Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива"
методическая разработка (9 класс) на тему

Ошоева Людмила Александровна

Психологический практикум "Изучение личности учащихся и ученического коллектива" содержит практический материал (анкеты, тесты, опросники и т. д.) и  поможет изучить личность учащихся и ученического коллектива в классе. Можно использовать с 5 по 9 классы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ  Мамонтовская  основная школа

Методическая разработка

психологического практикума

«Изучение личности учащегося и ученического коллектива»

                              Работу выполнила:

                              Ошоева Л. А.,

                              классный руководитель

                              9 класса

2016 г.

Содержание

Часть I. Теоретическая часть                                                                     3 - 6

1. Цели, методы и организация изучения личности учащегося и ученического  коллектива в школе. Цели, задачи и требования к изучению личности учащихся и ученических коллективов

2. Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученических коллективов                                                                             7 - 8

Часть II. Практическая часть. Изучение личности школьника                 9 - 21

Методика «Наш ребёнок»                                                                            10

Методика «Самооценка скромности»                                                         11 – 12

Методика «Самооценка коллективизма»                                                    13

Адаптационная диагностика для учащихся. Методика «Тревожность»  14 -15                                                                                                    

Методика «Познавательная потребность»                                                  16

Методика «Тип памяти»                                                                                17

Методика «Ассоциации»                                                                               18 - 19

Методика «Исключение понятий»                                                               20 - 21

Часть III. Практическая часть. Изучение классного ученического коллектива. Изучение родительского мнения                                                                  22 - 33

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»                            23

Методика «Наши отношения»                                                                      24

Анкета для старшеклассников                                                                      25 - 26

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью    27

Методика «Что важнее?»                                                                               28

Методика «Социометрия»                                                                             30

Методика изучения удовлетворённости родителей работой педагога     32

Анкета для родителей                                                                                     33

Заключение                                                                                                      33

Литература                                                                                                       34                                                                                                    

Психологический практикум.

Изучение личности учащегося и ученического коллектива.

                                              «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,

                                               то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

                                                                                                                                 К. Д. Ушинский

                                              «Кто не знает ребёнка, тот не может быть воспитателем».

                                                                                                                                 В. А. Сухомлинский

Часть I

 Теоретическая часть.

Пояснительная записка

1. Цели, методы и организация изучения личности учащегося и ученического коллектива в школе.

Цели, задачи и требования к изучению учащихся и их групп.

     То, что учитель просто обязан по роду своей профессии знать своих учащихся, ни у кого не вызывает сейчас сомнений, особенно с учётом требований ФГОС.

     Для этого педагогу необходимы знания психологии.

     Сошлёмся на мнение выдающегося психолога Б. М. Теплова, считавшего важнейшим вопрос о том, что может дать психологическая  наука практике. Он выдвинул мысль о том, что в жизнь недопустимо идти с «пустыми руками»: в ту или иную область практики необходимо нести какие-то определённые достижения науки (законы, факты, методы).  (Теплов Б. М. О культуре научного исследования.  Избранные труды: В 2 т. – М., 1985. Т. 2). Открывать сегодня «Америку» или изобретать велосипед в педагогике по меньшей мере наивно. Не менее наивно ссылаться на гены, врождённые способности. По утверждению самих генетиков, никакая психическая информация в генах не кодируется и по наследству не передаётся, «никаких генов для духовного содержания человека не существует. Черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности людей».  (Дубинин Н. Наследование биологическое и социальное. – М., 1980. №11)  Всё зависит от воспитания и обучения.  Совершенно прав был А. С. Макаренко, когда утверждал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребёнок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству. Никаких компромиссов, никаких середин быть не может»… (Макаренко А. С. Художественная литература о воспитании детей. Соч. в 7 томах. – М., 1958.-  Т. 5).

     Что же касается мнения о том, что всех научить нельзя, в настоящее время школа и учителя должны учить и воспитывать всех без исключения учащихся и добиваться, чтобы все они получили основное или среднее образование, чтобы каждый школьник был воспитан всесторонне развитой и социально зрелой личностью.  И педагогическая практика свидетельствует о правомерности такой позиции.  Немало учителей, которые не выясняют генеалогическое древо своих учеников, наследственность, а всех учат хорошо. Разве не убедителен в этом отношении опыт учителей, известных всей стране, - Е. Н. Ильина, Р. С. Ходос, С. Д. Шевченко, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова и других?

   Второй важный момент. Хороший учитель – практический психолог, но это не освобождает его от знания теории по психологии.

В-третьих, психологическим изучением личности  школьников и ученических коллективов следует заниматься не только психологу, но и каждому учителю, так как учителю приходится обращаться к психологическим знаниям постоянно, при решении любых, даже самых мелких педагогических проблем.

     Итак, без знания психологии, без применения конкретных психологических методов не может быть эффективной деятельности учителя.  Важен вопрос: что изучать? Личность человека, и в частности ребёнка, многогранна. Сколько времени это потребует? Что делать с собранной информацией о ребёнке? Как обрабатывать? Как использовать её в решении конкретных учебно-воспитательных задач класса, школы?

     Задача школы сегодня - формирование всесторонне развитой  и социально зрелой личности каждого школьника.

     Процесс формирования включает в себя основные направления:  гражданско-патриотическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое и физическое воспитание.

     Для реализации такого подхода изучение личности учащихся и коллектива должно проходить в соответствии со следующими требованиями.

1. Изучение должно быть направлено на выявление особенностей процесса психического развития каждого ученика.

2. Оценка результатов диагностики психического развития того или иного ученика производится не путём сравнения этих результатов с какими-либо нормами или средними величинами, а, главным образом, путём сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии. Оцениваются усилия самого ученика в учебной деятельности и самовоспитании.

3. Исследование процесса психического развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения.

4. Диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, а проводиться с учётом  возможной «зоны ближайшего развития» (перспектив развития школьника, которых он может достичь при сотрудничестве со взрослыми).  Прав был А. С. Макаренко: «Вы должны проектировать больше, чем кажется  для глаза… Педагог в своём воспитательном деле должен брать далеко вперёд».

5. Уровень развития должен быть описан как содержательная характеристика соответствующей деятельности ребёнка, а процесс развития – рассматриваться как смена качественно своеобразных этапов развития этой деятельности.

6. Изучение личности школьников и их коллективов важно не само по себе. Оно всегда должно быть направлено на решение определённой педагогической задачи. В связи с этим каждая методика изучения должна подбираться с учётом реализуемой с её помощью учебной или воспитательной задачи.

7. Следующее требование касается педагогического оптимизма. Суть его лучше всего сформулирована в известном высказывании С. Л. Рубинштейна: «Добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильные стороны – те силы в нём, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. За озорными выходками нередко стоят избыточные силы, которым не сумели вовремя дать надлежащее применение.  На знании одних недостатков и слабостей ничего не построить.  Поэтому воспитание, которое видит только их одних, их лишь подчёркивает, - бесперспективное дело. Кто хочет исправить недостатки человека, должен искать его достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем направлении заключённых в нём сил. На них надо опираться в борьбе с недостатками человека. Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе союзников в нём самом». (Рубинштейн С. Л. Принципы в пути развития психологии. – М., 1959.)

8. Так как обучение и воспитание должны носить комплексный характер, то и к психологическому изучению личности и коллектива предъявляется требование комплексности, т. е. оно должно охватывать все основные стороны психического развития ученика.

9. Изучение индивидуальных особенностей должно осуществляться с учётом возрастных особенностей. В частности экспериментальные задания предъявляться в доступной для учащихся каждой возрастной группы форме. 

10.  Исследования должны проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса.  Лишь в исключительных случаях можно использовать лабораторные методы психодиагностики.  Как отмечал Л. С. Рубинштейн, «изучать детей, воспитывая и обучая их, чтобы воспитывать и обучать их, изучая их, - таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей». (Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973).

11.  Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться систематически путём проведения через запланированные сроки диагностических срезов по каждому из параметров психического развития.

     Функции диагностики: воспитывающая, контрольно-корректирующая, прогностическая.

     Решение вопроса о методах постановки психологического диагноза определяется прежде всего задачами диагностики и её объектом. Объектом в данном случае являются  вышеперечисленные направления развития учащихся. Исходя из указанных выше целей изучения личности учащихся и коллективов, заданных в условиях осуществления учебного процесса, можно сформулировать и задачи диагностики.

     1. Выявление относительного уровня развития. Решение этой задачи производится посредством проведения экспериментальных срезов развития учащегося в том или ином направлении. Например, для определения уровня умственного развития (или обучаемости, памяти, воображения, способностей и т.д.) необходимо выделить показатели, по которым  он определяется, а затем провести конкретное изучение.

     2. Анализ изменения уровня развития учащихся под влиянием определённых воздействий.  Используя диагностические методики, надо получить несколько срезов для выявления сдвигов в развитии личности, а затем на основе полученных данных оценить практическую эффективность применяемых обучающих и воспитательных воздействий, сделав некоторые педагогические выводы по планированию своей последующей работы.

     3. Выявление потенциальных возможностей психического развития. Решение этой задачи представляет собой реализацию прогностической функции. Она становится возможной потому, что результаты, уже достигнутые личностью в развитии, составляют базу для дальнейшего совершенствования («зону ближайшего развития»).  Всё это придаёт особую значимость поиску и применению методов установления не только существующего уровня психического развития, но и направлений его последующего изменения.

     Необходимо заметить, что, проводя психологическое исследование, учителю необходимо использовать не одну какую-то методику, а их систему, решающую определённые воспитательные задачи. Эта система должна иметь естественный характер  (т. е. представлять собой обычное учебное или воспитательное средство) и подбираться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

2. Классификация и характеристика методов изучения личности учащегося и ученического коллектива.

     Методы изучения подразделяются в зависимости:

1) от характера участия школьников в их проведении на

- пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности и др.) и активные (анкетирование, тестирование, социометрические измерения, проективные и др.);

2) от времени проведения на

- одномоментные (анкетирование и др.) и длительные (целенаправленное наблюдение, биографический метод);

3) от места проведения на

школьные (классные и внеклассные) и лабораторные.

К неэкспериментальным методам относятся:

- Наблюдение;

- Анкетирование;

- Беседа;

- Анализ продуктов деятельности.

Диагностические методы:

- Тесты, проективные тесты;

- Шкалирование;

- Качественные диагностические методы (педагогические консилиумы);

- Смешанные диагностические методы.

Экспериментальные методы:

- Естественный эксперимент (ученики находятся в естественных для них условиях игровой, учебной, трудовой и других видов деятельности, не догадываясь о проводимом психологическом исследовании, объектом которого они являются);

- Моделирующий эксперимент (объяснение психических явлений посредством их моделирования);

- Лабораторный эксперимент (проводится в искусственных для ученика, специально создаваемых и точно учитываемых обстоятельствах).

     Формирующие методы

(изучение психологических особенностей детей в естественных условиях учебно-воспитательного процесса путём активного формирования интересующих исследователя психических качеств).

     Изучение личности школьников и их классных коллективов – сложное и трудное дело. Его надо правильно спланировать, организовать и провести при активном участии всех педагогов школы.

     Кроме того, это обязательно должно быть включено в план работы школы и в планы воспитательной работы каждого классного руководителя.

     К работе по изучению личности учащихся надо привлечь самих школьников (начиная с 1 класса)  и их родителей. Это очень важно – развить у детей потребность и умения самопознания, которые являются основой для самовоспитания.

