Программа работы классного руководителя с детьми «группы риска»
рабочая программа (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МОУ Пречистенская СОШ
Программа
работы классного руководителя
с детьми «группы риска»
Сроки реализации программы 2013-2015 гг.
Автор: учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 8б класса
Булыгина Н.В.
п. Пречистое, 2013
Пояснительная записка
Неспособность семьи как социального института обеспечить воспитание и содержание детей является одним из главнейших факторов появления категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Данные статистики демонстрируют, что для последних лет характерна тенденция уменьшения числа семей, находящихся в социально опасном положении, и проживающих в них детей. По состоянию на 1 января 2008 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояло 274,8 тыс. семей (309,1 тыс. семей – в 2006 году), в которых проживало 489,53 тыс. несовершеннолетних (554,27 тыс. человек – в 2006 году). Семейное неблагополучие является многомерной характеристикой функционирования семьи. Существуют следующие основные виды депривации, свидетельствующие о семейном неблагополучии:
- трудное материальное положение, бедность;
- жилищные проблемы
- безработица
- конфликтные ситуации в семье, безнадзорность
- безответственное родительство, жестокое обращение с детьми
- алкоголизм и наркомания жилищные проблемы;
Нестабильность экономической ситуации на сегодня, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят к таким явлениям, как: асоциальное поведение детей и взрослых; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание своих, приводящих к детской преступности, агрессии, наркомании.
Эти факторы нашли свое отражение в способах поведения детей. Привычным становится отклоняющееся поведение, которое предполагает две категории:
- Поведение, не соответствующее нормам психического здоровья (т.е. патологическое);
- антисоциальное поведение (нарушающее социальные, культурные, правовые нормы).
Для таких детей характерен низкий уровень учебной мотивации, познавательная пассивность, несформированность общеучебных знаний и специальных умений. Они плохо адаптируются к школьной жизни, конфликтуют с окружающими. Очень трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы для ребенка стала привлекательной модель поведения, в которой лежат доброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания и денег. Здесь нет, и вряд ли может быть какой-то перечень единственно верных, научно обоснованных правил и законов, есть только общие закономерности развития, созревания личности как существа биологического, психического и социального, которые надо учитывать и которым надо подчинять свои педагогические действия. Главное же на этом пути – педагогическая интуиция, нравственное чувство и желание помочь ребенку в его самый драматичный период жизни, убедить его поверить в свои силы. Изучение данной проблемы и привело к созданию этой программы, которая поможет найти свой путь в жизни детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В первую очередь с этой проблемой сталкивается классный руководитель, «классная мама».
Работа классного руководителя должна вестись в нескольких направлениях:
1. Социальная диагностика. Для выявления данных категорий оформляются социальные карты учащихся.
2. Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, учителями дополнительного образования. Организация контроля за внеучебной деятельности учащихся.
3. Коррекционная работа. Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. В 8–11-х классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов учащихся. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям учащихся "группы риска", стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.
4. Просветительская работа. К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди учащихся.
5. Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами .
6. Работа с педагогическим коллективом. Совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.
7. Изучение и анализ всего материала, планирование и организация работы:
- научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
- создавать "ситуацию успеха" для таких учащихся;
- вовлекать ребенка в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг);
- обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
- учить уважать товарищей и взрослых;
- развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.
Цель: решение проблем, преодоление трудностей и обеспечение условий для социального становления ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, а также условий для создания деятельностно и эстетически насыщенной, нравственно чистой и эмоционально благоприятной социальной среды.
Задачи:
- приобрести навыки для дальнейшей самореализации.
