Методические рекомендации по составлению рабочей программы.
рабочая программа по теме
Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебный год в соответствии с возможностями собственного методического потенциала, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровнем подготовленности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_po_sostavleniyu_rabochey_programmy.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре районного методического объединения учителей информатики 20.08.2012 г.
Тема: Методические рекомендации по составлению рабочей программы.
Наша школа переживает важный этап — переход на новые образовательные стандарты. В 2011/12 учебном году учителя начальной школы уже начали обучение в соответствии со стандартами второго поколения. Утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Обнародован проект Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (от 15 апреля 2011 г.). Это означает, что через несколько лет и основная, и старшая школа должны будут перейти на обучение в соответствии с требованиями новых стандартов.
Ранее для работы учителю было достаточно иметь учебную программу, соответствующую учебнику, по которому он работает, и тематическое поурочное (календарное) планирование (обычно авторские варианты).
В настоящее время администрация образовательного учреждения требует от каждого учителя рабочую программу, составленную в соответствии с требованиями новых ФГОС, — документ, предназначенный для практической реализации государственного образовательного стандарта. Напомним, что в соответствии со ст. 32 (п. 2) Закона РФ «Об образовании» разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин входят в компетенцию образовательного учреждения.
Как показывает наш опыт общения с учителями, далеко не каждый имеет чёткое представление об этом документе. Как же оформить рабочую программу и что целесообразно в неё включить?
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа — нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя. Её составляет учитель-предметник на учебный год в соответствии с возможностями собственного методического потенциала, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровнем подготовленности учащихся. Основу для разработки рабочей программы составляют следующие нормативные документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (приказ Министерства образования РФ от19 мая 1998 г. №1236);
- Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (приказ Министерства образования РФ от 30 июня 1999 г. № 56);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2013 г. государственной (итоговой) аттестации по предмету;
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2013 г. Единого государственного экзамена по предмету;
- федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/13 учебный год (приказ Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 № 2080);
- учебные программы и примерное тематическое планирование, составленное авторами используемых учебников;
- учебный план данного образовательного учреждения;
- примерное положение о рабочей программе, разработанное в данном образовательном учреждении;
- устав образовательного учреждения.
Рабочая программа учителя-предметника — это индивидуальный документ локального значения, так как составляется учителем для своей деятельности (работы) в определённом образовательном учреждении.
Функции рабочей программы:
- нормативная (обязательна для выполнения в полном объёме);
- целеполагания (определяет ценности и цели изучения учебной дисциплины);
- определения содержания образования (раскрывает содержание, подлежащее усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), и степень его трудности);
- процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);
- оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и определяет критерии оценивания уровня обученности учащихся).
Рабочую программу можно рассматривать как индивидуальную педагогическую модель обучения на основе ФГОС, составляемую учителем и отражающую пути реализации содержания учебного предмета в соответствии с авторским видением конкретной образовательной области. Рабочая программа призвана также отражать особенности образовательного учреждения и контингента учащихся, определять наиболее эффективные формы, методы и приёмы организации образовательного процесса с целью достижения запланированных результатов.
Учитель может составлять рабочую программу на ступень обучения (8-9-й и 10-11-й классы) или отдельно по классам и взять за основу любую авторскую программу (одну линию учебников), сопоставив её с примерными программами, ориентированными на выполнение требований новых образовательных стандартов, и внеся соответствующие дополнения.
Если учитель заявляет себя как автора программы, то ему необходимо утвердить программу в среде профессионального сообщества, например на соответствующей кафедре регионального Института повышения квалификации учителей.
Рабочую программу составляют в двух экземплярах: один является структурным элементом образовательной программы образовательного учреждения (сдаётся зам. директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе), второй остаётся у учителя.
Примерная структура рабочей программы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- содержательная часть и требования к усвоению содержания;
- учебно-тематический план;
- поурочное тематическое планирование;
- список литературы.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
На титульном листе следует указать:
- наименование образовательного учреждения;
- название предмета;
- классы, где изучается данный предмет, и количество отводимых на его изучение учебных часов в неделю в каждой параллели;
- фамилию, имя, отчество учителя, его квалификационную категорию;
- фамилию, имя, отчество автора используемой программы и примерного тематического планирования;
- год составления рабочей программы.
В завершение учитель ставит личную подпись, а потом здесь же будет поставлен гриф утверждения программы, согласования и обсуждения (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения и подписями ответственных лиц).