     Вопросы самопознания вызывают живой интерес у ребят. Если его вовремя не удовлетворить, то он может угаснуть. В результате дети теряют интерес не только к самим себе, но и к другим людям. Возникает неумение и нежелание учитывать интересы других людей, в поведении закрепляются импульсивность, немедленная реализация сиюминутных желаний, неустойчивость мотивов, взрывчатость. Одним словом, человек уже сам не знает, что он может сделать. Многие немотивированные серьёзные проступки людей имеют в основе именно психологическую глухоту к самому себе и, как следствие, к людям.

     Наконец, надо всегда помнить, что изучение личности ребёнка и коллективов – это не самоцель, а лишь средство для более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по формированию личности каждого ученика и каждого ученического коллектива.

     Перейдём к практической стороне вопроса и описанию методик изучения личности школьника и ученического коллектива, которые я, классный руководитель, применяю в работе с детьми  и родителями своего класса (частично представленные методики использую на классных часах, на родительских собраниях с 5 по 9 классы).

Часть II

Практическая часть

Методики по изучению личности школьника (по различным направлениям)

Методики по изучению нравственной воспитанности школьников.

     Критерии нравственной воспитанности:

1. Нравственные знания (понимание того, что значит быть нравственным), отношение к себе (стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ценностных ориентаций и установок) и нравственное поведение (в какой степени эти отношения реализуются личностью в конкретных поступках и действиях).

2. В жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в некоторых личностных качествах (коллективизм, добросовестность, самокритичность и т. д.).

3. Наличие у  детей этих нравственных качеств можно считать критерием нравственной воспитанности.

Методика   «Наш ребёнок».

Цель: определить уровень нравственного поведения ученика в представлении его родителей (дисциплинированность, чуткость, трудолюбие, скромность, принципиальность, самокритичность, ответственность).

Ход эксперимента. Родителей просят ответить на вопросы анкеты, записав на листочки номера вопроса (I-X) и номер ответа (1-4) на каждый вопрос.

I. Исполнителен и послушен ребёнок в семье? Охотно ли он выполняет поручения родителей?

1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.

2. Часто непослушен и неисполнителен.

3. Не всегда исполнителен и послушен.

II. Каково поведение ребёнка дома?

1. Постоянно ведёт себя плохо, дерзит, пререкается и т. д.

2. Часто ведёт себя плохо и на замечания не реагирует.

 3. Не всегда. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.

4. Всегда хорошо.

III. Насколько чутко и отзывчиво относится ребёнок к родителям и близким?

1. Постоянно грубит, дерзит, раздражается по поводу замечаний.

2. Часто проявляет эгоизм, грубость, чёрствость.

3. Не всегда отзывчивый и заботливый.

4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

IV. Насколько ребёнок трудолюбив?

1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

4. Любит труд, постоянно помогает взрослым.

V. Насколько воспитаны простота и скромность у ребёнка в отношении к родным и близким?

1. Очень заносчив, хвастлив и высокомерен.

2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство и заносчивость.

3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

4. Всегда прост и скромен.

VI. Проявляется ли у ребёнка критичность по отношению к другим людям?

1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.

2. Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.

3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.

4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

VII. Проявляет ли при этом самокритичность?

1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.

2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.

3. Не всегда исправляется после критических замечаний.

4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится учесть критические замечания.

VIII. Как относится к учению дома?

1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

2. Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля.

3. Не всегда добросовестно готовит домашние задания.

4. Ответственно и добросовестно готовит домашние задания.

IX. Как относится к общественным поручениям?

1. Не любит общественную работу, не выполняет её.

2. Чаще всего безответственно относится к общественной работе, поручениям, требует постоянного контроля родителей.

3. Не всегда проявляет желание выполнять поручение.

4. Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома.

X. Каково отношение ребёнка к своему классу, школе?

1. Не любит свой класс и школу, открыто выражает своё отрицательное отношение к ним.

2. Равнодушен к делам класса, школы.

3. Любит класс и школу, но не всегда подкрепляет это хорошими делами.

4. Любит свой класс и школу и всегда подкрепляет это хорошими делами.

Обработка полученных данных.

Получив от родителей листочки с номерами вопросов и ответов, учитель суммирует номера ответов (для каждого школьника) и полученную сумму делит на 10. Степень проявления нравственных качеств в поведении школьников в представлении их родителей оценивается по шкале:

от 1 до 1,5 – по мнению родителей, указанные качества не проявляются;

от 1,5 до 2,5 – качества проявляются слабо;

от 2,5 до 3,5 – качества проявляются;

от 3,5 до 4 – качества проявляются ярко.

     На основе полученных данных учитель сопоставляет оценку родителей со своими представлениями. В случае их несовпадения необходимо выяснить причину этого несоответствия (скрытность, необъективность родителей и т. д.) с помощью других методик и наметить индивидуальную работу с этим учеником  (а при необходимости и с родителями). Опираясь на достигнутый уровень и акцентируя внимание школьника (и родителей) на положительных качествах, учитель должен способствовать дальнейшему развитию нравственного поведения в целом.

Методика «Самооценка скромности».

     Цель: самоанализ скромности ученика.

     Ход выполнения. Школьникам предлагается анкета признаков проявления скромности. Читая анкету пункт за пунктом, учащиеся должны оценить степень выраженности у себя того или иного признака и записать в графу анкеты оценку по 6-балльной шкале.

