Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии
рабочая программа по технологии по теме

 Данилина Ирина Александровна

Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Модернизация  и инновационное развитие – единственный путь ,  который позволит России стать конкурентным обществом  в мире в 21 веке. Школа является критически важным элементом в этом процессе…От подготовленности, целевых установок миллионов  российских школьников зависит то, насколько мы  сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны.

                                  Д.А.Медведев.

                          Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качественного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и  государства.  Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Ключевые направления развития общего образования на современном этапе:

  1. Расширение самостоятельности школ;
  2. Современная школьная инфраструктура;
  3. Система поддержки талантливых детей;
  4. Развитие учительского потенциала;
  5. Здоровье школьников
  6. Обновление образовательных стандартов.

Переход на новые образовательные стандарты  предполагает внедрение трех групп требований:

  1. К структуре образовательных программ,
  2.  К условиям реализации образовательных программ
  3.  К результатам освоения  образовательных программ

На мой взгляд, знание и соблюдение требований  к организации учебного процесса намного повышает профессиональную компетентность современного учителя. Каждый  из нас стремится повысить свое педагогическое мастерство и профессиональную компетентность. В движении к цели  люди всегда руководствуются определенными правилами, соблюдение таких правил обязательно и для организации учебного процесса. При разработке Рабочих программ необходимо знать:   «Что такое рабочая программа ?», «Кто её разрабатывает?», «Какова её структура и содержание?», «Кем она утверждается?» и самое главное – требования Федерального образовательного стандарта.

Федеральный государственный образовательный стандарт.

                   Проблемы стандартов образования сегодня воспринимаются как что-то вечное, хотя возникли они в 1993-1995 годах. До тех пор было бессмысленно говорить о стандартах образования, поскольку все образование было стандартом. Новые представления об образовательных стандартах появились лишь тогда, когда возникла идеология вариативного развивающего образования. Поэтому, по словам Александра Асмолова , «стандартизация образования выступает как один из механизмов реализации принципа вариативности образования и в контексте системы вариативного образования» (Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО)

               Стандарт в БСЭ определяется как «нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом».

               Как же должны разрабатываться в этой логике образовательные стандарты? Асмолов предложил  уйти от практики, когда множество конкретных проблем пытаются решить через принятие законов. Количество предметов, их описание, вопросы преподавания должны решаться не на уровне закона, а на уровне образовательных программ. И важнейшая с точки зрения методологии задача - «развести» понятия школьной программы и стоящего за ней стандарта.

                «Чтобы подчеркнуть различие между стандартом и программой,- пишет А. Асмолов,- я бы использовал образ гена, несущего структурную наследственную информацию. Для меня образовательный стандарт - это именно такой «ген» образовательного поведения, в котором «в зародыше» содержатся бесчисленные варианты возможного будущего. Но конкретный организм образовательной программы рождается, живет и существенно видоизменяется в зависимости от «окружающей среды», в зависимости от изменяющихся задач».

Федеральный, Государственный стандарт общего образования (ГСОО) включает в себя три компонента:

                                       региональный

                                       компонент образовательного учреждения.

              Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по предмету « Технология» разработан в соответствии с Законом  РФ « Об образовании» Концепцией модернизации Российского образования и  устанавливает  обязательный минимум содержания образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, нормативы учебного времени;

           Обязательный минимум стандарта основного общего образования изучается в рамках одного из двух  направлений  « Технология. Технический  труд» , Технология. Обслуживающий труд». С 5 по 8 класс. В каждом из направлений обязательны разделы « Электротехнические работы», « Технология ведения дома», « Современное производство и профессиональное образование», « Черчение и графика».

РЕКОМЕНДАЦИИ

СОСТАВЛЕНИЮ  И ОФОРМЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ и   КТП

                       В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона РФ «Об образовании» инструментом для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в образовательных учреждениях являются Примерные программы. Разработка примерных программ относится к компетенции Российской Федерации в области образования в лице её федеральных органов государственной власти (ст. 28 Закона РФ «Об образовании»). *

Примерная  учебная программа– документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету базисного учебного плана и носит  рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).

Примерная программа выполняет две основные функции:

  Информационно-методическая функция - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета .

 Организационно-планирующая функция - предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин,  что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Обобразовании». 

Рабочая  программа и Примерная программа имеют отличия.

