Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr-vosp-soo.docx | 115.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования
Программа воспитания и социализации на уровне среднего общего образования (далее Программа) является частью основной образовательной программы среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ «СШ№14», и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Программа составлена на основе Примерной программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне среднего общего образования, Закона Российской Федерации «Об образовании», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2023-2024 годы, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.
Программа разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических особенностей РФ, ХМАО-Югре, запросов семьи, общественных организаций. В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования.
В программе представлена организация работы по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно- нравственного развития школьника, как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей).
Нормативно-правовой и методологической основой программы воспитания и социализации обучающихся являются:
- Конвенция ООН о правах ребенка,
- Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
- Федеральная программа «Патриотическое воспитание»,
-«Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
МБОУ «СШ 14».
-План воспитательной работы МБОУ «СШ №14»
-Программа профилактики аутодеструктивного поведения обучающихся
-План внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования. Программа воспитания и социализации обучающихся (далее –
Программа) строится на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и направлена на воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде.
Программа обеспечивает:
-достижение обучающимися личностных результатов освоения образовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
-формирование уклада жизни организации, осуществляющей образовательную деятельность, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, характера профессиональных предпочтений.
Программа содержит:
- цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся;
- основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации;
- содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся;
- модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся;
- описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся;
- описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов;
- описание методов и форм профессиональной ориентации в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- описание мер, направленных на формирование у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах;
- описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
- планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации,
формирования безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни;
- критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.
1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Задачи духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
-освоение обучающимися ценностно-нормативного и деятельностно- практического аспекта отношений человека с человеком, патриота с Родиной, гражданина с правовым государством и гражданским обществом, человека с природой, с искусством и т.д.;
-вовлечение обучающегося в процессы самопознания, самопонимания, содействие обучающимся в соотнесении представлений о собственных возможностях, интересах, ограничениях с запросами и требованиями окружающих людей, общества, государства; помощь в личностном самоопределении, проектировании индивидуальных образовательных траекторий и образа будущей профессиональной деятельности, поддержка деятельности обучающегося по саморазвитию;
-овладение обучающимся социальными, регулятивными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими ему индивидуальную успешность в общении с окружающими, результативность в социальных практиках, в процессе сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими.
Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития, воспитания и социализации
Основные направления духовно-нравственного развития, воспитания и социализации на уровне среднего общего образования реализуются в сферах:
- направление: отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению);
- направление: отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими);
- направление: отношения обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни);
- направление: отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
- направление: отношения обучающихся к себе, своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов);
- направление: отношения обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения);
- направление: трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности).
Ценностные основы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования – базовые национальные ценности российского общества, сформулированные в Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в тексте ФГОС СОО.
Базовые национальные ценности российского общества определяются положениями Конституции Российской Федерации:
«Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (Гл. I, ст. 1);
«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Гл. I,
ст. 2);
«Российская Федерация — социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (Гл. I, ст. 7);
«В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности» (Гл. I, ст. 8);
«В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (Гл. I, ст. 17).
Базовые национальные ценности российского общества применительно к системе образования определены положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
«…гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования <…>;
…демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
…недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
…сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования» (ст. 3).
В тексте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) отмечается: «Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством».
В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» определены приоритеты государственной политики в области воспитания:
-создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;
-формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
-поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;
-поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;
-формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;
-обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;
-формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
-развитие кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.
Во ФГОС СОО обозначены базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальную солидарность,
гражданственность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, традиционные религии России, искусство, природу, человечество.
ФГОС СОО определяет базовые национальные ценности российского общества в формулировке личностных результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования: «Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества… формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания» (Текст ФГОС СОО. Раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, п. 24).
Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся
- направление.
Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству) предполагают: воспитание патриотизма, чувства гордости за свой край, за свою Родину, прошлое и настоящее народов Российской Федерации, ответственности за будущее России, уважения к своему народу, народам России, уважения государственных символов (герба, флага, гимна); готовности к защите интересов Отечества.
Через:
- работу поисковых отрядов «Музей МБОУ «СШ№14»и №73», детский познавательный туризм «Туристический поход на Поднебесные зубья» (сбор материалов об истории и культуре родного края; работа в школьном музее «Неделя школьного музея. Колесо школьной истории», курс внеурочной деятельности «Эрудит. Музееведение»; подготовка и проведение самодеятельных концертов, соревнований:
«Армейские игры», «Президентские соревнования», «Концерт к 8 марта», «День матери», «Концерт ко Дню Победы «Победа деда-моя победа», «Последний звонок», «Выпускной вечер», Выборы Президента МБОУ «СШ№14»и, Дебаты избирателей с кандидатами в Президенты МБОУ «СШ№14»и, Дебаты кандидатов в Президенты МБОУ «СШ№14»и с директором МБОУ «СШ№14»и; просмотр спортивных соревнований с участием сборной России, региональных команд; просмотр кинофильмов исторического и патриотического содержания; участие в патриотических акциях « Вахта Памяти. Пост №1), «Юный патриот»,
«Призывник», «День здоровья», ГТО, экскурсии на предприятия, общественные объединения, развивая у подрастающего поколения
уважения к историческим символам и памятникам Отечества (Пожарная часть №3, НФИ КемГУ, СибГИУ);
-потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», «Обществознание», обеспечивающих ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире;
-этнические культурные традиции и народное творчество; уникальное российское культурное наследие (литературное, музыкальное, художественное, театральное и кинематографическое) «Вернисаж ко Дню Победы»; концерты, участие в конкурсах «Любимой маме посвящаю»,
«Живи ярче», конкурс новогоднего оформления «Вместе теплее»
-литературу (приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы)
-единые классные часы: «Афганистан-наша память и боль», «День народного единства», «100- лет Комсомолу», «День памяти о россиянах, участвующих в боевых действиях», «День космонавтики. Гагаринский урок», «День памяти жертв Холокоста», «День солидарности в борьбе с терроризмом»
Воспитание обучающихся в сфере отношения к России как к Родине (Отечеству) включает:
-воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
-взаимодействие с библиотеками, приобщение к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
-обеспечение доступности музейной и театральной культуры для детей, развитие музейной и театральной педагогики.
- направление.
Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношений с окружающими людьми предполагают формирование:
-толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-способностей к сопереживанию и формированию позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
-мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также на признании различных форм общественного сознания, предполагающего осознание своего места в поликультурном мире;
-выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
-компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности;
-развитие культуры межнационального общения;
-развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности.
Через:
-общеМБОУ «СШ№14»ческие мероприятия «День знаний», «День дублера»,
«День МБОУ «СШ№14»ста», «Выборы Президента МБОУ «СШ№14»и», «Торжественный родительский прием», соревнования и конкурсы разного уровня.
- единые классные часы «Толерантность», «Кто прав, кто виноват»
-акции «Ветеран живет рядом», «Спешите нам помогать» , сбор вещей для детей интерната», «Школьный дворик», «Неделя добрых дел»,
«Неделя радости».
-тематические недели, встречи с представителями социума, предприятий (Пожарная часть №3, НФИКемГУ, СибГИУ, Центр
«СПИД», наркологический центр);
-работа школьной службы «Примирение» 3 направление:
Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере семейных отношений предполагают формирование у обучающихся:
- уважительного отношения к родителям, готовности понять их позицию, принять их заботу, готовности договариваться с родителями и членами семьи в решении вопросов ведения домашнего хозяйства, распределения семейных обязанностей;
- ответственного отношения к созданию и сохранению семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни
Через:
-добровольческую «Акция «Ветеран живет рядом», коммуникативная, познавательная, игровая (на уроках Обществознания, Финансовой грамотности, рефлексивно-оценочная, художественно-эстетическая (концерты «Мамины руки теплые», «Победа деда-моя победа», «День МБОУ «СШ№14»ста», «Торжественный прием родителей», «Последний звонок»,
«Выпускной»;
-дискуссионные формы, просмотр и обсуждение актуальных фильмов, театральных спектаклей «Поход в драматический театр на спектакль «Семья Вурдалака», разыгрывание ситуаций для решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора, на учебных занятиях, классных часах;
-потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», «Обществознание», «Финансовая грамотность», «Экономика» обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношений с окружающими людьми.
-индивидуальную работу с социальным педагогом, педагогом-психологом, классными руководителями;
-родительский лекторий, родительские собрания совместно с детьми, родительский комитет.
- направление:
Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения к закону, государству и гражданскому обществу предусматривают:
-формирование российской гражданской идентичности, гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
-развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
-формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
-формирование установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Формирование антикоррупционного мировоззрения.
Через:
-конкурсы РДШ, конкурсы «Ученик года», «Будущее в наших руках»;
-индивидуальную работу с социальным педагогом, педагогом- психологом, линейки по правилам безопасности и поведению;
-работу Совета старшеклассников, самоуправление в классах;
-единые уроки по предметам «Обществознание», «История»,
«География»
-единые классные часы «Закон и порядок», «День народного единства»,
«День Конституции»
-проведение мероприятий согласно календарю образовательных событий МБОУ «СШ№14»и : « Выборы Президента МБОУ «СШ№14»и», Дебаты избирателей с кандидатами в Президенты МБОУ «СШ№14»и, Дебаты кандидатов в Президенты МБОУ «СШ№14»и с директором МБОУ «СШ№14»и, Линейки с зам по БЖ, «День правовой грамотности» с помпрокурора Куйбышевского района;
-родительские собрания, родительский лекторий, родительский комитет, управленческий совет.
Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в данной области осуществляются:
-в рамках общественной (Самоуправление, Совет старшеклассников), проектной, добровольческой, игровой, коммуникативной видов деятельности;
-в следующих формах занятий: деловые игры, имитационные модели;
-с использованием потенциала учебных предметов предметной области
«Обществознание», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношений к закону, государству и гражданскому обществу.
- направление
Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения обучающихся к себе, своему здоровью, познанию себя, обеспечение самоопределения, самосовершенствования предполагают:
-воспитание здоровой, счастливой, свободной личности, формирование способности ставить цели и строить жизненные планы;
-реализацию обучающимися практик саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; формирование позитивных жизненных ориентиров и планов;
-формирование у обучающихся готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-формирование у обучающихся готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
-формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек; формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью – как собственному, так и других людей; умение оказывать первую помощь; развитие культуры здорового питания;
-содействие в осознанной выработке собственной позиции по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.
Через:
-проектная (индивидуальные и коллективные проекты), учебно- познавательная («Неделя профориентации», « Дни открытых дверей»: НФИ КемГУ, СибГИУ, ГПОУ КузТСиД им. Волкова В.А, ГПОУ НТСТ и СО)
- рефлексивно-оценочная (Профессиональные пробы), коммуникативная, физкультурно-оздоровительная («Армейские игры»,
«Президентские игры», « День здоровья», турпоход на Поднебесные зубья, ГТО)
- развлекательная виды деятельности;
-дискуссии, просветительские беседы, встречи с экспертами (психологами (индивидуальные и групповые консультации по вопросам профориентации, самоопределения), врачами ( нарколог, инспектор ПДН, школьный врач), людьми, получившими общественное признание);
-массовые общественно-спортивные мероприятия и привлечение к участию в них детей ( Неделя ППБ «Останови огонь», Неделя «Нет наркотикам», Неделя безопасности на дорогах», «Армейские игры», «Вахта Памяти. Пост
№1», «Патриот», акция «Призывник», «Юнармия»);
-единые классные часы «День борьбы с наркоманией», «День борьбы со СПИДом», «Неделя радости», «Антитеррор»
-потенциал учебных предметов предметных областей «Русский язык и литература», «Обществознание», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», обеспечивающих ориентацию обучающихся в сфере отношения Человека к себе, к своему здоровью, к познанию себя.
- направление:
Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере отношения к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре предусматривают:
-формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
-развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, формирование умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
-воспитание эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.
Через:
-художественно-эстетическую (выставки к мероприятиям согласно календарю образовательных событий в МБОУ «СШ№14»и), научно-исследовательская (школьная НПК, районная НПК, городская и областная НПК», проектная, природоохранная, коммуникативная , спортивную, социальную (волонтерские акции «Спешите нам помогать, «Ручей Водопадный», общекультурную виды деятельности;
-экскурсии в музеи, на выставки, экологические акции;
-потенциал учебных предметов предметных областей «Обществознание»,
«Физическая культура» , « Основы безопасности жизнедеятельности»,
«Русский язык и литература», «Иностранные языки», «Биология»,
«География» обеспечивающий ориентацию обучающихся в сфере отношения к окружающему миру, живой природе, художественной культуре.