Признаки

Оценка степени выраженности признака (баллы)

5

4

3

2

1

0

1. Правильно оцениваю и реагирую на свой успех

2. Требователен к себе

3. Испытываю неприязнь к рекламирующим свои успехи и достоинства

4. Не стремлюсь к превосходству над другими

5. Не рекламирую себя, не рассказываю о себе, не рисуюсь

6. Обладаю чувством собственного достоинства

7. Уверен в себе

8. Умею считаться с мнением товарищей

9. Выполняю правила поведения, предъявляемые другим

10. Правильно оцениваю и реагирую на свои недостатки

11. Прост, естествен в поведении

12. Не стремлюсь быть центром внимания

13. Неприхотлив, умерен в запросах

14. Признаю ограниченность своих достижений в сравнении с вкладом других

15. Не сосредоточен на себе

16. Стремлюсь к самосовершенствованию

17. Способен в присутствии других людей дать себе низкую оценку, если она заслужена

18. Умею видеть в своих успехах заслуги других

19. Стараюсь не обижать другого

20. Не стремлюсь к яркому, броскому оформлению своей внешности

Итого баллов

     Обработка полученных данных. Следует просуммировать все 20 оценок и вычислить коэффициент самооценки скромности:

К=

Методика «Самооценка коллективизма».

      Цель: самоанализ коллективизма школьника.

Признаки

Оценка степени выраженности признака

5

4

3

2

1

0

1. Активен в решении общих задач класса

2. Помогаю товарищам в классе

3. Высказываю одноклассникам неодобрение, если те поступают плохо

4. Подчиняю личные интересы коллективным

5. Переживаю за дела класса

6. Организую новые дела в классе

7. Требователен к одноклассникам

8. Критикую тех, кто уклоняется от участия в общем деле

9. Умею подчиниться товарищам

10. Умею организовать коллектив

11. Не уважаю тех, кто в стороне, когда товарищу нужно помочь

12. Люблю быть с классом

13. Не обижаюсь на критику

14. Умею расположить к себе, доброжелателен

15. Участвую в общественной жизни класса

Итого баллов

     Ход выполнения. Школьникам предъявляется анкета признаков проявления коллективизма. Учащиеся должны оценить степень выраженности у себя того или иного признака и записать в графу анкеты оценку по 6-балльной шкале.

     Обработка данных.  Следует просуммировать все 15 оценок и вычислить показатель самооценки коллективизма по формуле:  К= 

Адаптационная диагностика для учащихся (рекомендую проводить ежегодно, начиная  с 5 класса).

Методика « Шкала тревожности»

( по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша)

     Инструкция. Ниже перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.                                                                                                        

     Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, то поставьте — 0. Если она немного волнует, беспокоит — 1. Если ситуация достаточно неприятна и вы хотите избежать её, то поставьте — 2. Если ситуация неприятна, вызывает беспокойство, тревогу, страх — 3. А если ситуация крайне неприятна, вызывает очень сильный страх — 4. (проводится коллективно, целым классом).                                            

Текст методики.

1. Отвечать у доски.                    

2. Пойти в дом к незнакомым людям.                                        

3.Участвовать в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.                              

4. Разговаривать с директором школы.                                  

5. Думать о своём будущем.                        

6.Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить.      

7. Тебя критикуют, в чём-то упрекают.                                                                

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи и т.п.)                                                          

9. Пишешь контрольную работу.                    

10. После контрольной учитель называет отметки.                          

11. На тебя не обращают никакого внимания.                                                                        

12. У тебя что-то не получается.                          

13. Ждёшь родителей с родительского собрания.                                    

14.Тебе грозит неудача, провал.                                

15. Слышишь за своей спиной смех.              

16. Сдаёшь в школе зачётную работу.                  

17. На тебя сердятся, но ты не знаешь почему.        

18. Выступать перед большой аудиторией.                

19.Тебе предстоит важное, решающее дело.                                                                                                              

20. Не понимаешь объяснений учителя.

21. С тобой не соглашаются, противоречат тебе.                      

22. Сравниваешь себя с другими.                        

23. Проверяются твои способности.      

24. На тебя смотрят, как на маленького (-ую).              

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.      

26. Замолчали, когда ты подошёл (подошла).

27. Оценивается твоя работа.

28. Думаешь о своих делах.                    

29.Тебе надо принять для себя решение.        

30. Не можешь справиться с домашним заданием.      

Методика включает ситуации 3-х типов:    

  • ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
  • ситуации, связанные с представлениями о себе;                      
  • ситуации общения.                        

                                             

         Вид тревожности

                           Номер пункта шкалы

Школьная

1       4       6        9       10      13       16     20      25      30

Самооценочная

3       5      12      14      19      22       23     27      28      29

Межличностная

2       7       8       11      15       17      18     21      24      26

     Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.                                                                          

Уровень тревожнос-ти

Группа уч-ся            

кл.     пол

Уровень общей тревожности

Уровень школьной тревожности

Уровень самооценоч-ной тревожности

Уровень межличностной тревожности

Нормаль-ный

5         ж  

5         м      

30-62        

17-54

7-19                

4-17

11-21            

 4-18

7-20

5-17

Несколько повышен-ный

5         ж  

5         м

63-78

55-73

20-25

18-23

22-26      

19-25

21-27

18-24

Высокий      

5         ж

5         м

79-94

74-91

26-31

24-30

27-31

26-32

28-33

25-30

Очень высокий

5         ж

5         м

более 94

более 91

более 31

более 30

более 31

более 32

более 33

более 30

«Чрезмер-ное спокой-ствие»

5         ж

5         м

менее 30      

менее 17

менее 7

менее 4

менее 11

менее 4

менее 7

менее 5

     Примечание.  Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Следует также обратить внимание на учащихся с «чрезмерным спокойствием» - подобная нечувствительность к неблагополучию носит защитный характер и препятствует полноценному формированию и развитию личности.      

Методика «Познавательная потребность».

     Предложена В. С. Юркевичем и предназначена для учителей, которые на основе наблюдений и бесед с другими учителями, с родителями школьников должны выбрать ответы на вопросы следующей анкеты:

№ п/п

Вопрос

Возможные ответы

Балл

1.

Как часто ученик подолгу занимается какой-нибудь умственной работой (час-полтора – для младших школьников, несколько часов подряд – для подростков)?

