Педагогическая концепция воспитания класса-коллектива "Путешествие с 5 по 9".
материал на тему
В основе нашей педагогической концепции воспитания «Путешествие с 5 по 9» лежит идея реализации пяти направлений, по которым осуществляется внеурочная деятельность школьников по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (общекультурного, общеинтеллектуального, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, социального).
Но важно понять, что направления внеурочной деятельности являются лишь содержательным ориентиром, использующимся при организации воспитательной работы в классе-коллективе «Радуга». На каждый год обучения одно выбирается приоритетным, в зависимости от психологических особенностей возраста. На это направление ориентированы основные воспитательные мероприятия. Но ежегодно реализуются все пять направлений, так как поставленная воспитательная цель не сможет быть достигнута, если развивать воспитанника только в одном из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_kontseptsiya_vospitaniya_klassa.docx | 47.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая концепция воспитания класса-коллектива «Радуга»
МБОУ ОШ № 20 г. Бор Нижегородской области
«Путешествие с 5 по 9»
Автор-составитель: Евстратова Е.С., учитель русского языка и литературы
Введение
В современной педагогике нет единой концепции воспитания. В конце 1980-х годов начался новый этап поиска концептуальных подходов. Появились различные научные школы и отдельные ученые, которые разрабатывали теорию воспитания. В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова разработали концепцию “Системного построения процесса воспитания”, Н.М. Таланчук предлагает «Системно - ролевую теорию формирования личности», Н.Е. Щуркова - концепцию «Формирования образа жизни, достойной Человека» и т.п.
Но, несмотря на разные идеи, положенные в основу концепций современных педагогов, основной целью воспитания в современном обществе остается - воспитание гармоничной, всесторонне развитой личности.
Важно помнить, что личность ребенка воспитывается не по частям, а целостно, поэтому воспитательный процесс состоит из движущейся системы отношенческих ситуаций, где каждый вид деятельности и общения в той или иной степени формирует целостную личность.
Огромное значение для становления личности ребёнка имеют:
- природные задатки, способности и потребности ребенка;
- коллектив (общество)
- все взрослые люди – потенциальные или реальные участники воспитательного процесса, закладывающие своим личным примером в сознании ребёнка определённые нормы поведения;
- самостоятельно созданные детские коллективы (школьные, трудовые и самодеятельные объединения, общественные организации, спортивные команды, бытовые и игровые группы).
Так в процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных отношений и общественного сознания у детей формируется собственное представление о мире, складываются привычки поведения, приобретаются навыки деятельности, появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования.
Деятельная природа ребенка не терпит однообразия и застоя. Процесс познания окружающей действительности для него не ограничивается только умственной деятельностью. Дети познают мир всем своим существом: интеллектом, чувством, интуицией, в активном творчестве и общении.
Поэтому, чтобы включить ребенка в учебно-воспитательный процесс и обеспечить полноценное функционирование всех его познавательных сил, необходимо постоянное чередование организационных элементов деятельности внутри каждой воспитательной формы.
Тогда воспитательный процесс предстанет как гармония взаимодействующих форм и видов деятельности: умственной, физической, творческой, исследовательской.
Основная часть
Приоритетная задача современной школы - создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, что отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. Большое внимание в стандарте уделяется вопросам организации воспитательного процесса в школе и системности его реализации.
Системообразующие направления воспитания (гражданское, патриотическое, нравственное, экологическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внешкольную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство, в котором гармонично развивается личность ребенка.
В основе нашей педагогической концепции воспитания «Путешествие с 5 по 9» лежит идея реализации пяти направлений, по которым осуществляется внеурочная деятельность школьников по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (общекультурного, общеинтеллектуального, духовно-нравственного, спортивно-оздоровительного, социального).
Но важно понять, что направления внеурочной деятельности являются лишь содержательным ориентиром, использующимся при организации воспитательной работы в классе-коллективе «Радуга». На каждый год обучения одно выбирается приоритетным, в зависимости от психологических особенностей возраста. На это направление ориентированы основные воспитательные мероприятия. Но ежегодно реализуются все пять направлений, так как поставленная цель не сможет быть достигнута, если развивать воспитанника только в одном из них.
5 КЛАСС
Так в 5 классе приоритетным направлением воспитания определено общекультурное.
Пятикласснику, переходящему от младшего школьного возраста к подростковому, приходится переживать период адаптации. У ребёнка в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Ребёнок пытается понять себя, стремится занять «своё место» в коллективе, он пытается проявлять самостоятельность выбора и суждений, что приводит к частотности конфликтов с родителями и сверстниками.
Для того чтобы сплотить класс-коллектив, помочь ребятам направить их ведущую деятельность общения в «правильное русло», на диалоговое, бесконфликтное общение, необходимо, по нашему мнению, выбрать приоритетным художественно-эстетическое воспитание.
Задача художественно-эстетического воспитания состоит в формировании творчески активной личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности.
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное творчество.
Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала. Взаимодействие ребенка и любого вида искусства, прежде всего, начинается с восприятия. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения.