-участие в конкурсах «Вместе ярче», «Вместе теплее» (оформление к Новому году), «Живи ярко», «Береги своё здоровье», «Разговор о правильном питании», «Конкурс рисунков «Охрана труда», «Жизнь в гармонии с природой»;
-участие в акции «Час кода»;
-участие в оформлении МБОУ «СШ№14»и к праздникам, событиям;
-встречи с интересными людьми («ООО «Кузбассэнерго») 7 направление:
Воспитание, социализация и духовно-нравственное развитие в сфере трудовых и социально-экономических отношений предполагают:
-осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
-формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
-воспитание у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
-формирование у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестно, ответственно и творчески относиться к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Через:
-познавательная («Единые классные часы по профессиям»), игровая («День дублера. День самоуправления», «Выборы Президента МБОУ «СШ№14»и», «Дебаты с кандидатами в Президенты МБОУ «СШ№14»и», «Дебаты кандидатов в Президенты МБОУ «СШ№14»и с директором МБОУ «СШ№14»и»), предметно-практическая ( «Неделя профориентации»,) коммуникативная развивающая, спортивная. общекультурная виды деятельности;
-формы занятий: профориентационное тестирование и консультирование со школьным психологом, экскурсии на производство, встречи с представителями различных профессий, работниками и предпринимателями, День открытых дверей, семинары, ВКС, профпробы;
-потенциал учебных предметов предметной области «Обществознание»,
«Финансовая грамотность», «Экономика» обеспечивающей ориентацию обучающихся в сфере трудовых и социально-экономических отношений;
-проектная деятельность (индивидуальные и групповые проекты) Приложение 1 « Календарь образовательных событий», Приложение 2 «План профориентационной работы», Приложение 3 «План по профилактике ДДТТ»,
Приложение 4 «План по профилактики суицидального поведения, Приложение 5 «План недели «Нет наркотикам»,
Приложение 6 «План ППБ»,
Приложение 7 « План мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершенолетних»
Модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся
Соответствующая деятельность МБОУ «СШ№14»и представлена в виде организационной модели духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся и осуществляется:
-на основе базовых национальных ценностей российского общества;
-при формировании уклада жизни организации, осуществляющей образовательную деятельность;
-в процессе урочной и внеурочной деятельности;
-в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий,
-с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей всех участников образовательных отношений (обучающихся и их родителей (законных представителей) и т. д.),
-с созданием специальных условий для различных категорий обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов, а также одаренных детей).
Определяющим способом деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации является формирование уклада школьной жизни:
-обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся;
-включающего урочную и внеурочную деятельность (общественно значимую работу, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик);
-основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества;
-учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей).
В формировании уклада жизни МБОУ «СШ№14»и определяющую роль играет общность участников образовательных отношений: обучающихся, ученических коллективов, педагогического коллектива школы, администрации, учредителя образовательной организации, родительского сообщества, общественности. Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров организации, осуществляющей образовательную деятельность, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей.
Описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся
Организация социально значимой деятельности обучающихся осуществляется в рамках их участия:
-в общественных объединениях, где происходит содействие реализации и развитию лидерского и творческого потенциала обучающихся;
-ученическом самоуправлении и управлении образовательной деятельностью;
-социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении.
Приобретение опыта общественной деятельности обучающихся осуществляется в процессе участия в преобразовании среды образовательной организации и социальной среды города Новокузнецка путем разработки и реализации обучающимися социальных проектов и программ.
Разработка социальных проектов и программ включает следующие формы и методы организации социально значимой деятельности:
-определение обучающимися своей позиции в школе и городе;
-определение границ среды как объекта социально значимой деятельности обучающихся (среда школы, социальная среда города Нефтеюганска и др.);
-определение значимых лиц – источников информации и общественных экспертов (педагогических работников образовательной организации, родителей, представителей различных организаций и общественности и др.);
-разработку форм и организационную подготовку непосредственных и виртуальных интервью и консультаций;
-проведение непосредственных и виртуальных интервью и консультаций с источниками информации и общественными экспертами о существующих социальных проблемах;
-обработку собранной информации, анализ и рефлексию, формулирование обучающимися дебютных идей и разработку социальных инициатив (общественная актуальность проблем, степень соответствия интересам обучающихся, наличие ресурсов, готовность к социальному действию);
-разработку, публичную общественную экспертизу социальных проектов, определение очередности в реализации социальных проектов и программ;
-организацию сбора пожертвований (фандрайзинг), поиск спонсоров и меценатов для ресурсного обеспечения социальных проектов и программ;
-планирование и контроль за исполнением совместных действий обучающихся по реализации социального проекта;
-завершение реализации социального проекта, публичную презентацию результатов (в том числе в СМИ, в сети Интернет), анализ и рефлексию совместных действий.
Формами организации социально значимой деятельности обучающихся являются:
-деятельность в органах ученического самоуправления, в управляющем совете МБОУ «СШ№14»и;
-деятельность в проектной команде (по социальному и культурному проектированию) на уровне школы;
-подготовка и проведение социальных опросов по различным темам и для различных аудиторий по заказу организаций и отдельных лиц;
-сотрудничество со школьными и территориальными СМИ;
-участие в подготовке и проведении внеурочных мероприятий (тематических вечеров, диспутов, предметных недель, выставок и пр.);
-участие в работе клубов по интересам;
-участие в социальных акциях (школьных и внешкольных), в рейдах, трудовых десантах, экспедициях, походах в образовательной организации и за ее пределами;
-организация и участие в благотворительных программах и акциях на различном уровне, участие в волонтерском движении;
участие в шефской деятельности над воспитанниками дошкольных образовательных организаций;
-участие в проектах образовательных и общественных организаций.
Описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов
Технологии взаимодействия субъектов воспитательного процесса и социальных институтов разворачиваются в рамках двух парадигм: парадигмы традиционного содружества и парадигмы взаимовыгодного партнерства.
Парадигма традиционного содружества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов строится на представлении о единстве взглядов и интересов участников, чьи взаимоотношения имеют бескорыстный характер, основаны на доверии, искренности. В рамках традиционного содружества реализуется технология разовых благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Ручей Водопадный».