Часто

5

Иногда

3

Редко

1

2.

Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность?

Помучиться, но самому найти ответ

5

Когда как.

3

Получить готовый ответ от других

1

3.

Много ли читает школьник дополнительной литературы?

Постоянно, много

5

Иногда много, иногда ничего не читает

3

Мало или совсем ничего не читает

1

4.

Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

Очень эмоционально

5

Когда как

3

Эмоции ярко выражены (по сравнению с другими ситуациями)

1

5.

Часто ли задаёт вопросы?

Часто

5

Иногда

3

Очень редко

1

     Обработка результатов. Ответы оцениваются в соответствии с таблицей. Полученные результаты суммируются.

     Выводы. Интенсивность познавательной потребности определяется суммой баллов:     17- 25 баллов – потребность выражена сильно,

12-16 баллов – умеренно, меньше 12 баллов – слабо.

Методика «Тип памяти»

     Цель: выявить тип памяти школьника.
    Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных  карточках
1 2 3 4
дирижабль  самолет  пароход  волк 
лампа  чайник  собака  бочка
яблоко  бабочка  парта  коньки
карандаш  ноги  сапоги  самовар
гроза  хомут  сковородка  пила 
утка  бревно  калач  весло
обруч  свеча  роща  загадка
мельница  машина  гриб  пальто
попугай  журнал  шутка  прогулка
листок  малина  воротник  книга


    Ход эксперимента.  Эксперимент проводится в 4 серии. В каждой серии предъявляется один ряд слов. Ученик получает задание запомнить как можно больше слов и по команде экспериментатора записать  слова на листке.
    В первой серии экспериментатор читает вслух слова первого ряда. Интервал между словами при чтении – 5 секунд, записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда, затем отдых 10 минут.
    Во второй серии ученик в течение одной минуты читает про себя слова второго ряда. Записывает те слова, которые сумел запомнить. Отдых 10 минут.
    В третьей серии экспериментатор читает ученику слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое слово и «записывает» их в воздухе. Затем ученик записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
    В четвертой серии экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова.
Обработка и анализ результатов.
1. Проводится проверка правильности воспроизведения (порядок слов роли не играет).
2. Результаты заносятся в таблицу:

Вид памяти

Кол-во удержанных слов

Коэффициент вида памяти C=a/i0

Слуховая

Зрительная

Моторно-слуховая

Комбинированная


    Чем ближе коэффициент С к 1, тем лучше развит у школьника соответствующий вид памяти.
    Вывод: по преобладающему у школьника виду памяти делается вывод о его типе памяти.

                                  Методика «Ассоциации»


     Цель: выявить значение различных ассоциаций для успешности запоминания.
    Оборудование: набор из 50-ти пар слов (5 рядов по 10 слов). Слова в пары связаны ассоциациями разного вида. Выделяются 5 видов" ассоциаций: «целое – часть», «предмет – свойство», «необычное сочетание», «контраст», «причина – следствие».


    Набор слов к методике «Ассоциации»:
1. Палец - ноготь
2. Мак  - красивый
3. Степь  - колокол
4. Похвала  - порицание
5. Ветер  - буря
6. Часы  - стрелка
7. Сахар  - сладкий 
8. Окно - буква
9. Громкий  - тихий
10. Порох  - взрыв
11. Дом  - крыша
12. Снег - белый
13. Забор  - лампа
14. Покой  - движение
15. Яд  - смерть
16. Голова  - волосы
17. Уголь  - черный
18. Спичка  - голод
19. Сладкий  - горький 
20. Дождь  - грязь
21. Институт  - аудитория
22. Пух  - легкий
23. Папироса  - абажур
24. Храбрость  - трусость 
25. Учение  - знание
26. Глаз  - зрачок
27. Трава  - зеленая
28. Ягода  - свечка
29. Награда  - наказание
30. Мороз  - холодно
31. Книга  - страница 
32. Бритва  - острая 
33. Тетрадь  - парус
34. Светлый  - темный 
35. Лето  - тепло
36. Город  - улица
37. Колесо  - круглое
38. Камин  - толпа
39. Любовь  - ненависть 
40. Солнце  - свет
41. Поезд  - вагон
42. Василек  - синий
43. Дым  - правило
44. Высокий  - низкий 
45. Работа  - усталость
46. Рука - ладонь
47. Путь  - длинный
48. Паровоз  - столб
49. Холодный  - горячий 
50. Рана  - боль


    Ход работы. Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Поставь в тетради порядковые номера от 1 до 50. Я тебе прочитаю 50 пар слов один раз. Потом я буду читать только первое слово, а ты должен будешь вспомнить и под соответствующим номером записать второе слово». Далее выполняется работа в соответствии с инструкцией.
    Обработка и анализ результатов.
    По каждому из пяти видов ассоциаций подсчитывается % правильно воспроизведенных слов.
    Вывод.  Делается вывод о том, что у данного школьника наиболее эффективно запоминание, построенное на ассоциациях такого-то (таких-то) вида(ов).

                              Методика «Исключение понятий»
     Цель: изучить индивидуальные различия в уровне развития мыслительных операций обобщения и отвлечения. 
    Оборудование:

      1. бланк задания (образец см. ниже),
     2. чистый лист бумаги, ручка. 
    Ход работы: испытуемому выдается бланк задания и сообщается следующая инструкция: «Вы получили бланк, на котором написаны серии слов. Каждая серия состоит из пяти слов. Четыре из них являются в некоторой мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Вы должны просмотреть каждую серию, найти слово, подлежащее исключению, и выписать его на своем листочке под соответствующим номером. Например, даны 5 слов: «Кирпич, глина, камень, известь, дом». Первые четыре слова можно объединить одним понятием «строительные материалы», а последнее слово лишнее. Нужно записать: «№ 1 – дом». И так по порядку нужно решить все 17 серий».