Так, например, в процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.
Занятия, включающие музыку, нацелены на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности обучающихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.
Занятия, включающие «изобразительное искусство» знакомят учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством.
При реализации общекультурного направления учащиеся также знакомятся и с такими видами искусства, как кино и театр.
То есть воспитательные мероприятия в 5 классе приоритетно направлены на художественно-эстетическое воспитание. Это могут быть экскурсии, литературные викторины, посещения музеев, театра, просмотр художественных фильмов и т.п.
Планируемый результат общекультурного воспитания – это сформированные эстетические потребности и ценности у воспитанника; развитие эстетических чувств и художественного вкуса, способности ориентироваться в пространстве культуры, развитие коммуникативных навыков.
6 КЛАСС
В 6 классе приоритетным направлением воспитания определено духовно-нравственное. Оно тесно связано с общекультурным, так как продолжает с одной стороны художественно-эстетическое воспитание, а с другой стороны к нему добавляется гражданско-правовое и патриотическое воспитание. В 6 классе акцент делается на формирование личности, уважающей себя, окружающих, чтущей нормы и правила поведения общества, уважающей историю своей страны.
Определяющей особенностью общения подростков 12-13 лет является его выраженный личностный характер, также характерным для подросткового возраста новообразованием является «чувство взрослости» и развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям.
Главная функция духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.
Наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… »
В работе классного руководителя важное место занимает духовно-нравственное просвещение, способствующее развитию и совершенствованию нравственных понятий и представлений подростков, углублению содержания их нравственных знаний. Одним из наиболее распространенных методов нравственного просвещения является этическая беседа. Специфика ее заключается в том, что она проводится в форме занятий с подростками по решению и обсуждению поведенческих задач - ситуаций с нравственным содержанием. Известно, что процесс осознания поступков начинается с анализа тех обстоятельств, при которых этот поступок совершен. В ходе анализа выясняются мотивы поступка, причины, которые вызвали поступок. Здесь школьники должны уметь ответить на вопрос, почему тот или иной поступок имел место. Для этого необходимо уметь видеть характер участников ситуации, определить те качества, которые они проявили в данных условиях. Далее поступок на основании проведенного анализа должен быть оценен с точки зрения принятых норм и правил морали. В размышлении над поступком полезно подвести школьников к предвидению других возможных способов поведения. С этой целью педагогу необходимо предложить подросткам несколько вариаций такой ситуации, при которой школьники все время задумываются над вопросами: а если бы происходило вот это, а если бы тот или иной участник ситуации повел бы себя так-то.
Умение анализировать, оценивать, предвидеть поступки, совершать правильный моральный выбор приходит, конечно, с опытом. Но задача воспитания в том и заключается, чтобы ускорить, активизировать формирование опыта, раскрыть в более ранний, но доступный для этого период потенциальные возможности ребенка. В этом и состоит основное назначение этих специфических этических бесед.
Материалом для таких бесед служат разнообразные жизненные ситуации с нравственным содержанием, доступные для осмысления учащимися того или иного возраста. Каждая из ситуаций должна заключать в себе нравственную проблему (задачу), разрешить которую и предстоит школьникам.
Планируемый результат духовно-нравственного воспитания:
- принятие воспитанником образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
7 КЛАСС
В 7 классе приоритетным направлением воспитания определено спортивно-оздоровительное.
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся формируется с начальной школы и является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроках физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике, дополнительных занятиях спортом.
Как было сказано выше одной из психологических особенностей подростков 13-14 лет стремление к «взрослости», а так же к самоутверждению, поэтому многие из ребят, усваивая нормы поведения общества, демонстрируют и асоциальное поведение, выражая протест, либо приобретая «ложный авторитет» среди сверстников. Поэтому важно на этом этапе взросления сделать акцент на формировании у подростков здорового образа жизни.
Большую роль в процессе оздоровительной деятельности играют: использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, организация деятельности педагога во взаимодействии с другими специалистами (медицинскими работниками, психологом) и влияние семьи.
В формирование здорового образа жизни включены такие составляющие, как рациональный режим труда и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность, закаливание, полноценное питание, профилактическая работа по преодолению вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя и ПАВ и т.п.), формирование правильных представлений о половом созревании, знание мер профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма, правилам личной гигиены и др.
Планируемый результат физического воспитания – это физическое здоровье воспитанника, определяемое физическим развитием, соответствующеим его возрасту, его систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом; осознание ответственности за свою жизнь, стремление к здоровому образу жизни.
8 КЛАСС
В 8 классе приоритетным направлением воспитания определено общеинтеллектуальное.
Поскольку ведущая деятельность восьмиклассников - межличностное общение, учеба отходит на второй план. А также в это время у подростков часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию.
Классному руководителю, понимающему, что у ребят не за горами первые серьезные экзамены, необходимо, по нашему мнению, стимулировать познавательную деятельность подростков, создавая при этом для них ситуацию успеха. Планировать воспитательные мероприятия так, чтобы они перекликались по содержательности с учебной деятельностью, причем заинтересовывать воспитанников таким материалом, который мог бы способствовать их общению.
