Классный час " Единство непохожих"
классный час по теме

Лобода Александр Николаевич

Цели и задачи: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения суворовцев в многонациональном коллективе класса и училища, исследовать и обобщить представления современного суворовца о таком явлении как толерантность, формирование жизненной позиции каждого суворовца, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран, активизировать познавательные возможности суворовцев, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным.

Форма классного часа: игра с элементами дискуссии.

Планируемые результаты: воспитание толерантного отношения суворовцев друг к другу, формирование гражданского самосознания, уважения к культуре и трf

Этап и содержание занятия

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Педагогические технологии

Формируемые компетенции

I.Организационный этап

 проверка личного состава

рапорт, приветствие

групповые технологии

информационная

Актуализация темы. Целеполагание

вступительное слово воспитателя, подведение к цели классного часа

определяют тему, цели и задачи классного часа

развивающего обучения, групповые

познавательная

II.Основная часть

деление взвода на 2 команды. Воспитатель корректирует выбор жюри

дают название и выбирают капитанов, жюри

игровые, развивающего обучения, групповые

познавательная, ценностно- смысловая

1.Разминка

«Знакомство»

 

воспитатель зачитывает задания и корректирует действия детей

воспитанники строятся по росту, цвету глаз и т.д.

игровые, развивающего обучения, групповые

познавательная, ценностно - смысловая

2.Упражнение «Поиск сходства»                                    

воспитатель зачитывает задания и корректирует действия детей

ищут сходства по интересам, увлечениям, записывают на доске, подсчитывают баллы

игровые, развивающего обучения, групповые

познавательная, ценностно - смысловая

3.Упражнение

«Давайте пофантазируем»

задает вопросы,  подводит участников к мысли, что они все разные, но сходства между ними больше, чем кажется сначала

отвечают на вопросы, аргументируют

развивающего обучения, групповые

ценностно - смысловая

4.Превращаем минусы в плюсы

воспитатель корректирует ответы

ищут в отрицательных чертах характера положительные аспекты, приводят примеры

игровые, развивающего обучения

познавательная

5.Упражнение на отработку толерантного отношения «Я- высказывание. Ты - высказывание»

знакомство с историей возникновения понятия «толерантность», воспитатель читает стихотворение

 Б. Заходера

доклад суворовца, воспитанники делают выводы, высказывают свое мнение

групповые технологии

познавательная, ценностно - смысловая

Рефлексия деятельности

выясняет, что запомнилось, понравилось, чему сегодня научились, корректирует вывод

определяют  правила толерантного общения, подводят итоги игры и занятия

развивающего обучения, групповые

познавательная

дициям многонациональных народов России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_edinstvo_nepohozhih.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мероприятие: «Единство непохожих»

Классный час:  25 сентября 2014 года

Цели и задачи: воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения суворовцев в многонациональном коллективе класса и училища, исследовать и обобщить представления современного суворовца о таком явлении как толерантность, формирование жизненной позиции каждого суворовца, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов России и других стран, активизировать познавательные возможности суворовцев, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным.

Форма классного часа: игра с элементами дискуссии.

Этап и содержание занятия

Деятельность

воспитателя

Деятельность

воспитанников

Педагогические технологии

Формируемые компетенции

I.Организационный этап

 проверка личного состава

рапорт, приветствие

групповые технологии

информационная

Актуализация темы. Целеполагание

вступительное слово воспитателя, подведение к цели классного часа

определяют тему, цели и задачи классного часа

развивающего обучения, групповые

познавательная

II.Основная часть

деление взвода на 2 команды. Воспитатель корректирует выбор жюри

дают название и выбирают капитанов, жюри

игровые, развивающего обучения, групповые

познавательная, ценностно- смысловая

1.Разминка

«Знакомство»

воспитатель зачитывает задания и корректирует действия детей

воспитанники строятся по росту, цвету глаз и т.д.

