Методика на определение уровня нравственности
методическая разработка (5, 6 класс) на тему
В основе методики лежит анализ сказок, что наибольим образом подходит для детей 10 - 12 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_urovnya_nravstvennogo_razvitiya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Варианты тестов и заданий на определение уровня развития (привития) духовно-нравственных качеств у учащихся.
Возраст испытуемых: 7-10 лет.
1-ый Тест: "Сказки"
Сегодня я расскажу вам сказку. Послушаете? Отлично.Итак, сядьте по удобнее. Но слушайте внимательно, потому
что в середине своей истории я попрошу вас ответить на вопросы. Эту сказку написал русский писатель -
А.Н. Толстой- "Топор". Сказка № 1.
Пошел топор по дрова. Постукивает по горелым пням, посмеивается.
— Моя воля: хочу — зарублю, хочу — мимо пройду, я здесь хозяин.
А в лесу березка росла, веселенькая, кудрявая, старым деревьям на радость. Увидел топор березку и стал куражится:
— Кудрявая, я тебя подкудрявлю, начну рубить, только щепки полетят... Испугалась березка:
— Не руби меня, топор, мне больно будет.
— А ну-ка, поплачь!
Золотыми слезами заплакала березка, веточки опустила.
— Меня дождик в невесты сватал, мне жить хочется.
Захохотал железный топор, наскочил на березку — только белые щепки полетели... Ухватил ее топор, домой поволок. А идти топору через калиновый мост. Мост ему и говорит:
— Ты это зачем в лесу озорничаешь, сестер моих рубишь?
— Молчи, дурак, — огрызнулся топор, — рассержусь и тебя зарублю.
Как вы считаете, что произошло дальше? (Варианты ответов детей).
Послушайте продолжение сказки.
Не пожалел спины, крякнул и сломался калиновый мост. Топор шлепнулся в воду и потонул. А березка поплыла по реке в океан — море.
Задание:
Напишите свою фамилию, имя, название сказки. Ответьте на вопросы:
1. Кто из героев вам понравился. Почему?
2. Кто не нравится. Почему?
3. Есть ли в этой сказке настоящий герой?
4. Кто это? Почему?
В. Осеева "Сыновья". Сказка №2.
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький дедушка на камушке отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поет, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают ее соседки.
— Что же сказать, — говорит женщина, — ничего в нем особенного нету. Вот набрали полные ведра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поет, соловьем заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у нее ведра тяжелые и потащил их. (пауза).
Задание:
Напишите свою фамилию, имя, название сказки. Ответьте на вопросы:
- Кто из мальчиков вам понравился. Почему?
Послушайте продолжение сказки.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старичок. — Я только одного сына вижу!
2. Кто не понравился. Почему?
3. Кого дедушка считает настоящим сыном?
4. Согласны ли вы с мнением дедушки? Почему?
"Айога". Нанайская сказка. Сказка №3
В роду самаров жил один человек — Ла. Была у него дочка — Айога. Красивая девочка. Все ее очень любили. Айога загордилась. Стала рассматривать свое лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится, своим отражением любуется. Совсем стала Айога ленивая. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
1) — Пойди принеси воды, Айога! Дочка отвечает: 2) Пошла и принесла воды.
— Я в воду упаду. Замесила мать тесто. Сделала лепешки. Увидела Айога лепешки, кричит:
— А ты за куст держись, — говорит ей мать. — Дай мне лепешку, мать!
— Куст оборвется! — отвечает Айога. — Горячая она. Руки обожжешь, — отвечает мать.
— А ты за крепкий куст возьмись. — Я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Руки поцарапаю... — Рукавицы мокрые.
Тут соседская дочка говорит матери Айоги: — Я их на солнце высушу.
— Я схожу за водой. — Руки заболят, — отвечает мать.
3) — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка — Ная — жует лепешку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея в нее вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге: « Возьми лепешку. Мне не жалко!»
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся злости.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Задание:
Напишите свою фамилию, имя, название сказки. Ответьте на вопросы:
1. Кто из героев вам понравился. Почему?
2. Кто не нравится. Почему?
3. Как вы считаете, можно назвать Айогу красивой? Почему?
Послушайте продолжение сказки.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плывет и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га! Га-га-га!
4. Как вы считаете, мама поступила правильно? Почему?
АНАЛИЗ.
Ответы по 1-ой сказке | Ответы по 2-ой сказке | Ответы по 3-ей сказке | Уровень |
1. Мост, березка. 2. Топор. 3. Да, есть герой сказки. 4. Мост, т.к. не остался равнодушным, не пожалел себя, наказал зло. | 1. Третий сын. 2. Первый и второй мальчики. 3. Третьего сына. 4. Да, т.к. сын- это тот, кто помогает родителям и любит, жалеет их, а не себя. | 1. Соседская девочка. 2. Айога. 3. Нет, т.к. душа у нее эгоистичная, черствая, не красивая. 4. Да, т.к. нельзя баловать детей, надо их воспитывать. | Высокий |
1. Мост, березка. 2. Топор. 3. Да. 4. Березка, т.к. о ней сказка, ее жалко. Мост, т.к. он не пожалел себя. | 1. Третий сын. 2. Все хорошие по-своему. 3. Третьего сына. 4. Да, т.к. он помог своей маме. | 1. Соседская девочка. 2. Айога. 3. Нет, т.к. она ленивая, не слушается маму. 4. Да, т.к. Айга не послушалась ее, искала причины не работать. | Выше Ср. |
1. Березка. 2. Топор. 3. Да. 4. Березка, т.к. ее жалко. Топор, т.к. о нем рассказ. | 1. Все понравились. 2. Никто. 3. Третьего сына. 4. Да, т.к. он помог своей маме. | 1. Соседская девочка. 2. Айога. 3. И да и нет. 4. Да, так же, как ответила ей Айога. | Средний |
1. Березка. 2. Топор. 3. Да. 4. Топор, т.к. он сильный. | 1. Все понравились. 2. Никто. 3. Не знаю. 4. - | 1. Соседская девочка. 2. Айога. 3. Да. 4. Не знаю. | Ниже Ср. |
Другие варианты ответов. Нет ответов. Нет объяснения своих ответов. | Низкий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ...
Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе.
В помощь классному руководителю....
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г.А. Русских)Цель – определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основн...
Методика определения уровня депрессии.
Данный материал позволит определить на каком уровне дипрессии человек находиться в данный момент....
Методика определения уровня готовности школьников к самостоятельной работе с текстом учебной статьи (по Г. А. Русских)
Цель — определить уровень владениями умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ...
Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...
Методика «Аналогии» Субтест 6 методики определения уровня умственного развития подростков
Цель: выявление уровня развития логических действий при выполнении соответствующих заданий.Оцениваемые УУД: Универсальные логические действия...