МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_urovnya_vospitannosti.doc | 57 КБ |
uroven_uchenika.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ
№ п/п | Качества личности и их показатели | Уровни воспитанности | Оценка У.В. | У.В.(В, Х, С, Н) | ||||||
Отлично (высокий) 5 – 4,5 (В) | Хорошо (хороший)4,4 – 4 (Х) | Удовлетв. (средний)3,9 – 2,9 (С) | Неудовлетвор. (низкий)2,8 – 2 (Н) | Оцениваю сам | Оценка родителей | Оценка учителя | итог | |||
1 | Я - гражданин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отношение к школе, городу, Родине.. | Любит школу, бережно относится к ценностям города. Владеет понятием Родина и гражданин. Доброжелателен, выполняет обязанности ученика и правила внутреннего распорядка. | Уважительно относится к материальным ценностям школы, города. Знает и выполняет обязанности ученика, стремится выполнять правила внутреннего распорядка. Понимает, что такое Родина и гражданин. Доброжелателен. | Не всегда проявляет бережное отношение к школе, городу. Не всегда знает и выполняет правила внутреннего распорядка и человеческого общежития. Не всегда доброжелателен. | Не проявляет бережного отношения к школе, городу. Не выполняет обязанности ученика, нарушает нормы и правила человеческого общежития. Не доброжелателен. |
|
|
|
|
|
2 | Я – ученик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отношение к учебе, прилежание, любознательность, эрудиция. Трудолюбие. Внешний вид. | Внимательный, самостоятельный учится в полную меру сил. Проявляет интерес к знаниям. Имеет высокую результативность. Проявляет инициативу в творчестве и в труде. Любит читать, имеет определенный кругозор. Внешний вид аккуратный, опрятный. | Внимательный, самостоятельный. Старается в учебе. Практически всегда проявляет интерес к учебе. Хорошая результативность. Хорошо трудится, откликается на творческие предложения. Увлекается чтением, расширяет свой кругозор. Внешний вид достаточно опрятен. | Учится не в полную меру сил. Сам не проявляет интерес к учебе. Требует постоянного контроля. Не внимателен, не старателен. Трудится под контролем взрослых. Не осознает значение знаний, мало читает. Не всегда опрятен. | Не внимателен, не самостоятелен. Несмотря на контроль, интереса к учебе не проявляет. Внешний вид раздражающий. Не любит трудиться, никогда не доводит начатое до конца. Не осознает значение знаний. |
|
|
|
|
|
3 | Я – товарищ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Наличие друзей. Чувство коллективизма, качество толерантности. | Имеет постоянных друзей. Дружба положительно влияет на учебу, характер, развитие личности. Ценит свое положение в коллективе. Уважает коллектив и его мнения. Уважает взгляды окружающих, их интересы. Инициативен. Защищает честь коллектива. Активный участник КТД. | Осознает необходимость в общении и друзьях. Имеет хороших друзей. Проявляет инициативу в общении. Принимает участие в совместной творческой деятельности. Защищает честь коллектива. Друзья положительно влияют на развитие личности. Практически всегда участвует в КТД. | Имеет друзей. Дружба не всегда положительно влияет на личность. Не всегда умеет общаться. Не всегда принимает участие в общественных делах. Не всегда заботлив, но дружелюбен. Иногда встает на защиту коллектива. С неохотой соглашается участвовать в КТД. | Не имеет друзей. Дружба отрицательно действует на личность. Не умеет и не желает общаться. Не принимает участие в делах коллектива, агрессивен, может обидеть товарища. Честь коллектива безразлична. Не участвует в КТД. |
|
|
|
|
|
4 | Я и моя семья |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Отношение к членам семьи. Выполнение обязанностей в семье. Навыки самообслуживания. Знание семейных традиций. | Любит свою семью. Заботливый, послушный, отзывчивый. Имеет постоянные поручения и их выполняет. Имеет навыки самообслуживания. Активно интересуется своей родословной и традициями семьи. | Хорошо относится к семье, но не всегда отзывчив, вежлив и заботлив. Есть постоянные поручения, но не всегда их выполняет. Стремится к самообслуживанию, старается узнать о традициях семьи, о своих предках. | Может проявить черствость и грубость в отношениях к членам семьи. Часто не выполняет поручения – необходим контроль. Навыками самообслуживания не обладает. Традиции семьи практически безразличны. | Постоянно грубит, непослушен. Не имеет поручений. Навыки самообслуживания отсутствуют. Традиции семьи безразличны. |
|
|
|
|
|
5 | Я и моё здоровье |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Способность сохранить и укрепить свое здоровье. Отношение к экологии. Отношение к вредным привычкам. | Постоянно соблюдает правила личной гигиены. День организован. Противостоит вредным привычкам, заботится об окружающей среде. Знает, что здоровая экология – здоровье всего человечества. | Соблюдает правила личной гигиены. Умеет организовать свой день. Может противостоять вредным привычкам. Старается заботиться об окружающей среде, понимая её необходимость для здоровья человека. | Не всегда соблюдает правила личной гигиены. Не всегда организован день. Склонен к вредным привычкам. Понимает, что нужно заботиться о природе, но не всегда этому следует. | Не соблюдает правила личной гигиены. День не организован. Имеет вредные привычки. Равнодушен к своему здоровью и окружающей среде. |
|
|
|
|
|
6 | Я и прекрасное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Правила поведения. Интерес к культуре. Овладение каким-либо видом искусства. | Занимает активную позицию в восприятии культурных ценностей. Воспринимает прекрасное. Владеет культурной речью. Старается овладеть каким-либо видом искусства. Бережно относится к памятникам культуры, традициям культуры. | Понимает прекрасное в жизни. Овладевает культурой речи. Старается бережно относиться к памятникам культуры и традициям. Занимается каким-либо видом искусств. | Не всегда замечает прекрасное. Может использовать ненормативную речь. Не интересуется культурой и традициями. Старается избегать экскурсий и различных культурных мероприятий. Может заниматься искусством, но без удовольствия. | Не принимает участие в творческих делах, экскурсиях. Безразличен к культурной жизни и народным традициям. Речь не развита, примитивна. Искусством не занимается. |
|
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Определение уровня воспитанности ученика
Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________
Долг и ответственность | ||||||
1 | Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Бережливость
1 | Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Дисциплинированность
1 | Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Ответственное отношение к учебе
1 | Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Аккуратен, исполнителен, точен. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Отношение к общественному труду
1 | Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры). | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Выполняю трудовые поручения родителей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Добросовестно выполняю все поручения. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Коллективизм, чувство товарищества
1 | Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Доброта и отзывчивость
1 | Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим . | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Ко мне всегда можно обратиться за помощью. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Честность и справедливость
1 | Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Честно сознаюсь, если что-то натворил. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Простота и скромность
1 | Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Понимаю, что человека уважают не за деньги. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Иногда люблю похвастаться. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Культурный уровень
1 | Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
2 | Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
3 | Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно. | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
4 | Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте) | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Расчет делать по каждому пункту.
Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”
- “0” - всегда нет или никогда.
- “1” - очень редко, чаще случайно.
- “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
- “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
- “4”- всегда да, постоянно.
Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16
Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9
- До 0,5 – низкий уровень воспитанности
- 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
- 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
- До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
- 1- высокий уровень воспитанности
Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).
Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.
Так же оценивают родители.
Затем показатели сравниваются и делаются выводы.
Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.
- Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
- Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
- Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
- Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.