Театрализация, как средство познания и становления коллектива
проект (5 класс) на тему

Это статья о применении различных видов театрализации для более быстрого узнавания детей, и способностей, что способствует улучшению работы как классного руководителя, а также более плодотворной работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsiya_s_bogatoy_istoriey.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Комашкова Татьяна Валентиновна

Московская область 

Театрализация, как средство познания и становления коллектива

Инновация с богатой историей. Именно так мы можем сказать о театрализации в школе. Общие фразы вы можете найти в интернете, в методической литературе, в журналах, в газетах.  Я хотела бы рассказать, как я работаю над этой проблемой и что у меня из этого вышло.

Перефразируя отрывок из поэмы «Полтава» А.С.Пушкина: «Москва! Как много в этом звуке…», я скажу:

Театр! Как много в этом слове

Для сердца русского сплелось,

Как много в нём отозвалось….

Театр! Это сцена, актёры, костюмы, занавес – особая атмосфера.

Когда мы собираемся в театр, мы думаем о том, какое платье нам надеть, какую обувь подобрать, какую сделать причёску. Мы думаем о духах, бижутерии, маникюре …..

Нас всё это собирает, вдохновляет, дисциплинирует, ВОСПИТЫВАЕТ.

Уже сейчас с уверенностью можно сказать, что мы имеем некоторые результаты ,связанные с нашей театрализованной деятельностью. А раз мы имеем  результаты, значит, данная технология работает.

Воспитательная сторона обучения

раскрывается, по - моему твёрдому

убеждению, прежде всего в том, что,

образно выражаясь, в стройном оркестре

основ наук каждый ученик находит свой

любимый инструмент и свою любимую

мелодию.

В. Сухомлинский

Умение околдовать учеников, увлечь их учебным материалом, преподнести информацию в яркой эмоционально - образной форме - это наибольшее счастье учителя и наивысшее умение его педагогического творчества. С помощью только таких условий можно научить и воспитать, пробудить мысль и формировать чувство, а главное - способствовать становлению и развитию личности.

Л. Выготский, который разделял мысль про родство   педагогики и искусства, говорил, что именно в художественном образе есть «великая сила, которая зажигает чувство, возбуждает волю, поднимает энергию, которая обуславливает и готовит к действию».

Учитель в классе - это режиссёр, и актёр, и автор сценария педагогической пьесы - урока.

Моя роль – роль классного руководителя – создать педагогическое пространство для развития личности ребёнка, обогащения его внутреннего мира.

Когда становишься классным руководителем 5 класса, всегда испытываешь определённый страх.  Всегда волнительно и с опаской мы знакомимся с новым классом. Кто они? Что они могут? Чем интересуются? Насколько отзывчивы? Классный руководитель должен стать для класса наставником, другом, второй мамой… но как их узнать как можно быстрее и точнее, когда их так много? На кого можно опереться? Кто может подвести? Да и родители… Как правильно выстроить отношения с теми, кого в принципе видишь редко, но от кого зависит успешность твоей работы с детьми?

Учитель всегда в поиске, какой путь найти к ученику, чтобы ему было интересно, чтобы он не был безразличен к учёбе, к жизни класса, школы. Когда я взяла очередной пятый  класс, то задумалась, по какому пойти пути, чтобы достичь каких - то успехов в воспитании. Мне вспомнились слова В. Сухомлинского: «В воспитании ребёнка всё имеет своё значение, в том числе и формирование эстетических ценностей, отношение к мастерству и творчеству других, познание мира не только вокруг себя, а и самого себя, познание не только разумом, но и сердцем».

Опираясь на опыт В. Сухомлинского, который сказал: «У детей интерес к знаниям пробуждается лишь тогда, когда их рука, кончики пальцев включаются в творческий труд», - я подумала, что этим творческим трудом для нас  может быть театральное творчество. И я решила в своей воспитательной работе сделать упор на это.

Основной смысл погружения человека с детства в мир Театра (особенно активное погружение - с собственным участием) в том, что в случае грамотного и профессионального руководства подросток может приобрести очень многое:

  • стать свободнее, раскованнее, избежать или скорректировать многие подростковые проблемы, комплексы;
  • научиться общению с людьми, в том числе и малознакомыми;
  • выработать яркое и подвижное воображение, фантазию, развить память (зрительную, образную, эмоциональную);
  • стать внутренне и внешне более пластичным;
  • научиться “видеть” и понимать другого;
  • выработать или скорректировать нравственные критерии, полученные в процессе идентификации с различными персонажами;
  • разработать хорошую дикцию и голос;
  • развить навыки логического и образного мышления.

На мой взгляд, этот список не имеет конечного пункта развития и обогащения подростковой личности.

Часто причиной многих подростковых проблем является низкая самооценка, неприятие себя как полноценной личности из-за наработанного уже отрицательного жизненного опыта.

И напротив, нередко выдвигаются завышенные, нереалистичные притязания, переоцениваются способности. В результате беспочвенная подростковая самоуверенность, которая часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования.

Психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний, побуждающих его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от поставленных целей, даже избегать людей (так как не верит в себя, боится критики и насмешек), либо становится послушным орудием в руках других людей.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в обществе, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребности в самоуважении остаётся нереализованной, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Подросток начинает искать окружение, способное принять его таким, каков он есть (зачастую это асоциальные группировки) или становится жертвой так называемых кураторов таких опасных игр в социальных сетях как «Синий кит», «Тихий Дом», «Разбуди меня в 4.20» и другие.

Чтобы блокировать этот опасный для личности подростка процесс, необходимо создавать ситуации, в которых бы он получал ощутимое доказательство своей социальной и человеческой значимости, ценности, “поверил в себя”. Хорошо, если на его жизненном пути будет то окружение, которое поведёт его вперёд по пути гармоничного духовного и физического развития.

Н. Гоголь по этому поводу сказал так: “Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра”.

Первым нашим испытанием стала подготовка и проведение общешкольного мероприятия День Учителя. Ещё не познав детей, решила начать с элементарного –  со сценок. Причём у каждого была роль. Это дало возможность посмотреть на детей на сцене и дать им почувствовать сцену. Кому-то это понравилось, кто-то чувствовал себя неуютно. Всё это мы выясняли при анализе проведённого мероприятия.

Следующее выступление -  уже более серьёзная постановка – театрализация сказки, посвященной дню Матери. Это уже законченное произведение, со своим смыслом и моралью. Уже дети распределились на оформителей и актёров. Условие же осталось прежним: «Каждый должен внести свою лепту. Выступают не отдельные личности, а 5 класс!». Здесь просто неоценимую поддержку оказали родители (прекрасные костюмы, которые были сшиты специально для выступления, уникальный реквизит также был создан специально для актёров).

Таким образом, я решала многие проблемы:

  1. В подготовке к постановке я могу использовать всех детей в классе (необходимо не только выступать на сцене, но и готовить декорации, костюмы);
  2. Дети проявляют способности, которыми они обладают (кто рисует, кто танцует, играет на музыкальном инструменте, рассказывает стихотворение);
  3. Я, как руководитель, могу наблюдать за раскрытием личностных качеств детей в процессе подготовки к выступлению (стрессовой ситуации, когда эмоции и поведение не контролируются). После первого же выступления с уверенностью можно было назвать «надёжных» детей и тех, которые могут «подвести».
  4. Узнавание и знакомство с родителями, т.к. они активно принимали участие в пошиве костюмов, создании реквизита. Ну и конечно были самыми благодарными зрителями.

Я боялась, что найдутся ребята, которые не проявят интереса к этому, а безразличие - это самое страшное. Но со временем я поняла, что не ошиблась, и мой выбор был правильным.

