Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива
статья по теме
Теоретическое обоснование основной идеи педагогического опыта.
Тема: «Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива».
Все учителя, классные руководители, воспитатели в школе с первого по выпускной класс, молодые и опытные, обязательно сталкиваются с проблемами дисциплины, которые доставляют немало хлопот. И чаще всего классному руководителю приходится разбираться во всех правонарушениях, как на уроке, так и во внеучебное время. Из года в год проблема усугубляется, так как работа по формированию дисциплинированности школьника ослабляется и идет самотеком. Многие учителя не осознают до конца ее нравственный характер.
Существует проблема путей формирования дисциплинированности на уроке, выражающаяся в противоречии между тем, что мы хотим создать коллектив единомышленников и тем, что учащиеся не готовы влиться в этот коллектив, что крайне необходимо для успешного решения поставленной проблемы и развития благоприятного климата в учебном процессе.
Поэтому тему исследования можно сформулировать так:
«Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива».
Замысел состоит в разработке модели работы с ученическим коллективом по воспитанию дисциплинированности, результаты внедрения которой явились бы эффективным фактором становления коллектива.
Цель работы: теоретическое обоснование и апробация по воспитанию дисциплинированности.
В соответствии с идеями исследования были поставлены следующие задачи:
1. изучить научно-методическую литературу по проблемам формирования дисциплинированности и проблемам организации совместной деятельности классного руководителя и учащихся; провести анализ состояния проблем.
2. Разработать модель совместной деятельности классного руководителя и учащихся.
3. Провести апробацию разработанной модели в своем классе.
4. Определить эффективность использования данной модели в воспитательном процессе.
5. Обобщить полученные результаты.
Гипотеза исследования: процесс воспитания дисциплинированности у школьников будет успешным, если:
· Будут созданы благоприятные условия для развития отношений между классным руководителем и учениками;
· Четко отлажена работа с родителями;
· Включены в совместную деятельность педагоги и учащиеся во внеклассной работе;
· Правильно составлен Школьный План Деятельности.
Существуют три разных подхода классных руководителей к воспитанию дисциплинированности у школьников.
1. «Руки прочь» - это педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода. Считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать и принимать правильные решения.
2. Подход «твердой руки» - когда педагоги видят, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия – угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, то я…».
3. Этот подход можно назвать « возьмемся за руки». Такие учителя берут на себя роль лидера, каждый раз подталкивающая ученика к необходимости осознанного выбора. Они включают учеников в процесс установления правил, их программа дисциплины строится на позитивных взаимодействиях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.
Анализ высказанных ими выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы:
1. Распознать истинную цель поступка;
2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.
Учитывая особенности сформированных выше положений, мною конкретизированы некоторые из них.
Склоняясь к третьему подходу для решения данной проблемы необходимо составить Школьный План Деятельности.
1. Наблюдение и объективное описание поведения проблемных учеников.
2. Обнаружение скрытой цели нарушений поведения.
3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.
4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.
5. Включение коллег-педагогов и родителей в реализацию Школьного Плана Деятельности.
Изучение практики и результатов внедрения Школьного Плана Деятельности подтвердило эффективность выбранного пути решения проблемы. Такой план, специально сконструированный помогает учителю общаться с учеником с проблемами в поведении.
В результате выигрывает только учитель, на их место приходит удовлетворение от творческого и успешного профессионального дела.
Выигрывают и сами ученики. Когда в классе «базар», такая атмосфера не способствует учению и умственному развитию.
Таким образом, для формирования дисциплинированности школьников классный руководитель, по-моему, мнению, должен быть профессионалом, владеющим четкой организацией деятельности всех учащихся на основе гуманистического стиля общения. Сильный педагог – улыбающийся педагог. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Необходимо демонстрировать уважение к учащимся, не реагировать бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечания.
Результатом проведенной работы можно считать:
1. Сплоченность коллектива.
2. Повышение качества обучения.
3. Четко отлажена организация дежурства.
4. Активное участие во внеклассных мероприятиях.
5. Реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся.
Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают дисциплинированность. Умение учителя держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях – хороший образец для невольного, а порой и для сознательного подражания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_disciplinirovannosti.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Теоретическое обоснование основной идеи педагогического опыта.
Тема: «Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива».
Все учителя, классные руководители, воспитатели в школе с первого по выпускной класс, молодые и опытные, обязательно сталкиваются с проблемами дисциплины, которые доставляют немало хлопот. И чаще всего классному руководителю приходится разбираться во всех правонарушениях, как на уроке, так и во внеучебное время. Из года в год проблема усугубляется, так как работа по формированию дисциплинированности школьника ослабляется и идет самотеком. Многие учителя не осознают до конца ее нравственный характер.
