классный час "Дружный класс - без агрессии" для учащихся 7-8 классов
классный час (7 класс) на тему
Классный час, в котором есть и теория, и групповая игра, и тренинг, и самое главное, - осмысленный ребятами итог. Предложенный вариант - результ совместной работы ребят и классного руководителя. Для проведения этого классного часа необходима предварительная работа - анкетирование учащихся, анализ ответов, подбор информации - этот этап самый интересный. Он включает ребят в процесс обсуждения, и они сами отвечают на вопрос "Что (кто) может сделать любой классный коллектив дружным?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_druzhnyy_klass_bez_agressii.rar | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
КЛАССНЫЙ ЧАС: «Дружный класс. Без агрессии»
Подготовительный этап:
1.Анкетирование учащихся класса (анкета в приложении №1);
2.Информация по теме классного часа из разных источников (статьи в журналах, из словарей, энциклопедий и т.д.);
3.Материал в виде таблицы «Как отличить игру от агрессивного поведения» для работы в группах;
4.Заготовки для итогового плаката «Правила поведения в нашем классе» (приложение №3);
5.На доске: тема классного часа и информация по видам агрессии;
6.Дла проведения игрового тренинга «Найди себе подобного» надо: булавки, заготовки из цветной бумаги в виде «ромашек», «божьих коровок», «яблочек» по несколько штук, а также «тучки» и «елочки» по одной штуке для отдельных ребят;
7.Пропущенные слова из стихотворения, которые раздаются ребятам при работе с ним (приложение № 2);
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
1.Педагог зачитывает ситуации (можно распределить между ребятами);
Разбор ситуаций с помощью наводящих вопросов;
2.Анализ анкет (проводят подготовленные ребята);
3.Информация по теме (определения, виды агрессии и т.д.);
4.Игровой тренинг «Найди себе подобного»;
5.Педагог зачитывает стихотворение, ребята должны предложить слова в конце фразы (слова на листках заготовлены и раздаются заранее);
6.Предлагается ребятам, работая в группах, заполнить табличку «Как отличить игру от агрессивного поведения»; а также проводится анализ пословиц;
7.Выработка правил поведения в нашем классе (на плакат, расположенный на доске, крепятся правила, что можно и что нельзя в нашем классе).
Ситуации для размышления
1.»В одной школе мальчишки из 6 класса обзывают и бьют одноклассника, который не умеет и не любит драться. Его фамилия им кажется смешной - они коверкают ее, придумывая обидные прозвища. Мальчишкам нравится чувствовать себя «сильными». Они думают, что драки и насмешки – это просто игра; жестокими и агрессивными они себя не считают».
2.»Ученицы 7 класса не общаются с одной из девочек класса. Им не нравится, что она носит немодную одежду; ее прическа им кажется смешной. Иногда они ее обзывают, но обычно просто не замечают, а если и обращаются к ней, то только по фамилии. Когда, набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединится к разговору или игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и сплетничают».
3.»В одной школе два ученика 8 класса стали запугивать малышей начальной школы и отбирать у них деньги. Ученики 3 класса платили эту «дань» ежедневно. Хулиганы угрозами заставляли молчать малышей. Многие ученики этой школы были свидетелями того, как старшие обижают младших, но никто из них не обратился за помощью к родителям или педагогам. Некоторым было даже интересно наблюдать за действиями хулиганов».
4.»Когда Маша пришла в новую школу, Вика – классная заводила и командирша – решила сразу показать ей, кто здесь «хозяин». Она подговорила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают только за то, что она новенькая. Но все же, они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Вика может и против них подговорить ребят…»
- Являются ли описанные ситуации типичными для нашего класса? (не все)
- Случались ли отдельные моменты из приведенных историй в нашем классе? Приведите пример.
- Как вы думаете, можно ли назвать класс дружным, если хотя бы одному ученику живется в нем плохо?
Подтверждением этому служат ваши ответы на вопросы анкеты, которую мы проводили накануне. Наша рабочая группа проанализировала ответы, и сейчас познакомит вас с результатами:
Из 24 учащихся нашего класса с анкетой работали 21. Необходимо отметить, что не все откликнулись на призыв классного руководителя серьезно подойти к ответам на вопросы анкеты. Некоторые ребята оставили без ответа по 3 и более вопроса. Некоторые отписались ответами вроде «не знаю», «наверное», хотя им предлагались варианты ответов. Все это говорит о том, что ребята либо боятся откровенных ответов, либо эти ребята очень равнодушные.
