Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с обучающимися в коррекционной школе
проект на тему

Яковчик Ольга Михайловна

Театрализованная деятельность в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakovchik_proekt.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Описание инновационного образовательного проекта

  1. Наименование образовательной организации: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа 60»
  2. Направление проекта: реализация инновационного проекта, направленного на разработку и внедрение одной из форм внеурочной работы
  3. Название проекта: Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с обучающимися в коррекционной школе

Сроки реализации проекта: октябрь – март текущего учебного года

  1. Актуальность проблемы.

В коррекционных учреждениях, как и в любых общеобразовательных организациях, важное место уделяется воспитательной работе обучающихся, где главной задачей является всестороннее развитие учеников с целью их дальнейшей социализации в обществе. Воспитательная работа нашей школы ведётся по значимым направления развития личности ребёнка c ОВЗ:

        Отчизна, память (нравственно-правовая и гражданско-патриотическая деятельность в воспитании, профилактика экстремизма и неофашизма в молодежной среде).

         Делами добрыми едины (нравственное воспитание учащихся, связь с социумом, коллективные творческие дела).

         Зеленая планета (экологическое воспитание, экскурсионно-краеведческая  работа).

         Гармония (спортивно-оздоровительное воспитание).

         Безопасность жизнедеятельности (профилактика основы безопасности жизнедеятельности).

         Мир красотой спасется (годовой круг традиционных школьных мероприятий, профилактика асоциального поведения, художественная деятельность и эстетическое воспитание, коллективные творческие дела).

         Культура и традиции (изучение культуры, традиций и обычаев разных народов, участие в мероприятиях разного уровня).

Наша жизнь наполнена понятиями и ситуациями зачастую недоступными для восприятия воспитанниками коррекционной школы, поэтому необходимо выбирать актуальную для учеников форму донесения проблемы и путей её решения, раскрывающую духовный и творческий потенциал ребёнка, способствующую дальнейшей социализации ученика в обществе.

Одной из форм внеклассной работы, которую я использую,  является арт-терапия -  эффективный, доступный, яркий приём, повышающий эмоциональный тонус, побуждающий к деятельности, к контакту с окружающими.

 На первый взгляд тема театрализации в педагогике является достаточно

изученной, кому-то может показаться избитой. В литературе можно найти

прописанные методы, принципы и приёмы работы в театральном кружке. Во многих детских садах, образовательных организациях активно практикуют театральную деятельность для реализации множественных образовательных, коррекционных, воспитательных задач. Но, как правило, весь материала направлен на реализацию деятельности с детьми, имеющими норму развития.

Я работаю в образовательной организации, где обучаются дети с нарушениями развития интеллектуальной сферы (лёгкая, умеренная умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, болезнь Дауна, тяжёлые множественные нарушения развития). При проведении театрализованной деятельности детьми с ОВЗ возникает целый ряд специфических препятствий. Они основаны на особенностях протекания психических процессов: недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность, нарушения  внимания, понимания и запоминания, тяжёлые нарушения речи. В театрализованных постановках участвуют все ученики моего класса, несмотря на тяжёлые множественные нарушения развития.

Театрализованная деятельность – близка и понятна умственно отсталому ребёнку, потому что связана с игрой. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребёнка в системе коррекционного воздействия. Самый сложный ребёнок раскрывается и развивается во время игры, забывает о своих физических и психических проблемах, пробует, на что он способен, начинает верить в себя. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

 Театрализация в коррекционной школе требует специальной организации процесса, подборки адаптированных методов и приёмов, которые приведут к положительному результату работы в данном направлении. Таким образом, данный вид работы с учениками класса является удачной находкой в организации внеурочной деятельности, помогает реализовать воспитательные задачи, является эффективной и должна активно использоваться в современном образовании обучающихся с ОВЗ.

  1. Цели и задачи.

Цель проекта: положительная динамика социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ посредством участия в театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Обеспечить условия для реализации театрализованных постановок;
  • Разработать сценарий и реализовать постановку с учётом значимых направлений воспитательной работы школы;
  • Реализовывать духовно-нравственное воспитание  обучающихся с ОВЗ через арт-терапию.