 Примерная программа определяет базовые знания, умения, навыки, общие рекомендации методического характера. Рабочая программа конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учётом необходимых требований к её построению, а также описывает национально-региональный уровень, учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении

Таким образом, Рабочая программа  – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, это  программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п. с учетом федерального стандарта основного общего образования.  

Примечание: Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе .  Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записи, текстового варианта рабочей программы. Один из её вариантов может быть составлен по аналогии с требованиями к типовой учебной программе .

Составитель рабочей программы может самостоятельно:

Расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки;

Конкретизировать и детализировать темы;

Устанавливать последовательность изучения учебного материала;

Распределять учебный материал по годам обучения;

Распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также  исходя из материально- технических ресурсов ОУ;

Конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы;

Включать материал регионального компонента по предмету;

Выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

                  Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, может использоваться при тематическом планировании учебного курса, предмета , дисциплины . Авторская программа – это документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса. Для неё характерны оригинальная концепция и построение содержания. ( комплексная программа для неделимых классов).

Исходные документы  для составления рабочих   программ:

         -Закон «Об образовании»

          -Федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС)

          -Примерные программы, созданные на основе ФГОС

          -Базисный учебный план общеобразовательного учреждения

          -Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию.

         - Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с         содержательным наполнением учебных предметов  федерального компонента государственного образовательного стандарта .

                              Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по определенной дисциплине.

                             Задачи рабочей программы –конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса того или иного ОУ  и контингента учащихся.

                             Функции рабочей программы :

 Нормативная ( определяет обязательность выполнения программы в полном объеме),

Информационно- методическая – позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения материала.

Организационно- планирующая – выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик  на каждом из этапов.

                           Требования к рабочей программе:

 1.Наличие признака нормативного документа

2.Учет основных положений  образовательной программы школы

3.Полнота раскрытия целей и ценностей обучения

4. Системность и целостность содержания образования.

5. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса

6.Определение методов, организационных форм и средств обучения

7.Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ

8.Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

                                СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

          Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно - методического материала и содержит следующие элементы:

1. Титульный лист

2.Пояснительная  записка -  конкретизируются общие цели данной ступени    образования с учётом специфики учебного предмета.

3. Учебно  - методический комплекс.

4. Учебно – тематическое планирование.

5. Календарно- тематическое планирование.

1.Титульный лист

  •        полное наименование образовательного учреждения в соответствии с лицензией и уставом;
  • где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа;
  • название  учебного предмета ;
  • указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования;
  • срок реализации данной программы ;
  • указание примерной программы на основе которой разработана рабочая учебная программа  и её авторов;
  • Ф.И.О. педагога, составившего данную рабочую учебную программу ;
  • год составления программы.

 2. Пояснительная  записка

Назначение -  кратко и обосновано охарактеризовать сущность учебного предмета, его функции, специфику, значение для реализации целей и задач образования; дать представление о способах развертывания учебного материала. Показ методической системы достижения целей

В пояснительной записке отражены:

  Место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени обучения

Сведения о примерной учебной программе, ( или авторской программе)на основе которой разработана рабочая программа с указанием  наименования, автора и года издания

Цели и задачи изучения учебного предмета  с учетом требований государственных стандартов.

 Планируемые результаты обучения и система  оценивания- краткая характеристика сформированных результатов  освоения  образовательной программы, в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся (формулируются в терминах «знать», «уметь»,

« применять в практической деятельности»)

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой

Особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ ( количество часов в год и в неделю, уровень обучения – базовый, углубленный, профильный)

Сроки реализации рабочей учебной программы;

Формы контроля

Педагогические технологии, средства обучения

Содержание учебного предмета по годам обучения - включает  описание каждого года обучения по схеме: цель, предметные задачи, педагогические задачи, действия ученика, действия учителя .. Затем описывается содержание каждой темы с указанием цели, планируемых результатов по итогам обучения темы, учебно-методическое обеспечение, система самостоятельной работы учащихся.

                                           3. Учебно - методический комплекс 

 Перечень учебно  - методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса .на основе которого ведется преподавание предмета , отражает формы и виды учебных занятий, основные линии самостоятельной работы учащихся , учебно-методическое обеспечение( основную и дополнительную учебную литературу) перечень необходимого материально-технического оснащения в соответствии с требованиями ФГОС(наглядный материал, оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы)

                                           4.Учебно-тематическое планирование

 планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся, с отражением тем курса, последовательности их изучения и количества.

