Классный час . Чистота речи.
классный час (6,7 класс) по теме
«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…»
Библия. Еф. 4, 29
В настоящее время часто можно услышать полемику на тему: допустимо ли использовать «непечатные слова» в кино, театре, прессе. В обыденной жизни, к сожалению, очень часто можно услышать бранные слова, произносимые в присутствии детей, женщин. В отдельных семьях брань является нормой речи. Стёрся, утерян исконный смысл общеупотребительных слов «здравствуйте» (будьте здравы, живите долго), «благодарю» (благо дарю), «спасибо» (спаси Бог).
Велика сила слова. Наше здоровье, счастье, душевное равновесие зависят от того, как мы говорим и что думаем. Приведены примеры и доказательства отрицательного влияния «худого» и положительного влияния доброго слова, благословения на структуру воды, семена растений, на состояние здоровья человека.
Гость классного часа настоятель Покровского храма села Алтайского иерей Димитрий Щевченко рассказал детям о том, что Слово - это дар Божий, ни одна тварь Земная, кроме Человека, не имеет этого дара. Из слов состоят молитвы, имеющие огромную силу. Слова нужно произносить вдумчиво и правильно.Обращаться с другими так, как хотелось бы, чтобы обращались с вами.
Содержание классного часа помогает задуматься над тем, «как наше слово отзовётся» в душах людских.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chistota_rechi.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Формирование культуры речи обучающихся через выявление исконного значения слов, их воздействия на человека, окружающую действительность.
Задачи:
- прививать любовь к родному языку;
- воспитывать внимательное отношение к русскому слову;
- показать значение слова в жизни человека и жизни общества;
- учить пользоваться словарями
Формирование коммуникативных навыков учащихся, через правильное понимание значения слов, их воздействие на окружающую действительность
Задачи:
- прививать любовь к родному языку;
- воспитывать бережное отношение к русскому слову;
- воспитывать культуру речи;
- показать значение слова в жизни человека и жизни общества;
- учить пользоваться словарями
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе…
Библия.Еф. 4, 29
У каждого человека есть волшебная палочка под названием СЛОВО.
«Здравствуйте!» Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете,
«Здравствуйте!» - это же «будьте здоровы»,
Это же «дольше живите на свете!»
Всем нам знакомое слово «Здравствуйте». Запишите, пожалуйста, близкие ему или однокоренные слова например: здравие, здоровье, поздравляю.
(Дети записывают, читают)
Какие мысли, образы, чувства возникают у вас, когда вы произносите эти слова?
(Высказывания детей)
Скажите, бывает так, что вы приветствуете кого-то не словом «здравствуйте», а такими словами, как «чао», «привет», «здолово» - коверкая очень значимое слово.
(Разговор с детьми)
Скажите, какое приветствие вам самим было бы приятнее получить?
Вот я зашла в класс и говорю вам чао дети! Что я вам пожелала своим приветствием? Вы часто балуетесь и ломаете язык, говоря, «здласте». Что вы желаете своему товарищу, уродливого здоровья?
В небытиё теперь уходит часто
Извечный смысл давно знакомых слов:
Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров:
Всегда ли помним, что самой любовью
Был побуждаем в древности народ,
Желая высшей благости – здоровья –
Всем, с кем судьба когда-нибудь сведёт…
Мы произносим, слова, не задумываясь о том, какой силой обладают они. Ведь если вы с добрым чувством, скажите человеку «здравствуйте», он получит от вас добрые эмоции, пожелания здоровья, улыбнётся и ответит вам на пожелание добрым словом. Настроение будет замечательное и у вас тоже.
Российские учёные под руководством старшего научного сотрудника Петра Горяева проделали интересный эксперимент. С помощью специального прибора, который усиливает воздействие слов, «обработали» семена растения. На семена наговорили слова проклятья. Такое воздействие было сродни мощному рентгеновскому излучению. От такой ударной дозы, многие клетки семян погибли, а остальные были ранены. В результате большинство семян погибли, а выжившие дали уродливые проростки. Причём независимо кричали или шептали исследователи слова проклятья – разрушительный эффект был одинаковым. Получается, что не сила звука, а смысл сказанного повлиял на растения.
После проклятия учёные решили испытать силу благословения. Результат был потрясающим. Зёрна пшеницы, с погибшими клетками, после слов благословения восстановились, взошли и из них выросли нормальные растения.
Исследование показали, что подобным образом слово действует на структуру воду.
(Продемонстрировать иллюстрации.)
Тело человека состоит на 80% из воды. Как вы думаете, что происходит с человеком, которому вы послали худое слово? (Предположения детей)
По результатам ваших анкет:
9 человек из 11 написали, что плохо себя чувствуют, когда вас кто-то обругает, одному всё равно, и 1 человек не ответил на этот вопрос;
однако сами вы ругательные слова произносите: часто - 1 человек; иногда – 6, и только 4 человека такие слова произносят не часто.
