Программа работы классного руководителя "Вместе в будущее"
рабочая программа (7, 8 класс) по теме
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путём правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти.
Плутарх.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_klassnogo_rukovoditelya_vmeste_v_budushchee.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа работы классного руководителя.
«Вместе в будущее»
(7-8 класс)
Классный руководитель: А. А. Коробова
Пояснительная записка
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но чтобы они путём правильного воспитания
сделались хорошими – это в нашей власти.
Плутарх.
Обоснование актуальности программы
Ситуация выживания, в которой находится наше общество, порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию.
Современное воспитание школьников осложнилось последствиями этих негативных процессов, так как изменения коснулись непосредственно школы и семьи - двух социальных институтов, формирующих духовное и материальное начало в воспитании. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья - основной социальный институт.
В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности, Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и сохранение духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система класса.
Когда ребёнок становится подростком, у него появляется желание проводить больше времени в обществе сверстников, собираться вместе с друзьями, обсуждать общие интересы и проблемы. И естественно, что именно тогда он задумывается о том, почему у некоторых его ровесников много друзей, а ему общаться с ребятами не совсем легко, почему некоторые имеют свою точку зрения, а он чаще прислушивается к другим и т.д. Именно в общении дети усваивают нравственные нормы поведения, типичные для общества, формируются их поведенческие навыки.
Программа предназначена для работы с учащимися 5-8 классов, направлена на развитие их коммуникативной культуры, формирование адекватных межличностных взаимоотношений, формирование чувства собственного достоинства и уважения к окружающим. Она носит ступенчатый характер, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет её дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.
Для учащегося основной школы характерны следующие качества:
- ответственность;
- объективная самооценка;
- дисциплина;
- умение подчиняться и руководить;
- нравственная позиция как по отношению к сверстникам, равным тебе, так и к детям другого пола, людям другого возраста, способностей, одарённости.
- развитое сознание (это понимание самого себя, это формирование своего отношения к людям, труду, семье, обществу, это нахождение своего места среди людей, это понимание своих возможностей и желание их реализовать);
- психическое, физическое и нравственное здоровье (гармония души и тела);
- образованность (воспитание потребности знать больше, всё время учиться, познавать, развивать себя);
- позитивизм (образ жизни интеллигентного, культурного, нравственного человека);
- чувство Отечества в сочетании с активной гражданской позицией (преданность, стремление сделать пользу).
Цель: Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, востребованной в современном обществе.
Задачи:
• развитие гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;
• формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
• формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;
• координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума:
• развитие и упрочение детского самоуправления как основы социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.
Концептуальное обоснование
В основе программы классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей лежат такие подходы, как системный, деятельный, личностный. Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, культуры. Программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую,
Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству, качеств гражданина России. Программа ориентирована на региональные особенности, воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других. Содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья - школа, город, округ,страна.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы всё более углубляется и расширяется.
В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, мастер-классы, спектакли, эстетические беседы, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, выставки и т.д.
Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом: ребёнок - личность. Он может чего - то не знать, что – то не понимать и не уметь, он имеет право на ошибку, более того иногда он должен ошибаться, чтобы познать истину, чтобы быть уверенным и ответственным за себя и за тех, кто рядом.
Педагогические принципы и подходы
Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
- Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
- Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.
- Принцип природосообразности
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
- Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
- Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
- Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
- Принцип успешности
Позитивный тон жизни ребенка должен опираться не только на общешкольный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Направления деятельности
1. Создание организационно педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию
• Формирование знаний о правах, обязанностях ребёнка, ученика, гражданина;
• разъяснение политических и правовых событий в обществе;
• профилактика правонарушений учащихся;
• организация жизнедеятельности класса в духе уважения прав человека;
2. Формирование установки на приоритет духовно – нравственных основ жизнедеятельности
• ознакомление учащихся с духовно – нравственными традициями России, формирование терпимости к различиям;
• профилактика экстремизма и расовой неприязни;
• формирование патриотизма;
• формирование экологической культуры и здорового образа жизни;
3. Создание организационно – педагогических условий для актуализации активной жизненной позиции учащихся
• Развитие лидерских качеств;
• формирование умений вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уметь слушать и слышать других;
• привлечение учащихся к социально значимой деятельности.