5.Календарно-тематическое планирование

ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ устанавливаются локальным актом ОУ

В соответствии с локальным актом ОУ, порядок рассмотрения Рабочей программы следующий - вначале она рассматривается на заседании методического объединения учителей школы . Решение школьного методического объединения оформляется протоколом.

Директором школы издается приказ об утверждении рабочих учебных программ по каждому предмету . На всех рабочих учебных программах указывается дата их принятия на заседании школьного методического и подпись директора школы об их утверждении с указанием даты и номера приказа. Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного плана, но не позднее 31 августа текущего учебного года. После утверждения руководителем образовательного учреждения Рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении.

Один экземпляр утверждённых рабочих программ хранится в документации школы в соответствии с номенклатурой дел, второй передаётся учителю для осуществления учебного процесса.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ  авторской РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Шаг 1. Выбрать программу по учебному  предмету , соответствующий ей учебник из перечня, рекомендованного Министерством образования

Шаг 2.Сравнить цели изучения Учебного курса в выбранной Авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, а также с целями и задачами образовательной программы школы..

Шаг 3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе с таковыми же требованиями, прописанными в Примерной программе. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности выпускников, не включенные в Авторскую программу. Выделить знания, умения и навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе образовательного учреждения.

Шаг 4. Оформить требования к уровню подготовки выпускников

Шаг 5. Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня умений, прописанных в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию Авторской программы.

Шаг 6. Сопоставить содержание выбранной Авторской программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу базисного учебного плана, но не включённых в Авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы Авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения.

Шаг 7  Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.

Шаг 9. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы.

Шаг 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса.

Шаг 11. Составить Рабочую программу : оформить материалы согласно структуре.

Примерный тематический план

5-9 классы – 245 (350) часов

Разделы и темы

Количество часов

класс

5

6

7

8

9

КУЛИНАРИЯ

16

14

14

8(2)

(8)

Санитария и гигиена

2

Физиология питания

2

2

2

Технология приготовления пищи

8

10

10

4

(4)

Блюда национальной кухни

(2)

Сервировка стола

2

2

Заготовка продуктов

2

2

2

2(2)

(2)

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

32

32

32

7(11)

(8)

Рукоделие. Художественные ремесла

8

10

8

7

(8)

Элементы материаловедения

2

2

2

(2)

Элементы машиноведения

4

4

4

Конструирование и моделирование швейных изделий

6

6

6

(4)

Технология изготовления швейных изделий

12

12

12

(5)

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

4

2

4

8(4)

(6)

Эстетика и экология жилища

4

4

Уход за одеждой и обувью

2

Ремонт помещений

2(2)

Санитарно-технические работы

2(2)

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

4

Введение в предпринимательскую деятельность

(6)

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2

2

4(2)

(6)

Электромонтажные работы

2

Электроосветительные приборы. Электроприводы.

2

Электротехнические устройства

4(2)

Простые электронные устройства

(6)

ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА

(34)

Техника выполнения чертежей и  правила их

оформления

(4)

Геометрические построения

(2 )

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

(10)

Сечения и разрезы

(4)

Сборочные чертежи

(10)

Прикладная графика

(4)

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

4(4)

Сферы производства и разделение труда

2(2)

Пути получения профессионального образования.

2(2)

ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ  

10

10

10

0(8)

(0)

Резерв учебного времени

8

8

8

4(4)

(8)

Итого:

70

70

70

35(35)

(70)

                                     ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН     5 – 8 класс. ( 280 часов)

                                                                 

Разделы и темы

Количество часов

класс

5

6

7

8

всего

КУЛИНАРИЯ

16

16

16

10

58

Санитария и гигиена

2

Физиология питания

2

2

2

Технология приготовления пищи

8

12

12

4

Блюда национальной кухни

1

Сервировка стола

2

1

Заготовка продуктов

2

2

2

4

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

40

38

36

28

142

Рукоделие. Художественные ремесла

10

10

12

18

Элементы материаловедения

4

4

2

2

Элементы машиноведения

6

6

4

Конструирование и моделирование швейных изделий

8

6

6

4

Технология изготовления швейных изделий

12

12

12

     4

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

4

4

6

12

26

Эстетика и экология жилища

4

2

6

Уход за одеждой и обувью

2

Ремонт помещений

4

Санитарно-технические работы

2

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

4

Введение в предпринимательскую деятельность

2

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2

2

4

8

Электромонтажные работы

2

Электроосветительные приборы. Электроприводы.

