Классный час по теме "Богатство речи"
классный час (8 класс) на тему
Цель данного классного часа показать, что умение правильно общаться - важная сторона жизни человека, рассказать о книге "Юности честное зерцало", юбилей которой празднуется в этом году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogatstvo_rechi.docx | 42.59 КБ |
prezentatsiya_1_karelina.ppt | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятие по внеклассной работе
«Богатство речи. Умение говорить »
Цель:
Показать, что умение правильно и красиво общаться – очень важная сторона жизни человека
Задачи:
Воспитательные
- Формирование уважения к родному языку и культуре русского языка
- Привлечение внимания школьников к общечеловеческим ценностям, таким как литература, книга, чтение
Образовательные
- Повышение общего культурного уровня учащихся.
- Знакомство учащихся класса с историей возникновения книги «Юности честное зерцало».
Развивающие
- Расширение филологического кругозора
- Развитие умения «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.
Практические
- Формирование коммуникативных и речевых навыков
Форма проведения:
Классный час.
Виды деятельности:
Диалог с элементами игры, театрализация.
Подготовка:
1) Найти интересный материал по теме;
2) Подготовить команды для участия в игре «Правильно ли мы говорим?»
3) Подготовить выступления учащихся, определить ведущих.
4) Подготовка вопросов для конкурсов на отдельных карточках.
5) Разработка и выполнение мультимедийной презентации с кинофрагментами.
Оборудование: Презентация, карточки для ролевых игр, магнитная доска, плакаты с цитатами знаменитых людей, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия:
Вступление
Включается видеоролик детского юмористического журнала «Ералаш» - «Красивые слова».(слайд 1)
После просмотра учащимся задаются вопросы:
Учитель:
- Как вы думаете, почему я предложила вам посмотреть этот фильм?
- О чем пойдет сегодня речь на нашем классном часе?
Сегодня мы будем говорить о богатстве нашей речи, об умении правильно и красиво говорить. (слайд 2)
Дейл Карнеги сказал : «У нас лишь 4 метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся! …» (слайд 3)
- В чем смысл этого обращения?
Я предлагаю вам закончить фразу : (слайд 4)
ЯЗЫК – орудие человека. Он необходим, чтобы…
(учащиеся дают свои ответы)
Учитель: Всем нам знакома поговорка «По одежке встречают…». Можно понимать ее по-разному. Нашей одежкой можно считать нашу речь. Как мы говорим: правильно, красиво, или, может, наша речь настолько бедна, что понятна лишь немногим? Язык – это целый мир. А мир мы познаем с самого раннего детства. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами.
-Как вы думаете, какую силу имеет наше слово?
-Попробуем ответить на этот вопрос…
Ученик:
ПРИТЧА
Умение говорить
Притча от писательницы Александры Лопатиной
Одному королю нужен был новый посол. Многие образованные юноши хотели получить эту должность. В результате были отобраны два кандидата. Король дал им задание — отнести послание его брату, королю соседней страны. Послание нужно было отнести пешком и без охраны. Это было сложное задание. На границе двух стран лежала пустыня, в которой жили дикие звери и гуляли шайки разбойников.
Первый юноша вернулся еле живой, в лохмотьях и истощённый.
— Это было невыполнимо, — возмущённо сказал он. — Я взял с собой всё нужное и без проблем дошёл до селения на краю пустыни. Там я хотел заночевать, но никто не пустил меня, хотя я объяснил жителям законы гостеприимства. Ночью я разжёг костёр, чтобы спастись от зверей, но огонь увидели разбойники. Они забрали всё, даже мою одежду. Я добыл лохмотья и пришёл к вашему брату, но меня не пустили во дворец.
После этого в дорогу отправился второй юноша. Вскоре он вернулся и передал королю письмо от брата. Затем юноша рассказал:
— Я взял с собой только еду. В селении на краю пустыни я постучался в один дом, поздоровался с хозяевами на их языке и пожелал их дому мира и богатства. Они пустили меня и накормили. Я переночевал в безопасности, а днём пошёл через пустыню. Дикие звери днём спрятались, но разбойники все-таки остановили меня. Я поздоровался с ними на их языке и пожелал им удачи. Они пропустили меня и показали дорогу. Придя во дворец, я представился по всем правилам дворцовой церемонии, и ваш брат принял меня.
— Хорошо скажешь, хорошо и ответят, — произнёс король и взял второго юношу на службу.
Учитель: Предлагаю вам разминку, чтобы разделиться на группы и продолжить нашу работу. Для этого каждому будет предложено поставить ударение в слове. На какой слог будет ударение, в ту группу вы и попадаете. Правильность расстановки ударений в словах мы будем оценивать сами.
(Предлагаются слова: СмУта, свЕкла, вЕктор, бАловень, скУтер, сИлос, кОклюш, слИвовый, слОво, гОвор, тОрты, столЯр, эклЕр, ревЕнь, крокЕт, щавЕль, досУг, начАла, звонИт, дремОта, жилОсь, завИдно, квартАл, красИвее.(В коробочке написаны листочки со словами, в которых нужно поставить ударение. Учащиеся, вынимая слово из коробки, ставят правильно ударение, и перемещаются в команды под номерами 1,2 в зависимости от ударной гласной).
Часть I
Историческая
Учитель:
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном океане слов
Купаться ежечасно!
А что говорят знаменитые и известные люди о «слове»?
(Учащимся предлагается прочитать высказывания великих людей. Плакаты вывешиваются на магнитной доске.) (слайд 5 по щелчку выводятся цитаты )
- Слово — великое оружие жизни. Ключевский В.
- Когда не знаешь слов, нечем познавать людей. Конфуций.
- Слова — это то единственное, что остается на века. Хэзлитт У.
- Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое" впечатление. Паскаль Блез.
-Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка. А.П. Чехов.
- Металл узнается по звону, а человек — по слову. Грасиан-и-Моралес.
Учитель: Знаете, а сегодня необычный день. История этого дня началась еще 300 лет назад, во времена Петра I. Посмотрите на экран.
(На экране видеоролик о книге «Юности честное зерцало»)(слайд 6).
После просмотра фильма на экран выводится слайд с цитатой из книги.
Учитель:
Одна из глав этой книги посвящена красоте и чистоте языка. (слайд 7, первый щелчок). Еще во времена Петра I обращалось особое внимание на правильное использование речи.
(На слайд выводится цитата: (слайд 7, второй щелчок). Текст слайда читает ученик.
«Когда им говорить с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, но а не много говорить. Потом слушать, и других речи не перебивать, но дать все выговорить и потом мнение свое, что достойно, предъявить. Ежели случится дело и речь печальная, то надлежит при таких быть печальну и иметь сожаление. В радостном случае быть радостну и являть себе весела с веселыми…других людей разсудков отнюдь не презирать и не отметать».
«Никакое неполезное слово, или непотребная речь да не изыдет из устен твоих…)
Учитель: Предлагаю вам проанализировать данное высказывание с точки зрения красоты речи и сформулировать современное толкование данной цитаты. Ваши ответы прошу записать на листочках. Ответы учащихся обрабатываются и выводятся на экран.
Пока идет обработка, ребятам предлагается 2 конкурса: по толкованию фразеологических оборотов с ключевыми словами и конкурс синонимов. (слайд 8)
Фразеологизмы:
Вернемся к нашим баранам (Значение: призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация того, что его отступление от темы разговора закончилось.
Лазаря петь
(Значение: клянчить, ныть, преувеличенно жаловаться на судьбу, стараясь вызвать сочувствие окружающих.
Разводить антимонии
(Значение: болтать, вести пустые разговоры, соблюдать излишние церемонии в отношениях, проявлять излишнюю мягкость,
снисходительность в отношениях с кем-либо).
Типун тебе на язык
(Значение: выражение недовольства по поводу сказанного, недоброе пожелание тому, кто говорит не то, что следует).
Точить лясы
(Значение: пустословить, заниматься бесполезной болтовней, сплетничать).
Синонимы
1) разговорчивость: балагурство, пустословие, говорливость, словоохотливость, многоречивость, болтливость, многословие, речистость, трепливость.
2) словопрение: спор, диспут, препирательство, дебаты, полемика, прения.
3) говорильня: разговаривание, парламент.
4) говорливый: болтливый, пустозвонный, разговорчивый, языкастый, словоохотливый, речистый, трепливый, речивый, слабый на язык, многоглаголивый, язык без костей, слаб на язык; болтливый, как сорока.
5) пустобаявший: пустословивший, вравший, моловший языком.
6) пустобрешка имеет следующие синонимы: пустобрех, краснобайка, болтунья, болтушка, фразерка, враль, болтун, пустослов, брехунья, говорунья
Идет совместная проверка ответов.
После завершения конкурсов на экране появляется современная обработка правил из «Зерцала».(слайд 9)
Часть II
Литературная
Учитель: Умение общаться складывается из многих составляющих. Одна из них-умение красиво и правильно говорить, правильно и точно употреблять слова, не засорять свою речь словами «паразитами», соблюдать языковые нормы. Где мы можем это наблюдать? Конечно, в художественной литературе. Литература это язык А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, К. Г. Паустовского и других великих хранителей красоты родного языка. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность.
Предлагаю вам послушать стихотворение Роберта Рождественского «Разговор со случайным знакомым» (приглашаются учащиеся, приготовившие стихотворение).
Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-Чо?
Смотри, как вкрадчивый туман прижался к молодой волне…
- Где?
Он полночью поклялся ей, он взял в свидетели луну!...
-Ну?!
Они сейчас уйдут в песок,
туда, где не видать ни зги…
- Гы!..
И, ощутив побег реки, в беспамятстве забьется ёрш..
-Врешь!..
Да нет, я говорю тебе,
Что столько тайн хранит земля, березы, ивы и ольха…
- Ха!..
А сколько музыки в степях.
В предутреннем дрожанье рос..