В итоге, по прошествии половины учебного года, я получила активный класс, который был готов принимать участие во всех конкурсах, которые объявлялись. И практически везде мы имели результаты. Дети не боялись участвовать даже в литературных конкурсах, представлять свои стихотворения и сочинения. Проблема была в другом. Класс разделился на тех, кто на сцене и тех, кто за сценой. С одной стороны это и хорошо, участвуют же все. Но с другой стороны хотелось бы, чтобы дети попробовали себя в чём-то другом. На помощь пришла та же театрализация, но уже другие виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый. Это позволило мне, как классному руководителю

- помочь детям преодолеть детям страх зрителя (т.к. в данных видах театра нет прямого контакта со зрителем),

- задействовать детей, которые плохо запоминают текст или попросту ленятся учить (за ширмой можно использовать шпаргалки),

- дети стали работать над дикцией,

- Ну, конечно же, помощь родителей просто бесценна: один ученик с мамой смастерил настольный театр, другая мама сшила недостающих персонажей для кукольного театра.

Родители всегда интересуются, чем они могут помочь. А для классного руководителя даже просто чувствовать, что он не один в поле воин – это уже очень многое. Да и сами дети, видя, насколько тесно родители общаются с классным руководителем, принимают его, как наставника и доверяют ему. Это ли не цель классного руководства?

Какие же результаты нашей деятельности я могу увидеть сейчас, когда год ещё не завершён. У меня прекрасные дети, которые уверены в себе, не боятся показать себя и свои способности, не боятся участвовать в конкурсах школьных, муниципальных, всероссийских. Они достаточно активны и готовы быть не просто участниками, но и организаторами различных мероприятий; способны генерировать и воплощать различные идеи. А также дети, которые могут переживать и поддерживать даже не свою команду ( на Зарнице группа поддержки, да и сами участники, активно поддерживали участников из другого класса)

Данная система работы позволила снизить срок адаптации детей, которые прибыли к нам в класс в начале и середине года. это доказывают социометрические исследования, которые проводились в классе в сентябре и январе этого учебного года. а также изучение психологического климата в классе в те же сроки.

6Планы и перспективы.

Великий Элберт Хаббард когда-то сказал, что «…цель обучения и воспитания – научить обходиться без учителя и воспитателя». Я шаг за шагом иду к этой цели, выстраивая свою траекторию, единственно верную и оптимальную. На пути еще много нерешенных задач, проблем, неосуществленных планов. Уже сейчас, работая на перспективу, я точно знаю, на что мне нужно обратить особое внимание, над чем серьезно задуматься, как усовершенствовать то, что уже достигнуто.

Во-первых, я продолжу работу по сплочению классного коллектива.

Во-вторых, я постараюсь сохранить положительный микроклимат в классе, формируя и регулируя межличностные отношения.

В-третьих, я постараюсь создать все условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся через вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры.

В-четвёртых, я буду прививать моим воспитанникам любовь к прекрасному через такие формы внеклассной деятельности как экскурсии, посещение театров, выставок, поездки, потому что верю, что «красота спасёт мир»

В-пятых, я стремлюсь к тому, чтобы круг наших общих с родителями мероприятий значительно расширился, чтобы привлечь родителей для организации внеучебной деятельности класса.

В-шестых, я буду стремиться к усовершенствованию самоуправления в классе

. -нельзя терять достигнутый уровень;

- ознакомить детей с другими видами театра (театр теней, театр марионеток);

- продолжать работу с театрализацией;

-организовать выступления не только в школе, но сотрудничать с детсткими садами и возможно другими школами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Доклад, представленный на IV Августовских педагогических чтениях "От компетентного учителя к компетентному ученику"...

Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива

Теоретическое обоснование основной идеи педагогического опыта.          Тема: «Воспитание дисциплинированности у  школьников, как фактор становл...

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке

Театрализация как средство повышения мотивации при обучении английскому языку. Сценарий сказки "Репка" на английском языке ...

Метод театрализации как средство повышения мотивации к предмету и развития креативных способностей учащихся на уроках литературы

Литература, являясь частью художественной культуры, находится в постоянном и сложном взаимодействии с другими видами искусства. Следовательно, обратившись на уроках литературы к одному из путей и...

Становление коллектива пятиклассников

В методической работе рассматриваются проблемы адаптации и становления коллектива пятиклассников...

Театрализация как средство снятия языкового барьера на уроках английского языка

Доклад: что такое театрализаци  и как она влияет на учащихся...

Театрализация как средство развития творческих способностей школьников. Виды театрализации.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмо...