результате реализации программы будут:
- снижена или стабилизирована заболеваемость (в зависимости от первоначального уровня)
- повышено качество знаний за счёт снижения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус обучающихся
- апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам
- увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ
- разработаны рекомендации для родителей, учителей-предметников позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения
- включено в план работы школы регулярное проведение массовых внеклассных мероприятий направленных на физическое развитие обучающихся.
Актуализация программы:
В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка. И сегодня уже необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии только 14 % детей практически здоровы. 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
Беспокоят специалистов и другие недуги молодёжи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков.
В результате ежегодного диспансерного осмотра у учащихся нашей школы были выявлено множество хронических заболеваний и патологий развития. Общий уровень выявленных заболеваний практически не имеет динамики. Средний показатель наличия патологий как опорно-двигательного аппарата, так и по системам внутренних органов, от общего числа обследованных ежегодно возрастает (с 75% до 85%) хотя и ниже чем средний показатель по России (96, 5%). Лишь примерно 25 % школьников относительно здоровых.
Очень настораживает факт увеличения (от общего числа обследованных) детей с задержкой психического развития ежегодно в два раза (0,8 % - 1,6% - 3,03% - 6,03%). Почти не наблюдается динамики по таким патологиям как нарушение осанки, близорукость, хронический гастрит и тонзиллит, хотя численность детей в школе уменьшилась. Следовательно, уровень хронических патологий не уменьшается, а растет. И в подтверждение этому можно привести график динамики школьников состоящих на диспансерном осмотре. За последние пять лет этот показатель возрос в 2,7 раза с 74 человек до 197.
Не смотря на то, что количество учащихся в нашей школе сокращается, уровень физического развития за последние четыре года снизился с 81 до 68%, то есть на 13 %. Особенно стремительно ухудшаются показатели физического развития у девочек. За последние три года у девочек произошло снижение с 42 % до 34 %, у мальчиков динамика этого процесса не такая стремительная, но тоже отрицательна - с 39 % до 36%.
Таким образом, появилась острая необходимость решения данной проблемы в масштабе страны, региона, города, школы и отдельно взятого класса.
Несмотря на всеобщее понимание того что наивысшей ценностью с рождения человека является его здоровье наблюдаются факторы негативно влияющие на здоровье детей. В частности это:
- интенсификация учебного процесса, способствующая гиподинамии;
- стрессовые ситуации в семье и школе;
- несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;
- недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
- недостатки в существующей системе физического воспитания;
- отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы.
Направления работы творческой группы по блокам:
1. Обучающий блок
- формирование умений по ведению мониторинга здоровья обучающихся
- изучение требований к здоровьесберегающему уроку
- анализ методов и приёмов здоровьесберегающих технологий
- проведение круглого стола по обмену опытом по теме «Динамические и релаксационные паузы, психогимнастические упражнения во время учебных занятий»
- проектирование учебных занятий здоровьесберегающей направленности
- проведение методической ярмарки «Практическое применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе»
2. Психологический блок
- изучение методик педагогической психотерапии
- изучение техник профилактики профессионального «выгорания» педагога
- организация работы с группами риска для повышения адаптивных возможностей и стрессоустойчивости обучающихся
/План работы обучающего и психологического блоков см. в Приложении №1/
3. Социально - профилактический блок
- проведение профилактических прививок и медицинских осмотров мед. работниками
- разработка медико-педагогических рекомендаций для родителей по коррекции здоровья детей
- валеологическое образование родителей (выступление кл. руководителей, медицинских работников на родительских собраниях)
- организация витаминизации обучающихся (при согласии и финансировании со стороны родителей)
- приобретение массажных ковриков в каждую классную комнату для коррекции и профилактики плоскостопия (при согласии и финансировании со стороны родителей или спонсоров)
- оформление «говорящей» стены по теме «Мы выбираем здоровье!»