  1. Новизна проекта: использование театрализации, как доступной и эффективной формы работы с обучающимися с ОВЗ, в реализации духовно-нравственных направлений воспитательной работы школы.

Этапы реализации:

I этап. Планирование

- создание творческой группы; 

- распределение обязанностей согласно поставленным задачам по реализации постановки.

- определение содержания театральной постановки, исходя из направлений воспитательной работы;

- обозначение сроков реализации;

Так как в коррекционном учреждении наполняемость класса от 5 до 10 человек, для реализации проекта приветствуется слияние классных коллективов.

II этап. Разработка и распределение

- разработка адаптированного сценария, доступного и понятного участникам проекта;

- обсуждение с обучающимися содержания предстоящей театральной постановки (на что направлена, главная идея и вывод);

- распределение ролей.

На данном этапе должны учитываться следующие принципы: творческий процесс должен закономерно проистекать из возможностей ребенка.

При распределении обязанностей должны учитываться индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка; особенности его эмоционально – личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности.

III этап. Реализация проекта

На данном этапе руководителем проекта ведётся параллельная работа с учениками по определённым направлениям: разъяснение, разучивание текста, песен, элементов движения, танцев, сводные репетиции постановки.

На данном этапе используются методы:

- моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

- творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

- метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ученика.

Выполнение задания в группе проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, дополнительно объяснять и разъяснять материал каждому ученику. 

С помощью родителей изготавливается сценический инвентарь, пошив костюмов, оказывается помощь в изготовлении декораций.

Классный руководитель проводит мероприятия по снятию эмоционального напряжения через экскурсии, походы в театр.

IV этап. Показ спектакля

Демонстрация театральной постановки перед родителями, воспитанниками других классов, педагогическим коллективом,  гостями школы.

V этап. Оценка проекта

Составление руководителем проекта аналитической справки по результатам проделанной работы с учётом отзывов родителей, оценки деятельности творческой группы, администрации и гостей школы.

Рабочий план проекта

Этап

Действие

Сроки выполнения

Ответственные

Планирование

- создание и сбор творческой группы;

- распределение обязанностей согласно поставленным задачам по реализации постановки;

- определение содержания театральной постановки, исходя из направлений воспитательной работы;

- обозначение сроков реализации;

октябрь

Руководитель проекта, творческая группа

Разработка и распределение

- разработка адаптированного сценария;

- обсуждение с обучающимися содержания предстоящей театральной постановки (на что направлена, главная идея и вывод);

- распределение ролей.

ноябрь

Руководитель проекта, творческая группа

Реализация проекта

Разъяснение, разучивание текста, песен, элементов движения, танцев, сводные репетиции постановки.

Изготовление сценического инвентаря, пошив костюмов, изготовление декораций.

Экскурсии, поход в театр.

Декабрь - февраль

Руководитель проекта, творческая группа, родители

Показ спектакля

Демонстрация театральной постановки

февраль

Руководитель проекта, творческая группа

Оценка проекта

Составление руководителем проекта аналитической справки по результатам проделанной работы

Первая неделя марта

Руководитель проекта

Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:

  1. Кадровые: педагогический коллектив, обучающиеся, родители.
  2. Информационные: литература, интернет, видеоматериалы.
  3. Организационные: наличие необходимых материалов для создания декораций, костюмов, атрибутов, музыкальная и мультимедийная аппаратура.

Ожидаемые результаты

Предполагается, положительная динамика развития эмоционально-волевой, личностной сферы. Участие в проекте будет способствовать формированию социально-адаптивного поведения у обучающихся с ОВЗ. Раскроется его творческий потенциал, ребёнок избавится от излишней скованности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны». Ребёнок станет более общительным, самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, это благотворно повлияет на дальнейшую социализацию в обществе.

