МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ВОСПИТАННОСТИ
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

метальникова наталия николаевна

МЕТОДИКА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ  УРОВНЕЙ  ВОСПИТАННОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opredelenie_urovnya_vospitannosti.doc57 КБ
Microsoft Office document icon uroven_uchenika.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

 МЕТОДИКА  ОПРЕДЕЛЕНИЯ  УРОВНЕЙ  ВОСПИТАННОСТИ

  

№ п/п

Качества личности и их показатели

Уровни воспитанности

Оценка У.В.

У.В.(В, Х, С, Н)

Отлично (высокий) 5 – 4,5  (В)

Хорошо (хороший)4,4 – 4  (Х)

Удовлетв. (средний)3,9 – 2,9  (С)

Неудовлетвор. (низкий)2,8 – 2  (Н)

Оцениваю сам

Оценка родителей

Оценка учителя

итог

1

Я - гражданин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение к школе, городу, Родине..

Любит школу, бережно относится к ценностям города. Владеет понятием Родина и гражданин. Доброжелателен, выполняет обязанности ученика и правила внутреннего распорядка.

Уважительно относится к материальным ценностям школы, города. Знает и выполняет обязанности ученика, стремится выполнять правила внутреннего распорядка. Понимает, что такое Родина и гражданин. Доброжелателен.

Не всегда проявляет бережное отношение к школе, городу. Не всегда знает и выполняет правила внутреннего распорядка и человеческого общежития. Не всегда доброжелателен.

Не проявляет бережного отношения к школе, городу. Не выполняет обязанности ученика, нарушает нормы и правила человеческого общежития. Не доброжелателен.

 

 

 

 

 

2

Я – ученик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение к учебе, прилежание, любознательность, эрудиция. Трудолюбие. Внешний вид.

Внимательный, самостоятельный учится в полную меру сил. Проявляет интерес к знаниям. Имеет высокую результативность. Проявляет инициативу в творчестве и в труде. Любит читать, имеет определенный кругозор. Внешний вид аккуратный, опрятный.

Внимательный, самостоятельный. Старается в учебе. Практически всегда проявляет интерес к учебе. Хорошая результативность. Хорошо трудится, откликается на творческие предложения. Увлекается чтением, расширяет свой кругозор. Внешний вид достаточно опрятен.

Учится не в полную меру сил. Сам не проявляет интерес к учебе. Требует постоянного контроля. Не внимателен, не старателен. Трудится под контролем взрослых. Не осознает значение знаний, мало читает. Не всегда опрятен.

Не внимателен, не самостоятелен. Несмотря на контроль, интереса к учебе не проявляет. Внешний вид раздражающий. Не любит трудиться, никогда не доводит начатое до конца. Не осознает значение знаний.

 

 

 

 

 

3

Я – товарищ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие друзей. Чувство коллективизма, качество толерантности.

Имеет постоянных друзей. Дружба положительно влияет на учебу, характер, развитие личности. Ценит свое положение в коллективе. Уважает коллектив и его мнения. Уважает взгляды окружающих, их интересы. Инициативен. Защищает честь коллектива. Активный участник КТД.

Осознает необходимость в общении и друзьях. Имеет хороших друзей. Проявляет инициативу в общении. Принимает участие в совместной творческой деятельности. Защищает честь коллектива. Друзья положительно влияют на развитие личности. Практически всегда участвует в КТД.

Имеет друзей. Дружба не всегда положительно влияет на личность. Не всегда умеет общаться. Не всегда принимает участие в общественных делах.  Не всегда заботлив, но дружелюбен. Иногда встает на защиту коллектива. С неохотой соглашается участвовать в КТД.

Не имеет друзей. Дружба отрицательно действует на личность. Не умеет и не желает общаться. Не принимает участие в делах коллектива, агрессивен, может обидеть товарища. Честь коллектива безразлична. Не участвует в КТД.

 

 

 

 

 

4

Я и моя семья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отношение к членам семьи. Выполнение обязанностей в семье. Навыки самообслуживания. Знание семейных традиций.

Любит свою семью. Заботливый, послушный, отзывчивый. Имеет постоянные поручения и их выполняет. Имеет навыки самообслуживания. Активно интересуется своей родословной и традициями семьи.

Хорошо относится к семье, но не всегда отзывчив, вежлив и заботлив. Есть постоянные поручения, но не всегда их выполняет. Стремится к самообслуживанию, старается узнать о традициях семьи, о своих предках.

Может проявить черствость и грубость в отношениях к членам семьи. Часто не выполняет поручения – необходим контроль. Навыками самообслуживания не обладает. Традиции семьи практически безразличны.

Постоянно грубит, непослушен. Не имеет поручений. Навыки самообслуживания отсутствуют. Традиции семьи безразличны.

 

 

 

 

 

5

Я и моё здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способность сохранить и укрепить свое здоровье. Отношение к экологии. Отношение к вредным привычкам.

Постоянно соблюдает правила личной гигиены. День организован. Противостоит вредным привычкам, заботится об окружающей среде. Знает, что здоровая экология – здоровье всего человечества.

Соблюдает правила личной гигиены. Умеет организовать свой день. Может противостоять вредным привычкам. Старается заботиться об окружающей среде, понимая её необходимость для здоровья человека.

Не всегда соблюдает правила личной гигиены. Не всегда организован день. Склонен к вредным привычкам. Понимает, что нужно заботиться о природе, но не всегда этому следует.

Не соблюдает правила личной гигиены. День не организован. Имеет вредные привычки. Равнодушен к своему здоровью и окружающей среде.

 

 

 

 

 

6

Я и прекрасное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила поведения. Интерес к культуре. Овладение каким-либо видом искусства.

Занимает активную позицию в восприятии культурных ценностей. Воспринимает прекрасное. Владеет культурной речью. Старается овладеть каким-либо видом искусства. Бережно относится к памятникам культуры, традициям культуры.

Понимает прекрасное в жизни. Овладевает культурой речи. Старается бережно относиться к памятникам культуры и традициям. Занимается каким-либо видом искусств.

Не всегда замечает прекрасное. Может использовать ненормативную речь. Не интересуется культурой и традициями. Старается избегать экскурсий и различных культурных мероприятий. Может заниматься искусством, но без удовольствия.

Не принимает участие в творческих делах, экскурсиях. Безразличен к культурной жизни и народным традициям. Речь не развита, примитивна. Искусством не занимается.

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Определение уровня воспитанности ученика

Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

Долг и ответственность

1

Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

4

3

2

1

0

2

Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

4

3

2

1

0

3

Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

4

3

2

1

0

4

Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

4

3

2

1

0

Бережливость

1

Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

4

3

2

1

0

2

Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

4

3

2

1

0

3

Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

4

3

2

1

0

4

Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

4

3

2

1

0

Дисциплинированность

1

Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

4

3

2

1

0

2

Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

4

3

2

1

0

3

Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

4

3

2

1

0

4

Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

4

3

2

1

0

Ответственное отношение к учебе

1

Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

4

3

2

1

0

2

При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

4

3

2

1

0

3

Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

4

3

2

1

0

4

Аккуратен, исполнителен, точен.

4

3

2

1

0

Отношение к общественному труду

1

Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

4

3

2

1

0

2

Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

4

3

2

1

0

3

Выполняю трудовые поручения родителей.

4

3

2

1

0

4

Добросовестно выполняю все поручения.

4

3

2

1

0

Коллективизм, чувство товарищества

1

Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

4

3

2

1

0

2

Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

4

3

2

1

0

3

Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

4

3

2

1

0

4

Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

4

3

2

1

0

Доброта и отзывчивость

1

Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

4

3

2

1

0

2

Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

4

3

2

1

0

3

Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

4

3

2

1

0

4

Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

4

3

2

1

0

Честность и справедливость

1

Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

4

3

2

1

0

2

Честно сознаюсь, если что-то натворил.

4

3

2

1

0

3

Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

4

3

2

1

0

4

Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

4

3

2

1

0

Простота и скромность

1

Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

4

3

2

1

0

2

Понимаю, что человека уважают не за деньги.

4

3

2

1

0

3

Иногда люблю похвастаться.

4

3

2

1

0

4

Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

4

3

2

1

0

Культурный уровень

1

Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

4

3

2

1

0

2

Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

4

3

2

1

0

3

Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

4

3

2

1

0

4

Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

4

3

2

1

0

Расчет делать по каждому пункту.

Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

  1. “0” - всегда нет или никогда.
  2. “1” - очень редко, чаще случайно.
  3. “2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.
  4. “3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.
  5. “4”- всегда да, постоянно.

Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

  1. До 0,5 – низкий уровень воспитанности
  2. 0,6- уровень воспитанности ниже среднего
  3. 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности
  4. До 0,9 уровень воспитанности выше среднего
  5. 1- высокий уровень воспитанности

Затем складываются показатели каждого ученика и делятся на количество учащихся, получаем уровень воспитанности класса. (от учеников).

Учителя предметники оценивают учеников класса без вспомогательных вопросов по 9 пунктам по 5-балльной шкале.

Так же оценивают родители.

Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Н.П. Капустиным, М.И. Шиловой и др.

  1. Низкий уровень: слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизации и саморегуляции ситуативны.
  2. Средний уровень: свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.
  3. Хороший уровень: положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.
  4. Высокий уровень : устойчивая и положительная самостоятельность в деятельности и поведении, проявляется активная общественная и гражданская позиция.