Анкета показала, что 12 ребят видят в классе тех, кого обижают. Но в тоже время 7 – считают, что таких нет. Чаще всего мы обижаем друг друга за то, что нам не нравится чья-то фамилия (8 ответов) и мы ее коверкаем. Столько же ребят отметили, что дразнят за внешность. По 6 учащихся указали, что дразнить могут за личные качества и за что-то другое. Причем, двое ребят в анкетах указали все возможные варианты «дразнилок», т.е. они считают, что в нашем классе могут обидеть за что угодно: и за внешность, и за личные качества, и фамилию исковеркать.
На вопрос «Обижали ли тебя когда-нибудь одноклассники?» положительно ответили 9 ребят, а 11 – никогда не попадали в эту группу. С одной стороны хорошо, что большая часть ребят нашего класса не знает, что такое слезы обиды. Однако количество тех, кто хотя бы раз испытывал обиду от одноклассников велико! Мы считаем – так быть не должно. В анкетах мы нашли такое признание: «Я не понимал, за что меня обижают!»
Мы также узнали, что на защиту того, кого обижают смогу встать 8 ребят. Причем, они это сделают без всяких условий. А вот 10 ребят, прежде чем защитить жертву, будут устраивать «разбор полетов», и возможно примут сторону обидчика. Это очень грустно, т.к. говорит о нашей незрелости и «невзрослости». Защищать своего товарища надо, а если он не прав? Достанет ли у каждого из нас смелости сказать ему об этом прямо в глаза?
Один отметил, что обязательно примет сторону обидчика, двое будут стоять в стороне и наблюдать.
Выяснилось также, что ни молчание жертвы, ни ее слезы, ни попытки ответить не помогают остановить обидчиков. Из чего можно сделать вывод, что причина агрессивного поведения не в наличии «ученика-лоха», а в нас самих.
Хотели бы помочь ребятам, попавшим в трудную ситуацию 11 человек, т.е почти половина. Однако четверо – не помогут, а пятеро будут помогать только тем, кто из их компании, другим одноклассникам помощи от них не ждать. Нашелся и такой, кто высказал следующее мнение: «Обижают…, значит, есть за что!» А вы с этим согласны?
На последний вопрос анкеты «Как вы думаете, что надо сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?» большинство ребят писали о необходимости учиться дружить и общаться, а также находить компромиссные решения.
Сейчас мы попытаемся это сделать!
*Ученик зачитывает информацию по теме (определения).
ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому человеку (жертве).
АГРЕССОР – тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.
ЖЕРТВА – человек, который подвергается нападкам со стороны агрессора.
ЗРИТЕЛИ – группа людей, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивного поведения, но наблюдая за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.
Различают прямую и непрямую агрессию:
ПРЯМАЯ АГРЕССИЯ – выражается открытым наступлением на жертву и бывает:
1.словесная, когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т.д.
2.физическая, когда дерутся, толкаются, дергают за волосы, колют острыми предметами и т.д.
3. материальная, когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.
НЕПРЯМАЯ (косвенная) АГРЕССИЯ – частичное игнорирование, когда не принимают в некоторые виды деятельности; бойкот; другие виды психологического давления (заставляют выполнять домашние задания за кого-то, принуждают к каким-то действиям, берут на «слабо» и др.)
- ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «НАЙДИ СЕБЕ ПОДОБНОГО»
Педагог просит всех ребят встать в круг, лицом к залу. Педагог – в круге, прикрепляет на спины ребят, заготовленные из цветной бумаги, символы («ромашки», «яблочки», «божьи коровки», «тучку», «елочку»). Задание: не разговаривая друг с другом, найти себе подобного. Можно объяснятся, но без слов. Через некоторое время должны образоваться 3 группы и 2 участника – останутся вне групп («тучка» и «елочка»).
- Трудно ли было выполнять это задание?
- Как вы думаете почему?
- Что чувствует «тучка»? «елочка»?
- С кем можно сравнить «тучку» и «елочку»? (одиночество, неприятно, «лох», и т.д.)
- Какая из групп готова принять к себе «тучку», «елочку»?
*СТИХОТВОРЕНИЕ с пропущенными словами (в приложении): можно раздать напечатанные слова, можно устно прочитать стихотворение С.С. Нефедовой «Быть человеком…»
Чтобы закрепить знания о причинах агрессивного поведения, целесообразно предложить ребятам заполнить табличку «как отличить игру от агрессии?»:
Игра, шутка | Агрессия |
1.никому не обидно, весело всем | 1. |
2.принимают участие все | 2. |
3.все участники соблюдают правила игры | 3. |
4.все участники соблюдают права других | 4. |
Приложение № 1
Анкета для учащихся
Ребята! Просим вас ответить на следующие вопросы:
- Есть ли в вашем классе ребята, которых обижают (дразнят, игнорируют и т.д.) одноклассники или ученики других классов? …………………….
- За что чаще всего дразнят, обижают?
А). внешность …………….
