Методика на определение уровня нравственности
методическая разработка (5, 6 класс) на тему

Чиркова Татьяна Юрьевна

В основе методики лежит анализ сказок, что наибольим образом подходит для детей 10 - 12 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_urovnya_nravstvennogo_razvitiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Варианты тестов и заданий на определение уровня развития (привития) духовно-нравственных качеств у учащихся.

Возраст испытуемых: 7-10 лет.

1-ый Тест: "Сказки"

                 Сегодня я  расскажу вам сказку. Послушаете? Отлично.Итак, сядьте по удобнее. Но слушайте внимательно, потому

                 что в середине своей истории я попрошу вас ответить на вопросы. Эту сказку написал русский писатель -

А.Н. Толстой- "Топор". Сказка № 1.

Пошел топор по дрова. Постукивает по горелым пням, посмеивается.

— Моя воля: хочу — зарублю, хочу — мимо пройду, я здесь хозяин.

А в лесу березка росла,  веселенькая, кудрявая,  старым деревьям на радость. Увидел топор березку и стал куражится:

— Кудрявая, я тебя подкудрявлю, начну рубить, только щепки полетят... Испугалась березка:

— Не руби меня, топор, мне больно будет.

— А ну-ка, поплачь!

Золотыми слезами заплакала березка, веточки опустила.

— Меня дождик в невесты сватал, мне жить хочется.

Захохотал железный топор, наскочил на березку — только белые щепки полетели... Ухватил ее топор, домой поволок. А идти топору через калиновый мост. Мост ему и говорит:

— Ты это зачем в лесу озорничаешь, сестер моих рубишь?

—  Молчи, дурак, — огрызнулся топор, — рассержусь и тебя зарублю.

Как вы считаете, что произошло дальше? (Варианты ответов детей).

 Послушайте продолжение сказки.

 Не пожалел спины, крякнул и сломался калиновый мост. Топор шлепнулся в воду и потонул. А березка поплыла по реке в океан — море.

Задание:

 Напишите свою фамилию, имя, название сказки. Ответьте на вопросы:

1. Кто из героев вам понравился. Почему?

2. Кто не нравится. Почему?

3. Есть ли в этой сказке настоящий герой?

4. Кто это? Почему?

В. Осеева "Сыновья". Сказка №2.

Две  женщины  брали  воду  из  колодца.   Подошла  к  ним     третья.  И старенький дедушка на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

—  А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают ее соседки.

— Что же сказать, — говорит женщина, — ничего в нем особенного нету. Вот набрали полные ведра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. (пауза).

Задание:

Напишите свою фамилию, имя, название сказки. Ответьте на вопросы:

  1. Кто из мальчиков вам понравился. Почему?

 Послушайте продолжение сказки.

 Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

                  — А где же они? — отвечает старичок. — Я только одного сына вижу!

2. Кто не понравился. Почему?

3. Кого дедушка считает настоящим сыном?

4. Согласны ли вы с мнением дедушки? Почему?

"Айога". Нанайская сказка. Сказка №3

В роду самаров жил один человек — Ла. Была у него дочка — Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится, своим отражением любуется. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:

1) — Пойди принеси воды, Айога! Дочка отвечает:                                             2) Пошла и принесла воды.

— Я в воду упаду.                                                                                                     Замесила мать тесто. Сделала лепешки. Увидела Айога лепешки, кричит:

—  А ты за куст держись, — говорит ей мать.                                                       — Дай мне лепешку, мать!

— Куст оборвется! — отвечает Айога.                                                                   — Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.

— А ты за крепкий куст возьмись.                                                                          — Я рукавицы надену, — говорит Айога.

— Руки поцарапаю...                                                                                                 — Рукавицы мокрые.

Тут соседская дочка говорит матери Айоги:                                                          — Я их на солнце высушу.

— Я схожу за водой.                                                                                                  — Руки заболят, — отвечает мать.

3) — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.

Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.

Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка — Ная — жует лепешку. Стала     Айога на девочку оглядываться. Шея в нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге: « Возьми лепешку. Мне не жалко!»

 Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся злости.

— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.

Задание:

 Напишите свою фамилию, имя, название сказки. Ответьте на вопросы:

1. Кто из героев вам понравился. Почему?

2. Кто не нравится. Почему?

3. Как вы считаете, можно назвать Айогу красивой? Почему?

Послушайте продолжение сказки.

Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плывет и кричит:

— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..

Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:

— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га! Га-га-га!

4. Как вы считаете, мама поступила правильно? Почему?

АНАЛИЗ.

Ответы по 1-ой сказке

Ответы по 2-ой сказке

Ответы по 3-ей сказке

Уровень

1. Мост, березка.

2. Топор.

3. Да, есть герой сказки.

4. Мост, т.к. не остался равнодушным, не пожалел себя, наказал зло.  

1. Третий сын.

2. Первый и второй мальчики.

3. Третьего сына.

4.  Да, т.к. сын- это тот, кто помогает родителям и любит, жалеет их, а не себя.

1. Соседская девочка.

2. Айога.

3. Нет, т.к. душа у нее эгоистичная, черствая, не красивая.  

4.  Да, т.к. нельзя баловать детей, надо их воспитывать.

Высокий

1. Мост, березка.

2. Топор.

3. Да.

4. Березка, т.к. о ней сказка, ее жалко. Мост, т.к. он не пожалел себя.

1. Третий сын.

2. Все хорошие по-своему.

3. Третьего сына.

4.  Да, т.к. он  помог своей маме.

1. Соседская девочка.

2. Айога.

3. Нет, т.к. она ленивая, не слушается маму.  

4.  Да, т.к. Айга не послушалась ее, искала причины не работать.

Выше Ср.

1. Березка.

2. Топор.

3. Да.

4. Березка, т.к. ее жалко. Топор, т.к. о нем рассказ.

1. Все понравились.

2. Никто.

3. Третьего сына.

4.  Да, т.к. он  помог своей маме.

1. Соседская девочка.

2. Айога.

3. И да и нет.

4. Да, так же, как ответила ей Айога.

Средний

1. Березка.

2. Топор.

3.  Да.

4. Топор, т.к. он сильный.

1. Все понравились.

2. Никто.

3. Не знаю.

4. -

1. Соседская девочка.

2. Айога.

3. Да.

4. Не знаю.

Ниже Ср.

Другие варианты ответов. Нет ответов. Нет объяснения своих ответов.

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ

МЕТОДИКА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ  УРОВНЕЙ  ВОСПИТАННОСТИ...

Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)

Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основн...

Методика определения уровня депрессии.

Данный материал позволит определить на каком уровне дипрессии человек находиться в данный момент....

Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г. А. Русских)

Цель — определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...

Методика «Аналогии» Субтест 6 методики определения уровня умственного развития подростков

Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия...