классный час на тему: "Моя речь- моё зеркало"
классный час (6 класс) по теме

В последнее десятилетие культура речи находится на очень низком уровне: люди оказались неспособны ясно и чётко излагать свои мысли. создаётся впечатление, что сквернословит чуть ли не каждый второй россиянин.На нас хлынула лавина бранных слов. Язык улицы, брань, - теперь не редкость и в литературных произведениях, и в публичных выступлениях. Как бороться с этим злом? Нужно начать с малого - искоренить сквернословие в себе самом.

Очень важно, чтобы каждый для себя повторял как кредо: "Моя речь- моё зеркало, моё достоинство!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Мы живём в замечательное время, насыщенное событиями, открытиями, смелыми поступками, идеями, самыми немыслимыми мечтами. Но, как и в любое другое время, людям приходится решать проблемы, обусловленные изменениями в жизни.

Стремительное развитие языка, активный процесс иноязычных заимствований, правила общения посредством сети Интернет и SMS- таковы объективные причины изменений, происходящих с русским языком в настоящее время.

Как же быть? Как сформировать в учащихся чувство уважения и бережного отношения к нему?

Эти вопросы задаёт себе каждый педагог, но наибольшая нагрузка ложится, конечно, на учителя русского языка.

Воспитание бережного отношения к языку, формирование культуры общения – длительный, трудоёмкий процесс, требующий времени как на уроке, так и во внеурочное время.

Я хотела бы представить вашему вниманию разработку классного часа, который мы проводили совместно с психологом нашей школы для моего подопечного  6 класса.

Классный час на тему: «Моя речь – моё зеркало»

Много слов было сказано на мероприятии взрослыми и учащимися о вреде сквернословия. Ребята увидели, какой вред наносят сквернословия нашему здоровью.

В конце мероприятия мы посоветовали учащимся как можно больше читать, пользоваться различными словарями, книгами по культуре речи. Хочется отметить, что информация, полученная на этом мероприятии, заставила учащихся глубоко задуматься. И это, конечно же, радует.

Цели: выяснить разные точки зрения на употребление в современной речи нецензурных слов, предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата, воспитывать культуру речевого поведения, прививать любовь к родному языку.

Оформление: выставка книг по культуре речи, стенгазета «Слово- энергетическое оружие», презентация: высказывания известных людей  о языке.

Ход мероприятия:

Чтец(1):

Есть слова- словно раны, слова- словно суд,-

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер

Чтец(2):

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

 

Учитель русского языка:

В языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах, о важнейшей проблеме современности,  и пойдёт сегодня речь

Чтец(3):

Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, и бранные слова,

Они растут, как сорная трава,

                          У плохо перепаханных обочин. (Рыленков Н.)

.

Чтец(4):

-Что самое плохое?- объясни.

- Дурные мысли, губящие душу…

Ты на замок тяжёлый их замкни.

И ни за что не выпускай наружу.

                                                       -А хуже что? Скорее говори!

                                                       - Слова дурные: заглуши их песней!

                                                    Мелодии с зари и до зари

                                            Пускай звучат – что может быть прелестней!(Гамзатов Р.)

Звучит песня  

Психолог: Что такое сквернословие – порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Так же, как алкоголизм или курение, сквернословие сначала, когда ещё можно остановиться, не сказать, не произнести, безусловно, порок. Потом постепенно сквернословие становится болезнью. Человек уже не может построить самое простое предложение, не употребив плохих слов.

Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубое слово.  Молчание- самый лучший выход для людей, не владеющих своей речью.

Человек, как часть Космоса, живёт такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. И слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, в космосе. Если слово хорошее – добрыми энергиями насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.

Учитель русского языка:

Сквернословие охватило почти все  возрасты, все ипостаси речи: его можно услышать не только от пьяного прохожего, но и при самой задушевной беседе.

Чтец():

Слова- дрова. Нас греет речь,

Нас мыслей обжигает пламя.

Душа пытливая, как печь,

Всё время топится словами.

И сырость слов и сырость дров

Один и тот же грех имеют:

Трещат, дымят, но мало греют

И душу в непогодь, и кров.

Слова бывают и скверны,

И дым от них такого рода,

Как будто у живой души

                     Забиты сажей дымоходы (Фёдоров В.)