2

Электротехнические устройства

2

Простые электронные устройства

2

ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА

Техника выполнения чертежей и  правила их

оформления

Геометрические построения

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

Сечения и разрезы

Сборочные чертежи

Прикладная графика

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

8

8

Сферы производства и разделение труда

4

Пути получения профессионального образования.

4

ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ  

10

10

10

8

38

Резерв учебного времени

-

-

-

Итого:

70

70

70

70

280

                       

  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН     5 – 8 класс. ( 245 часов)

                                                                 

Разделы и темы

Количество часов

класс

5

6

7

8

всего

КУЛИНАРИЯ

16

16

16

8

56

Санитария и гигиена

2

Физиология питания

2

2

2

Технология приготовления пищи

8

12

12

4

Блюда национальной кухни

1

Сервировка стола

2

1

Заготовка продуктов

2

2

2

2

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

40

38

36

8

122

Рукоделие. Художественные ремесла

10

10

12

8

Элементы материаловедения

4

4

2

Элементы машиноведения

6

6

4

Конструирование и моделирование швейных изделий

8

6

6

Технология изготовления швейных изделий

12

12

12

ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ ДОМА

4

4

6

8

22

Эстетика и экология жилища

4

2

6

Уход за одеждой и обувью

2

Ремонт помещений

1

Санитарно-технические работы

1

Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов.

4

Введение в предпринимательскую деятельность

2

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

2

2

4

8

Электромонтажные работы

2

Электроосветительные приборы. Электроприводы.

2

Электротехнические устройства

2

Простые электронные устройства

2

ЧЕРЧЕНИЕ И ГРАФИКА

Техника выполнения чертежей и  правила их

оформления

Геометрические построения

Чтение и выполнение чертежей, эскизов и схем

Сечения и разрезы

Сборочные чертежи

Прикладная графика

СОВРЕМЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

4

4

Сферы производства и разделение труда

2

Пути получения профессионального образования.

2

ТВОРЧЕСКИЕ, ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ  

10

10

10

3

33

Резерв учебного времени

-

-

-

 

Итого:

70

70

70

35

245

                        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   5-8 кл. (280 ч.)

                                Разделы и темы

5

6

7

8

Ф

К

факт

Ф

К

факт

 Ф

К

факт

Ф

К

факт

1.Кулинария

16

6

12

16

6

10

16

6

10

10

10

Санитария и гигиена

2

2

2

2

2

2

Физиология питания

2

2

2

2

2

2

2

Технология приготовления пищи

8

4

4

12

2

7

12

4

4

4

4

Блюда национальной кухни

1

1

Сервировка стола

2

2

1

1

Заготовка продуктов

2

2

2

1

2

2

4

4

2.Создание изделий  из текстильных, конструкционных и поделочн.материалов

40

30

42

38

34

44

36

36

42

28

30

Рукоделие и худ.ремесла.

10

6

8

10

10

12

12

14

12

18

18

Дерево :изделия из пиломатериалов

4

4

                мозаичные работы

4

Металл: изделия из проволоки

2

4

4

                 изделия из жести

2

                 Худ.обработка металла.

6

2

Текстиль:вышивка

8

2

4

4

                  аппликация

4

4

                  роспись по ткани

2

2

4

2

2

1

                  вязание

8

4

4

4

                  ковроткачество

4

1

                  макраме

4

4

                 лоскутное шитье

6

6

Элементы материаловедения

6

6

6

6

6

6

2

    Конструкционные материалы

2

4

4

    Пиломатериалы

2

2

4

2

    Ткани

4

2

4

4

2

4

2

2

2

2

2

Элементы машиноведения

6

8

6

6

8

4

2

6

2

Механизмы технологических машин

2

2

1

2

История развития техники. Классификация машин.