«Спешите нам помогать». Технологии разовых благотворительных акций и дружеского общения реализуются во взаимодействии родительского сообщества и сообщества обучающихся, роль классного руководителя состоит в формировании положительных социальных ожиданий, стимулировании доверия и искренности: родительский лекторий, родительское собрание, собрание управляющего Совета, родительский комитет.
Парадигма взаимовыгодного партнерства предусматривает признание неполного совпадения взглядов и интересов участников отношений, более того, наличие взаимоисключающих интересов; в то же время допускается возможность нахождения отдельных ситуаций, когда цели участников близки или может быть достигнут временный компромисс. В этом случае в ходе переговоров достигаются договоренности,
разрабатываются и реализуются отдельные социальные проекты. Потребность в переговорах субъектов воспитательного процесса и представителей социальных институтов возникает регулярно, поэтому технология достижения соглашения постоянно является актуальной. Технология социального проектирования в этом случае призвана обеспечить эффективность расходования ресурсов всеми партнерами, так как каждый ориентирован на наиболее полную реализацию своих интересов. Так может складываться взаимодействие между педагогическими работниками МБОУ «СШ№14»и и семьей обучающегося МБОУ «СШ№14»и.
Описание методов и форм профессиональной ориентации в МБОУ «СШ№14»и.
Методами профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СШ№14»и являются следующие:
Метод профконсультирования обучающихся – организация коммуникации относительно позиционирования обучающегося в профессионально-трудовой области «Неделя профориентации»,
«Профессиональные пробы», «Дни открытых дверей», экскурсии на предприятия, единые классные часы, индивидуальные и групповые консультации психолога, профессиональное тестирование). Для осуществления профконсультирования привлекаются квалифицированные специалисты – работники соответствующих служб.
Метод исследования обучающимся профессионально-трудовой области и себя как потенциального участника этих отношений (индивидуальное и групповое тестирование).
Метод предъявления обучающемуся сведений о профессиях, специфике труда и т.д. (реактивное познание).
-«Дни открытых дверей» в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся наиболее часто проводятся на базе организаций профессионального образования и организаций высшего образования и призваны представить спектр реализуемых образовательных программ. В ходе такого рода мероприятий пропагандируются различные варианты профессионального образования, которое осуществляется в этой образовательной организации.
-Экскурсия как форма организации профессиональной ориентации обучающихся представляет собой путешествие с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту предъявляются (в том числе специально подготовленным профессионалом-экскурсоводом) объекты и материалы, освещающие те или иные виды профессиональной деятельности. Профориентационные экскурсии организуются на предприятия (посещение производства), в музеи или на тематические экспозиции, в организации профессионального образования.
-кузбасская ярмарка «Карьера. Образование. Занятость»
Метод публичной демонстрации самим обучающимся своих профессиональных планов, предпочтений либо способностей в той или иной сфере.
Предметная неделя в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся включает в себя набор разнообразных мероприятий, организуемых в течение календарной недели. Содержательно предметная неделя связана с каким-либо предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории»). Предметная неделя состоит из презентаций проектов и публичных отчетов об их реализации, конкурсов знатоков по предмету/предметам, встреч с интересными людьми, избравшими профессию, близкую к этой предметной сфере.
Метод профессиональных проб – кратковременное исполнение обучающимся обязанностей работника на его рабочем месте; профессиональные пробы реализуются через сотрудничество с дополнительным образованием, на базе которого проводятся профессиональные пробы.
Конкурс на День дублера позволяет обучающимся побыть учителем один день. Данное мероприятие проходит по аналогии с Днем самоуправления в городе Новокузнецке в апреле.
Метод моделирования условий труда и имитации обучающимся решения производственных задач – деловая игра, в ходе которой имитируется исполнение обучающимся обязанностей работника.
Олимпиады по предметам (предметным областям) в качестве формы организации профессиональной ориентации обучающихся предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере. Олимпиады по предмету (предметным областям) стимулируют познавательный интерес (школьные олимпиады, районные, городские, областные этапы Всероссийской олимпиады.
Описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах
Методы рациональной организации урочной и внеурочной деятельности предусматривают объединение участников образовательных отношений в практиках общественно-профессиональной экспертизы образовательной среды отдельного ученического класса, где роль координатора играет классный руководитель. Сферами рационализации урочной и внеурочной деятельности являются: организация занятий (уроков); обеспечение использования различных каналов восприятия информации; учет зоны работоспособности обучающихся; распределение интенсивности умственной деятельности; использование здоровьесберегающих технологий.
Мероприятия формируют у обучающихся: способность составлять рациональный режим дня и отдыха; следовать рациональному режиму дня и
отдыха на основе знаний о динамике работоспособности, утомляемости, напряженности разных видов деятельности; выбирать оптимальный режим дня с учетом учебных и внеучебных нагрузок; умение планировать и рационально распределять учебные нагрузки и отдых в период подготовки к экзаменам; знание и умение эффективно использовать индивидуальные особенности работоспособности; знание основ профилактики переутомления и перенапряжения.
Методы организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы предполагают формирование групп обучающихся на основе их интересов в сфере физической культуры и спорта (спортивные клубы и секции), организацию тренировок в клубах и секциях, проведение регулярных оздоровительных процедур и периодических акций, подготовку и проведение спортивных соревнований. Формами физкультурно-спортивной и оздоровительной работы являются: соревнования, спортивная эстафета, спортивный праздник.
Методы профилактической работы предусматривают определение
«зон риска» (выявление обучающихся, вызывающих наибольшее опасение; выявление источников опасений – групп и лиц, объектов и т.д.), разработку и реализацию комплекса адресных мер; использование возможностей профильных организаций – медицинских, правоохранительных, социальных и др. Профилактика чаще всего связана с предупреждением употребления психоактивных веществ обучающимися, а также с проблемами детского дорожно-транспортного травматизма. В ученическом классе профилактическую работу организует классный руководитель, далее социальный педагог, школьный психолог и заместитель директора по воспитательной работе.
Методы просветительской и методической работы с участниками образовательных отношений рассчитаны на большие, не расчлененные на устойчивые учебные группы и неоформленные (официально не зарегистрированные) аудитории. Реализуются в следующих формах:
- внешней (привлечение возможностей других учреждений и организаций – спортивных клубов, лечебных учреждений, стадионов, библиотек и др.);
- внутренней (получение информации организуется в общеобразовательной школе, при этом один коллектив обучающихся выступает источником информации для другого коллектива);
- программной (системной, органически вписанной в образовательную деятельность, служит раскрытию ценностных аспектов здорового и безопасного образа жизни, обеспечивает межпредметные связи);
- стихийной (осуществляется ситуативно как ответ на возникающие в жизни школы, ученического сообщества проблемные ситуации, вопросы, затруднения, несовпадение мнений и т.д.; может быть организована как некоторое событие,
выходящее из ряда традиционных занятий и совместных дел, или организована как естественное разрешение проблемной ситуации).
Просвещение осуществляется через лекции, беседы, диспуты, выступления в средствах массовой информации, экскурсионные программы, библиотечные и концертные абонементы, передвижные выставки. В просветительской работе целесообразно использовать информационные ресурсы сети Интернет.
Мероприятия формируют у обучающихся: представление о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и правилах закаливания, о выборе соответствующих возрасту физических нагрузок и их видов; представление о рисках для здоровья неадекватных нагрузок и использования биостимуляторов; потребность в двигательной активности и ежедневных занятиях физической культурой; умение осознанно выбирать индивидуальные программы двигательной активности, включающие малые виды физкультуры (зарядка) и регулярные занятия спортом. Для реализации этого комплекса существует интеграция с курсом физической культуры.
Мероприятия формируют у обучающихся: навыки оценки собственного функционального состояния (напряжения, утомления, переутомления) по субъективным показателям (пульс, дыхание, состояние кожных покровов) с учетом собственных индивидуальных особенностей; навыки работы в условиях стрессовых ситуаций; владение элементами саморегуляции для снятия эмоционального и физического напряжения; навыки контроля за собственным состоянием, чувствами в стрессовых ситуациях; представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, о факторах, их вызывающих, и условиях снижения риска негативных влияний; навыки эмоциональной разгрузки и их использование в повседневной жизни; навыки управления своим эмоциональным состоянием и поведением. В результате реализации данного комплекса обучающиеся получают представление о возможностях управления своим физическим и психологическим состоянием без использования медикаментозных и тонизирующих средств.
Мероприятия формируют у обучающихся: представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знание о правилах питания, способствующих сохранению и укреплению здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; знание правил этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
Описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся осуществляется с учетом многообразия их позиций и социальных ролей:
- как источника родительского запроса к школе на физическое, социально-психологическое, академическое (в сфере обучения) благополучие ребенка; эксперта результатов деятельности образовательной организации;
- как обладателя и распорядителя ресурсов для воспитания и социализации;
- как непосредственного воспитателя (в рамках школьного и семейного воспитания).
Формами и методами повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся являются:
- вовлечение родителей в управление образовательной деятельностью, решение проблем, возникающих в жизни образовательной организации; участие в решении и анализе проблем, принятии решений и даже их реализации в той или иной форме;
- переговоры педагогов с родителями с учетом недопустимости директивного навязывания родителям обучающихся взглядов, оценок, помощи в воспитании их детей; использование педагогами по отношению к родителям методов требования и убеждения как исключительно крайней меры;
- консультирование педагогическими работниками родителей (только в случае вербализованного запроса со стороны родителей);
- содействие в формулировании родительского запроса МБОУ «СШ№14»и, в определении родителями объема собственных ресурсов, которые они готовы передавать и использовать в реализации цели и задач воспитания и социализации.
- через: родительский лекторий, родительские собрания, собрания родительского комитета, работу Управляющего Совета, индивидуальные и групповые консультации, телефон, соцсети, совместные поездки, экскурсии, праздники (Торжественные родительский прием, День знаний, День МБОУ «СШ№14»ста, Последний звонок, Выпускной вечер)
Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формирования безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни
Результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализация в сфере отношения обучающихся к себе, своему здоровью, познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в сфере отношения обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в сфере отношения обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания; осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью — своему и других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- компетенция сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в сфере отношения обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре, в том числе формирование у обучающихся научного мировоззрения, эстетических представлений:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, осознание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в получении научных знаний об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; осознание ответственности за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологически направленной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Результат духовно-нравственного развития, воспитания и социализации в сфере отношения обучающихся к семье и родителям:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в сфере трудовых и социально- экономических отношений:
- уважение всех форм собственности, готовность к защите своей собственности;
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Результат духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Критерии и показатели эффективности деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, по обеспечению воспитания и социализации обучающихся
Уровень обеспечения в МБОУ «СШ№14»и сохранения и укрепления физического, психологического здоровья и социального благополучия обучающихся выражается в следующих показателях:
- степень учета в МБОУ «СШ№14»и состояния здоровья обучающихся (заболеваний, ограничений по здоровью), в том числе фиксация динамики здоровья обучающихся; уровень информированности о посещении спортивных секций, регулярности занятий физической культурой (отметка в журнале, справка, отметка у школьного врача);
- степень конкретности и измеримости задач по обеспечению жизни и здоровья обучающихся; уровень обусловленности задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе; уровень дифференциации работы исходя из состояния здоровья отдельных категорий обучающихся;
- реалистичность количества и достаточность мероприятий по обеспечению рациональной организации учебно-
воспитательного процесса и образовательной среды, по организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы, профилактической работы; по формированию у обучающихся осознанного отношения к собственному здоровью, устойчивых представлений о здоровье и здоровом образе жизни; формированию навыков оценки собственного функционального состояния; формированию у обучающихся компетенций в составлении и реализации рационального режима дня (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам обеспечения жизни и здоровья обучающихся, здорового и безопасного образа жизни);
- уровень безопасности для обучающихся среды МБОУ «СШ№14»и, реалистичность количества и достаточность мероприятий;
- согласованность мероприятий, обеспечивающих жизнь и здоровье обучающихся, формирование здорового и безопасного образа жизни с участием медиков и родителей обучающихся, привлечение профильных организаций, родителей, общественности и др. к организации мероприятий;
- степень учета в осуществлении образовательной деятельности состояния межличностных отношений в сообществах обучающихся (конкретность и измеримость задач по обеспечению позитивных межличностных отношений обучающихся; уровень обусловленности задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе; уровень дифференциации работы исходя из социально-психологического статуса отдельных категорий обучающихся; периодичность фиксации динамики состояния межличностных отношений в ученических классах);
- реалистичность количества и достаточность мероприятий, обеспечивающих позитивные межличностные отношения, атмосферу снисходительности, терпимости друг к другу, в том числе поддержку лидеров ученических сообществ, недопущение притеснения одними детьми других, оптимизацию взаимоотношений между микрогруппами, между обучающимися и учителями;
- согласованность с психологом мероприятий, обеспечивающих позитивные межличностные отношения обучающихся, с психологом;
- степень учета индивидуальных особенностей обучающихся при освоении содержания образования в реализуемых образовательных программах (учет индивидуальных возможностей, а также типичных и персональных трудностей в освоении обучающимися содержания образования);
– уровень | поддержки | позитивной | динамики |
академических | достижений | обучающихся, | степень |
дифференциации стимулирования обучения отдельных категорий обучающихся;
- реалистичность количества и достаточность мероприятий, направленных на обеспечение мотивации учебной деятельности; обеспечение академических достижений одаренных обучающихся; преодоление трудностей в освоении содержания образования; обеспечение образовательной среды;
- обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию;
- согласованность мероприятий содействия обучающимся в освоении программ общего образования и подготовки к ЕГЭ с учителями-предметниками и родителями обучающихся; вовлечение родителей в деятельность по обеспечению успеха в подготовке к итоговой государственной аттестации.
