Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива
статья по теме

Локотькова Наталья Николаевна

 

Теоретическое обоснование основной идеи педагогического опыта.

 

         Тема: «Воспитание дисциплинированности у  школьников, как фактор становления коллектива».

         Все учителя, классные руководители, воспитатели в школе с первого по выпускной класс, молодые и опытные, обязательно сталкиваются с проблемами дисциплины, которые доставляют немало хлопот. И чаще всего классному руководителю приходится разбираться во всех правонарушениях, как на уроке, так и во внеучебное время. Из года в год проблема усугубляется, так как работа по формированию дисциплинированности школьника ослабляется и идет самотеком. Многие учителя не осознают до конца ее нравственный характер.

         Существует проблема путей формирования дисциплинированности на уроке, выражающаяся в противоречии между тем, что мы хотим создать коллектив единомышленников и тем, что учащиеся не готовы влиться в этот коллектив, что крайне необходимо для успешного решения поставленной проблемы и развития благоприятного климата в учебном процессе.

         Поэтому тему исследования можно сформулировать так:

«Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива».

         Замысел состоит в разработке модели работы с ученическим коллективом по воспитанию дисциплинированности, результаты внедрения которой явились бы эффективным фактором становления коллектива.

         Цель работы: теоретическое обоснование и апробация по воспитанию дисциплинированности.

         В соответствии с идеями исследования были поставлены следующие задачи:

1.     изучить научно-методическую литературу по проблемам формирования дисциплинированности и проблемам организации совместной деятельности классного руководителя и учащихся; провести анализ состояния проблем.

2.     Разработать модель совместной деятельности классного руководителя и учащихся.

3.     Провести апробацию разработанной модели в своем классе.

4.     Определить эффективность использования данной модели в воспитательном процессе.

5.     Обобщить полученные результаты.

Гипотеза исследования: процесс воспитания дисциплинированности у школьников будет успешным, если:

·        Будут созданы благоприятные условия для развития отношений между классным руководителем и учениками;

·        Четко отлажена работа с родителями;

·        Включены в совместную деятельность педагоги и учащиеся во внеклассной работе;

·        Правильно составлен Школьный План Деятельности.

Существуют три разных подхода классных руководителей к воспитанию дисциплинированности у школьников.

1.     «Руки прочь» - это педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода. Считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать и принимать правильные решения.

2.     Подход «твердой руки» - когда педагоги видят, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия – угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, то я…».

3.     Этот подход можно назвать « возьмемся за руки». Такие учителя берут на себя роль лидера, каждый раз подталкивающая ученика к необходимости осознанного выбора. Они включают учеников в процесс установления правил, их программа дисциплины строится на позитивных взаимодействиях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Анализ высказанных ими выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы:

1.     Распознать истинную цель поступка;

2.     В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;

3.     Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.

Учитывая особенности сформированных выше положений, мною конкретизированы некоторые из них.

Склоняясь к третьему подходу для решения данной проблемы необходимо составить Школьный План Деятельности.

1.     Наблюдение и объективное описание поведения проблемных учеников.

2.     Обнаружение скрытой цели нарушений поведения.

3.     Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.

4.     Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.

5.     Включение коллег-педагогов и родителей в реализацию Школьного Плана Деятельности.

Изучение практики и результатов внедрения Школьного Плана Деятельности подтвердило эффективность выбранного пути решения проблемы. Такой план, специально сконструированный помогает учителю общаться с учеником с проблемами в поведении.

         В результате выигрывает только учитель, на их место приходит удовлетворение от творческого и успешного профессионального дела.

         Выигрывают и сами ученики. Когда в классе «базар», такая атмосфера не способствует учению и умственному развитию.

         Таким образом, для формирования дисциплинированности школьников классный руководитель, по-моему, мнению, должен быть профессионалом, владеющим четкой организацией деятельности всех учащихся на основе гуманистического стиля общения. Сильный педагог – улыбающийся педагог. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Необходимо демонстрировать уважение к учащимся, не реагировать бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечания.

 Результатом проведенной работы можно считать:

1.     Сплоченность коллектива.

2.     Повышение качества обучения.

3.     Четко отлажена организация дежурства.

4.     Активное участие во внеклассных мероприятиях.

5.     Реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся.

Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают дисциплинированность. Умение учителя держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях – хороший образец для невольного, а порой и для сознательного подражания.

        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_disciplinirovannosti.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретическое обоснование основной идеи педагогического опыта.

        Тема: «Воспитание дисциплинированности у  школьников, как фактор становления коллектива».

        Все учителя, классные руководители, воспитатели в школе с первого по выпускной класс, молодые и опытные, обязательно сталкиваются с проблемами дисциплины, которые доставляют немало хлопот. И чаще всего классному руководителю приходится разбираться во всех правонарушениях, как на уроке, так и во внеучебное время. Из года в год проблема усугубляется, так как работа по формированию дисциплинированности школьника ослабляется и идет самотеком. Многие учителя не осознают до конца ее нравственный характер.

