Классный час "Проблема списывания" 5-6 класс
классный час (5, 6 класс) на тему

Разработка классного часа с использованием технологий критического мышления "Шесть Шляп Мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spisyvanie.doc36 КБ
Office presentation icon 6_shlap.ppt119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час с использованием ТРКМ «6 шляп мышления».

Тема: Списывание.

Задачи:

  1. Учить работать в группах.
  2. Учить эффективно управлять своим мышлением.
  3. Учить преодолевать беспорядочность, стихийность течения мыслей.
  4. Показать, как в нужных ситуациях отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов.
  5. Воспитывать отрицательное отношение к списыванию.

Ход классного часа.

  1. Постановка проблемы. (Списывание имеет место на уроках и дома).
  2. Организационный момент. Класс делится на 6 групп по цветам шляп.
  3. Объяснение правил обсуждения проблемы. (см. презентацию)
  4. Дети получают задания:
  • Группа белых шляп. Дети выбирают наиболее интересные факты об отношении к списыванию в разных странах.
  • Группа жёлтых шляп. Дети должны записать положительные стороны списывания.
  • Группа чёрных шляп. Дети должны записать отрицательные стороны списывания.
  • Группа красных шляп. Дети готовят эмоциональные высказывания по данному вопросу.
  • Группа зелёных шляп. Дети разрабатывают необычное решение данной проблемы.
  • Группа синих шляп. Дети слушают высказывания остальных групп и обобщают услышанное. Синюю шляпу может «надеть» и учитель, чтобы руководить ходом обсуждения и подвести итоги. Можно предложить группе «синих шляп» оформить результаты обсуждения в виде презентации к следующему классному часу.

На выполнение заданий отводится 10-15 минут, затем дети высказываются в предложенном порядке, учитель подводит итоги.

Информация для группы «белых шляп».

По результатам международного теста PIRLS, который проводится для измерения навыков чтения у учеников, закончивших начальную школу, Россия находится в мировых лидерах, регулярно занимая верхние строчки рейтинга. А другой международный тест, PISA, ставит 15-летних школьников из России уже значительно ниже среднего по ОЭСР. Если предположить, что оба теста достаточно точно измеряют уровень знаний, можно сделать заключение, что после окончания начальной школы происходит явный провал в образовании российских школьников.

Вполне вероятно, что одной из причин этого провала является чудовищная по масштабам проблема списывания. И достигает значительных масштабов она как раз в средней школе. Привыкнув списывать, молодое поколение продолжает заниматься этим до окончания образования, включая университеты и колледжи.

В более развитых странах в школах и университетах списывание жестко наказывается. В Нидерландах за попытку списать на экзамене студент сразу отчисляется из университета, а не отправляется на пересдачу или получает штраф в виде сниженной оценки. Кроме того, в том числе в школе и университете студенты знакомятся с культурой, порицающей обман и воровство. Ведь списывание является обманом преподавателей, родителей и одноклассников, а также кражей рейтинга: благодаря списыванию двоечники становятся троечниками, троечники – хорошистами и т. д. Постепенно культура и институты берут свое, в результате чего большинство учеников приучается честно конкурировать за места в школьных и университетских рейтингах, конвертируя за счет усилий и способностей полученную на уроках и из учебников информацию в способность решать теоретические и прикладные задачи. Сами ученики начинают воспринимать списывание фактически как подобие игры с нулевой суммой: оно обесценивает высокие оценки, отчего страдают способные и усердные, и, напротив, завышает баллы посредственных учеников. Поэтому со временем в наказании за списывание начинают принимать участие и сами ученики, в том числе сообщая преподавателям об эпизодах списывания и меняя свое отношение к одноклассникам, замеченным в нарушении правил.

В России в школах и университетах не существует устойчивых эффективных институтов, сдерживающих списывание. Нет у нас и культуры, порицающей нарушение правил. Напротив, многие учителя и преподаватели пассивно поддерживают списывание, полагая, что если школьник или студент сделал шпаргалку, то он хотя бы что-то выучил

Регулярное списывание лишь на первый взгляд кажется безобидной чертой юности. В результате различий в возможностях списывания, которые допускают образовательные системы, в разных странах формируются совершенно разные когорты выпускников. Те, кто привык списывать, разумеется, знают намного меньше тех, кто честно сдавал сложные экзамены. Это неизбежно сказывается на разнице в профессионализме врачей, инженеров, конструкторов или архитекторов. Кроме того, одни люди привыкают добиваться должностей и доходов за счет тяжелого труда и образования, в то время как другие полагают, что, как и путь к диплому, дорога к благосостоянию может быть сравнительно проста. А быстрых результатов можно также добиться за счет «списывания». Только во взрослом состоянии списывание приобретает другие, гораздо менее безобидные формы. Например, мошенничества и коррупции.

В Англии недавно встречался с детьми из России, которые учатся в тамошних колледжах. Первое, к чему им пришлось привыкать (с трудом, кстати), - не списывать. Там списывание - самый страшный проступок.

- Если увидят, что я списываю, из колледжа тут же исключат, - рассказывала мне девушка Настя из Оренбурга.

- Даже несмотря на то что родители платят за тебе очень немалую сумму?

- А это уже значения не имеет.

Обращаясь к опыту современных сверхдержав, мы видим, что законодательство КНР карает тех, кто поддался соблазну списать во время экзаменов, такой «драконовской» мерой, как пожизненный запрет на получение высшего образования.

В школах США выявляют соответствующих нарушителей, поощряя практику доносов на воров результатов чужого интеллектуального труда. Для американцев списал – значит, украл, покушаясь занять в перспективе чужие места в вузе, в профессии, в социальной иерархии, которые ты не заслужил ни по способностям, ни по труду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Качество мышления – основной ресурс успешности» «В способности думать заключена основа человеческой деятельности»

Слайд 2

Белая шляпа Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Слайд 3

Жёлтая шляпа Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Слайд 4

Чёрная шляпа Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Слайд 5

Красная шляпа Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Слайд 6

Зелёная шляпа Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Слайд 7

Синяя шляпа Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хроника событий третьей четверти (Отчёт-эссе учителя математики 6А,7Б,7В, 8А классов, классного руководителя 8А класса Тахтараковой В.А.)

Закончилась ещё одна учебная четверть. Самая длинная и тяжёлая. По итогам этой четверти 12 ребят стали ударниками учёбы....

План воспитательной работы с классным коллективом 5 класса на 2012 – 2013 учебный год Классный руководитель: Иванова Л.А.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:    Цели и задачи воспитательной работы.  Цель:      Воспитание Человека и Гражданина на основе нравств...

классный час "Дружный класс - без агрессии" для учащихся 7-8 классов

Классный час, в котором есть и теория, и групповая игра, и тренинг, и самое главное, - осмысленный ребятами итог. Предложенный вариант - результ совместной работы ребят и классного руководителя. Для п...

Портфолио классного руководителя 5 класса. План воспитательной работы в 5 классе.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ1. Общие положения.     1.1. Классный руководитель  является работником общеобразовательного учреждения БОУ СМР «Коробицынск...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...

Методические рекомендации к проведению КСР по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по профессиональному модулю 03.Классное руководство МДК 03.01. Теоретические и метод...

Классный час на тему "А классный ли наш класс?"

Представляю вашему вниманию свою разработку классного часа. Тема классного часа ("Классный ли наш класс") является очень актуальной как для учащихся 5 класса, которые только начинают свой путь в средн...