ПРОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА
рабочая программа (10 класс) на тему

Петроченко Анна Владимировна

 ПРОГРАММА  РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА для 10-11 класса . Можно использовать при создании  системы работы классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx109.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова

г. Николаевска-на-Амуре

СОГЛАСОВАНО

На заседании МО классных руководителей

Протокол №______ от «____»__________2012г

РАЗРЕШАЮ

Завуч по воспитательной работе

________________ Н.В. Панычева

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №2

_______________Е.Б. Марина

 ПРОГРАММА

РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С КОЛЛЕКТИВОМ КЛАССА

Срок реализации: 2012-2014 учебный год

Автор: Петроченко Анна Владимировна

Учитель химии и биологии

Классный руководитель 10 класса

МБОУ СОШ №2

 

г.Николаевск-на-Амуре

2012г


Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании» с дополнениями и изменениями;
  • Конвенции о правах ребенка;
  • Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
  • Приоритетного национального проекта «Образование»;
  • Инициативы Президента «Наша новая школа».
  • Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками ГОУ субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений (утверждены Минобрнауки России приказом № 21 от 03.02.2006г.).
  • Приложение к письму Министерства образования РФ от 27.06.2003г. №28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования».
  • Методические рекомендации Министерства образования РФ по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях».
  • Письмо Министерства образования РФ № 13-51-28/19 от 02.04.2002г. «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».

Воспитание культурного человека – это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, деятельностью.

В настоящее время это достаточно непросто, нравственные приоритеты теряют свою значимость и привлекательность. Именно поэтому основой всякой воспитательной системы школы становится воспитание нравственности.

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. Исходя из определения воспитания в традиционной педагогике основу любой воспитательной системы как процесса составляет создание условий для развития и становления подростка, его лучших человеческих качеств. Основу содержания процесса нравственного воспитания составляет личностный опыт воспитанника, в котором есть свои ценности, умения и способности, социальные навыки и способы поведения. Воспитатель, зная особенности личностного развития учащихся, должен использовать их для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития.

Создание условий для личностного развития воспитанников осуществляется через включение подростка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, труде.

Воспитательная работа в классе строится на следующих принципах:

  • принцип открытости: учащиеся участвуют в планировании жизни в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения воспитателя с учетом своих интересов, потребностей и желаний;
  • принцип деятельности: учащимся нужна активная, полезная и значимая деятельность, где они могли бы использовать знания, умения и навыки учебной деятельности, свои способности, таланты;
  • принцип свободы выбора: учащимся необходимо предоставлять возможность выбора задания или дела с учетом их возможностей, интересов, личных качеств;
  • принцип обратной связи: необходимо изучать мнение, настроение, степень участия воспитанников в классе, общешкольных мероприятиях;
  • принцип сотворчества: учащиеся имеют право выбора партнера по выполняемому делу, а также возможность внесения коррективов в сценарий КТД, проявления инициативы и самостоятельности;
  • принцип успешности: каждому учащемуся необходимо чувствовать собственную значимость и успешность.

Данная программа рассчитана на подростков 16 – 18 лет.

Актуальность программы заключается в необходимости разрешения противоречий и тревожных тенденций:

  • противоречие между необходимостью строить работу с классом в соответствии с инновационной деятельностью школы по созданию модели развития социально-педагогического сопровождения учащихся «Адаптация. Сотрудничество. Инициатива» - с одной стороны, и малым опытом работы педагогов, недостаточно информированных в этих вопросах, - с другой;
  • противоречие между естественным желанием каждого ребенка к личному успеху и недостаточными условиями, обеспечивающими реализацию этой потребности в школе;
  • низкий уровень социальной активности учащихся.

Цель программы создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.

Задачи:

- изучение личности подростка, его интересов, стремлений и способностей;

- построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого подростка;

- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;

- забота о здоровье воспитанников, применение здоровьесберегающих технологий;

- организация учебно-исследовательской деятельности учащихся;

- формирование системы самоуправления в классе;

- привлечение родителей к участию в воспитательном процессе класса;

- организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний.

Воспитательная программа является перспективной и рассчитана на 2 года (10-11 классы).