Степень реализации задачи воспитания компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, выражается в следующих показателях:
- степень конкретности задач патриотического, гражданского, экологического воспитания, уровень обусловленности формулировок задач анализом ситуации в образовательной организации, ученическом классе, учебной группе; учет возрастных особенностей, традиций образовательной организации, специфики ученического класса;
- степень реалистичности количества и достаточности мероприятий, вовлеченность обучающихся в общественную самоорганизацию жизни образовательной организации (тематика, форма и содержание которых адекватны задачам патриотического, гражданского, трудового, экологического воспитания обучающихся);
- степень обеспечения в деятельности педагогов решения задач педагогической поддержки обучающихся, содействия обучающимся в самопознании, самоопределении, самосовершенствовании;
- интенсивность взаимодействия с социальными институтами, социальными организациями, отдельными лицами
– субъектами актуальных социальных практик;
– согласованность | мероприятий | патриотического, |
гражданского, трудового, | экологического | воспитания с |
родителями обучающихся, | привлечение | к организации |
мероприятий профильных организаций, родителей, общественности и др.
Степень реализации МБОУ «СШ№14»и задач развития у обучающегося самостоятельности, формирования готовности к жизненному самоопределению (в профессиональной, досуговой, образовательной и других сферах жизни) выражается в формировании у обучающихся компетенции обоснованного выбора в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов.
Степень реальности достижений школы в воспитании и социализации подростков выражается в доле выпускников школы, которые продемонстрировали результативность в решении задач продолжения образования, трудоустройства, успехи в профессиональной деятельности.
Приложение 1
Календарь традиционных мероприятий по ВР
на 2019-20 учебный год
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Классы | Ответственный |
1 | Линейка 1 сентября, День Знаний | Сентябрь | 1-11 | СГ |
2 | День солидарности в борьбе с терроризмом | Сентябрь | 1-11 | Кл руководители |
3 | Туристический слет (поход) | Сентябрь | 5-11 | 11б, 11 а |
4 | День Здоровья | Сентябрь | 1-4 | Учителя физической культуры, классные руководители 1-4 классов |
5 | Неделя безопасности ДД | Сентябрь | 1-11 | Руководитель отряда ЮИД |
6 | Неделя школьного музея. Колесо школьной истории. | Сентябрь | 1-11 | Руководитель школьного музея |
7 | Единый классный час Единый классный час «» | Октябрь | 1-11 | Классные руководители |
8 | День пожилого человека Акция «Ветеран живет рядом» | Октябрь | 1-11 | Классные руководители |
9 | Концерт ко Дню Учителя | Октябрь | 1-11 | 6б |
10 | Тематическая неделя « Нет наркотикам» | Октябрь | 1-11 | 7б |
11 | Неделя школьного музея. Колесо школьной истории. | Октябрь | 1-11 | Руководитель школьного музея |
12 | День дублера (проекты уроков) | Октябрь | 1-11 | СГ |
13 | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | Октябрь | 1-11 | Классные руководители |
14 | Неделя школьного музея. Колесо школьной истории. | Ноябрь | 1-11 | Руководитель школьного музея |
15 | Единые классные часы на тему « День народного единства» | Ноябрь | 1-11 | Классные руководители |
16 | Неделя ППБ «Останови огонь!» | Ноябрь | 1-11 | Руководитель отряда ЮДПД |
17 | День МБОУ «СШ№14»ста. Посвящение в МБОУ «СШ№14»сты. | Ноябрь | 1-11 | 10б |
18 | День Матери «Мамины теплые руки» | Ноябрь | 1-11 | Классные руководители |
19 | Единые классные часы «» | Декабрь | 1-11 | Классные руководители |
21 | Неделя школьного музея. Колесо школьной истории. | Декабрь | 1-11 | Руководитель школьного музея |
22 | Неделя безопасности ДД | Декабрь | 1-11 | Руководитель отряда ЮИД |
23 | Конкурс поделок к Новому году | Декабрь | 1-4 | Классные руководители 2-х классов Учителя технологии и прикладного творчества |
24 | Оформление школы к Новому году | Декабрь | 1-11 | 8б |
25 | Новогодние праздники «Новый год с мультгероями» | Декабрь | 1-6 | Зам директора по ВР |
26 | Новогодний вечер «Маскарад» | Декабрь | 7-11 | Зам директора по ВР, классные руководители 7-11 классов |
27 | Единый классный час «» | Январь | 1-11 | Классные руководители |
28 | Неделя школьного музея. Колесо школьной истории. | Январь | 1-11 | Руководитель школьного музея |
29 | Конкурс смотра строя и песни | Февраль | 2-4 | 10а, учителя физ-ры |
30 | Конкурс смотра строя и песни | Февраль | 5-8 | 10а, учителя физ-ры |
31 | Армейские игры | Февраль | 9-11 | Учителя физической культуры |
32 | Конкурс инсценированной военной песни | Февраль | 1 | 7в |
33 | Конкурс рисунков «День защитника Отечества» | Февраль | 1 | Классные руководители 1-х классов, учитель изобразительного искусства |
34 | Неделя школьного музея | Февраль | 1-11 | Руководитель школьного музея |
35 | Единый классный час «День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг» | Февраль | 1-11 | Классные руководители |
36 | Неделя пожарной безопасности | Февраль | 1-11 | Руководитель отряда ЮДПД |
37 | Концерт, посвященный 8 марта и 23 февраля | Март | 1-11 | 5а 5б, учитель музыки |
38 | Неделя школьного музея. Колесо школьной истории. | Март | 1-11 | Руководитель школьного музея |
39 | Неделя профориентации | Март | 1-4 | 3а, 3б, 3в |
40 | Фестиваль друзей | Март | 1-11 | 7а, учитель музыки, классные руководители |
41 | Мини-мисс | Март | 1-4 | 4 абвг |
42 | Мини-мисс | Март | 5-8 | 8а |
43 | Благоустройство территории школы «Школьный дворик» | Март- август | 5-11 | Классные руководители, учителя биологии |
44 | Неделя добрых дел | Апрель | 1-11 | 5в 5г |
45 | Неделя школьного музея. Колесо школьной истории. | Апрель | 1-11 | Руководитель школьного музея |