    Бланк задания к методике «Исключение понятий».
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Семен, Иванов, Порфирий.
4. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
Б. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
6. Глубокий, высокий,  светлый, низкий, мелкий.
7. Лист, почка, кора,  дерево, сук.
8. Лом, сарай, изба, хижина, здание. 
9. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
10. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, наказывать.
11. Темный, светлый,  голубой, яркий, тусклый.
12. Гнездо, нора, курятник, берлога, сторожка.
13. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
14. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
15. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
16. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
17. Успех, победа, удача, спокойствие, выигрыш.
    Обработка результатов:
1. По ключу проверяется правильность исключения слов.
Ключ к  методике «Исключение понятий».
1. Маленький 2. Злой 3. Иванов 
4. Сало 5. Постепенно 6. Светлый 
7. Дерево 8. Сарай 9. Дерево 
10. Наказывать 11. Голубой 12. Сторожка 
13. Волнение 14. Гвоздь 15. Вечер 
16. Землетрясение 17. Спокойствие 


2. На основе проверки подсчитывается количество правильно исключенных слов. Это количественный показатель.
3. Проводится беседа с испытуемым с целью выяснения причин объединения в одну группу 4-х слов в каждой серии. Делается вывод, существенные или несущественные признаки положены в основу объединения. Это качественный показатель. 
    Вывод. На основе количественного и качественного показателей делается вывод об уровне развития у данного школьника мыслительных операций обобщения и отвлечения. Оценка уровня развития производится на основе сопоставления результатов данного испытуемого со среднегрупповыми результатами, полученными путем экспериментального изучения группы школьников одного возраста.

Часть III. Практическая часть

Изучение  классного ученического коллектива

I. Состав класса.

  • Возрастной состав класса.
  • Познавательный уровень развития учащихся.
  • Работоспособность и успеваемость учащихся.
  • Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручения. Гражданско-патриотическая направленность, сознательность учащихся.

II. Сплоченность класса.

  • Есть ли группировки по деловым  интересам или отрицательного характера? Как учащиеся относятся друг к другу? Как они относятся к делам класса?
  • Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе и вне её? Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно?
  • Дружат ли мальчики и девочки? Защищают ли мальчики девочек?
  • Защищают ли ребята членов своего коллектива?
  • Нет ли в классе круговой поруки? Если есть, то в чём она выражается?
  • Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса? Болеют ли за свой коллектив?
  • При проведении общешкольных мероприятий стараются держаться вместе или  разобщенно?

III. Организованность класса.

  • Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел? Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять?
  • Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушать друг друга (на собраниях, на перемене, при выполнении различных дел)?
  • Подчиняются ли они распоряжениям уполномоченных лиц?

IV. Общественное мнение в классе.

  • Какие поступки своих товарищей одобряют, какие – осуждают?
  • Как и в какой форме они выражают своё одобрение и неодобрение?
  • Есть ли расхождения между тем, что учащиеся говорят, и тем, что они делают?
  • Критика и самокритика в классе.

V. Характер  товарищеских связей в коллективе.

  • Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, общая работа.
  • Где дружат учащиеся (только в школе или вне её)?
  • Внимательны ли они к товарищам? Стараются ли им помочь? В чём выражается эта помощь?
  • Проявляют ли школьники требовательность  к своим друзьям? Умеют ли они видеть в них недостатки?
  • Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим?
  • Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками?

VI. Актив класса.

Состав актива.

  • Официальный (выбранный) и фактический активы класса.
  • Имеет ли актив авторитет?
  • Выполняются ли распоряжения актива класса?
  • Как относятся активисты к товарищам по классу?
  • Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе?
  • Живут ли общешкольные активисты жизнью класса, не отрываются ли они от класса? Уважают ли их в классе?

VII. Связь классного коллектива с общешкольным.

  • Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах?
  • Вносятся ли в классе предложения об улучшении жизни школы?
  • Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические)?
  • Каков характер связи учащихся с другими классами (шефство, соревнования, совместные дела)?
  • Как участвует класс в общешкольных мероприятиях?

      VIII. Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива.

- Какие педагогические мероприятия следует провести в классе в целях сплочения и организации классного коллектива?

     - Как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдельных учащихся?

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе.

Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л. Г. Жедуновой).

    Цель: изучение психологической атмосферы в коллективе.

    Ход проведения. Каждому школьнику предлагается оценить состояние психологической  атмосферы в коллективе по девятибалльной системе. Оцениваются полярные качества:

  9            8            7               6             5                  4                3              2             1                                                                                                                                                              

1*

                   Дружелюбие

                      Враждебность

2*

                    Согласие

                        Несогласие

3*

                 Удовлетворённость

                    Неудовлетворённость

4*

                   Увлечённость

                       Равнодушие

5*

                  Результативность

                    Нерезультативность

6*

               Теплота  взаимоотношений

          Холодность  взаимоотношений

7*

                 Сотрудничество            

             Отсутствие  сотрудничества

8*

                 Взаимная поддержка

                  Недоброжелательность

9*

                      Занимательность

                            Скука

10*

                         Успешность

                   Неуспешность

     Чем выше балл, тем выше оценка психологического климата и наоборот. Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнение между собой, а также вычисление средней для коллектива оценки атмосферы.

                            Методика « Наши отношения»

( Фридман Л.М.  и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.,1988.)

     Цель: выявление степени удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.          

     Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Возможно  выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости  (дружбы, сплочённости, или наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплочённый.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

      Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или её отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

     Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Анкета для старшеклассников

(проф. Л.В. Байбородова)

     Цель: определить состояние взаимодействия педагогов и учащихся в школьном коллективе, а также динамику его развития.

     Ход проведения. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Кого из взрослых следует пригласить в поход?