игровые, развивающего обучения, групповые

познавательная, ценностно - смысловая

2.Упражнение «Поиск сходства»                                    

воспитатель зачитывает задания и корректирует действия детей

ищут сходства по интересам, увлечениям, записывают на доске, подсчитывают баллы

игровые, развивающего обучения, групповые

познавательная, ценностно - смысловая

3.Упражнение

«Давайте пофантазируем»

задает вопросы,  подводит участников к мысли, что они все разные, но сходства между ними больше, чем кажется сначала

отвечают на вопросы, аргументируют

развивающего обучения, групповые

ценностно - смысловая

4.Превращаем минусы в плюсы

воспитатель корректирует ответы

ищут в отрицательных чертах характера положительные аспекты, приводят примеры

игровые, развивающего обучения

познавательная

5.Упражнение на отработку толерантного отношения «Я- высказывание. Ты - высказывание» 

знакомство с историей возникновения понятия «толерантность», воспитатель читает стихотворение

 Б. Заходера

доклад суворовца, воспитанники делают выводы, высказывают свое мнение

групповые технологии

познавательная, ценностно - смысловая

Рефлексия деятельности

выясняет, что запомнилось, понравилось, чему сегодня научились, корректирует вывод

определяют  правила толерантного общения, подводят итоги игры и занятия

развивающего обучения, групповые

познавательная

Планируемые результаты: воспитание толерантного отношения суворовцев друг к другу, формирование гражданского самосознания, уважения к культуре и традициям многонациональных народов России.

Оборудование: листы и ручки для записей жюри, слайды презентации, ноутбук.

Литература: интернет ресурсы, Е.В. Кривцова, Т.Н. Мартынова «Толерантность личности в системе ценностного самоопределения», Л.Г. Федоренко «Толерантность в общеобразовательной школе».

Ход мероприятия.

I. Организационный момент.

 Педагогические технологии: групповые технологии.

Приветствие. Определение  темы, цели и задачи  мероприятия.

(показ слайдов)

 II. Основная часть.

Выбор жюри. Группа делится на две команды. Выбор капитанов и название команд.

1. Разминка «Знакомство».

Педагогические технологии: игровые, развивающего обучения, групповые. 

Задача кто быстрее построится по следующим параметрам:

А) по цвету глаз (от самого светлого до самого темного)
Б) по алфавиту отчества
В) по размеру ноги
Г) по числу согласных в имени
Д) по росту
Г) по дате рождения;
Е) по численности состава семьи.

Команда, быстрее совершившая построение получает 1 балл.

Подсчет итогов.

Вопросы для обсуждения:

Что помогло быстрее построиться?

Состоялась ли игра, если бы все были одинаковы по цвету глаз, росту и т.д.?

2. Упражнение «Поиск сходства». 

Педагогические технологии: игровые, развивающего обучения, групповые.

Каждая команда должна написать на доске черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

 Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Вопросы для обсуждения:

1. Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
2. Какие факторы влияют на ваши взаимоотношения с людьми?
3. Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
4. Сказываются различия в возрасте на общение людей и почему?

Воспитанники делают вывод. Воспитатель его корректирует.

 О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Люди различны, различна и их культура. Отчуждённость и враждебность в восприятии другой культуры весьма распространённые явления в нашей жизни. Они возникают из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения чужих в привычную обстановку. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

3. Упражнение. Давайте пофантазируем

Педагогические технологии: игровые, развивающего обучения.

Представим себе, что наступит Время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний в т.д.).

1. Каким будет этот мир? Как люди в нём будут жить? 
2. Хорошо или плохо, что мы все разные? 
3. Как жить в мире, где столько разных людей?

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе понимания.

4. Превращаем минусы в плюсы.

Педагогические технологии: игровые, развивающего обучения, групповыею.

Команды получают задание на нахождение в отрицательных чертах характера положительные аспекты. Например, скряга – экономный человек. Команда приводит свои примеры и дает свои противопоставления. Каждый удачный пример оценивается в один балл.

Обсуждение: Что помогает (какие качества личности) видеть в другом человеке положительное и хорошее?

Суворовцы называют данные качества, воспитатель корректирует:

  • Сотрудничество.
  • Готовность мириться с чужим мнением.
  • Уважение человеческого достоинства.
  • Принятие другого таким, какой он есть.
  • Способность поставить себя на место другого уважение права быть иным.
  • Признание многообразия.
  • Признание равенства других.
  • Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

Воспитанники делают вывод. Воспитатель его корректирует.