Принципы программы:

  • принцип гражданственности
  • принцип сознательности и активности
  • принцип преемственности, систематичности и последовательности
  • принцип соответствия возрастным и индивидуальным особенностям
  • принцип доступности
  • принцип научности
  • принцип прочности
  • принцип гуманизации
  • принцип связи обучения с жизнью

Методы работы по реализации программы:

  • объяснительно-наглядные (репродуктивные) 
  • проблемные
  • частично-поисковые (эвристические) 
  • исследовательские
  • метод проектов

Формы работы:

Формы работы с коллективом воспитанников:

  • классные часы нравственного, патриотического, интеллектуального, творческого содержания;
  • проведение совместных праздников (родители, педагоги, учащиеся);
  • просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции;
  • экскурсии по городу и Кемеровской области;
  • участие в акциях благотворительной направленности;
  • тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);
  • организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);
  • проведение «круглых столов», дебатов, дискуссий, деловых и ролевых игр.

Формы индивидуальной работы с учащимися:

  • беседы;
  • контроль успеваемости и посещаемости уроков;
  • вовлечение в коллективные дела класса и школы.

Формы работы с родителями:

  • организационные и тематические родительские собрания;
  • лекторий для родителей;
  • День открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • анкетирование и тестирование родителей;
  • индивидуальные консультации специалистов: (социального педагога, психолога);
  • совместные с родителями праздники, именины детей.

Формы работы с педагогами, работающими в классе:

  • беседы;
  • консультации для классного руководителя и родителей;
  • посещение занятий;
  • проведение совместных классных часов.

Формы работы с психологом школы:

  • диагностика и анкетирование;
  • индивидуальные консультации.

Формы работы с заместителем директора по ВР и социальным педагогом школы:

  • курирование малообеспеченных, неблагополучных и многодетных семей, учащихся, находящихся под опекой оказание социальной и материальной помощи;
  • контроль успеваемости и посещаемости подростков «группы риска»;
  • Совет профилактики;
  • рейд с милицией в семьи учащихся, находящихся на внутришкольном контроле и на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • индивидуальные консультации.

Предполагаемые результаты:

  • образование сплоченного дружного содружества учителя, детей и родителей, создание положительной репутации класса.
  • вовлечение всех учащихся в активную деятельность класса и школы.
  • формирование у учащихся сознательной дисциплины, навыков культурного поведения;
  • раскрытие и развитие способностей каждого подростка, повышение его учебной мотивации
  • развитие стремления к саморазвитию и самореализации
  • подготовить учащихся к самостоятельной жизни
  • помочь в определении будущей профессии

В результате осуществления программы должен повыситься нравственный уровень учащихся, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, коммуникативная толерантность, позитивная социализация выпускников, должна появиться потребность творческой и интеллектуальной самореализации, а также самореализации в спорте.

Динамика изменений личностного роста ученика, его ценностных отношений к происходящему, к процессам и их результатам – главные показатели эффективности достижения целей программы. В качестве механизма отслеживания рекомендуется использовать анкеты, опросники, наблюдение, моделирование ситуаций, портфолио.


Основные программные мероприятия

  1. Работа с учащимися «группы риска»

Основными направлениями работы с «группой риска» является:

  • изучение проблемных детей;
  • составление классным руководителем индивидуального плана работы с этими детьми;
  • организация помощи педагогически запущенным детям.

Данную работу классному руководителю необходимо проводить в содружестве с социальным педагогом и школьным психологом.

  1. «В союзе с семьей»

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.

Сотрудничество классного руководителя с родителями необходимо вести по нескольким направлениям:

  1. психолого-педагогическое просвещение родителей;
  2. организация работы с родительским активом;
  3. помощь семьям отдельных учащихся:
  • оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся;
  • оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
  1. взаимодействие с общественными организациями родителей;
  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс возможно с помощью:

  • дней творчества подростков и их родителей;
  • открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • помощи в организации проведения внеклассных дел.

Классные родительские собрания — традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем собраний: "Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию подростков?", "Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?".

Одной из форм сотрудничества с родителями является организация совместной деятельности с родителями и их детьми. Это и совместные праздники, чаепития, экскурсии, поездки, встречи. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВН, музыкальных конкурсов и дней творчества.

Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей. Родителям не обойтись без изучения физического и психического развития подрастающего поколения, закономерностей формирования личности, мировоззрения, характера и.т.д. Поэтому любому классному руководителю (начинающему или опытному педагогу) необходимо уделять внимание психолого-педагогическому просвещению родителей. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах. Желательно, чтобы классный руководитель информировал родителей о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

        К сожалению, сегодня у большинства родителей часто нет времени прийти в школу для беседы или консультации с классным руководителем, в связи с большой загруженностью на работе. В то же время почти у каждого ребенка дома или у его родителей на работе есть компьютер с выходом в Интернет, которые можно использовать для связи. Это может быть общение с помощью электронной почты, социальных сетей, электронного журнала класса. Родителей всегда интересуют подробные результаты учебной работы их ребенка. Именно поэтому считаю целесообразным ведение электронного журнала: публикация расписания и новостей класса, ведение дневника учащегося. Для того чтобы заглянуть в него, родителям достаточно набрать электронный адрес и личный код ребенка. При всей трудоемкости этой работы она себя оправдывает, т. к. известно, что обычный дневник не дает целостной картины успеваемости ученика. Родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнают вовремя о школьных и классных новостях.

