Семейная гостиная «Что в имени моём?»
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Семейная гостиная «Что в имени моём?»
« Из людей не бывает никто безымянным» Гомер
Цель: знакомство учащихся с происхождением, значением, историей русских имён, сплочение коллектива учащихся и родителей.
Участники: ученики, их родители, психолог, классный руководитель
Ведущий: Добрый вечер, ребята и уважаемые родители. Сегодня мы вновь встречаемся с вами в нашей гостиной. Среди учеников нашего класса встречаются удивительные имена: Николь, Глеб , Данил , Роман , Кристина, Софья, Анастасия, Эллина, Алиной, Виктория. А знаете ли вы, что значит ваше имя и почему вас так назвали? В ходе нашего разговора мы познакомимся с историей ваших имён, а сейчас ответьте на такой вопрос «Какое имя было самым первым?» (идёт обсуждение)
Ни самого первого, ни второго или десятого имени не было. В бесконечно далёком прошлом не существовало разделения на имена. Первоначально в личных именах закреплялись какие-то отличительные признаки называемого- Беляй, Несмеяна, Губа, Шея; что- либо из окружающей среды- Дуб, Бык, Топор; слова, отражающие трудности родов- Томило, Истома; имена- обереги- Некрас, Дурак.
А зачем, по- вашему, нужно имя? ( Чтобы отличить одного человека от другого)
Ведущий: Это мнение односторонне. В дореволюционной русской деревне 25% крестьян носили имя Иван- каждый четвёртый был Иваном. В переписи 17 века обычны были семьи с одноимёнными братьями. Рекорд установило польское семейство Длугошей в Кракове: всех одиннадцать братьев звали именем Ян, которое считалось счастливым.
У разных народов разный строй личных имён. У нас имя пожизненно, а в Африке и в Азии у очень многих народов имена смены в зависимости от возрастных ступеней каждого человека.
Разнообразны виды имён. У некоторых народов Западной Европы принято давать сразу два имени или больше – в честь старших родственников, В Англии торговец назвал сына Вильям- Эдуард- Стюарт - Тревор - Генри – Эдван – Мартин. Он был ярым сторонником футбольной команды Вест-Хэм и развернул каждую букву в целое имя – и мальчик стал семиимённым.
Сейчас невозможно вообразить человечество без личных имён. Личное имя каждого- обязательное условие существования современного общества. Случаи отсутствия имени также общественно значимы. Лишали имён каторжников, присваивали им номера. Этот «приём» переняли фашисты, стремясь превратить пленных в рабочий скот. В одном из племён Северной Америки берущий в долг теряет право на своё имя, пока не расплатится.
У самых разных народов при болезни человека меняли ему имя, чтобы вместе с именем прогнать недуг. Эскимосы меняли имя после неудачной охоты. У папуасского племени маринг- аним на острове Новая Гвинея практиковалась кровавая охота за именами: делали вылазки к соседям и требовали, убивая: «Имя!» Их объяснение «Имён не хватает»
А теперь, давайте познакомимся с историями имени в нашем классе. ( Ученики и их родители рассказывают, почему или в честь кого назвали ребёнка таким именем.)
После каждого рассказа учитель зачитывает значение имени.
Теперь вы все знаете историю происхождения вашего имени, а также и то, что оно обозначает.
Сейчас я попрошу разделиться всех присутствующих на две команды, в каждой будут взрослые и дети. Постарайтесь угадать, о каком имени идёт речь.
- Это имя дают повсеместно в среднем 5 из 1000 новорожденных девочек, оно вернулось как английская форма имени с основой адель - «благородный» (Алла)
- Древнегреческое имя, означает «воскрешённая», принесено из Византии. (Анастасия)
- Одно из древнейших времён, первоначальное его значение спорно: по мнению ряда учёных - « милость». По мнению других - «грация» , «миловидная» или «слава» (Анна)
- Это имя пришло к русским вместе с принятием христианства, но никогда не было частым, преимущественно его брали, поступая в монахини (Вероника)
- Древнегреческое - « спокойная, тихая». У русских оставалось малоизвестным вплоть до начала XX века, когда только и стало распространяться. (Галина)
- Имя, принесённое к русским христианством из Византии, древнегреческого – «непорочная» (Екатерина)
- Древнегреческое «светлая», прославлено величайшим произведением древнегреческой и мировой поэзии «Илиадой» (Елена)
- Среди русских мальчиков занимает одно из первых мест по частоте, особенно частым стало после побед князя, получившего за свои победы над шведскими и немецкими завоевателями прозвище Невского. (Александр)
- По - древнегречески – «восточный» ( Анатолий)
- Теперь принадлежит к десятку самых частых, древнегреческое – «благородный» (Евгений)
Мы поздравляем победителей викторины и благодарим остальных за участие. Как всегда мы хотели бы услышать ваше мнение о сегодняшней встрече. (все участники делятся впечатлениями)
Спасибо всем гостям, участникам за удовольствие общаться с вами и за этот вечер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Семейная гостиная"
методическая разработка занятия с родителями в хореографической студии с детьми 4-6 лет....
"Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость"
Семейная гостиная "Мой дом - моя крепость - это праздник для детей, живущих в школе-интернате. Для них самое главное- чувствовать, что рядом с ними близкие им люди. На празднике дети рисуют семе...
Психолого-педагогические семейные гостиные: одно из направлений работы семейного клуба
Краткое описание работы семейноых гостиных....
сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"
сценарий семейной гостиной "Традиции семейного чаепития"...
Заседание семейного клуба "Семейная гостиная"
Семейный вечер...
Литературная гостиная. «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века).
Литературная гостиная «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века)....