46 | Неделя профориентации | Апрель | 5-11 | 8в |
47 | Единый классный час «День космонавтики. Гагаринский урок. Космос-это мы» | Апрель | 1-11 | Классные руководители |
48 | Единый классный час «74-ая годовщина Победы в ВОВ» | Май | 7-8 | Классные руководители |
49 | Вернисаж к 9 мая «Победа деда - моя победа» | Май | 1-11 | Учитель изобразительного искусства |
50 | Празднование 9 мая –Дня Победы. Праздничный концерт. | Май | 1-11 | 6а 6в, учитель музыки |
51 | Последний звонок | Май | 9,11 | Классные руководители 9-х, 11-х классов. |
52 | Выпускной вечер | Июнь | 11 | Зам директора по ВР |
Приложение 2
План
образовательных событий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и изучению правил дорожного движения
МБОУ «СШ№14» на 2023-24 учебный год
Мероприятия | Время проведен ия | Участники | Место проведе ния | Ответственные | Отметка об исполнен ии |
1.Работа с обучающимися | |||||
Работа профильного отряда ЮИД (отдельный план) | В течение года | Отряд ЮИД | МБОУ «СШ№14»я | Руководитель отряда | Справка за полугодие |
Обновление материалов стенда по ПДД | В течение года | Отряд ЮИД | МБОУ «СШ№14»я | Руководитель отряда | |
Посещение выставки книг «Осторожно, красный свет!» | В течение года | 1-4классы | библиоте ка | библиотекарь | |
Классные часы по изучению ПДД | Сентябрь, декабрь, май | 1-11классы | Классны е кабинет ы | Классные руководители | Справка руководит елей МО |
Практические занятия на учебной разметке | В течение года | 1-4 классы | холл 3 этаж | Классные руководители, руководитель отряда ЮИД | |
Тестирование на знание ПДД | Сентябрь, декабрь, май | 1-4 классы | Классны е кабинет ы | Классные руководители, зам директора по БЖ, руководитель отряда ЮИД | Справка руководит елей МО |
Реализация программы по профилактике | В течение года | 1-11 классы | Классны е кабинет | зам директора по ВР | Справка по итогам года |
ДДТТ «Чип и Дейл спешат на помощь» (1-4 классы) «Дорожная азбука» (5-11) | ы | ||||||||
Неделя по профилактике ДДТТ (отдельный план) | сентябрь | 1-11 классы | МБОУ «СШ№14» я | Зам директора по ВР | Справка | ||||
2.Работа с педагогическим коллективом | |||||||||
Работа МО классных руководителей 1-11 классов по профилактике ДДТТ | Сентябрь, декабрь, май | 1-11 | МБОУ «СШ№14»я | Руководители МО | протокол | ||||
3.Работа с родителями | |||||||||
Беседы, лекции на родительских собраниях о необходимост и изучения и выполнения ПДД | В течение года | Родители 1- 11 кл | МБОУ «СШ№14»я | Классные руководители | Протокол | ||||
4.Работа с общественными организациями | |||||||||
Беседы с инспекторам и ГИБДД | В течение года | Обучающиес я 1-11 классов | МБОУ «СШ№14»я | Зам директора по ВР | Рапорт | ||||
Вебинары | В течение года | Классные руководители | МБОУ «СШ№14»я | Зам директора по ВР | |||||
5.Административно-контролирующая деятельность | |||||||||
Контроль за проведением мероприятий | В течение года | Администрац ия | МБОУ «СШ№14»я | Зам директора по ВР | Отметка в журнале контроля администрац ии |
Приложение 3
План мероприятий
по профилактике суицидального поведения обучающихся МБОУ «СШ№14»
на 2019-20 учебный год
Просвещение и профилактика | |||||
Обучающиеся | |||||
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответстве нный | Отметк а о выполн ении | |
1 | Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации | в течение года | соц. педагог | ||
2 | Составление базы данных по социально неблагополучным семьям | в течение года | соц. педагог | ||
3 | Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска (посещение данных семей, проведение советов профилактики, индивидуальная беседа с детьми и их родителями, работа с классным руководителем, работа с педагогом- психологом) | в течение года | соц. педагог, педагог- психолог | ||
6 | Психологические классные часы:
| в течение года | педагог- психолог, классные руководит ели, соц. педагог | ||
7 | Правовые классные часы: |
| ноябрь- декабрь | представит ели отдела полиции, соц. педагог | ||
8 | Тематическая неделя «Радость жизни» (Акции: «Подари хорошее настроение», «Мы голосуем за жизнь», «Добрая улыбка») | апрель | зам. дир. по Вр., педагог- психолог | |
9 | Групповые занятия «Шаг на встречу» (4, 5 классы) «Я и другие» (4,5 классы) | в течение года | педагог- психолог | |
Педагоги | ||||
1 | Круглый стол «Суицид: причины, признаки» | в течение года | педагог- психолог | |
2 | МО классных руководителей «Психологический климат в классе» | завуч по ВР | ||
3 | Семинар «Типология возрастных психологических особенностей обучающихся» | психолог | ||
4 | Организация работы по профилактике профессионального выгорания учителей («Развитие социальной компетентности личности в процессе общения», «Тренинг общения для педагогов») | завуч по ВР, педагог- психолог | ||
Родители | ||||
1 | Родительские собрания:
психологической подготовке выпускников к ОГЭ, ЕГЭ | в течение года (по плану, по запросу) | классные руководит ели, педагог- психолог, завуч по ВР | |
Диагностика | ||||
Обучающиеся |
1 | Исследование социального статуса | ежегодно | классные руководит ели, соц. педагог | ||
2 | Исследование адаптационного периода первоклассников | в течение года | педагог- психолог | ||
3 | Исследование уровня адаптации пятиклассников | по плану | педагог- психолог | ||
4 | Исследование уровня тревожности, уровень самооценки, мотивации обучающихся 9 классов | по плану | педагог- психолог | ||
6 | Тактика поведения в конфликтной ситуации (Томас) | по запросу | педагог- психолог | ||
Родители | |||||
2 | Опросник родительского отношения (А.Варга, В.Столин) | по запросу | педагог- психолог |
Приложение 4
План мероприятий на тематической неделе
«Нет-наркотикам, жизни-ДА!»