Классному руководителю очень важно иметь в лице родителей заинтересованных партнёров-единомышленников. Во внеклассной работе участие родителей необходимо и обязательно. Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, должен поощрять самых активных родителей. Эта традиция сохраняется в течение всего времени обучения учащихся. Формы поощрения родителей самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.

Ожидаемые результаты:

  • своевременное информирование родителей о жизни класса и школы;
  • привлечение родителей к совместной деятельности и активное участие родителей в жизни класса;
  • оказание помощи в подготовке и проведении различных мероприятий.
  1. Развитие самоуправления в классе

Развитие самоуправления в классе - это один из важных вопросов воспитательной работы. Для классного руководителя важно грамотно организовать систему самоуправления в классе. Одним из обязательных элементов должны стать выборы Совета класса. Новый учебный год необходимо начинать с совместного планирования дел. Например, провести анкету «Поиск интересных дел», в которой учащиеся выскажут пожелания о том, какие коллективные творческие дела они хотели бы провести в классе, с кем встретиться, в каких экскурсиях участвовать. Учитывая мнения учащихся класса, необходимо определить тематику классных часов, формы их проведения, сроки, ответственных за их подготовку и проведение. Каждый может найти дело по душе - попробовать себя в качестве музыканта, поэта, сценариста, декоратора... Результатом этого творчества могут быть выпуски газет, плакатов, компьютерных презентаций, литературных сочинений, рекламных буклетов, театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, с использованием различных средств ИКТ и многое другое. Фотографии, сделанные учащимися, во время проведения мероприятий оформляются в фотоальбом с комментариями. Обработанный видеоматериал – основа сборника фильмов о жизни класса.

После проведенного мероприятия обязательным моментом должно стать подведение итогов, анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для классного руководителя - это диагностика. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.

Принципы самоуправления:

- «сами ищем дело»;

- «сами планируем и осуществляем его»;

- «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.

Рис.1 Работа по взаимодействию в классе

Классному руководителю важно создать коллектив со своими традициями. Например, традиционными мероприятиями в классе, могут стать:

  • презентация книги классных достижений (слайд-шоу + видеофильм, один раз в четверть)
  • поздравление учащихся класса с Днем Рождения;
  • спортивные соревнования между семьями учеников;
  • родительские чаепития;
  • посещение кино, театров, музеев;
  • праздники Нового Года, 23 февраля, 8 Марта, окончание четверти;
  • праздник «Традиции моей семьи».

Ожидаемые результаты:

  • развитие организаторских способностей, творческой инициативы на основе работы творческих групп и формирование лидерских качеств;
  • личностный рост учащихся, воспитание, развитие их ответственности и самостоятельности;
  • создание коллектива со своими традициями;
  • формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

  1. Проектная деятельность

Сегодня ведущее место среди методов, формирующих активную, самостоятельную, инициативную позицию учащегося, развивающих исследовательские, самооценочные, рефлексивные навыки и реализующих принцип связи обучения с жизнью принадлежит методу проектов.

Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся, предполагает осознанное выполнение различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и т.д. В связи с этим метод можно успешно применять как в учебной деятельности, так и в воспитательной работе классного руководителя.

Важным моментом в проектной деятельности является подбор объектов для проектирования. При этом необходимо учитывать следующие факторы: возрастные и физиологические возможности школьников, социальное окружение, общественно-полезную или личностную значимость проекта, безопасные условия работы учащихся, учебно-материальную базу, возможность социализации учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе знания и умения, которыми овладел учащийся ранее.

Информационная карта проекта:

  1. Выбор темы проекта и его актуальность.
  2. Постановка цели, формулировка задач.
  3. Формирование команды проекта.
  4. Предполагаемые результаты проекта.
  5. Определение плана работ.
  6. Распределение обязанностей.
  7. Сроки реализации проекта.
  8. Разработка системы оценки проекта.
  9. Сбор информации.
  10. Реализация плана действий команд.
  11. Подготовка к защите проекта.
  12. Презентация проекта.
  13. Подведение итогов, анализ.

