Литературная гостиная. «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века).
план-конспект занятия (11 класс)

Однобокова Лилия Анатольевна

 Литературная гостиная «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya.s._pushkina_i_poetov_hh_veka.docx52.8 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

Тема: «Что в имени тебе моем?» (связь поэзии А.С. Пушкина и поэтов ХХ века).

Аудитория: 10-11 классы;

Цель мероприятия: помочь учащимся уловить неповторимые черты личности А.С. Пушкина: добрый характер, любящее сердце, способность видеть прекрасное, внутреннюю гармонию, увидеть связь поколений и времен, жизнь Пушкина в поэзии его последователей.

Задачи:

Обучающие:

  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству А.С. Пушкина, поэтов ХХ века;
  • Формирование представления о роли А.С. Пушкина в жизни и творчестве М. Цветаевой,              А. Ахматовой, А. Блока;
  • Обучение выразительному чтению лирических произведений.

Развивающие:

  • Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная;
  • Развитие эстетического вкуса.

Воспитательные:

  • Формирование дружеских отношений между учащимися;
  • Формирование умения быстро принимать решения;
  • Формирование навыков публичного выступления.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, выставка книг А.С. Пушкина, портреты А.С. Пушкина, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой, А.А. Блока, отрывок фильма                         Л. Парфенова «Живой Пушкин».

Ход мероприятия:

Учитель: Неподдельная красота пушкинской поэзии заключается в неразрывной связи Добра и Красоты. Гений Пушкина его обаяние, его талант, его открытия в области стиха позволили литературе 19 века именоваться золотым веком русской поэзии. Крупные поэты века 20: А.А. Ахматова, М.И. Цветаева, А.А. Блок,-формировались, оттачивали свое мастерство, воспитывались на поэзии великого Пушкина (слайд 1).

Музыка Бетховена «К Элизе».

Ученик 1: (слайд 2):

А. Плещеев «Памяти Пушкина».

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрёшь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё ещё горит нам светоч тот,

Всё гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовёшь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовёшь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

Ученик 2: (слайд 3): Пушкинская площадь. Стоит он в грустном раздумье и, кажется, смотрит на нас. Слава России, ее гордость. Наш Пушкин!

А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал…

Ученик 3: В центре жизни М. Цветаевой была поэзия. Точнее – ее непреходящая величина –              А.С. Пушкин.

"...В спальне матери была картина Наумова "Дуэль" (слайд 3). Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего, под мышки, к саням — а еще один, другой, спиной отходит. Уводимый — Пушкин, отходящий — Дантес. Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта убили. С тех пор, да, с тех пор, как Пушкина на моих глазах на картине Наумова - убили, ежедневно,  ежечасно,  непрерывно  убивали  все  мое  младенчество, детство, юность - я поделила мир на поэта - и всех, и  выбрала  -  поэта,  в подзащитные выбрала поэта: защищать поэта - от  всех,  как  бы  эти  все  ни одевались и ни назывались...».

Барабанная дробь

М.И. Цветаева «Нет, бил барабан перед смутным полком…»

Нет, бил барабан перед смутным полком,

Когда мы вождя хоронили:

То зубы царёвы над мёртвым певцом

Почётную дробь выводили.

Такой уж почёт, что ближайшим друзьям —

Нет места. В изглавьи, в изножьи,

И справа, и слева — ручищи по швам —

Жандармские груди и рожи.

Не дивно ли — и на тишайшем из лож

Пребыть поднадзорным мальчишкой?

На что-то, на что-то, на что-то похож

Почёт сей, почётно — да слишком!

Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,

Монарх о поэте печётся!

Почётно — почётно — почётно — архи-

почётно, — почётно — до чёрту!

Кого ж это так — точно воры вора

Пристреленного — выносили?

Изменника? Нет. С проходного двора —

Умнейшего мужа России.

Ученик 4: Стремительно и властно в жизнь М.И. Цветаевой вошел А.С. Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души. Пушкинскую «капитанскую дочку»          Марина Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение «К морю» стало ее любимым.

На фоне фильма о море.

А.С. Пушкин «К морю».

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,
И стая тонет кораблей.

Из письма взрослой М. Цветаевой: ««Прощай, свободная стихия» - стихотворение романтическое, наиромантичнейшее из всех мне ныне известных. Сама романтика: море, любовь, неволя, Наполеон, Байрон, обожание».

Ученик 5: Пушкин – первая и неизменная любовь Марины Цветаевой. Мало сказать, что это ее первый спутник. Пушкин в понимании  М.И. Цветаевой – неиссякаемый родник, питавший творческую энергию многих поэтов. И для нее самой вечно современный поэт всегда оставался лучшим другом, собеседником, советчиком. С Пушкиным она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание поэзии.