Часто обзывает других у нас 1 человек, 7 - иногда обзывают других, и 3 человека обзываются не часто.
Основной причиной произнесения брани является привычка. Только 2 человека написали, что ругаются, когда злятся (значит, не умеют правильно выйти из трудной ситуации – нужно учиться этому). 3 человека так честно и сознались «Я привык так говорить». У 6 человек бранное слово вылетает нечаянно, но если мы с вами подумаем, то поймём, что нечаянно, не задумываясь, мы что-то делаем или говорим только по привычке.
А как вы считаете, если вы кому-то посылаете слова проклятья, или маты, на вас они оказывают отрицательное воздействие?
(беседа с детьми)
На самом деле, слова эти далеко не безобидны!
В Евангелие сказано:
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.»
Евангелие. От Матфея Святое Благовествование 12, 36-37
Наше здоровье, счастье, душевное равновесие зависят от того, как мы говорим и что думаем. Обращайтесь с другими так, как хотелось бы, чтобы обращались с вами.
От скверных слов из скверных уст
Земля становится бесплодна!
Но вот служители искусств
Внушают «Модно и народно».
И непечатные слова
Печатают в «изящной» прессе –
И не растёт уже трава,
И сохнут ёлки в тёмном лесе.
И оскорблённый детский слух
Гноится мерзкими словами,
Питается нечистый дух
В таком нечестии и сраме.
И воспевается порок
На унижении святого.
Так не поганьте же уста,
Ведь речь, как Русь, как мать –
свята.
Нина Карташова
Если мы заглянем в Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, то узнаем значение «слово» - исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь.
Когда-то давно в XVIII – XIX князь Шишков изучавший происхождение русских слов вывел такую цепочку: «Слово – словек, цловек – чловек, человек. И дело не в том, что таким образом подчёркивается главное отличие людей как существ словесных, но и в том, что Слово – это имя самого Бога» Алтайская миссия. № 4, 2008 г. «Духовный смысл привычных слов»
Вспомним Евангелие от Иоанна:
«В начале было Слово, и Слова было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.»
От Иоанна Святое Благовествование Глава 1
Слова Настоятелю Покровского храма Иерею Димитрию.
( Мат - молитва дьяволу, сила молитвы, пример святая вода минуты 4-5)
Как не может из одного источника течь сладкая и горькая вода, так не могут уста, предназначенные от природы благословлять Бога, проклинать его создания, ругать самое святое и прекрасное.
О скверном и святом?
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и тёмный и дурной
И вряд ли даже ведал что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не просто просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец.
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
(Эдуарт Асадов)
Бытует мнение, что сквернословие – неотъемлемая часть русского народа. Ничего подобного! По соборному уложению Алексея Михайловича Тишайшего, за матерные слова, публично произнесённые, полагалась смертная казнь. А в XIX веке на матерщинников смотрели, как на безбожников.
Идёт по улице пара юнцов – через слово непристойность, да с вызовом, чтобы услышали. А если никак нельзя прямо выругаться, то и без перевода несъедобное слово «блин» понятно звучит в каждой фразе. И девчонки, и подростки сопливые за примером старших товарищей тянутся: матом ругаются – круто! (Лампада, №11 Ноябрь 2007 год Александр Раков «Знаки припоминания»)
Многие ребята нашей школы настолько обленились, что для выражения своих чувств употребляют только два слова: «У, блин» или «У, клёво»
Чтобы прояснить данные странные выражения, мы возьмём Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. И вы найдёте значение слов «блин», «клёво».
Ответы детей
«Блин» - род хлебного из жидко растворенного теста, поджаренного лепёшкой на сковороде. Блины, блинки, блинцы и блиночки, которыми обычно празднуется наша Масленица.
«Клёв» - от глагола клевание. Клёв на уду. Привет удящему. Клёв хороший, плохой, о поре, когда рыба клюёт. Хорошего клёва. (Порыбачить хорошо)
Скажите, какие же эмоции можно выразить этими словами.
Следующее задание. Нужно составить предложение из слов: Крутой, съехал, мальчик, горы, с.
Если дети правильно составили похвалить. Выяснить значение слова «крутой» и привести пример, что дети другой школы составили так: «Крутой мальчик съехал с горы».
Что обозначает слово «крутой» в данном случае.
Подумайте и объясните значение слов «стегать», «угарать», «смачно», «врубился», «прикололся», «обломался».
Прокомментировать ответы.
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести», - писал поэт В. Шефнер О красоте и богатстве русского языка высказывались многие писатели. Много пословиц о силе русского слова. Давайте вспомним некоторые из них.
Я буду говорить начало, а вы продолжение.