Успешность и эффективность проектирования будет зависеть от многих факторов, важнейшими из которых являются:

  • добровольность участия в проекте;
  • оптимальное распределение времени работы над проектом;
  • эффективное распределение обязанностей между участниками проекта.

Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи. Строя отношения друг с другом, познавая жизнь, ребята получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Педагог осуществляет общую координацию деятельности учащихся, выступая в роли помощника и консультанта, но главным действующими лицами в проекте являются дети.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться классным руководителем. В других, выдвигаться родительским комитетом с учетом потребностей класса. Тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Ожидаемые результаты:

  • освоение обучающимися основ социального проектирования;
  • привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;
  • освоение новых форм поиска и обработки информации;
  • развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;
  • развитие коммуникативных навыков и навыков групповой работы.

  1. Воспитание толерантности

Формирование уважения к культурам разных народов и повышение социальной активности учащихся в ходе совместной деятельности позволят развить взаимопонимание и чувство толерантности между одноклассниками, снизить риск возникновения конфликтов на межнациональной почве. Различные мероприятия желательно организовывать по принципу: «Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!». Практически в каждом классном коллективе традиционно проводится праздник, посвященный 8 марта. Форма проведения данного мероприятия может быть разнообразной. Вместо традиционного поздравления девочек мальчиками я предлагаю провести совместное мероприятие с родителями «Праздник национальной кухни». Интерактивные классные часы «Культура мира. Человек среди людей» и «Мы - команда одного корабля», фольклорный праздник «Масленица», подготовка мультимедийных презентаций в форме виртуальной познавательной экскурсии на тему «История национального костюма народов, проживающих в России», праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная семья» - небольшой список мероприятий, которые легко можно организовать и провести в любом классном коллективе. Организацию и проведение данных мероприятий, можно не ограничивать только рамками класса.

Важным моментом в данной работе служит создание творческих групп школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах - это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей и подростков, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Учащиеся могут стать организаторами игры для начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.

Дети могут знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция «Забота»), знакомиться с народными и семейными праздниками, традициями народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.

Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к истории, литературе, культуре.

Ожидаемые результаты:

  • укрепление толерантного отношения к разнообразным национальным культурам, языкам и их носителям - представителям разных национальностей;
  • формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции;
  • объединение учащихся, их родителей и классного руководителя в единый коллектив с целью реализации их интересов и возможностей;
  • развитие сотрудничества и взаимного уважения друг к другу в классном коллективе.

  1. «Предупреждение проблем учащихся через организацию их досуга»

Прежде чем выстраивать систему работы по формированию творческой личности ребёнка, требуется изучить его индивидуальные и личностные особенности, его интересы и склонности. Данную работу классному руководителю может осуществлять посредством наблюдения, тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед с учащимися:

  • выявить уровень развития психических процессов учащихся;
  • определить тип темперамента;
  • изучить особенности характера и поведения;
  • составить карту направленности интересов учащихся;
  • определить статус каждого ученика в детском коллективе (лидеры, популярные, пренебрегаемые, приспособленцы, замкнутые) и его роль в общественной жизни класса (организатор, инициатор, исполнитель);
  • выявить имеющиеся у детей положительные качества, которые следует развивать и отрицательные качества, от которых следует, по возможности, избавиться или преуменьшить.

Взаимодействие классного руководителя с педагогами дополнительного образования помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их самоопределения и саморазвития. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

В наши дни почти в каждой семье есть компьютеры и использование компьютера только в игровых целях можно направить на нужное русло, на создание, например, различных мультимедийных презентаций, развивая детей таким образом, чтобы они шли в ногу со временем и были всесторонне подготовлены к своей будущей жизни.

Ожидаемые результаты:

  • мониторинг социальных проблем учащихся и оказание своевременной помощи;
  • организация свободного времени детей и вовлечение их в систему дополнительного образования.

  1. Портфолио учащегося

В задачу классного руководителя входит выявление индивидуальных особенностей ученика. Портфолио учащегося - это эффективный способ для организации творческой, продуктивной совместной работы учеников, классного руководителя, учителей-предметников, родителей, психологов. Постоянное взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками и родителями поможет выявить и вовремя решить проблемы, связанные с учебой. Ценность портфолио в том, что оно выявляет и в сконцентрированном виде представляет индивидуальные особенности ученика.

В свою очередь, ученики, накапливая свои достижения на пути к успеху, проводят рефлексию своих неудач и успехов, например во время публичных презентаций.