        Существует проблема путей формирования дисциплинированности на уроке, выражающаяся в противоречии между тем, что мы хотим создать коллектив единомышленников и тем, что учащиеся не готовы влиться в этот коллектив, что крайне необходимо для успешного решения поставленной проблемы и развития благоприятного климата в учебном процессе.

        Поэтому тему исследования можно сформулировать так:

«Воспитание дисциплинированности у школьников, как фактор становления коллектива».

        Замысел состоит в разработке модели работы с ученическим коллективом по воспитанию дисциплинированности, результаты внедрения которой явились бы эффективным фактором становления коллектива.

        Цель работы: теоретическое обоснование и апробация по воспитанию дисциплинированности.

        В соответствии с идеями исследования были поставлены следующие задачи:

  1. изучить научно-методическую литературу по проблемам формирования дисциплинированности и проблемам организации совместной деятельности классного руководителя и учащихся; провести анализ состояния проблем.
  2. Разработать модель совместной деятельности классного руководителя и учащихся.
  3. Провести апробацию разработанной модели в своем классе.
  4. Определить эффективность использования данной модели в воспитательном процессе.
  5. Обобщить полученные результаты.

Гипотеза исследования: процесс воспитания дисциплинированности у школьников будет успешным, если:

  1. Будут созданы благоприятные условия для развития отношений между классным руководителем и учениками;
  2. Четко отлажена работа с родителями;
  3. Включены в совместную деятельность педагоги и учащиеся во внеклассной работе;
  4. Правильно составлен Школьный План Деятельности.

Существуют три разных подхода классных руководителей к воспитанию дисциплинированности у школьников.

  1. «Руки прочь» - это педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода. Считают, что молодые люди сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать и принимать правильные решения.
  2. Подход «твердой руки» - когда педагоги видят, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания: они требуют, командуют, направляют. Основные методы воздействия – угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, то я…».
  3. Этот подход можно назвать « возьмемся за руки». Такие учителя берут на себя роль лидера, каждый раз подталкивающая ученика к необходимости осознанного выбора. Они включают учеников в процесс установления правил, их программа дисциплины строится на позитивных взаимодействиях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.

Анализ высказанных ими выше теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих особую значимость для обоснования и практической проверки выдвинутой гипотезы:

  1. Распознать истинную цель поступка;
  2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку;
  3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных поступков у этого ученика в будущем.

Учитывая особенности сформированных выше положений, мною конкретизированы некоторые из них.

Склоняясь к третьему подходу для решения данной проблемы необходимо составить Школьный План Деятельности.

  1. Наблюдение и объективное описание поведения проблемных учеников.
  2. Обнаружение скрытой цели нарушений поведения.
  3. Выбор техники педагогического вмешательства для экстренного прекращения «выходки» на уроке.
  4. Разработка стратегии и тактики поддержки ученика для повышения его самоуважения.
  5. Включение коллег-педагогов и родителей в реализацию Школьного Плана Деятельности.

Изучение практики и результатов внедрения Школьного Плана Деятельности подтвердило эффективность выбранного пути решения проблемы. Такой план, специально сконструированный помогает учителю общаться с учеником с проблемами в поведении.

        В результате выигрывает только учитель, на их место приходит удовлетворение от творческого и успешного профессионального дела.

        Выигрывают и сами ученики. Когда в классе «базар», такая атмосфера не способствует учению и умственному развитию.

        Таким образом, для формирования дисциплинированности школьников классный руководитель, по-моему, мнению, должен быть профессионалом, владеющим четкой организацией деятельности всех учащихся на основе гуманистического стиля общения. Сильный педагог – улыбающийся педагог. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Необходимо демонстрировать уважение к учащимся, не реагировать бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечания.

 Результатом проведенной работы можно считать:

  1. Сплоченность коллектива.
  2. Повышение качества обучения.
  3. Четко отлажена организация дежурства.
  4. Активное участие во внеклассных мероприятиях.
  5. Реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся.

Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают дисциплинированность. Умение учителя держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях – хороший образец для невольного, а порой и для сознательного подражания.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление проблемы воспитания музыкальной культуры школьников.

Возможное применение музыкально-рациональной психотерапии для детей с психофизиологическими отклонениями....

Экологическое воспитание как фактор становления личности

Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое  воспитание школьников. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологичес...

Инклюзивное воспитание и образование школьников с ОВЗ. Практика работы педагогического коллектива.

Статья описывает практику работы педагогического коллектива – учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования по интеграции детей с ОВЗ. Особенность работы нашего образовательного ...

«Личностно – ориентированное воспитание школьников». Изучение личности классного коллектива.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать  его во всех отношениях. Начиная работу с детским коллективом, мне приходилось уделять большое внимание подбору диагностических метод...

Формирование исторического сознания посредством мировоззренческого диалога как фактор становления российской идентичности школьника.

Статья о важности диалога в процессе формирования личности школьников, а также их гражданской идентичности. Чтобы научить ребенка говорить, сначала необходимо заставить его мыслить. И без диалога здес...

Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в процессе изучения творчества композиторов Кубани.

Статьи, входящие в список ВАК РФ: региональный компонент на уроке музыки как фактор становления жизненного и  музыкального опыта школьников. 2.формирование социальной активности подростков в проц...