Пояснительная записка содержит:
- общую характеристику учебного предмета с указанием целей его изучения в основной и средней школе (должны соответствовать целям, прописанным в ФГОС);
- краткую характеристику содержания курса, его особенностей, ценностных ориентиров;
- указание на используемый УМК (в соответствии с образовательной программой учреждения);
- название программы - примерной или авторской, взятой учителем за основу при разработке индивидуальной рабочей программы, внесённые учителем изменения, аргументы в пользу этих изменений;
- указание на количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа.
В содержательной части указывают количество часов, отводимое на изучение каждой темы, планируемые предметные и метапредметные результаты её изучения, элементы содержания каждой темы (факты, понятия, законы, теории, задачи, демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты и практические занятия).
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые предметные результаты изучения темы
Учащиеся должны знать/понимать:
уметь:
объяснять:
характеризовать:
определять/классифицировать:
составлять:
обращаться:
Вычислительные умения:
Практические умения:
Планируемые метапредметные результаты изучения темы
Учащиеся должны уметь:
определять учебные задачи, планировать и организовывать свою деятельность по их решению;
работать по заданному плану, алгоритму (памятке);
моделировать;
перекодировать информацию;
анализировать, синтезировать, обобщать информацию;
сравнивать, выявлять закономерности;
выявлять основания для сравнения и классификации;
устанавливать причинно-следственные, а также связи между применением и свойствами;
вести наблюдения и на их основе формулировать выводы;
работать в режиме ограниченного времени;
конспектировать;
вступать в речевое общение, аргументировать свою точку зрения, адекватно воспринимать иные мнения и идеи;
отвечать на вопросы разного типа;
выступать с устными публичными сообщениями в различной форме;
осуществлять межпредметный перенос знаний;
согласованно работать в паре, малой группе;
осмысленно участвовать в коллективной деятельности;
соблюдать ТБ;
применять устройство в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкции по применению;
осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь;
выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В учебно-тематическом плане отражают общую структуру предмета (перечень тем по программе) и распределение учебного времени. Логично сюда же включить сведения о практических занятиях и контрольных работах, причём важно отметить, что проведению контрольной работы обязательно предшествует урок подготовки к ней, а после неё идёт урок анализа полученных результатов. Это требование учитель должен учитывать при составлении поурочного планирования. Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы.
Поурочное планирование также удобно представить в виде таблицы, которая может включать в себя разные графы в соответствии с требованиями новых. Уточним, что в поурочном планировании межпредметные связи лишь обозначены, подробно учитель раскрывает их содержание в конспекте каждого урока.
В таблицу «Поурочное планирование» учитель может включать и любые другие, необходимые, по его разумению, сведения.
Составляя план к каждому уроку, учитель прописывает цели урока:
- в обучении (предметные результаты);
- в развитии (общеучебные, или метапредметные, результаты);
- в воспитании (личностные результаты).
Обратим внимание на то, что цели обучения направлены на достижение предметных результатов, прописанных в ФГОС, цели развития — на достижение метапредметных результатов, а воспитания — личностных.
Заключительный структурный элемент рабочей программы — список литературы, использованной учителем при разработке программы и применяемой в учебном процессе. Источники указывают в алфавитном порядке в соответствии с библиографическими требованиями.
ЛИТЕРАТУРА
- http://standart.edu.ru/
- http://www.fipi.ru/
- http://www.fipi.ru/view/sections/218/docs/515.html
- http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/
- Журин А. А., Иванова Т. В., Рыжаков М. В. Учебные планы школ России: учебно-методическое пособие для руководителей общеобразовательных учреждений общего образования. — М.: Дрофа, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ....
Методические рекомендации по составлению рабочих программ
Даны подробные рекомендации как составить рабочую программу по предмету....
методические рекомендации по составлению рабочих программ
Данные материалы будут полезны учителям русского языка и литературы при составлении рабочих программ по предметам....
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии
Методические рекомендации по составлению рабочих программ по технологии...
Методические рекомендации к составлению рабочих программ по истории 5 - 11 класс
Данные методические рекомендации разработаны для учителей истории по всему школьному курсу с 5 по 11 класс...
Методические Рекомендации по составлению рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета – документ образовательного учреждения, который:üРегламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;üУчитывает с...
Методические рекомендации по составлению рабочих программ
В презентации даны методические рекомендации по составлению рабочей программы по предмету....