Существует проблема путей формирования дисциплинированности на уроке, выражающаяся в противоречии между тем, что мы хотим создать коллектив единомышленников и тем, что учащиеся не готовы влиться в этот коллектив, что крайне необходимо для успешного решения поставленной проблемы и развития благоприятного климата в учебном процессе.
Поэтому тему исследования можно сформулировать так:
«Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива».
Замысел состоит в разработке модели работы с ученическим коллективом по воспитанию дисциплинированности, результаты внедрения которой явились бы эффективным фактором становления коллектива.
Цель работы: теоретическое обоснование и апробация по воспитанию дисциплинированности.
В соответствии с идеями исследования были поставлены следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу по проблемам формирования дисциплинированности и проблемам организации совместной деятельности классного руководителя и учащихся; провести анализ состояния проблем.
- Разработать модель совместной деятельности классного руководителя и учащихся.
- Провести апробацию разработанной модели в своем классе.
- Определить эффективность использования данной модели в воспитательном процессе.
- Обобщить полученные результаты.
Гипотеза исследования: процесс воспитания дисциплинированности у школьников будет успешным, если:
- Будут созданы благоприятные условия для развития отношений между классным руководителем и учениками;
- Четко отлажена работа с родителями;
- Включены в совместную деятельность педагоги и учащиеся во внеклассной работе;
- Правильно составлен Школьный План Деятельности.
Существуют три разных подхода классных руководителей к воспитанию дисциплинированности у школьников.
- «Руки прочь» - это педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода. Считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать и принимать правильные решения.
- Подход «твердой руки» - когда педагоги видят, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия – угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, то я…».
- Этот подход можно назвать « возьмемся за руки». Такие учителя берут на себя роль лидера, каждый раз подталкивающая ученика к необходимости осознанного выбора. Они включают учеников в процесс установления правил, их программа дисциплины строится на позитивных взаимодействиях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.
Анализ высказанных ими выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы:
- Распознать истинную цель поступка;
- В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
- Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.
Учитывая особенности сформированных выше положений, мною конкретизированы некоторые из них.
Склоняясь к третьему подходу для решения данной проблемы необходимо составить Школьный План Деятельности.
- Наблюдение и объективное описание поведения проблемных учеников.
- Обнаружение скрытой цели нарушений поведения.
- Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.
- Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.
- Включение коллег-педагогов и родителей в реализацию Школьного Плана Деятельности.
Изучение практики и результатов внедрения Школьного Плана Деятельности подтвердило эффективность выбранного пути решения проблемы. Такой план, специально сконструированный помогает учителю общаться с учеником с проблемами в поведении.
В результате выигрывает только учитель, на их место приходит удовлетворение от творческого и успешного профессионального дела.
Выигрывают и сами ученики. Когда в классе «базар», такая атмосфера не способствует учению и умственному развитию.
Таким образом, для формирования дисциплинированности школьников классный руководитель, по-моему, мнению, должен быть профессионалом, владеющим четкой организацией деятельности всех учащихся на основе гуманистического стиля общения. Сильный педагог – улыбающийся педагог. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Необходимо демонстрировать уважение к учащимся, не реагировать бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечания.
Результатом проведенной работы можно считать:
- Сплоченность коллектива.
- Повышение качества обучения.
- Четко отлажена организация дежурства.
- Активное участие во внеклассных мероприятиях.
- Реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся.
Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают дисциплинированность. Умение учителя держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях – хороший образец для невольного, а порой и для сознательного подражания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Становление проблемы воспитания музыкальной культуры школьников.
Возможное применение музыкально-рациональной психотерапии для детей с психофизиологическими отклонениями....
Экологическое воспитание как фактор становления личности
Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологичес...
Инклюзивное воспитание и образование школьников с ОВЗ. Практика работы педагогического коллектива.
Статья описывает практику работы педагогического коллектива – учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по интеграции детей с ОВЗ. Особенность работы нашего образовательного ...
«Личностно – ориентированное воспитание школьников». Изучение личности классного коллектива.
Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная работу с детским коллективом, мне приходилось уделять большое внимание подбору диагностических метод...
Нравственное воспитание школьников как фактор эффективной реабилитации и социальной адаптации воспитанников
Доклад на педагогическом совете...
Формирование исторического сознания посредством мировоззренческого диалога как фактор становления российской идентичности школьника.
Статья о важности диалога в процессе формирования личности школьников, а также их гражданской идентичности. Чтобы научить ребенка говорить, сначала необходимо заставить его мыслить. И без диалога здес...
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в процессе изучения творчества композиторов Кубани.
Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в проц...