воспитательная система
методическая разработка на тему
методическая разработка воспитательной системы, которая рсчитана на воститание детей с 5-9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema.docx | 40.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система
5-9 класса
«Зажги свою звезду»
Паспорт воспитательной работы
Название восп. системы | «Зажги свою звезду» |
Классный руководитель | Тюндина О.В. |
Срок реализации | 2014 – 2019 уч.год. |
Ведущий замысел | Воспитательная работа заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнидеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей,индивидуальному и колективному творчеству,овладению умениями навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии. |
Пояснительная записка
Путь к реализации воспитательной программы предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей, как:
Свода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем не доволен, тот всем не приятен);
Требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижение намеченных целей);
Любознательность ( стремление всё знать и всему учиться; познавая мир, познавай и самого себя);
Самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, проявлению и осуществлению желания самореализоваться);
Человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
Веселье (радость и удовольствия, получаемые ребёнком от жизни; источником радости может стать любое дело сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение);
Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).
Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной работы играют правила построения жизнедеятельности в классном коллективе:
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Всякий человек по делу познаётся.
- По мере трудов и награда.
- Доброе исполняем, а худое искореняем.
- Веселье делу не помеха.
- В хорошей артели всяк при деле.
- С кем живёшь, с тем и слывёшь.
- Здоров будешь – всё добудешь.
Принципы воспитательной работы:
- Принципы гуманистической ориентации воспитания (принципы требуют уважения к каждому человеку);
- Принцип создания воспитывающей среды: создание таких отношений в классе, которые бы формировали гражданские качества ученика, взаимную ответственность всех участников процесса;
- Принцип психологической комфортности (создание ситуации успеха);
- Инициатива, самодеятельность, творчество детей;
- Толерантности (вдумчивое отношение к людям)
- Принцип индивидуализации воспитания
- Помни: вместе мы - сила;
- Сделав, проанализируй
Главным целевым ориентиром системы является содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.
Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:
- Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся;
- Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать её становление;
- Пробудить интерес ребёнка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.
Формы и методы: тренинги общения, коммуникативные игры, часы общения, игры, брейн-ринги, КВНы, викторины, выставки, конкурсы.
Функции:
Образовательная – формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира.
Воспитательная – нравственное становление личности школьника
Защитная – защита ребенка от негативных влияний среды
Компенсирующая – дополнительные условия для развития творческих способностей детей их самореализации в игре, общение познание.
Корректирующая – корректирование различных влияний, которые испытывает ребенок в классе и вне его.
Этапы решения задач:
- Изучение индивидуальных особенностей детей.
- Изучение социального заказа.
- Разработка общей программы воспитания, индивидуальных программ.
- Изучение специальной литературы.
- Создание хорошего микроклимата в классе.
- Контролировать успеваемость и посещаемость.
- Координация взаимоотношений ученик↔учитель.
Формы воспитывающей деятельности
Виды и формы воспитывающей деятельности:
|
Диагностика
|
Работа с родителями
|
Направление воспитательной работы
|
Структура воспитательной системы класса
Субъекты воспитательной системы класса
Направление | Решаемые задачи | Формы работы | Мероприятия | ||||||||||||||
Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||
1.Организационная работа с: а) учениками б) учителями в) родителями | Выработка единых требований, привлечение родителей к жизни класса. Формирование доброжелательных отношений между родителями | Распределение поручений, Работа с активом, Работа с документами анкетирование |
| ||||||||||||||
2. Организация учебной деятельности и самообразования | Поддержка интереса к учебе, развитие творческих способностей. Контроль за успеваемостью. Индивидуальный подход и оказание помощи в учебе. Постоянный контроль и информирование родителей. | Индивидуальная работа. Участие в олимпиадах. Участие в предметных неделях. Еженедельная проверка дневников. | «Скорая помощь»: индивидуальная работа со слабо успевающими; помощь больным, установить шефство над слабоуспевающими. | ||||||||||||||
Беседа: «что мы желаем от этого учебного года» | Беседа: «Режим дня в жизни ученика» (помочь составить режим для каждого) | Классный час. Итоги I четверти: «Радуют они нас или огорчают» Классный час НОТ со школьниками | Классный час: «Книги, которые я люблю» Классный час: «Оцени себя сам» | Выпустить альбом: «О детство» (Лучшее сочинение, рисунки……..) | |||||||||||||
1.Контроль и коррекция успеваемости учащихся. 2.По итогам четверти написать благодарственные письма, чьи дети учатся без троек. 3.Психологические советы «Учись учиться» (как развивать внимание, улучшать память и т.д.) | |||||||||||||||||
3. Здоровье | Работа по физическому самосовершенствованию. Создание условий для физического развития учащихся. Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. | Спортивные кружки. Беседы с учащимися, родителями, фельдшерами. Соревнования, эстафеты… | Школа выживания (цикл тематических классных часов, уроки ОБЖ). Инструктажи и беседы по ПДД и ПБ. Работа по профилактике ОРЗ. Участие в общешкольных мероприятиях «День здоровья» | ||||||||||||||