- Брось!..
Да погоди!
Почувствуй ночь, крадущийся полет совы,
сопенье медленных лосих…
- Псих!..
Послушай, разве можно так прожить
и не узнать весны,
Прожить и не понять снега?..
- Ага!..
Вопросы :
- Как вы думаете, интересно общаться этим двоим? Почему?
- Что вы почувствовали, услышав этот диалог?
- Что вам понравилось (чем), не понравилось (почему) в этом диалоге?
- Часто ли вы слышите такую речь?
- А вы разговариваете на таком языке?
-Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
- Не является ли, по вашему мнению, оскорбительной для современного молодого человека такая терминология?
- Может быть, это временное явление?
Учитель: Ни для кого не секрет, что умение красиво говорить – это ключ к успеху и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Умение правильно выражать мысль увеличивает шанс быть понятым и услышанным.
Предлагаю вам стать на минуту поэтом. Для этого вам нужно выполнить задание – восстановить отрывок из стихотворения И. Никитина «Утро», заменив выделенные слова синонимами
(текст распечатан для каждой команды) (слайд 10).
Звезды бледнеют и потухают. В огне облака. | |
Белый пар по лугам расползается. | |
По прозрачной воде, по кудрям лозняка | |
От зари красный свет разливается. |
Оригинал
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака. |
Белый пар по лугам разливается. |
По зеркальной воде, по кудрям лозняка |
От зари алый свет разливается. |
Ответы зачитываются перед аудиторией.
Часть III
Художественно-комедийная.
Учитель:
Мы как-то перестали замечать, что помимо четырех океанов вокруг нас плещется еще один океан – океан нашего языка. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в тоже время она искалечена лукавой лексикой. В кинематографе, как и во всех других сферах жизнедеятельности человека, вопрос о красоте речи поднимался неоднократно. Сейчас вам будет предложено следующее задание. Вы должны внимательно просмотреть и прослушать видеоролик одного небезызвестного комедийного фильма.
(учащимся предлагается ролик фильма «12 стульев», на столах лежат карточки с заданиями-записать речь Эллочки –Людоедочки и перефразировать ее слова на красивую и грамотную речь).
На экран выводится (слайд 11)
Часть IV
Заключительная
Учитель:
Перед последним конкурсом нашего мероприятия я хочу сказать словами Людмилы Алешиной из книги «О вежливости, о такте, о деликатности»: «Если вы здоровы - вы обладаете несметным богатством. Чтобы сберечь его, примите совет: регулярно пользуйтесь лекарствами, которые я проверила на себе. Эти лекарства не продаются в аптеках, не растут среди трав и цветов. Их нельзя купить и нельзя сделать. Они обладают чудодейственной силой- создают превосходное настроение, вселяют бодрость, оптимизм, делают человека привлекательным, приятным, симпатичным.
Это красивые слова, которые идут от сердца! В каждом случае жизни! Пусть в каждом сердце рождаются добрые, хорошие и светлые слова».
А я предлагаю вам небольшой задание – тренинг : «Напиши, как красиво ты можешь общаться со своим одноклассником». При написании вам можно использовать все художественные и речевые стили, высказывать свои пожелания. Но, есть небольшой секрет. Письмо будет общим, оно будет писаться по кругу, передавая от одного к другому. Когда листик вернется к тому, кто начинал писать, работа останавливается. После написания, мы прочитаем ваше коллективное пожелание.
(Учащиеся пишут письмо, послание читается).
- Какие чувства вы испытали, прочитав ваши слова – обращения друг к другу?
- Может, нам нужно взять такое общение за норму?
На сцену выходит ученица Екатерина Гайшун с песней Б. Окуджавы «Давайте восклицать». Ребята подпевают, садясь в круг рядом с исполнителем).
На экране появляется слайд 12
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
учитель: Карелина Р.М.
« У нас лишь 4 метода контактов с людьми. О нас судят на основании того, что мы делаем, как мы выглядим, что мы говорим и как мы говорим. Как часто нас оценивают по тому языку, которым мы пользуемся…»
ЯЗЫК – ОРУДИЕ ЧЕЛОВЕКА. Он необходим, чтобы …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час . Чистота речи.
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…» ...
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
классный час на тему: "Моя речь- моё зеркало"
В последнее десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и чётко излагать свои мысли. создаётся впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый второй ро...
Классный час "Моя речь - моё зеркало"
Форма проведения - устный журнал, посвященный проблеме сквернословия.В ходе мероприятия учащиеся рассматривают проблемы сквернословия и избавления от них; воспитывают в себе нравстве...
Речь классного руководителя на выпускном.
Речь классного руководителя на выпускном....
Классный час о культуре речи
Нравственное воспитание личности, умение вежливо общаться, умение культурно спорить, говорить по телефону....
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» «Внеклассное чтение» для 5 класса составлена на основе Программы курса «Язык и литература» (раздел «Чтение (классное, внеклассное) и развитие речи») для 6 классов
Данная разработка может быть полезна учителям русского языка и литературы школ II вида...