К сожалению, дух неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда, существовал, и будет существовать, однако надо понимать, что принятие различий между людьми и осознание единства дает возможность легче общаться, приобретать друзей, преодолевать трудности в жизни. Умение понять и принять людей, такими какие они есть, уважение человеческого достоинства – все это проявление толерантности.

Доклад суворовца « Толерантность»:

Понятие «толерантность» связано с именем человека жившего во Франции на рубеже 18-19в., некто Тайлеран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
Термин «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.            
(Просмотр 1-2 слайдов)

Давайте попробуем определить 

правила толерантного общения:

1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.

Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые и больные имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, неповторим и значим. Толерантное отношение позволяет сблизиться с разными людьми, обогатить свой мир и найти новых друзей.
Различия дополняют и обогащают общество. Единство непохожих позволяет справляться со всеми жизненными невзгодами и разделять радость и счастье, единение помогает и в работе и в семейной жизни и в учебе.

5. Упражнение на отработку толерантного отношения. 

Педагогические технологии: групповые технологии.

«Я - высказывание. Ты - высказывание».

Объяснение разницы между «Я - высказыванием. Ты - высказыванием».
Задача каждой команде (один от группы) составить Я – высказывание:

  1. Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.
  2. Твой преподаватель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал контрольную у соседа.
  3. Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.

Обсуждение: Каковы преимущества толерантного общения?

И в заключении я хотела бы прочитать вам стихотворение Бориса Заходера.

Я собака — всего лишь собака! 
В голове у меня — пустота. 
Но другую собаку, однако, 
Никогда не приму за кота! 
Не нужны ни условные знаки. 
Ни слова — потому что чутьем 
Брата кровного в каждой собаке 
Мы и так за версту узнаем! 
Ни порода, ни масть, ни размеры 
С толку нас никогда не собьют: 
Даже крошечные тойтерьеры 
В сенбернарах своих признают... 
Мы вступаем и в драки, и в браки. 
Неизменную веру храня: 
Что бы ни было — все мы собаки. 
Все мы — братья, все мы родня. 
Вы же, умные, вашего брата 
Распознать неспособны никак… 
Сразу видно — чутье слабовато. 
В этом вам далеко до собак. 
Если брат ваш — не вашей масти, 
Разве в этом он виноват? 
Вы же рвете его на части. 
Словно он вам уже и не брат...

Обсуждение: О чем стихотворение? Какова тема этого стихотворения? Какова идея?

III. Заключение. Рефлексия.                                                   (Просмотр 3- слайда)

Педагогические технологии: развивающего обучения, групповые.

Выводы: Человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться и получить профессию и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества.

- Что нового узнали сегодня?

- Что запомнилось больше всего?

Нас сегодня объединила дружба, молодость, будущая  профессия военного и  наше училище! Единство непохожих – так можно определить нашу сегодняшнюю встречу.

Воспитатель 7 учебного курса Лобода Александр Николаевич.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Единство- это сила"

Классный час, посвящен Дню народного единства. Проводится в форме устного журнала....

Социально-значимый проект «ЕДИНСТВО НЕПОХОЖИХ»

Спасение детей от нравственного и духовного оскудения требует постоянного акцента на исторические традиции, использование творческого наследия в гражданском и патриотическом воспитании. Важно не расте...

Методическая разработка открытой площадки «Единство непохожих»

Методическая разработка открытой площадки «Единство непохожих»МАСТЕР-КЛАСС: «ВПЕРЕД К УСПЕХУ»...

Воспитательная программа "Единство непохожих" для 6 класса

Программа воспитательной работы в среднем звене рассчитана на то, чтобы создать благоприятные условия для формирования физически здоровой личности, способной к творческому созиданию. Ребята должны уме...

Классный час на тему «Единство – это сила!» (Устный журнал, посвящённый Дню народного единства), 6 класс

Цели: дать детям представление о событиях Смутного времени начала XVII в.; развивать интерес к изучению истории; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как бескорыстие, самопожер...

Классный час "Единство и солидарность"

Дать представление учащимся о духовном содержании праздника «День народного единства» в его историческом развитии, побудить их к соучастию, к сопереживанию праздника в новых историче...