Проведение спортивных игр, мероприятий на воздухе. | «Папа, мама, я – спортивная семья» | Цикл бесед: «Влияние алкоголя, курение, наркотиков на организм человека» (конкурс рисунков). | «Веселые старты»(игры на воздухе) | ||||||||||||||
4.Гражданско-патриотическое | Воспитание гражданской ответственности, уважение к истории, культура своей страны, села. Сохранение традиций народа. | Классный час. Уроки мужества. Встречи с участниками ВОВ, с участниками военных действий в Афганистане, Чечне. Охрана и уход за памятником. | Беседа: «Наш край, район, село» | Классный час: «Моя малая родина» | Беседа: «Самый воспитанный – это кто?» | Классный час: «Мои права и обязанности». Встреча с ребятами отслужившими в армии. Поздравление мальчиков на 23 февраля. | Участие в митинге и концерте к 9 мая | ||||||||||
5. Познай самого себя | Развитие творческих способностей каждого ребенка с учетом его наклонностей. Работа над собой, развитие самооценки. Содействие процессам самопознания и само совершенства. | Анкетирование. Индивидуальная работа. Беседы с учащимися и их родителями Внеурочная работа | Работа в кружках, факультативах. Цикл классных часов, бесед: «Кто я?», «Зачем я?», «Я и другие». Участие в общешкольных мероприятиях. | ||||||||||||||
День урожая | Анкетирование «Круг моих интересов» | «Приятное для братика, сестренки, родителей» (подарки к новому году) Мастерская у деда Мороза. Новогодний бал. | «Мир моих увлечений – наше творчество» | Чаепитие с бабушками и мамами (приготовить подарки) | Проведение месячника «Дом в котором я живу» | ||||||||||||
6. Работа с родителями | Привлечение родителей к организации жизни класса | Родительские собрания. Совместные праздники. Родительский лекторий. | Привлечение родителей к проведению детских праздников, мероприятий. Индивидуальные беседы с родителями. | ||||||||||||||
Родительское собрании: «Воспитание в радость.» | Родительское собрание: «Роль родителей в нравственном воспитании учащихся.» | Родительское собрание: «Поощрение и наказание в семье» | Родительское собрание: «Почему возникают конфликты в детской среде.» |
Компоненты воспитательной системы класса
1.Индивидуально-групповой (сообщество детей и взрослых) | 2. Ценностно-ориентированный | 3. Функционально-деятельностный | 4. Пространственно-временной | 5. Диагностно - результативный |
|
|
|
|
|
Результатом работы по данной программе должно быть:
- Развитие личности учащихся
- Формирование классного коллектива
- Наличие учащихся и их родителей, чувство удовлетворенностью жизнедеятельности в классе
Диагностико - аналитический компонент воспитательной системы
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы
Критерии | Показатели | Методы и приёмы |
1 Нравственная развитость | Сформированность основных нравственных качеств личности (коллективизм, трудолюбие, ответственность) | Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте». Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение. |
II. Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционального –психологических отношений в коллективе. 2. Сформированность индивидуальности классного коллектива. | Методика А.Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» Методика «Наши отношения» автор Фридман. Анкета «Мишень» |
III. Развитость креативных способностей | 1.Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству. | Тестирование. Педагогическое наблюдение. |
IV. Коммуникативная развитость. | 1.Коммуникабельнсть 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся. | Анализ портфолио. Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение. |
V.Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива | Методика изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения - автор Степанов. Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью - автор Андреев | |
VI. Реализация интеллектуального потенциала. |
| Анализ текущей и итоговой успеваемости. Школьный тест умственного развития (ШТУР) |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
- Знание учащимися правовых норм общества.
- Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
- Сокращение числа учащихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ПДН и КДН.
- Осознанный выбор учащимися дальнейшего образования.
- Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, творческую работу коллектива класса.
- Знание учащимися героического прошлого страны и малой родины и уважения к народным традициям.
- Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, культурообразующей роли православия для России, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты.
- .Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей.
- Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
- Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.
- Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Воспитание экологической культуры.
- Развитие трудолюбия, ответственности, взаимодействия, дисциплинированности и бережливости, инициативы и пр;
- потребности в труде, чувства уважения к людям труда;
- Осмысление общественного значения трудовой деятельности,
- овладение навыками работы в коллективе;
- Ответственное отношение к поручению
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»
Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...
презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"
Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....
«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»
Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»
Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
мастер-классы (творческие выступления) участников, демонстрирующие суть воспитательной системы (или её части).. Сценарий по воспитательной системе 5 класса "Классный Классный" "ПРЕОДОЛЕНИЕ"
В воспитательной работе используются в основном традиционные методы и формы работы, которые подбираются исходя из целей и задач каждого мероприятия, а также возможностей его организаторов. При проведе...
- Мне нравится (3)