- адекватно воспринимать себя и окружающую действительность;
- развивать адаптационные умения;
- почувствовать собственную ответственность за свою жизнь и жизнь других;
Этапы работы
1 | Диагностическая работа | Результат |
1а | Обследование жилищных условий, семейного положения | Акт ЖБУ |
1б | Изучение реального состояния межличностных и деловых отношений учащихся в классе | Диагностика |
1в | Выявление развитости познавательных интересов и творческих способностей | Вовлечение в мероприятия разного уровня |
1г | Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся класса, | Сравнит. изучение учебных результатов предыдущих лет). |
1д | Изучение основных ценностных ориентации учащихся | Индивидуальные беседы |
2 | Профилактическая и коррекционно-развивающая работа: | |
2а | Работа с родителями | Индивидуальные консультации |
2б | Создание социальной помощи | Педагогический всеобуч |
План работы классного руководителя
Направления работы, мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. Организация педагогической помощи | ||
1.1. Создание благоприятных условий для развития личности учащихся. | В течение года | Кл/рук |
1.2. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся. | Постоянно | Кл/рук уч-предм. |
1.3. Проведение дополнительных занятий, консультаций. Создание ситуации успеха. | расписа ние | Кл/рук уч-предм. |
1.4. Укрепление положения детей в классном коллективе, помощь учащимся в выполнении общественных поручений. | В течение года | Кл/рук |
1.5. Формирование положительной "Я-концепции". | В течение года | К\р психолог |
2. Организация медицинской помощи | ||
2.1. Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсичным средствам:
лекции для родителей:
| В течение года | Кл/рук психолог |
2.2. Половое просвещение детей, решение проблем половой идентификации | В начале года | Кл/рук врач |
3. Организация психологической помощи | ||
3.1. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы). | В течение года | Психолог Социальный педагог |
3.2. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы). | В течение года | Психолог, К\р, Социальный педагог |
3.3. Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить. | Систематически | Психолог, Кл/рук |
3.4. Индивидуальные беседы с учащимися с целью помочь им совершать более осознанные поступки. | Систематически | Психолог Кл/рук |
4. Организация свободного времени | ||
4.1. Изучение интересов и способностей учащихся. | В теч/года | Кл/рук |
4.2. Вовлечение детей в кружки, секции, общественно полезную деятельность, детские общественные организации. | Сентябрь – октябрь | Кл/рук |
4.3. Изучение читательских интересов, запись в библиотеку, отслеживание периодичности ее посещения, помощь в составлении списка интересных и необходимых для развития книг. | Сентябрь | Библиотекарь, Кл/рук |
4.4. Изучение участия детей в неформальных объединениях по месту жительства. | В течение года | Кл/рук |
4.5. Поощрение любых видов художественного и технического творчества детей и участия их в общешкольных и классных делах. | В течение года | Кл/рук |
Ожидаемые результаты:
- Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
- отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся.
- Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования.
- Создание ситуации успеха.
- Укрепление положения детей в классном коллективе
- Организация помощи в выполнении общественных поручений.
- Формирование положительной «Я-концепции».
- Создание личности обстановки, ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
- Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений.
- Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики - к педагогике сотрудничества и заботы.
- Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Литература
- Балацкая И. Трудные дети. Трудный класс. Трудные родители // Воспитательная работа в школе.- 2006.- № 5.- С. 113-122.
- Дараган И. Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе // Воспитание школьников.- 2006.- № 8.- С. 32-37.
- Казанцев, В. Тату // Первое сентября. - 2010. - № 6. - С. 18.
- Кожурина, Л. "Работа с трудными детьми" //Первое сентября.- 2007.- №09.-С7-8
- Жилякова, Е.Н. Организация работы школы с трудными детьми: Распределение обязанностей /Е.Н. Жилякова //Справочник классного руководителя.- 2010.-№1.- (вкладыш)
- Пятаков, Е. Агрессия: лечение через осмысление: [педагогические методы работы с агрессивными подростками] / Е. Пятаков // Школьный психолог. - 2010. - № 13. – С. 17-32.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»
Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих совершению правонарушений и преступлений сре...
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами
Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...
Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)
Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...
Программа работы с детьми группы риска
Как организовать работу с данной категорией детей....
программа по работе с «трудными детьми», детьми «группы риска».
(Программа, направленная на профилактику правонарушений в детской и подростковой среде и обеспечение безопасности на территории образовательного учреждения.)...
Программа работы с детьми "группы риска"
Тематическое планирование и разработки занятий для детей "группы риска"...
Программа работы с детьми группы риска
В данной программе представлен методический материал по формированию "группы риска", показаны оснавные направления работы специалистов. Думаю работа будет полезна не только начинающим специалистам, но...