Основные пункты Портфолио:

  • Портрет ученика в виде эссе.
  • Дипломы, грамоты, свидетельства и другие документы об успехах ученика.
  • Успеваемость по предметам: место в рейтинге класса (периодичность обновления - 1 раз в четверть).
  • Мое участие в факультативных курсах, предметных кружках: мое мнение и мнение учителя.
  • Мои творческие и проектные работы с рецензиями учителей.
  • Участие в творческих делах класса и школы.
  • Страничка классного руководителя.
  • Страничка родителей.
  • Мои успехи за пределами школы.

Ожидаемые результаты:

  • развитие ключевых компетенций личности через организацию творческой, продуктивной совместной и индивидуальной работы учащихся;
  • повышение мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности;
  • развитие социальной активности учащихся.


План график реализации программы

2012-2013 учебный год

Месяц

Работа с группой риска

Работа с семьей

Работа по самоуправлению

Проектная деятельность

Воспитание толерантности

Организация досуга

Работа с портфолио

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

2014-2015 учебный год

Месяц

Работа с группой риска

Работа с семьей

Работа по самоуправлению

Проектная деятельность

Воспитание толерантности

Организация досуга

Работа с портфолио

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Направление

Приоритеты в работе классного руководителя

Функции классного руководителя

Диагностика в работе классного руководителя

Нравственность

  • воспитание этической культуры учащихся;
  • формирование нравственных отношений;
  • развитие способностей эмоционально отзываться на переживания других людей;
  • развивать волевые качества учащихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
  • желание совершенствоваться;
  • сотрудничество с родителями, психологом, учителями с целью воспитания трудолюбия, ответственности за порученное дело; развития желания знать, понимать и действовать сообразно ценностям в жизни;
  •   предметно–эстетическая обстановка.

Кл. часы и уроки по этике;

Анализ педагогических ситуаций в классе;

Анализ стиля общения и отношений, создаваемых в классе;

Способствовать решению поставленных задач;

Создавать потребности в выполнении правил для учащихся;

Создавать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищенности, безопасности, взаимной ответственности для ощущения значимости ребенка, правильной оценки;

Формировать необходимость соблюдения порядка и дисциплины в школе, общественных местах, ПДД;

Формировать ответственность.

Методика неоконченных предложений;

Чем я занят в свободное время?

Какие качества я в себе взрастил?

Уровень нравственного роста личности в коллективе.

Познание

Деятельность по развитию познавательных интересов учащихся;

Формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации, самовыражения и самовоспитания;

Способствовать в развитии способности действовать целесообразно, рационально и эффективно;

Определить круг реальных учебных возможностей учащегося, его развитие и перспективы, коррекция;

Определить методы, приемы, формы, стили индивидуальной работы с учащимися (в урочной и вне урочной деятельности);

Изучать и влиять на кругозор, любознательность (использовать во внеклассной работе);

Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье;

Добиваться наблюдательности, активности, прилежания, устойчивости интереса.

Создать и совершенствовать «интеллектуальный паспорт класса» (уч. интересы, отношение к учению, отдельным дисциплинам, степень работоспособности и организованности, необходимость учебной деятельности, ЗУН);

Постоянно определять причины отставания в учебной деятельности, состояние здоровья, пичины пробелов и их коррекция, отношения «учитель — ученик», «ученик — ученик», особенности мышления;

Организовать взаимопомощь;

Проводить развивающие мероприятия: конкурсы, викторины, брейн–ринги, игры, конференции, диспуты. Дискуссии с целью научиться высказыванию и доказуемости своего мышления, аргументированности, умения выслушивать;

Сотрудничество с учителями-предметниками для демонстрации интеллектуальных умений и навыков (олимпиады, кружки, марафоны);

Решать проблемы будущей профессиональной ориентации учащихся с учетом их возможностей

Развивать рефлективные умения, чтобы изменить самооценку и сформировать сомокритичность, способность к самосовершенствованию. Диагностика:

Акцентирование:
—«изучение мотивации и отношения к учебным предметам».
— методика неоконченных предложений;
— выявление степени сформированности побудительных умений учащихся;
— уровень творческой активности учащихся.

Постоянные контакты с учителями–предметниками.

Работа психолога

Коммуникация

Вести работу по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и поблеем в общении. Развитие коммуникативных навыков осуществлять в досуговой и самоуправленческой деятельности. Работу вести в совместной деятельности, дифференцировано (деятельности: «учитель — ученик», «ученик — ученик», «учитель — ученик — родитель»).