2. Кто для Вас служит нравственным примером:

а) товарищи;

б) родители;

в) учителя;

г) герои книг;

д) выдающиеся спортсмены;

е) участники молодёжных ансамблей;

ж) никто;

з) допишите _____________________________________

3. В каких областях жизни учащиеся вашей школы обладают реальными правами:

а) в совершенствовании учебного процесса;

б) в организации досуга;

в) в контроле за качеством знаний;

г) в поощрении;

д) в организации воспитательной работы;

е) нигде;

ж) допишите ________________________________________

4. Где Вы можете наиболее полно выразить свою личность (где Вам интереснее всего, где Вас ценят, понимают):

а) в учебной работе;

б) на занятиях в кружках;

в) в компании друзей;

г) в общественной работе;

д) в производственном обучении;

е) в проведении досуга;

ж) в семье;

з) нигде

и) допишите ____________________________________

5. С кем Вы можете быть откровенными:

а) ни с кем;

б) с ребятами из нашей компании;

в) с директором школы;

г) с товарищами по школе, классу;

д) с родителями;

е) с руководителем кружка, секции, клуба;

ж) с бабушкой или дедушкой;

з) с классным руководителем;

и) со старым знакомым;

к) с любимым человеком;

л) с учителем школы;

м) допишите __________________________________

6. Как бы Вы поступили, если учитель, по Вашему мнению, несправедливо обидел Вас:

а) промолчу;

б) отвечу дерзостью;

в) обращусь к родителям за поддержкой;

г) обращусь к товарищам за поддержкой;

д) спокойно попытаюсь доказать правоту;

е) пожалуюсь администрации;

ж) при случае отомщу;

з) обращусь к классному руководителю;

и) обращусь к учителю, которому доверяю;

к) попрошу поставить мой вопрос на классном собрании;

л) допишите _________________________________________

7. В каких делах учителя школы «на равных» участвуют с учащимися?

8. Допишите фразы: «Мне хочется идти в школу, когда____________________»;

9. Какие системы отношений в школе надо совершенствовать:

а) учитель —  ученик;

б) учителя — учителя;

в) учителя — администрация;

г) учителя — родители;

д) родители — учащиеся;

е) ученик — ученики;

ж) администрация — ученики;

10. К кому Вы можете обратиться в трудную минуту за помощью?

11. Какие дела в школе, по Вашему мнению, могут решаться:

а) одними учителями;

б) совместно с учителями и учащимися;

в) самостоятельно учащимися.

12. В коллективе работников нашей школы преобладают отношения:

а) враждебные;

б) недружеские;

в) деловые;

г) групповые;

д)» ты — мне, я — тебе»;

е) сложные;

ж) всякие;

з) дружеские;

и) допишите______________________________

 Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А.А. Андреевым)

     Цели: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

     Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 - совершенно согласен;

3 - согласен;

2 - трудно сказать;

1 - не согласен;

0 - совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

     Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

     Если У > 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2 > У < 3, или У < 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Методика  «Что важнее?»

Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).

Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (8,13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного
выполнения совместной учебной работы.

Качества личности

  1. Дисциплинированность.
  2. Эрудированность.
  3. Сознание общественного долга.
  4. Сообразительность.
  5. Начитанность.
  1. Трудолюбие.
  2. Идейная убежденность.
  3. Умение контролировать работу.
  4.  Моральная воспитанность.
  1.  Самокритичность.
  2.  Отзывчивость.
  1. Общественная активность.
  2. Умение планировать работу.
  3.  Любознательность.
  1. Умение работать с книгой.
  2.  Целеустремленность.
  3.  Коллективизм.
  4.  Прилежание.
  5. Требовательность к себе.
  6.  Критичность.
  7.  Духовное богатство.
  8. Умение объяснить задачу.
  9. Честность.
  10.  Инициативность.
  11.  Внимательность.
  12.  Ответственность.
  13.  Принципиальность.
  14.  Самостоятельность.
  15.  Общительность.
  16.  Рассудительность.
  17.  Скромность.
  18.  Осведомленность.
  19.  Справедливость.
  20.  Оригинальность.
  21.  Уверенность в себе.

     Обработка полученных данных. Учитель составляет матрицу следующего вида.

Фамилия

Качества личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

34

35

1

Антонова

+

+

+

+

+

2

Буланова

+

+

+

+

+

3

Васильев

+

+

+

+

+

4

Дятлова

+

+

+

+

+

5

Иглов

+

+

+

+

+

6

Климов

+

+

+

+

+

7

Леонов

+

+

+

+

+

8

Никитина

+

+

+

+

+

9

Орехов

+

+

+

+

+

10

Орфеева

+

+

11

Павлов

+

+

+

12

Родных

+

+

+

+

+

13

Семенчук

+

+

+

+

14

Тимофеева

+

+

+

+

15

Устюгова

+

+

+

+

+

Сумма выборов

10

2

10

2

2

11

13

0

9

3

3

2

В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), вычисляют по следующей формуле:

 ,

где п – сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, N – число учащихся, принявших участие в эксперименте. Для данных, приведенных в матрице, коэффициент ценностно-ориентированного единства класса будет равен:

.

С ≥ 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 ≤ С < 0,5, то класс промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива. В приведенном примере
С = 0,66, что свидетельствует о высоком ценностно-ориентационном единстве школьников класса.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для приведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), идейная убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также с положительным отношением к учебе.

Методика  «Социометрия»

Цель: выявление межличностных отношений в классе.

Ход выполнения. Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть определенным (3–5 учащихся) и неопределенным (предлагается указать несколько фамилий школьников своего класса). В любом случае желательно соблюдать последовательность предпочтений (в первую (1), во вторую (2) и в третью (3) очередь). В зависимости от характера выявляемых отношений, вопросы могут быть различными: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «С кем бы ты хотел жить в одной походной палатке?», «Назови трех учеников вашего класса, которых ты рекомендовал бы для участия в дискуссии с членами молодежных организаций других стран», «С кем из учеников вашего класса ты хотел бы готовиться к контрольной работе по математике?». Одни вопросы (критерии выбора) направлены на выявление эмоциональных связей, другие – деловых). При ответе на вопросы возможны и отрицательные выборы. Они отмечаются в таблице знаком « – ».

