Классный час "Мир не обойдется без меня..."
классный час (8 класс) на тему

Смирнова Наталья Борисовна

Класнный час, посвященный Дню инвалида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_den_invalida.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный Дню инвалидов.

Цели:

  • Воспитание уважительного, гуманного, внимательного отношения к инвалидам и признания их как полноценных членов общества.
  • Сформировать представление об "особых людях".
  • Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
  • Формировать толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
  • Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.
  • Сформировать представление о людях-инвалидах как о значимых членах общества.

Ход занятия :

  1. Вступительное слово.

Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню инвалида.

Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав и благополучия.

В этот день приковано внимание к этим людям, к их проблемам. Инвалиды – это люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не такие как мы с вами, и они нуждаются в поддержке и понимании. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, встречались ли вы с такими людьми? А вы знаете, среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или неслышащие музыканты, певцы, художники, спортсмены – люди с ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей.

2. основная часть .

1. определение понятия «инвалид».

Вопрос к ученикам: - Кто же это такие - инвалиды? (Ответы детей)

Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид (от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность".

- А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей станице таких людей много. Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) - особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам. Мы тоже называем таких ребят "особые дети".

3. Практические упражнения

 - Мы много говорим сегодня о инвалидах. Давайте попробуем представить каково это иметь ограничения в здоровье, быть инвалидом.

1. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

- Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?

Вот так ощущают себя в нашей жизни люди с проблемами зрения. Чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться, общаться существует специальная азбука - азбука Брайля. В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные знаки.

- А как вы думаете, могут ли слепые люди обеспечивать себя, работать? ( ответы детей)

Есть большая организация «Общество слепых», где люди не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).

-Как можно сделать жизнь этих людей более комфортной и безопасной? (ответы детей). -- -Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? ( ответы детей).

2. Кроме людей, у которых нарушения зрения есть люди с нарушениями слуха. Люди, которые не слышат, понимают окружающий мир с помощью мимики и жестов. И чтобы почувствовать на себе как это не просто, предлагаю: 2 учащимся выйти из класса. Остальные дети договариваются что-либо изобразить. Затем, те, кто были вне класса входят, им демонстрируется задание. Задача, тех кто выходил : понять что нужно выполнить.

Задача, тех, кто оставался: «сердиться, что у глухих не получается».

Рефлексия:

- Что чувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания? Что ограничивало ваши возможности?

А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице не предупредишь об опасности издали, их не окликнешь они не слышат гудков автомобилей.

 Люди с нарушениями слуха общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Если неслышно произнести несколько слов . (Дети пробуют угадывать сказанное.)

- А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь".

Давайте попробуем. Повернитесь друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему. Попробуйте написать на ладони партнера букву, назовите ее, проверьте, так ли это. Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "слушателя".

Такие буквы особенные. Такой набор "букв" называется дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать.

Рефлексия.

Поделитесь своими впечатлениями.

3. Есть люди, у которых есть проблемы с руками или ногами. Конечности могут быть малоподвижными или вовсе не подвижными, или нет руки или ноги, или обеих рук и ног. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Представьте свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Ребята, давайте познакомимся с человеком, у которого нет ни рук ни ног.

(показ слайдов о Нике Вуйчиче).

Обсуждение. Что помогает выжить Нику? Как можно его охарактеризовать?

Практические упражнения

 - Почувствовать на себе как трудно таким людям сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение. Приглашаются 2 человека. Давайте одну вашу руку ленточкой привяжем к туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя шапку.

Продолжим пробовать быть ограниченными в движении. Приглашаются ещё 2 человека. Руки связаны за спиной.

- Без помощи рук попейте воды.

Рефлексия:

- Что хотелось сделать? Что испытывали?

3. заключительная часть.

Сегодня мы с вами попробовали почувствовать мир таким как его чувствуют люди с ограниченными возможностями, люди-инвалиды. Какой урок вы сегодня для себя уяснили? Как вы думаете, может ли мир, вселенная , планета Земля обойтись без людей инвалидов? (ответы детей).

Межераунис Ангелина, 16 лет, из ст. Ярославской написала небольшое сочинение-рассуждение. Приведу небольшой отрывок:

Мир не обойдётся без меня…
Кому-то эти слова придают веры в себя, кого-то напротив - заставляют сомневаться, кто-то задумывается над важностью своей личности для окружающих, кто-то просто остаётся равнодушным, не видя в этих словах никакого смысла.
Мир не обойдётся без меня…

Сколько раз нужно повторить эти слова, чтобы понять их истинную суть? О каком мире идёт речь? Можно, конечно, понимать эти слова буквально. Ну, а что если мир – это вовсе не вся наша планета, человечество, может мир – это мама, лучший друг, любимый человек.… Это твой мир. Это мой мир.
И этот мир не обойдется без меня.

Рефлексия: Каково ваше мнение—мир обойдется без меня?

4. итоги занятия. Каждый человек живет своей жизнью в большом мире. Но люди, которые нуждаются в помощи чувствуют мир по- другому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Для меня ценности – пустой звук, они не находят отклика в моей душе…»: так ли это?»

Вы предложили интересную тему, чтобы ответить на этот вопрос предлагаю построить лестницу к счастью. Но лестница не простая ее ступени – это ваши ценности....

Классный час на тему "Что в жизни зависит от меня"

Методическая разработка внеклассного мероприятия...

Классный час "Меняй себя - меняй мир" .

Помочь школьнику выпускного класса в формировании собственного мировоззрения....

Сценарий классного часа "Что значит для меня семья?"

Сценарий классного часа "Что значит для меня семья?"...

Классный час "Не стреляйте в меня..."

Классный час (сценарий мероприятия, а также ссылки на презентацию, звуковые и видео приложения). Погибшим в Беслане посвящается....

Классный час "Зависит ли от меня будущее?"

Классный час "Зависит от меня будущее от меня?"...

Классный час по профориентации "У меня растут года", 11 класс

Классный час по профориентации для учащихся с ОВЗ...