  1. Передать опыт социального общения (+ и - ) людей, поколений, их роли и последствий.
  2. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений в активных формах деятельности.
  3. обучение умению проявления симпатии и антипатии.
  4. Изучение положения учащегося в классе и его проблемам во взаимоотношениях, пути коррекции.

Формирование у учащегося активной гражданской позиции.

Диагностика взаимоотношений ребенка в семье, выявление проблем взаимоотношений и их коррекции.

На среднем этапе обучения изучение адаптации учащихся к школе, коррекция их проблем.

Проведение диагностики положения учащегося в коллективе и его взаимоотношения со сверстниками с последующей коррекцией (уровень социальных контактов, уровень изоляции, уровень тревожности).

На среднем этапе обучения проведение практикумов по этикету; на старшем этапе обучения — организация классных часов по развитию у детей рефлексивных умений для будущего самоопределения и взаимодействия с другими в социуме.

Развивать общественную деятельность учащихся, привлекать к участию во всех делах, развивать инициативу и активную гражданскую позицию.

Сформировать навыки саморегуляции

Изучение детского коллектива и определение степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.
Диагностика:

  1. Провести социометрию с пятого класса и ежегодно.
  2. Провести ассоциативный тест «Поймем друг друга» с 7 по 11 класс.
  3. Анкетирование «Выявление способов воздействия педагогов на учащихся».
  4. Анкетирование

«Коммуникативная культура педагогов глазами учащихся

Художественное

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. Подготовка досуговых мероприятий позволяет развить инициативу и творчество учащихся, формировать организаторские и самоуправленческие навыки.

  1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
  2. Выбор кружков, клубов, секций.
  3. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.

Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям, снисходительным к неудачам.

  1. Создание особого психологического микроклимата, когда ученик чувствует себя комфортно, может проявлять свои творческие и коммуникативные способности.
  2. Очень важно анализировать каждое классное мероприятие, замечать любой. Даже незначительный успех ребенка в том или ином деле.
  3. Предоставление учащимся возможности самостоятельно планировать жизнь в классе, отвечать за ее выполнение.
  4. Изучение мнения учащегося о результативности работы внеклассных объединений и личных результатах участия в них.
  5. Демонстрация родителям достижений учащихся.

Стимуляция инициативы и достижений учащихся во внеклассной деятельности

Диагностика:

  1. нетрадиционные формы оперативной диагностики: — рейтинг внеклассных дел; — цветок «настроения».
  2. анализ внеклассных мероприятий (кл. рук. совместно с детьми).
  3. Поисковая работа: — семейное альбом; — орден в твоем доме

Физическое

Со школьным медицинским работником провести совместно профилактическую работу: плановые мед. осмотры; – вакцинации; – консультации. Защитить ребенка и создать условия для свободного развития его духовных и физических сил (записать совместно с физ. руком в секции). Показать учащемуся и его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, проф. становления. Организация просвещения учащегося по сохранению, развитию и коррекции здоровья (мед. сестра, родители, учитель).

  1. Обследование здоровья детей.
  2. Проводить работу с родителями по проблеме укрепления здоровья детей в семье.
  3. Определить ответственных за поддержание чистоты и порядка в кабинете.
  4. Изучить влияние состояния здоровья на учебную деятельность, межличностные отношения, причины детских недомоганий.
  5. Изучение различных методик диагностики перезагрузки учащегося в учебной деятельности и их влияние на здоровье.
  6. Просвещение учащихся о личной гигиене, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма.
  7. Профилактические беседы по предупреждению несчастных случаев, по оказанию первой помощи.
  8. Организация активных форм развития и сохранения физического здоровья (соревнования, спортивные праздники, походы).
  9. Сотрудничество с учителем физкультуры.
  1. Провести диагностику — определить степень переутомления и перегрузки учащихся и влияние этих факторов на учебную деятельность.
  2. Диагностические методы: наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка.
  3. Провести экспресс-диагностику характерологических особенностей личности.
  4. Провести самооценку психичесих состояний.

Семья

Просвещение семьи должно опережать просвещение ребенка.

  1. Изучать семьи учащихся.
  2. Организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, собеседования, беседы психолога).
  3. Устанавливать контакты с людьми, которые для учащихся значимы и имеют положительное влияние.
  4. Организовывать совместное проведение досуга.
  5. Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.

Привлекать родителей к воспитательной работе в классе, активизировать работу родительского комитета.

  1. Изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни.
  2. Регулярное проведение родительских собраний, темы которых соответствуют индивидуальным и возрастным особенностям учащегося, специфических проблем класса, задач школы.
  3. Проведение индивидуальных и групповых консультаций (по необходимости).
  4. Привлечение родителей к сотрудничеству.
  5. Организация взаимного творчества детей и родителей.
  6. Поощрение родителей и учащихся активно участвовать в жизни школы и класса.

Привлекать (по мере необходимости) администрацию школы к решению проблемных ситуаций в классе

Методика изучения взаимоотношений в системе «родители — ребенок», (анкетирование, опрос родителей, опрос детей, сочинения «Моя семья», конкурс рисунков «Мы и наша семья» и т. д



Методическое обеспечение программы

Для реализации программы мной используется следующая литература и мультимедийные диски, а так же ресурсы интернет:

Литература:

  • Дереклеева Н. И. «Родительские собрания 5-11 классы», “ВАКО”, 2005.
  • Дюкина О.В. «Дневник классного руководителя старшей школы», «ВАКО», 2009
  • Голубева Л.В.»Журнал классного руководителя» Волгоград 2007
  • Горский В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности», Просвещение, 2011
  • Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников», Просвещение. 2011
  • Кондратьева Е.П. «Проекты – 2», Чебоксары, 2008
  • Кузнецова Е.В. «Планирование воспитательной работы классного руководителя»,  Классный руководитель, 2009
  • Леликова Г.А., Попова Г.П. «Система работы с родителями» Волгоград 2007
  • Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. «Родительские собрания» Издательство «Учитель» Волгоград 2007
  • Рудякова О.Н. «Как сохранить здоровье школьников» Волгоград 2008
  • Савченко Е.В.. Жиренко О.Е. «Мир школьных праздников» М 2006
  • Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя» Издательство «Глобус»  М 2007
  • Сгибнева Е.П. «Родительские собрания в средней школе» Айрис пресс М.2006
  • Степанова Е.Н, Александрова М.А. «Классному руководителю о классном часе» Творческий центр «Сфера» М 2005
  • Степанов Е.Н. «педагогу о воспитательной системе школы и класса» Творческий центр «Сфера» М. 2004
  • Шевченко С.В., Денисова В.Г., Цыбулина Г.М., Зорина В.В. «Классные часы» Волгоград 2005

Мультимедийное обеспечение:

  • Диск «Классные часы в средней школе» издательство «Учитель» Волгоград
  • Диск «Классные часы в старшей школе» издательство «Учитель» Волгоград
  • Диск «Родительские собрания» издательство «Учитель» Волгоград

Ресурсы Интрернет:

UROKI.NET http://www.uroki.net/docklruk.htm

Справочник классного руководителя http://klass.resobr.ru/workshop/detail.php?ID=585

Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=1191&tmpl=com

Pedsovet.su http://pedsovet.su/load/10

Учительский портал http://pedsovet.su/load/10

Методсовет http://metodsovet.su/

Педсовет.ORG http://pedsovet.org/

Pro. Школу.ru http://www.proshkolu.ru/

Алгоритм составления плана воспитательного мероприятия:

I. Тематическое планирование осуществляется при составлении плана работы с классом на длительный промежуток времени (четверть, полугодие, год) посредством выполнения следующих шагов:

- решить, какова будет общая направленность дел (социально ориентирующее, эстетическое, трудовое, спортивное, познавательное, экологическое);

- выбрать подходящую для этого тему, придумать интересное название;

- представить себе возможные цели и хотя бы приблизительно – форму организации (беседа, диспут, игра, праздник, шоу-программа и т.д.).

II. Планирование каждого отдельного мероприятия служит для уточнения целей и задач, тщательного продумывания хода воспитательного дела:

- определить цель;

- сформулировать задачи, решение которых должно гарантировать достижение цели;

- продумать форму и как заинтересовать воспитанников предстоящим делом ещё до его начала и вовлечения их в подготовку к нему: реклама (плакаты, театрализованная реклама), пригласительные билеты, предварительные испытания, «секретные» задания инициативным группам (перечисленные способы в этом и других пунктах не исчерпывают всех возможных вариантов и не означают, что выбрать надо только что-то одно);

- запланировать привлекающее внимание организационное начало;

- продумать основную часть мероприятия: решить какая основная идея станет «двигателем» мероприятия: состязание (в чём? кого: команд или отдельных игроков?), путешествие (настоящее или воображаемое?), дискуссия, защита проектов и т.д.;

- выделить этапы основной части, продумывая, как связать их между собой;

- стараться  уже при планировании, чтобы в ходе мероприятия участвовало как можно больше воспитанников (в идеале – все члены коллектива)– в качестве участников, болельщиков, экспертов (жюри), ведущих, организаторов отдельных этапов сценария;

- отразить в плане обращения ко всей аудитории, игры со зрителями, участие групп   поддержки, включение элементов сценария

Детальное планирование должно включать ответы на такие вопросы, как:

- хватит  ли   места   всем  людям  и вещам?