2

2

Швейная машина

6

4

6

6

4

6

4

4

Конструирование моделирование

8

4

8

6

4

6

6

6

6

4

4

Технология изготовления швейных изделий

12

8

12

12

8

12

12

8

12

4

4

3.Технологии ведения дома

4

6

4

4

6

4

6

4

10

12

12

   Эстетика и экология жилья

4

4

6

2

6

   Уход за одеждой и обувью

2

4

2

4

1

2

   Ремонт помещений

1

2

4

4

   Санитарно- технические работы

4

4

2

2

   Бюджет семьи. Рациональное    

планирование расходов

4

4

  Введение в предприним.деятельность

2

2

4.Электротехнические работы

4

2

2

2

2

2

2

4

4

  Электромонтажные работы

2

2

2

  Электроосветительные приборы

2

2

1

  Электротехнические устройства

2

2

1

2

2

  Простые электронные устройства

2

2

5.Современное производство и

 профессиональное образование

8

10

   Сферы производства и разделение труда

4

4

   Пути получения профессионального образования

4

6

 6. Творческие и проектные работы

10

-

12

10

-

8

10

6

8

4

7.Дизайн пришкольного участка

18

16

16

Резерв (экскурсии)

6

6

6

70

70

70

70

70

70

70

70

70

Ф – федеральный  компонента государственного стандарта основного общего образования.

            К –  примерная комплексная программа  ОО « Технология» для неделимых классов под    

                   Редакцией Хотунцева Ю.Л  и Симоненко В.Д.

                          ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   5-8 кл. (245 ч.)

                                Разделы и темы

5

6

7

8

Ф

К

факт

Ф

К

факт

 Ф

К

факт

Ф

К

факт

1.Кулинария

16

6

12

16

6

10

16

6

10

10

8

Санитария и гигиена

2

2

2

2

2

2

Физиология питания

2

2

2

2

2

2

2

Технология приготовления пищи

8

4

4

12

2

7

12

4

4

4

4

Блюда национальной кухни

1

1

Сервировка стола

2

2

1

1

Заготовка продуктов

2

2

2

1

2

2

4

2

2.Создание изделий  из текстильных, конструкционных и поделочн.материалов

40

30

42

38

34

44

36

36

42

28

8

Рукоделие и худ.ремесла.

10

6

8

10

10

12

12

14

12

18

8

Дерево :изделия из пиломатериалов

4

4

                мозаичные работы

2

Металл: изделия из проволоки

2

4

4

                 изделия из жести

2

                 Худ.обработка металла.

6

2

Текстиль:вышивка

8

2

4

1

                  аппликация

4

2

                  роспись по ткани

2

2

4

2

2

1

                  вязание

8

4

4

1

                  ковроткачество

4

1

                  макраме

4

4

                 лоскутное шитье

6

6

Элементы материаловедения

6

6

6

6

6

6

    Конструкционные материалы

2

4

4

    Пиломатериалы

2

2

4

2

    Ткани

4

2

4

4

2

4

2

2

2

2

Элементы машиноведения

6

8

6

6

8

4

2

6

Механизмы технологических машин

2

2

1

2

История развития техники. Классификация машин.

2

2

Швейная машина

6

4

6

6

4

6

4

4

Конструирование моделирование

8

4

8

6

4

6

6

6

6

4

Технология изготовления швейных изделий

12

8

12

12

8

12

12

8

12

4

3.Технологии ведения дома

4

6

4

4

6

4

6

4

10

12

8

   Эстетика и экология жилья

4

4

6

2

6

   Уход за одеждой и обувью

2

4

2

4

1

2

   Ремонт помещений

1

2

4

1

   Санитарно- технические работы

4

4

2

1

   Бюджет семьи. Рациональное    

планирование расходов

4

4

  Введение в предприним.деятельность

2

2

4.Электротехнические работы

4

2

2

2

2

2

2

4

4

  Электромонтажные работы

2

2

2

  Электроосветительные приборы

2

2

1

  Электротехнические устройства

2

2

1

2

2

  Простые электронные устройства

2

2

5.Современное производство и

 профессиональное образование

8

4

   Сферы производства и разделение труда

4

2

   Пути получения профессионального образования

4

2

 6. Творческие и проектные работы

10

-

12

10

-

8

10

6

8

3

7.Дизайн пришкольного участка

18

16

16

Резерв (экскурсии)

6

6

6

70

70

70

70

70

70

70

70

70

Ф – федеральный  компонента государственного стандарта основного общего образования.

            К –  примерная комплексная программа  ОО « Технология» для неделимых классов под    

                   Редакцией Хотунцева Ю.Л  и Симоненко В.Д.

           КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Календарно – тематическое планирование является обязательным приложением к рабочей учебной программе. Формулировки тем в КТП , в разделе «Основное содержание» и записи в классных журналах  должны обязательно совпадать с темами рабочей программы.