Б). «смешная фамилия» …..
В). Личные качества ………
Г). Что-то еще……………….
3. Обижали ли тебя когда-нибудь одноклассники ?
4. Что ты чувствовал(а) при этом?.................................................................
…………………………………………………………………………………….
5. Когда твои одноклассники обижают кого-либо в твоем присутствии, что ты делаешь:
А).стоишь в стороне и наблюдаешь за происходящим ……
Б).встаешь на сторону обидчиков ……….
В).защищаешь жертву ………………….
Г).что-то еще …………………………..
6.Что чаще всего делает тот, кого обижают? ……………………………………………………………………………………
7. Помогает ли это остановить обидчиков?..............................................
8. Кто, по твоему, виновен:
А).те, кто обижает и дразнит…………..
Б). тот, кого обижают и дразнят………
В). Кто-то еще…………………………
9. Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают и дразнят?.........
……………………………………………………………………………………..
10. Можете ли вы (ты сам и твои одноклассники) остановить обидчиков без посторонней помощи?.......................................................................................
………………………………………………………………………………………
11. Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?....................................................................................
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
Приложение № 2
С.С. Нефедова
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ – ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?
ПРОСТО ЖАЛЕТЬ, ЕСЛИ РЯДОМ (плачут),
БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ ВО ВСЕХ ДЕЯНЬЯХ,
БЛИЖНЕГО РАЗДЕЛЯТЬ (страданья).
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ,
К ЛЮДЯМ ВНИМАТЕЛЬНЫМ БЫТЬ И (скромным) .
БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЫШЕ,
В СЛОВЕ – ВЕРНЕЕ, В ПОМЫСЛАХ – (чище).
БЫТЬ ПОСКРОМНЕЕ В СВОИХ ЖЕЛАНЬЯХ,
ПОМНИТЬ ХОРОШЕЕ В РАССТАВАНЬЯХ.
ЛЮДЯМ ДАРИ УВАЖЕНИЕ, ЛАСКУ,
А НЕ ИСТЕРИКИ, ШОК И (встряску).
НЕ ПРЕСМЫКАЙСЯ ПЕРЕД СИЛЬНЕЙШИМ,
НЕ РАБОЛЕПСТВУЙ ПЕРЕД (умнейшим).
МАЛЕНЬКИЙ ТЫ ИЛИ С ЧИНАМИ –
ВСЕ ПЕРЕД БОГОМ РАВНЫ МЫ С (вами).
ЗЛУ ЖЕ НА СВЕТЕ НЕТ ОПРАВДАНЬЯ:
СКОЛЬКО ОНО ПРИНОСИТ (страданья)!
ЗЛОМ ЧЕОВЕК ОСКВЕРНЯЕТ ДУШУ –
ЛЮДЯМ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК (не нужен)!
ЧТОБЫ НЕ СТАЛ ТЫ ТАКИМ УРОДОМ,
БЕДНЫМ, БОЛЬНЫМ ПОМОГАЙ, (сиротам) .
СЛАБЫХ НЕ ОБИЖАЙ СТАРИКОВ:
САМ ВЕДЬ БУДЕШЬ КОГДА-ТО (таков).
БЛИЖНИХ СВОИХ НЕ СЪЕДАЙ РЕЧАМИ –
КАК ЖЕ В ЭТОМ ГРЕШНЫ МЫ С ВАМИ!
ЗАПОВЕДИ ДАНЫ ЧЕЛОВЕКУ,
ЧТОБ ВЫПОЛНЯТЬ ИХ (от века до века).
Приложение № 3
Для итога:
В нашем классе можно:
«ДРУЖИТЬ, ОБЩАТЬСЯ СО ВСЕМИ РЕБЯТАМИ»;
«ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ»;
«ГОВОРИТЬ ПРАВДУ»;
«ПРИНИМАТЬ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ ДЕЛАХ КЛАССА»
В нашем классе нельзя:
«НАСТРАИВАТЬ РЕБЯТ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА»;
«ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ»;
«ОБЗЫВАТЬСЯ, ПРИМЕНЯТЬ ПЛОХИЕ СЛОВА»;
«ИГНОРИРОВАТЬ РЕШЕНИЯ, ПРИНЯТЫЕ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ КЛАССА»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Моя семья"для учащихся 5-7 классов
Классный час ко Дню семьи. Значимость семьи, взаимоотношений взрослых и детей....
Разговор о письме. Занятие-практикум в системе классных часов по нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов.
У современных людей слово "письмо" вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже мы берём в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная поч...
Классный час "Вред пива" для учащихся 7-9 классов
Классный час «Вред пива» для учащихся 7-9 классовКлассный руководительМАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94» города ПермиКутузова Наталья Ивановна Цель классного часа:...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....
КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022
Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...