Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с обучающимися в коррекционной школе
проект на тему
Театрализованная деятельность в коррекционной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yakovchik_proekt.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание инновационного образовательного проекта
- Наименование образовательной организации: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Специальная (коррекционная) школа 60»
- Направление проекта: реализация инновационного проекта, направленного на разработку и внедрение одной из форм внеурочной работы
- Название проекта: Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с обучающимися в коррекционной школе
Сроки реализации проекта: октябрь – март текущего учебного года
- Актуальность проблемы.
В коррекционных учреждениях, как и в любых общеобразовательных организациях, важное место уделяется воспитательной работе обучающихся, где главной задачей является всестороннее развитие учеников с целью их дальнейшей социализации в обществе. Воспитательная работа нашей школы ведётся по значимым направления развития личности ребёнка c ОВЗ:
Отчизна, память (нравственно-правовая и гражданско-патриотическая деятельность в воспитании, профилактика экстремизма и неофашизма в молодежной среде).
Делами добрыми едины (нравственное воспитание учащихся, связь с социумом, коллективные творческие дела).
Зеленая планета (экологическое воспитание, экскурсионно-краеведческая работа).
Гармония (спортивно-оздоровительное воспитание).
Безопасность жизнедеятельности (профилактика основы безопасности жизнедеятельности).
Мир красотой спасется (годовой круг традиционных школьных мероприятий, профилактика асоциального поведения, художественная деятельность и эстетическое воспитание, коллективные творческие дела).
Культура и традиции (изучение культуры, традиций и обычаев разных народов, участие в мероприятиях разного уровня).
Наша жизнь наполнена понятиями и ситуациями зачастую недоступными для восприятия воспитанниками коррекционной школы, поэтому необходимо выбирать актуальную для учеников форму донесения проблемы и путей её решения, раскрывающую духовный и творческий потенциал ребёнка, способствующую дальнейшей социализации ученика в обществе.
Одной из форм внеклассной работы, которую я использую, является арт-терапия - эффективный, доступный, яркий приём, повышающий эмоциональный тонус, побуждающий к деятельности, к контакту с окружающими.
На первый взгляд тема театрализации в педагогике является достаточно
изученной, кому-то может показаться избитой. В литературе можно найти
прописанные методы, принципы и приёмы работы в театральном кружке. Во многих детских садах, образовательных организациях активно практикуют театральную деятельность для реализации множественных образовательных, коррекционных, воспитательных задач. Но, как правило, весь материала направлен на реализацию деятельности с детьми, имеющими норму развития.
Я работаю в образовательной организации, где обучаются дети с нарушениями развития интеллектуальной сферы (лёгкая, умеренная умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, болезнь Дауна, тяжёлые множественные нарушения развития). При проведении театрализованной деятельности детьми с ОВЗ возникает целый ряд специфических препятствий. Они основаны на особенностях протекания психических процессов: недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность, нарушения внимания, понимания и запоминания, тяжёлые нарушения речи. В театрализованных постановках участвуют все ученики моего класса, несмотря на тяжёлые множественные нарушения развития.
Театрализованная деятельность – близка и понятна умственно отсталому ребёнку, потому что связана с игрой. Игра – одна из ведущих видов деятельности ребёнка в системе коррекционного воздействия. Самый сложный ребёнок раскрывается и развивается во время игры, забывает о своих физических и психических проблемах, пробует, на что он способен, начинает верить в себя. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Театрализация в коррекционной школе требует специальной организации процесса, подборки адаптированных методов и приёмов, которые приведут к положительному результату работы в данном направлении. Таким образом, данный вид работы с учениками класса является удачной находкой в организации внеурочной деятельности, помогает реализовать воспитательные задачи, является эффективной и должна активно использоваться в современном образовании обучающихся с ОВЗ.
- Цели и задачи.
Цель проекта: положительная динамика социализации и адаптации обучающихся с ОВЗ посредством участия в театрализованной деятельности.
Задачи:
- Обеспечить условия для реализации театрализованных постановок;
- Разработать сценарий и реализовать постановку с учётом значимых направлений воспитательной работы школы;
- Реализовывать духовно-нравственное воспитание обучающихся с ОВЗ через арт-терапию.