- «Слово не воробей – вылетит – не поймаешь»
- «Смола – не вода, брань – не привет»
- «Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе»
- «Кто оком за глаза худо говорит, тот того боится»
- «Не стыдно молчать, когда нечего сказать»
- «На всякий роток не накинешь платок»
- «Мели Емеля, твоя неделя»
- «Хлеб, соль ешь, да правду режь»
- «Доброе слово лечит – а злое – калечит»
- «Спорить спорь, а браниться – грех»
- «Говори с другими поменьше – а с собой побольше»
- «Блюди хлеб на обед, а слово на ответ»
- «Ешь пироги с грибами, а держи язык за зубами»
- «Мелет день до вечера, а послушать нечего»
- «В добрый час молвить - в худой промолчать»
- «Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет»
- «От одного слова – на век ссора»
- «За худые слова, слетит и голова»
- «Для красного словца не пожалеет родного отца»
- «Что на уме, то и на языке»
- «Слушай больше, а говори меньше»
- «Язык болтает, а голова не знает»
- «Сядем рядком, да поговорим ладком»
- «Выстрелив, пулю не схватишь, а слово, сказав, не поймаешь»
- «От приветливых слов язык не отсохнет»
Вот мы сейчас с вами и поговорим о приветливых словах.
Есть такое слово «Спасибо», кто знает, от каких слов оно произошло «Спаси Бог», православные люди и сейчас благодарят словами «Спаси тебя Господи», а теперь давайте разберём слово «благодарю» «Благо дарю» - Какие картинки в голове возникли у вас, когда я вам скажу «Благо дарю»?
(Беседа с детьми)
Я вам расскажу одну притчу «Бой с тенью».
Мысль и Слово - родственные формы Света, и живут они по законам Света.
Где свет, там и тень. Значит, Мысль и Слово тоже имеют свою Тень. Тоько более тонкую, не видимую глазом, но ощущаемую душой Человека. Тень от Мысли Человек назвал Злом, а Тень от Слова – кривдой, или ложью, или неправдой, то есть искажённой передачей Мысли несоответствующим Словом. И чем больше у Человека злых Мыслей и искажённых Слов, тем могущественней Тень. Тень прекрасно понимала, что она может исчезнуть только в двух случаях:
1. Если освещаемый светом предмет сам будет излучать Свет, равный по силе источнику Света.
2. Если освещаемый предмет будет находиться между нескольких источников Света, равных по силе.
Этого тень допустить не могла. Она знала, что Мысль и Слово Человека – самый могучий источник Света. А если каждый Человек на Земле начнёт излучать только яркие, светлые Мысли и произносить волшебные, правильные Слова, знакомые и понятные Чистому Полю, то от Тени ничего не останется. Тень была вынуждена объявить войну Слову и свету по всем фронтам. Перед ней стоял ряд труднейших задач:
- Сохранить в Человеке от светлых мыслей только тлеющий уголёк. От тусклого света – длинные тени.
- Разделить, изменить, обессветить речь Человека. Заставить его забыть древний язык, понятный Чистым Полем вселенной.
- До предела сократить срок жизни Человека, чтобы Человек, набравшись мудрости, не успел разоблачить Тень.
- Не дать возможности Человеку пользоваться Мудростью Мироздания. Отгородить его дымовой завесой из Тени над всей Землёй от Чистых Полей Вселенной.
Конечная цель Тени – используя Человека, оставить от Вешнего Леса сухие пенёчки, Чистое Поле превратить в траншею, Книгу Нечитанную превратиь в пепел, Совместную Весть в предвестие Мрака.
Да кто же ей это позволит?
Тысячелетиями Тень, скрываясь за разными именами – князь Тьмы, Люцифер, Антихрист, злоба, ложь, гордыня, лень, жадность, пьянство, - безнаказанно окутывает Матушку Землю пепельным дымом.
И не так уж часто на её пути встречаются Богатыри с острым копьём Светлой Мысли, с обоюдоострым мечом Мудрого Слова и булатной Палицей Доброго Дела.
Так присоединимся к богатырям со Светлой Мыслью, Чистым Словом, Добрым Делом и выйдем на борьбу с тенью на защиту Матушки Земли.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
В нём есть и усмешка,
И мягкость и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
Станицы волшебных,
Волнующих книг!
Люби и храни
Наш великий язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Чистота речи"
Чистота речи - отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употреблени...
урок чистоты речи "На доброе слово не надо скупиться"
Урок чистоты речи "На доброе слово не надо скупиться"...
Чистота речи.Давайте говорить красиво.
Не секрет, что переустройство экономической и социальной жизни в нашей стране – это общие перемены, которые не на все (как желалось бы) воздействуют благотворно. Меня беспокоит та волна пе...
ЧИСТОТА ПОМЫСЛОВ - ЧИСТОТА РЕЧИ
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – удивительный человек, который родился в дореволюционной России и успел увидеть лихие перемены в 90-х гг. прошлого столетия. Несмотря на все потрясения, он остал...
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка
Маршрутный лист дистанционного урока...
Повторение изученного по теме "Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка".
Маршрут дистанционного урока...
Листовки к акции "Сохраним чистоту речи"
Ежегодно проходит акция "Сохраним чистоту речи". Дети разрабатывают листовки с интересной информацией о родном языке и раздают жителям города....