Учитель русского языка:

Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда- то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными «вот», «так сказать», «значит», теперь же их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты.

Психолог:

Если, не куря сами, мы просто вдыхаем сигаретный дым, то тем самым уже вредим себе. Так и скверные слова, нами не произносимые, но слышимые,  незаметно глубоко проникают в нас. Известны случаи, когда будучи под наркозом, ругаются люди, от которых никто никогда не слышал ни одного скверного слова.

Учитель русского языка:

Иностранцы не понимают, как такие слова могут так спокойно и бесстыдно и буднично звучать в речи.

Не следует заменять ругательства их начальными буквами. Нет принципиальной разницы, произнесли вы слово целиком или ограничились его знаком- начальной буквой. Всё равно это сквернословие, ведь ваш сигнал интерпретирован полностью!

Психолог:

Как избавиться от сквернословия? Как беречь чистоту русского языка?

Надёжных рецептов тут  нет, но есть несколько правил, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Защитники языка:

  Правило1: Не говорить плохих слов самому.

Вспоминаются слова А. И. Солженицына: «Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, – но не через меня».

Правило2: Не копируйте других!

Правило 3: Не говорите как все, не старайтесь быть похожими на других.

 Правило4: Помните! «Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст»!

Правило5:  Так давайте научимся просить прощение, если с языка что- то сорвалось!

Психолог:

Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса можно!

Подводя итог, повторим своеобразное кредо: «Я- исключение, моя речь- моё зеркало, моё достоинство. Ведь настоящий контроль – контроль изнутри!

Современные писатели- настоящие борцы за чистоту русского языка, послушайте стихотворение Э. Асадова.

Чтец(6)

Это будут стихи не о том,

 что взволнованно в душу просится,

А совсем о другом, о таком,

И писать-то о чём не хочется.

Но молчанием зла не пресечь.

И без длительных предисловий

Скажем коротко: эта речь,

Уж простите, о сквернословии.

Существует оно давно,

Злое, грубое, озорное.

И отнюдь не секрет, что оно

Где- то в древности рождено

Горем, пьянством и всё такое.

Почему же теперь, когда

Человек, оседлав надежды,

Сел в могучие поезда,

Взмыл на спутнике, как звезда,

Сквернословье живёт, как и прежде?

Да ещё обрело сейчас

И такие, увы, тенденции:

Отходя от народных масс,

Зреет в сферах интеллигенции.

Видно, ругань,  её того:

От пропойцы услышать тошно,

А с учёностью ничего,

При высокой культуре- можно!

В общем, чуть ли не высший шик:

Как узор на дорожке скатертной,

Как второй иностранный язык,

Скажем, русский, французский и матерный!

Учитель русского языка: Любить русский язык, бережно относиться к нему учат нас многие известные писатели, композиторы, художники, общественные деятели. Так давайте прислушаемся к совету мудрых, к тому, что и чём они говорили и говорят по сей день!

Учащиеся по очереди зачитывают высказывания.

Рефлексия(психолог): - О чём мы говорили?

-Какие вопросы затрагивали?

-Как вы себе отвечаете на вопрос: что такое сквернословие – порок или болезнь?

 -Как вы думаете, нужно ли беречь нашу речь?

-Какие варианты решения проблем сквернословия в обществе вы бы предложили?

Учитель русского языка:  И закончить сегодняшний классный час хочется словами Мю. Лисянского:

Добрые слова.

Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,

А может, не слова – дела важны?

Дела делами, а слова- словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

 Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Моя речь - моё зеркало"

Форма проведения - устный журнал, посвященный проблеме сквернословия.В ходе мероприятия учащиеся рассматривают  проблемы сквернословия и избавления от них; воспитывают в себе  нравстве...

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Классный час по теме "Хочу у зеркала спросить..."зеркало в литературе и физике.

Тема: «Хочу у зеркала спросить …» Зеркало в литературе и физике....

Разработка классного часа на тему: «Милосердие – зеркало души человека»

Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.  Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие»,...

Классный час по теме «Милосердие-зеркало души человека»

Классный час был проведен в 5 "В" классе...

Классный час по теме "Богатство речи"

Цель данного классного часа показать, что умение правильно общаться - важная сторона жизни человека, рассказать о книге "Юности честное зерцало", юбилей которой празднуется в этом году....