                 Рекомендации по составлению и оформлению КТП содержатся в приложении к письму Департамента образования Тульской области от 23.03.2009 г. № 29-01-11/1086. На основании этого приложения в школе составляется локальный акт о составлении и оформлении  календарно- тематического планирования. Школа может использовать рекомендуемую форму по  ктп или внести в эти рекомендации свои изменения.

                    Структура календарно - тематического планирования  с учетом рекомендаций Департамента образования Тульской области следующая :

  1. Титульный лист
  2. Вводная часть
  3. Программно - методическое обеспечение учебного плана.
  4. Основные знания умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения данного курса.
  5. Собственно календарно - тематическое планирование.

Титульный лист

1.Наименование образовательного учреждения

2.Название документа ( календарно- тематическое планирование)

3 Название предмета ( соответствующее названию в учебном плане)

4.Класс

5.Количество часов  в год и в неделю

6. Фамилия, имя, отчество.

7. Отметки о рассмотрении:

               - на заседании МО ( протокол, число)

               -согласование  и утверждение администрацией школы.

Вводная часть

  1. Цели изучения учебного курса
  2. Задачи : образовательные, развивающие, воспитательные
  3. Образовательные технологии.

      Программно- методическое обеспечение учебного плана.

класс

Ф.К.

Р.К.

Ш.К.

Реквизиты программы

     УМК учителя

УМК ученика

Перечень нормативных документов, методических пособий.

( Издатель, год издания)

Перечень учебников, дополнительных пособий и т.д.

( Издатель, год издания)

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения данного курса

Данный раздел содержит перечисление основных знаний, умений, навыков, на  формирование которых направлено содержание курса. Содержание не должно противоречить нормативным документам Федерального агентства по образованию.

         Календарно - тематическое планирование.

    1.Календарно- тематическое планирование оформляется в печатной форме.

2. Содержание :

- общее название темы,

- название темы каждого урока или содержание учебного материала,

- контроль по завершении изучения данной темы,

- названия практических, лабораторных, творческих работ

- примечание  ( дополнительная литература ,содержание индивидуального                 задания, нетрадиционные формы работы, необходимое оборудование, планируемый тип ведущей деятельности учеников на уроке, планируемые учителем типы уроков, формы контроля и т.д.).

Содержание плана учебного курса должно соответствовать содержанию рабочей программы, по которой ведется обучение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение  - средняя общеобразовательная школа №

                                                                                                                                                                       

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

на 2011-  2012 г.

По курсу:  технология

Класс: 6

Учитель: _______________

Количество часов в год - 70 , в неделю - 2

Плановых  контрольных уроков ( к/р, р/р) ___ , практических работ 35, лабораторных  работ ___

Рассмотрено на заседании

МО____________________

протокол №  1 от «28»августа 2011 г.

Обсуждено на заседании

Педагогического совета,

протокол № 1  от «29»августа 20 11 г.

Согласовано.

Заместитель директора по УВР
___________________
 

Утверждено приказом директора

школы №  ---от «___»__________ 20 __г.

Вводная часть                                                                                                           образец

Цели:

- освоение технологических знаний и основ культуры созидательного труда, дать представление о технологической культуре;

-овладение общетрудовыми и специальными умениями, проектирование и создание предметов труда, овладение безопасными приемами работы, ведение дом.хозяйства;

-развитие познавательного интереса, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности и целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности;

- получение опыта применения политехнических и технологических умений и знаний в самостоятельной творческой и практической деятельности.

Образовательные технологии

Развивающее обучение, разноуровневое обучение, проектный и исследовательский методы, обучение в сотрудничестве, информационно- коммуникативные технологии

Программно- методическое обеспечение учебного плана.

класс

ф.к

р.к.

ш.к.

Реквизиты программы

Умк учителя

Умк ученика

6

2 часа

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования  по направлению

 « Технология. Обслуживающий труд» и экспериментиальной комплексной программы для неделимых 5-8 классов под редакцией Симоненко В.Д. с учетом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Москва, Просвещение, 2009 г.

Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология.Обслуживающий труд»,программно-методические материалы по Технологии 6 кл.Дрофа,

2009 г.Э журнал « Школа и производство»

Учебник

 « Технология.6 кл.

( вариант для девочек)под ред.Симоненко В.Д. Москва, Вентана-Граф, 2008 г.

Основные знания умения и навыки, которые должны быть сформированы у учащихся по окончании изучения данного курса.

