УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
статья по теме

Кузюрина Анна Петровна

 

Здоровье сберегающие технологии  реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_po_samoobraz.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

 В СИСТЕМЕ ПРОГРАММЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.

Здоровье сберегающие технологии  реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Здоровье сберегающая технология -  это
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
рациональная организация учебного процесса

  1. Процесс обучения, каким бы щадящим и разнообразным он не был, сам по себе оказывает мощное психологическое давление на школьника, в особенности при 6-ти часовой недельной нагрузке. Задача учителя состоит в том, чтобы максимально снизить уровень тревожности и общего напряжения у учащихся, иными словами – в том, чтобы переформатировать психологическое давление образовательного процесса с его обязательными требованиями и обязательными стандартами в творческое напряжение, которому свойственны положительные эмоции и личные мотивации.
  2. Создание условий для психологически комфортного обучения школьников требует постоянного взаимодействия педагога, психолога и родителей. Необходимо грамотное чередование рабочих ритмов, видов и форм образовательного процесса, попеременное включение игровых, состязательных, творческих, медитативных, диалоговых компонентов. Существеннейшим фактором снижения психологического напряжения является создание и поддержка здоровой творческой, товарищеской, доброжелательной атмосферы в классе.

Основная задача учителя – постоянная смена видов деятельности. Смена деятельности – это и есть отдых, но в процессе обучения школьника он одновременно усваивает необходимую программу по предмету. Наиболее любимые виды работы «Анализ текста» (приложение 1), сочинение по «живой» картине, электронные задания на тренажере, сочинения на свободную тему.

  1. Считаю целесообразным вести тщательный отбор тестовых работ. При огромном современном предложении различных тестовых заданий, считаю важным составить или подобрать такие тесты, в которых задания составлены по программе изучаемого материала, но формулировки заданий идентичны формулировкам тестовых заданий ГИА. Многолетний опыт показал, что такой подход очень эффективен в ходе подготовки школьников к итоговой аттестации, ученики испытывают минимальную психологическую нагрузку, т. к. работа им понятна и многократно выполнена начиная с 5 класса. Предшествующий опыт же подтвердил, что начиная подготовку к ГИА в 9 классе, и учитель и ученик испытывают нехватку времени, возрастает психологический дискомфорт, который наблюдался не только среди учеников, но и среди родителей. В качестве опорного материала можно взять пособие «Русский язык. Контрольные работы в новом формате». – Москва: Интеллект-Центр, 2012. Данное пособие разработано для учеников всех параллелей. (Пример работы в приложении 2.)
  2. Все профильное образование ведется на основе анализа текста. Это новое направление в изучении русского языка в школе. В ходе подготовки к профильному обучению, в соответствии с изучаемыми разделами русского языка школьники получают знания по истории языка. Данная информация очень интересна школьникам, они с удовольствием слушают информацию, например, о происхождении знаков препинания, при этом повышается мотивация к изучению истории языка, ребята работают со словарями, пишут заметки в раздел «Языкознание» школьной газеты, одновременно идет подготовка к олимпиаде по русскому языку (программа по курсу «История русского языка» приложение 3). При этом формируется определенный объём знаний и представление о сущности языка как национально-культурного и исторически сложившегося феномена. В работе рекомендую использовать методическое пособие для учителя «Уроки истории русского языка в школе» под редакцией доктора педагогических наук, профессора МГПУ А. Д. Декиной.
  3. Уроки русского языка в программе здоровьесбережения школьников несут особую нагрузку в силу того, что сам процесс речи оказывает благотворное влияние на психику. Процесс обучения грамотному и полному самовыражению способствует психологическому раскрепощению школьников и создает позитивные личностные мотивации. Реализация творческих способностей поддерживается такими проектами, как школьный альманах «Бронзовый век», газета «Две четверти», издательский книжный проект «Дети – детям». Можно сделать вывод, что углубленное изучение предмета, наличие дополнительных личных мотиваций не только способствуют повышению успеваемости, но и положительно влияют на здоровье и настроение учащихся. Как говорили древние римляне, mens sana – in corpore sano.    

 

 

Выводы. 

По всем показателям критериев психологического мониторинга наблюдается положительная динамика за 2011-2012 учебный год по сравнению с 2010-2011 учебным годом. Анализ результатов психологического мониторинга позволил выявить классы, в которых имеется высокая психологическая устойчивость личности учащихся. Это предпрофильные и профильные классы. В этих классах наблюдается высокий уровень учебной мотивации, который позволяет предположить, что многие учащиеся удовлетворяют свои потребности, интересы и способности. Это приводит к высокому уровню уверенности в себе. Учащиеся этих классов наиболее адаптированы, и у многих наблюдается высокий уровень психологической грамотности, в том числе и в вопросах здоровья. Как результат - высокие уровни физического здоровья (самочувствия) и психологического здоровья (настроения).