3.1 Познавательная деятельность
1.Изучение интеллектуального потенциала учащихся:
• Учебные интересы учащихся;
• отношение учеников к учебе в школе и к отдельным предметам;
• степень работоспособности и организованности учащихся;
• степень развитости общеучебных навыков и умений детей;
• уровень интеллектуального развития учащихся;
• степень осознания учащимися необходимости учебной деятельности.
2. Контроль за:
• состоянием здоровья;
• пробелов знаний;
• особенности взаимодействия учителей и учащихся;
3.На основе установления причин отставания с помощью учителей – предметников создать в классе группы по коррекции пробелов в знаниях.
4.По результатам работы таких групп, проведение индивидуальных консультаций - собеседований с учащимися.
5.Посещение уроков, с целью выявления причин неусвоения материала.
6.Использование в работе по развитию интеллектуальных умений детей и их познавательного интереса активные формы воспитательной работы:
• конкурс эрудитов;
• викторины;
• интеллектуальные игры;
• читательские конференции.
7.Использование в воспитательной работе диалогических и полилогических методов обучения( учить высказывать своё мнение, доказывать и аргументировать его)
8 .Создание ситуаций для демонстрации интеллектуальных умений и навыков учащихся:
• олимпиады;
• театр на английском языке;
• смотры знаний.
3.2. Воспитание нравственных качеств:
1.Изучение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей учащихся
2 Проведение серии классных часов по проблемам нравственности.
3.Проведение работы с учащимися по изучению своих собственных волевых качеств с элементами самокоррекции.
4. Изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира и России, КМНС, традиций школы.
5. При проведении мероприятий создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности, что позволит каждому ребенку ощутить свою значимость.
6. Воспитывать необходимость оказывать помощь больным и слабым, желание заниматься благотворительностью.
3.3 Спортивное направление
1. Изучение психического и физического здоровья учащихся.
• Особенности развития детей подросткового возраста;
• отклонение в состоянии здоровья детей, их влияние на учебную деятельность и личностное развитие
• причины детских недомоганий.
2.Разработка совместно с медсестрой индивидуальных программ коррекции здоровья детей.
3.Проведение диагностики перегрузки учащихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье детей.
4.Проведение занятий с учащимися по вопросам личной гигиены, антиникотиновой, антаалкогольной пропаганде:
• встречи с врачом;
• беседы;
• просмотры фильмов.
5.Проведение профилактических мероприятий по предупреждению несчастных случаев:
• знакомство с инструкциями, правилами поведения;
• проведение тренировочных занятий;
• проведение конкурсов.
6.Проведение занятий по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях.
7. Организация активных форм работы по сохранению и развитию здоровья:
• соревнования
• экскурсии;
• походы;
• спортивные праздники.
3.4. Художественно-эстетическое направление
1.Изучение и развитие творческих способностей детей.
2. Вовлечение учащихся в кружки по интересам.
3.Организация экскурсий в музеи, на выставки, в театры.
4. Организация внеклассных мероприятий:
• выставки детского творчества
• конкурсы рисунков, плакатов
• организация концертов
3.5. Общественно- полезная и коммуникативная деятельность
1. Предоставление возможности учащимся выбирать и участвовать в общественно- полезных и социально значимых акциях.
2.Развитие желания у детей проявлять социально значимые инициативы.
3. Организовать работу по самообслуживанию.
4. Способствовать работе органов самоуправления.
Сроки реализации программы
Программа реализуется в три этапа:
1-диагностико – проектный. Комплексное обследование уровня воспитанности учащихся 5класса; разработка плана воспитательной работы с классом.
2-содержательно – деятельностный. Работа по плану воспитательной работы, активизация деятельности учащихся.
3-рефлексивный. Измерение уровня воспитанности учащихся и активизация их жизненной позиции; определение системы дальнейшей деятельности классного руководителя.
Условия реализации программы
1. Определение стратегии и тактики деятельности.
2. Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
3. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
4. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
5. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
6. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.
7. Наличие классной комнаты и классного уголка.
8.Тесное взаимодействие с родителями и активное их участие в жизни класса.
Ожидаемые результаты
1.Диагностический этап: получение целостной картины состояния уровня воспитанности и составление характеристики класса.
2.Содержательно – деятельный этап: активизация деятельности в классе.
3. Рефлексивный этап:
1. Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего Отечества. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина 2.Отсутствие подростков, состоящих на учете правонарушения, склонных к вредным привычкам.
3. Массовое участие учащихся в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках . Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
4. Развитие у детей потребности в занятиях физической культурой и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории своей семьи, города, государства.
5. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
6. Создание единого воспитательного пространства.
7. Внедрение в практическую деятельность классного руководителя достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
8. И как конечный результат, воспитание личности:
• мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
• творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
• духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
• гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию, доброте.
- способной к состраданию и оказанию помощи;
• практичной, владеющей хозяйственными навыками;
• знающей и хранящей традиции;
• ведущей здоровый образ жизни;
• свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности;
• любящей свою малую и большую Родину.
Примерный план воспитательной работы за I полугодие 2016-2017 учебного года.
месяц направления | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Участие в общешкольных мероприятиях | День Знаний. | Акция «Миссия - жить!» Акция «Внимание, пожилые люди!» Участие в школьном этапе ВОШ. | Подготовка проектов к конкурсу «Я гражданин России». Участие в муниципальном этапе ВОШ. «Пушкинская неделя». | Новогодние праздничные программы и дискотеки. |
Мероприятия в классе Детское самоуправление | Выбор актива класса. День именинника. | Контроль успеваемости. День именинника. Создание классного альбома «Я и моя семья» | Контроль посещаемости. День именинника. | День именинника. Организация празднования ново года. |
Тематические классные часы /беседы/ | Классный час на тему: «Устав школы», «Права и обязанности учащихся» | Классный час на тему: «Внешний вид учащихся». Беседа «Правила ПДД, ТБ во время осенних каникул» | Классный час на тему: «ПАВ». | Классный час на тему: «Традиции встречи нового года в разных странах мира», «Символы России». Беседа «Правила ПДД, ТБ во время зимних каникул» |
Работа с родителями | Общешкольное родительское собрание. Классное родительское собрание. | Индивидуальные беседы с родителями. | Индивидуальные беседы с родителями. | Классное родительское собрание. |
Экскурсии, походы | Экскурсия по городу. Совместное с родителями посещение Ледового дворца «Айсберг» | Посещение музея. | Просмотр фильмов в рамках фестиваля «Золотая лента». | Посещение лыжной базы «Снежинка» |
Примерный план воспитательной работы за II полугодие 2016 – 2017 учебного года.
месяц направления | январь
| февраль | март | апрель | май |
Участие в общешкольных мероприятиях | Подведение итогов работы за 1 полугодие | День св. Валентина | Работа пресс - центра | День Дублера | Концертная программа, посвященная дню Победы. Последний звонок. |
Мероприятия в классе Детское самоуправление | День именинника. | День именинника. Празднование 23 февраля, поздравление учителей. | Празднование Международного женского дня, поздравление учителей. Праздничная программа для мам. | День именинника. | День именинника. |
Тематические классные часы /беседы/ | Классный час на тему: «Я и мои друзья», круг общения подростка. | Классный час на тему: «Курить – здоровью вредить» | Беседа «Правила ПДД, ТБ во время весенних каникул» | Классный час на тему: «Толерантность - основа успешной социализации» | Классный час на тему: «Толерантность - основа успешной социализации» Беседа «Правила ПДД, ТБ во время летних каникул» |
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями. | Классное родительское собрание. | Индивидуальные беседы с родителями. Совместное мероприятие с родителями. | Индивидуальные беседы с родителями. | Классное родительское собрание. |
Экскурсии, походы | Посещение Ледового дворца «Айсберг» | Посещение СКК Галактика «Океанариум» | Посещение лыжной базы «Снежинка» | Совместное посещение СКК Галактика «Боулинг» с родителями. | Ежегодное участие в экологической акции «Экодесант» |
Примерный план воспитательной работы за I полугодие 2017-2018 учебного года.