- Новизна проекта: использование театрализации, как доступной и эффективной формы работы с обучающимися с ОВЗ, в реализации духовно-нравственных направлений воспитательной работы школы.
Этапы реализации:
I этап. Планирование
- создание творческой группы;
- распределение обязанностей согласно поставленным задачам по реализации постановки.
- определение содержания театральной постановки, исходя из направлений воспитательной работы;
- обозначение сроков реализации;
Так как в коррекционном учреждении наполняемость класса от 5 до 10 человек, для реализации проекта приветствуется слияние классных коллективов.
II этап. Разработка и распределение
- разработка адаптированного сценария, доступного и понятного участникам проекта;
- обсуждение с обучающимися содержания предстоящей театральной постановки (на что направлена, главная идея и вывод);
- распределение ролей.
На данном этапе должны учитываться следующие принципы: творческий процесс должен закономерно проистекать из возможностей ребенка.
При распределении обязанностей должны учитываться индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка; особенности его эмоционально – личностного развития; интересы, склонности, предпочтения и потребности.
III этап. Реализация проекта
На данном этапе руководителем проекта ведётся параллельная работа с учениками по определённым направлениям: разъяснение, разучивание текста, песен, элементов движения, танцев, сводные репетиции постановки.
На данном этапе используются методы:
- моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;
- творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;
- метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ученика.
Выполнение задания в группе проходит неравномерно, поэтому необходимо проводить индивидуальную работу, дополнительно объяснять и разъяснять материал каждому ученику.
С помощью родителей изготавливается сценический инвентарь, пошив костюмов, оказывается помощь в изготовлении декораций.
Классный руководитель проводит мероприятия по снятию эмоционального напряжения через экскурсии, походы в театр.
IV этап. Показ спектакля
Демонстрация театральной постановки перед родителями, воспитанниками других классов, педагогическим коллективом, гостями школы.
V этап. Оценка проекта
Составление руководителем проекта аналитической справки по результатам проделанной работы с учётом отзывов родителей, оценки деятельности творческой группы, администрации и гостей школы.
Рабочий план проекта
Этап | Действие | Сроки выполнения | Ответственные |
Планирование | - создание и сбор творческой группы; - распределение обязанностей согласно поставленным задачам по реализации постановки; - определение содержания театральной постановки, исходя из направлений воспитательной работы; - обозначение сроков реализации; | октябрь | Руководитель проекта, творческая группа |
Разработка и распределение | - разработка адаптированного сценария; - обсуждение с обучающимися содержания предстоящей театральной постановки (на что направлена, главная идея и вывод); - распределение ролей. | ноябрь | Руководитель проекта, творческая группа |
Реализация проекта | Разъяснение, разучивание текста, песен, элементов движения, танцев, сводные репетиции постановки. Изготовление сценического инвентаря, пошив костюмов, изготовление декораций. Экскурсии, поход в театр. | Декабрь - февраль | Руководитель проекта, творческая группа, родители |
Показ спектакля | Демонстрация театральной постановки | февраль | Руководитель проекта, творческая группа |
Оценка проекта | Составление руководителем проекта аналитической справки по результатам проделанной работы | Первая неделя марта | Руководитель проекта |
Для реализации проекта необходимы следующие ресурсы:
- Кадровые: педагогический коллектив, обучающиеся, родители.
- Информационные: литература, интернет, видеоматериалы.
- Организационные: наличие необходимых материалов для создания декораций, костюмов, атрибутов, музыкальная и мультимедийная аппаратура.
Ожидаемые результаты
Предполагается, положительная динамика развития эмоционально-волевой, личностной сферы. Участие в проекте будет способствовать формированию социально-адаптивного поведения у обучающихся с ОВЗ. Раскроется его творческий потенциал, ребёнок избавится от излишней скованности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны». Ребёнок станет более общительным, самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, это благотворно повлияет на дальнейшую социализацию в обществе.
Результат
Результат проекта - высокая оценка, положительные отзывы и выражение благодарности от родителей учеников, администрации нашего учреждения и гостей школы. У детей после представления остались яркие впечатления, эмоциональный взлёт. Ребятам хотелось делиться впечатлениями с окружающими. Самый застенчивый ребёнок почувствовал себя успешным и значимым в коллективе, всё это способствует адаптации детей и дальнейшей их интеграции в обществе.
После презентации спектакля был составлен анализ, который показал актуальность театрализованной деятельности в реализации направлений воспитательной работы.
Риски
Обучающиеся с ОВЗ испытывают значительные затруднения в воспроизведении текста наизусть, путают хронологию появления действующих персонажей, испытывают затруднения в пространственной ориентации. У детей, отсутствующих по причине болезни, утрачиваются приобретённые навыки. Дети резко реагируют на замечания и советы, во время репетиции, вплоть до отказа участвовать в постановке. Данные факторы могут негативно повлиять на презентацию спектакля или вовсе сорвать представление.
Управление рисками
- адаптировать (упростить) речевую нагрузку сценария исходя из психо-физических особенностей участников спектакля;
- ввести суфлёра, для визуальной опоры последовательности действий постановки;
- продумать систему индивидуальных поощрений для повышения мотивации участников проекта;
-увеличить сроки реализации третьего этапа на один – два месяца.
Дальнейшее развитие проекта
- продолжить реализацию проекта, для расширения коррекционного пространства образовательной организации, с целью развития личностного и творческого потенциала обучающегося с ОВЗ. А именно участие в семинарах окружного консалтингового центра; выход с постановками в детские сады и коррекционные учреждения.
- смонтированная видеосъёмка спектакля будет представлена на конкурсы различных направлений.
- распространение опыта, как одной из формы адаптированного подхода основных направлений воспитательной работы в коррекционной школе перед студентами НИипКРО, коллегами Ассоциации молодых педагогов, коллегами общеобразовательных школ, работающих с обучающимися со статусом ОВЗ.
Данный проект я реализую со своим классом три года.
В 2014 – 2015 учебном году прошла презентация спектакля «Азбука леса». Первый спектакль был направлен на реализацию направления воспитательной работы школы Зелёная планета. Привитие бережного отношения к животным, развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
В 2015 – 2016 учебном году прошла презентация спектакля «Кошкин дом», где основным направлением воспитательной работы являлось Безопасность жизнедеятельности. В доступной для обучающихся форме была проведена профилактика пожарной безопасности.
В 2016 – 2017 учебном году прошла реализация проекта через постановку мюзикла «Бременские музыканты на новый лад». Данный спектакль был направлен на изучение культуры, традиций и обычаев разных народов, что способствовало воспитанию толерантного отношения к людям разных национальностей. Оставило яркие впечатления у родителей и участников проекта. Этот спектакль имел большой успех и по просьбе администрации был поставлен ещё раз на день открытых дверей, для гостей нашей образовательной организации.
После реализации данных постановок, дети активно и успешно принимают участие в окружных и городских мероприятиях: фестивалях, конкурсах и спартакиадах, что положительно влияет на их адаптацию и социализацию в обществе.
Завершить своё выступлени хочу словами Василия Александровича Сухомлинского «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы в младших классах коррекционной школы.
В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных) домах - интернатах...
Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в школе.
Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13 г.Йошкар - Ола"...
План воспитательной работы в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Этот план работы поможет в составлении годового планирования воспитательной работы...
План воспитательной работы в 8 классе коррекционной школы VIII вида
Действующий план воспитательной работы в 8 классе коррекционной школы 8 вида. Приложение к плану четыре рабочие программы....
План воспитательной работы в 4 классе коррекционной школы.
Цель:Коррекционно -развивающие воспитание детей в группе продленного дня.Задачи:1.Формирование санитарно гигиенических навыков.2.Организация социально значимой деятельности детей.Приобщение к трудовом...
Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в 10 классе коррекционной школы-интерната I и II вида.
Календарно-тематическое планирование воспитательной работы в 10 классе школы-интерната I и II вида составлено мной на основании воспитательного плана коррекционного учреждения....