Методические рекомендации по составлению рабочей программы.
методическая разработка на тему
Материал для педагогов коррекционных школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_sost_progr.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования
- Общие положения
- Настоящие рекомендации раскрывают понятие «рабочая программа» (далее – рабочая программа), ее структуру, процедуру разработки и утверждения.
- В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 п.18.1.2, программы отдельных учебных предметов, курсов (рабочие программы) должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО).
В Стандарте подробно изложены требования к структуре ООП ООО, основой которого должны стать разработанные педагогами рабочие программы по каждому из учебных предметов.
Комментарий.
«…18.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями Стандарта»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
Таким образом, рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При разработке рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) большинство образовательных организаций и педагогов испытывают, как показывает практика, серьезные трудности, которые обусловлены лаконичностью рекомендаций по их составлению.
Данные методические материалы, разработанные методистами МАУ «Ресурсный научно-методический центр», при участии творческих групп учителей – предметников, имеют собирательный, обобщенный характер и содержат общие положения, которые помогут педагогам разработать рабочие программы по учебным предметам при введении Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в основной школе.
- В настоящих рекомендациях используются следующие понятия: «примерная основная образовательная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».
Комментарий.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2015] [Глава I] [Статья 2]
9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
10) примерная основная образовательная программа - учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа - это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме. Программа фиксирует цели, объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы по конкретному предмету, определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся.
В примерных основных образовательных программах детально раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная часть), параметры качества освоения содержания конкретного предмета учебного плана, указываются необходимые формы и средства обучения, приводятся методические рекомендации общего характера. Данные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. В примерных программах не всегда фиксируется распределение учебного материала по отдельным темам.
Комментарий.
Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице ее федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании в РФ»)
Авторские программы учебных предметов разрабатываются авторами УМК на основе ФГОС, примерных основных образовательных программ и авторской концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Данная программа может быть разработана как одним автором, так и группой авторов с учетом различных подходов к структурированию учебного материала, последовательностью изучения отдельных тем. Внедрению авторской программы в практику работы образовательного учреждения предшествует, как правило, ее апробация и экспертиза, проводимая издательствами.
Комментарий.
Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Для Авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания. Внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Авторской программы предшествует ее экспертиза и апробация.
Однако разнообразие образовательных потребностей и запросов обучающихся, обеспечение вариативности содержания образования приводят к необходимости модифицирования программ и разработки рабочих программ, в которых учителя должны отразить особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Комментарий.
Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия. Так, Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учетом необходимых требований к ее построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении. Таким образом, рабочая программа – это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Существует несколько определений рабочих программ:
Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта. Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки рабочих учебных программ устанавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта. (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)
Рабочая программа - это программа, разработанная на основе примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательной организации.
В то же время рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательных отношений в соответствии с результатами, определенными ФГОС. Кроме того, в соответствии с пунктом 15 (раздел 3) ФГОС ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897), основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объема ООП ООО. Рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить потребности участников образовательных отношений (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, специфику обучения в конкретной образовательной организации.
Комментарий.
Законом РФ «Об образовании в РФ» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе. Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса. Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса
Таким образом, рабочая программа – нормативно-управленческий документ конкретной образовательной организации, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО).
- Особенности рабочей программы.
Рабочие программы разрабатываются педагогами на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, отраженным в ФГОС ООО, примерной программы по учебному предмету.
Требования, предъявляемые к рабочей программе:
- учет основных положений основной образовательной программы образовательной организации (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательной деятельности, особенностей учебного плана школы т.д.);
- отражение взаимосвязи программ, определяющих содержание основного общего образования образовательной организации и ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (программы развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации обучающихся, коррекционной работы), а также взаимосвязи учебных программ в рамках образовательной области;
- наличие признаков нормативного документа;
- последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса, методов, организационных форм и средств обучения;
- полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания;
- конкретность представления элементов содержания образования.
1.5. Рабочая программа по учебному курсу должна быть составлена на весь период основного общего образования (5-9 классы).
1.6. Утверждение рабочих программ по предметам осуществляется до начала учебного года (но не позднее 31 августа до начала реализации учебного предмета, курса) приказом руководителя образовательной организации.
1.7. Ежегодная коррекция рабочей программы осуществляется ее составителем (педагогом) и оформляется в виде приложения к первоначальному варианту программы к началу учебного года.
1.8. Один экземпляр утвержденных рабочих учебных программ (в структуре ООП ОО) хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй экземпляр находится у учителя для осуществления учебного процесса (на бумажном носителе).
1.9. Календарно-тематическое планирование составляется учителем отдельно на каждый класс или параллель по усмотрению администрации организации, осуществляющей образовательную деятельность и утверждается самостоятельным локальным актом (приложение 2).
1.10. Администрацией организации, осуществляющей образовательную деятельность, ведется систематический контроль за реализацией и выполнением рабочих учебных программ и календарно-тематического планирования.
2. Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2014 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.
- Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года №1994.
- Примерные программы по учебным предметам.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность:
- основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации;
- положение о рабочей программе учебного предмета, курса;
- приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов;
- протокол ШМО (или педагогического совета) о рассмотрении и согласовании рабочей программы;
- приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, об утверждении структуры календарно-тематического планирования;
* протокол эксперта или экспертного совета о рассмотрении и согласовании рабочей программы (внутренняя или внешняя оценка осуществляется лишь при необходимости).
Комментарий.
Из Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010г. N 76н. "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Учитель
Должностные обязанности.
Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета... используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения...
Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся...
...организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
- Методическая основа для составления рабочей программы по предмету
3.1. Рабочая программа по учебному предмету составляется на основе:
а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;
б) материалов авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);
в) с учетом авторских программ;
г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской.
Комментарий.
Таким образом, рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем.
- Алгоритм составления рабочей программы
4.1. Выбрать примерную программу по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России.
4.2. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной основной образовательной программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
4.3. Сопоставить цели изучения учебного курса в учебной программе (в соответствии с УМК) с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретной образовательной организации. Убедиться в их соответствии требованиям ФГОС ООО, а также заказу на образовательные услуги обучающихся и их родителей.
4.4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий.
4.5. Сопоставить содержание рабочей программы с примерной программой, с требованиями ФГОС ООО и с учетом рекомендаций УМК. Выделить дидактические единицы, не включенные в программу УМК. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в рабочую программу соответствующие коррективы.
4.6. Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.
4.7. Определить основную/дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др.
4.8. Подобрать или разработать средства контроля освоения обучащимися содержания рабочей программы.
4.9. Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность.
- Примерная структура и наполнение рабочей программы
- Рекомендуемая структура рабочей программы (Приложение 1).
- Титульный лист (Приложение 1.1)
- Пояснительная записка (Приложение 1.2)
- Общая характеристика учебного предмета (курса) (Приложение 1.3)
- Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (Приложение 1.4)
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (Приложение 1.5)
- Содержание учебного предмета, курса (Приложение 1.6)
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (Приложение 1.7)
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения (Приложение 1.8)
- Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (Приложение 1.9)
- Календарно-тематическое планирование (Приложение 2)
- Пакет оценочных материалов (Приложение 3)
Приложение 1
Рекомендуемая структура рабочей программы
№ п/п | Наименование раздела программы | Примерное содержание рабочей программы | |
1. | Титульный лист (приложение 1.1) | – наименование учредителя общеобразовательной организации; – название образовательной организации (согласно Уставу); – название предмета; – класс (5-9 класс), учебный год (2015 -2016 учебный год и т.д.); – Ф.И.О. учителя (составителя программы); – грифы рассмотрения, согласования и утверждения (рассматривается МО, согласовывается на педагогическом совете, утверждается приказом руководителя ОО); – год составления программы; - данные об эксперте программы (если есть экспертиза) | |
2. | I. Пояснительная записка (Приложение 1.2) | – указываются (конкретизируются) нормативные документы, на которые опирается составитель рабочей программы; – цели и задачи учебного курса, место учебного курса при изучении предмета; - направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов. | |