Результат

Результат проекта - высокая оценка, положительные отзывы и выражение благодарности от родителей учеников, администрации нашего учреждения и гостей школы. У детей после представления остались яркие впечатления, эмоциональный взлёт. Ребятам хотелось делиться впечатлениями с окружающими. Самый застенчивый ребёнок почувствовал себя успешным и значимым в коллективе, всё это способствует адаптации детей и дальнейшей их интеграции в обществе.

После презентации спектакля был составлен анализ, который показал актуальность театрализованной деятельности в реализации направлений воспитательной работы.

Риски

Обучающиеся с ОВЗ испытывают значительные затруднения в воспроизведении текста наизусть, путают хронологию появления действующих персонажей, испытывают затруднения в пространственной ориентации. У детей, отсутствующих по причине болезни, утрачиваются приобретённые навыки. Дети резко реагируют на замечания и советы, во время репетиции, вплоть до отказа участвовать в постановке. Данные факторы могут негативно повлиять на презентацию спектакля или вовсе сорвать представление.

Управление рисками

- адаптировать (упростить) речевую нагрузку сценария исходя из психо-физических особенностей участников спектакля;

- ввести суфлёра, для визуальной опоры последовательности действий постановки;

-  продумать систему индивидуальных поощрений для повышения мотивации участников проекта;

-увеличить сроки реализации третьего этапа на один – два месяца.

Дальнейшее развитие проекта

- продолжить реализацию проекта, для расширения коррекционного пространства образовательной организации, с целью развития личностного и творческого потенциала обучающегося с ОВЗ. А именно участие в семинарах окружного консалтингового центра; выход с постановками в детские сады и коррекционные учреждения.

- смонтированная видеосъёмка спектакля будет представлена на конкурсы различных направлений.

- распространение опыта, как одной из формы адаптированного подхода основных направлений воспитательной работы в коррекционной школе перед студентами НИипКРО, коллегами Ассоциации молодых педагогов, коллегами общеобразовательных школ, работающих с обучающимися со статусом ОВЗ.

Данный проект я реализую со своим классом три года.

В 2014 – 2015 учебном году прошла презентация спектакля «Азбука леса». Первый спектакль был направлен на реализацию направления  воспитательной работы школы Зелёная планета. Привитие бережного отношения к животным, развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

В 2015 – 2016 учебном году прошла презентация спектакля «Кошкин дом», где основным направлением воспитательной работы являлось Безопасность жизнедеятельности. В доступной для обучающихся форме была проведена профилактика пожарной безопасности.

 В 2016 – 2017 учебном году прошла реализация проекта через постановку мюзикла «Бременские музыканты на новый лад». Данный спектакль был направлен на изучение культуры, традиций и обычаев разных народов, что способствовало воспитанию толерантного отношения к людям разных национальностей. Оставило яркие впечатления у родителей и участников проекта. Этот спектакль имел большой успех и по просьбе администрации был поставлен ещё раз на день открытых дверей, для гостей нашей образовательной организации.

После реализации данных постановок, дети активно и успешно принимают участие в окружных и городских мероприятиях: фестивалях, конкурсах и спартакиадах, что положительно влияет на их адаптацию и социализацию в обществе.

Завершить своё выступлени хочу словами Василия Александровича Сухомлинского «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в младших классах коррекционной школы.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных) домах - интернатах...

Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в школе.

Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13 г.Йошкар - Ола"...

План воспитательной работы в 7 классе коррекционной школы VIII вида

Этот план работы поможет в составлении годового планирования воспитательной работы...

План воспитательной работы в 8 классе коррекционной школы VIII вида

Действующий план воспитательной работы в 8 классе коррекционной школы 8 вида. Приложение к плану четыре рабочие программы....

План воспитательной работы в 4 классе коррекционной школы.

Цель:Коррекционно -развивающие воспитание детей в группе продленного дня.Задачи:1.Формирование санитарно гигиенических навыков.2.Организация социально значимой деятельности детей.Приобщение к трудовом...

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в 10 классе коррекционной школы-интерната I и II вида.

Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в 10 классе школы-интерната I и II вида составлено мной на основании воспитательного плана коррекционного учреждения....