Обработка полученных данных. На основании результатов составляется матрица, куда записывается список класса, а в верхнюю строку – номера, под которыми значатся фамилии школьников. В каждой строке против номеров учащихся, выбранных данным школьником, ставятся номера выборов (1, 2 или 3). Например, поскольку Леонов выбрал 1) Васильева, 2) Углова, 3) Климова, то ставятся соответствующие выборы на пересечении седьмой строки со столбцами 3, 5 и 6.

Если ученики выбрали друг друга (например, по данным приведенной матрицы Антонова выбрала: № 4 Дятлову, а Дятлова выбрала № 1 – Антонову), то эти два выбора (с координатами (1,4) и (4,1) обводятся в кружочек (взаимный выбор). В таблице они показаны курсивом. Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек – кружочками.

Матрица выбора

Кто выбирает

Кого выбирают

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

Антонова

3

1

2

2

Буланова

2

1

3

3

Васильев

2

3

1

4

Дятлова

3

1

2

5

Иглов

1

3

2

6

Климов

1

3

2

7

Леонов

1

2

3

8

Никитина

2

3

1

9

Орехов

2

1

3

10

Орфеева

1

3

2

11

Павлов

2

1

3

12

Родных

1

2

3

13

Семенчук

3

2

1

14

Тимофеева

2

3

1

15

Устюгова

1

2

3

Количество полученных выборов

3

0

7

6

6

1

8

0

0

0

1

3

6

4

0

Количество взаимных выборов

3

0

3

3

2

1

3

0

0

0

0

1

2

3

0

     Те, кто набрал наибольшее количество положительных выборов - так называемые «социометрические звезды»  (имеют в два раза больше среднего количества выборов), затем «предпочитаемые» (имеют среднее количество выборов), «пренебрегаемые» (число выборов меньше среднего), «изолированные» (не получившие ни одного выбора). Если в эксперименте использовались отрицательные критерии, т. е. у испытуемых спрашивали, с кем они не желают работать, появляется категория лиц, которых относят к «отверженным»: они получают только отрицательные выборы.

Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога (разработана доцентом Е. Н. Степановым)

     Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой педагога.

     Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

     Цифры означают следующие ответы:

                  4 – совершенно согласен;

                  3 – согласен;

                  2 – трудно сказать;

                  1 – не согласен;

                  0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

             4              3              2               1                 0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

             4              3              2               1                 0

Педагог проявляет доброжелательное отношение к нашему ребенку.

             4              3              2               1                 0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с учителем нашего

ребенка.

             4              3              2               1                 0

Педагог справедливо оценивает достижения в учебе нашего ребенка.

             4              3              2               1                 0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

             4              3              2               1                 0

Учитель учитывает индивидуальные особенности нашего ребенка.

             4              3              2               1                 0

Педагог дает нашему ребенку глубокие и прочные знания.

             4              3              2               1                 0

Педагог заботится о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

             4              3              2               1                 0

Учитель создает условия для проявления и развития способности нашего ребенка.

             4              3              2               1                 0

     Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой педагога (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

     Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью педагога.

Анкета для родителей

1. Устраивает ли вас стиль взаимоотношений вашего ребенка с учителем?

2. Пользуется ли учитель уважением среди учащихся?

3. Учитель вашего ребенка доброжелателен, справедлив, тактичен?

4. Учитель обладает хорошими манерами поведения?

5. Вы всегда можете рассчитывать на помощь учителя?

6. У вас были конфликты с учителем?

7. На уроках ваши дети получают полноценные знания?

8. Учитель обыкновенно оценивает вашего ребенка?

9. Придя домой, ваш ребенок рассказывает  о том, как прошел день в школе?

Заключение

     К сожалению, на мой взгляд, изучение личности детей и их коллективов проводится планово и  систематически лишь в очень немногих школах (глубоко работа ведётся обычно в тех школах, где работают психологи и социальные педагоги). В некоторых проводится недостаточно целенаправленно или вовсе не проводится. Одна из причин этого – недостаток внимания в школах к этой области знаний, частично -  отсутствие времени, желания и умения    педагогов и администрации школы проводить эту весьма сложную и чрезвычайно нужную  работу. Но мне хочется надеяться, что разработанный мной «Психологический практикум», методики которого может использовать каждый классный руководитель на классных часах и родительских собраниях, окажет некоторую помощь в организации и проведении этой важной работы.

Литература

1. Фридман Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. – М.: Просвещение, 1988. – С. 163–165.

2. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

 3. Шилова М.И. Мониторинг процесса воспитания школьников //Педагогика. - 2001. - №5.- С.40-45.

 4. Щуркова Н.Е. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - М.: Новая школа,1998.

 5. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики//Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск,1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Данный материал имеет методическое содержание по воспитанию школьников в коллективе в духовно-нравственном направлении. Приводятся приемы методов воспитания, которые можно использовать на классных час...

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива

Психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива...

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Материал содержит обобщение педагогического опыта по воспитанию школьников....

Духовно-нравственное развитие и становление личности учащихся в классном коллективе.

Материал содержит методические рекомендации по воспитанию учащихся....

Выступление "Педагогическая диагностика личности учащегося и детского коллектива"

В помощь классному руководителю для работы с детьми (анкетирование).[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7547470","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"1...

Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя

Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа ...

Программа воспитательной работы 5-11 класс «Формирование и развитие творческой личности учащихся в классном коллективе»

Программа воспитательной работы 5-11 класс  «Формирование и развитие творческой личности  учащихся в классном коллективе»...