Например, посещение спектакля по актуальному на период обучения художественному произведению с последующим обсуждением или творческим заданием, проведение познавательной викторины, просмотр художественного фильма, создание мини-проекта на предметную тематику и т.п.
Причем общеинтеллектуальная деятельность помимо предметной составляющей должна быть ориентирована и на исследование окружающего подростков микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение.
Планируемый результат общеинтеллектуального воспитания - это не только умение воспитанника добывать и применять полученные знания, но и развитие у него коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.
9 КЛАСС
В 9 классе приоритетным направлением воспитания определено социальное.
Ведущие потребности девятиклассников – это интеграция подростковых потребностей в проявлении взрослости и в общении со сверстниками с потребностями, присущими ранней юности: в самопознании и самоопределении.
С одной стороны, девятиклассники стремятся к «внешней» взрослости, которая проявляется в изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных напитков, наркотиков. Претендующие на роль взрослого человека подростки не терпят отношения к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения, а иные отношения их унижают и оскорбляют.
С другой стороны, потребность быть взрослым постепенно заменяется необходимостью быть им: многие девятиклассники уже всерьез задумываются о своем профессиональном и личностном будущем и нередко сталкиваются с настоящими взрослыми проблемами: от серьезной первой любви до зарабатывания средств на жизнь.
Стремление подростка углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях, что пробуждает интерес к психологическим переживаниям других людей и к своим собственным. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию.
Приобретение обучающимися социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.
В связи с этим педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания. При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии.
Также важно уделить особое внимание профориентации, так как воспитанники являются выпускниками основной школы и им необходимо определиться с дальнейшим жизненным выбором – продолжить обучение в средней школе или поступать в лицеи, техникумы и т.п. Поэтому основная задача классного руководителя совместно с родителями – помочь подросткам определиться с этим выбором. Необходимо провести совместно с психологом диагностику, раскрывающую предрасположенности детей, организовывать им экскурсии на различные предприятия и в учебные заведения, организовывать встречи с интересными людьми, реализовавшимися в той или иной профессии и т.п.
Планируемый результат социального воспитания - это подготовить воспитанника, способного к самостоятельной социальной адаптации, сориентировавшегося с дальнейшим жизненным выбором, касающимся своего саморазвития, образования.
Заключительная часть
Одним из главных положений ФГОС является положение о «воспитательном идеале» современной российской школы. Под таким идеалом в стандарте понимается «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России»
Системным социально-педагогическим ориентиром в создании «портретов выпускников» по ступеням образования послужила принятая в современном цивилизованном обществе (позиция ООН, ЮНЕСКО, «Римского Клуба» и др.) характеристика благополучного, востребованного обществом, развивающегося «Человека 21 века». Его отличительными чертами являются:
- ориентированность на освоение и производство знания и использование новых технологий;
- активное стремление расширить свой жизненный горизонт;
- установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего в рамках общего социокультурного прогресса человечества;
- активное, компетентное финансовое поведение;
- здоровый и безопасный образ жизни;
- эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Совмещение этой развернутой характеристики с целями и задачами стратегической «Концепции 2020», а также с признанными в качестве достижений традициями российской (советской) школы, позволило сформулировать «портреты выпускников» следующим образом:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
- готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого развития.
Ориентируясь на Федеральный государственный образовательный стандарт и требования к выпускнику школы, нами и была разработана данная воспитательная концепция, при которой идет развитие личности по всем направлениям.
Список используемой литературы:
- «ООП ООО» ОУ
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
- Федеральный государственный образовательный стандарт.
- Общая педагогика. Основные концепции воспитания в современной педагогике России. - http://pedagogik.ru/obshchaya-pedagogika
- Педагогический словарь. - www.pedpro.ru - Педагогика 2010
- Возрастная психология (Психология развития). ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК./Автор-составитель: Кагермазова Л.Ц., д.психол.н., профессор кафедры педагогики и психологии ДПО КБГУ. -http://www.studfiles.ru/preview/2780632/
- Ширяев М.А., Джишкариани Т.Д. Проблемы духовно-нравственного воспитания подростков. - V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». - http://www.scienceforum.ru
- Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики".
- Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010г. №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
- Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020гг.
- Государственная программа РФ «Развитие физической культуры и спорта» на 2013-2020гг.
- Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года (проект).
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21. Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.
- Письмо Министерства культуры РФ от 21 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ. Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств.
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
педагогическая концепция
Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...
Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)
Понятие "школьное краеведение" по своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...
Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.
В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...
Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы
В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...
Педагогическая концепция
Новый взгляд на современную педагогику и методику преподавания иностранного языка....
Моя педагогическая концепция
В статье расскрывается моя педагогическая концепция, рассказывается о тех приёмах и методах, которые за долгие годы работы стали приоритетными в моей работе....
Педагогическая концепция "Использование интегративного подхода в воспитании и обучении учащихся на уроках географии"
Интегративный подход в обучении учащихся на уроках географии: преимущества и недостатки...