Но, несмотря на высокую заинтересованность и понимание важности профильных предметов, некоторые учащиеся старших классов отмечают их сложность: следовательно, здесь может быть дополнительный источник фрустрации (неудовлетворенности), поскольку затруднения вызывают именно профильные предметы в старших классах, усложнение учебного материала и приближение экзаменов. Отсюда выявляются еще и низкие уровни по критериям мониторинга.

Выявлено, что низкий уровень психологического здоровья (настроения) и физического здоровья (самочувствия) у некоторых учащихся имеет ситуативность, так как на момент проведения мониторинга низкий уровень самочувствия был связан с простудным заболеванием, а ухудшенное физическое самочувствие снизило и уровень психологического здоровья (настроения).

По результатам мониторинга выявлялись учащиеся, имеющие личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче к ГИА и ЕГЭ, с целью оказания им психолого-педагогической помощи. Выявлено, что для некоторых учащихся характерна слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению, что приводит к интеллектуальной систематической недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов деятельности этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников.

Комплексная работа, проводимая педагогами-психологами школы с учащимися, учителями и родителями по вопросам формирования психологической устойчивости личности, укрепления и сохранения их психологического здоровья, а также взаимодействие педагогов-психологов с учителями, администрацией, специалистами школы и родителями учащихся позволила улучшить показатели психологического мониторинга.

Приложение 1.

Приложение 2.

Контрольные и тренировочные работы в новом формате.

Контрольная работа по теме «Орфография»

Вариант 1.

Прочитайте текст.

(1)Когда Витя утром подошёл к столу, то увидал огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

- (3)Это папа подарил мне, - сказала мама. – (4)Ведь сегодня Восьмое марта.

(5)Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. (7)Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. (8)Там было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! (9)Обещаю всегда тебя слушаться». (10)Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. (11)Мама прочитала открытку в одну секунду. (12)Даже как-то неинтересно – как взрослые быстро читают!

(13)А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:

- (14)Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

(15)Лена Попова была его соседкой по парте.

- (16)Зачем? – хмуро спросил он, испытывая неловкость.

- (17)А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

(18)Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. (19)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

(20)По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. (21)Но у самой школы ему повезло. (22)Он встретил Лену Попову. (23)Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:

- (24)Это тебе.

- (25)Мне? (26)Ой, как красиво! (27)Большое спасибо!

(28)Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

(29)А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (30)Ни один. (31)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

- (32)Откуда у тебя цветы? – спросила учительница.

- (33)Это мне Витя подарил, - сказала Лена.

(34)Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову, щеки его горели.

- (35)Вот как! – сказала учительница. -  (36)Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.

(37)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:

- (38)Витька водится с девчонками!

(39)Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою безграничную досаду и обиду.

(40)Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал: «Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!»

(41)Он негодовал, почти плакал. (42)Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол.

- (43)Ненавижу эти цветы!

(44)Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

- (45)Это мне подарил папа, - сказала мама.

(46)А Лена Попова несла домой, едва касаясь руками, три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (47)Она несла их впереди себя, и её казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…(48)Это ведь были первые мимозы в её жизни…

(По В. Железникову)

Выполните задания 1-9. Правильный ответ обведите в кружочек.

  1. На какой вопрос в тексте нет ответа?
  1. Какие цветы подарил Витя своей маме?
  2. Хотел ли Витя вручать мимозы своей однокласснице?
  3. Чьё мнение для Вити оказалось важнее – мамы или мальчишек-одноклассников?
  4. Какое настроение было у Лены Поповой в день Восьмого марта?
  1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «повезти» предложение 21.
  1. Начать везти кого-либо
  2. Доставить что-либо куда-либо
  3. Посчастливится, удастся
  4. Потащить что-либо
  1. Какое средство выразительности использовано в предложении 2?
  1. Антонимы  2) олицетворение  3) сравнение  4) повтор слова
  1. Какое орфографическое правило иллюстрирует слово ПОШЁЛ?
  1. Гласные в корне, проверяемые ударением
  2. Гласные в корне, не проверяемые ударением
  3. Чередующиеся гласные в корне
  4. Буквы –Ё(Е), -О после шипящих в корне
  1. Какое слово иллюстрирует правило: «В корне пишется буква А, если за корнем идёт суффикс –А-»?
  1. Марта  2) сказала  3) казалось  4) касаясь
  1. Найдите слово, которое правильно записано приёмом поморфемного письма.
  1. Хоте-л-о-сь  2) хот-е-ло-сь  3) хот-ел-ось 4) хот-е-л-о-сь
  1. Укажите слово, в котором правописание приставки на письме определяется правилом: «приставка оканчивается на звонкий согласный перед звонким согласным корня».
  1. Поздравляю  2) отказывать  3) подмёткой  4) безграничную
  1. Какое слово текста соответствует схеме
  1. Сорвать 2) подарил  3) водится  4) повернулся
  1. В каком слове окончание имеет грамматическое значение: ед. ч., род. п.
  1. Огромный (предложение 1)
  2. Мимозы (предложение 31)
  3. Мокрую (предложение 36)
  4. Отражается (предложение 47)

Выполните задания 10-15. Правильный ответ запишите цифрами или словами.

  1. Из предложений 18-20 выпишите слова, в которых есть безударный суффикс глагола несовершенного вида.__________________________________________
  2. Из предложений 31-36 выпишите слова с безударным уменьшительно-ласкательным суффиксом.______________________________________________
  3. Из предложений 1-9 выпишите слово с разделительным Ь.____________________
  4. Из предложений 37-43 выпишите слова, которые пишутся с НЕ слитно, потому что без НЕ не употребляются. _______________________________________________
  5. Из предложений 12-18 выпишите слово с НЕ со значением «стеснительность, стыд».________________________________________________________________
  6. Из предложений 29-37 выпишите имя существительное, которое с НЕ пишется слитно, так как имя существительное можно заменить синонимом без НЕ; в предложении нет противопоставления с союзом А.__________________________

Проверочная работа по теме «Орфография»

Вариант 2.

(1)Однажды мама пришла из гостей взволнованная. (2)Она рассказала нам с папой, что дочка её подруги весь вечер играла на пианино. (3)Замечательно играла!

- (4)И теперь я мечтаю, чтобы наша Люська тоже играла полонез Огинского!

(5)У меня похолодело внутри. (6)Я совсем не мечтала играть полонез Огинского!

(7)Я о многом мечтала.

(8)Я мечтала никогда в жизни не делать уроков.

(9)Я мечтала научиться петь все песни на свете.

(10)Я мечтала целыми днями есть мороженое.

(11)Я мечтала лучше всех рисовать и стать художником.

(12)Я мечтала быть красивой.

(13)Я мечтала, чтобы у нас было пианино, как у Люськи. (14)Но я совсем не мечтала на нём играть.

(15)Но я знала, что маму не переспоришь.

(16)Мама привела к нам какую-то старушку. (17)Это оказалась учительница музыки. (18)Она велела мне что-нибудь спеть. (19)Я спела. (20)Старушка сказала, что у меня исключительный слух.

(21)Так начались мои невзгоды и мучения.

(22)Только я выйду во двор, только мы начнем играть, как меня зовут: «Люся! Домой!» (23)И я с нотной папкой тащусь к Марии Карловне.

(24)Однажды к нам пришли гости. (25)Мы пили чай. (26)Когда торт был съеден мама вдруг сказала:

- (27)А сейчас нам Люсенька что-нибудь небольшое сыграет на пианино.

(28)Я поперхнулась чаем.

- (29)Я ещё не научилась, - сказала я.

- (30)Не хитри, Люська, - сказала мама. – (31)Ты уже целых три месяца учишься.

(32)И все гости стали просить – сыграй да сыграй. (33)Что было делать?

(34)Я вылезла из-за стола и села за пианино. (35)Я развернула ноты и стала по нотам наигрывать «Как на тоненький ледок выпал беленький снежок».

(36)Я эту вещь играла очень долго. (37)Я все время забывала, где находятся ноты фа и ре, и везде их искала, и тыкала пальцем во все остальные ноты.

(38)Когда я кончила играть, дядя Миша сказал:

- (39)Молодец, блистательная игра! (40)Прямо Бетховен! – и захлопал в ладоши.

(41)Я обрадовалась и говорю:

- (42)А я ещё умею играть «На дороге жук, жук».

- (43)Ну ладно, иди пить чай, - быстро сказала мама. (44)Она была вся красная и сердитая.

(45)А папа, наоборот, развеселился.

- (46)Вот видишь? – сказал он маме. – (47)Я же тебе говорил! (48)А ты – полонез Огинского…

(49)Больше меня к Марии Карловне не водили.

(По И. Пивоваровой)

Выполните задания 1-9. Правильный ответ обведите в кружочек.

  1. На какой вопрос в тексте нет ответа?
  1. Во сколько лет Люся захотела стать пианисткой?
  2. Какое музыкальное произведение больше всего нравилось Люсиной маме?
  3. Был ли у Люси свой музыкальный инструмент?
  4. Сколько времени Люся занималась с учительницей музыки?
  1. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «играла» (предложение 4)
  1. веселить  2) развлекать  3) исполнять какое-либо музыкальное произведение

4) исполнять какую-либо роль в спектакле.

3.        Какое средство выразительности использовано в предложениях 13, 14?

           1) синонимы  2)олицетворение  3) противопоставление  4) эпитет

4.        Какое орфографическое правило иллюстрирует слово ОКАЗАЛАСЬ?

           1) гласные в корне, проверяемые ударением

2) гласные в корне, не проверяемые ударением

3) чередующиеся гласные в корне

4) буквы –Ё(Е), -О после шипящих в корне

5.        Какое слово иллюстрирует правило: «В корне пишется буква И, если за корнем идёт суффикс –А-»?

1) играла  2) учительница  3) пианино  4)блистательная

6.        Найдите слово, которое правильно записано приёмом поморфемного письма.

1) на-учил-а-сь  2) на-уч-ил-а-сь  3) на-учи-л-ась  4) на-уч-и-л-а-сь

7.        Укажите слово, в котором правописание приставки на письме определяется значением «приближение».

1) развернула  2) сказала  3) развеселился  4) пришли

8.        Какое слово текста соответствует схеме

1) просить

2) обрадовалась

3) учишься

4) водили

9.        В каком слове окончание имеет грамматическое значение: ед. ч., вин. п.

1) беленький

2) вещь

3) искала

4) красная

Выполните задания 10-15. Правильный ответ запишите цифрами или словами.

10.        Из предложений 34-36 выпишите слова, в которых есть безударный суффикс глагола несовершенного вида.__________________________________________

11.        Из предложений 22-27 выпишите слова с безударным уменьшительно-ласкательным суффиксом.______________________________________________

12.        Из предложений 23-31 выпишите слово с разделительным Ъ____________________

13.        Из предложений 14-21 выпишите слово, которое пишется с НЕ слитно, потому что без НЕ не употребляется. _______________________________________________

14.        Из предложений 6-14 выпишите слово с НЕ со значением «ни во веки веков».

15.        Из предложений 26-30 выпишите имя существительное, которое с НЕ пишется слитно, так как имя существительное можно заменить синонимом без НЕ; в предложении нет противопоставления с союзом А._____________________________________________

Приложение 3.

Поурочное планирование «Уроки истории русского языка в школе».

  1. Первоучители словенские.
  2. Славянская азбука.
  3. Азбучный имяслов.
  4. Азбучный имяслов.
  5. История буквы  ять.
  6. Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка.
  7. Фонетические старославянизмы в русском языке.
  8. Современные приметы старинных слов.
  9. Исторические чередования звуков в русском языке.
  10. Московская норма произношения.
  11. Московская норма произношения.
  12. Как говорят в моей семье.
  13. Контрольная работа.
  14. Живое слово Владимира Ивановича Даля.
  15. Подвиг Даля.
  16. Лексическое значение слова. Словарная статья.
  17. Заимствованные слова в русском языке.
  18. Заимствования из латинского языка.
  19. Контрольная работа.
  20. Происхождение названий русских падежей.
  21. История падежных форм имени существительного.
  22. Происхождение полных имен прилагательных.
  23. Особенности склонения имен прилагательных.
  24. История неопределенной формы глагола.
  25. История современных знаков препинания.
  26. Великое русское слово.
  27. «Наш дар бессмертный - речь».
  28. Творцы языка словенского.
  29. Творцы языка словенского.
  30. Писатели о русском языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков русского языка по программе Гольцовой Н.Г.

Поурочные разработки по русскому языку для 10-12 классов вечерней школы...

Урок русского языка по программе М.В.Панова "Род существительных и их окончания" (6 класс)

Цели: уметь распределять большинство существительных по родам на основе их морфологических признаков, уметь использовать парадигму окончаний существительных для определения рода, конструировать предло...

Урок русского языка по программе М.М. Разумовской «Путешествие по городу ПРИЧАСТИЕ

Цели урока:        дать сведения о том, что такое причастие, каковы его основные признаки и суффиксы;·        формировать умение определять ...

Работа со словарями на уроках русского языка как средство развития речи школьников

Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэто...

УПРАЖНЕНИЯ ПО РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

В статье приведены примеры использования упражнений по речевому этикету на уроках русского языка. Данный метод  позволяет учащимся приобрести не только теоретические знания в области речевого пов...

РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ

Главные задачи:- обогащение словарного запаса;- освоение орфоэпических норм;- развитие орфографической зоркости;- совершенствование навыков обращения со справочной литературой....

Примеры заданий на уроках русского языка, направленных на формирование у школьников универсальных учебных действий, функциональной грамотности

В работе с учащимися активно использую составленные мною компетентностные задания, направленные на  формирование универсальных учебных действий, функциональной грамотности («объясните,...