- озеленение классных комнат
4. Педагогический блок
- организация работы с обучающимися по направлениям:
- Загадки моего Я
- Дети + культура здоровья
- Мы за здоровую нацию!
- О здоровом образе жизни на уроках
/план работы прилагается, см. Приложение № 2/
5. Блок двигательной активности
- организация спортивных школьных соревнований (согласно плана школы)
- проведение дней здоровья для обучающихся 1 – 11 классов с привлечением родителей 1 раз в четверть
- обязательное проведение динамических пауз, психогимнастических упражнений на уроках с 1 по 11 класс
- организация динамических перемен
Приложение № 1
План организации работы с педагогами /обучающий и психологический блоки/
№ п/п | Название мероприятия | Срок проведения |
1. | Организационное занятие: - знакомство с программой работы; - об актуальности здоровьесбережения в условиях современной школы; - реорганизация учебно-воспитательного процесса при проведении урока с позиций здоровьесбережения. | Октябрь, 4 неделя |
2. | Психолого-педагогический консилиум «Проблема школьной дезадаптации» | Ноябрь, 1 неделя |
3. | Обучающий семинар «Мониторинг здоровья обучающихся» | Ноябрь, 1 неделя |
4. | Обучающий семинар «Анализ методов и приёмов здоровьесберегающих технологий» | Ноябрь, 4 неделя |
5. | Круглый стол «Динамические и релаксационные паузы, психогимнастические упражнения во время учебных занятий» | Декабрь, 1 неделя |
6. | Самостоятельное проектирование учебных занятий здоровьесберегающей направленности (со стороны Т. А. Удиловой – консультационная помощь) | Декабрь, 2 неделя – январь, 1 неделя |
7. | Открытые учебные занятия здоровьесберегающей направленности | Январь – март (согласно дополнительному графику) |
8. | Мастер-класс Н. Н. Богатовой «Формирование стрессоустойчивости у младших школьников» | |
9. | Мастер-класс Т.А. Удиловой «Применение здоровьесберегающих технологий и активных форм обучения как средство формирования ключевых компетентностей» | Февраль |
10. | Обучающий семинар «Изучение методик педагогической психотерапии» | Февраль, 1 неделя |
11. | Тренинг «Учительский стресс, или Как научиться не выгорать» | Март, 4 неделя |
12. | Методическая ярмарка «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе» | Апрель, 4 неделя |
13. | Расширенный методический совет «Влияние психологической атмосферы на уроке на уровень эмоционального отношения обучающихся к учению» | Май, 2 неделя |
Приложение № 2
План организации работы с обучающимися
по направлению « Загадки моего Я»
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Срок выполнения, ответственные |
1. | Социометрия | 2 – 11 | I и IV четверть, психолог + кл. рук. |
2. | Мои жизненные ценности /диаграмма/ | 2 – 11 | I и IV четверть, кл. рук. |
3. | Сочинение – рассуждение «Что такое здоровье? Как его сохранить?» | 2 – 11 | II четверть, кл. рук. |
4. | Психологический тренинг «Ребята, давайте жить дружно!» | 2 – 10 | Апрель, кл. рук. |
5. | Тестирование для определения уровня тревожности | 5 А,Б | Октябрь, психолог |
6. | Изучение лидерских качеств учащихся | 2 – 11 | Декабрь, кл. рук. |
7. | Изучение творческих способностей учащихся | 2 – 11 | Январь, кл. рук. |
8. | Изучение общеучебных умений и навыков | 2 – 11 | Ноябрь, апрель, кл. рук. |
9. | Мини - исследование «Много ли ты употребляешь витаминов?» | 5 – 8 | Март, кл. рук |
10. | Тестирование «Стессоустойчивость» | 2 – 8,10 | Февраль, кл. рук. |