  1. Умение рационально организовывать рабочее место в зависимости от трудовых операций, соблюдать правила ОТ и ТБ, санитарно-гигиенические требования;
  2. Составлять последовательность технологических операций;
  3. Выбирать материалы, инструменты, оборудование;
  4. Находить и исправлять ошибки и дефекты;
  5. Осуществлять контроль качества;
  6. Планировать работу с учетом имеющихся ресурсов;
  7. Владеть терминологией данного курса
  8. Овладевать специальными умениями и навыками по предмету

- снимать мерки с фигуры человека;

- выбирать вид ткани для поясного изделия;

- строить чертеж поясного изделия;

- осуществлять выбор модели с учетом особенностей фигуры;

- выполнять приемы рукоделия

- выполнять приемы влажно- тепловой обработки ;

- выполнять приемы первичной и тепловой обработки продуктов;

- знать и выполнять приемы правильного хранения приготовленных блюд.

                        В пояснительной записке к действующему стандарту основного общего образования утверждается значимость учебного предмета технология, способствующего формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Утверждается усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, – экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения

              Как видим, уже в действующем стандарте наблюдается значительное расхождение между масштабностью целей и временем, отводимым базисным учебным планом на достижение этих целей.( 5,6,7 кл.- 2 часа, 8 кл.- 1 час.)  Частью это расхождение компенсируется  внеурочной деятельностью (кружки, факультативы) и часами, отводимыми на региональный и школьный компонент. Наблюдается подмена истинно педагогических целей развития личности школьника целью достижения формального результата. С другой стороны, в условиях глобального экономического кризиса произошло реальное сокращение возможностей финансирования различных форм внеурочной деятельности.

      В проекте  стандарта второго поколения, в  требованиях к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования заявляется следующее: « Базовое содержание образования, представленное в Фундаментальном ядре, нацелено на познавательную (интеллектуальную), коммуникативную, ценностно-ориентационную, эстетическую (художественную), трудовую (технико-технологическую), физическую культуру личности»

                  В вынесенном на обсуждение проекте стандарта второго поколения основного общего образования определяется следующая роль и цели учебного предмета «Технология», обусловленная объективно существующей потребностью подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями. Технология — область знаний о преобразующей деятельности человека, о преобразовании материалов, энергии и информации в интересах человека, общества, охраны природы.

Изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:

овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;

        изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения;

       формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов;

       воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма.

(По материалам официального сайта http://standart.edu.ru)

Очевидно, что уже на уровне целеполагания наблюдается снижение роли технологии в общем образовании школьников. Цели становятся менее масштабными и даже менее конкретными, таким образом,  разрабатывавшаяся в течение двух десятилетий концепция технологического образования оказывается невостребованной новым стандартом. Такое значимое направление деятельности, как формирование технологической культуры, вообще исключается из числа предметных задач.

               Если же обратиться к проектируемому количеству часов на предмет, то становится очевидным, что и эти более скромные, по сравнению с предыдущими, цели вряд смогут быть реализованными в процессе обучения технологии. В вынесенном на обсуждение базисном учебном плане на изучение технологии отводится только по два часа в неделю в пятом и шестом классах. Новый базисный учебный план предусматривает возможность внеучебной организации проектной деятельности (по два часа с пятого по девятый класс), однако эти часы могут быть использованы для углубленного изучения любых школьных предметов (проект может быть по информатике, экологии, литературе и т.д.).

Сегодня, в момент обсуждения проекта стандарта, необходимо консолидировать голоса педагогической общественности в защиту предмета «Технология». Необходимо выражать свое мнение по этому поводу на официальных сайтах, форумах, реализуя ведущий принцип управления современной системой образования – государственно-общественный характер этого управления. Остается выразить надежду, что результаты такого обсуждения помогут восстановить статус предмета «Технология» в современной школе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ  ПРЕДМЕТОВ....

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....

методические рекомендации по составлению рабочих программ

Данные материалы будут полезны учителям русского языка и литературы при составлении рабочих программ по предметам....

Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс

Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...

Методические рекомендации по составлению рабочей программы.

Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебны...

Методические Рекомендации по составлению рабочей программы

Рабочая программа учебного предмета – документ образовательного учреждения, который:üРегламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;üУчитывает с...

Методические рекомендации по составлению рабочих программ

В презентации даны методические рекомендации по составлению рабочей программы по предмету....