П.И. Чайковский «Сентиментальный вальс».

«Пушкин меня заразил любовью. Словом «любовь». Мне было 6 лет. Это был мой первый музыкальный вечер – рождественский. Давали сцену из «Русалки», потом «Рогнеду».

И…Теперь мы в сад перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним….

Ф. Лист «Грезы любви».

Иллюстрации к «Евгению Онегину».

Скамейка. На скамейке – Татьяна. Потом приходит Онегин, но не садится, а она встает. Обо стоят, но говорит он. Долго, все время. А она не говорит ни слова….

По дороге домой мама расспрашивала меня.

- Что же, Муся, тебе больше всего понравилось?

- Татьяна и Онегин.

- Что? Не Русалка, где мельница, и князь, и леший? Не Ротнода?

- Татьяна и Онегин.

- Но как же это может быть? Ты же там ничего не поняла? Ну, что ты  там

могла понять?

  А я молчу.

Я не в Онегина влюбилась, а  в  Онегина  и  Татьяну  (и может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь.  

Я  ни тогда, ни потом,  никогда  не  любила,  когда  целовались,  всегда  -  когда расставались.  Никогда  не  любила  -  когда  садились,   всегда   -   когда расходились. Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он _не_ любил, потому и не сел, любила _она_, потому и встала. Эта первая моя любовная сцена, предопределила все мои последующие,  всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной  любви. Они  ни  минуты  не были вместе: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушел,  она  осталась.

Но еще одно, не одно, а многое, предопределил во  мне  Евгений  Онегин.

Если я потом всю жизнь первая  писала,  первая протягивала руку - и руки, не страшась суда - то только потому, что на  заре моих  дней  Татьяна это на моих глазах  -  сделала.  И  если  я потом, когда уходили, не только не протягивала вслед рук,а головы не оборачивала, то  только  потому,  что  тогда,  в  саду,  Татьяна застыла статуей.

     Урок  смелости.  Урок  гордости.  Урок  верности.  Урок  судьбы преподнес мне великий Пушкин.

Песня «Мне нравится, что Вы больны не мной».

Ученик 6: Марина Цветаева посвятила великому русскому поэту цикл произведений «Стихи к Пушкину». Она провозглашает свое кровное, нерасторжимое родство с Пушкиным – родство по ремеслу и вдохновению. Ей ведомы и понятны все тайны пушкинского стиха, каждая его скобка, каждая описка. Она знает цену каждой его остроты, каждого слова….

«Станок»

Прадеду — товарка:
В той же мастерской!
Каждая помарка —
Как своей рукой.

Вольному — под стопки?
Мне, в котле чудес
Сём — открытой скобки
Ведающей — вес,

Пелось как — поется
И поныне — так.
Знаем, как «дается»!
Над тобой, «пустяк»,

Знаем — как потелось!
От тебя, мазок,
Знаю — как хотелось
В лес — на бал — в возок…

Перья на востроты —
Знаю, как чинил!
Пальцы не просохли
От его чернил!

В битву без злодейства:
Самого — с самим!
— Пушкиным не бейте!
Ибо бью вас — им!

Главное для Нее в Нем  - его независимость, его бунтарство, бесконечная преданность Поэзии как делу жизни. Именно это объединяет двух великих поэтов. Да, именно поэтов, как того хотела М. Цветаева.

Романс «Под лаской плюшевого пледа».

Ученик 7:  Анна Андреевна Ахматова называла стихи Пушкина «золотыми». Он всегда был ее поэтическим кумиром. С ним она постоянно в особые жизненно-литературные отношения. Любовь к Пушкину Ахматова питает с детства. Детские и юношеские годы Ахматова провела в Царскосельском лицее, где и сегодня невольно ощущается присутствие пушкинского духа, словно навсегда поселившегося в этом храме русской поэзии.

Для Ахматовой муза всегда смуглая, словно она возникает перед ней в садах лицея сразу в обличии курчавого Пушкина, не раз мелькавшего здесь, в сумерках Екатерининского парка.

«Смуглый отрок бродил по аллеям»

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни...

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

В этих строках все отношение Ахматовой к Пушкину: подчеркнутое его величие и благоговение перед ним «Здесь лежала его треуголка и растрепанный том Парни» и вечность поэта «столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов». У Пушкина Ахматова училась простоте, краткости и подлинности поэтического слова. И все, что с ним связано, дорого поэту Ахматовой.