11. | Мониторинг здоровья «Самооценка факторов риска ухудшения здоровья» | 2 – 11 | Ноябрь, май кл. рук. + обучающиеся |
План организации работы с обучающимися
по направлению «Дети + культура здоровья»
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Срок выполнения, ответственные |
1. | Информационные пятиминутки здоровья /по материалам прессы о ЗОЖ/ | 1 - 11 | 1 раз в месяц, кл. рук. + пропагандисты ЗОЖ |
2. | Конкурс рисунков о ЗОЖ с экспонированием лучших работ | 1 – 10 | Ноябрь, кл. рук. + учитель ИЗО |
3. | Конкурс кроссвордов о витаминах с экспонированием лучших работ | 5 – 6 , 7 – 8 | Март, уч. биологии |
4. | Конкурс рекламных проспектов «Здоровье России начинается с моего здоровья» с экспонированием лучших работ | 5 – 11 | Конец апреля И. В. Рубцова, Н. А. Шарапова, Т. А. Удилова + кл. рук. |
5. | Брейн-ринг «В здоровом теле – здоровый дух» | 7 – 10 | Апрель, уч. биологии |
6. | Заочная интеллектуальная викторина «В плену вредных привычек» | 5 – 10 | Январь, кл. рук. + Т. А. Удилова |
7. | Тренинг «Разрешение конфликтов без насилия» | 5 – 10 | Апрель, кл. рук. + Т. А. Удилова |
8. | Тренинг «Как подготовиться к экзаменам и сохранить здоровье» | 9, 11 | Апрель, Кл. рук. + психолог |
9. | Классный час «Я хочу пожелать вам «Здравствуйте!» | 1 – 5 | Декабрь, кл. рук |
10. | Классный час «Строим дом своего здоровья» | 6 – 8, 10 | Декабрь, кл. рук. |
11. | Классный час «Эмоции и чувства. Их влияние на здоровье человека» | 5 – 11 | Май, кл. рук. |
12. | Беседа мед. работника «Последствия ранних половых связей и беспорядочной половой жизни для здоровья» | 9 – 11 | Февраль, Кл. рук. + медсестра |
13. | Классный час «Возможности человеческой памяти» | 5 – 10 | Январь, кл. рук. |
14. | Классный час «Что значит учиться мыслить?» | 5 – 10 | Февраль, кл. рук. |
15. | Классный час «Что мы едим?» | 5 – 10 | Март, кл. рук |
16. | Беседа инспектора ПДН «Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ» | 8 – 11 | Ноябрь, инспекция ПДН + кл. рук |
17. | Тренинг по развитию толерантности «Урок взаимопонимания» | 5 – 9 | Ноябрь, кл. рук. |
План организации работы с обучающимися
по направлению «Мы за здоровую нацию!»
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Срок выполнения, ответственные |
1. | Организация работы клубов: - «Клуб нелюбителей курения, алкоголя, наркотиков»: проведение социальных акций - Антинаркотический урок «Как научиться говорить НЕТ» ; - Социологический опрос населения по теме «Ваше отношение к ВИЧ-инфицированным людям?» - фотоохота «Алкоголь и человек» - «Мода и здоровье»: проведение НПК по актуальным темам: -«Модная фигура и здоровье» -«Курение – модная привычка или болезнь?» -«Любовь и мода» - «Клуб экологов»: - забота о комнатных растениях классных комнат; - экологическое воспитание малышей; | 7 – 10 | 1 раз во II, III, IV четверти, Т. А. Удилова, И. Н. Кутькова, И. В. Рубцова, Н. А. Шарапова + кл. руководит. |
2. | Парад спортивных достижений «Слабо!?» /с привлечением родителей/ | 5 – 11 | Декабрь, Н. А. Квочкина, кл. рук. |
3. | Конкурс сочинений: «Невыдуманные истории о настоящем спорте», «Мой спортивный кумир» | 5 – 10 | Март, Н. А. Квочкина, кл. рук. |
4. | Футбол на снегу «Детки – предки» | 5 – 6, 7 – 8, 9 – 10 | Февраль, Н. А. Квочкина, кл. рук. |
5. | Спортландия «Папа, мама, я – спортивная семья!» | Нач. кл | Март, Н. А. Квочкина, + кл. рук. начальных кл. |