3. | II. Общая характеристика учебного предмета (курса) (Приложение 1.3) | – особенности программы, реализуемые подходы, используемый УМК; – изменения, внесенные в примерную / авторскую программу, обоснование причин изменений; – учет особенностей обучающихся; – особенности организации учебного процесса: формы, методы, средства обучения. | |
4. | III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане (Приложение 1.4) | - указываются классы, в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета/курса в основной школе; - количество часов (по неделям и годам обучения), выделяемое на освоение программы; - показать разделение на инвариантную и вариативную части. | |
5. | IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (Приложение 1.5) | - отмечаются требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; - отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета/курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы; - результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной форме. | |
6. | V. Содержание учебного предмета, курса. (Приложение 1.6) | Составляется на основе примерной и авторской программ с учетом внесенных учителем изменений. Включает: – перечень разделов с уточнением количества часов; – изучаемая тема и перечень вопросов темы; – лабораторные и практические работы. | |
7. | VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (Приложение 1.7) | Последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, в том числе на проведение зачетов, контрольных, практических и лабораторных работ | |
8. | VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения (Приложение 1.8) | Перечень используемой литературы. Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса. Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы. | |
9. | VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (Приложение 1.9) | Составляются на основе ФГОС ООО, примерной и авторской программы. Включают описание целей / результатов обучения, выраженных в действиях обучающихся. | |
10. | Календарно-тематическое планирование (Приложение 2) | Календарно-тематический план оформляется в виде таблицы, форма которой утверждается на уровне образовательной организации Может быть представлена: – тема урока (в соответствии с УМК); – тип урока; – элементы минимального содержания образования (в соответствии с ФГОС); – виды деятельности; – планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные); – формы контроля; – контрольные, практические, лабораторные работы, экскурсии, проекты; – материально-техническое обеспечение; - даты прохождения темы, раздела (по плану и фактическая); - примечание и т.д. (в соответствии с особенностями ОО) | |
11. | Технологическая карта (Приложение 3) | ||
12 | Пакет оценочных материалов (Приложение4) | - График проведения мониторинговых процедур (региональный, муниципальный и уровень образовательной организации); - контрольные работы, тесты и т. п. с указанием номера урока и даты проведения; - критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся. |
Приложение 1.1
Примерное оформление титульного листа Рабочей программы
__________________________________________________________
(полное название учредителя образовательной организации)
__________________________________________________________
(полное название образовательной организации)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО/ педагогического совета №______ от ______20__ г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность №_____от_______20__ г. |
Рабочая программа курса
«______________________________________________________»
(полное название курса)
___________________________________
(класс)
на 20____ – 20_____ учебный год
Составитель /Разработчик программы Фамилия, имя, отчество, Квалификация __________________ Педагогический стаж ____________ Эксперт программы: /указать организацию, ФИО, должность |
Приложение 1.2
- Пояснительная записка
Во-первых, указываются (конкретизируются) нормативные документы, на которые опирается составитель рабочей программы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- базисный учебный план общеобразовательных организации федерального и регионального уровней;
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования;
- требования к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации.
Далее формулируются (обобщенно) цели изучения данного предмета (курса) в основной школе с точки зрения формирования представлений и знаний, развития умений и навыков формирования способов действий в отношении к опорной системе знаний.
Например:
- формирование системы … знаний
- познание на конкретных примерах многообразия…
- познание сущности и динамики главных процессов…
- понимание главных особенностей…
- формирование навыков и умений…
- воспитание уважения, сознательного отношения к…
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством…
- развитие… компетенций, посредством…
- формирование качеств мышления, необходимых для…
- развитие устойчивого интереса к…
- формирование у школьников умений применять… знания для… приобретение опыта разнообразной деятельности в…
Каждый учитель задает цели конкретно для себя и своих учеников.
Возможные формулировки ищем в текстах изданных примерных рабочих программ по предметам (включая программы разработчиков УМК), а также на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalogld=2625.
В пояснительной записке указывается направленность программы на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательных отношений как отражение требований ФГОС и др.
Приложение 1.3
II. Общая характеристика учебного предмета (курса)
Раскрывается роль и важность предмета/курса с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС общего образования), современных требований к выпускнику.
Показывается преемственность при изучении данного предмета, курса в начальной, основной и старшей школе делаются акценты на осуществление связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой и с актуальными событиями современности.
Необходимые формулировки ищем в текстах изданных примерных рабочих программ по предметам (включая программы разработчиков УМК), а также на сайте http://standart. edu. ru/catalog.aspx ?Catalogld-2625.
Приложение 1.4
III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Указываются классы (5, 6, 7, 8, 9 классы, не параллели), в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета/курса в основной школе, количество часов, выделяемое на освоение программы.
Возможно показать разделение на инвариантную (70%) и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений - 30%) части.
Необходимо четко расписать количество часов по неделям и годам обучения.
Например:
Год обучения | Кол-во часов в неделю | Кол-во учебных недель | Всего часов за учебный год |
5 класс | 2 | 35 | 70 |
6 класс | 2 | 35 | 70 |
7 класс | 2 | 35 | 70 |
8 класс | 2 | 35 | 70 |
9 класс | 2 | 35 | 70 |
350 часов за курс |
Необходимую информацию ищем в учебном плане, который является частью основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) каждого образовательной организации.
Каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно составляет учебный план в соответствии с требованиями ФГОС ООО (пункт 18.3.1.).
Комментарий
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897,
18.3.1. Учебный план основного общего образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет:
1) общий объём нагрузки,
2) максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся,
3) состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
[Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2015] [Глава I] [Статья 2]
22) учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
Важно! Не путать!!! Федеральный БАЗИСНЫЙ учебный план утверждается приказом Минобрнауки России и относится к тем образовательным организациям, которые реализуют федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК ГОС 2004г.). После этого Минобрнауки Оренбургской области разрабатывает и утверждает приказом региональный БАЗИСНЫЙ учебный план, в котором прописывается федеральный и региональный компоненты учебного плана. Этим приказом пользуются в своей работе школы, реализующие государственный образовательный стандарт (ГОС 2004г.).
Приложение 1.5
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Внимание! Требования к результатам отличаются от самих результатов (таблица)! В рабочие программы включаются формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП ООО, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО, которые обобщенно сформулированы в тексте ФГОС ООО. | |
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования | Основная образовательная программа основного общего образования любого образовательного учреждения РФ Пункт «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования» |
Личностные результаты | — Личностные УУД |
(ФГОС ООО п. 9) | |
Метапредметные результаты (ФГОС ООО п. 10) | — Познавательные УУД — Регулятивные УУД — Коммуникативные УУД — Формирование ИКТ-компетентности обучающихся — Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности — Стратегии смыслового чтения и работа с текстом |
Предметные результаты (ФГОС ООО п. 11) Заполняется учителем только по своему предмету | — Русский язык — Литература — Иностранный язык. Второй иностранный язык — История России. Всеобщая история — Обществознание — География — Математика. Алгебра. Геометрия — Информатика — Физика — Биология — Химия — Изобразительное искусство — Музыка — Технология — Физическая культура — Основы безопасности жизнедеятельности |
В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета/курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы. Результаты отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированы в деятельностной форме, что позволяет затем разрабатывать необходимые контрольно-измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов.
Предполагается, что все результаты будут разбиты по годам обучения (т.е. на весь курс).
Например: химия на 2 года обучения: 8 и 9 класс.
В данном случае необходимо обращаться к авторской программе по предмету (автору учебника, по которому вы будете обучать детей).
Важно!
В качестве обязательного в ООП ООО ОО входит пункт «Планируемые результаты освоения ООП ООО». В этом пункте разрешается приводить все результаты (личностные, метапредметные - 6 позиций, предметные) на конец обучения в рамках ООО с формулировкой «выпускник», т.е. на конец 9 класса.
Поэтому все формулировки в пункте «Планируемые результаты освоения ООП ООО» прописываются как:
- выпускник научится (для базового уровня результатов);
- выпускник получит возможность научиться (для повышенного уровня результатов).
В рабочей программе по учебному предмету/курсу необходимо разбивать результаты по годам обучения.
Здесь большую помощь может также оказать авторская рабочая программа, если автор позаботился и прописал все результаты по годам обучения так, как заложено в его учебнике по годам обучения.
Внимание!
В любом случае необходимо сравнить формулировки из авторской программы учебников с формулировками, заданными в Примерной ООП ООО ОО!
Нормативным документом любой школы в условиях реализации ФГОС ООО является ООП ООО, разработанная образовательной организацией, в которую составной частью входят все программы по учебным предметам и все программы внеурочной деятельности.
Приложение 1.6
V. Содержание учебного предмета, курса
В разделе в формате списка раскрываются названия тем/разделов курса и их краткое содержание с разбивкой по классам (годам изучения).
Возможно обратиться за необходимой информацией к изданию «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с», п.п. 2.2.2.
Данные рекомендации подготовлены Институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители — член-корреспондент РАО А.М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина
Приложение 1.7
VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Тематическое планирование выполняется с разбивкой по классам (годам изучения).
Тематическое планирование представляется в виде таблицы, например:
Предмет « ____________» 5 класс
Раздел (общее количество часов) | Элементы минимального содержания образования (в соответствии с ФГОС) | Дидактическая единица) | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Количество часов | Кол-во часов на контрольные, лабораторныепрактические работы | |
Примерная образовательная программа | Программа УМК (тема) | |||||
Предмет « » 6 класс
Предмет « » 7 класс
Предмет « » 8 класс
Предмет « » 9 класс
Необходимость включения в тематическое планирование основных видов деятельности обучающихся обуславливается требованием стандарта к структурным элементам программ по учебным предметам, курсам.
Необходимую информацию ищем в следующих источниках:
Виды деятельности обучающихся прописаны в примерных программах по учебным предметам, которые не являются нормативными документами в ФГОС общего образования. Эти программы должны использовать авторы учебников для составления авторских программ.
Формулировки основных видов деятельности обучающихся ищем в текстах примерных программ по учебным предметам (включая программы разработчиков УМК), а также на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=262
Приложение 1.8
VII. Описание учебно-методического
и материально-технического обеспечения
Включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная техника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства).
Возможно включение описания материально-технического обеспечения в виде дополнительной колонки в тематическом планировании, для каждой темы или раздела курса.
Также имеет смысл выделить (например, при помощи общепринятых обозначений) характеристики обеспечения по предмету,
(Д) - демонстрационный экземпляр оборудования (один комплект на класс);
(К) - полный комплект (на каждого обучающегося);
(Ф) - для фронтальной работы (на 2 обучающихся);
(П) - для работы в группах (на 5-6 обучающихся).
Необходимую информацию ищем в следующих источниках:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения), п.24-26;
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с., п.п. 3.2.4 – 3.2.5;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=531;
- Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»;
- Примерные программы по учебным предметам.
Приложение 1.9
VIII. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам.
Однако, поскольку рабочая программа часто используется как отдельный документ, то лучше повторить этот раздел и здесь.
В рабочей программе графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть значительные изменения.
Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
Не изменяется учителем, прописывается в соответствии со Стандартом. | Могут быть внесены изменения в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, возможна разбивка по классам. |
Приложение 2
Вариант календарно-тематического планирования по предмету (ФГОС ООО)
Структура календарно-тематического планирования у каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, своя - это внутренний локальный акт школы.
Однако существует минимум пунктов, заложенных требованиями к структуре образовательных программ ФГОС ООО.
Календарно-тематическое планирование является «живым» документом, реагирующим на результаты конкретного урока или учебного занятия, он не должен входить в рабочую программу.
Таким образом, структура календарно-тематического планирования принимается каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно и не входит в рабочую программу, не является и приложением к ООП ООО образовательной организацией.
Если уровень подготовки учащихся в параллели одинаков, то возможен один вариант календарно-тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование согласовывается на заседании ШМО/ на педсовете и утверждается руководителем образовательной организации ежегодно (или в июне, или в августе) на каждый класс в параллели, с учетом индивидуальных возможностей детского/классного коллектива.
Вариант 1
№ п/п | Раздел | Элементы минимального содержания образования | Тема учебного занятия (урока) | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Матер.- технич. база, ЭОРы | Формы организации образовательных отношений | Дата проведения | |||||||||
Личностные | Метапредметные (УУД, работа с текстом) | Предметные | по плану | по факту | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||
1. | |||||||||||||||||
Комментарии | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||||
Примерные программы по учебным предметам. В них все виды учебной деятельности обучающихся расписаны по разделам. Поэтому в календарно-тематическом планировании появляется столбик - раздел | Здесь пишется название та-ких тем, ко-торые будут записываться в журнал | ФГОС ООО, пункт 18.2.2, подпункт 4. | ФГОС ООО, пункт 18.2.2, подпункт 4. | Все формулировки результатов можно брать из рабочей про- граммы по учебному предмету ФГОС ООО, пункт 18.2.2, подпункт 4. | деятельность обучающихся прописана в примерных про- граммах по учебным предметам. Также можно брать список деятельности обучающихся в примерной ООП вашего авторского коллектива (например, «Школа 2100» и др.). ФГОС 000, пункт 18.2.2, подпункт 6. | список МТБ есть в примерных программах по учебным предметам. ЭОРы можно привести в рабочей про- грамме нумерованным списком, а здесь указывать номер ЭОР. ФГОС 000, пункт 18.2.2, подпункт 7. | в п.13 ФГОС 000 записано о формах. Любое учебное занятие может проходить не только в форме урока. Может быть экскурсия; творческая мастерская; конференция; образовательное путешествие; познавательная лаборатория; школьная театральная студия; кафедра; поход; индивидуальные занятия; социальные проекты и другие формы. |
Комментарии
Некоторыми издательствами уже прописали виды деятельности поурочно в их авторских программах к учебникам.
Например, деятельность обучающегося может быть прописана следующим образом:
- Выполняют упражнение в тетради.
- Обосновывают выбор написания…
- Приводят примеры.
- Проговаривают по цепочке.
- Отвечают на вопросы учителя.
- Выполняют задания по карточкам.
- Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
- Озвучивают понятие…
- Выявляют закономерность…
- Анализируют…
- Определяют причины…
- Формулируют выводы наблюдений.
- Объясняют свой выбор.
- Высказывают свои предположения в паре.
- Сравнивают…
- Читают текст.
- Находят в тексте понятия, информацию.
- Высказывают свое мнение.
- Осуществляют: самооценку, самопроверку, взаимопроверку.
Этот процесс может корректироваться каждым учителем в ходе составления календарно-тематического планирования и с учетом индивидуальных особенностей детского коллектива.
Включение в календарно-тематическое планирование графы «домашнее задание», решается каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно.
Уважаемые коллеги, если вы заранее спланируете домашнее задание (в августе месяце), то не факт, что к концу учебного занятия (в сентябре, ноябре, феврале), вы сможете задать именно это домашнее задание, потому что выяснится, что новый вид учебной деятельности детьми не усвоен на этом уроке. Значит, учитель не может задать «новый» вид деятельности домой, потому что обучающимся он не освоен. Целесообразнее прописать домашнее задание в технологической карте урока.
В случае если в примерной программе по предмету прописаны лабораторные и практические работы, значит, можно добавить такой столбик или отмечать их нумерованным списком в столбике "Деятельность обучающихся ".
Важно! Необходимо понимать, что составленный в соответствии с требованиями рабочей программы развернутый календарно-тематический план – является основой технологической карты урока, учебного занятия (приложение 3).
Приложение 3
1.Технологическая карта урока.
1. Ф.И.О. учителя: ___________________________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: _______
3. Тема урока:_______________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:_________________________________________________________________
5. Цель урока:________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы | ФОУД* | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
* ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): _______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока:___________________________________________________________________________________________
2.Технологическая карта урока.
Предмет, класс | |||
Учитель | |||
Тема урока, № урока по теме | |||
Цель урока | |||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
|
| ||
Актуальность использования средств ИКТ | |||
Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет) | |||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства) | |||
Образовательные ресурсы Интернет | адреса сайтов |
Организационная структура урока
Название этапа
| Задачи | Длительность | Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Промежуточный контроль | Примечание |
3.Технологическая карта с дидактической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: _________________________
3. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________
5. Цель урока:_________________________________________________________________________________________________________
Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент |
|
|
|
|
|
Проверка домашнего задания |
|
|
|
|
|
Изучение нового материала |
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала |
|
|
|
|
|
Контроль |
|
|
|
|
|
Рефлексия |
|
|
|
|
|
4.Технологическая карта с методической структурой урока
1. Ф.И.О. учителя: _____________________________________________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока по расписанию: _________________________
3. Тема урока:_________________________________________________________________________________________________________
4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________
5. Цель урока:_________________________________________________________________________________________________________
Дидактическая структура урока | Методическая структура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Организационный момент | Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности | |
Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового материала |
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала |
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Пакет оценочных материалов
и критерии оценивания по предмету
В данном разделе необходимо определить количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля различных уровней: школьный, муниципальный, региональный и т.д. Обосновать способы контроля, дать краткую характеристику контрольно-измерительных материалов. Рекомендуется включить описание критериев оценивания по предмету.
Рекомендуемая сетка КИМ (обоснованием выбора является цель проведения, сходная с целью изучения конкретных разделов курса)
Форма КИМ | Кол-во | Тема | Цель проведения | дата |
В данном разделе на усмотрение учителя могут быть указаны межпредметные связи, преемственность, формы проведения занятий, информационно-коммуникационные средства.
Приложение 5
Самоанализ рабочей программы
Алгоритм самоанализа рабочей программы | |
Параметры | Замечания, рекомендации |
1. Наличие структурных элементов программы (пояснительная записка, тематическое планирование, прогнозируемые результаты, система диагностики, список используемой литературы и др.) | |
2. Содержательность пояснительной записки (указание примерной или авторской программы с реквизитами, соотнесение используемого учебника с федеральным перечнем, описание УМК, определение места курса в общеобразовательном процессе, обоснование авторских изменений и др.) | |
3. Содержательность тематического планирования (определены основные темы и подтемы курса, конкретность формулировок учебных разделов и тем, соответствие содержания курса стандартам, наличие авторских изменений, регионального компонента и др.) | |
4. Целеполагание (конкретность целей, четкость задач, их структуризация, системность и последовательность поставленных задач) | |
5. Диагностичность планируемых результатов (соответствуют требованиям стандартов, описаны конкретно, классифицируются по определенным критериям, приводится система диагностики, разнообразие ее форм, соответствие планируемого результата поставленным задачам и т.д.) | |
6. Отражение принципа преемственности по горизонтали | |
Самооценка надпредметной составляющей рабочей программы | |
Параметры | |
Направленность программы на развитие: | |
личностных результатов | |
метапредметных результатов | |
здоровьесберегающих навыков | |
ИКТ - компетенций | |
профориентационных компетенций | |
Применение психолого-педагогических измерений, ИКТ – технологий при диагностике результатов обучения | |
Предусмотрено использование ИКТ – технологий при освоении программы (электронный учебник, ресурсы интернет-сети, демонстрация презентаций по отдельным темам, дистанционное обучение и др.) |
Литература
- Авторская программа. Методические рекомендации по разработке программ Ильдар Латыпов, к.п.н., доцент Педагогического института физической культуры, Москва http://spo.1september.ru/view_article.php?ID=200901514
- Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников.- Вологда:ВИРО,2013.
- Методические рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении, Казань, http://www.kazanobr.ru/node/78
- Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям ФГОС НОО и ФГОС ООО - Разработчики рекомендаций: М.Г. Волчек, канд.пед.наук, начальник центра н.-м. сопровождения деятельности ММС НИПКиПРО; A.M. Валов, канд.пед.наук, зав. каф. ИТвО НИПКиПРО; А.Н.Величко, канд.пед.наук, зав. каф. ЕНО НИПКиПРО.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ....
Методические рекомендации по составлению рабочих программ
Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....
методические рекомендации по составлению рабочих программ
Данные материалы будут полезны учителям русского языка и литературы при составлении рабочих программ по предметам....
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии...
Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс
Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы.
Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебны...
Методические Рекомендации по составлению рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета – документ образовательного учреждения, который:üРегламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;üУчитывает с...