в МБОУ «СШ №14» в 2023-24 учебном году.
№ | Мероприятия | Сроки | Категория участников | Ответственные | Отметка о выполнении |
1. | Тематические классные часы на тему «За здоровый образ жизни» (внести в планы на четверть) | ноябрь | 1-11 классы | Классные руководители | |
2. | Выставка материалов в школьной библиотеке | ноябрь | Библиотекарь | ||
3. | Конкурс стенгазет «1-е декабря Международный день борьбы со СПИДом» | ноябрь | 5-9 классы | Классные руководители | |
4. | Конкурс рисунков, | ноябрь | 1-4 классы | Классные |
плакатов «Мы за здоровый образ жизни» | руководители | ||||
5. | Акция «СТОП – СПАЙС! (листовки изготовить классом и вручить) | ноябрь | 5-11 классы | Классные руководители | |
6. | Встреча с наркологом | ноябрь | 5-10 классы | Зам.директора по ВР | |
7. | Родительское собрание «Курительные смеси» (запись в протокол) | октябрь ноябрь | 7-11 | Зам.директора по ВР |
Приложение 6
План работы ДЮП МБОУ МБОУ «СШ№14»
на учебный год
Месяц | Мероприятие | Отметка о выполнении |
Сентябрь |
| |
Октябрь |
«Азбука пожарной безопасности»;
| |
Ноябрь |
|
o «Спички, пожары, огонь и костры – только в рисунках пусть будут они». Конкурс рисунков. | ||
Декабрь |
| |
Январь |
| |
Февраль |
| |
Март |
пожарного дела» и «Юные таланты за пожарную безопасность | |
Апрель |
| |
Май |
|
Приложение 7
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В МБОУ «СШ№14» НА 2023-24Г.Г. ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ,
ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
N п/п | Мероприятия | Исполнители | Срок исполнения | Отметка о выполнении |
1 | 2 | 3 | 4 | |
1.1. | Выявление семьи и детей группы социального риска | Социальный педагог, психолог, инспектор ОДН | В течение года (согласно плану ВШК) | |
1.2. | Выявление детей, занимающихся противоправной деятельностью | Социальный педагог, психолог, | В течение года (согласно плану |
ВШК) | ||||
1.3 | Выявление учащихся, длительное время не посещающих образовательные учреждения, принятие мер по возвращению их в школу | Социальный педагог, классные руководители | По факту пропуска занятий | |
1.4. | Проведение МО с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ОДН | По плану МО, на совещаниях МО | |
1.5. | Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематики лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.) | Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители | В течение года |
- МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСУГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. | Информационная пропаганда деятельности досуговых объединений несовершеннолетних по месту жительства. | Заместитель директора по ВР | В течение года | Отметка о выполнении |
2.2. | Организация и проведение мероприятий с несовершеннолетними, состоящими на учете в ОДН, в каникулярное время | Заместитель директора по ВР, Классные руководители | Октябрь, декабрь, март, июнь- август | |
2.4. | Организация работы (тематической, информационной и др.), способствующей профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе | Заместитель директора по ВР, библиотекарь, классные руководители | В течение года |
библиотеки. |
ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
3.1. | Оказание консультационной помощи подросткам 14-18 лет в самоопределении на рынке труда (в поиске работы, выборе профессии) | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | Март - июнь | Отметка о выполнении |
3.2. | Организация работ для подростков по благоустройству района в каникулярное время. Содействие в трудоустройстве подросткам, склонным к правонарушениям. | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | Май - июнь | |
3.3. | Содействие участию подростков и молодежи района в ярмарках вакансий, проводимых Центром занятости | Социальный педагог, классные руководители | Март - апрель |
- МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
4.1. | Проведение конкурса плакатов и рисунков на тему ЗОЖ. | Заместитель директора по ВР, классные руководители | Декабрь - февраль | Отметка о выполнении |
4.2 | Конкурс стенгазет «1-е декабря Международный день борьбы со СПИДом» | Заместитель директора по ВР, социальный педагог | Декабрь |
- ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО "НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ" И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
5.1. | Выявление и постановка на учет неблагополучных семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют | Социальный педагог, инспектор ОДН | По мере необходимости | Отметка о выполнении |
родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, жестоко с ними обращающихся | |||||
5.2. | Проведение совместных рейдов по неблагополучным семьям с целью оказания практической помощи | Социальный педагог, инспектор ОДН | В течение года | ||
5.3. | Организация мероприятий по воспитанию родительской ответственности, пропаганде семейных ценностей, подготовки молодежи к семейной жизни: Дней семьи, клубов семейного общения, фестивалей спортивных семей, лекториев для родителей, родительских клубов и т.д. | Заместитель директора по ВР, классные руководители | В течение года | ||
5.4. | Индивидуальная помощь родителям, испытывающим затруднения в предупреждении девиантного поведения детей | Заместитель директора по ВР, социальный педагог, классные руководители | По мере необходимости | ||
5.5. | Организация правового просвещения родителей | Заместитель директора по ВР, Социальный педагог | в течение года (по особому плану) | ||
5.6. | Использование в воспитательной работе опыта семейной жизни | Заместитель директора по ВР Социальный | в течение года |
социально благополучных семей. | педагог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень основного общего образования "Стать Человеком"
Настоящая Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности...
Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования
Основная образовательная программа среднего общего образования. Воспитание и социализация обучающихся....
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа разработа для осуществления деятельности социального педагога школы, включает в себя различные разделы - деятельность, результативность, мониторинг и др.,...