6. | Круглый стол – дискуссия «Согласны ли вы с тем, что в жизни надо пробовать все?» | 7 – 10 | Апрель, Т. А. Удилова, И.Н. Кутькова, И.В. Рубцова, Н.А. Шарапова |
7. | Интеллектуальный марафон «Будь здоровым и живи в радости» | 6 – 8 | Апрель, уч. биологии |
8. | Школьные олимпийские игры «Сильные, ловкие, дружные, смелые» /с привлечением родителей/ | 1 – 8, 10 | Май, кл. рук. + Н. А. Квочкина + И. В. Рубцова, Н. А. Шарапова |
План организации работы с обучающимися
по направлению
«О здоровом образе жизни на уроках»
№ п/п | Название мероприятия | Класс | Срок выполнения, ответственные |
1. | Уроки природоведения: - «Закаливание организма»; - «Питание и здоровье человека»; - «Роль режима труда и отдыха в сохранении здоровья человека»; - «Гигиена и здоровье»; - «Здоровье и движение»; - «Как вести себя, чтобы осанка была правильной»; - «Почему устают глаза, и снижается острота слуха» и др. | Нач. кл. | Согласно тематическому планированию, учителя нач. классов |
2. | Уроки литературы / внеклассное чтение/: - «Устное народное творчество. Русские народные сказки. Пословицы и поговорки» (бытовые сказки, пословицы и поговорки, осуждающие употребление спиртного) - Н. В.Гоголь «Ревизор» (опьянение Хлестакова) и др. | 1 – 11 | Согласно тематическому планированию, уч. литературы |
3. | Уроки биологии | 5 – 11 | Согласно тематическому планированию, уч. биологии |
4. | Уроки ОБЖ | 8, 10 | Согласно тематическому планированию, А. Н. Королёв |
5. | Уроки физкультуры | 1 – 11 | В течение года, Н. А. Квочкина |
6. | Уроки экологии человека | 8 А,Б | В течение года, Т. А. Удилова |
7. | Уроки физики - о влиянии на здоровье человека физических параметров окружающей среды (шум, температура, электромагнитное излучение, радиация) | 7 – 11 | Согласно тематическому планированию, Е. В. Маркус |
8. | Уроки химии - о влиянии химического загрязнения среды на здоровье человека | 8 – 11 | Согласно тематическому планированию, С. И. Рац, А. Н. Королёв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы творческой группы классных руководителей
Данный план работы будет полезен для руководителей творческих групп классных руководителей, работающих в вечерней школе. План включает в себя не только тематику заседаний, но и содержит цели проведени...
Анализ методической работы творческой группы _ Титовой ЕГ
Краткий анализ методической работы творческой группы учителей истории, биологии, географии. Главное -результаты!...
Организация работы творческой группы педагогов
В статье рассказывается об организации работы районного профессиональого объединения учителей русского языка и литературы - творческой группы педагогов в течение трех лет. Проблемные творческие ...
Проблематика работы творческой группы.
На наш взгляд, в школе должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В школе в условиях разновозрастных коллективов можно делать...
Скриншот электронного письма о работе творческой группы
данное письмо подтверждает мое включение в сотав творческой группы по создании олимпиадных и конкурсных заданий для учащихся школ....
План работы творческой группы учителей гимназии "Изучение образовательных технологий в рамках современного урока".
План работы группы за два года 2011-2013гг. Анализ работы за 2011-2012гг....
План работы творческой группы учителей гимназии "Изучение образовательных технологий в рамках современного урока".
План работы группы за два года 2011-2013гг. Анализ работы за 2011-2012гг....