Метод театрализации как средство повышения мотивации к предмету и развития креативных способностей учащихся на уроках литературы
статья по литературе по теме
Литература, являясь частью художественной культуры, находится в постоянном и сложном взаимодействии с другими видами искусства. Следовательно, обратившись на уроках литературы к одному из путей интерпретации художественного слова – театрализации эпических произведений ─ можно достичь осмысления текста посредством другого вида искусства. Одним из эффективных средств развития творчества на уроках литературы является театрализация. Театрализация способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также повышает интерес учащихся к предмету.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рязанцева Ирина Валериевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
МКО СОШ № 4 г.Куйбышев НСО
Метод театрализации как средство повышения мотивации к предмету и развития креативных способностей учащихся на уроках литературы
Преподавание любого предмета нельзя строить по антипедагогической формуле «заучи – повтори – перескажи », а такой подход к литературе прямо таки абсурден, потому что литература в школе, прежде всего единственный предмет личного мышления. Поэтому формирование интереса к изучаемому предмету - одна из важнейших составных частей обучения. Известно, что интерес к учебной деятельности подростка резко возрастает, если он включен в игровую ситуацию. В игре ребёнок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Игра – мощнейшая сфера «самости»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества и творческие способности.
Совершенствование всей системы образования также направлено на формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях. Осуществить эти задачи можно, лишь постоянно улучшая, обогащая, совершенствуя уроки. Конечно, и в прошлом, и в наше время урок остаётся в центре внимания. Необходимо показать неограниченность возможностей, которые заключает в себе каждый урок приобщения к словесному творчеству. Хотелось бы, чтобы этот урок словесности являлся светлым промежутком на тусклом фоне обязательной школьной рутины. В связи с этим в процессе обучения предмету современному учителю необходимо свободно владеть в педагогической практике современными образовательными технологиями.
Одна из главных задач учителя вместить всё это в урок, наладить эмоциональный контакт с детьми, воспитать в них духовную, интеллектуальную культуры, развить их природные задатки.
Таким образом, физиологические и психологические особенности подростков, личностное ориентирование – благодатная почва для развития творческих способностей и привития интереса учащимся к урокам литературы. Осуществить это пытаюсь через театрализацию на уроках и во внеурочной деятельности.
Почему именно театр?
- театр - искусство синтетическое, где задействованы разные творческие профессии;
- это всегда интересно, это праздник для детей;
- в системе общественной жизни театр можно рассматривать как средство эстетического воспитания учащихся;
- через сопереживание чужой жизни ребёнок познаёт себя, устанавливая общность «я» и «мы»;
- посредством многих упражнений снимается напряжённость, создаётся естественная речевая среда, что способствует общему развитию языка, интонационной выразительности речи;
- изображая кого-то, учащиеся непроизвольно узнают о тех, кого изображают, тем самым развивается познавательный интерес;
- театр является моделью творческого общения.
Театрализация хороша ещё и тем, что стремление к превращениям свойственно детям, как свойственно оно творческим личностям всех возрастов. Театрализация - это одна из форм обучения по эмоционально – образной системе. Для убедительности этой проблемы хочется напомнить древнюю методическую мудрость:
Услышать – значит забыть,
Услышать и увидеть - значит запомнить,
Услышать, увидеть и повторить самому - значит запомнить уже надолго.
Конечно, полное представление о таких уроках трудно получить в их словесном изложении, так как главное их достоинство – наглядность.
Больше всего ребят привлекает инсценирование, когда учащиеся «перевоплощаются» в героев, с которыми знакомятся, изучая то или иное произведение. Но инсценирование - это не единственный метод, используемый на уроках литературы. Это может быть:
- чтение по ролям;
- игра на воображение «Я – это он»;
- написание сценариев по любому отрывку из произведения;
- сценарий в рисунках;
- декорации к произведению или отдельной главе;
- театр одного актёра;
- одень героя (ребята рисуют героя, подбирая наряд, соответствующий эпохе, событиям, характеру.)
Так при изучении басен И.А. Крылова использовали инсценирование, театр одного актёра (чтение басни одним учащимся в лицах); знакомясь с биографией А.С. Пушкина, применили игру на воображение «Я - это он», «Арина Родионовна рассказывает…». При знакомстве с философской пьесой-сказкой М. Метерлинка «Синяя птица» использовали несколько видов работы: чтение по ролям, декорации к спектаклю, одень героев.
Сложилась система: от урока к качественным знаниям по литературе, к желанию выбирать и сдавать экзамен по литературе, к участию в школьных конкурсах, олимпиадах и конференциях, к выходу на большую сцену, т.е. от урочной деятельности к внеклассной, от внеклассной к внешкольной.
Благодаря внедрению данной технологии увеличилось количество и качество участия ребят в творческих конкурсах (от муниципального до международного уровня).
В конечном итоге цель применения данной технологии не вырастить артиста для большой сцены, а развить у ребят их креативные способности, эстетическое восприятие, гражданскую и нравственную позицию, посредством упражнений снять напряжённость, создать естественную речевую среду и построить личную модель творческого общения через театрализацию на уроках литературы.
Использование метода театрализации позволяет и учителю совершенствовать свою педагогическую технику: умение управлять собой, своими эмоциями, голосом, способами воздействия на личность, совершенствовать свои режиссёрские умения. Театрализация, драматизация и ролевая игра могут стать спасением для потерянных и растерявшихся душ детей. Названные методы – это глоток свежего воздуха, луч света в тёмном царстве академической школы.
Используя перечисленные методы воздействия театрализации, происходит так называемое «выращивание» в ученике его истинного «я». И тогда учителю можно уже не сомневаться, что ученик, который ушёл с урока с гордостью за себя, с нетерпением будет ждать урока следующего, чтобы ещё раз пережить ни с чем не сравнимую радость победы над самим собой. Успех – самый лучший воспитатель, ибо он даёт главное: уверенность в собственной силе и самого себя.
Библиографический список
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С.Выготский. – М. – 1991.
- Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология / П.М.Ершов. – М.: Искусство. –1972.
- Зепалова, Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя /Т.С. Зепалова. – М. – 1982.
- Любинский, И.Л. Театр для детей/ И.Л.Любинский. – М.: Детская литература. – 1965.
- Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников / Э.Г. Чурилова.– М.: ВЛАДОС. – 2004.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы
В статье раскрываются возможности использования театрализации для развития творческих способностей учащихся на уроках литературы....
Статья "Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы"
В статье представлены некоторые виды творческих работ учащихся на уроках литературы, которые позволяют активизировать познавательную деятельность старшеклассников, повысить их интерес к изучаемы...
К вопросу о развитии творческих способностей учащихся на уроках литературы
Редактор Г. И. Петрова - профессор, доктор философских наук....
Информационно-коммуникационные технологии как средство развития креативных способностей учащихся на уроках математики
(из опыта работы)...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Методы работы с учащимися по развитию творческих способностей на уроках литературы....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через применение технологии проблемного обучения
В статье дан анализ применения педагогической технологии проблемного обучения, методов и приемов, направленных на развитие творческих качеств учащегося...
Развитие креативных способностей учащихся на уроках и во внеурочное время
Материал содержит обобщение опыта по даннной теме, примеры творческих заданий для учащихся....