воспитательная система
методическая разработка на тему

Тюндина Ольга Викторовна

методическая разработка воспитательной системы, которая рсчитана на воститание детей с 5-9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_sistema.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система

5-9  класса

«Зажги свою звезду»

Паспорт воспитательной работы

Название восп. системы

«Зажги свою звезду»

Классный руководитель

Тюндина О.В.

Срок реализации

2014 – 2019 уч.год.

Ведущий замысел

Воспитательная работа заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнидеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей,индивидуальному и колективному творчеству,овладению умениями навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.

Пояснительная записка

Путь к реализации воспитательной программы предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:

Свода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);

Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем не доволен, тот всем не приятен);

Требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижение намеченных целей);

Любознательность ( стремление всё знать и всему учиться; познавая мир, познавай и самого себя);

Самопризнание  (это способствует эмоциональной уравновешенности, проявлению и осуществлению желания самореализоваться);

Человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);

Веселье (радость и удовольствия, получаемые ребёнком от жизни; источником радости может стать любое дело сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);

Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной  жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).

Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной работы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:

  1. Воля и труд  дивные всходы дают.
  2. Всякий человек по делу познаётся.
  3. По мере трудов и награда.
  4. Доброе исполняем, а худое искореняем.
  5. Веселье делу не помеха.
  6. В хорошей артели всяк при деле.
  7. С кем живёшь, с тем и слывёшь.
  8. Здоров будешь – всё добудешь.

Принципы воспитательной работы:

  • Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);
  • Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;
  • Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
  • Инициатива, самодеятельность, творчество детей;
  • Толерантности (вдумчивое отношение к людям)
  • Принцип индивидуализации воспитания
  • Помни: вместе мы - сила;
  • Сделав, проанализируй

Главным целевым ориентиром системы является содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:

 

  1. Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
  2. Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать её становление;
  3. Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

Формы и методы: тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения, игры, брейн-ринги, КВНы, викторины, выставки, конкурсы.

Функции:

Образовательная – формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира.

Воспитательная – нравственное становление личности школьника

Защитная – защита ребенка от негативных влияний среды

Компенсирующая – дополнительные условия для развития творческих способностей детей их самореализации в игре, общение познание.

Корректирующая – корректирование различных влияний, которые испытывает ребенок в классе и вне его.

Этапы решения задач:

  1. Изучение индивидуальных особенностей детей.
  2. Изучение социального заказа.
  3. Разработка общей программы воспитания, индивидуальных программ.
  4. Изучение специальной литературы.
  5. Создание хорошего микроклимата в классе.
  6. Контролировать успеваемость и посещаемость.
  7. Координация взаимоотношений ученик↔учитель.


 Формы воспитывающей деятельности

Виды и формы  воспитывающей  деятельности:

  • Классные собрания
  • Классные часы
  • Лекция
  • Беседа
  • Час общения
  • Ролевые игры
  • Диспуты
  • Мозговой штурм
  • Урок творчества
  • Мероприятия
  • КТД
  • Викторины
  • Конкурсы, КВН
  • Экскурсии
  • Походы
  • Вечера
  • Акции, проекты

Диагностика

  • Исследование особенностей личности:
  • Общие сведения
  • Способности
  • Самооценка
  • Темперамент
  • Уровень воспитанности
  • Исследование межличностных отношений
  • Социально психологический климат в классе
  • Социометрия

Работа с родителями

  • Анкетирование
  • Беседы
  • Консультации
  • Родительские собрания
  • Посещение семьи
  • Проведение совместных часов общения детей и родителей

Направление воспитательной работы

  • Коллектив
  • Общение
  • Здоровье
  • Творчество
  • Учение


Структура воспитательной системы класса

Субъекты воспитательной системы класса


Направление

Решаемые задачи

Формы работы

Мероприятия

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Организационная работа с:

а) учениками

б) учителями

в) родителями

Выработка единых требований, привлечение родителей к жизни класса.

Формирование доброжелательных отношений между родителями

Распределение поручений,

Работа с активом,

Работа с документами

анкетирование

  1. Ежемесячные классные собрания
  2. Выпуск классной газеты
  3. Организация дежурства в классе, школе
  4. Участие в самоуправлении в школе, классе
  5. Обеспечение учебниками
  6. Благоустройство класса
  7. Планирование работы с классом

2. Организация

учебной

деятельности и самообразования

Поддержка интереса к учебе, развитие творческих способностей.

Контроль за успеваемостью.

Индивидуальный подход и оказание помощи в учебе.

Постоянный контроль и информирование родителей.

Индивидуальная работа.

Участие в олимпиадах.

Участие в предметных неделях.

Еженедельная проверка дневников.

«Скорая помощь»: индивидуальная работа со слабо успевающими; помощь больным, установить шефство над слабоуспевающими.

Беседа: «что мы желаем от этого учебного года»

Беседа: «Режим дня в жизни ученика» (помочь составить режим для каждого)

Классный час. Итоги I четверти: «Радуют они нас или огорчают» Классный час НОТ со школьниками

Классный час: «Книги, которые я люблю» Классный час: «Оцени себя сам»

Выпустить альбом: «О детство» (Лучшее сочинение, рисунки……..)

1.Контроль и коррекция успеваемости учащихся.

2.По итогам четверти написать благодарственные письма, чьи дети учатся без троек.

3.Психологические советы «Учись учиться» (как развивать внимание, улучшать память и т.д.)

3. Здоровье

Работа по физическому самосовершенствованию.

Создание условий для физического развития учащихся.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Спортивные кружки.

Беседы с учащимися, родителями, фельдшерами.

Соревнования, эстафеты…

Школа выживания (цикл тематических классных часов, уроки ОБЖ).

Инструктажи и беседы по ПДД и ПБ.

Работа по профилактике ОРЗ.

Участие в общешкольных мероприятиях «День здоровья»

Проведение спортивных игр, мероприятий на воздухе.

«Папа, мама, я – спортивная семья»

Цикл бесед: «Влияние алкоголя, курение, наркотиков на организм человека» (конкурс рисунков).

«Веселые старты»(игры на воздухе)

4.Гражданско-патриотическое

Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культура своей страны, села.

Сохранение традиций народа.

Классный час. Уроки мужества.

Встречи с участниками ВОВ, с участниками военных действий в Афганистане, Чечне.

Охрана и уход за памятником.

Беседа: «Наш край, район, село»

Классный час: «Моя малая родина»

Беседа: «Самый воспитанный – это кто?»

Классный час: «Мои права и обязанности».

Встреча с ребятами отслужившими в армии.

Поздравление мальчиков на 23 февраля.

Участие в митинге и концерте к 9 мая

5. Познай самого себя

Развитие творческих способностей каждого ребенка с учетом его наклонностей.

Работа над собой, развитие самооценки.

Содействие процессам самопознания и само совершенства.

Анкетирование.

Индивидуальная работа.

Беседы с учащимися и их родителями

Внеурочная работа

Работа в кружках, факультативах.

Цикл классных часов, бесед: «Кто я?»,  «Зачем я?», «Я и другие».

Участие в общешкольных мероприятиях.

День урожая

Анкетирование «Круг моих интересов»

«Приятное для братика, сестренки, родителей» (подарки к новому году)

Мастерская у деда Мороза. Новогодний бал.

«Мир моих увлечений – наше творчество»

Чаепитие с бабушками и мамами (приготовить подарки)

Проведение месячника «Дом в котором я живу»

6. Работа с родителями

Привлечение родителей к организации жизни класса

Родительские собрания.

Совместные праздники.

Родительский лекторий.

Привлечение родителей к проведению детских праздников, мероприятий.

Индивидуальные беседы с родителями.

Родительское собрании: «Воспитание в радость.»

Родительское собрание: «Роль родителей в нравственном воспитании учащихся.»

Родительское собрание: «Поощрение и наказание в семье»

Родительское собрание: «Почему возникают конфликты в детской среде.»

Компоненты воспитательной системы класса

1.Индивидуально-групповой (сообщество детей и взрослых)

2. Ценностно-ориентированный

3. Функционально-деятельностный

4. Пространственно-временной

5. Диагностно - результативный

  • Классный руководитель
  • Учащиеся класса
  • Родители учащихся
  • Педагоги и другие взрослые, принимающие участие в воспитании
  • Ключевая идея системы
  • Цель и задачи воспитания
  • Перспективы жизнедеятельности класса
  • Принципы воспитательной системы класса
  • Формы и методы организации деятельности и общения
  • Основные функции воспитательной системы класса
  • Самоуправление в классе
  • Изучение интересов и потребностей учащихся
  • Укрепление отношений в коллективе, апробирование форм и способов деятельности классного коллектива
  • Развитие самоуправления
  • Лучшее из жизни класса – стало достоянием школы
  • Искать новые формы, идеи и способы жизнедеятельности класса
  • Критерии эффективности воспитательной системы
  • Анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы


Результатом работы по данной программе должно быть:

  • Развитие личности учащихся
  • Формирование классного коллектива
  • Наличие учащихся и их родителей, чувство удовлетворенностью жизнедеятельности  в классе

Диагностико - аналитический компонент   воспитательной системы

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

Критерии

Показатели

Методы и приёмы

1 Нравственная развитость

Сформированность основных нравственных качеств личности (коллективизм, трудолюбие, ответственность)

Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение.

II. Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционального –психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива.

Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» 

Методика «Наши отношения» автор Фридман. Анкета «Мишень»

III. Развитость креативных способностей

1.Способность к оригинальному мышлению.

2. Стремление к творчеству.

Тестирование. Педагогическое наблюдение.

IV. Коммуникативная развитость.

1.Коммуникабельнсть

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.

Анализ портфолио. Методика Р.В. Овчаровой

 для выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Педагогическое наблюдение.

V.Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива

Методика  изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения - автор Степанов.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью - автор Андреев

VI. Реализация интеллектуального потенциала.

  1. Освоенность образовательной программы;
  2. Развитость познавательных интересов;
  3. Способность к проведению Научного поиска

Анализ текущей и итоговой успеваемости. Школьный тест умственного развития (ШТУР)

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
  2. Знание учащимися правовых норм общества.
  3. Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
  4. Сокращение числа учащихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН и КДН.
  5. Осознанный выбор учащимися дальнейшего образования.
  6. Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, творческую работу коллектива класса.
  7. Знание учащимися героического прошлого страны и малой родины и уважения к народным традициям.
  8. Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
  9. .Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
  10. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  11. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.
  12. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в     борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.

  1. Развитие  трудолюбия, ответственности, взаимодействия, дисциплинированности и бережливости, инициативы и пр;
  2. потребности в труде, чувства уважения к людям труда;
  3. Осмысление общественного значения трудовой деятельности,
  4. овладение навыками  работы в коллективе;
  5. Ответственное отношение к поручению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

 мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"

В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...