- ясно ли сформулированы вопросы и основные тезисы, которые прозвучат на   мероприятии?

- какие предметы и в каком количестве понадобятся Вам для проведения мероприятия? - какие планы, схемы, карты, транспаранты, плакаты, помогающие воспитанникам   ориентироваться в ходе мероприятия, следует приготовить? и т.д.

Необходимо спланировать чёткое и яркое подведение итогов:

-ритуал;

-награждение;

-раскрытие секрета;

-проверка памяти и внимания (обращение к прошедшим эпизодам воспитательного мероприятия);

-общая игра или песня;

-совместное решение или оценка.

III. Редактирование плана необходимо для устранения возможных противоречий, уточнения существенных деталей. При редактировании плана основными должны быть критерии ясности и практической осуществимости. Хорошо разработанный, подробный конспект уже сам по себе даёт ясную картину спланированного воспитательного дела. Составив черновой вариант плана, необходимо постараться честно и аргументировано ответить «да» или «нет» на следующие вопросы:

- можно ли по Вашему плану провести спланированное дело?

- будет ли он понятен другому педагогу, если ему придётся заменить Вас при    проведении дела?

IV. Составление окончательного варианта плана.

На этом этапе Вы, с учётом замеченных недостатков и новых идей, пишете план, по которому будет осуществляться воспитательное мероприятие. План следует оформить в соответствии с приведённой ниже схемой. План воспитательного мероприятия не является документом, форма которого строго регламентирована, однако к настоящему времени в педагогической науке и практике выработались некоторые требования, отражающие примерную структуру и содержание хорошо разработанного плана. Исходя из этих требований, предлагаю использовать следующую схему плана.

1. Класс, возраст детей.

2. Организационная форма.

3. Тема (название).

4. Основная воспитательная цель (цели).

5. Задачи.

6. Оборудование, оформление и реквизит: технические средства, средства наглядности.

Рекомендации по воспитанию толерантности

Происшедшие в России и других странах СНГ резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране как Российская Федерация к межэтническим и межнациональным конфликтам. В этой связи особое внимание классному руководителю необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. В нашей школе, как и во многих других, обучаются дети - представители разных национальных культур. Перед классными руководителями стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. На всех этапах работы, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.

 В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Рассмотрим упражнения, которые могут применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую тематику с последующей организацией групповой рефлексии.

Упражнение «Таблица антиподов»

Классный руководитель просит ребенка  разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость.

Упражнение «Обрати минусы в плюсы»

Классный руководитель вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости.

Следует отметить, что применение на практике этих упражнений предполагает наличие гуманной позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку.


Ресурсное обеспечение программы

  • классная комната с АРМ педагога (компьютером, мультимедийным проектором и экраном)
  • компьютерный класс с выходом в Интернет
  • актовый зал,
  • спортивный зал,
  • спортивная площадка,
  • столовая,
  • библиотека.

Так же для работы по данной программе необходимо…..


Список литературы

  1. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. 128с.
  2. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы / Н.И. Дереклеева. – М.: «ВАКО», 2002. – 192с.
  3. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2 / Под ред. Н.А. Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 144с.
  4. Классному руководителю. Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280с.
  5. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
  6. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.
  7. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова.– М.: ВЛАДОС, 2001.
  8. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый.– М.: ВЛАДОС, 1996.
  9. Сидоров, С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе / С.В. Сидоров.– Шадринск: ШГПИ, 2004.
  10. http://klass.resobr.ru
  11. http://vio.fio.ru
  12. http://festival.1september.ru




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеклассной деятельности"

В данной методической разработке раскрыты стадии формирования классного коллектива. Предложены разработки классных часов на темы:  "Что такое настоящая дружба" ,"Чесность"; разработки родит...

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей» .

Классный час-тренинг на сплочение классного коллектива класса. Диалог-практикум «Как расположить к себе людей»Цель: формирование коммуникативных навыков обучающихся, культуры общения.Форма: трени...

Программа работы классного руководителя с коллективом класса

Программа работы классного руководителя с коллективом класса...

Авторская работа - конкурс для классных коллективов "Класс-лидер"

Положение о конкурсе "Класс-лидер", образцы таблиц с промежуточными итогами и фото победителей за период с 2013 -2018 г.г....

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс

Программа развития классного коллектива "Классная жизнь" 8 класс...