месяц направления | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Участие в общешкольных мероприятиях | День Знаний. Предвыборная кампания. Ученическая конференция. | Участие в школьном этапе ВОШ. | Подготовка проектов к конкурсу «Я гражданин России». Участие в муниципальном этапе ВОШ. | Новогодние праздничные программы и дискотеки |
Мероприятия в классе Детское самоуправление | Выбор актива класса. День именинника. | Контроль успеваемости. Контроль посещаемости. День именинника. | Контроль успеваемости. Контроль посещаемости. День именинника. | День именинника. Организация празднования ново года. |
Тематические классные часы /беседы/ | Классный час на тему: «Год семьи в РФ». Классный час на тему: «Устав школы», «Права и обязанности учащихся» | Классный час на тему: «Пушкин сегодня». Классный час на тему: «Внешний вид учащихся». Беседа «Правила ПДД, ТБ во время осенних каникул» | Классный час на тему: «Мои права и обязанности». | Классный час на тему: «Традиции встречи нового года в разных странах мира», «Символы России». Беседа «Правила ПДД, ТБ во время зимних каникул» |
Работа с родителями | Общешкольное родительское собрание. Классное родительское собрание. | Индивидуальные беседы с родителями. | Индивидуальные беседы с родителями. | Классное родительское собрание. |
Экскурсии, походы | Экскурсия по городу. Посещение Ледового дворца «Айсберг» | Посещение музея, центральной библиотеки. | Просмотр фильмов в рамках фестиваля «Золотая лента». | Посещение лыжной базы «Снежинка». |
Примерный план воспитательной работы за II полугодие 2017 – 2018 учебного года.
месяц направления | январь
| февраль | март | апрель | май |
Участие в общешкольных мероприятиях | Подведение итогов работы за 1 полугодие | День св. Валентина. 23 февраля. | Работа пресс – центра. Международный женский день. | День Дублера | Концертная программа, посвященная дню Победы. |
Мероприятия в классе Детское самоуправление | День именинника. | День именинника. Празднование 23 февраля, поздравление учителей. | Празднование Международного женского дня, поздравление учителей. | Контроль успеваемости. Контроль посещаемости. День именинника. | День именинника. Урок мужества. |
Тематические классные часы /беседы/ | Классный час на тему: «Здоровое питание» | Классный час на тему: «Выбери жизнь» | Беседа «Правила ПДД, ТБ во время весенних каникул» | Классный час на тему: «Подготовка к промежуточной аттестации. Пять советов психолога». | Классный час на тему: Беседа «Правила ПДД, ТБ во время летних каникул» |
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями. | Классное родительское собрание. | Индивидуальные беседы с родителями. | Индивидуальные беседы с родителями. | Классное родительское собрание. |
Экскурсии, походы | Посещение Ледового дворца «Айсберг». | Посещение СКК Галактика «Океанариум». | Посещение лыжной базы «Снежинка». | Посещение СКК Галактика «Боулинг». | Ежегодное участие в экологической акции «Экодесант». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа работы классного руководителя с детьми "группы риска"
В последнее время о трудных школьниках, о детях «группы риска», пишется и говорится немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов... - тех, кто слаб...
ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА
ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА для 10-11 класса . Можно использовать при создании системы работы классного руководителя....
"Ступени роста успешного поколения" Программа работы классного руководителя с классным коллективом
Программа работы классного руководителя по формированию классного коллектива с учётом всех аспектов воспитательной работы...
Программа работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее»
Основная цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешног...
Программа работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее»
В программе работы классного руководителя с учащимися 5 - 9 класса «Пять шагов в будущее» представлена пояснительная структура программы, представлены цели и задачи воспит...
Программа развития классного коллектива «Мы-будущее»
Формирование классного коллектива, способного к творчеству, навыкам социально-значимой и исследовательской деятельности в процессе учебно-воспитательной работы....