Ученик 8: (слайд 8) Известную поэтическую зарисовку, посвященную Царскому селу, создает Пушкин в стихотворении «Царскосельской статуе». В лирической картине представляется красавица с кувшином, которую он воспел и прославил навек.

А.С. Пушкин «Царскосельская статуя».

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.

Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Ахматова с женской  пристрастностью вглядывается в поэтическое изваяние, пленившее когда-то поэта., и в неповторимый пушкинский стиль. Ее собственное стихотворение, озаглавленное так же, как у Пушкина, дышит чувством уязвленности и досады.

А.А. Ахматова «Уже кленовые листы»

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,

И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.

Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.

И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

Лирическая героиня стихотворения относится к статуе как к живой сопернице. Ей кажется, что девушка только притворяется грустной…еще бы, ведь ей подарил бессмертие сам Александр Сергеевич  Пушкин!

Ученик 9: Ахматовой принадлежит «Слово о Пушкине» - великолепный поэтический монолог о его бессмертии.

«Мне надо привести в порядок мой дом", - сказал умирающий Пушкин.
Через два дня его дом стал святыней для его Родины, и более полной, более лучезарной победы свет не видел.
Вся эпоха (не без скрипа, конечно) мало-помалу стала называться пушкинской. Все красавицы, фрейлины, хозяйки салонов, кавалерственные дамы, члены высочайшего двора, министры, аншефы и не-аншефы постепенно начали именоваться пушкинскими современниками. Говорят «пушкинская эпоха», «пушкинский Петербург». И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно. Он победил и время и пространство. Он вечен!»

Ученик 10:               

А.С. Пушкин «Что в имени тебе моем?»

Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...

«Что в имени тебе моем?». наша память  с детства хранит великое имя Пушкин. «Это имя, этот звук наполняет многие дни нашей жизни», - писал А.А. Блок. Имя Пушкина в жизни Блока словно немеркнущая радуга, охватывающая всю его судьбу – от начала и до конца. «Все – вздор…перед Пушкиным». Это запись из дневника Александра Блока, сделанная в январе 1921 года. А в феврале этого же года поэт выступает в Петербургском Доме литераторов  с речью, посвященной 84 годовщине со дня смерти поэта. Это речь – поэтическое завещание Блока.

Ученик 11: Поэтическим итогом речи поэта стало создание 11 февраля 1921 года стихотворения «Пушкинскому Дому» (слайд 10)

А. Блок «Пушкинскому Дому».

Имя Пушкинского Дома

В Академии Наук!

Звук понятный и знакомый,

Не пустой для сердца звук!

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас тогда?

Вот зачем такой знакомый

И родной для сердца звук —

Имя Пушкинского Дома

В Академии Наук.

Вот зачем, в часы заката

Уходя в ночную тьму,

С белой площади Сената

Тихо кланяюсь ему.

     Учитель: Пушкин для поэтов 20 и 21 веков – рожденное Добро, воплощение высокой человечности, духовная опора. Он – Учитель, они  - ученики; он – Океан, они – реки, нисходящие из него. Именно Пушкин поднял тему свободы, которая станет краеугольным камнем для всей русской литературы. Для поэтов 20 века – это свобода художника, воятеля – необходимое условие для творчества.

В чем заключается гений великого Пушкина? Риторический вопрос. Мы с вами знаем разного Пушкина: Пушкина-человека, Пушкина-друга декабристов. Но все меркнет перед одним – Пушкиным-поэтом. Поэт – величина неизбывная. А это значит, что звуки и слова, слова и чувства рождают гармонию Пушкин – великий поэт, потому что он сын самой гармонии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра-викторина "Что в имени тебе моём?..."по творчеству А.С.Пушкина

Помериться знаниями о жизни и творчестве А.С.Пушкина приглашаются старшеклассники...

Литературная гостиная "Я живу для тебя, Понизовье".

«Поэзия – мечты и стонов сплавИ эхо заплутавши наших судебИ ты тогда, сомнения поправ, А сердце  - на  кусочки разорвав, Несёшь его и даришь людям!...

Литературная гостиная "Их творчество бессмертно, их имена в наших сердцах" (по творчеству воронежских поэтов)

Мероприятие включает в себя чтение стихов поэтов Воронежского края, заочную экскурсию по памятным местам Воронежа....

Литературная гостиная «Прекрасно, что это говорят звезды…» (Тютчев и Фет: штрихи к двойному поэту)

Данная методическая разработка может быть полезна при изучении творчества Ф.И.Тютчева и А.А. Фета в 10-11 классе. Форма проведения: как урочная, так и внеурочная....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИННАЯ «POETRY FOREVER», приуроченное к Всемирному Дню поэзии

quot;Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно...